Главная
Регистрация
Вход
Четверг
20.06.2019
01:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1044]
Суздаль [341]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [352]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [77]
Юрьев [195]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [106]
Гусь [116]
Вязники [223]
Камешково [64]
Ковров [286]
Гороховец [85]
Александров [206]
Переславль [99]
Кольчугино [61]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [44]
Селиваново [25]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [41]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [65]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [28]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Спасское Собинского района

Село Спасское

Спасское — село в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Рождественского сельского поселения.
Село расположено в 17 км на северо-запад от центра поселения села Рождествено и в 47 км на северо-запад от райцентра города Собинка. «Спасское расположено при реке Ворше и речке Имбушкеи находится от уездного города в 28-ти верстах, от губернского в 45-ти верстах». [1]

Село принадлежало в старину частным владельцам — фамилии Савеловых.
Первая половина XIX в. «с. Спасское Савеловых. Преображенская церковь. Приход: c. Спасское (помещиков Салтыковых), д. Топорищево (тех же помещиков), д. Лапушенки (тех же помещиков), д. Тюрюкино (тех же помещиков), д. Судилово (тех же помещиков), д. Межниново (тех же помещиков), д. Васильки (тех же помещиков), д. Курицыно (тех же помещиков), д. Дашково (тех же помещиков), д. Новая (тех же помещиков), д. Пискутино (тех же помещиков), д. Матренино (тех же помещиков), д. Прокошиха (тех же помещиков), д. Негодяиха (тех же помещиков)».

В конце XIX — начале XX века село являлось центром Спасской волости Юрьевского уезда.
С 1929 года село являлось центром Спасского сельсовета Юрьев-Польского района, с 1935 года — Небыловского района, с 1965 года село входило в состав Фетининского сельсовета Собинского района.

Численность населения: в 1859 г. – 483 чел., в 1905 г. – 470 чел., а 2002 г. – 78 чел., в 2010 г. – 4 чел.

Приход Спасского—Савеловых

Церковь в селе построена была в первый раз в 1661 году и освящена в честь Преображения Господня; эта церковь была деревянная и холодная; в 1711 году была построена теплая, деревянная же, церковь, с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1779 году, вместо деревянной Покровской церкви, помещица Екатерина Ивановна Савелова построила в селе каменную церковь, которая была освящена в воспоминание Сошествия Св. Духа на Апостолов; в ней были устроены приделы: в честь Покрова Богородицы и во имя св. пр. Илии.

В 1789 г. в с. Спасском-Савеловых Юрьевского уезда, в семье диакона Преображенского храма Евфимия Савелова, родился сын Иван Евфимович Савелов. Первоначальное образование Иван получил в Суздальском духовном училище, откуда потом переведен был во Владимирскую духовную семинарию. По окончании курса в семинарии, он послан был семинарским начальством в Сергиево-лаврскую семинарию для образования к учительской должности. Здесь он хорошо изучил Священное Писание и церковную историю; с большим усердием и полным успехом занимался естественными науками: физикой, механикой, технологией и математикой, как засвидетельствовал об этом профессор философии Сергиево-лаврской семинарии, протоиерей Феодор Александрович Голубинский в своем письме (1822) к Иоанну Евфимиевичу Савелову. В 1809 г., получив аттестат от правления Сергиево-лаврской семинарии, Иоанн Евфимиевич, по резолюции Преосвященного Ксенофонта, епископа Владимирского, определен учителем еврейского и высшего немецкого классов во Владимирскую семинарию. С этого времени по 1820 г. он в разное время преподавал в семинарии различные предметы. В 1810 г. Преосвященным Ксенофонтом он произведен был во священника в с. Заколпье Меленковского уезда, с оставлением при учительской должности в семинарии. В 1817 г. Владимирским отделением Российского Библейского общества о. Иоанн Савелов избран был в секретари общества, и эту должность проходил до 1821 г. 16 февраля 1819 г., за долговременные и усердные труды по учительской должности и за тщательное, назидательное проповедание Слова Божия, он произведен был в сан протоиерея и переведен в с. Лежнево Ковровского уезда, но опять с оставлением при учительской должности в семинарии, а в с. Заколпье после него священническое место предоставлено было его сестре.
30 октября 1820 г. о. Иоанн Савелов оставил службу при семинарии и поступил настоятелем к Екатерининскому собору в г. Судогду, а в с Лежнево, на оставшееся после него праздным священническое место, произведен был один из студентов семинарии со взятием другой сестры о. Савелова. Время службы при семинарии было лучшей порой жизни Иоанна Евфимиевича. Там он имел добрых, умных друзей и коротких знакомых, — он окружен был людьми, среди которых с удовольствием проводил время, делясь мыслями и чувствами. Рассказывают, что он всегда с восторгом вспоминал о времени, проведенном им во Владимире на службе при семинарии.
«Поступив настоятелем к Судогодскому Екатерининскому собору, протоиерей Иоанн Евфимович оставался в Судогде до конца своей жизни. Здесь, кроме добросовестного исполнения обязанностей в отношении к прихожанам, он нес и другие обязанности, возложенные на него Епархиальным начальством. Так, он был цензором сказываемых при соборе проповедей, членом Судогодского оспенного комитета. В 1828 г. определен сотрудником Владимирского попечительства о бедных духовного звания; 1844 г. 30 ноября сделан преподавателем катихизического учения в соборе и в том же году утвержден в звании члена Судогодского тюремного комитета. 25 декабря 1847 г. он почувствовал сильную боль в груди, на другой день с ним последовал удар, от которого он и умер 27 дня того же месяца и года, на 58 году своей жизни.
Отец Иоанн Савелов вид имел величественный, характера был веселого и доброго. Памятен он гражданам г. Судогды, прежде всего, как красноречивый и неутомимый проповедник. С усердием занимался он проповедованием Слова Божия, еще когда был на учительской должности при семинарии; но с особенною любовию и ревностью он предался занятиям проповедничеством, поступивши в Судогду: пастырским словом он поучал своих прихожан почти каждый воскресный и праздничный день. И проповеди его отличались особенною задушевностию: он произносил их с увлечением; они оставляли глубокое впечатление; это было обычным явлением, что за проповедью его многие плакали. В продолжение жизни им составлено было множество проповедей и поучений разнообразного содержания; но до настоящего времени сохранилось у сына его, живущего в г. Судогде, только 108 бесед и поучений, сказанных в продолжение 1845,1846 и 1847 гг.
Другие же его проповеди затеряны, а часто разобраны родными и знакомыми. Богослужение о. Савелов совершал довольно скоро; кто хотел присутствовать при совершении им Богослужения, тот должен был приходить во храм по первому удару в колокол, потому что так он сам приходил в храм и тотчас же начинал Богослужение. Дома прихожан он посещал с Животворящим Крестом почти только в Великие праздники, когда его принимали действительно с усердием и религиозным настроением; в прочие праздники он не ходил, не желая быть в тягость прихожанам. А так как причт его при этом лишался части доходов, то в удовлетворение его о. Савелов выдавал ему от себя приблизительно такую сумму денег, какую получали причты у других священников.
За исправление разных треб он сам никогда не назначал платы; он всегда довольствовался тем, что ему давали. Говорят, что он нередко получал по 50 коп. за совершение брака, и был этим доволен. Как на доказательство бескорыстия о. Савелова и его преданности пастырскому долгу, можно указать еще на следующий факт. 25-го апреля 1838 г., в г. Судогде был сильный пожар. Оставив свой дом и все свое имущество в жертву огня, о. Иоанн Савелов поспешил в собор для спасения церковного имущества, и все время пожара находился там. Начавшийся поблизости пожар, при сильном, порывистом ветре, скоро достиг соборного здания: собор обгорел, - и как огонь проник в самую внутренность храма, то иконостасы и многие внутренние украшения были разрушены; движимое же имущество церковное, как то: ризница, библиотека, документы, напрестольная и прочая церковная утварь и святые иконы, благодаря самоотверженному усердию о. Савелова, все было вынесено и сохранено в целости.
В отношении к подчиненному духовенству о. Иоанн Савелов был добр и снисходителен. Он старался исправлять его недостатки, прекращать ссоры и вражду - всегда сам, - так сказать, домашними средствами, не доводя о том до сведения Епархиального начальства. Как добрый отец, он старался действовать в этом случае прежде всего своими наставлениями, советами и убеждениями; к мерам строгим он прибегал очень редко. Жители г. Судогды и ближайших сел и деревень питали к о. Иоанну Савелову любовь и уважение за его ум и доброе сердце. Особенно же его любили и уважали дворяне и чиновники. Он был, как говорится, душею их общества. Где они собирались, туда непременно приглашали и его: своим красноречием и остротами он увлекал всех. С ним они делили и радости свои и скорби: посылал ли Бог какое утешение в жизни, - тотчас приглашали Иоанна Евфимовича разделить семейную радость; случалось ли с кем из них несчастие и горе, - его также звали к себе и ждали от него слова утешения. Много у него было знакомых; но никто не был так близок к нему, как доктор Матвей Васильевич Покровский. Это был самый искренний друг о. Иоанна Савелова.
Они виделись друг с другом почти каждый день: или доктор приходил к о. протоиерею в дом, или тот к доктору. Ни одного важного и серьезного дела они не начинали, не переговоривши и не посоветовавшись друг с другом. Дружба их не прекращалась и тогда, когда доктор Покровский переведен был на службу в г. Муром. Они часто переписывались между собою и нередко навещали один другого. Отец Иоанн Савелов оставил по себе память в г. Судогде не только как добрый пастырь, но еще как искусный врач. Обладая богатыми сведениями по медицине, он употреблял их при всяком случае, требовавшем врачебного пособия, когда у больного не было средств пригласить врача или недоставало доверия ко врачу. В этих случаях врачебная помощь о. Савелова была большею частою удачна и всегда безмездна. За советом в болезнях к нему обращались не только жители г. Судогды и окрестных сел и деревень, но и из других уездов Владимирской губернии.
Однажды приезжал к нему лечиться от расслабления московский купец Пегов и получил излечение. По поводу болезни своего зятя о. Савелов писал к врачу Покровскому о признаках болезни и о своем лечении ее; тот отвечал, что описание болезни так точно и определенно и способ лечения ее так хорош, что исправлять нет надобности. Но врачебная практика о. Савелова возбудила неудовольствие в местном враче г. Бернгарде. По поводу смерти поручика Винова, который после безуспешного лечения у Бернгарда обратился за врачебною помощью к о. Савелову, этот врач отнесся бумагою к Судогодскому исправнику, в которой просил отобрать от о. Савелова сведения о том, какими он руководился правилами в лечении как означенного Винова, так и других лиц. Городничий по этой бумаге формально затребовал таковые сведения ото. Савелова под предлогом представления их к Начальнику губернии, но получивши, передал их тому же врачу Бернгарду, который, заручившись этим документом, сделал донесение во Врачебную управу, а та с своей стороны отнеслась по этому делу в Духовную Консисторию.
Из этого процесса открывается, что о. Савелов излечивал самые разнообразные болезни и таких опасно-больных, от которых после безуспешного лечения отказывался г. Бернгард. Так, в своем ответе от 2 ноября 1826 г. на запрос исправника он пишет: «Хотя я отнюдь не состою в числе вольнопрактикующих медиков, да и быть таковым не желаю, но действительно при иных отчаянных случаях, будучи позван самими больными или их домашними, по общей для всех обязанности человеколюбия, многим подавал помощь, как то и сами те, коих я пользовал, или их домашние засвидетельствовать, надеюсь, не отрекутся. Да и сами Вы (исправник) свидетелем в том в руке и в боку ревматизма жене бывшего здесь винным помощником Петра Дмитревского, Марье Дмитревской, пользованной до того очень Долго г. Бернгардом и в безнадежном положении им оставленной, что сама Дмитревская засвидетельствовать может, - в 3-х, вылечил я бывшего здесь винным помощником штабс-капитана Гошицкого от злокачественных по всему почти телу его чирьев, которого вотще пользовал Долгое время тот же г. Бернгард, и которого оставил он в самом дурном положении, что все сам г. Гошицкий засвидетельствовать может, - в 4-х, вылечил я от сильного грудного колотья, сопряженного с резью в животе, проживающего здесь в городе титулярного советника Ивана Кузьмина, пользованного тем же г. Бернгардом, и в преопасном положении им оставленного, что сам он, Кузьмин, засвидетельствовать может, - в 5-х, вылечил я помещика здешнего уезда, Аполлоса Трусова, от ломоты, что он и засвидетельствовать может. А сверх сих пойменованных лиц я имею еще довольное число других, коим я также подал помощь при весьма опасном их положении, что все они и сами, надеюсь, засвидетельствовать не отрекутся, но которых, а равно и болезни их - перечислять почитаю излишним». Приказом Консистории от 18-го января, за № 386, о. протоиерею Савелову запрещено лечить больных.
В 1820 г., сразу после окончания Владимирской семинарии, ко xpaму с. Спасского Савеловых, был рукоположен во священника Михаил Иванович Савелов.
В 1844 г. в с. Спасское Савеловых был переведен священник погоста Старозамотринского Покровского уезда Александр Дмитриевич Цветаев. Он окончил Владимирскую семинарию в 1836 г. В следующем году назначен священником храма погоста Старозамотринского. В 1888 г. вышел за штат.

В 1855 году церковь эта была расширена и в ней устроен был теплый придел — в честь Преображения Господня; деревянная же Преображенская церковь была упразднена. Колокольня и ограда при церкви каменные.

С 1857 г. диаконом церкви с. Спасского Савеловых был Александр Иванович Меморский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1854 г. В том же 1857 г. переведен священником в с. Калитеево. Скончался 7 января 1887 г.
Александр Николаевич Сахаров послен окончания в 1856 г. Владимирской семинарии, в 1862 г. был рукоположен во священника с. Короваева Суздальского уезда, в 1882 г. он уже причетник при храме с. Фантырева Юрьевского уезда, был прощен, и в 1883 г. - снова священник с. Кривдина Юрьевского уезда. В 1885 г. - опять низведен в причетники при храме с. Спасского Савеловых, в 1891 г. переведен в храм с. Мошок Судогодского уезда.
В 1888 г. священником с. Спасское Савеловых был Иван Глебович Померанцев, в 1882 г. окончивший Владимирскую семинарию.

Престолов в церкви четыре: в холодной — в честь Сошествия Св. Духа на Апостолов и приделы: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. пр. Илия, в теплом приделе — в честь Преображения Господня. [1]
В церкви хранились: старинная икона Смоленской Божией Матери, украшенная серебром, золотом, жемчугом и каменьями (поддельными); напрестольный сребропозлащенный крест с частицами св. мощей разных угодников Божиих и небольшая доска с частицами св. мощей разных угодников Божиих. Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедные росписи с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1872 году и также хранилась в церкви. [1]
При церкви земли: усадебной 3 десятины, пахотной 29 десятин 1114 кв. саж. и сенокосной 3 десятины 1286 кв. сажен. Земля значится в общем с крестьянами плане. [1]
Причт: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получал: от земли 50 руб. и за требоисправления 800 руб., а всего в год 850 руб. Дома причт имел собственные, на церковной земле. [1]
Приход составляли: село Спасское и деревни: Топорищево, Лапушенки, Тюрикино, Межники, Васильки, Курицыно, Дашки, Новое, Пискутино, Матренино, Прокошиха и Негодяиха. Расстоянием деревни от церкви находятся не далее 5 верст; к сообщению с ними препятствий не имелось. Дворов в приходе 305; душ мужского пола 851, а женского пола 1035 душ. [1]

Спасское училище, Спасской волости, в с. Спасском-Савеловых. Основано земством и обществом в 1875 г. Ближайшие училища: Черкутинское (Влад. уезд.) в 6 в. и Есиплевское — 10 вер.
В 1884 «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте неудобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 8, шириной 7, вышиной 3 ½ ар. Учебных пособий недостаточно — на 90 р. Библиотеки нет, крове 9 книг. Земли нет. Законоучитель и учитель Иван Щеглов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1881 г. Попечитель крестьянин Степан Шепелев; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 32 м. и 14 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 7 м. и 5 д. Окончило курс со свидетельствами 2 м. Вновь поступило 9 м. и 5 д. К 1-му января 1884 г. состояло 32 м. и 14 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 3, 8 — 9 л. 4, 9 — 10 л. 11, 10 — 11 л. 12, 11 — 12 л. 12, 12 — 13 л. 1, 13 — и выше 5. Из учащихся: 35 из с. Спасского, 2 — д. Межников в 2 вер., 4 — д. Тюрюкина — 2 ½ вер., 2 — д. Прокошихи — 2 вер., 1 — д. Новой — 3 в., 1 — д. Весок — 8 вер. и 1 — д. Петрушина — 6 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 11 уч., с платой по 3 р. в год. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 д., крест. 32 м. и 13 д. Средства: от земства 311 р., от общества 50 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 50 р.; жалованье — законоучителю и учителю 290 р.; на книги и учебные пособия 21 р. Посещали классы неисправно 16 уч.; меры — выговор и внушение родителям. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 25-го сентября по 27-е апреля. Пению обучаются. Учатся в день 6-7 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 2, по арифметике 6, по пению 2. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 4 г. Не окончившие курса учились до 3 л. Обозревал училище 2 раза инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
В селе имелось земское народное училище, помещалось в наемном крестьянском доме. [1]

В 1930-х гг. был арестован священник Спасской церкви Сергий Троицкий. Он отбыл срок в лагерях и вернулся на родину. Дальнейшая судьба его неизвестна.


Церковь Сошествия Святого Духа. Автор фотографии: Михаил и Галина. 2014 г.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Собинка | Добавил: Николай (22.05.2019)
Просмотров: 38 | Теги: Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика