Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.11.2024
22:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Музей ложки. Город Владимир

Музей ложки

Адрес: г. Владимир, ул. Октябрьская, д. 4
Часы работы: с 11.00 до 19.00 (ежедневно, кроме понедельника).

Этот частный музей одного из местных коллекционеров распахнул свои двери 12 июня 2015 года.

Коллекция включает в себя уникальные предметы: коронационные ложки династии Виндзор, работы мастеров поставщиков династии Романовых, столовые приборы для Белого Дома, ложки любви из Уэльса, апостольские ложки, географические, ложки различного назначения и много интересных или просто красивых ложечек и историй, связанных с ними.
В музее можно будет познакомиться не только с историей ложки, но и с различными приемами и техникой изготовления, узнать множество примет, связанных с ложкой, и по-новому посмотреть на, казалось бы, совсем обычный предмет.

Происхождение слова ложка теряется во тьме веков. Корень слова общеславянский. Некоторые лингвисты считают, что происходит оно от слова «луг», «лужок». Другие предполагают, что в основе названия глагол «лизать», «елозить», или греческий глагол, означающий «глотать». Термин ложка был известен в Киевской Руси уже в Х веке.

Ложки Древнего Египта

Древнейшие найденные археологами ложки делались из обожженной глины. Раскопки доказывают, что деревянными и каменными ложками вовсю орудовали древние египтяне еще 7 тыс. лет назад.
В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями.

В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди.
Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда.

Русская ложка

Князь Владимир Красное Солнышко, который, по мнению учёных, основал город Владимир, своим приказом обязал всех есть не руками, а специальными приборами, то есть ввёл ложки и другие приборы в обиход.
Известно, что для княжеской дружины даже были заказаны серебряные ложки.
Первые русские серебряные ложки датируются 998 годом.



Златник и сребреник Владимира Святославича

В Х в. во времена киевского князя Владимира Святославича существовала монета, которую называли «златник». Отсюда пошло название золотник, которое с конца XVI в. служило единицей массы драгоценных металлов и камней. С 1747 года в русской системе мер эталонным весом являлся фунт равный 96 золотникам = 52 лотам = 9216 долям = 1/40 пуда.
Золотник – малая мера веса равная 4,26575417 г. или 1 г. = 0,25442557 золотника. По закону 1899 года один фунт был приравнен к 0,40951241 кг. До 1927 г. в России была принята золотниковая система определения содержания драгоценных металлов в сплаве, так называемая проба. Наиболее распространенной пробой серебра была – 84 и 88. В настоящее время проба выражается в метрической системе.

Основой метрической системы проб является количество миллиграммов основного благородного металла в 1 грамме (или граммов в килограмме) пробируемого сплава.
Значение пробы можно рассматривать также как количество весовых частей (долей) основного благородного металла на 1000 весовых частей (долей) пробируемого сплава.
Декретом, изданным 4 июля 1837 года, метрическая система была объявлена обязательной к применению во всех коммерческих сделках во Франции.
Она постепенно вытеснила местные и национальные системы во многих других странах. В России метрическая система мер была допущена к применению (в необязательном порядке) законом от 4 июня 1899 года, проект которого был разработан Д.И. Менделеевым. Была введена в качестве обязательной декретом Временного правительства от 30 апреля 1917 года, а для СССР – постановлением СНК СССР от 21 июля 1923 года. Для серебра в России установлены следующие пробы: 720, 800, 830, 875, 925, 916, 960, 999.
Самая низкая – 720 проба (содержание серебра 72%). Изделия из такого серебра имеют больше отрицательных свойств, чем положительных. Они тугоплавки, имеют желтоватый цвет и мягкие. Их используют только в промышленности.
В изделиях из серебра 800 пробы не менее 80% серебра. Они имеют такой же неблагородный желтоватый оттенок, но уже приобрели высокие свойства литья. Это наиболее часто используемое серебро в изготовлении столовых принадлежностей.
Серебряный сплав 875 пробы может быть использован как в промышленности, таки в ювелирном деле, поскольку по своим механическим и эстетическим свойствам он близок серебру высшей пробы.
Самое благородное серебро начинается с 925 пробы (не менее 92,5% драгметалла), когда приобретает высокие антикоррозийные свойства, оно отлично плавится и способно принимать различную желаемую форму.
Серебро 916 пробы не используется, а вот серебро 960 пробы не отличается от собственно серебра и востребовано в ювелирном деле для изготовления наиболее тонких и высокохудожественных изделий.
Основным недостатком серебра отмечают его потускнение со временем. Это связано со способностью металла вступать в реакцию с сернистыми соединениями в воздухе. Дольше всего сохраняют свои эстетические свойства изделия из серебра, на которых значится 875 проба и выше.

Лотовая проба в обозначении соответствует числу лотов драгоценного металла в 16 лотах (1 марке) пробируемого сплава.
Лотовая система проб построена на основе имевшей хождение в средние века, особенно среди германского населения, монеты – Кельнской марки, содержащей 16 лотов.
Она действовала в Западной Европе до появления каратной системы проб.


Кельнская марка

Основой каратной системы проб является количество карат основного благородного металла в 24 каратах пробируемого сплава.
Название происходит от наименования плода рожкового дерева, которое так и называется «карат».
Его зерна в древности использовались для взвешивания серебра, золота и драгоценных камней.
24 карата – масса благородного металла составляет свыше 0,999 от веса сплава, то есть металл в чистом виде.
Каратная система проб широко используется по всему миру.

Стерлинговое серебро это серебро, содержащее 92,5 % чистого серебра и 7,5 % другого металла, это – как правило, медь. Так что его соотношение 925/1000. Название появилось в XII веке и первоначально, было обозначением древней английской серебряной монеты.
240 монет имели вес 1 фунт (455,6 грамма).
Крупные покупки выражали в «фунтах стерлингов».
С другой стороны это был способ проверки полновесности монет – если вес 240 монет не был равен 1 фунту, монеты могли быть фальшивыми или слишком изношенными.
В 1955 году Оксфордский словарь английского языка предложил версию, согласно которой название стерлинг датируется около 1300 года и происходит от бытового названия серебряного норманского пенни, на котором имелись маленькие звездочки. Наиболее распространена теория Уолтера Пинчебека, согласно которой ранее использовалось название «серебро с восточных земель», которое обозначало характерный сплав серебра 925 пробы из которого изготавливались монеты в северной Германии.


1 пенни

Владимирская резьба и роспись по дереву

Ложки на Руси нередко носили с собой, кто за поясом, кто за голенищем сапога, а кто и в специальных футлярах. В связи с этим народ сочинил множество вполне скупердяйских поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам" и т. п.

В начале 70-х годов XX в. на фабрике художественных изделий в г. Владимире было организовано производство изделий из дерева.
К середине 70-х годов фабрика перешла на выпуск точеных, главным образом ложкарных изделий. В начале 80-х годов на фабрике создаётся творческая лаборатория.
Современные мастера и художники применяют для выработки изделий древесину осины, березы. Причем используют лишь бессучковую древесину.
Изделия выпускают точеными и резными, украшают росписью.


Этапы изготовления деревянных ложек

Процесс их изготовления включает раскрой, обдирку (удаление коры) и затачивание древесины. Далее резцом вырезают точеное изделие и просушивают: вначале в естественных условиях около недели, затем в калориферах. После этого изделие подвергают первой шлифовке (на шлифовальных станках), грунтовке (натирается лаком с олифой), второй шлифовке, второй грунтовке и просушке в сушильных шкафах, где поддерживается температура 20— 22 °С. Затем его вновь грунтуют и покрывают лаком. Лакирование осуществляют методом окунания. После этого изделие украшают росписью масляными красками. Вначале создают фон, потом изделие высушивают, затем производят роспись. Расписанное изделие высушивают в электросушилках, покрывают вручную несколько раз лаком и вновь подвергают сушке.
В настоящее время изделия украшают росписью и резьбой (чаще всего изделия, посвященные юбилейным датам). Основное место в орнаменте занимают растительные узоры (изображения ягод, листьев, стеблей), реже встречается геометрический орнамент (это более характерно для резных изделий). Рисунки растительного орнамента напоминают узоры владимирской вышивки.
В ассортимент владимирских изделий из дерева входят ложкарные изделия: ложки большие и малые, с короткой и длинной ручкой, наборы ложек.

Направление в росписи определяется работами главного художника фабрики Е.П. Носкова, стоящего у истоков становления Владимирской росписи. В начале мастера подражали технологии изготовления основным элементам росписи классической Хохломы. Затем постепенно начались поиски своей манеры письма. К первым шагам новых художественных решений можно отнести элементы Мстерской вышивки. Определились основные цвета росписи: бежевый, красный, зеленый, черный. Расширился поиск элементов ягодного орнамента на основе натуры: рябина, малина, барбарис, владимирская вишня, яблоко, груша, крыжовник и т.д.


Владимирская роспись

Оригинальным, свойственным лишь Владимирским Узорам были не только элементы и цветовые решения, но и роспись на основе тычка и "оживки" с включением в композицию цветного орнамента. Каждый художник совершенствует своё искусство, вносит в него новые черты, так в роспись изделий наряду с растительным орнаментом можно встретить элементы Древнерусской архитектуры "Золотого Кольца".
Народные художники "Владимирских Узоров" стремятся своими работами рассказать о своем времени, о богатстве природы родного края и о пытливом уме русского мастера.

Кольчугинские ложки

На территории Владимирской области в г. Кольчугино находится старейший российский градообразующий металлургический завод ЗАО «Кольчугинский завод цветных металлов».
Производство проката из цветных металлов на Кольчугинском заводе основано в 1871 году московским купцом А.Г. Кольчугиным.
Изначально при строительстве завода был заложен и посудный цех.
В кон. XIX в. на базе медеплавильного завода купца Кольчугина было организовано производство посуды. Этотцех давал не менее 30% прибыли.
28 мая 1876 года заводы перешли в собственность «Товарищества латунного и меднопрокатного заводов Кольчугина» поэтому на клейме изделий была соответствующая надпись и изображение двуглавого орла.
Первые ложки делались из сплавов латуни и меди.
Цех товаров народного потребления Кольчугинского завода цветных металлов с 1895 года производит столовые приборы из серебра и мельхиора, подстаканники, посуду из меди и латуни.
Сегодня передовую позицию по производству мельхиоровых столовых приборов в России занимает именно этот завод.
В сентябре 2000 года во Владимирской области города Кольчугино было принято решение о создании российской фабрики столового серебра.
Были изучены лучшие образцы серебряных изделий российских и зарубежных производителей.
В 2003 году фабрика «Аргента» начала свое производство изделий из серебра.
В сентябре 2004 года состоялось официальное открытие фабрики «АргентА» и запуск производства. На фабрике установлены программируемые станки ЧПУ, изготавливающие изделия на основе 3D-модели – подобное оборудование используют космическая и часовая отрасли, в России оно установлено лишь на десяти предприятиях.
«АргентА» не только проектирует, но и сама изготавливает формы для давления. При изготовлении продукции используются современные высокоточные Швейцарские станки. Точность – залог успеха. Впоследствии, это позволит получить изделие, выверенное до сотых частей микрона.
На данный момент Фабрика серебра «АргентА» реализует свыше 11 тонн серебряных изделий в год; она – передовая компания на рынке столового серебра. Компания наращивает объемы производства, укрепляет свою репутацию и развивает новые рынки, одновременно не теряя качества продукции и высокого класса исполнения.
Секрет фирменного серебра фабрики заключается в том, что никогда не приобретается уже готовый сплав. Серебро готовится на предприятии путем сплава чистого серебра 999,9 и бескислородной меди.
Зеркальный блеск изделий достигается за счет ручной полировки, которая позволяет эффективно и качественно обрабатывать труднодоступные места.
Фабрика «АргентА» освоила и применяет новую нишу среди производителей столового серебра – сложную технику гильоширования. Эмаль-гильоше – прозрачная цветная эмаль, нанесенная на серебряный фон с геометрическим рисунком. Эта техника одна из тех, благодаря которой в XIX веке российские мастера получили всемирное признание и известность.
Изделия с эмалью гильоше коллекционируют английская королева Елизавета и испанская королева София, Княжеский Дом Монако и Королевский Дом Швеции, крупнейшие финансисты мира – Билл Гейтс и такие звезды, как Монтсеррат Кабалье и многие другие.
Цель «АргентА» - создать уникальный и при этом экологически чистый продукт, который прославит российское серебро.


Ложка Фаберже (справа)

Конец XIX – начало ХХ века. Фирма Хлебникова.


Ложки с мозаикой

В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской).

В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Валлийская ложка любви

Раньше люди ели пищу деревянными ложками, для чего их вырезали в большом количестве. Так что навык вырезания ложек из дерева совершенно естественным образом перерос в искусство резки с более сложным орнаментом. Длинными зимними днями и вечерами молодые валлийцы коротали время за вырезанием таких ложек. Для своих любимых, конечно, хочется вырезать самую красивую ложку. Вот почему, когда молодому человеку нравилась какая-то девушка, то, один из способов начать ухаживание за ней заключался в преподнесении ложки, украшенной затейливой резьбой. Если девушка принимала этот подарок, то молодой человек продолжал ухаживание и мог рассчитывать на продолжительные отношения. Отсюда и произошло английское слово «spooning», что означает «романтическое ухаживание».

"Хильдесхаймская роза"

В 815 году император Людовик Благочестивый, остановившийся в своей резиденции в Аулеции (Эльце), охотился со свитой в окрестных лесах, когда перед охотниками выскочил вдруг белоснежный олень и бросился прочь, увлекая за собой короля и свиту. На своем быстром коне бросился император преследовать зверя - через леса, горы и долины, позабыв о времени, расстоянии и безнадежно отставшей свите. При переправе через небольшую реку под Людовиком пал конь, а сам император чудом выплыл на берег в незнакомой болотистой местности. Олень исчез. Охваченный тревогой, затрубил Людовик в охотничий рог, но не услышал ответного сигнала - слишком далеко позади оставил он своих спутников. Тогда император снял с шеи серебряный ковчежец с реликвией Богородицы, который всегда имел при себе, повесил на куст и обратился с молитвой к Пречистой Деве. Благочестивый король заснул с молитвой, а проснувшись, не узнал места - кругом лежал снег, а на единственном сохранившемся зеленом островке цвел розовый куст, с веток которого на серебряной цепи свисал ковчежец со святыней. И в пелене падающего снега император узрел очертания храма, который он и пообещал построить на этом месте. Здесь, в этих болотах, а не в Эльце, как планировалось сначала.
Реликварий, посвящённый Богоматери, который не удалось снять с ветки после мессы, что и было расценено, как предзнаменование, не сохранился, а розовый куст у алтарной апсиды соборной церкви цветёт себе и цветёт.

Дизайн столовых приборов с окончанием в виде розового цветка или бутона восходит к многовековой легенде "Хильдесхаймской розы".


Ложки "Хильдесхаймская роза"

Впервые столовые приборы с ручками в виде розы был изготовлены в первой пол. XVIII в. аугсбургским мастером Кристофом Ленкером по заказу хильдесхаймского архиепископа. Оригинальная форма этого набора до сих пор охотно повторяется в изделиях современных мастеров и фабрик.

Апостольские ложки

Он родился с серебряной ложкой во рту (распространенная поговорка). Так говорят о человеке, имеющем богатых родителей или родственников. Это поверье возникло в XV-XVI вв., когда богатые крестные родители по традиции дарили своим крестникам ложки. Обычно это были так называемые «Апостольские ложки». Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки — ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса.
Состоятельные крестные дарили 12 ложек, и только одна из них была серебряной. Менее состоятельные дарили меньшее количество ложек, а самые бедные – одну-единственную ложку из простого металла. На этот обычай намекает шекспировский Кранмер, утверждая, что он не годится в крестные отцы королевской дочери. И король отвечает ему: «Ну, ну, милорд, на ложки трат немного».


Апостольские ложки (в коробке слева)

Рождественские ложки


Рождественские ложки


Ложки Walt Disney


Германские серебряные ложки. Географические ложки

Коллекция Cottage Garden (Англия)

Коллекция Country Store (США)

Карусель Romance (США)


The canterbury tales spoon collection (Англия)

Серебро США


Музеи Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (17.09.2015)
Просмотров: 6611 | Теги: Владимир, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru