Бренко Анна Алексеевна (7 апреля 1849, Владимир — 15 ноября 1934, Москва) — русская и советская актриса, режиссёр, драматург, театральный деятель, антрепренёр, заслуженная артистка Республики (1924).
Анна Алексеевна Бренко
Анна Алексеевна Бренко (девичья фамилия Челищева, по мужу — Левенсон) родилась в 1848 или 1849 году в дворянской семье Челищевых в городе Владимире. «Я родилась в губернском городе Владимире, 7-го апреля. Это было на Святой неделе в четверг, утром в 7 часов, как всегда с радостью рассказывала мне мать моя, под колокольный звон увидела я свет Божий». Детство провела во Владимире и Суздале.
Ее отец, Алексей Николаевич, потомственный дворянин, владел имениями в Суздальском и Ковровском уездах. В восемнадцать лет он был богат, красив и уверен в ожидавшей его блестящей судьбе. Мать будущей актрисы, Елизавета Степановна, была бедной девушкой. Единственным богатством ее был «дивный голос», которым она пленяла всех в провинциальной глуши. Еще она выделялась среди других барышень своим образованием и хорошими манерами, которые она усвоила в московском благотворительной пансионе М.П. Наумовой. На одном из балов во Владимире двадцатипятилетнюю Елизавету Степановну увидел и услышал 18 летний А.Н. Челищев, служивший писцом во Владимирском дворянском депутатском собрании. Пылкий влюбленный сразу же предложил ей руку и сердце. Отказать ему было просто невозможно: дворянин, молод, красив, богат. Алексею Николаевичу Челшцеву принадлежали родовые имения в Путивльском уезде Курской губернии, а также в Ковровском и Суздальском уездах Владимирской губернии, мельницы под Вологдой и Псковом. Со временем появилось и «благоприобретенное» имение 116 десятин земли и два душевых надела при деревне Курчеве Юрьевского уезда.
Медовый месяц молодожены Челищевы провели в сельце Думино Суздальского уезда, раскинувшемся на берегу быстрой Нерли (ныне Ивановская область).
Вслед за Анной в семье появилась еще одна дочь Елизавета.
Отец быстро делал карьеру: в марте 1852 года произведен в коллежские регистраторы, спустя год стал губернским секретарем, еще через год был перемещен канцелярским чиновником во Владимирскую казенную палату. Вскоре после определения Гороховецким уездным казначеем А.Н. Челищев был произведен в коллежские секретари. Несколько лет он проработал казначеем Вязниковского казначейства, пока в 1862 году не был назначен, по выборам дворянства, Суздальским земским исправником, а чуть позже занял должность уездного исправника. За выслугу лет произведен в надворные советники, а за «отлично усердную службу» всемилостивейше награжден императорским и царским орденом Св. Станислава 2-й степени.
Воспитанием Анны Челищевой занималась мать. «Мать сама начала меня учить, — писала А.А. Бренко. Ученье заключалось в том, что каждое утро я должна была, как старшая сестра, читать одну главу Евангелия и одно из апостольских посланий, затем дело переходило на французский язык и, наконец, на музыку. Учить музыке меня начали с 4-х летнего возраста, а пяти и шести лет я уже играла по 23 часа в день на рояле одни и те же гаммы и экзерсисы, что составляло для меня большое мученье. Так хотелось бегать и играть в куклы!»
Алексей Николаевич относился грубо к дочерям, особенно доставалось Ане, он ее называл «Вороной Карповной». Ей было 4 года, когда, забыв о запрете, она заигралась на ковре в гостиной. Отец ударил ее веревочным жгутом по затылку и при этом так закричал и затопал ногами, что от боли и страха она потеряла сознание. По заведенному им порядку даже в гостиную без разрешения нельзя было войти. Уже будучи взрослой ее застали сидящей на диване с двоюродным братом. Отец молча подошел, взял взрослую дочь за ухо, протащил через всю комнату и вытолкнул за дверь. Образование в семье было поставлено на твердую основу, без всякого учета желаний и склонностей. По части книг в семье существовали строгие правила: все французские авторы, кроме Поля де Кока, считались дозволенными, а все русские - неприличными.
На прекрасные музыкальные способности девочки обратила внимание гувернантка Тереза Августовна Штумф, немка по национальности, сама хорошая музыкантша. Крупный музыкальный талант констатировали все. В 12 лет Аня превосходно владела инструментом, играя серьезные произведения русских и иностранных композиторов, а также массу салонных пьес. Часто она аккомпанировала матери, которая превосходно пела на домашних вечерах. Аня с сестрой Лизой быстро схватывали мотив и тоже с удовольствием пели. В 13 лет Анну Челищеву взяла к себе во Владимир тетка, и занятия музыкой очень успешно продолжились. Между прочим, вместе с Аней основы музыкального искусства полгода постигал Сережа Танеев, будущий пианист и выдающийся композитор. Звуки музыки пленяли нежную душу девочки, доставляя и радость, и печаль.
Еще одним большим увлечением была литература. Как пушкинская Маша в «Метели», Анна начиталась французских романов о любви и, чувствуя себя уже взрослою барышней, сердцем непроизвольно искала героя, которого могла бы полюбить. Любовь была духовной потребностью ее мечтательной восприимчивой души. Вообще, влюбчивость была отличительной чертой Челищевых.
К 15-ти годам Аня Челищева была уже взрослой девушкой и в это время пережила сильное чувство, во многом определившее ее судьбу.
В 1863 году с ее отцом в Суздале служил дворянин Владимир Баранович, было ему 23 года. Владимир после окончания одного из корпусов в Петербурге стал офицером, но в 23 года ушел в отставку. Естественно, Владимир часто бывал у Челищевых в доме. Высокообразованный человек, Баранович страстно любил литературу и чтение. Однажды он предложил Алексею Николаевичу устраивать домашние литературные вечера. Читал молодой человек превосходно, и поэтому дочь уездного исправника каждый день ждала вечера с наслаждением. Музыкальный голос Владимира Егоровича очаровывающим образом действовал на впечатлительную Анну. Она жадно следила за чтением и очень скоро почувствовала, что влюблена в него. Иногда ей приходилось подолгу играть ему на рояле, и Владимир Егорович заслушивался её музыкой. Девушка умела также хорошо танцевать.
Часто Владимир Егорович и Анна Алексеевна вместе читали вслух монологи, художественно воспроизводя всевозможные сцены, характеры и типы, что было похоже на репетиции. Все это развивало фантазию и высокое эстетическое чувство. «Я выучилась сама красиво читать и познакомилась с русской литературой под его руководством, — вспоминала позднее А.А. Бренко, — особенно полюбив драматическое искусство. Все, что я впоследствии знала, все мои вкусы образовались за эти два года». Таким образом, любовь к драматическому искусству, а значит театру, зародилась у А.А. Челищевой в Суздале. Здесь было положено основание всему направлению ее творческой жизни.
В.Е. Барановича в доме Челищевых принимали как родного. В дочь хозяина он тоже влюбился и однажды шепотом спросил её: «А вы? Вы любите меня? Я знаю, что вы меня любите, вы притворяетесь только...» Да, Анна Алексеевна любила его и действительно притворялась.
У них в доме появилась разлучница Катенька, падчерица тетки Никулиной, потерявшая отца и не имевшая никаких средств, выпускница Екатерининского института, институтка со всеми достоинствами и недостатками. Это был тип современной женщины, ищущей поклонников и приходящей в восторг от ухаживателей. По мнению Катеньки, высшая ступень, на какую могла встать девушка, это та, когда все в нее влюблены, и все перед нею преклоняются... Ловкая кокетка решила женить на себе Владимира Барановича. Сострадательная же Анна Алексеевна, видя это, подумала: «У нее нет ни отца, ни дома, где бы она могла жить, а в гувернантки она ни за что не пойдет. Как я не уступлю такой несчастной, как она, и что за беда, если я откажусь от моего личного счастья?»
Анна Алексеевна сдержала свое честное слово и пожертвовала институтке Катеньке свою первую и единственную любовь. Невероятно, но такая была у нее душа.
В.Е. Баранович называл А.А. Челищеву своим Домокловым мечом. Женившись на Катеньке, он уехал во Владимир и служил чиновником особых поручений при губернаторе, но счастлив не был.
Аннушка осталась жить в доме родителей. Пыталась забыть свою несчастную любовь, но безуспешно. А вокруг нее постоянно кружились женихи. Их было шесть, в том числе троюродный брат Иван Капитонович Пожарский, только что окончивший Александровское военное училище и привозивший ей книги.
В феврале 1865 года в Суздаль из Москвы приехал молодой следователь Осип Яковлевич Левенсон. Он приходил в дом Челищевых и через месяц сделал Ане предложение.
Девушка не чувствовала особой склонности ни к кому, но выбор все таки сделала в пользу О. Левенсона. Может быть, из-за того, что он был «чудный музыкант и артист по натуре» и отвечал более других ее душевному складу. Ле венсон так полюбил 16-летнюю девушку, что согласен был даже поменять ради нее религию. Более того, он заявил в гостиной: «Я сегодня быть можег пришел к вам в последний раз. Со мною револьвер. Или вы будете моею невестою, или сегодня уже здесь на глазах, я у вас застрелюсь». Анна дала согласие.
Их помолвка состоялась 13 июня 1865 года, в день ангела невесты, а свадьба 9 июля, в Москве. День был пасмурный. В шесть часов вечера, когда молодых обвенчали, они вышли на паперть, а потом направились к карете. Анна Алексеевна вспоминала, что она «впорхнула как птичка в карету, чувствуя себя, как птица, свободною и вольною».
На следующий день после обеда они с мужем, проводив родных назад в Суздаль, отправилась в Сокольники кататься. Шел мелкий дождь, низкое небо придавливало к земле, по экипажу хлестали мокрые ветки. Аня впервые поняла отчетливо, что не любит мужа и никогда не полюбит, и мысленно сравнила себя с сорванным цветком, который еще живет в вазе, но цвести уже никогда не будет.
В течение трех недель молодожены катались, гуляли, посещали концерты, но особенно Анна Алексеевна «насладилась в театре».
В этой жизни были и свои радости, она долго не могла привыкнуть к тому, что можно свободно ходить из комнаты в комнату, никого ни о чем не надо спрашивать, даже можно без разрешения выйти на улицу и пойти куда угодно.
Ездили в Суздаль, случайные встречи с Барановичем обостряли боль. Левенсон мучительно ревновал жену к прошлому и был мрачен.
Спустя год родился сын, назвали его Иосифом, дома звали Жозей. Это был болезненный ребенок с нервными припадками. Через два года у них родился второй сын- Володя.
Они жили в Москве, ее муж был способным юристом, хорошо вел дела, много печатался и написал книгу. Появились деньги. Анна могла позволить себе многое: дорогие наряды, драгоценности, собственный выезд, поездки за границу.
Её увлекал театр, училась на Высших московских педагогических курсах, по окончании которых брала уроки пения у профессоров Московской консерватории, овладела искусством грима. В области сценического искусства её учителями были актриса Малого театра Екатерина Васильева, актёр А.Н. Рябов, писатель П.Д. Боборыкин. Главным её учителем был режиссёр Малого театра С.П. Соловьёв. В Швейцарии прослушала курс лекций по сценическому искусству Эрнеста Легуве.
6 декабря 1873 года, заменяя заболевшую актрису, впервые вышла на сцену Малого театра в роли Сашеньки в «Светских Ширмах» В. Дьяченко.
Анна Алексеевна Бренко
В 1878—1882 годах уже под псевдонимом Бренко (предок всех Челищевых Михаил Бренко, или Бренок, участвовал в войске Дмитрия Донского в Куликовской битве) входила в труппу Малого театра.
Она приходила в театр ежедневно, независимо от того, была ли занята в спектакле; смотрела все подряд и вынесла из пребывания в «доме Щепкина» уважение к актеру и веру в могучую силу сказанного им слова. И в тоже время она не могла не видеть, как плохо живется актерам, как они бесправны и зависимы от прихоти дирекции, от репертуара. У нее созрело решение самой ставить спектакли. Бренко принимает решение противопоставить официальной линии в театральном искусстве свою.
Бренко убедилась на опыте, что пустить дело по нужному руслу можно было, только полностью взять дело в свои руки. Так родилась идея создания собственного театра, идея, изменившая её жизнь.
С 12 сентября 1879 года Бренко начала ставить любительские спектакли в Москве. Сначала спектакли шли в пассаже Солодовникова на Петровке, потом в доме Малкиеля на Тверской.
Решив создать свою труппу, Бренко начала искать пути обхода театральной монополии и случайно узнала, что общество «Христианская помощь» имеет право давать благотворительные спектакли. У общества было право, но не было труппы, у Анны Алексеевны не было ничего, кроме сильного желания организовать собственный театр, и она предложила обществу свои услуги.
Встретились, обсудили условия, составили договор, точно определили сумму, которую с каждого спектакля, независимо от сборов, надо было платить обществу. Это были кабальные условия. Сняв помещение и наняв мастеров для ремонта и перестройки, Бренко начала приглашать актеров, определила репертуар и приступила к репетициям. На все нужны были деньги и Бренко стала тратить семейные деньги, рассчитывая вернуть их, когда начнутся спектакли.
В 1879 году собрала в Москве собственную труппу («Вольные выступления артистов»). В её театре идут спектакли: «Лес», «Свои люди – сочтёмся», «Доходное место», «Мария Стюарт».
«В императорских театрах, писала Бренко, - всё пришиблено и придавлено пустым репертуаром». Помимо этого ставили Пушкина, Лермонтова, Тургенева и др.
Немирович-Данченко очень высоко ценил театр Бренко. В ее театре играла сама Ермолова. Триумф «Горькой судьбины» и навел Бренко на мысль о том, что надо создавать постоянный театр, а не труппу. Работу по его организации она начала вести сразу в нескольких направлениях.
В 1880 году Анна Бренко открыла в Москве первый частный театр — «Пушкинский театр» («Театр близ памятника Пушкину», официальное название — «Драматический театр А.А. Бренко в доме Малкиеля»).
Анна Алексеевна числилась актрисой императорского Малого театра и, естественно, оформить театр на свое имя не могла. Разрешение было получено на имя Василия Суворова, брата её горничной, а Бренко управляла театром по доверенности. Фиктивно пайщиком в деле считался Писарев Модест Иванович. Театр полностью существовал на средства ее семьи.
Театр получился великолепным: мраморная лестница с бронзовыми перилами, уютное фойе, повсюду мягкие восточные ковры - все создавало ощущение праздничности. Близость к только, что открытому тогда памятнику Пушкину определила название театра – Пушкинский, хотя по словам Гиляровского, вся Москва называла его театром Бренко.
9 сентября 1880 года состоялось официальное открытие театра.
В труппу входили руководившие театром М.И. Писарев и В.Н. Андреев-Бурлак, а также П.А. Стрепетова, А.Я. Глама-Мещерская, М.Т. Иванов-Козельский, А.И. Южин, В.П. Далматов и другие.
По словам писателя Владимира Гиляровского, создав частный театр, она тем самым отменила «театральное крепостное право», разрушив монополию на организацию театров, принадлежавшую до этого государству.
Московская публика была в восторге от театра. Своей школой Бренко всегда называла Малый театр. Спектакль «Горе от ума» она ставила тщательно и долго. Нужно было точно создать эпоху времён - Грибоедова.
Все было прекрасно, но она в угоду театру заплатила самой дорогой ценой: благополучием семьи. Муж зарабатывал деньги для театра, больным сыном занимались чужие люди, она была вне семьи. В праздники у Бренко накрывался стол на сто человек - на весь театр. По воскресеньям устраивались утренники для учащейся молодежи.
До весны 1881 года дела в театре шли великолепно. Правда, расходы все время превышали доходы, но театр находился на таком подъеме, играли на нескольких площадках.
Летом 1881 года Анне Алексеевне приходиться ездить в Петербург несколько раз. С помощью Игнатьева и Воронцова-Дашкова Бренко подает Александру III прошение. По указу царя создается комиссия по пересмотру театрального устава.
На каждую постановку она затрачивала огромные суммы, платила колоссальные налоги и щедро платила актерам. Выяснилось, что все семейные деньги полностью потрачены, да еще появился большой долг. Она надеялась на помощь друзей, но ей отказали. Она узнает, что семья ее любимого человека бедствует, старшую его дочь Бренко забирает к себе в дом. По финансовым причинам театр был закрыт в 1882 году и перешёл к русскому антрепренёру Ф.А. Коршу.
В Петербурге оставшись без гроша, Бренко обратилась к графу Воронцову-Дашкову с просьбой о зачислении её в качестве актрисы в Александрийский театр.
Бренко ждал сильный удар, ей пришло письмо от Ольги Левенсон, она просила ее срочно приехать в Москву. Ольга взяла свою сестру Марусю к себе в дом. Она вступила в близкие отношения с О.Я. Левенсоном, родила от него девочку. Вскоре Маруся умерла, Ольга взяла девочку к себе.
Левенсон был невменяем, запутал свои дела, попал под суд, и когда, спустя три месяца после смерти Маруси, ему объявили об аресте, он здесь же, в комнате следователя, отравился стрихнином.
Левенсон скончался, оба сына были больны, последние годы Владимир жил у отца, попал под его влияние, был неуравновешен и неустойчив.
На похоронах Левенсона Гиляровский сказал: «Анна Алексеевна, заботьтесь об одном Жозе , о Володе не думайте, я берусь из него воспитать честного человека, позвольте ему быть на моем попечении». Гиляровский сдержал слово. Владимир окончил Московский университет, он служил адвокатом и подавал большие надежды на этом поприще. К сожалению он умер совсем молодым.
Между тем состояние старшего сына, Жози, становилось все хуже. Бренко тяжело заболела, деньги забрали кредиторы, сына родственница отвезла в дом умалишенных.
В 1885–1887 годах Анна Алексеевна числилась в труппе Александринского театра, однако в спектаклях не участвовала.
Она покупает билет и едет в Киев, снимает на Софийской улице комнату, чтобы как-то жить, берет учеников, а вскоре открывает «курсы сценического искусства, правильной дикции и декламации». Все курсы помещаются в ее маленькой комнате, занятия идут регулярно. Ее ученики делали большие успехи, что убеждало в реальной пользе ее педагогики. Бренко решила открыть театральную школу, идея захватывала все сильнее и все более четкие очертания. И она возвращается в Петербург. Но и здесь в 1905 году ей отказывают в создании театральной школы. Она возвращается в Москву с лучшими своими учениками, и она мечтает о создании своего театра, начинает готовиться к новым постановкам.
В 1915 г. открыла бесплатную театральную школу и на её основе «Рабочий театр». За два года театром было поставлено 25 пьес.
После Октябрьской революции 1917 года почти 70-летняя Бренко с частью труппы вступила в Красную Армию и стала инструктором по «культпросветработе», в 1918–1921 годах театр играл в воинских частях «На дне» Горького, «Грозу» Островского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Женитьбу» Н. В. Гоголя и др. В начале 1920-х годов вернулась в Москву, руководила рабочей студией при Московском отделе народного образования.
А.А. Бренко с учениками
В октябре 1924 году ее ученики решили отметить Сорокапятилетие со дня создания Пушкинского театра и стали готовиться к этой дате. В юбилейный комитет входили: Луначарский, Станиславский, Яблочкина, Гиляровский и другие творческие люди. Гиляровский очень тепло поздравил Анну, вспоминая общих друзей и Пушкинский театр. Под гром аплодисментов прочел посвященные ей стихи.
И помню я её в тяжёлые годины,
Когда она была ещё так молода,
Но в волосах снежились горькие седины,
Свидетели борьбы, и горя, и труда.
В 1924 году по случаю 50-летия творческой деятельности А.А. Челищевой-Бренко было присвоено звание заслуженной артистки Республики. Со всех концов страны ей полетели поздравления.
Особенно дорогим подарком для нашей землячки было письмо от М.Н. Ермоловой: «Дорогая Анна Алексеевна! Милый старый товарищ и человек, отдавший всю свою жизнь на пользу родного искусства, воспитавший столько молодежи из народа в горячей любви к идеалу и честному отношению к искусству. Как выразить Вам мою горячую симпатию и уважение к Вам?
Хочется и мне присоединить свой голос к сегодняшнему вашему празднику. Примите, дорогая, мой искренний сердечный привет и поздравление и мою любовь! По нездоровью не могу прийти Вас поздравить... Крепко Вас целую, и дай Вам бог сил еще долго продолжать вашу полезную деятельность!
Ваш старый товарищ Мария Ермолова».
На одной из репетиций Анна падает на спину, ее отвозят домой. Сильно болит спина, падает зрение. Ей тяжело обслуживать себя, живет в полуобвалившемся углу, ей 83 года (1931 год). Актеры Малаго театра и МХАТ требуют ее переселить в достойное помещение.
Незадолго до смерти Анна Алексеевна посетила свой родной город Владимир.
Умерла 15 ноября 1934 года в Москве.
Но стоило «бабушке Бренко» умереть, как её имя было предано забвению неблагодарными потомками. О ней забыли не только в театральных кругах, но и во всем советском обществе. Забыли в Москве, забыли и на малой родине во Владимирской области. В Большой Советской энциклопедии и во владимирских краеведческих сборниках имя А.А. Бренко даже не упоминается. Может быть из-за того, что она опередила К.С. Станиславского и В.И. Немировича Данченко в организации общедоступного высокохудожественного театра, каковым был Пушкинский театр, а может быть изза того, что оспаривала авторство сюжета пьесы «Власть тьмы» у Л.Н. Толстого? А может быть потому, что была дворянского происхождения.
Библиография:
- «Воспоминания» (1900-е—1928)
- «Мои встречи. (Душевные портреты)» (1933)
- «Забытые. (Рассказ из жизни)» (1910-е — 1920-е)
- «Горький на первой рабочей сцене» (1932)
- «Воспоминания о создании драматической консерватории» (1925)
- «Воспоминания о работе на сценах императорских театров и о создании первого частного театра "Пушкинский" в Москве» (1924).
Пьесы:
- «Современный люд» (пьеса, 1883, Малый театр)
- «Кто во что горазд» (1883)
- «Великий грех» (1914—1915), в соавторстве с Н.Н. Беляковым-Горским
- «Нужда и совесть» (1916) в соавторстве с П.В. Алексеевым.
Источники: - Вирен В. Подвиг Анны Алексеевны. // Театральная жизнь. — 1959. — № 18. - Витензон Р. А. Анна Бренко. — Л., 1985.
Владимирская энциклопедия