Хождение по домам с иконами в неделю Св. Пасхи
Преобразовательная деятельность Петра Великого, направленная к возвышению и усилению материальных средств государства, в некоторых случаях тяжело отзывалась на положении духовенства. Кроме прежних нелегких платежей, оно привлечено было преобразователем России к несению новых, довольно разнообразных по характеру и значительных по количеству вносимых оброков. И при всем том в тоже царствование духовенство по тем или иным побуждениям лишено было некоторых из существовавших раньше источников своего обеспечения - сокращена была напр., казенная руга, а указами 1722 и 1721 года духовенству запрещены были хождения по приходским дворам со святыми иконами и св. водою и все славления, кроме рождественского. Последние распоряжения были особенно стеснительны для духовенства. Отмена их последовала лишь в царствование Елизаветы Петровны. Указом 1744 года разрешено было снова носить святые иконы в дома и ходить для славления по требованиям христолюбивых христиан, но повелевалось делать это «с крайним почтением и священному чину благочинием, не произнося громогласного пения». Не смотря на такое разрешение, обычай духовенства ходить в пасхальные дни по приходским домам с иконами и после того встречал сальное противодействие,— на этот раз уже со стороны епархиальных архипастырей, старавшихся ограничить его в виду немалых злоупотреблений, которыми он сопровождался. Во первых, священно-церковно-служители во время пасхальных ходов по домам с иконами не всегда отличались в достаточной степени трезвенностью, вследствие чего священные предметы нередко подвергались профанации. Затем, поведение толпы, принимавшей участие в ходе с иконами и сопровождавшей этот ход, часто было слишком свободным и оскорбительным для носимых святынь. Кроме всего этого священнослужители, не ограничиваясь своим приходом, часто с иконами переходили границы своего пастырского округа и подавали повод к взаимным пререканиям и тяжбам. Принимая во внимание все указанные темные стороны пасхальных ходов с иконами, архиереи XVIII века старались насколько возможно сократить и ограничить их, преобразовав их из торжественных, пышных и многолюдных процессий, в скромные посещения приходских домов с животворящим крестом для служения, согласно изъявленному желанию, молебнов.
Во Владимирском консисторском архиве сохранились по этому предмету распоряжения двух архиереев: Сильвестра, епископа Переславского, и Виктора, епископа Владимирского и Суздальского. Оба написаны в сильном тоне, заставляющем предполагать, что и во Владимирской епархии в ХѴIII в. пасхальные хождения причтов по приходам не обходились без крупных неустройств и беспорядков, служивших предметом соблазна и издевательства для лиц сторонних и иноверцев. Мяя 4-го 17б7 года преосв. Сильвестр, епископ Переславский, дал следующий указ на имя Переславской консистории. «Известно учинилось мне, что епархии здешней многие градские и уездные священники в праздник Св. Пасхи не токмо в своих, но и в посторонних приходах, да и не с одним крестом святым, по с многими церковными иконами, как тех церквей церковнослужители, так и простолюдины (кои от некиих невежд богоносцами называются) якобы для славления, а на самом деле скверноприбыточества своего ходят, попуская притом оным простолюдинам петь бесчинно, непотребно вымышленные и соблазнительные песни и другие общенародные чинить суеверия, в противность законам и к наpеканию от иноверцев,— в пресечение чего определяется консистории в епаршеские духовные правления и заказы объявить указами: 1) Чтобы священники в удовольствие совестей прихожан своих, по просьбам их, а не нахально, в оный праздник с одним крестом, и с ними для чтения и пения молебнов пристойное число от каждой церкви священно-церковно-служителей просто без ношения икон и не присовокупляя к себе никого из своих прихожан, ни иза посторонних простолюдинов, ходили в своих только приходах с подобающим благочинием, удерживаясь от пьянства и всяких возбраненных духовному чину поступков и не попуская прилучающемуся при том простолюдинству непристойных суеверных действ. 2) В другие приходы, куда не будут прошены для такового славления, отнюдь бы не вступали под опасением строгого за преступство по законам штрафования, в чем во всем обязать их подписками. 3) А дабы сие по всей епархии непременно исполняемо было, того ради за священно-церковно служителями крепко смотреть духовным управителям, закащикам и десятоначальникам, и кто противное тому чинить имеет, тех, ловя, к надлежащему суждению присылать ближних в консисторию, а отдаленных в духовные правления и заказы, под опасением за потачку тогож штрафа, какомуж сами виновники были подлежательны». В 1792 г., после объединения трех епархий — Владимирской, Переславской и Суздальской, в одну Суздальскую, такой же указ был дан преосв. Виктором, епископом Суздальским. «До сведения моего дошло, писал он 4 октяб. 1792 г., да и по делам видно, что Суздальской епархии многих сел священно и церковнослужители в неделю Св. Пасхи ходят незванные и по одному обыкновению для своей корысти, собирая деньги, хлеб, яйца и прочее по приходским домам, и с собою попускают носить прихожанам из церквей св. иконы не токмо в самих тех селениях, но и в отдаленных деревнях, и по отправлении молебных пений священно и церковнослужители и носящие иконы прихожане напиваются пьяны и делают разные неблагопристойности, так что и св. иконы оставляют ночевать в деревнях без всякого о них благоговения, отчего происходит народный соблазн, а священству нарекание и поношение. Высочайшим 1724 г. августа 16 указом приходских церквей священникам со освященной водой и для славления, кроме праздника Рождества Христова, незванным в дома никуда ходить не велено. Да и по указу 1744 г. апреля от 6 числа по требованиям христолюбивых желателей св. иконы в домы носить позволено с крайним почтением и священному чину благочинием, не произнося громогласного пения и, по исправлении в домах молитвословия, возвращаться в прежние места. А поставя иконы в домах, священнослужителям не токмо трапезовать или пьянствовать, но ниже мало какого хмельного пития вкушать не дерзать. Что ради консистории Суздальской епархии всех приходских церквей священно-церковнослужителям чрез духовные правления и закащиков наикрепчайше подтвердить с подписками, чтобы они в неделю Св. Пасхи незванные по приходским дворам отнюдь нe ходили, а ежели куда позваны будут для отправления молебного пения, то бы ходили с одним животворящим крестом, и имея оный в нарочносделанном пристойном ковчеге, и притом пьянства и никаких неблагопристойных поступок не чинили под опасением лишения чинов их, а святых икон прихожанам из церквей в то время носит, а паче в отдаленные деревне, отнюдь не попускать, в чем над священно и церковно-служителями строжайший присмотр иметь закащикам и благочинным, и ежели кто в том усмотрен будет, на таковых в тож самое время представлять ко мне». Но такого рода указы на практике соблюдались слабо. Издревле идущие обычаи и материальная необеспеченность духовенства брали верх над строгими предписаниями епархиальной власти, и ходы с иконами в дни Св. Пасхи продолжались по старому. Справедливость сказанного можно удостоверить последующими указами еп. Виктора, касающимися того-же предмета.
«Из поданных мне Суздальской епархии разных сел от церковников прошений, писал, напр., преосв. Виктор 14 апреля 1795 года, видно, что многие священники в угождение прихожанам своим, за учиненным им 1792 году строжайшим подтверждением, в прошедшую сего года светлую седмицу ходили по приходским домам со святыми иконами, делая притом и нeyстpoйства, от благочинных же ни одного о том представления ко мне не было. Чего ради консистория чрез духовные правления от благочинных отобрать известия: кто именно из священников и каких сел в неделю Пасхи ходили по приходским домам со святыми образами и для чего благочинные об оном ни мне, ни консистории по должности своей не доносили?» Произведенное на основании этого указа расследование не дало, понятно. никаких осязательных результатом. Благочинные отписались рапортами, большая часть которых сводилась приблизительно к следующему. «Я именованный в светлую седьмицу сел десять или более около своего селения проезжал и за священно-церковно-служителями смотрение имел и нигде никаких неблагопристойных проступков не видал, и ходили они по приходским домам только с одним животворящим крестом. А далее мне проезд чинить в то время никак не можно, потому что останется у меня святая церковь без всякого священнослужения, да и в проездах в оное время водопольное чрез реки я имел не малую опасность».
Источник: Малицкий Н. Из прошлого Владимирской епархии. Вып. 1. 1904 г.
Владимирская епархия.
Copyright © 2019 Любовь безусловная |