Главная
Регистрация
Вход
Вторник
23.04.2024
09:10
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой

Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой

Владимирский областной институт усовершенствования учителей (ВОИУУ) открыт решением исполкома областного Совета депутатов трудящихся № 1066 29 августа 1946 года. Первым директором его назначен Петухов Иван Михайлович. Первоначальный штат сотрудников состоял из 5 человек. В 1949 г. его увеличили до 14 единиц.
В связи с реализацией «Закона о всеобщем семилетнем обязательном обучении» работа института тех лет строилась по трем основным направлениям:
- организация курсов повышения квалификации учителей, руководителей школ и отделов образования;
- оказание методической помощи педагогическим кабинетам и методическим объединениям в территориях;
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; подготовка воспитателей детских садов и учителей на краткосрочных 10-месячных курсах.
В 50-е годы при активной роли методистов ИУУ школы области приступили к внедрению политехнического обучения, проводятся первые выставки передового педагогического опыта, педагогические чтения. По заданию АПН институт занимается экспериментом по проблемам преемственности в образовании. Появляются первые печатные издания ИУУ.


Коллектив ИУУ во главе с Маровым. 1963 г.

1960-е годы коллектив совместно с Министерством просвещения и Академией педагогических наук апробировал новые программы и учебники, а также решал вопросы переподготовки учителей по освоению таких программ.
С 1953 по 1969 год Владимирский ИУУ располагался по адресу: ул. Фрунзе, 43. А с 1969 по 1981 — в здании Дома Офицеров. Из-за тесноты в здании на улице Фрунзе несколько кабинетов ИУУ до 1969 года находились в здании бывшей женской гимназии, в правом крыле. Там было также общежитие для учителей.


Ул. Большая Нижегородская (Фрунзе), д. 43. Государственное бюджетное учреждение Владимирской области «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивной борьбе» (Греко-римская борьба)

В 1962 году по решению Облисполкома Детская гимнастическая школа получила половину здания Института усовершенствования учителей (где в настоящее время размещается школа греко-римской борьбы), а немного позднее и все здание отошло гимнастам.

Владимирское отделение Педагогического общества РСФСР
«В нашей области создается определенная система педагогической пропаганды. Прежде всего это работа кафедр педагогического института и областного института усовершенствования учителей с учителями и воспитателями.
В январе 1969 года в целях дальнейшего расширения педагогических знаний родителей и улучшения воспитания детей в семье бюро обкома КПCC постановило во всех городах и районах организовать систематическую работу по всеобщему педагогическому просвещению родителей.
Владимирское отделение Педагогического общества РСФСР подготовило и издало программу родительского всеобуча для всех классов средней школы. Во всех школах области заметно оживилась работа с родителями. Областной институт усовершенствования учителей организовал постоянно действующий семинар для классных руководителей школ области, на котором рассматриваются наиболее важные вопросы родительского всеобуча.
В ноябре 1969 года во Владимире состоялась областная конференция по теме «Работа школы, семьи и общественности по воспитанию детей». Конференция показала, что в области накоплен богатый и интересный опыт воспитательной работы. Одна из особенностей педагогического всеобуча — его направленность в работе с родителями, чьи дети вызывают беспокойство у общественности.
Коллектив школы №15 г. Гусь-Хрустального ведет университет педагогических знаний для родителей, работающих на заводе стекловолокна. Организован специальный лекторий для родителей «трудных» детей.
На заводе создан совет содействия семье и школе в воспитании детей. Члены бригад коммунистического труда активно помогают школе в организации воспитательной работы, Регулярно публикует статьи на темы воспитания заводская многотиражная газета. При школьном родительском комитете создан родительский патруль, одна из задач которого — борьба с детской безнадзорностью. Целенаправленная работа с родителями ведется в Собинке и ряде других городов и районов области.
В помощь учителям и родителям публикуется разнообразная педагогическая литература. Выходит из печати издаваемый нашим Владимирским отделением Педагогического общества РСФСР сборник «Н.К. Крупская и педагогика», подготовленный преподавателями кафедры педагогики Владимирского педагогического института и работниками института усовершенствования учителей. Готовятся к печати сборники «В.И. Ленин и народное образование» и «Родители о воспитании детей».
В области читается немало лекций по различным вопросам обучения и воспитания.
В прошлом году лекторы общества «Знание» прочли 12283 лекции для учителей, родителей и общественности (на тысячу лекций больше, чем в 1968 году).
Лучше организована лекционная пропаганда в г. Владимире (1223 лекции), в г. Гусь-Хрустальном и районе — 998. в Собинском районе — 1017, в Кольчугинском — 974. в Вязниковском — 860, Судогодском — 689.
К сожалению, мало еще читается лекций на педагогические темы в Суздальском районе, Коврове, Ковровском и Киржачском районах.
Особое место среди форм педагогического просвещения принадлежит университетам педагогических знаний. Главная цель таких университетов — дать слушателям систему знаний по теории и тактике воспитания. Формировать у них потребность в педагогическом самообразовании, изучать и обобщать передовой опыт воспитательной работы.
Третий год работает при Владимирском педагогическом институте университет общественного воспитания. В организации его и руководстве им деятельное участие принимают заместитель председателя горисполкома, кандидат философских наук Нелли Леонидовна Аринина и ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних при горисполкоме Лидия Георгиевна Носикова. Занятия университета посещают члены родительских комитетов школ города, работники детских комнат милиции, курсанты училищ МИД, работники детских секторов городских клубов, члены профсоюзных комитетов предприятий, отвечающие за работу с детьми.
В университете читаются лекции по важнейшим проблемам обучения и воспитания, демонстрируются художественные и документальные педагогические фильмы, слушатели обмениваются опытом работы с детьми.
Занятия продолжаются два года. Бали прочитаны лекции «В.И. Ленин о нравственном воспитании», «Причины педагогической запущенности детей», «Воспитание гражданственности у детей».
Университеты педагогических знаний работают в Гусь-Хрустальном, Меленках, Гороховце, Муроме. В городе Коврове и Ковровском районе открыты четыре таких университета.
Но университеты педагогических знаний, работающие в области, охватывают всего около 2300 слушателей. В ряде районов подобные университеты либо не созданы, либо охватывают немного слушателей.
Несколько лет существует родительский университет при Доме культуры ВХЗ, но он не имеет постоянного состава слушателей. В итоге родители, посещающие занятия, не приобретают систематических знаний по теории и практике воспитания.
Одна из весьма интересных и результативных форм пропаганды педагогических знаний - областные педагогические чтения. В январе этого года по инициативе областного и городского отделов народного образовании во Владимире прошли педагогические чтения, посвященные 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Было заслушано сто семьдесят докладов учителей, директоров и завучей школ, работников районных, городских и областных отделов народного образования и преподавателей педагогического института. Особое место на конференции заняла ленинская тема.
Впереди, конечно, много работы. Необходимо значительно улучшить содержание педагогических лекций и бесед, которые читаются в области для родителей. Ведь результативность всей педагогической деятельности и педагогической пропаганды определяется не количеством занятий, бесед, семинаров, а изменением отношения многих родителей к своему долгу, изменением уровня воспитанности детей. Главное в педагогической пропаганде — формирование у каждого ребенка лучших нравственных качеств, присущих советскому человеку. Предстоит еще немало сделать, чтобы охватить педагогическим всеобучем всех родителей, и прежде всего тех, кто мало уделяет внимания воспитанию своих детей.
Решить эти задачи можно при условии, если в педагогической пропаганде активное участие будут принимать все учителя, воспитатели дошкольных учреждений, работники детских комнат милиции, юристы, преподаватели педагогического института, комсомольские и профсоюзные работники и наиболее подготовленные родители.
В. ШУМАН, заместитель председателя научно-методического совета по пропаганде педагогических знаний областной организации общества «Знание», кандидат педагогических наук» («Призыв», 6 июня 1970).


Коллектив ИУУ с И.П. Петросяном. (конец 70-х годов.)

В 70-80-е годы политика ОблОНО направлена на укрепление авторитета ИУУ и превращение его в научно-методический центр работы с педагогическими кадрами. В 1986 г. в ИУУ работают уже 23 кабинета, штат увеличен до 39 методистов. В 1987 г. в структуре института создаются первые научные подразделения – кафедры, появляются собственные научные кадры. Деятельность ИУУ направлена на повышение эффективности педагогической деятельности учителя, развитие в ней творческих начал. Институт активно включается в опытно-экспериментальную работу и по сей день.
«КТО И КАК УЧИТ ТРУДУ. В новом учебном году предстоит дальнейшая реализация школьной реформы по одному из ее главных направлений— трудовому воспитанию. Ведь сегодняшним школьникам предстоит стать непосредственными участниками перестройки е народном хозяйстве.
Многие учителя по труду и мастера производственного обучения работают творчески. Заслуживает внимания опыт Ф.М. Исакова — школа № 33, В.И. Шишаева — школа № 7 г. Владимира, А.В. Кудикова — Чулковская средняя школа Гороховецкого районе, А.А. Петракова — Пекшинская школа Петушинского района. На их уроках применяются новые формы организации труда — бригадная и звеньевая, учащиеся самостоятельно следят за качеством изделий. Занятия у этих преподавателей строятся на широкой политехнической основе, и ребята на практике применяют знания, полученные по основам наук. Мне особо хочется отметить Анатолия Васильевича Кудикова. Я бывал у него на занятиях, видел, как он трудится.
Одним из любимых предметов учащихся Чулковской средней школы Гороховецкого района является трудовое обучение. Более четверти века руководит трудовой подготовкой Анатолий Васильевич Кудиков. Много сил вложил учитель в оборудование школьной мастерской. В этом ему охотно помогают его воспитанники. Благодаря общим усилиям в мастерской каждый год появляются новые приспособления, инструменты, тематические стенды.
Например, на токарные станки поставлена усовершенствованная планшайба, установлены вращающиеся центры. Силами учителя создан шлифовальный станок по дереву, на очереди — станок по резке металла.
До позднего вечера не закрываются двери мастерской. Ребята любят мастерить, а Анатолий Васильевич поощряет их увлечение, помогает советом, конкретным делом. Вот уже 24 года он руководит кружком технического творчества. Каждое воскресенье спешит он в школу, где его с нетерпением ждут ребята, как и он сам, влюбленные в технику. Члены кружка - постоянные участники областных и районных выставок технического творчества. Трактор, изготовленный руками кружковцев, был представлен на ВДНХ.
Уроки А.В. Кудикова проходят живо, интересно. Стремясь повысить эффективность занятий, он широко использует технические средства. В его распоряжении фильмоскоп, эпидиаскоп, графопроектор, диапроектор. При проведении уроков используются стенды, технологические карты, словарная подборка технических терминов.
Учитель находится в постоянном поиске, совершенствует свое педагогическое мастерство, постоянно изучает учебно-методическую литературу. У него заведена картотека публикаций по трудовому обучению. Широко делится он своим опытом с учителями района и области: вот уже 13 лет руководит районным методическим объединением учителей трудового обучения. Сам работает над методической темой «Активизация учебного процесса на уроках трудового обучения».
Большая заслуга А.В. Кудикова в организации общественно полезного производительного труда в школе. Под его руководством ребята в школьных мастерских изготавливают для совхоза имени Войкова детали к комбайнам, шайбы к боронам, рукоятки для напильников и молотков, скребки для уборки навоза на фермах. Труд учащихся организован по звеньям, применяются всевозможные приспособления, чтобы повысить его производительность.
Многие выпускники Чулковской школы связали свою судьбу с техникой, селом, и в этом есть заслуга учителя труда: В. Кугель — начальник ремонтно-технического предприятия. С. Ковалев — главный инженер того же предприятия, В. Васин — главный инженер совхоза имени Войкова. Многие из выпускников и сейчас остаются работать в совхозе.
Думаю, что здесь дело не только в творческом подходе к своему делу самого Кудикова, но и в правильном отношении к школе со стороны администрации совхоза.
И мне хочется сказать о проблеме, которая волнует каждого учителя трудового обучения. У школы есть базовое предприятие. Есть положение о базовом предприятии, однако...
Многие базовые предприятия не выполняют своих обязанностей перед школами, предусмотренных соответствующим положением. Мало создано учебных цехов и участков, рабочие места на них оснащены устаревшим оборудованием и не соответствуют современным требованиям. Часто школьникам предлагают однообразную, низкооплачиваемую работу. Тот колоссальный заряд, который несет в себе по-настоящему полезный, производительный труд, лишь тогда эффективен, когда ребята, чувствуя доверие и ответственность, видят, что их работа необходима.
Пока плохо реагируют на нужды школы, на создание рабочих мест швейная фабрика в г. Кольчугине, Селивановский машиностроительный завод, стеклозавод им. 1 Мая Селивановского района, Вязниковское объединение льняных технических тканей.
Директор стеклозавода имени 1 Мая давал «слово директора», что школе будет оказана необходимая помощь, но дела с места не сдвинулись. Более года идут разговоры о создании учебного цеха на Селивановском машиностроительном заводе. Но увы...
Перестройка в экономике обязательно должна сочетаться с перестройкой в трудовой подготовке. Необходимо включить школьников в современные социалистические производственные отношения, чтобы они на практике узнавали, что такое бригадный подряд, хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование. Возникла уже и необходимость в организации школьных производственных коллективов и ученических производственных бригад на основе хозяйственного расчета и широкого самоуправления.
Вероятно, педагогическим коллективам целесообразно рассмотреть и вопрос о создании школьных кооперативов по различным направлениям деятельности.
Проблем очень много. Их нужно решать. Главная задача педколлективов в том, чтобы искать и смелее внедрять все лучшее и передовое.
М. БЛИНОВ, сотрудник Владимирского института усовершенствования учителей» («Призыв», 10 сентября 1987).

ВОИУУ действует с 12 октября 1994 г.
1990-е годы – годы осмысления места института в новой социально-политической и экономической ситуации России. Именно тогда появились научные лаборатории, открылись новые кафедры, были внедрены новые педагогические технологии. Разработали новые учебные планы и региональные образовательные стандарты. Именно тогда появился известный для всех конкурс «Учитель года». Организация всероссийских и международных конференций вышла на новый уровень.
В 2004 г. институт поменял свой статус и название на Владимирский институт повышения квалификации работников образования (ВИПКРО).

Постановлением губернатора Владимирской области за № 780 от 22 сентября 2009 года Владимирскому институту повышения квалификации работников образования присвоено имя выдающегося отечественного педагога и исследователя, доктора педагогических наук, профессора, академика, действительного члена Российской академии образования Людмилы Ивановны Новиковой.


Людмила Ивановна Новикова
Людмила Ивановна Новикова родилась 22 января 1918 года в г. Горки (Белоруссия). В 1941 году окончила механико-математический факультет МГУ.
Весь жизненный путь Людмилы Ивановны был связан с народным образованием. Начинала она его как учитель математики. В эвакуации, почти до окончания войны, работала в одной из школ Алтайского края, где вела математику, физику, астрономию, санитарное дело и немецкий язык. Все время стремилась на фронт, так как окончила курсы медицинских сестер; но в школах не хватало учителей, и ей было отказано в ее просьбе. В 1944 году она стала директором средней школы в Московской области.
С 1951 года Л.И. Новикова работает в системе Академии педагогических наук; начав аспиранткой, она прошла все ступени профессионального роста. В 1990 году ее избрали действительным членом АПН СССР; с 1993 года она является академиком РАО.
Людмила Ивановна – признанный и известный лидер научной школы. Научная школа Л.И. Новиковой зарождалась в деятельности лаборатории «Коллектив и личность», созданной в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР в 1964 году.
В 1997 году Л.И Новикова стала одним из первых лауреатов Премии Президента в области образования.

С 2014 г. институт стал называться «Владимирским институтом развития образования им. Л.И. Новиковой».
20 октября 2016 года свое 70-летие отметил Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой.

Директора института:
Петухов И.М. (1946-1949), Проводина Г.М. (1949-1951), Чичугова Л.Ф.(1952-1955), Маров Н.В. (1955-1972), Петросян И.П. (1972-1990), Ковалев Ю.А. (1992-2000), Андреева В.В. с 2000 г.

Ежегодно слушателями института становятся около 9 тысяч руководителей образовательных учреждений, учителей, работников дошкольного образования и педагогов дополнительного образования. Собственное общежитие позволяет разместить там иногородних слушателей.
В настоящее время в структуре института – 10 кафедр, 4 научно-методических лаборатории, 4 образовательных центра, 14 методических кабинетов и Музей истории образования Владимирской области, открытый в 1985 г. В учреждении сложилась система подготовки педагогов к научно-исследовательской деятельности: в нем работает Школа молодого ученого, действует консультационный центр по подготовке к сдаче кандидатских экзаменов, осуществляется индивидуальное научное руководство аспирантами и соискателями.

С 2014 г. Владимирский институт развития образования является научно-методическим центром дополнительного образования детей. На базе учреждения работает 5 областных профильных школ для обучающихся: Интеллектуальная школа олимпийского резерва, Школа социального лидерства, Школа юных корреспондентов и Школа юных музееведов. В нем работают спортивные секции, функционирует детский Центр образовательного туризма, создан детский технопарк «Кванториум 33».
Более 10 лет в учреждении действуют Центр дистанционного образования детей-инвалидов, Региональный координационный центр Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства и Центр профессиональной ориентации молодежи и школьников.
Институт сыграл важную роль в судьбе многих людей. Среди них – В.Д. Степанов, заведующий кафедрой геометрии и методики преподавания математики Владимирского государственного университета (бывшего ВГПУ), Артемова Алевтина Ивановна (1930-2010) – председатель областного совета ветеранов, В.И. Груздков – ветеран педагогического труда города Меленки и многие другие.

Ректор - Андреева Валентина Владимировна.
Адрес: город Владимир, проспект Ленина, д. 8а.
Официальный сайт: https://www.viro33.ru/institute/history.html


Проспект Ленина, д. 8а.


Ул. Суздальская, д. 18
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой»

«Кванториум-33», «РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОДЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР дополнительного образования детей», «ПЛАТФОРМА 33» центр поддержки одаренных детей.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОДЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР дополнительного образования детей

В 2020 году в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на базе Владимирского института развития образования им. Л.И. Новиковой открылся Региональный модельный центр дополнительного образования детей Владимирской области.
Целью Регионального модельного центра является создание условий для обеспечения на территории Владимирской области эффективной системы взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, муниципальных опорных центров, учреждений дополнительного образования в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей. Обеспечение условий для создания эффективной региональной системы дополнительного образования детей, которым к 2024 году должны быть охвачены 80% детей Владимирской области в возрасте от 5 до 18 лет.
Центр:
- осуществляет организационную, методическую, нормативно-правовую, экспертно-консультационную поддержку участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей,
- выявляет инфраструктурный, материально-технический и кадровый потенциал в системе дополнительного образования детей,
- формирует и распространяет модели сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ и др.
Концепция Центра - свободный доступ к базе программ дополнительного образования, персонифицированный учет детей, получающих дополнительное образование, развитие творческого потенциала и познавательного интереса у детей с различными образовательными потребностями (в том числе у детей, проживающих в сельской местности, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей и активистов детских общественных объединений), а также поддержка творческих инициатив детей области.
Руководитель РМЦ ВО: Золотова Екатерина Петровна,
Адрес: г. Владимир, ул. Каманина, д. 30/18
Сайт: rmc.viro33.ru, vk.com/rmc33

Центр поддержки одаренных детей «ПЛАТФОРМА 33»

Центр поддержки одарённых детей «Платформа 33» действует на базе ГАОУ ДПО ВО "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой" с января 2018 года. В его основу положен опыт образовательного центра "Сириус" (г. Сочи).
Центр «Платформа 33» - это современная и инновационная площадка, дающая дополнительные возможности для одарённых и высокомотивированных к обучению детей, желающих добиться максимальных личностных результатов.
"Платформа 33" - это возможность для детей углубленно изучать науку, литературное творчество, в перспективе – искусство. Это помощь ребёнку поэтапно подготовиться к эффективной реализации своих жизненных планов.
В центре "Платформа 33" формируется банк данных талантливых и одарённых школьников и накапливается уникальный опыт по работе с такими детьми; ведется информационно-методическое сопровождение образовательных организаций, а также педагогов. Центр развивает сетевое, межведомственное и межрегиональное взаимодействие в сфере выявления и поддержки одарённых детей.
В центре "Платформа 33" действуют такие образовательные траектории как:
- ИШ - очно-заочная интеллектуальная школа (успешно действует с 2014 года);
- каникулярные очные программы углублённого изучения предметов;
- очно-заочные профильные программы;
- «Академия +» - интенсивные программы по предметам естественно-научной и гуманитарной направленности для учащихся 7-11 классов, призванные углублять теоретический и практический уровень владения предметом.
Результат обучения в "Платформе 33" - это победы учащихся в олимпиадах и конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней, а также возможность пройти обучение в образовательном центре «Сириус».
Сайт: odardeti.viro33.ru, vk.com/center_platforma_33

Детский технопарк Кванториум-33

Детский технопарк «Кванториум» – это уникальная среда для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, оснащенная высокотехнологичным оборудованием. Отличительной особенностью является не только обучение детей инженерному образованию, но и проектной деятельности, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), 4К-компетенциям (коммуникация, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление) и решение реальных производственных задач в сопровождении опытных наставников, в том числе представителей научной школы, промышленности и бизнеса.
Занятия в детских технопарках «Кванториум» бесплатны для всех обучающихся и доступны не только жителям городов, в которых расположены технопарки, но и учащимся из сельской местности, детям из детских домов и др.
Проект реализуется с 2015 года, и был поддержан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Сайт: kvantorium33.ru

Музей народного образования Владимирской области

Идея его создания принадлежала заведующей областным отделом народного образования (облоно) - Алевтине Ивановне Артемовой. Эта инициатива пришлась по душе ветеранам-педагогам, сотрудникам ИУУ получила поддержку со стороны областного отделения Педагогического общества РСФСР. История музея началась с 1982 года, когда предложение владимирского облоно о его создании было одобрено обкомом КПСС и облисполкомом.
15 ноября 1982 г. вышел приказ облоно № 202 «Об организации музея народного образования в ИУУ». Научным руководителем была назначена ветеран труда, отличник народного просвещения, кавалер ордена Трудового Красного Знамени - Нина Федоровна Федорова, имевшая почти 40-летний стаж педагогической деятельности в качестве учителя, завуча, директора школ № 11 и № 14 г. Владимира. При облоно была создана инициативная группа по сбору экспонатов для будущего музея под руководством А.И. Артемовой, которая стала вдохновителем этой работы. С этой же целью на местах были созданы инициативные группы при рай(гор)оно. В областных газетах «Призыв» и «Владимирская неделя» было опубликовано «Обращение к населению области и работникам народного образования» с просьбой о помощи в сборе экспонатов. Создание будущего музея стало поистине заботой широкой педагогической общественности.
Большую помощь в организации музея оказали работники Владимиро-Суздальского музея-заповедника во главе с директором Алисой Ивановной Аксеновой. Весомую лепту в оформление экспозиции внесли архитектор Е. Н. Овчинников, сотрудники музея-заповедника: художник С.К. Кузнецова, монтажник В.И. Михалкин, экспозиционер Н.А. Лобова, консультант-руководитель общественных музеев А.Ю. Мелетеев.
Три года длилась подготовительная работа. Н.Ф. Федорова изучала опыт создания музеев народного образования в Иванове, Тамбове, Каунасе, Калуге. Велась активная переписка по вопросам создания музея с коллегами по всей стране. Собрано и систематизировано по темам около 5 тысяч экспонатов. Документы партийных и советских органов по народному образованию, архивные документы, фотографии, воспоминания, личные вещи ветеранов педагогического труда, материалы поисковых групп учащихся школ и внешкольных учреждений стали основой музейной экспозиции, повествующей о развитии народного образования области с конца XIX века. Для музея была выделена самая большая аудитория площадью 108 кв. м в здании областного ИУУ (пр. Ленина, д. 8а), сделан ее капитальный ремонт. В декабре 1984 г. Н.Ф. Федорова отчиталась на открытом партийном собрании по вопросу «О ходе строительства экспозиции музея и подготовке к открытию». Назначили дату открытия музея. Первую экскурсию в нем поручено было провести учителю истории средней школы № 14 Надежде Николаевне Гурбатовой.
Первоначальная экспозиция музея была оформлена в виде страниц раскрытых книг. На них располагались документы, фотографии, мелкие объемные экспонаты. Для более крупных экспонатов предназначались застекленные горизонтальные витрины внизу «страниц». Нина Федоровна вспоминала о том, как разводили клей для закрепления экспонатов вместе с Н.А. Лобовой в оцинкованной детской ванночке, как по требованию руководства переклеивали портреты учителей-революционеров, дабы «не было слишком много евреев». Чтобы экспозиция не выглядела однообразно и скучно, в одной из частей помещения устроили макет интерьера сельской послереволюционной школы, практически в натуральную величину. Центром экспозиции стал бюст В.И. Ленина и красная ковровая дорожка к нему.
Музей народного образования Владимирской области открыт 25 мая 1985 года по инициативе областного отдела народного образования, института усовершенствования учителей, областного отделения Педагогического общества РСФСР и группы учителей-ветеранов Владимирской области при содействии обкома КПСС, городских и районных отделов народного образования, широкой общественности.
Музей создан с целью формирования ценностного отношения современного педагога к профессии Учителя и педагогическому наследию. Основой для создания послужили архивные документы, фотографии, воспоминания, личные вещи, переданные ветеранами педагогического труда, а также материалы, собранные поисковыми группами учащихся школ и внешкольными работниками.
Открытие музея проходило в торжественной обстановке. Присутствовали заведующая облоно А.И. Артемова, директор ВСМЗ А.И. Аксенова, секретарь обкома КПСС Н.И. Шагов, первый заместитель председателя облисполкома В.Я. Росляков, заведующий отделом науки и учебных заведений обкома КПСС В.В. Чернов, секретарь горкома КПСС В.П. Хигер, первый секретарь Ленинского райкома КПСС М.А. Малахова, инспектор Министерства просвещения РСФСР Ю.С. Федоровский. Присутствовали все заведующие рай(гор)оно области и большое количество педагогов. Красную ленточку разрезали секретарь обкома КПСС Н.И. Шагов и первый директор ИУУ И.М. Петухов. Директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И. Аксенова вручила паспорт музея, А.И. Артемова – символический ключ, до сих пор хранящийся в экспозиции сегодняшнего музея. Н.Ф. Федорова была награждена Почетной грамотой облисполкома. Учителя, сотрудники музея-заповедника, фотографы - все те, кто активно помогал создавать музей, удостоены грамот областного отдела народного образования.
С момента открытия музей стал не только хранителем исторической памяти о лучших учителях, важнейших событиях в народном образовании, но и инструментом агитации за благородную профессию педагога, источником передового педагогического опыта, накопленного во Владимирской области. Его посетителями стали студенты педагогического института, педагогического техникума, учителя - слушатели курсов повышения квалификации, ветераны педагогического труда. На базе музея проводились встречи студентов с ветеранами. Работал краеведческий кружок под руководством Татьяны Геннадьевны Кузьминой.
В 1988 г. при поддержке областного музея открыт городской музей народного образования в городе Александрове.
29 января 1989 г. областное управление культуры присвоило областному музею народного образования звание «Народный музей». К этому моменту основной и вспомогательный фонды музея насчитывали 10 009 единиц хранения. Экспонировалось - 955. За три года музей посетило 9250 человек.
В октябре 1991 г. Нина Федоровна ушла на заслуженный отдых, передав руководство музеем заслуженному учителю школы РФ Вере Николаевне Калининой, более двадцати лет проработавшей завучем ИУУ. Для музея наступили трудные времена. В 1990-е годы в связи с изменением школьных программ увеличилось количество слушателей курсов повышения квалификации ИУУ, что потребовало дополнительных учебных площадей. Да и отношение ко многим моментам истории нашего государства изменилось кардинально. Руководство института при поддержке облоно приняло решение перевести музей в другое помещение, меньшей площади. И сколько бы ни возмущалась Н.Ф. Федорова, сколько бы писем в высокие инстанции ни писала с требованием не разрушать музей, спасти свое детище в первозданном виде ей не удалось.
Конечно, это был уже не тот, первоначальный музей: холодное, темное и довольно тесное для прежних стендов помещение, нарушена композиционная идея экспозиции. Исчез бюст В.И. Ленина, словно и не имел он никакого отношения к народному образованию, к учительству. Но Вера Николаевна Калинина справилась с задачей, продиктованной новыми условиями жизни: не только сохранила музей, но и разработала курс лекций для педагогов по истории народного образования Владимирской области в контексте российской истории. Теперь они были включены в план курсов повышения квалификации.
На базе музея организован клуб творчески работающих педагогов - «Пеликан». В эти годы заложена традиция посвящения в профессию молодых учителей, пришедших в учреждения образования со студенческой скамьи. С посещения музея начинался старт областного конкурса «Учитель года».
В начале 2002 г. по инициативе нового директора ИУУ Валентины Владимировны Андреевой музей был закрыт на капитальный ремонт и реконструкцию. Эта работа была поручена новому руководителю музея - методисту института Надежде Владимировне Корешковой. Администрацией и предприятиями области была оказана финансовая поддержка Институту усовершенствования учителей. В оформлении нового музея участвовала сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Константиновна Кузнецова.
19 марта 2004 г. обновленный музей возобновил работу. И сегодня продолжают сохраняться традиции прежних лет. Идут на экскурсии учителя, студенты, ветераны, активисты школьных музеев. Расширяется контингент посетителей. Частыми стали визиты учащихся школ города Владимира, для которых разработаны экскурсии с учетом возрастных особенностей детей. Не прерывается связь поколений. В музей приходят дети, внуки, правнуки бывших учителей области.
За прошедшие годы часть архивных документов, фотографий начали желтеть, терять качество. Во избежание их потери ведется работа по перенесению их на цифровые носители. Год от года увеличивается музейный фонд. Выставки «Из новых поступлений в музей» дают возможность знакомства с полученными экспонатами. Организуются выставки из фонда музея к юбилейным датам в истории народного образования. Несколько лет при музее работал выставочный зал, где педагогам области предоставлялась возможность поделиться своими увлечениями. Личные коллекции, живописные работы, художественные фото, изделия в технике лоскутного шитья, вышивки и множество других удивительных работ были представлены педагогами в серии выставок «Мир учительских увлечений».
Музей ведет целенаправленную исследовательскую работу, результаты которой представлены в различных изданиях: в материалах ежегодных межрегиональных краеведческих конференций, в городском краеведческом альманахе «Старая столица», Информационном бюллетене департамента образования администрации Владимирской области, печатных изданиях Педагогического института ВлГУ. К 60-летию Института усовершенствования учителей в 2006 г. вышла книга «Владимирский институт повышения квалификации работников образования. 60 лет пути». К 65-летию Великой Победы издана Книга Памяти учителей Владимирской области - участников Великой Отечественной войны «Будущего достойны». Книга сохранила для истории фамилии 2434-х педагогов. Сегодня этот список пополнился еще 97-ю именами. К юбилейной дате подготовлена «История народного образования Владимирской области в годы Великой Отечественной войны».
Музей народного образования работает в тесном контакте с музеями образовательных учреждений области - обменивается с ними информацией, документами, организует совместные выставки. Активисты школьных музеев могут работать со сборниками нормативных документов, хрестоматиями, методической, научной и краеведческой литературой, с архивом музея народного образования при подготовке работ по истории своих учебных заведений, при восстановлении судеб педагогов. Учебные заведения получают методическую помощь в создании новых школьных музеев. Выпущено два методических сборника Владимирского института повышения квалификации работников образования (ВИПКРО) «Наша школа», куда вошли нормативные документы, касающиеся школьных музеев, методические рекомендации их руководителям по различным направлениям работы, широко представлен опыт работы лучших музеев. Совместно с областным Центром дополнительного образования детей выпущен «Путеводитель по школьным музеям Владимирской области». В 2013 г. создан электронный путеводитель, где представлена полная информация о каждом из 164-х школьных музеев в виде презентации или видеоролика.
С периодичностью в пять лет музей проводит курсы повышения квалификации руководителей школьных музеев на базе Владимирского института развития образования (ВИРО).
В настоящее время музей занимается изучением молодой науки - музейной педагогики, ее роли в воспитательно-образовательном пространстве Владимирской области, возможностях использования ее как инновационной педагогической технологии.
После объединения Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой с областным Центром дополнительного образования детей создан сектор музейной педагогики, курирующий деятельность школьных музеев. На базе института работает «Школа юных музееведов».
Н.В. Корешкова. Музей Народного Образования Владимирской области. Краеведческий альманах «Старая Столица» выпуск 11.

ЭКСПОЗИЦИЯ "Народное образование в XIX - начале XX вв."
Вниманию посетителей представлены документы и материалы, рассказывающие о создании российской системы просвещения, основных типах учебных заведений начального, среднего и профессионального образования на территории Владимирской губернии с 1804 по 1917 гг.
ЭКСПОЗИЦИЯ "Народное образование в период культурной революции и социалистических преобразований 1917 - 1941 гг."
Экспонаты этого раздела – свидетели создания советской школы, системы дошкольного образования в нашем крае. Документы и фотографии рассказывают о борьбе с детской беспризорностью, о ликвидации неграмотности, становлении пионерского движения. Представлены судьбы учителей, чьи имена стали легендой владимирского образования.
ЭКСПОЗИЦИЯ "Народное образование в годы Великой Отечественной войны" (1941 -1945 гг.)
В экспозиции представлены фотографии выпускников 1941 года и военных лет, материалы об участии педагогов в войне, их героических судьбах, организации детских домов на территории области. Документы рассказывают о вкладе владимирских школьников в Великую Победу. В витринах хранятся вещи и документы учителей – свидетелей трагических лет. По данным на 1985 год, год открытия музея образования, участников войны, которые работали в школах в разные периоды после 1945 года, оказалось 1094 человека. К 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне музей народного образования выпустил диск «Народное образование Владимирской области в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.». В результате проведенного исследования установлены имена 2 453 учителей-участников войны.
ЭКСПОЗИЦИЯ "Народное образование в 1945 - 1960 гг."
В 1944 году была образована Владимирская область. Сформированы региональные органы управления образованием, под руководством которых ведется работа по восстановлению полноценной школьной сети, вводится всеобщее семилетнее образование, создаются учреждения дополнительного образования, фильмотека, школы-интернаты, организуются первые группы продленного дня, расширяется сеть вечерних школ. Эти важнейшие для области события представлены в данном разделе экспозиции музея.
ЭКСПОЗИЦИЯ "Народное образование в 1960 - 1990 гг."
В экспозиции отражены: участие педагогов области в эксперименте по апробации новых учебников, политехнизация образования, введение обязательного среднего образования, активная общественная деятельность педагогического сообщества этих лет, реформа 1984 года, опыт лучших учреждений начального профессионального и дошкольного образования.
Экскурсии проводятся по предварительной заявке по телефону 8-4922-32-83-51. E-mail: kornv56@mail.ru
Основная статья: Учебные заведения города Владимира

Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (19.10.2019)
Просмотров: 1170 | Теги: учебные заведения, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru