Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
06:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Суздальский писатель монах Григорий

Суздальский писатель монах Григорий

Перу Григория принадлежат следующие «Жития» суздальских святых: Евфросинии, Евфимия, Ионна (с канонами этим святым, а также канон епископу Федору). Кроме того, перу Григория приписывается «Житие» Козьмы Яхромского, а также «Похвальное слово новым русским чудотворцам» и служба им.
Древнейшие списки сочинений относятся к концу XVI — началу XVII вв.
* * *
В XV—XVI веках, как известно, создается общерусская литература, преодолевающая областнические тенденции. Для Владимиро-Суздальской земли, ставшей в это время частью Московского государства, характерна консолидация социальных, экономических и культурных достижений, развивающихся уже в русле московских традиций. Однако, литературный процесс не всегда повторяет исторический процесс. Наиболее интенсивно они взаимодействуют тогда, когда намечается адекватность в самом содержании исторического и историко-литературного процессов.
Что касается, например, Суздаля, то стремление возродить (в какой-то мере) утраченный им приоритет можно усмотреть в местном историко-литературном процессе. Развивается агиография, «хождения», деловая письменность. Эти жанры наиболее удовлетворяли запросам Суздаля, потерявшего былой авторитет, ставшего городом чтимых святых и старинных преданий. Церковь, оказывая решающее влияние на жизнь города, поддерживала и расширяла агиографическую деятельность монастырских книжников.
Нывшие владетельные князья (Шуйские, Бельские, Горбатовы) еще не уверовали в окончательную утрату своих позиций великих «княжат», роды которых определяли судьбы великокняжеской, а потом и царской власти. Они также могли в XVI веке выступать инициаторами создания новых «житий» местных святых, прославляющих деяния и знамения суздальских чудотворцев.
Поэтому следует думать, что в это время устремления монастырей смыкались с устремлениями родовой суздальской знати.
Уже во второй четверти XVI века эти устремления, начатые митрополитом Макарием, нашли поддержку в лице суздальских светских феодалов.
Текстологическое исследование местных «житий» показывает, что владимиро-суздальская литература XIV—XVI веков развивалась не столько путем внутренних изменений, сколько путем накопления новых ценностей. Она была старше московской, и в процессе складывания общерусской литературы, удерживала особенности, накопленные еще в домонгольскую пору и присущие только ей.
Иными словами, местная литература была традиционно более устойчивой, т. к. исторические судьбы Владимиро-Суздальского княжества складывались иначе, нежели судьбы Московского, а затем общерусского государства. Отсюда, в частности, пестрота жанров и стилей в развитии литератур отдельных земель и княжеств, ставших составными частями Московского государства XVI века.
Таким образом, забегая вперед, следует сказать, что наследие Григория может служить отправной точкой не только в определении художественных особенностей владимиро-суздальской литературы XVI века, но и в уяснении некоторых закономерностей развития агиографической литературы в целом.
* * *
Ежегодно русская церковь совершает память всех святых «Яже изнесе земли Русския всяко место и страна».
Праздник установлен в половине XVI века после соборов 1547 и 1549 гг., которые торжественно прославили 30 новых снятых и 9 местночтимых.
Протестантские влияния при дворе преемников Петра I оказали воздействие на церковные круги и привели к тому, что в XVIII веке праздник всех русских святых сохранился только у старообрядцев (и только с восстановлением патриаршества в 1917 году был восстановлен и праздник всех русских святых).
«Службу всем святым», как уже упоминалось, написал монах Спасо-Евфимиева монастыря Григорий.
По-видимому, суздальские князья Шуйские, близкие митрополиту Макарию и отыскали Григория для составления «Службы всем святым». Этому мог способствовать епископ суздальский Афанасий Палецкий, в мире князь Палецкий, свойственник Ивана IV по жене его брата Георгия Васильевича Иульянии.
Наиболее древний список «Службы всем святым» Григория сохранился в рукописном сборнике Троице-Сергиеве лавры нач. XVII в. № 337 (лист 557 и далее). В рукописи бывшей библиотеки Московской духовной академии по № 209 список носит заглавие: «Книга, глаголемая описаний о российских святых, где и в котором граде или области, или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых». Список конца XVII века, но сделан с более раннего списка (конца XVI века).
«Служба всем святым» была напечатана дважды: в Kракове, в первой половине XVIII века и в Гродно — в 1780 году. Оба экземпляра (краковский и гродненский) были выпущены старообрядцами. Это дало повод П.М. Строеву ошибочно предположить, что «Служба» составлена не Гpигорием (в половине XVI века), а старообрядцами в половине XVIII века.
П.М. Строев, в частности, писал: «Григорий — псевдоним, а истинный автор Симеон Денисов, патриарх староверов» (Андрей и Симеон Денисовы по происхождению князья Мышецкие, руководители старообрядцев беспоповского согласия в Выгорецком скиту).
Это — ошибка, т. к. Симеон родился в 1670 году, умер в 1737 году, а «Служба» читается в одном списке начала XѴIІ века, а в другом — конца XVI века. Симеон только переработал в 30-х гг. XVIII века другое произведение Григория «Служба памяти всех святых Российских», носящее у Григория название: «Похвальное слово на память всех святых русских, новых чудотворцев, списано Григорием чернецом во обители великого Евфимия».
Эта переработка «Слова» Григория Денисовым помещена в Гродненском издании. Но текст «Службы памяти всех святых» сохранен.
* * *
В вопросе о жизни и деятельности инока Григория в науке нет единого мнения. Так, Филарет считал, что «Григорий писал никак не позже 1510 года». П.М. Строев относил труды Григория к 50-м гг. XVI века, т. е. считал, что он жил в этом столетии. Митрополит Евгений (Болховитинов) писал, Григорий жил, кажется, в XVII веке. Архимандрит Леонид (Кавелин) полагал, что Григорий писал до 1560 года.
В 1871 году В.О. Ключевский, используя указания в трудах Григория, отнес его деятельность между 1558—1571 гг. — от чуда, описанного в «Житии» Евфросинии Суздальской (1558) до приезда в Суздаль епископа Варлаама, который уже не застал Григория в живых.
Последний исследователь «Жития» Евфросинии — В.Т. Георгиевский — указывал, в частности, что «время жизни и деятельности Григория после целого ряда ученых разногласий точно установлено В.О. Ключевским».
В поисках хронологических координат биографии Григория необходимо отметить наличие списка «Жития» Евфимия (1543 г.), написанного Григорием.
Список этот собственноручно переписан митрополитом Даниилом в 1543 году, когда он был в Волоколамском монастыре, о чем на первом листе он и расписался.
Следовательно, если одно произведение Григория было уже переписано в 1543 году (в Волоколамском монастыре), то в Спасо-Евфимиевом монастыре оно было написано позднее 1540 года.
За писание агиографических сочинений Григорий, можно думать, принялся лет 30—40 от роду и, следовательно, рождение его нужно отнести к началу XVI столетия. 50-е годы XVI века были временем его наиболее продуктивной работы.
К «Пространному житию» Евфимия Григорий приложил 14 посмертных чудес, из которых последние четыре он видел сам, «своими глазами». При описании чуда о боярине Дмитрии Перепечине сказано, что это произошло при архимандрите Михаиле (который был в монастыре в 1556-1559 гг.) и запись Григория, стало быть, сделана в эти годы».
В конце «Жития» Евфросинии есть запись об исцелении у раки преподобной, точно датированная 1 мая 1558 года. Архиепископ Сергий считал, что эта приписка сделана епископом Варлаамом (1570—1585(7) гг.), а В.О. Ключевский думал, что приписку сделал инок Махрищского монастыря Савватий, который взял у Григория подлинник «Жития» Евфросинии и унес к себе в Махрищи «для переписания чудес».
Но Варлаам в 1558 году был еще игуменом Махрищского монастыря и не имел повода интересоваться суздальскими делами. К тому же он был занят канонизацией Стефана Махрищского (именно в 1558 г.).
А инок Савватий с 1554 по 1563 г. находился в далеком Авнежском монастыре (60 км от Вологды), занимаясь восстановлением его, как отделения Махрищского монастыря.
Язык и стиль записки о чуде 1558 года характерен творческой манере инока Григория. Значит, в 1558 году он еще писал. С другой стороны, в 1570 году Григория уже не было в живых. Это видно из того, что Варлаам, назначенный в Суздаль еписком в 1570 году, не нашел уже там Григория.
Варлаам хлопотал о канонизации Евфросинии, но не мог найти ее «Жития» и службы, написанных Григорием. Их унес в свое время в Махрищи Савватий (после Варлаама игумен), уроженец суздальский, который около 1563 года побывал в Суздале и унес с собой «Житие».
Очевидно, Григорий скончался между 1563 и 1570 годами.
Таким образом, можно утверждать, что инок Григорий родился около 1500 года, около 1530 года вступил в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.
Литературную деятельность начал примерно в 1540 году «Кратким Житием Евфимия» (В 1549 году переработал его в «Пространное житие»); в 1550 году написал «Службу всем русским святым» и «Похвальное слово» им; в 50-х годах сделал запись у гробов Евфимия и Евфросинии, создал «Жития» суздальских святых и скончался, вероятно, около 1565 года, прожив в Спасском монастыре около тридцати лет.

Категория: Суздаль | Добавил: Николай (23.07.2022)
Просмотров: 302 | Теги: Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru