Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.03.2019
15:33
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 594

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1020]
Суздаль [323]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [64]
Юрьев [154]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [86]
Гусь [110]
Вязники [221]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [85]
Александров [173]
Переславль [97]
Кольчугино [43]
История [17]
Киржач [47]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [41]
Селиваново [24]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

ОТЧЕТ о состоянии Владимирского Епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1914—15 учебный год

ОТЧЕТ о состоянии Владимирского Епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1914—15 учебный год

I. Личный состав служащих

В 1914—15 учебном году в личном составе служащих Владимирского епархиального женского училища произошли следующие перемены.
а) Лица, оставившие службу в училище:
1. 3-го августа 1914 года Его Высокопреосвященством Людмила Картель, преподавательница физики и методики арифметики, уволена согласно прошению от занимаемой ею должности.
2. 27 августа 1914 г. Его Высокопреосвященством диакон-эконом училища Николай Смирнов уволен от занимаемой им должности в виду назначения его на должность священника-эконома при Муромском духовном училище.
3. 4 сентября 1914 г. Его Высокопреосвященством Ольга Мещерякова уволена согласно прошению от занимаемой ею должности учительницы рукоделия.
4. 10 сентября 1914 г. резолюцией Его Высокопреосвященства преподаватель рисования и черчения в штатных классах училища Петр Розанов освобожден от занимаемой им должности, как призванный к отбыванию военной службы.
5. 17 сентября 1914 г. Его Высокопреосвященством Анна Радугина освобождена согласно прошению от занимаемой ею должности фельдшерицы при больнице училища.
6. 20 сентября 1914 г. Его Высокопреосвященством Михаил Тюрин, кандидат богословия Императорской Казанской духовной академии, за назначением его в Пензенское епархиальное училище, освобожден согласно прошению от предоставленных ему уроков русского языка.
7. 13 января 1915 года Его Высокопреосвященством протоиерей Знаменской, г. Владимира, церкви Александр Альбицкий освобожден согласно прошению от должности члена совета училища.
8. 20 февраля 1915 г. Его Высокопреосвященством воспитательница Нина Новосельская уволена согласно прошению от занимаемой ею должности.
9. 11-го июля 1915 года согласно журналу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, утвержденному Обер-Прокурором, преподаватель русского языка, словесности и литературы Александр Воскресенский перемещен на должность учителя греческого яз. и истории во Владимирское Духовное училище.

б) Лица, вступившие вновь на службу в училище.
1. 10 августа 1914 г. резолюцией Его Высокопреосвященства на вакантную должность преподавателя по предметам русского языка, словесности и литературы перемещен преподаватель Саратовского епархиального женского училища, кандидат богословия Казанской духовной академии Александр Воскресенский.
2. 27 августа 1914 г. Его Высокопреосвященством на вакантную должность эконома училища определен диакон-псаломщик Александро-Невской г. Владимира церкви Иоанн Глазков.
3. 31 августа 1914 г. резолюцией Его Высокопреосвященства на вакантную должность преподавательницы физики и методики арифметики назначена преподавательница Кинешемской женской гимназии, окончившая Московские высшие женские курсы физико-математического факультета по отделению естественных наук Вера Касторская.
4. 4-го сентября 1914 года резолюцией Его Высокопреосвященства назначен преподавателем русского языка и арифметики кандидат богословия Императорской Казанской духовной академии Михаил Тюрин.
5. 12-го сентября 1914 г. резолюцией Его Высокопреосвященства, за освобождением преподавателем Александром Воскресенским уроков теории словесности в IV классе, назначен преподавателем сего предмета кандидат богословия Императорской Казанской духовной академии Сергей Околов Кулак.
6. 17-го сентября 1914 г. резолюцией Его Высокопреосвященства определена учительницей музыки Алевтина Розанова, имеющая звание домашней наставницы и окончившая 6-ть классов игры на фортепиано в музыкальном училище Гнесиных.
7. 2-го октября 1914 г. резолюцией Его Высокопреосвященства назначена и. д. воспитательницы Вера Орлова, окончившая полный курс VII-го дополнительного педагогического класса при Владимирском Епархиальном женском училище с правом получения золотой медали.
8. 30-го ноября 1914 г. Указом Святейшего Синода от 12-го ноября 1914 г. № 18607 кандидат богословия Императорской Казанской духовной академии, священник Сергий Мухин, временно допущенный резолюцией Его Высокопреосвященства от 30-го сентября 1914 года к исправлению обязанностей инспектора классов и законоучителя, утвержден в должности законоучителя и инспектора классов.
9. 2-го января 1915 года резолюцией Его Высокопреосвященства на вакантную должность учительницы рукоделья определена Нина Сперанская, имеющая звания домашней учительницы и свидетельство об окончании двухгодичного курса подготовления учительниц рукоделья при обществе распространения практических знаний между образованными женщинами.
10. 22-го января 1915 года резолюцией Его Высокопреосвященства за болезнью инспектора классов, священника Сергия Мухина назначен исправляющим обязанности инспектора классов преподаватель Михаил Виноградов.
11. 27 января 1915 года резолюцией Его Высокопреосвященства, за увольнением от должности члена совета училища протоиерея Александра Альбицкого, утвержден членом совета от духовенства студент семинарии, священник Успенского женского монастыря г. Владимира Николай Новгородский.
12. 6 апреля 1915 года резолюцией Его Высокопреосвященства преподаватель Николай Добротворский назначен членом совета училища до освобождения преподавателя Михаила Виноградова от должности исправляющего обязанности инспектора классов.
При указанных переменах состав служащих при училище лиц к концу отчетного года был следующий:
А) Совет училища:
1. Председатель совета, законоучитель местной мужской гимназии протоиерей Александр Васильев, кандидат богословия, с жалованьем 300 руб. в год.
2. Начальница училища Мария Архангельская, окончившая курс епархиального училища, с жалованьем 830 руб. при квартире и столе от училища.
3. Инспектор классов, кандидат богословия священник Сергий Мухин с жалованьем 300 руб. в год.
4. И. д. инспектора классов преподаватель Михаил Виноградов, кандидат богословия, он же и член от корпорации преподавателей по избранию педагогического совета — служил безмездно.
5. 6 и 7. Члены от духовенства: протоиерей Мироносицкой, города Владимира, церкви Василий Солертовский, студент семинарии; протоиерей Предтеченской, города Владимира церкви Иоанн Уваров, студент семинарии; священник Успенского женского монастыря г. Владимира Николай Новгородский, студент семинарии — служили безмездно.
8. Временный член совета преподаватель Николай Добротворский, кандидат богословия, служил — безмездно.
9. Старшая воспитательница Анна Вознесенская — служила безмездно.
Б) Преподаватели:
1. Законоучитель, инспектор классов, священник Сергий Мухин, кандидат богословия за уроки Закона Божия в III—1, IV—1, V—1, VI—1, VII—1 (1-го года обучения) и VII (2-го года обучения) классах получил 840 руб.
2. Николай Любимов, кандидат богословия за преподавание Закона Божия в 1—1, II—1, III—2, IV—2, V—2, VI—2, VII—2 (1-го года обучения), а с 22 января 1915 года — I—1, II—1, III—1, VI—2, VII—1, VII—2 (1-го года обучения) и VII (2-го года обучения), педагогической психологии в VII—1 и 2 отд. 1-го года обучения и истории педагогики в ѴII-м кл. 2-го года обучения получил 1625 р. 25 коп.
3. Законоучитель священник-духовник местный духовной семинарии Владимир Беляевский, студент семинарии, за преподавание Закона Божия в I—2, II—2 классах, а с 22 января 1915 года в I—2, II—2, III—1, III—2, IV—1 и IV—2 кл. получил 235 р. 25 к.
4) Михаил Виноградов, кандидат богословия, за преподавание русского языка в IV—1 и VII (2-го года обучения) классах, славянского языка в IV—1, словесности в IV—1, истории литературы в V—1 и VI—1,.методики русского и церковно-славянского яз. в VII—1, VII—2 (1-го года обучения) и VII (2-го года обучения) и дидактики в VI—1 и VI—2 классах получил 1890 р.
5. Александр Воскресенский, кандидат богословия, за преподавание cловесности в IV—2 (до 12 сентября 1914 г.), истории литературы в V—2, VI—2, VII—1, VII—2 (1-го года обучения) и VII (2-го года обучения) получил 912 р. 23 коп.
6. Надежда Казанская, окончившая курс епархиального училища, за преподавание русского яз. в I—1, I—2, II—1, II—2, ц.-славянского яз. в I—1, I—2, II—1, II—2, и III—1 получила 847 р. 37 к.
7. Сергей Околов Кулак, кандидат богословия, за преподавание словесности в IV—2, русского языка в III—1, III—2, IV—2 и географии в V—2 и VI—2, а с 22 января (за болезнью законоучителя-инспектора) и Закона Божия в V—1 и V—2 классах получил 860 р. 89 коп.
8. Вера Касторская, окончившая высшие женские курсы, за преподавание физики в V—1, V—2, VI—1, VI—2, физики и методики арифметики в VII—1, VII—2 (1-го года обучения) и VII (2-го года обучения) классах получила 1265 р.
9. Вера Ремезова, окончившая математический факультет высших женских курсов, за преподавание алгебры и геометрии в V—1, V—2, VI—1, VI—2. VII—1, VII—2 (1-го года обучения), VII (2-го года обучения), тригонометрии, арифметики и космографии в VII (2-го года обучения) получила 1640 р.
10. София Баскакова, окончившая женскую гимназию, за преподавание арифметики в I—1, I—2, II—1, II—2, III—1, III—2, IV—1 и IV—2 классах получила 829 р. 91 к.
11. Александра Предтеченская, окончившая высшие женские курсы по историко-философскому факультету, за преподавание истории в V—1, V— 2, VI—2, VII—1 и 2 отд. (1-го года обучения), географии в V—2 и VI— 2 до 19 сентября, а с сего времени истории в IV—1, логики и истории в VII (2-го года обучения) получила 1285 р. 40 к.
12. Николай Добротворский, Кандидат Богословия за преподавание естествоведения в IV—1, IV—2, V—1, V—2, VII—1 и 2 отд. (1-го года обучения) и VII (2-го года обучения), географии в V—1, VI—1 и VII (2-го года обучения) и истории в VI—1 классах получил 1759 р. 57 к.
13. Валентина Тряпицына, окончившая Епархиальное женское училище, за преподавание географии и истории в II—1, II—2, III—1, III—2, IV—2 и церковно-славянского яз. в III—2 и IV—2 кл. получила 897 р. 10 к.
14. Николай Овчининский, училищный врач, за преподавание гигиены в VII кл, 1 и 2 отд. (1-го года обучения) получил 240 р.
15. Феодор Радиксов, имеющий из Императорской придворной капеллы аттестат второй степени на звание учителя пения и регента, за преподавание церковного пения во всех классах, кроме I—1 и I—2 и за управление хором получил 1075 р.
16. Василий Сахаров, учитель пения в местном мужском Духовном училище, окончивший курс Духовной Семинарии, за преподавание церковного пения в 1—1 и 1—2 кл. получил 100 р.
17. Хрисотель Медведков, подполковник в отставке, преподающий черчение и рисование в местном Духовном училище, за преподавание черчения и рисования во всех классах получил 411 р. 25 к.
18. Нина Сперанская, имеющая звание домашней учительницы и свидетельство об окончании двухгодичных курсов рукоделия, за преподавание рукоделия во всех классах училища получила 210 р.
19. Чистописание преподавали воспитательницы классов с вознаграждением по 15 р. за годовой урок.
20. Елена Крестова, окончившая курс в Московском Елизаветинском Институте, за преподавание французского языка во внеклассное время получила 300 р.
21. Анна Ремезова, окончившая курс гимназии и специальные классы немецкого языка Лохвицкой Скалон с званием домашней учительницы по немецкому языку, за преподавание немецкого языка во внеклассное время получила 300 р.
22. Игре на скрипке во внеклассное время обучал избранных учениц учитель церковного пения Феодор Радиксов с вознаграждением 200 р. в год.
В) Воспитательницы:
1. Старшая воспитательница Анна Вознесенская получила по должности воспитательницы 385 р. и 110 р. за заведывание ученической библиотекой, а всего 495 р.
2. Екатерина Еленевская по должности воспитательницы получила 385 р.
3. Зинаида Мидовская получила по должности воспитательницы 326 р.
4. Таисия Покровская получила по должности воспитательницы 326 р., за преподавание чистописания 60 р. и за заведывание фундаментальной библиотекой 50 р., а всего 436 р.
5. Евдокия Богородская получила по должности воспитательницы 265 р.
6. Анна Вознесенская получила по должности воспитательницы 205 р. и за преподавание чистописания 54 р. 47 к., а всего 259 р. 17 к.
7. Надежда Альбицкая получила по должности воспитательницы 205 р.
8. Нина Новосельская получила по должности воспитательницы 93 р. 96 к.
9. Ольга Соколова получила по должности воспитательницы 205 р.
10. Елизавета Ястребова получила по должности воспитательницы 205 р.
11. Людмила Соколова получила по должности воспитательницы 205 р.
12. Клавдия Надеждина получила по должности воспитательницы 205 р. и за преподавание чистописания 60 р., а всего 265 р.
13. Серафима Флерова получила по должности воспитательницы 205 р.
14. Вера Орлова получила по должности воспитательницы 178 р. 22 к.
Г) Прочие должностные лица:
1. Врач училища Николай Овчининский жалованья получил 400 р. в год.
2. Делопроизводитель Совета, Коллежский Асессор Андрей Миртов жалованья получил 420 р.
3. Письмоводитель, сын личного гражданина, Александр Беляев жалованья получил 120 р. в год.
4. Эконом училища диакон-псаломщик Иоанн Глазков жалованья получил 400 р. в год при готовой квартире и столе от училища.
5. Священник училищной церкви Алексей Соловьев жалованья получил в год 340 р.
6. Почетная блюстительница, вдова Коммерции Советника, потомственная почетная гражданка Татьяна Александровна Каретникова.

III. Учебно-воспитательная часть

А) В отчетном году, кроме шести классов, при училище существовал еще и VII дополнительный класс с двумя годами обучения, при чем в VII классе 2-го года обучения были оба отделения: словесно-историческое и математическое. На словесно-историческом отделении было 15 учениц, а на математическом 30 учениц. В VII классе 1-го года обучения, кроме основного, было еще и параллельное отделение.
Учебные занятия воспитанниц происходили по расписанию составленному применительно к программе для женских епархиальных училищ, утвержденной Святейшим Синодом от 29 Августа—5 Сентября 1907 года и положению 1907 года о ѴII дополнительном педагогическом классе при Епархиальных женских училищах.
Для практического ознакомления с предметами школьного обучения воспитанницы VI класса обоих отделений в течение всего учебного года посещали находящуюся при Училище церковно-приходскую школу для девочек два раза в неделю (по одному каждое отделение) в утренние часы, свободные от занятий обязательными предметами курса. Здесь они слушали преподавание законоучителя и учительницы и наблюдали за порядками в школе, при чем они вели дневники, в которые записывали, в чем состояли занятия. Во вторую половину учебного года воспитанницы давали в школе по очереди пробные уроки, предварительно представляя преподавателю дидактики конспекты своих занятий. Конспекты пробных уроков заранее разбирались преподавателем дидактики в присутствии всех воспитанниц в классе, при чем делались соответствующие исправления и дополнения. Пробные уроки выслушивались преподавателем дидактики и всеми воспитанницами VI класса и затем при участии воспитанниц разбирались в классе, отмечались достоинства данного пробного урока и указывались его недостатки.
Воспитанницы VII дополнительного класса 1-го года обучения в часы, указанные расписанием, также посещали школу всем классом, как для наблюдения за преподаванием, так и для занятий практических. Там они по очереди в присутствии преподавателя руководителя того предмета, по которому давался урок, и законоучителя или учительницы образцовой школы давали пробные уроки, предварительно представляя конспекты этих уроков; как конспекты, так и пробные уроки очередных воспитанниц разбирались в присутствии всех воспитанниц VII-го класса 1-го года обучения законоучителем или преподавателем соответствующего предмета. Кроме того воспитанницы VII дополнительного класса 1-го года обучения несли по очереди дежурство в школе, помогая учительнице школы и наблюдая за всем в ней происходящим. Под руководством учителя пения воспитанницы VI и VII классов обучали учениц образцовой школы церковному пению; они же по очереди обучали школьных учениц и рукоделью. Воспитанницы VII класса 2-го года обучения для практических занятий посещали младшие классы училища (I, II и III), где выслушивали преподавание учительниц и сами давали пробные уроки. Конспекты и пробные уроки их также разбирались в классе соответствующими преподавателями. Кроме сего те же воспитанницы по очереди исполняли обязанности помощниц воспитательниц в тех же 3-х младших классах училища.
Занятия воспитанниц начинались в 8 ч. 50 м. утра, оканчивались в 2 часа дня; промежутки после 1, 2 и 4 уроков были в 10 минут, а после 3-го урока в ½ часа.
В учебные недели великого поста, по средам и пятницам уроки были по 35 минут каждый, начинались они в 8 часов утра, малые перемены были по 5 минут, большая в 20 минут, а по окончании уроков в 12 часов дня воспитанницы молились за литургией Прежде-освященных Даров.
Б) При изучении предметов училищного курса употреблялись учебники и руководства, указанные в установленной программе, изданной Святейшим Синодом для епархиальных женских училищ. Программы во всех классах по всем предметам были выполнены.
В) Письменные упражнения давались воспитанницам домашние и классные. Согласно циркуляру по духовно-учебному ведомству за № 29, в целях более плодотворной постановки обучения орфографии, применявшиеся в прошлые годы поверочные диктанты (числом 16 для каждого из первых четырех классов) были заменены объяснительной диктовкой, списываньем и разнообразными орфографическими упражнениями (дописывание слов, вставка учащимися пропущенных букв и т. п); поверочные же диктанты применялись по прохождении того или иного отдела грамматики, с целью выяснения достигнутых результатов в деле усвоения грамматических правил. Кроме сего воспитанницами этих классов в продолжение учебного года писались домашние и классные упражнения для выработки навыка письменно излагать свои мысли. Домашних упражнений было исполнено: воспитанницами 1-го класса по 1 в каждые 2 недели; воспитанницами II, III, IV кл. — 12 упражнений; воспитанницы V-го класса в течение года написали по 6 классных и 10-ти домашних сочинений; воспитанницы ѴI-го класса — 6 классных, 10 домашних и 1 экзаменское сочинение; воспитанницы VII класса 1-го года обучения в течение года написали по 7 домашних сочинений и по 1-му экзаменскому; воспитанницы VII класса 2-го года обучения написали по 6 домашних сочинений и 1-му экзаменскому; кроме того воспитанницы VII класса 2-го года обучения по очереди упражнялись в составлении рефератов на предлагавшиеся преподавателями разных предметов темы, например: «Поэзия Алексея Толстого», «Характеристика Алеши Карамазова», по роману Достоевского — Братья Карамазовы, «Отражение русской жизни в поэзии Кольцова», «Общественный быт греков по поэме «Илиада», «Одиссея», «Женские образы в поэзии Софокла», «Значение Данте в средневековой поэзии» — по русской и иностранной литературе, «Поместная система», «Крестьяне накануне освобождения», «Хозяйство и торговля первобытных народов», «Город — государство античного мира» — по гражданской истории, «Воздух и его значение», «Гром и молния», «Добывание света», «Беспроволочный телеграф и телефон» — по физике.
Домашние письменные работы давались по расписанию, составленному Инспектором классов, рассмотренному Советом Училища и утвержденному Его Высокопреосвященством. Сроки для таковых упражнений назначались: 10 дней для учениц III и IV классов, 14—15 дней для учениц V и VI классов, 20—22 дня для учениц VII класса 1-го года обучения и 24—25 дней для учениц VII класса 2-го года обучения. Темы для письменных упражнений составлены были применительно к прохождению учебных курсов преподавателями Закона Божия, русского языка, словесности, литературы, географии, гражданской истории, природоведения, физики, космографии, истории педагогики и педагогической психологии, вносились инспектором классов на обсуждение Совета, который совместно с преподавателями выбирал удобнейшие из них и представлял на благоусмотрение Его Высокопреосвященства. Вот для примера несколько тем, на которые писали воспитанницы: VII-го 2-го года обучения: «Мысли русских педагогов XIX века о важности и необходимости воспитания в христианском духе» — по истории педагогики; «Божественная комедия» Данте, как синтез всего средневековья» — по иностранной литературе; «Радий и его значение» — по физике. VII класса 1-го года обучения: «Противоречит ли факту всеобщности религии существование атеизма» — по закону Божию; «Типы русских дворян по роману: «Дворянское гнездо»; «Русский народный быт в произведениях Григоровича» — по литературе; «Необходимость для учительницы воспитательницы самостоятельного изучения духовной жизни» — по педагогической психологии; «Сперанский в русской истории» — по гражданской истории; VI класса: «Обстоятельства, препятствовавшие распространению христианской веры в России» — по закону Божию; «Какие общественные недостатки особенно осмеивает Крылов в своих баснях», «Характеристика Печерина» — по литературе; «Внешняя политика Петра Великого, как наследие Московской Руси», «Общее значение петровского времени» — по гражданской истории; «Башкиры» — по географии. Ѵ-го класса: «Учение Господа нашего Иисуса Христа о любви ко врагам» — по Закону Божию; «Характеристика Ломоносова по биографии» — по литературе; „Беломорские промыслы" — по географии; „Лютер в борьбе с католицизмом" — по гражданской истории. IV-го класса: «Земная жизнь Божией Матери» — по закону Божию; «Прогулка по лесу летнее время» — по русскому языку; «Реки Европейской России и реки западной Европы (сравнительная оценка)» — по географии; «Борьба плебеев с патрициями» — по гражданской истории; „Образование торфяных болот" — по природоведению. III—класса: „Особенности утреннего богослужения в первый день Пасхи" — по закону Божию; „Наступление зимы" — по русскому языку; „Японцы и их занятия" — по географии; „Сухопутная и морская торговля финикиян" — по гражданской истории.
Г) Учебные занятия в отчетном году начались с 1-го сентября. Согласно определению Святейшего Синода от 7—8 марта 1915 года за № 1885 об окончании учебных занятий в духовно-учебных заведениях в означенном году, годичные занятия воспитанниц I, II, III, IV, V и VII-го (1-го года обучения) классов окончены были к 1-му мая, после чего ученицы указанных классов, имевшие удовлетворительные отметки по всем предметам курса, были переведены в следующие классы без экзаменов, имевшим же неудовлетворительные баллы назначены были экзамены после летних каникул по тем предметам курса, по которым означенные ученицы проявили слабую успешность. В ѴII-м (2-го года обучения) и в ѴI-м классах, как в выпускных, годичные занятия окончены были 14-го апреля, а с 15 апреля по 1-е мая были произведены экзамены. С 1-го по 4-е мая были произведены приемные испытания для поступающих в 1-й класс училища.
Д) Из 639 воспитанниц, бывших к концу учебного года, 435 воспитанниц I, II, III, IV, V и VII (1-го года обучения) были переведены в следующие классы без экзаменов; 15 воспитанниц означенных классов не были допущены до экзаменов и оставлены на повторительный курс по малоуспешности, 3 воспитанницы были оставлены по болезни, а 56 воспитанницам, имевшим неудовлетворительные отметки по одному или двум предметам, назначены были экзамены после летних каникул; весенним испытаниям подвергались воспитанницы VI и VII-го (2-го года обучения) классов в количестве 130 человек; из них 77 воспитанниц окончили шестиклассный курс училища с званием домашних учительниц (по § III Устава Епархиального училища), 45 воспитанниц окончили курс VII-го дополнительного педагогического класса 2-го года обучения; 7-ми воспитанницам VI-го класса были назначены переэкзаменовки, в Результате которых 4 воспитанницы окончили курс с званием домашних учительниц, 2 воспитанницы оставлены на повторительный курс и 1-й воспитаннице выдано свидетельство о прохождении ею курса VI-го класса.
Е) В IV классе обоих отделений к 2 урокам русского языка для лучшего усвоения этого предмета прибавлялось по 1-му уроку в неделю и кроме того поручено было советом училища воспитательницам производить в младших классах, так называемые, предупредительные диктанты на свободных уроках, числом не менее 1-го в неделю. Диктанты эти просматривались преподавателями русского языка в целях уяснения, насколько успевали воспитанницы в усвоении правил правописания, и оценка данных письменных работ входила в общий балл по письменным работам учениц.
Ж) Кроме обязательных предметов, в училище преподаются и необязательные предметы: немецкий и французский языки, игра на рояле и скрипке. В 1914-15 учебном году немецкому языку обучались 58 воспитанниц, французскому — 65, игре на рояле — 14 и скрипичной игре 16 воспитанниц.
В отчетном году преподавателем черчения и рисования Хрисотелем Медведковым, с разрешения ближайшего училищного начальства, были организованы для более успевающих воспитанниц IV, V и VI классов бесплатные занятия в воскресные и праздничные дни. Во время этих занятий воспитанницы практиковались в вырисовывании и вычерчивании с оригиналов карандашом, тушью, пастелью и акварелью, в рисовании маслинными красками по атласу, бархату и дереву и в металлопластике. Всех посещавших эти занятия в 1914-15 учебном году было 18 воспитанниц.
З) За отличные успехи и поведение — 10 воспитанниц награждены книгами, 13 — похвальными листами; сверх сего на основании определения Святейшего Синода от 27 Сентября — 30 октября 1911 года признаны достойными награждения золотыми медалями 7 воспитанниц и серебряными 2 воспитанницы, окончившие двухгодичный курс VII дополнительного педагогического класса.
И) Вели себя воспитанницы в течение отчетного года вполне удовлетворительно, поэтому по поведению все отмечены годовым баллом 5. Религиозно-нравственным воспитанием детей руководила Начальница училища лично и чрез воспитательниц, при обязательном содействии Инспектора классов. На развитие и укрепление в воспитанницах любви и уважения к православной церкви, ее священнодействиям и уставам всегда обращалось строгое внимание. С этой целью каждый день начинался и заканчивался общей молитвой. Утренние и вечерние молитвы читались воспитанницами каждого класса поочередно, причем на утренних молитвах всегда читалось дневное евангелие. Некоторые из молитв пелись воспитанницами; также пелись молитвы пред принятием и после принятия пищи. В воскресные и праздничные дни воспитанницы, живущие в пансионе, неопустительно присутствовали при богослужении в училищной церкви. Воспитанницы же, живущие на квартирах в отдаленных от училища частях города, с разрешения Начальницы посещали для присутствия за богослужением ближайшие к их местожительству приходские храмы, при чем за неопустительным с их стороны исполнением этой священной христианской обязанности следили дежурные воспитательницы. Чтение в училищной церкви исполнялось воспитанницами всех классов, как пансионерками, так и приходящими. Церковный хор заключал в себе около 100 воспитанниц, начиная со II класса. Соблюдая посты, установленные православною церковью, в Рождественский пост от 18 по 21 ноября и на 1-й неделе Великого поста все воспитанницы говели, исповедовались и приобщались Св. Таин, при чем в дни говенья они освобождались от классных занятий, проводя время, свободное от служб церковных, преимущественно в чтении книг религиозно-нравственного содержания. Воспитанницы, оставшиеся на Пасхальные каникулы, говели еще на Страстной неделе Великого поста.
I) Истекший 1914-15 уч. год в отношении заболеваемости среди воспитанниц училища нужно считать благоприятным: заболеваний сравнительно с прежними годами было значительно меньше, все они протекали благополучно, смертных случаев не было, заразные болезни встречались лишь в виде спорадических заболеваний. Главной причиной такого санитарного благополучия нужно считать благоустроенное, просторное, светлое помещение училища. Заболеваний с помещением в больницу в течение года было 213; амбулаторно было пользовано 1051 заболеваний, по поводу которых было сделано 2514 посещений. Преобладающими болезнями были: инфлюенца, фолликулярная жаба, катарры дыхательных путей, чесотка и разные формы диспепсии.
К) К обстоятельствам, благоприятствовавшим успешному ведению учебного дела, надо отнести то, что преподаватели, обладая педагогическим опытом, относились к своим обязанностям добросовестно и исполняли их с надлежащих усердием. Классные воспитательницы усердно содействовали ведению учебно-воспитательного дела, неопустительно присутствовали на уроках, во время вечерних занятий репетировали с воспитанницами заданные уроки, своими объяснениями способствовали успешному и сознательному усвоению их и, в случае болезни наставника, заменяли его, занимаясь с детьми чтением статей, указанных преподавателем, письмом под диктовку и рукоделием.
Из мер, принятых для возвышения учебно-воспитательного дела в отчетном году, можно указать следующие:
1) как и в прежние годы, чрез каждые два месяца Инспектор классов вносил в Совет ведомость об успехах воспитанниц, составленную на основании общих отметок преподавателей. Эта ведомость рассматривалась в Совете при участии всех преподавателей, преподавательниц и воспитательниц, причем выяснялись причины неуспешности учениц и указывались меры для их исправления. Малоспособные и недостаточно-развитые ученицы поручались особому вниманию преподавателей во время классных уроков и воспитательниц во время вечерних занятий, а невнимательные и нерадивые ученицы подвергались строгому внушению или выговору. Иногда Совет училища признавал необходимым войти в сношение с родителями малоуспевавших воспитанниц по вопросу о принятии мер к возвышению успехов их дочерей.
2) С целью поднятия успешности в выполнении воспитанницами письменных работ, в отчетном году, в соответствие с циркуляром Святейшего Синода по духовно-учебному ведомству за № 29, балл по письменным работам в первых трех классах, как и в старших, выводился отдельно от балла по устным ответам, и воспитанницы этих классов, получившие неудовлетворительную отметку на экзамене по письменной работе, были оставлены на повторительный курс в том же классе. Переводными баллами по письменным работам во всех классах, согласно тому же циркуляру, считались баллы, превышающие 2 ½.
3). С целью поощрения к трудолюбию, при отпусках воспитанниц в дом родителей, их баллы по успехам и поведению выставлялись в отпускных билетах для просмотра родителей, на случай предпринятия с их стороны каких либо мер.
4) Для поднятия уровня развития воспитанниц, Инспектором классов и преподавателями обращалось внимание на внеклассное чтение воспитанницами книг, с целью развития и обогащения их сведениями, помимо классного преподавания. Совет училища озабочивался пополнением библиотеки изданиями религиозно-нравственного, литературного и научного содержания, которые одобрены для внеклассного чтения учащихся в духовно-учебных заведениях. Практиковались и общие для всего класса чтения, особенно во время механических занятий рукодельем.
Л) Уроков в течение отчетного года преподавателями пропущено 331, а именно: инспектором классов, священником Сергием Мухиным 163 по болезни; также по болезни пропущено: Николаем Добротворским 13, Александрой Предтеченской 32, Верой Ремизовой 23, Надеждой Казанской 2, Феодором Радиксовым 12, Хрисотелем Медведковым 1, Николаем Овчининским 2, Александром Воскресенским 5, Михаилом Виноградовым 46, Околовым Кулаком 2, Ниной Сперанской 12, Верой Касторской И; священником Владимиром Беляевским 1 по обязанностям службы, Софией Баскаковой 7 по семейным обстоятельствам.

IV. Физический кабинет и библиотека

В физическом кабинете находится до 185 приборов на сумму приблизительно 1800 рублей.
Библиотека училища подразделена на 3 отдела: 1) фундаментальная, заключающую в себе до 1117 названий в 2675 книгах, 2) ученическую — до 2197 названий в 3898 книгах и 3) учебную — до 3406 различных учебных книг.
Из периодических изданий выписывалось: 1) «Церковные ведомости», 2) «Отдых христианина», 3) «Церковный вестник», 4) „Воскресный день", 5) „Исторический вестник", 6) «Нива», 7) „Народное образование", 8) „Родник с педагогическим листком", 9) „Вестник воспитания", 10) „Русская школа", 11) „Природа и люди", 12) «Юная Россия», 13) „Вокруг света", 14) „Всходы", 15) „Задушевное слово" (старшего возраста), 16) „Путеводный огонек", 17) „Естествознание и география", 18) „Физик любитель", 19) „Школа и жизнь", 20) „Модный курьер". Всего на сумму 110 руб. 50 коп.
Для фундаментальной и ученической библиотеки имеются каталоги хронологический и систематический. Книги для чтения выдавались всем воспитанницам еженедельно, при чем для каждого класса назначен был один определенный день в неделю. В выборе книг для чтения воспитанницы руководствовались особыми каталогами, заключающими в себе списки книг из ученической библиотеки, назначенных для каждого класса в отдельности. Чтобы дать ученицам возможность причитывать разные периодические издания, допущенные для их чтения, тотчас по выходе их в свет, при училище организована библиотека — читальня для учениц старших классов училища. Ученицы посещали библиотеку—читальню в часы после обеда до вечернего чая, при чем соблюдались очереди для классов по дням недели.

V. Средства училища

В отчете о приходе и расходе сумм училища 1914 год значится:
а) ПРИХОД
1) Из Епархиального Попечительства - 3000 р.
2) Из Редакции Епархиальных Ведомостей - 500 р.
3) Из Духовной Консистории - 4978 р.
4) Из Епархиального свечного завода – 33 998 р. 86 к.
5) Из Настоятельниц женских монастырей - 375 р.
6) Из Епархиального духовенства и из церковных кошельковых сумм - 10330 р. 23 к.
7) Из Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде (на школу) - 400 р.
8) Из %% с имеющегося капитала - 2533 р. 55 к.
9) Из за содержание и обучение воспитанниц - 17469 р. 25 к.
10) Из разных других источников 6137 р. 56 к.
Всего – 79 722 р. 45 к.
б) Общая сумма расхода по содержанию училища и образцовой при нем школы 80146 р. 90 к; перерасход покрыт остатком предыдущего года.
При училище имеется 11 стипендий имени различных жертвователей с капиталом в общей сложности в 28700 рублей. %% с этого капитала и обращаются согласно воле завещателей—жертвователей на выдачу стипендий нуждающимся воспитанницам училища. Кроме сего, согласно духовному завещанию протоиерея Благовещенского собора в г. Гороховце, Владимирской губ., Андрея Павловича Бережкова, училище является собственником 74 десятин с саженями пахотной луговой земли, которая находится в Юрьевском уезда, Владимирской губернии, при сельце Осеихе. Означенная земля, по воле завещателя, сдается в аренду, а получаемые от аренды деньги в количестве 800 рублей распределяются таким образом: 600 рублей на 4 стипендии, по 150 руб. каждая, согласно воле завещателя выдаваемые дочерям его родных, обучающихся в училище, в каких бы отдаленных степенях они не находились; из 200 рублей покрываются расходы по владению землей и выдается пособие беднейшим ученицам училища.
В отчетном году на содержание училища поступило пожертвование в размере 50 р. от почетной блюстительницы училища, вдовы коммерции советника потомственной почетной гражданки Татьяны Александровны Каретниковой.

VI. Дополнительные сведения

В отчетном году жизнь Епархиального училища во всех своих отраслях находилась под ближайшим надзором и руководительством нового Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского.
Первое посещение училища новым Архипастырем последовало 20-го сентября. Встреченный начальницей, преподавательским и воспитательским персоналом училища, Высокопреосвященнейший Алексий проследовал в оконченное, но еще не освященное помещение храма, где собраны были все воспитанницы училища и обратился к ученицам с речью, в которой преподал назидание им: воспитывать в себе высокое нравственное настроение, всегда возгревать его, поддерживать красоту души, что составляет истинное украшение женщины.
Высокопреосвященнейший Владыка постоянно интересовался жизнью училища, чрез начальствующих лиц и непосредственно входил в нужды заведения; Совет училища неоднократно пользовался его Архипастырскими наставлениями, исполненными отеческой заботливости и многоопытного знания. Особенно сниходительным было отношение Его Высокопреосвященства к воспитанницам училища во время неоднократно посещавшихся им классных занятий и экзаменов. Во время паломничества в Боголюбов монастырь воспитанницы были осчастливлены присутствием Архипастыря, от имени которого им предложено было угощение.
В отчетном году Советом училища, по инициативе Его Высокопреосвященства, были составлены «Правила религиозно-нравственного воспитания и поведения воспитанниц», каковые правила, утвержденные Его Высокопреосвященством, в настоящее время вошли уже в силу и имеют быть напечатаны для вручения каждой воспитаннице училища.
В самом начале отчетного года была совершенно закончена отделка последней части нововыстроенного училищного здания, которое в своем законченном виде явилось одним из лучших в городе. Просторное, светлое, чистое, с водяным отоплением и усовершенствованной вентиляцией, оно не оставляет желать ничего лучшего. Оконченное отделкой помещение для церкви, в котором поставлен фаянсовый иконостас, а над ним во всю ширину помещения находится прекрасно исполненное на полотне масляными красками изображение «Богоматерь во славе», создает светлое, радостное настроение.
9-го ноября было совершено торжество освящения училищного храма Преосвященнейшим Евгением, Епископом Юрьевским, Викарием Владимирским.
21-го ноября, в день храмового праздника в новоосвященной церкви было совершено торжественное богослужение Высокопреосвященнейшим Архиепископом Алексием. По окончании литургии, в присутствии Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и прочих почетных гостей, в училищном зале состоялся годичный акт, на котором был прочтен отчет о состоянии училища в учебно-воспитательном отношении за 1913/14 учебный год. На этом акте, кроме исполнения хором воспитанниц некоторых вокальных произведений, была предложена вниманию присутствовавших составленная преподавателем Николаем Добротворским «Краткая историческая записка о исполнившемся пятидесятилетии училища».
Существующее при училище с 1908 года Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам в отчетном году продолжало свою деятельность. Последняя была направлена как на изыскание средств Общества, так и на оказание помощи воспитанницам. Средства Общества составлялись главным образом из сборов по подписным листам, которые распространяло правление при помощи о. о. благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей Владимирской епархии, и из личных взносов благотворителей. К 1-му января 1915 года в неприкосновенном капитале Общества числилось 7000 рублей процентными бумагами и 50 руб. наличными деньгами и в расходном капитале 236 руб. 52 коп. наличными, а всего капитал Общества составлял 7286 руб. 52 коп. Помощь нуждающимся воспитанницам выражалась в снабжении их учебными книгами, в приобретении им одежды, обуви и других необходимых предметов, в уплате за обучение, содержание в общежитии и на квартире. В 1914 году, седьмом отчетном году Общества, пособиями от Общества пользовались 150 воспитанниц, т. е. 23 ½ % всего числа учащихся в училище. Всего на пособия воспитанницам израсходовано 1191 р. 5 к.
Тяжелый год войны вызвал горячее сочувствие воспитанниц, и они живо откликнулись на нужды наших доблестных войск и стремились посильными жертвами облегчить страдания больных и раненых воинов наших. На собственные средства воспитанницы приготовили 555 сумочек с подарками в действующую армию в общей сложности на сумму до 700 рублей. Около 150 руб. собственных средств израсходовали воспитанницы на покупку материала для приготовления теплых вещей для воинов, на покупку сахару, белого хлеба, колбасы, яблок, бумаги и конвертов — для раненых. 50% из вырученной суммы от продажи на годичном акте различных рукоделий воспитанниц, что составило 62 руб. 22 коп., были предоставлены в пользу больных и раненых воинов и в пользу детей лиц, призванных на войну. От воспитанниц училища посланы были на фронт 2 пары сапог стоимостью 25 рублей. Воспитанницами были изготовлены 2 корзины искусственных цветов, переданные Дамскому Комитету при местном отделе Красного Креста на Вербный базар в пользу больных и раненых воинов. Не мало потрудились воспитанницы в изготовлении белья для воинов из материала доставлявшегося местным отделом Красного Креста, шлемов и сумочек из материала Епархиального Комитета по призрению больных и раненых воинов.
Должностные лица училища по постановлению своему от 13 сентября 1914 года из получаемого содержания ежемесячно отчисляют на больных и раненых воинов 2%, из коих один поступает в Комитет Красного Креста духовно-учебных заведений Российской Империи, а один во Владимирский Епархиальный Комитет по призрению больных воинов.

/Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 42-43-й. 22-го октября 1916 года/
Женское епархиальное училище
Владимирская епархия.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (18.02.2019)
Просмотров: 23 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика