Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
15:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Святые

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ


Св. Иоанн Кронштадтский

Родился Иоанн 19 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии в бедной семье пономаря. Илия и Феодора Сергеевы воспитывали своего сына в соответствии с Законом Божиим. С детства хорошо знал, что такое нищета и постоянное недоедание. Ребенком был послушным, ласковым, добрым, никогда никому не перечил, увлекался чтением религиозных книг, долгие часы проводил в уединенных молитвах.
Во время учебы в духовной семинарии в городе Архангельске он мечтал стать миссионером и поехать в Китай, но потом понял, что Россия в подобном миссионерстве нуждается не менее. После окончания духовной семинарии он поступил в духовную академию Санкт-Петербурга. Наставники Иоанна очень тепло отзывались о своем ученике, отмечая его необыкновенное усердие и смирение. После сдачи выпускных экзаменов в академии Иоанн поселился в городе Кронштадте (из-за чего впоследствии он и получил свое прозвище) и в 1855 году поступил на службу в собор Апостола Андрея Первозванного.
Иоанн познакомился с дочерью местного священника Елизаветой, которая поразила его своей чистотой и святостью. Молодые приняли решение обвенчаться, а после свершения обряда дали обет девства.
Город Кронштадт располагался на острове Котлин в Балтийском море недалеко от Санкт-Петербурга. В Кронштадт ссылали из столицы всех подозрительных людей - нищих и бродяг.
Отец Иоанн считал, что его задача в первую очередь помогать тем, кто опустился на самое дно общества и погряз в ненависти к другим людям. Поэтому он ходил проповедовать в первую очередь в городские трущобы, помогая страждущим не только словом, но и делом - он раздавал жителям подвалов все свои деньги. Поэтому начальство гимназии, в которой отец Иоанн преподавал закон Божий, выдавало жалованье не ему, а его жене, зная, что иначе он тут же раздаст все нищим.
Церковное начальство было недовольно таким поведением священника - говорили, что он подрывает авторитет духовного лица, поощряет тунеядцев и лентяев. Многие называли Иоанна юродивым, но тот на такое прозвище не обижался.
Со временем отец Иоанн приобрел известность, и ему стали поступать пожертвования со всей страны. Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Поэтому в 1874 г. он основал при Андреевской церкви православное христианское братство «Попечительство святого Апостола Андрея Первозванного». В 1872 г. в «Кронштадтском вестнике» были напечатаны два воззвания к жителям Кронштадта, в которых отец Иоанн просил помочь бесприютным беднякам. Эти воззвания нашли в сердцах людей деятельный отклик.
В 1882 г. открылся Дом трудолюбия в 4 этажа, прекрасно оборудованный, с домовой церковью во имя святого Александра Невского. Здесь были устроены рабочие мастерские, в которых работали в течение года до 25 тыс. человек, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школа на 300 детей, детский сад, сиротский приют, народная столовая с небольшой платой, библиотека, бесплатная лечебница, воскресная школа и многое другое. В 1888 г. заботами и трудами отца Иоанна был построен ночлежный дом, в 1891 г. — странноприимный дом. Помощь оказывалась всем нуждающимся, независимо от их социальной и религиозной принадлежности. Зная о благотворительной деятельности отца Иоанна, многие жертвовали ему очень крупные суммы, в том числе почтовыми переводами. В один день на его адрес приходило более тысячи писем и денежных переводов. Эти суммы отсылались нуждающимся. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей. Он говорил: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую».
Пожертвований было столь много, что на эти средства были построены несколько монастырей и храмов, школы и библиотеки, приют для сирот и приют для престарелых, загородная дача для подростков и учебные мастерские для молодежи. Отец Иоанн был устроителем и благотворителем множества храмов, монастырей и монастырских подворий. Каждый год летом отец Иоанн посещал свою родину — Суру. Заботясь о родном крае, он основал здесь женскую обитель во имя святого апостола Иоанна Богослова, воздвиг в Суре благолепный каменный приходской храм, построил здание для церковноприходской школы и многое другое.

Отец Иоанн обладал даром исцеления и даром ясновидения. Толпы людей осаждали его, желая услышать от него мудрый совет или получить долгожданное исцеление от тяжелой болезни. По его молитве совершалось множество дивных чудес. Молитвой и возложением рук св. Иоанна излечивались самые тяжелые болезни, когда медицина была бессильной. Исцелялись бесноватые, прозревали слепые, были засвидетельствованы случаи воскрешения умерших. Удивительны заочные исцеления по письмам и телеграммам, которые сотнями приходили в Кронштадт. Сотни подобных случаев помощи Иоанна опубликованы в посвященных ему книгах. Отец Иоанн прозревал то, что происходило за много сотен килломеров; ему часто было открыто прошлое, настоящее и будущее людей, которых он видел впервые. Подобно великим российским святым, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, Иоанн Кронштадтский удостаивался несколько раз посещений Самой Пресвятой Владычицы Богородицы, описанных им в своем дневнике. Ежегодно Кронштадт посещало более 20 тысяч паломников, а позднее их число достигло 80 тысяч. На одной первой неделе Великого поста собиралось до 10 тысяч человек.
Несмотря на свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил время вести духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания, «благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепросвещающего Духа Божия». Эти записи составили книгу, изданную под названием «Моя жизнь во Христе». Эта книга переведена на несколько языков. Кроме того, вышло несколько томов проповедей отца Иоанна.

Отец Иоанн присутствовал при последних днях и кончине Императора Александра III (умер 1 ноября 1894 г.) в Ливадийском дворце в Крыму. Умирая, по принятии Святых Таин и таинства елеосвящения, император просил отца Иоанна положить ему на голову руки, сказав: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю — не отнимайте их». Так отец Иоанн продолжал держать руки на главе умирающего Императора, пока тот не умер.
В то же время отцу Иоанну приходилось терпеть множество клевет и прямых оскорблений, которыми его осыпала либеральная пресса. Кронштадтский проповедник неустанно обличал богоотступнические, антинациональные течения, которые подрывали веру русского народа и расшатывали государство. «Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга… И если не будет покаяния у русского народа, — конец близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

1902 год. «Домашняя жизнь о. Иоанна Сергиева-Кронштадтского
Посвящая большую часть своего времени обществу и вращаясь среди самой разнообразной публики в течение целого дня, о. Иоанн бывает дома только рано утром, поздно вечером и ночью. Квартира служит о. Иоанну почти исключительно местом отдыха и постоянных литературных занятий. Она находится во втором этаже каменного церковного дома, с входом со двора. Лестница, ведущая к о. Иоанну, имеет довольно запущенный вид и оканчивается дверью, которая охраняет жилище пастыря от вторжения нежелательных посетителей, не стесняющихся нарушить покой о. Иоанна даже в то короткое время, когда он отдыхает дома. За дверью площадка, а затем еще две двери, одна из которых ведет в переднюю, а другая — в кухню.
Из передней — ход в большую столовую со старинными образами в драгоценных ризах, с горящими день и ночь лампадами.
В столовой нередко в минуты досуга о. Иоанн беседует со своею супругою, родственниками и близкими людьми. Супруга о. Иоанна живет с ним на одной квартире и заботится, чтобы хоть на короткое время создать о. Иоанну некоторый комфорт и удобства, которых он лишен, проводя целый день среди посторонних.
Елизавета Константиновна Сергиева, урожденная Несвицкая, дочь протоиерея Андреевского собора, почти полвека сопутствует о. Иоанну в его жизни. Не принимая непосредственного участия в его общественной деятельности, она заботится только об удобствах, спокойствии и хорошем настроении своего супруга. На вид она небольшого роста старушка, полная, с крупными чертами лица и добрым взглядом.
Поздно ночью, когда Кронштадт уже покоится сном, не спит Елизавета Константиновна, ожидая возвращения от. Иоанна из загородной поездки по делам пастырским. Она встречает его, заботливо спрашивает о здоровье и, побеседовав немного, испрашивает у него благословения и отправляется спать, убедившись, что «Иван Ильич» — как она его зовет обыкновенно, — чувствует себя хорошо.
При Елизавете Константиновне, в качестве компаньонки, живет в настоящее время одна из ее племянниц и с нею она проводит дни во время отсутствия о. Иоанна.
Елизавета Константиновна особенно любит цветы и их у нее в гостиной очень много. Рядом с гостиной расположена ее комната.
Налево от столовой, комната с большим книжным шкафом и старинною мебелью, а рядом с нею кабинет о. Иоанна, служащий вместе с тем ему и спальнею. Посреди кабинета большой письменный стол, весь заваленный ворохами бумаг, телеграмм, газет и книг.
Корреспонденция о. Иоанна и даже та часть ее, которая доставляется ему непосредственно (другую часть читает секретарь, племянник его И.В. Фиделин) громадна. Одних телеграмм получает о. Иоанн более сотни в день. Масса газет, книг и брошюр высылается ему различными издателями. Поздно ночью, вернувшись домой, о. Иоанн посвящает некоторое время чтению корреспонденции, или, очистив с трудом уголок на столе, пишет свой дневник. Дневник этот о. Иоанн ведет регулярно каждый день и, даже едучи в вагоне, торопливо набрасывает в него свои мысли и впечатления.
Несмотря на видимый беспорядок, о. Иоанн разбирается в своих бумагах легко, быстро находя то, что ему нужно. В отсутствие о. Иоанна кабинет запирается на ключ и вообще входить в него без разрешения о. Иоанна не дозволяется.
Перед письменным столом большая киота со многими образами и лампадами, у стен стоят шкафы с книгами духовного содержания и слева, за ширмами, постель, на которой отдыхает о. Иоанн от своих обширных трудов.
Спит о. Иоанн всегда, даже зимою, при открытых форточках: по его словам, эту привычку он приобрел еще в молодости и сохраняет теперь, так как холод значительно укрепляет его здоровье.
Вообще жилище о. Иоанна обставлено более чем скромно, в особенности если принять во внимание те громадные деньги, которые шлются ему со всех концов России и которые щедро рассылает он сам в виде пожертвований различным благотворительным учреждениям и частным лицам.
Прислуг у о. Иоанна в настоящее время две. Одна из них, главным образом, ходит за его супругой, и другая, пользующаяся известностью у местных богомольцев и приезжающих, по имени Женя, бойкая, живая, не смотря на свои лета, прислуживает самому о. Иоанну.
О пище о. Иоанна трудно что-либо сказать. Дома батюшка почти ничего не ест, только пьет чай; в местах, где он бывает, редко соглашается разделить трапезу. При таком неправильном на обыкновенный взгляд, питании, удивительно, как сохранил до сих пор о. Иоанн такую массу жизненных сил и энергии!..
Одежды о. Иоанн почти никогда не покупает: ее дарят ему многочисленные почитатели и, притом, в таком количестве, что он уже сам раздает ее или материю на одежды нуждающимся.
Обувь шьет о. Иоанну сапожная мастерская «Дома трудолюбия». Там имеются для о. Иоанна особые колодки и образцы.
Встает о. Иоанн очень рано и сразу же выезжает из дому. Пешком о. Иоанн теперь почти совсем не ходит. Если бы он пошел, толпа, рвущаяся к нему за благословением или помощью, сбила бы его с ног и смяла.
Посмотрите, что делается, когда выходит о. Иоанн откуда-либо и садится в свой экипаж. Сколько усилий здоровых людей нужно для того, чтобы растолкать толпу и очистить дорогу о. Иоанну! В особенности это трудно во время общей исповеди, когда тысячная масса народа приходит в экстаз и забывает все окружающее. Полицейские положительно выбиваются из сил и, после 4—5 часовой подобной «службы» в соборе, усталые, измученные, еле передвигают ноги.
А что испытывает в это время сам о. Иоанн, у которого к физической усталости присоединяется еще и духовное чувство тяжести грехов тысячи людей, которые ему приходится, по долгу священника, разрешать и о прощении которых он усердно молится!.. (Литов. Епарх. Вед. 1902 г. № 5).

Осенью 1907 г. отец Иоанн был назначен присутствующим в Святейшем Синоде, но из-за тяжелой болезни не смог посещать его заседания. Всегда бодрый и неутомимый, отец Иоанн в последние три года своей многотрудной жизни часто болел. «Сила моя физическая истощилась, — писал он в своем дневнике, — зато дух мой бодр и горит к возлюбленному моему Жениху, Господу Иисусу Христу… Что воздам Тебе, Господи, яко Ты даровал мне милость родиться и воспитаться в православной вере и Церкви и в дорогом неоцененном Отечестве, России, в которой издревле насаждена Православная Церковь. Благодарю и славлю Тебя, как могу, по благодати Твоей!»
9 декабря 1908 г. (ст. ст.) отец Иоанн отслужил последнюю литургию в Андреевском соборе. Ежедневно к нему приходил священник и причащал его, отец Иоанн находил великое утешение в соединении с Господом. Он уже перестал принимать пищу, только пил святую воду, привезенную из источника преподобного Серафима Саровского. Угоднику Божию был открыт день его кончины. Когда вечером 17 декабря приехала монахиня Ангелина, игумения основанного им Иоанновского монастыря в Петербурге, он спросил: «Какое число сегодня?» «Семнадцатое», — ответила она. «Значит, еще три дня», — сказал отец Иоанн, как будто про себя. Ранним утром 20 декабря он последний раз причастился. Дыхание его становилось все тише и тише. Отец Иоанн Орнатский начал читать канон на исход души. Когда он окончил, отец Иоанн лежал неподвижно, руки были сложены на груди…

Умер Иоанн Кронштадтский 2 января/20 декабря 1908 года.

Так, мирно и безмятежно, великий пастырь предал свой дух Богу. Большой колокол Андреевского собора оповестил кронштадтских жителей о великой утрате. На другой день в квартире усопшего совершили панихиду, после чего тело отца Иоанна под печальный звон колоколов всех городских церквей перенесли в кафедральный собор. В течение целого дня и ночи народ непрерывно шел прощаться с любимым пастырем. Затем гроб с телом отца Иоанна был перенесен из Кронштадта в Петербург, в Иоанновский монастырь. Епископ Архангельский Михей с сорока священниками и диаконами отслужили парастас, а затем петербургские жители целую ночь прощались со своим молитвенником. Утром 23 декабря митрополит Петербургский Антоний отслужил литургию, в конце которой известный проповедник и будущий новомученик протоиерей Философ Орнатский произнес проникновенное слово. После умилительного отпевания, в котором приняли участие около 60 священников и 20 диаконов, и трогательного последнего прощания гроб с телом почившего праведника был торжественно погребен в небольшом подземном храме-усыпальнице, освященном в честь пророка Илии и царицы Феодоры — небесных покровителей родителей отца Иоанна. Над местом погребения было сооружено мраморное надгробие, на нем лежали Святое Евангелие и резная митра, под которой горел неугасимый светильник. Св. Синод постановил ежегодно в день кончины отца Иоанна, 20 декабря, совершать во всех храмах литургии и панихиды. Чудеса и духовная помощь на месте упокоения отца Иоанна не прекращались во все годы после его кончины. В монастырь «на Карповку» стекались паломники со всего света, чтобы помолиться, попросить помощи или воздать благодарение отцу Иоанну, который осознавался церковным народом как святой, праведник и чудотворец.

24 декабря 1908 г. Преосвященнейший Евгений, епископ Муромский служил в соборе литургию, при участии местного причта. Перед литургией совершена панихида по протоиерее Иоанне Ильиче Сергиеве (Кронштадтском), во время совершения которой Владыка произнес речь приблизительно следующего содержания: „Было, благоч. слушат., на Руси тяжелое время: Русь страдала от монголов, которые нещадно разоряли ее своими набегами и чрезмерными данями, страдала и от внутренней смуты, — от вражды князей между собою... Милосердый Господь воздвиг тогда мудрого и доброго правителя в земле Русской, благоверн. князя Александра Невского. Этот Вел. князь прилагал все усилия и заботы, чтобы успокоить подозрения и гнев монгольского хана и примирить враждующих князей, водворить мир между сынами России, отражая в то же время набеги шведов и литвы. Не раз с опасностью для жизни ездил он к монгольским ханам, чтобы оградить и защитить там права св. церкви и русского народа. Господь помогал доброму, неустрашимому князю. Во время его княжения русский народ жил сравнительно спокойно, не смотри на тяжесть монгольского ига. Но вот в одну из поездок в орду В. князь занемог и на возвратном пути скончался. Митрополит Кирилл, объявляя в соборном храме г. Владимира о сем горестном событии, сказал бывшему кругом его народу: „Закатилось солнце земли русской". И мы, благоч. слушат., в настоящую минуту можем также сказать, что закатилось светило земли русской, ибо скончался великий молитвенник за св. Русь, скончался великий труженик во имя Христово, скончался твердый столп веры Христовой православной — Кронштадтский пастырь о. Иоанн... Надо ли говорить о жизни и подвигах его? Кому на Руси от чертогов Царя до хижины земледельца не известно имя о. Иоанна? Кто не знает о его молитвенных подвигах, низводивших не редко чудодейственную помощь на страждущих от недугов душевных и телесных... Он непрестанно молился: молился в храме, дома, во время путешествий и прогулок, молился о всех и за всех. Кто не слыхал о его благотворительности, о его доме трудолюбия в Кронштадте, о его щедрой помощи разным учреждениям, обществам и частным лицам, при чем не редко помощь его своими размерами приводила в смущение и недоумение получивших. Поистине его левая рука не ведала, что творила правая. А сколько скорбящих и обремененных грехами и сомнениями нашли утешение и успокоение у него?!.. Сколько обратилось по его слову от заблуждений и пороков к вере и добродетели!.. Как по этому была благодетельна жизнь о. Иоанна для нас и нашего отечества в век безверия и растерянности, особенно в последнее, переживаемое нами, время. Правда — в наше время отечество наше не страдает так от внешних врагов, как во времена Благ. Князя Александра, но внутренние смуты и неурядицы оно в последние годы переживало и переживает едва-ли меньшие, чем в те отдаленные времена. И о. Иоанн, подобно Благов. Князю, все усилия, всю свою деятельность употреблял на то, чтобы водворить в отечестве нашем мир и законность, словом и примером укрепляя и утверждая веру в обществе христианском и научая всех доброделанию, нещадно поражая в то же время врагов веры православной и отечества и отражая их гнусные нападки и клятвы против себя. Он ярко светил на русском небосклоне все время, и вот светило это закатилось... Закатилось только однако, но не уничтожилось... Закатилось в свое время солнце земли русской — Благов. Вел. Князь Александр Невский, но закатилось затем, чтобы снова взойти и ярче засветить Русскому Царству своими молитвами и ходатайством Перед Престолом Всевышнего. Уповаем, что и светило церкви и земли русской, о. Иоанн, благодатию Божиею может воссиять подобно св. Благов. Князю Александру... Но и о. Иоанн был человек не без немощей: по слову Божию, несть человек, иже жив будет, и не согрешит, аще и един день жития его, ибо только один Господь безгрешен... Помолимся же, благоч. слушатели, чтобы Господь упокоил душу почившего прот. Иоанна со святыми и явил его ходатаем Перед Ним за нас и за отечество наше. Аминь".
Высочайший Рескрипт.
«Преосвященный Митрополит С.-Петербургский Антоний.
Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтоб угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник Земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник отец Иоанн Кронштадтский. Всем сердцем разделяя великую скорбь народную о кончине любвеобильного пастыря и благотворителя, Мы с особенным чувством обновляем в памяти нашей скорбные дни предсмертного недуга в Бозе почившего Родителя Нашего Императора Александра III, когда угасающий Царь, Любимый народом, пожелал молитв и близости любимого народом молитвенника за Царя и Отечество. Ныне, вместе с возлюбленным народом нашим, утратив возлюбленного молитвенника нашего, Мы проникаемся непременным желанием дать достойное выражение сей совместной скорби Нашей с народом молитвенным поминовением почившаго, ежегодно ознаменовывая им день кончины отца Иоанна, а в нынешнем году приурочив оное к сороковому дню оплакиваемого события.
Будучи и по собственному душевному влечению Нашему и по силе Основных Законов первым блюстителем в Отечестве Нашем интересов и нужд Церкви Христовой, Мы со всеми верными и любящими сынами ее ожидаем, что Святейший Синод, став во главе сего начинания, внесет свет утешения в горе народное и зародит на вечные времена живой источник вдохновения будущих служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги многотрудного пастырского делания.
Поручая себя молитвам Вашим, пребываем к Вам благосклонны.
На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою начертано:
«НИКОЛАЙ».
Царское село 12 января 1909 г.

Определение Святейшего Синода от 15 января 1909 г. по Высочайшему Рескрипту на имя Преосвященного Митрополита С.-Петербургского по поводу кончины Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева.
По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представленный Преосвященным Митрополитом С.-Петербургским Антонием данный на его имя, в 12 день сего января, Высочайший Рескрипт Его Императорского Величества по поводу кончины Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Приказали: Выслушав представленный Преосвященным Митрополитом С.-Петербургским Антонием данный на его имя Высочайший Рескрипт Его Императорского Величества по поводу кончины Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева и озабочиваясь достойным ознаменованием памяти этого великого светильника Церкви Христовой и молитвенника земли Русской, Святейший Синод определяет: 1) напечатать означенный Высочайший Рескрипт в № 3-м Церковных Ведомостей текущего года; 2) поручить присутствующим в Святейшем Синоде Преосвященным Митрополитам С.-Петербургскому, Московскому и Киевскому в сороковой день по кончине отца Иоанна, 28 сего января, совершить в Иоанно-Богословском г. С.-Петербурга женском монастыре, месте погребения почившего, заупокойную литургию, а после оной, по прочтении Высочайшего Рескрипта, полным составом Святейшего Синода панихиду по усопшем, таковые же литургия и панихида должны быть совершены архиерейским служением и во всех соборах городов С.-Петербурга, Москвы и Киева; 3) предписать епархиальным Преосвященным, протопресвитеру военного и морского духовенства и заведывающему придворным духовенством сделать распоряжение о совершении в 28 день сего января заупокойной литургии и панихиды по усопшем отце Иоанне по всем подведомым им церквам, а равно в церквах духовно-учебных заведений и церковных школ, с произнесением за литургией соответствующего поминаемому событию поучения и с прочтением с церковного амвона, пред совершением панихиды, означенного Высочайшего Рескрипта, освободив на сей день учащихся названных заведений и школ от занятий; по Кафедральным же соборам таковые богослужения должны быть совершены архиерейским служением; 4) установить на будущее время ежегодное в день кончины отца Иоанна, 20 декабря, совершение заупокойной литургии и панихиды по почившем во всех церквах Империи, поручив епархиальным Преосвященным, протопресвитеру военного и морского духовенства и заведывающему придворным духовенством сделать распоряжение об устроении в первую годовщину кончины отца Иоанна, 20 декабря сего года, внебогослужебных по вверенным им епархиям и ведомствам собеседований с предложением на оных чтений, посвященных памяти в Бозе почиваюшего Императора Александра III и молитвенника за Царя и Землю Русскую отца Иоанна Кронштадтского; 5) предложить епархиальным Преосвященным, протопресвитеру военного и морского духовенства и заведывающему придворным духовенством пригласить подведомое им духовенство к пожертвованиям на учреждение в духовно-учебных заведениях стипендий имени отца Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, поручив вместе с сим озаботиться приобретением для помещения в актовых залах духовно-учебных заведений портретов отца Иоанна; 6) поручить Учебному Комитету при Святейшем Синоде внести в программы духовных семинарий по гомилетике и практическому руководству для пастырей ознакомление воспитанников с биографией и пастырско-просветительной деятельностию почившего отца Иоанна и для сего преподать в объяснительной к программе записке соответствующие указания; 7) поручить Преосвященному Архангельскому войти в суждение и представить Святейшему Синоду свое заключение об учреждении в г. Архангельске или на месте родины отца Иоанна училища пастырства имени Почившего; только-что учрежденное таковое же училище в городе Житомире, Волынской епархии, наименовать училищем в память отца Иоанна Кронштадтского, и 8) Иоанно-Богословский в гор. С.-Петербурге женский монастырь, в коем покоится ныне тело почившего, возвести, чести ради, в первоклассный женский монастырь. Об изложенном, для должных исполнений, объявить епархиальным Преосвященным, протопресвитеру военного и морского духовенства и заведывающему придворным духовенством, а также Московской Святейшего Синода Конторе, по принятому порядку, пропечатав вместе с сим настоящее определение в „Церковных Ведомостях".

28 января в 40-й день по кончине о. прот. Иоанна Кронштадтского, Высокопреосвященный Николай совершил заупокойную литургию и панихиду во Владимирском Кафедральном соборе. Владыке сослужили о. Ректор семинарии прот. И.В. Соболев, соборное духовенство и о.о. миссионеры. Преосвященный Александр совершал литургию и панихиду в этот день в церкви Архиерейского Дома. Воспитанники 6-го класса семинарии молились в Кафедральном соборе, остальных классов в церкви Архиерейского Дома. В церкви Архиерейского Дома пел хор воспитанников семинарии.
Город Муром. 28-го января 1909 г. — в сороковой день по кончине о. Иоанна Кронштадтского — во всех городских храмах совершены заупокойные богослужения. В соборе литургию совершил Его Преосвященство при участии местного причта и панихиду при участии всего градского духовенства. За литургией в соборе были все учащиеся церковно-приходских школ Троицкой и Георгиевской.
20 мая — в день полугодия от кончины Кронштадтского пастыря Иоанна Ильича Сергиева, Преосвященный Евгений, Епископ Муромский совершил литургию в соборе, по окончании литургии при участии местного причта отслужена была панихида по почившем пастыре.
Сороковой день по кончине о. Иоанна Кронштадтского в церковных школах Архангельского погоста Гороховецкого уезда. Согласно определению Св. Синода от 15 января, в 40-й день кончины о. Иоанна Сергиева в церковных школах Архангельского погоста учащимися вместе с наставниками совершено было молитвенное поминовение почившего. Учащиеся были освобождены от учебных занятий и собраны в приходский храм для присутствования при заупокойном богослужении по о. Иоанне. По окончании заупокойной литургии, прочитан был Высочайший Рескрипт на имя Митроп. С.-Петербургского, а затем совершена была панихида по усопшем. Стройное пение школьного хора, особенно чудных песнопений панихиды, производило трогательное, волнующее душу, впечатление. Вместо причастного стиха исполнен был концерт Бортнянского: „В память вечную будет праведник". По окончании богослужения учащиеся всех школ были собраны в классную комнату (в здании образцовой школы). По исполнении общим пением молитвы: „Царю Небесный", слушателям предложено было чтение, посвященное памяти почившего. Для более наглядного представления себе образа почившего пастыря, впереди слушателей был повешен портрет его („дар читателям Рус. Паломника" от Прот. Сергиева). Сначала о. Заведующий в живой беседе выяснил перед слушателями, какое отношение имел почивший Кронштадтский пастырь к русскому православному народу и церковноприходской школе вообще и какую утрату понесла последняя в лице о. Иоанна. После этого о. Заведующим же была прочитана статья, посвященная „светлой памяти Великого Молитвенника Земли Русской". Затем о. диакон Широгоров, учитель образцовой школы, прочитал биографию о. Иоанна (по статье, помещенной в № 1 „Церк. Ведом." за текущий год). — Чтение сильно тронуло учеников: при чтении того места из автобиографии о. Иоанна, где он рассказывает о годах своего детства, о скорби своей по причине „непонятливости" в первоначальном обучении и проч., у многих ребятишек на глазах видны были слезы... Чтение закончилось общей молитвой „Достойно есть". Свящ. И. Рождественский. (В. Е. В. № 7-й. 1909 г.).

Когда наступила предреченная Батюшкой Иоанном эпоха «нечестивых правителей», монастырские здания были отобраны властями, и в 1923 г. монахини были выселены. В эти трудные годы монашескую общину по-прежнему возглавляла духовная дочь отца Иоанна, игумения Ангелина. Она осуществляла духовное руководство сестрами, изгнанными из родной обители, вплоть до своей кончины 8 февраля 1927 г. Почитаемая всей Россией усыпальница чудотворца была осквернена, мраморное надгробие уничтожено. Само имя Кронштадтского пастыря было под запретом, на протяжении десятилетий любые сведения о нем в официальной печати сопровождались неизменным ярлыком «реакционера и черносотенца». Но во времена самых лютых гонений на Церковь верующие помнили отца Иоанна: переписывались и собирались рассказы о его чудесах, к стенам бывшей обители приходили богомольцы и обращались с молитвами к своему заступнику. Над окном усыпальницы был начертан православный крест, его много раз смывали, и тогда ревнителями памяти отца Иоанна крест был высечен в гранитном цоколе. Под ним возжигали свечи, клали цветы. Трудами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бытность его митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским здание монастыря в 1989 г. было возвращено Церкви, и в нем возобновлена монашеская жизнь.

В 1990 г. отец Иоанн был причислен к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви.


Храм-усыпальница Иоанна Кронштадтского в Свято-Иоанновском ставропигиальном женском монастыре

Ныне в восстановленной усыпальнице отца Иоанна теплятся лампады, горят свечи. Как и прежде, паломники стекаются сюда со всех концов России и из-за рубежа, чтобы помолиться угоднику Божию, попросить его помощи. Молитвами Батюшки Иоанна и в наше время совершаются многие дивные чудеса.

Память

Дни памяти:
- 20 декабря/2 января;
- 14 июня.

До наших дней сохранились рассказы современников Иоанна Кронштадтского, которые отзываются о нем как о человеке удивительной душевной щедрости. По их словам, святой обладал поистине магической притягательностью. Его помыслы были чисты, а христианское рвение не знало границ. Даже сам облик проповедника был пронизан святостью: глаза его излучали небесное сияние, лик отражал спокойствие и сострадание к ближним.




Покровительствует Иоанн Кронштадтский сиротам, бездомным.
Небесным покровителем Иванов, рожденных в начале января, является праведный Иланн Кронштадтский.

Молитвы святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому

Молитва первая

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе — любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе — Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающаго. Имя Тебе — Свет: просвяти душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и не осужденно причащатися Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междуусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведный, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорчно соблюсти и заповеди Божии благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, Отечеству же нашему мир и пребывание испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Нем же живем и движемся, и есмы, и прибудем во веки. Аминь.

Молитва третья

Отче Иоанне досточудне! Ты добродетельми многими к Богу приблизился еси и дарований духовных от Него сподобился еси: недуги врачевати, страсти прогоняти и скорби утоляти. Темже смиренно молим тя: подаждь недугом нашим исцеление и страстем врачевание, находящия же на нас скорби утоли и радость духовную в сердца наша всели. И помози нам подражательми быти святаго твоего жития и всех благих твоих деяний, яко да сподобимся с тобою наследия Царствия Небеснаго. Аминь.

Тропарь праведному Иоанну Кронштадтскому
Тропарь, глас 1

Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче. Божественных Тайн благоговейный служителю и дерзновенный о людех молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало и церкви нашея украшение, моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша.

Кондак, глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский предстоит Престолу Божию и усердно молит о верных Христа Пастыреначальника, обетование давшаго: "Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей”.

Свято-Иоанновский женский монастырь

Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, д.45


Свято-Иоанновский женский монастырь на набережной реки Карповки

Свято-Иоанновский женский монастырь на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге основан святым праведным Иоанном Кронштадтским в 1900 году.
Проект монастыря утверждённый лично императором Николем II был выполнен Н.Н. Никоновым в 1899 г. Монастырский комплекс стал крупнейшим петербургским произведением этого архитектора. В мае 1900 г. о. Иоанн Кронштадтский благословил начать работы. По преданию, он сказал при закладке будущего монастыря в 1900 г.: "Просветится место это, просветится и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного - многоизвестным". Делопроизводителем при строительстве стала духовная дочь отца Иоанна - послушница Анна Семеновна Сергеева, будущая игуменья Ангелина.
Монастырь назван Иоанновским в честь преподобного Иоанна Рыльского, во имя которого был заложен в нижнем этаже здания первый храм обители. Два верхних этажа в главном четырёхэтажном здании соединены в один, и в нём устроен просторный храм во имя 12 апостолов Христовых.



Собор Двенадцати Апостолов

Кровля всех пяти куполов ранее была покрыта блестящей поливой белого, зеленого и синего цветов. Купола храма на круглых световых башнях и высокая, асимметрично поставленная на западной стороне столпообразная колокольня помогают комплексу выполнять роль запоминающегося градостроительного акцента в этой части Аптекарского острова.

В подвальном этаже располагается церковь-усыпальница, где с 1908 г. почивают под спудом святые мощи Иоанна Кронштадтского. Церковь-усыпальница в честь пророка Илии и царицы Феодоры - небесных покровителей родителей отца Иоанна.
Стены зданий монастыря облицованы керамической плиткой в два тона.
Монастырь первоначально планировался как петербургское подворье Сурского Архангельского монастыря, основанного о. Иоанном у себя на родине. Монастырь был очень бедный и о. Иоанн рассчитывал, что подворье в Петербурге поможет ему. Однако 9 декабря 1902 г. отец Иоанн при поддержке митрополита Антония обратился в св. Синод, предлагая именовать новый монастырь в честь прп. Иоанна Рыльского - небесного покровителя отца Иоанна. Прошение было удовлетворено, с 1903 г. подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь.

17 декабря 1902 г. был освящен главный престол соборного храма во имя Святых Двенадцати Апостолов. В 1903 г. были освящены два придела большого двухсветного храма. Правый (южный) - во имя Казанской иконы Божьей Матери, левый (северный) - во имя прп. Андрея Критского и прп. Марии Египетской. Храм украшали три резных дубовых иконостаса с образами выполненными иконописцем Ф.К. Платоновым и художником М.В. Нестеровым. Всю полукруглую стену за алтарем занимали два яруса художественных цветных витражей - образов, среди которых выделялись образа Иисуса Христа, Божией Матери и Святого Иоанна Предтечи. Помещение собора рассчитано на 1000 прихожан.
Собор находится на третьем этаже монастырского здания. На первом этажа освящён маленький храм во имя прп. Иоанна Рыльского, небесного покровителя о. Иоанна Кронштадтского. Слева от этого храма - лестница, ведущая в усыпальницу. Маленький храм, где ныне покоятся мощи св. пр. Иоанна, был создан еще при его жизни и освящен по его желанию в честь небесных покровителей его родителей - св. пророка Ильи и св. царицы Феодоры.
В дальнейшем (1903-1908 гг.) в комплекс вошли пятиэтажный жилой дом, лазарет, приют и странноприимный дом, иконописная мастерская и хозяйственные постройки. Все строения решены Н.Н. Никоновым единым "блоком", не поддающимся расчленению. При монастыре имелось небольшое кладбище, созданное в годы Первой мировой войны. Осенью 1915 г. в монастырском саду была выстроена небольшая каменная часовня, в которой 24 Октября 1915 г. были погребены тела князей А.А. Щербатова (сконч. 5 Апреля) и Г.С. Васильчикова (погиб 7 Июля). Вскоре радом с часовней были погребены тела князя А.К. Горчакова и губернатора Санкт-Петербурга графа А.В. Адлерберга. Большинство захоронений в монастырском саду были уничтожены в 1960-е гг., в связи с прокладкой канализации. Сохранившаяся часовня была отреставрирована в 1990-е гг.


Часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Год постройки: Между 1999 и 2000 гг.

В 1911 году была освящена каменная часовня во имя прп. Серафима Саровского, расположенная в ограде монастыря, на углу наб. Карповки и Иоанновского пер., построенная по проекту Никонова Н.Н. В советское время часовня уничтожена.


Часовня Серафима Саровского

В 1919 г. обитель обращена в трудовую коммуну, в 1923 г. - ликвидирована (сестры жили в ней еще три года). Спустя три года, в 1926 году был замурован вход в усыпальницу отца Иоанна Кронштадтского, а гробница забетонирована. Почти все монахини были в нач. 30-х гг. арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан. Здание монастыря было передано мелиоративному техникуму и приспособлены под жилье.

С 1989 г. началось возрождение обители. В 1989 г. собор передан подворью Пюхтицкого женского монастыря. После реставрации в 1991 г. освящен и наименован ставропигиальным Свято-Иоанновским монастырём.
В 1991 г. Иоановский женский монастырь получил статус ставропигиального.
К 1999 г. ему возвращен весь комплекс зданий.
Ныне в восстановленной усыпальнице праведного Иоанна Кронштадтского теплятся лампады, горят свечи. Как и прежде, паломники стекаются со всех концов России и из-за рубежа, чтобы помолиться угоднику Божию.


Фрагмент ограды и корпуса монастыря

Ворота на территорию монастыря

Икона св. прав. Иоанна Кронштадтского на стене храма. Внизу, справа от иконы - изображение креста, к которому прикладываются прихожане и паломники.


Церковь Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербурге

Церковь Иоанна Кронштадского в поселке Колтуши Всеволожского района Ленинградской области

Храм во имя Иоанна Кронштадтского в Белгороде

Церковь Иоанна Кронштадского Симанского монастыря (Псковская область)

Церковь Иоанна Кронштадтского в городе Березовский Кемеровской области

Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского (Гамбург)

Ростов-на-Дону. Церковь Иоанна Кронштадтского


Православные Церковные Праздники.

Святость.
Православные Святые и Апостолы.
Святые православной церкви, обратившиеся из ислама.
К какому святому обращаться
Категория: Святые | Добавил: Николай (09.06.2015)
Просмотров: 5869 | Теги: православие, святость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru