Главная
Регистрация
Вход
Пятница
29.03.2024
08:44
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогодский район

Деревня Бережки Судогодского района

Деревня Бережки

Бережки – деревня в Судогодском районе Владимирской области России, входит в состав Муромцевского сельского поселения.
Деревня расположена на левом берегу реки Судогды в 5 км на юг от районного центра Судогды.

В делах патриаршего казенного приказа от 1702 года в составе Заястребского прихода упоминалась деревня Берег, в которой было 19 дворов жилых и 6 пустых.

РЕЧЬ, произнесенная 19 февраля 1912 года при освящении памятника Царю-Освободителю Александру Николаевичу, воздвигнутого крестьянами Бережковской волости, Судогодского уезда, в дер. Бережках

Почтеннейшее волостное собрание и вы господа представители власти Государевой!!
Царь Мученик Александр II пользуется особенною народною любовию. Ни одному Императору не воздвигнуто столько монументов, как незабвенному Царю-Освободителю Александру Николаевичу. Желание народное увековечить память этого Государя стало проявляться с самой Его мученической кончины. Особенно же количество памятников Ему увеличилось с 19 февраля 1911 года, когда исполнилось 50-тилетие со дня объявленной Государем Императором Александром Николаевичем великой реформы — уничтожения крепостного права. Ко множеству сооруженных уже Ему в разных местах России памятников сегодня прибавляется еще один, воздвигнутый вашим попечением, на ваши трудовые деньги. Несомненно, что в этом важном деле руководило вами не холодное подражание другим, т. е. простая гордость, ни тем более какое-либо влияние со стороны, т. е. невольное подчинение, а ваше собственное патриотическое чувство. Это событие не маловажное. Усердие ваше вполне достойно всякой похвалы.
В чем же, собственно, заключается важность настоящего события? Какое значение должен иметь для вас только что освященный памятник Императору Александру II? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сравнить крестьянскую жизнь до воцарения. Государя Императора Александра Николаевича, т. е. до 19 февраля 1855 года, или вернее до 19 февраля 1861 года, и в настоящее время. Что же представлял из себя крестьянин до реформы человеколюбивейшего Государя Александра Николаевича? Тяжело и вспоминать тогдашнее положение крестьян, братьев ваших. Тогда царило на Руси крепостное право. Крестьянин был как будто не человек — существо разумное, а простая вещь, неодушевленный предмет, отданный в распоряжение и власть помещиков. Крестьянин тогда делал не то, что хотел бы сам, что ему самому нужно, а то, что ему приказывали. Он должен был беспрекословно исполнять только волю помещика. А всякое, даже иногда малейшее, проявление со стороны крестьянина собственной воли беспощадно каралось. Помещик мог своих крепостных насильно женить, выдавать замуж, отдавать в солдаты, продавать, ссылать в каторгу и, наконец, — самым жестоким образом наказывать. Понятно, что о каком-либо образовании, даже о простой грамоте крестьянину в те времена большею частью нельзя было и думать. Справедливость, впрочем, требует сказать здесь, что не все поголовно помещики жестоко относились к своим крестьянам. Встречались помещики и с добрым сердцем, благородной душой. У таковых, конечно, и крестьянам жилось привольно. Но это редкость. Так вот чем был крестьянин и каково было положение его в до-реформенное время. И он терпеливо переносил свою тяготу. Одна у него была надежда на Бога Всемилостивего, одно утешение в горькой неволе — усердная молитва! И храмы Божии в ту пору, действительно, едва вмещали в себя всех труждающихся и обремененных. И долго, долго ждали крестьяне своего избавителя от рабства египетского, каковым и явился для них в конце концов воспоминаемый нами ныне Царь Благодетель Александр Николаевич, этот Всеведущим Богом посланный новый Моисей. Еще будучи Наследником престола, Он много разузнал о житье — бытье, нужде народной. Не раз предпринимал Он далекие путешествия по матушке России, чтобы своими глазами видеть жизнь народа. И Он все увидел, все узнал. Сжималось Его доброе сердце при виде страданий народа. Нельзя, однако же, сказать, чтобы и до Него бывшие цари ничего не знали об этих насилиях. Нет, знали и они, и каждый из них старался так или иначе облегчить плачевное положение крестьян, но решительных мер они не принимали из опасения, конечно, вызвать государственные волнения и непорядки. Царь Освободитель Александр Николаевич, вступив на Всероссийский престол, в течение шести лет занимается подготовительной работой к великой освободительной реформе и, наконец, 19 февраля 1861 года издает Всемилостивейший Манифест, коим и освобождает более двадцати миллионов своих подданных от крепостной зависимости. „Слово молвил, чудо стало". Спали цепи неволи. Крестьяне почувствовали свое воскресение, от радости плакали, обнимались при встречах и обменивались пасхальными приветствиями: „Христос Воскресе!“ — „Воистину Воскресе!“. Поистине то была вторая в году Пасха — избавление скорби! С тех пор прошел уже ровно 51 год. Немного осталось в живых очевидцев тогдашнего светлого торжества. И только история золотыми буквами занесла на свои страницы это человеколюбивейшее деяние блаженной памяти Государя Александра II, присвоив Ему на всегда название Царя-Освободителя. А народ до сего времени воспевает свою свободу в известной каждому школьнику песне: „Ах ты, воля, моя воля... воля светлая заря!“. Прошла ночь. Занялась сначала светлая заря новой свободной жизни, а за зарей огнем солнечным разгорелся и день. Крестьяне получили права наравне со всеми гражданами. Произвол уступил свое место закону. Теперь всякая обида, всякое притеснение строго ограждается законом. Теперь у вас есть, прежде всего, свой — можно сказать — кровный суд волостной, где всякие тяжбы и ссоры разбирает свой же брат- мужичек, как ему подскажет совесть. Теперь мы видим крестьян в качестве присяжных заседателей в окружных судах и в качестве сословных представителей в судебных палатах. Теперь крестьянин принимает участие в земском самоуправлении; он наравне с дворянами заседает в земских собраниях, как „гласный", где может защищать свои родные интересы. Мы видим крестьян даже в высшем законодательном учреждении — Государственной Думе.
Теперь за всякий труд свой крестьянин вправе требовать плату, так как труд его стал „свободный", почему немало выходит из крестьян богатых купцов и торговых деятелей. Теперь для крестьян раскрыты двери высших учебных заведений, не говоря уже о целой сети начальных училищ, почему теперь совсем не редкость встретить вышедших из крестьян: священника, учителя, доктора, адвоката, судью и т. д. Одним словом, теперь нет такого поприща, которого не мог бы занять крестьянин. Все эти явления — суть следствия освободительной реформы Царя-Благодетеля Александра Николаевича. И не напрасно вы, братья, затратили свои трудовые копейки на этот, только что освященный памятник! Нет, — это посильная дань благодарности Государю Александру II за Его любовь к народу, которую Он запечатлел мученической кончиной. Больше таковой любви и быть ничего не может. Спасибо же вам, друзья мои, за ваше усердие; низкий поклон за ваши пожертвования!!! Верю, что и Царь-Мученик там — в обителях небесных — радуется вашему усердию.
Мне остается еще пожелать, чтобы настоящий памятник не был для вас безмолвной статуей. Пусть он отныне громче всяких речей пробуждает в вас те драгоценные заветы, которые оставил всем нам Незабвенный Царь-Освободитель. Пусть же от лица Его этот памятник непрестанно говорит вам: „разумно пользуйся полученной свободой, православный русский народ! Никогда не стыдись осенять себя крестным знамением! Особенно ты, нынешнее поколение, не забывай Бога и Его Святой Церкви; не освобождай сам себя, вместе с дарованной тебе свободой гражданской, от подчинения святым уставам и заповедям церковным; посещай храмы Божии, как любили делать это твои деды и отцы; не превозноси слишком себя и не гордись; люби и уважай, как самого себя, своего ближнего, не наноси ему ран и увечий в ссорах; не завидуй чужому имуществу, не грабь и не воруй. Почитай Царя, как помазанника Божия, повинуйся и властям предержащим, Богом поставленным для ограждения порядка; не нарушай спокойствия дорогого отечества своего, не бунтуй и от всяких бунтовщиков удаляйся, как от врагов"...
Таковы, без сомнения, были желания и цели в Бозе почивающего Императора Александра Николаевича, когда Он решил даровать народу свободу от крепостной зависимости. Не даром же Он прежде чем подписать свой манифест о даровании народу воли, долго и горячо молился, запершись в своем кабинете, и закончил Манифест теми словами, которые красуются и на вашем памятнике: „Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами благословение Божие на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного". Исполнением всех этих заветов Государя Императора Александра II, вы, возлюбленные друзья мои, доставите, конечно, несказанную радость и утешение ныне Царствующему Монарху Николаю Александровичу.
Священник г. Судогды, Владимир Виноградов (В. Е. В. № 9-й. 1912 г.).

В XIX — первой четверти XX века деревня являлась центром Бережковской волости Судогодского уезда.
С 1926 года — в составе Судогодской волости Владимирского уезда.
С 1929 года деревня являлась центром Бережковского сельсовета Судогодского района.
С 1954 года — в составе Судогодского сельсовета.
С 1979 года — в составе Беговского сельсовета.
С 2005 года — в составе Муромцевского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 275 чел. (48 дворов), в 1905 г. – 366 чел. (79 дворов), в 1926 г. – 458 чел. (86 дворов), в 2002 г. – 35 чел., в 2010 г. – 25 чел. (10 муж. и 15 жен.).

«25 августа 1905 г. в управу поступило прошение Коняева. В 1903-1904 учебном году по назначению училищного совета учитель Коняев исполнял обязанности учителя в Бережковском начальном училище безвозмездно. В настоящее время Коняев ходатайствует о вознаграждении его за службу в вышеупомянутом училище. Докладывая о вышеизложенном, управа полагала бы удовлетворить ходатайство Коняева» (Журналы очередного Судогодского уездного земского собрания 1905 года).

Учреждение в д. Бережках, Судогодского уезда, Владимирской губернии, учебно-показательной мастерской по сапожно-башмачному делу

В губернскую управу поступило ходатайство съезда учреждений мелкого кредита Судогодского уезда через уездную управу об открытии учебно-показательной мастерской в д. Бережках, Судогодского уезда, Владимирской губернии (деревня Бережки Судогодский район), по сапожно-башмачному промыслу. Аналогичное ходатайство решило возбудить учредительное собрание кустарной артели д. Бережки. Промысел в д. Бережки является довольно распространенным, из 70 домохозяев имеется 49 дворов, занимающихся промыслом. Всех занятых в промысле не менее 100 человек, из них 22 ученика.
К этому нужно еще несколько человек из соседних деревень, в которых промысел хотя и значительно развит слабее, чем в д. Бережках, но тем не менее изготовление обуви на продажу встречается и в этих селениях.
Губернская управа полагает, что учебная мастерская, учрежденная в д. Бережках с целью улучшения техники и снабжения доброкачественным материалом кустарей сапожников, будет во многом способствовать развитию местного промысла.
Возникновение в д. Бережках сапожной артели, на первых порах нуждающейся в различного рода указаниях и посредничестве по сбыту изделий, также говорит в пользу учреждения такой мастерской.
Переходя далее к своевременному состоянию ученичества в д. Бережках и его ненормальному положению, губернская управа считает, что с открытием учебной мастерской ученики получат возможность нормально изучать сапожное ремесло под руководством мастера, не отвлекаясь в сторону с изучением ремесла, ничего не имеющего общего.
Мастерскую возможно открыть на совместные средства губернского и уездного земств, с пособием от казны по уставу и смете, которые при сем прилагаются.
Губернская управа считает нужным довести до сведения губернского собрания, что уездное Судогодское собрание 1912 г. признало устройство мастерской в д. Бережках желательным и внесло необходимые средства на 1913 г., требующиеся от уездного земства 66 руб. 37 коп и ежегодно 150 руб.
Заключение губернской управы:
1) Учреждение учебно-показательной мастерской в д. Бережках по сапожно-башмачному промыслу необходимо.
2) Устав учебно-показательной мастерской и смета по оборудованию и содержанию при сем прилагаемые являются целесообразными.
3) Ассигнование из средств губернского земства единовременно на оборудование 150 рублей и ежегодно по 300 руб. на содержание, а всего на 1913 год 450 рублей является необходимым.
4) Возбуждение ходатайства перед отделом сельской экономии через губернское собрание об отпуске пособия в размере 225 руб. единовременно и 450 руб. ежегодно, а всего на 1913 год 675 рублей является необходимым.

Смета на оборудование и содержание сапожно-башмачной мастерской
1. Оборудование.
2 швейных машины – 175 руб.
Инструменты и колодки – 100 руб.
Столы, табуретки и пр. мелкий расход – 75 руб.
Приобретение образцовых изделий и пособий – 50 руб.
Итого – 400 руб.

2. Содержание.
Мастеру по 40 руб. в месяц – 480 руб.
Квартира для мастерской – 120 руб.
Отопление и освещение – 80 руб.
Непроизводительное расходование материалов для обучения – 170 руб.
Мелкие расходы – 50 руб.
Итого – 900 руб.

УСТАВ
учебно-показательной мастерской в дер. Бережки

1. Учебно-показательная мастерская по сапожно-башмачному производству имеет своей целью обучение сапожному ремеслу подростков, начиная с 12-летнего возраста, окончивших сельскую школу и улучшение техники изделий у взрослых кустарей, путем соответствующих указаний со стороны мастера мастерской.
2. Мастерская состоит в ведении губернского земства.
3. Мастерская содержится на средства губернского и уездного земств и на пособие от отдела сельской экономии; расходы распределяются в отношении ½ : 1/3 : 1/6 – ½ отдела сельской экономии, 1/3 губернского земства и 1/6 уездного земства.
4. При мастерской с показательной целью должны быть образцовые изделия и пособия по ремеслу.
5. Мастерская может принимать заказы; заказы соответствующие учебным целям исполняются самой мастерской, другие заказы передаются кустарям для исполнения под руководством мастерской; вместе с этим мастерская может заняться снабжением кустарей доброкачественными материалами, предметами оборудования, образцовыми изделиями и т.д. Подобные операции, а равно и покупка материала совершается из особых средств из фонда губернского земства (на обороты по учебным мастерским).
6. Продолжительность курса в мастерской 2 года; 3-й год ученики работают, исполняя заказы на мастерскую и получая соответствующие дополнительные указания.
7. Количество учащихся не может быть более 15 человек.
8. Обучение в мастерской бесплатное, на втором году пребывания в мастерской ученики принимают участие в доходах мастерской от продажи их изделий за вычетом стоимости материалов.
9. Учебные занятия происходят с 1 сентября по 15 июля каждого года.
10. Учебные занятия происходят с 8 часов утра до 6 час. вечера с 1 ½ часовым перерывом.
11. Заведывание мастерской осуществляется через попечительный совет мастерской, состоящий из представителя губернского и уездного земств и заведующего кустарными мероприятиями губернского земства. Представители уездного и губернского земств намечаются соответствующими управами и могут не принадлежать к составу управы и гласных.
12. На совет мастерской возлагаются обязанности по подысканию мастера мастерской, рассмотрение программы занятий; заботы о средствах и благосостоянии мастерской, заведывание имуществом мастерской и т.д.
Для ведения непосредственной работы попечительный совет выделяет из своей среды одного члена, в обязанность которого входит также сношение с губернской управой по делам, касающимся мастерской.
13. Обучение подростков подчиняется особой программе, которая в общих чертах должна сводить к: 1) объяснению снятия мерки с ноги, 2) изготовление выкроек различных фасонов, 3) кройка материала, 4) шитье заготовки, 5) приготовление стельки, 6) прием затяжки заготовки на колодку, 7) изготовление подошвы и пришивка ее, 8) приготовление каблука и постановка или приделка его, 9) строчка ранта и каблука, 10) отделка подошвы и каблука, 11) снятие с колодки, 12) починка обуви, 13) обучение взрослых не подчиняется каким-либо программам.
15. На обязанности мастера лежит обучение ремеслу подростков, инструктирование взрослых кустарей, заботы о сохранности инструмента, материалов и т.д.

Учебная мастерская в д. Бережках была открыта с сентября 1914 г. Мастером инструктором был приглашен С.С. Ерофеев, окончивший Выездно-Слободскую школу с 1 мая. Мастеру было поручено заняться оборудованием мастерской, приспособлением наемного помещения под мастерскую и т.д. С окончанием полевых работ должны были начаться правильные занятия с учениками.
Было принято в мастерскую 10 учеников. В сентябре мастеру Ерофееву пришлось оказывать ряд содействий Бережковской артели по делу исполнения его заказа для армии сапог через посредство губернской земской управы. Ввиду этого, согласно постановления попечительного совета и одобрения этого постановления губернской управой, в помощь Ерофееву был приглашен на временную службу подмастерье. Но в октябре 1914 года как Ерофеев так и подмастерье были призваны как ратники по мобилизации. Мастерскую пришлось временно закрыть и учеников распустить. Ерофеев был по ходатайству губернской управы прикомандирован для руководства поставками сапог и заниматься в мастерской не мог.
С 1 декабря на временную службу приглашен в качестве мастера Щепетов и мастерская снова была открыта.
Расход по содержанию мастерской в 1914 году выразился в 1096 руб. за счет сметы 1914 г. и 826 руб. 90 коп. за счет сметы 1913 г.
Приход по мастерской выразился в 553 руб. 33 коп., ассигнование губернским земством в 605 руб., пособие от О.С. экономии в 294 руб., в ассин. уездного земства и других поступ., а всего 1452 руб. 33 коп.
Главнейшие расходы по содержанию мастерской выразились в содержании за 8 месяцев:
Мастеру инструктору по 65 руб. – 520 руб.
В оплате помещения – 100 руб.
Остальные были израсходован по разным статьям.

«О постройке здания для Бережковской учебно-показательной мастерской Судогодского уезда.
Учебная мастерская в д. Бережках била открыта в 1914 г. в наемном помещении одного крестьянина д. Бережков Ф. А. Хабалина. Помещение это пришлось арендовать несмотря на некоторые существенные недостатки его для учебных целей. Других помещений в д. Бережках совершенно не было. Летом 1916 года кончился срок аренды помещения снимаемого у вышеуказанного крестьянина Хабалина, при чем в дальнейшей сдаче помещения управе крестьянин Хабалин отказал и мастерскую за полными отсутствием помещений в д. Бережках пришлось перевести временно в г. Судогду, находящийся в 3-х верстах от д. Бережки.
Принимая во внимание, что учебная мастерская создавалась земством в помощь существующему сапожному промыслу, имеющему свое развитие в д. Бережках и Бережковской волости и учитывая, что надлежащее развитие деятельности мастерской возможно при благоприятных условиях, когда в распоряжении ее будут достаточно подготовленные руководители, надлежащее оборудование и мастерская будет помещаться в соответствующем помещении, удобном как для ведения дел, так равно и имеющем квартиру для заведующего мастерской. Удовлетворяющее своему назначению здание мастерской должно содержать помещение самой мастерской с небольшой кладовой для хранения необходимых материалов и инструментов, класс для занятий учеников по технологии ремесла и черчению, а также квартиру заведующего мастерской.
По произведенному подсчету емкость такого здания должна выразиться в 70 кубических саженях и стоимость, считая куб деревянного здания по увеличенным ценам в 115 руб. около 8000 р. Кроме здания потребуются надворные службы стоимостью около 1000 р. Всего таким образом постройка должна обойтись в 9000 рублей.
Мастерская должна быть построена на усадьбе, бесплатно отведенной крестьянами д. Бережков, причем по имеющимся сведениям такую усадьбу крестьяне охотно предоставят. Так как постройка мастерской в настоящее время весьма затруднительна по условиям переживаемого времени, то губернская управа предполагала бы осуществить таковую в 1918 году и к этому времени получить пособие от министерства земледелия.
Заключение губернской управы.
1) Признать необходимым постройку здании для учебно-показательной мастерской по сапожному ремеслу в д. Бережках, Судогодского уезда.
2) Практическое осуществление этого мероприятия произвести в 1918 году, для чего уполномочить губернскую управу просить министерство земледелия по отделу сельской экономии отпустить единовременно ½ расходов на постройку мастерской 4500 рублей, внести в смету 1918 года из средств губернского земства 3000 рублей и просить Судогодское уездное собрание внести в смету 1918 года 1/6 расходов 1500 рублей».
Судогодский уезд

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Судогодский район | Добавил: Николай (01.09.2016)
Просмотров: 1825 | Теги: промысел, Судогодский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru