Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
06:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Святые

Литургия преждеосвященных даров и ее происхождение

Литургия преждеосвященных даров и ее происхождение

Святая Православная Церковь, в попечении о спасении чад своих, в некоторые дни поста св. четыредесятницы установила совершение особого чина Богослужения, известного под именем литургии преждеосвященных даров. Если все Богослужение поста св. четыредесятницы направлено к тому, чтобы возбуждать в нас чувства смирения, благоговения, сокрушения о грехах, чтобы с раскрытием наших греховных ран мы сильнее почувствовали нужду врачевания и исцеления чрез раскаяние и примирение с Богом и своею совестью, то литургия преждеосвященных даров преимущественно отличается таким характером, и состав сего священнослужения каждого из верующих поражает особенно трогательными священнодействиями и умилительными молитвословиями.
Литургией преждеосвященных даров называется такое священнодействие, на котором не бывает освящения даров; но св. дары, уже освященные прежде на литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста, предлагаются для благоговейного поклонения верным и в утверждение молитв их. Происхождение и постепенное образование литургии преждеосвященных даров стоит в связи с запрещением совершать полную литургию в дни поста св. четыредесятницы и обычаем древних христиан причащаться возможно чаще. В 49-м правиле Лаодикийского собора, бывшего в 364 году, говорится: «не подобает в четыредесятницу приносити святый хлеб (в Славянской Кормчей — «не проскомисати», прав. 48), разве токмо в субботу и в день воскресный»; в толковании на это правило указываются к тому следующие причины: «понеже инии дние великого поста покаяния суть время, и должен есть кождо о согрешениях своих разум имети, и не оставити яже о тех потщание, на праздники уклонятися, и о тех потщание имети, и духовныя радости насытитися прежде времени». Рассматривая пост св. четыредесятницы как время покаяния, сокрушения о грехах, содеянных нами, несмотря на все дарованные нам Богом средства спасения, св. Церковь на всех кающихся налагает как-бы епитимию, запрещая им совершать св. таинство евхаристии. Дело в том, что совершение полной литургии, с приношением и освящением даров, которое всегда соединялось и соединяется с духовною радостью присутствующих и, кроме того, в первые времена христианства сопровождалось еще общими приношениями верующих и вечерями любви, — такое совершение литургии не соответствовало покаянному времени св. четыредесятницы и той строгости воздержания от пищи, какая соблюдалась первенствующими христианами, особенно в первые пять дней великопостных недель. Совершение полной литургии во дни св. четыредесятницы поставило бы в противоречие уставу Церкви относительно времени совершения полной литургии и времени прекращения поста. По древнему церковному уставу литургия может быть совершаема только в первой половине дня, и после совершения литургии пост разрешается; между тем как в дни св. четыредесятницы пост разрешается не ранее вечернего времени, когда полная литургия не может быть совершаема. Почему для времени великого поста необходимо было особое Богослужение, которое-бы соответствовало его основному характеру; но в то же время это особое богослужение необходимо должно было иметь и близкое отношение к полной литургии, чтобы христиане во время его могли приобщаться св. тайн, так как в древности они имели обычай приобщаться почти каждый день, особенно в дни св. четыредесятницы, когда принятие небесной пищи Тела и Крови Христовой могло служить наилучшим подкреплением в подвигах поста и молитвы. В виду всего этого явилась потребность установить особый Богослужебный чин, на котором не было бы освящения св. даров с сопровождающими его последствиями, и в то же время верующие имели бы возможность приобщаться св. тайн; иначе сказать, нужна была такая литургия, на которой бы предлагались для причащения св. дары, освященные прежде на полной литургии и сохранившиеся до преждеосвященной. Постоянно соблюдавшееся в христианской Церкви приготовление запасных даров для причащения больных и умирающих и известный в первые века христианства обычай давать освященные дары евхаристии и здоровым членам Церкви, не бывшим или не причащавшимся на обыкновенной литургии по каким-либо причинам, — давать для употребления их по нуждам верующих в домах, — еще более способствовали введению во время св. четыредесятницы так называемой преждеосвященной литургии.
На основании представленных соображений относительно причины установления литургии преждеосвященных даров не трудно определить и самое время происхождения ее. Литургия преждеосвященных даров получила свое начало в глубокой христианской древности. Церковный историк, Сократ (живший в конце IV и в начале V века) свидетельствует, что в Александрии в пятницу при богослужении было читано писание и пастыри изъясняли оное, и совершали все, что принадлежало к литургии, кроме освящения тайн. И это обыкновение сохранялось в Александрии издревле» (кн. V, гл. 22); отсюда видна древность обычая совершать литургию преждеосвященных даров по средам и пятницам великого поста. Патриарх Иерусалимский Софроний в начале VII века писал, что в его время составление преждеосвященной литургии приписывали кому-либо из апостолов, или из их ближайших преемников, и во всяком случае считали, что она явилась раньше литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста. Симеон Солунский (ум. 1428 г.) в книге о членах веры говорит: «преждеосвященная литургия есть издревле, и от преемников апостольских, как и молитвы ее свидетельствуют; и воистину, преданию ее от апостолов быти веруем; из начала уставися для самого поста, яко плакати, а не праздновати нам во днех плача». Первоначально преждеосвященная литургия совершалась по устному преданию и не везде одинаково. Как особое евхаристическое Богослужение, определенное в своем составе, отличное от других церковных служб и общепринятое, литургия преждеосвященных даров является уже во времена св. Григория Двоеслова (ум. 604 г.), который собрал и изложил письменно чин сей литургии, почему она и известна с его именем. Шестой вселенский собор, бывший в Трулле 680 г., окончательно принял ее и 52-м правилом постановил: «во весь великий пост, кроме суббот и недель и дне св. Благовещения, преждеосвященными службу да содевают», т. е. во все дни поста св. четыредесятницы, кроме суббот и недель и праздника Благовещения, св. литургия должна быть совершаема не иная, как преждеосвященных даров. Феодор Вальсамон (XII в.) делает следующее толкование сего правила: «установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. А приношение Богу жертвы есть празднование; празднование же есть не иное что, как радость. Каким же образом возможно в одно и тоже время и плавать и веселиться? Посему-то отцы и определили, чтобы не было жертвы во всю св. четыредесятницу, кроме субботы и воскресного дня и дня Благовещения, ибо в эти дни нам повелено праздновать, а не плакать, не поститься и не преклонять колен. Литургию преждеосвященных не называть бескровною жертвою, но предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействия исполненною».
52-е правило VI-го вселенского собора не всегда и не везде одинаково применялось в церковной практике: в одних церквах преждеосвященная литургия совершалась во все дни поста, кроме суббот и дней воскресных, согласно с правилом собора, в других — только в среду и пяток, как дни усиленного поста. Обычай совершать преждеосвященную литургию во все дни поста, кроме суббот и недель, существовал в тех церквах, где принят был богослужебный устав Константинопольской Студийской обители, обязанный своими основными началами препод. Феодору Студиту (ум. 826 г.); совершение преждеосвященной литургии по средам и пяткам принято было в местностях, державшихся устава Иерусалимского. Поэтому, когда в самой Греции, а потом и в России устав Студийский уступил свое место уставу Иерусалимскому, почти повсеместно утвердилась практика второго рода, т. е. совершение преждеосвященной литургии по средам и пяткам великого поста. Известный Кирик спрашивал Новгородского епископа Нифонта: как поступить с агнцем запасным в том случае, если не доведется служить преждеосвященную литургию в какой-либо день недели, а между тем св. дары приготовлены для пяти дней; отсюда следует, что у нас в России в XII в. преждеосвященная литургия совершалась 5 раз в неделю, согласно с практикою Студийского устава. В древних славянских списках уставов до XV в. предписана та же практика и сверх того положена преждеосвященная литургия в среду и пяток сырной седмицы и на страстной седмице в понедельник, вторник, среду и пяток. Но с XV века начинается поворот к практике устава Иерусалимского. Преждеосвященная литургия в среду и пяток сырной недели отменяется, как это видно из ответов Константинопольского собора (1276 — 1301 г.) на вопросы Сарайского епископа Феогноста; вместе с тем отменяется служение преждеосвященной литургии в великую пятницу, по понедельникам, вторникам и четвергам великопостных седмиц. При строгом и последовательном применении к практике устава Иерусалимского следовало бы отменить служение преждеосвященной литургии и в первые три дня страстной седмицы, но этого не случилось: одно из преданий Студийского устава сохранилось. Отсюда ведет свое начало господствующая у нас в настоящее время практика относительно совершения преждеосвященной литургии, именно: преждеосвященную литургию, по уставу, обложено совершать в среды и пятки великого поста, в четверток 5-й недели и в три первые дня страстной седмицы; но дозволяется совершать ее и в другие дни, кроме субботы и воскресенья, смотря по нуждам, напр. по случаю храмового праздника. Как на остатки первоначальных Студийских порядков можно указать на существующий в Киево-Печерской Лавре и в настоящее время обычай совершать преждеосвященную литургию 5 раз на каждой неделе великого поста.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 1892 г.).

Календарь православных праздников и дней памяти

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Святые | Добавил: Николай (07.03.2020)
Просмотров: 645 | Теги: православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru