Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
09.08.2020
02:08
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1286]
Суздаль [393]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [417]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [130]
Гусь [151]
Вязники [274]
Камешково [93]
Ковров [373]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [110]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [103]
Религия [5]
Иваново [55]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [103]
Писатели и поэты [99]
Промышленность [89]
Учебные заведения [110]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [47]
Муромские поэты [5]
художники [23]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [241]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Деревня Богатищево Собинского района

Деревня Богатищево

Богатищево — деревня в Собинском районе Владимирской области, входит в состав муниципального образования Толпуховское сельское поселение.
Деревня расположена в 8 км на запад от центра поселения деревни Толпухово и в 22 км на север от райцентра города Собинка.
В деревне 3 небольших пруда, рядом с деревней — лес. Вокруг деревни находятся поля. Для транспорта есть бетонная дорога, соединяющая деревни между собой.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Ставровской волости Владимирского уезда.
При деревне Богатищеве в поле стояла деревянная часовня во имя святого пророка Илии.
В 1926 году — 74 хозяйств, с/х кооператив и начальная школа.
«Наша дер. Богатишево, Ставровской волости, Владимирского уезда, за десять лет советского строительства закончила передел земли по едокам, уточнила при этом существовавшее еще с 1913 года четырехполье с клеверосеянием, отобрала тогда же у частных собственников до 50 десятин земли, пустив их в общий передел. На этом участке выкорчевали около двух десятин мелкого кустарника и делянку в 1/8 д. сплошного березняку 12-летнего возраста. Землю разделили на крупные полосы, есть в одну и 1 ½ десятины.
В следующие годы за переделом, силами общества, вычистили находящиеся среди деревни два пруда площадью до 2000 кв. сажен и один — на краю деревни. Так же вычистили один пруд в поле для водопоя скота.
Работа была не из легких. Крепкими кольями и железными ломами крестьяне выворачивали полувозовые глыбы земли, вывозя их на высокую плотину.
Сколько было поломано телег и крестьянских спин, сколько спето «Дубинушек» с покрякиванием,- об этом знает только плотина.
Это были годы усиленного физического труда.
Теперь наша деревня напрягает свои усилия и энергию в область переложения физического труда на машину. В деревне, насчитывающей до 75 домохозяев, имеется 4 ручно-конные молотилки с тремя приводами, 5 штук веялок, сортировка, которая в 1925 году пропустила 1700 пудов ржи для посева, и рядовая сеялка. Многие из машин — самодельные — плод крестьянских рук.
Летом 1927 года приобретены две жатки и одна молотилка пароконная. Эти, невиданные в деревне, машины произвели громадное впечатление. Красивое было зрелище, когда в первый день зажина ржи вся деревни, человек до 200, выступила в поле, где в двух местах трещали машины, высоко взмахивая граблями. Машины шли ходко. Лошади весело играли одна с другой, целясь схватить зубами размахивающуюся гриву соседки. Люди-вязальщики рассыпались по полосе, человек по двадцать за каждой машиной, и так же, как и лошади, были настроены весело.
Там и тут вспыхивала веселая песня вязальщиков.
Женщины радовались освобождению от вековечной «страды деревенской». У всех улыбки на устах. Переговариваются между собой:
— Прощай жнитво серпами.
Мужики деловито, самодовольно оглядываются по сторонам на жнущих серпами соседей.
— Эх, вы! Вот, мол, как мы!..
Первый день зажина был понедельник. Из дальних деревень фабричные шли мимо на фабрики «Комавангард» и «Лакинку». Они толпами останавливались, любуясь красивым зрелищем машинного жнитва богатищевцев.
Вечером мы подсчитывали нажин. Одна машина в коллективе 10 домохозяев нажала за день 40 сот, а другая в коллектива 6 домохозяев - 34 сотни. Рожь была очень редкая. Начали работу в 8 ½ часов, а кончили задолго до пригона скота с поля, когда еще ребятишки не успели и половины огородов облазить.
— Не жали, а гуляли!
В день десятой годовщины Октября одна жатка и косилка были привезены богатищевцами на районную выставку в с. Ставрово, где за машинизацию сельского хозяйства они получили премию в виде клеверной сеялки.
Наступила зима. Надо думать о лете. В деревню прибыл уездный специалист по луговодству, предложил обществу организовать луговодческо-семеноводческое товарищество которое должно снабжать губернию семенами луговых трав.
Целый вечер крестьяне пережевывали это предложение на coбpании в красном уголке и, наконец, приняли его единогласно. Постановили отвести для этой цели 100 десятин пахотной общественной земли.
— Как же будем обрабатывать?— запросил один из крестьян. - Каждый свою полосу или все вместе, коллективно?
Никто не восстал против коллективной обработки. Добрая половина общества уже привыкла к этому, объединяясь вокруг разных с.-х. машин.
Луговод высказал надежду, что ГЗУ окажет товариществу помощь.
— Заблаговременно привезем семена, минеральные удобрения и нужные машины,— говорит он.
Простая ли крестьянская речь агронома-спеца, достаточная-ли обеспеченность землей богатищевского общества, а может и пример одного из односельчан, вырабатывающего клеверные семена на рынок, вернее, все вместе повлияло на дружное решение общества. Вскоре деревня приняла устав семеноводческого товарищества, предварительно рассмотренный и незначительно измененный с.-х. секцией при сельсовете. Этот устав представляет товариществу широкое поле деятельности, как в производстве всяких семян (в том числе и хлебных), так и в снабжении населения сельско-хозяйственными машинами.
В первый день жнитвы наши деревенские мальчишки говорили мне:
— Еще бы надо трактор.
А месяца два тому назад один крестьянин на общественном собрании спросил меня:
— А далеко-ли мы, Иван Иванович, до трактора?
Совсем недавно в красном уголке безлошадники интересовались стоимостью тракторов, их пригодностью, долговечностью и прочими подробностями.
Так зреет мысль о приобретении трактора. Да и условия местности,— ее рельеф и твердость грунта — все говорит за трактор.
В 1925 году была организована пожарная дружина, которая имеет небольшой сарай, в которой находится пожарная машина и одна бочка на железном ходу. В настоящее время заказан губстраху насос «Чиленже» стоимостью до шестисот рублей. На эту машину ВИК отпускает 100 р.
СельККОВ получил бесхозяйственную, развалившуюся каменную кладовую, разобрал ее и кирпич продает своим членам (члены — вся деревня). На вырученные деньги он покупает сортировку, куколеотборник «Триер».
Итак, за последние шесть-семь лет, нашей деревней сделано столько, сколько не сделано было за двести лет дореволюционной жизни.
Конечно, говоря о достижениях, нельзя умолчать и о недочетах. Деревня еще темна.
Возьмем хотя-бы общественные богомолья. Лет сорок пять назад у нас выбило градом хлеб и до настоящего времени привозят в деревню попа и с иконами ходят вокруг поля.
Так сильна привычка!
В 1925 году у нас было еще более жестокое градобитие: ржаной и яровой хлеб выбило на 80-100 проц., одних стекол выбито было более чем в 120 окнах. Но получили страховое вознаграждение до 120—140 рублей на дом и теперь не богомольствуют.
— На что теперь нам молиться. Молись губстрах, — выразился один крестьянин.
Ha-ряду с полезными достижениями и с примерным стремлением в дальнейшем развивать сельско-хозяйственную культуру, у нас уживается и это религиозное безделье.
В 1926 году была попытка возобновить общественное винопитие. Пропили деньги, вырученные за покос. Но сельисполнитель получил угрозу быть отданным под суд и уже больше не повторялась эта «приятность».
Надо отнести к недостатку — отсутствие женщин на общественных собраниях. А когда они и бывают, специально вызванные, то, по непривычке разбираться в общественных делах, используются для срыва каких-нибудь полезных новшеств.
Так сорвали отмену подворного кормления пастухов.
Но мы верим, что все это потонет в бурном мире здоровых стремлений нашей деревни.
Крестьянин И.И. Матвеев» («Призыв», 24 дек. 1927 г.).
С 1929 года деревня входила в состав Ставровского сельсовета Ставровского района.
В 1931 — 1945 годах и с 1965 года — в Собинском районе.
С 1981 года — в составе Толпуховского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 397 чел. (70 дворов), в 1905 г. – 433 чел. (80 дворов), в 1926 г. – 247 чел., в 2002 г. – 2 чел., в 2010 г. – 0 чел.
Пос. Ставрово, Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Собинка | Добавил: Николай (09.03.2020)
Просмотров: 107 | Теги: Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика