МБУК «ЦГБ» филиал №4 – «Библиотека семейного чтения».
Группа ВКонтакте: https://vk.com/filial4lrf Режим работы:
с 11:00 до 19:00,
пятница, воскресенье: с 14:00 до 15:00 — обеденный перерыв.
Суббота — выходной день.
Последнее число каждого месяца – санитарный день.
Адрес: г. Владимир, улица Егорова, д. 10
Улица Егорова, д. 10
Ежегодно библиотеку посещает более 6700 человек.
Документный фонд составляет 85 490 экземпляров.
Для пользователей в библиотеке функционируют отделы: Отдел обслуживания: Взрослый абонемент – к услугам старшеклассников и взрослых читателей, с выделением специализированного фонда литературы в помощь организации быта и досуга семьи. Детский абонемент — обслуживает детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, имеет специализированный фонд психолого-педагогической литературы для родителей и руководителей детского чтения. В библиотеке постоянно действуют выставки: для родителей «Мамина школа», для семейного чтения «Читающий город детства», о писателях и выдающихся людях мира «Талантливые, знаменитые, великие» и др. Информационно-досуговый отдел: Универсальный читальный зал — приглашает прочитать интересную статью, посмотреть последний выпуск журнала, написать интересный доклад или реферат, посетить занятия Краеведческого факультатива «Родной свой край люби и знай», семейную экошколу «Хочу все знать!», семейную гостиную «Наши встречи».
Компьютерный отдел: ПК для самостоятельной работы, интернет, распечатка текста, сканирование, ламинирование, тематический поиск информации в базах данных, а так же нормативно-правовая база по законодательству РФ в СПС Консультант Плюс.
Проводится бесплатная юридическая консультация студентами из Владимирского регионального отделения Молодежного Союза Юристов РФ. Комната сказок — приглашает малышей и их родителей встретиться со сказкой, вспомнить традиции и обряды русского народа, посетить занятия по программе «Россыпи народной мудрости». Вас ждут игры-квесты, викторины, игры-путешествия, семейные праздники и тематические праздники, такие как: День именинника, Масленица, День защиты детей, День матери и семьи, дни памяти, марафоны чтения и другие мероприятия.
1 октября 1992 года в структуре МУК «Центральная городская библиотека» г. Владимира появилась принципиально новая библиотека – «Библиотека семейного чтения», специализирующаяся на совместном обслуживании членов семьи. Как показал накопленный опыт работы, интерес к проблемам семьи сегодня весьма значителен. Именно с ее укреплением связаны надежды на духовное возрождение общества. Перед библиотекой на первом этапе деятельности стояла задача - сблизить людей, живущих под одной крышей, посредством книги и информации. По замыслам, книге и чтению отводилась значительная роль в духовной консолидации семьи. Потребность в создании библиотеки такого типа возникла в микрорайоне города, значительно удаленном от центра и обделенном учреждениями культуры. Нужна была библиотека - центр информации и просвещения, в которой члены семьи - родители и дети - могли бы не только выбрать книги для совместного чтения, получить советы опытных педагогов, психологов, врачей, юристов по проблемам воспитания, культуры семейных отношений, здорового образа жизни, но и интересно провести свой досуг. Появление новых, несвойственных библиотеке функций, закономерно: общество развивается, формируя новые информационные потребности, которым современная библиотека и должна соответствовать. Роль культурно-образовательного учреждения, сочетающего в своей деятельности и структуре функции универсальной библиотеки и центра многоаспектной помощи семье и стала выполнять библиотека семейного чтения. Она была образована путем слияния взрослого филиала № 4 и детской библиотеки № 13, соседствующих в одном здании. Для успешного функционирования была определена и новая организационная структура БСЧ. В библиотеке появились отделы: - к услугам старшеклассников и взрослых читателей, желающих взять книгу на дом, - абонемент; - прочитать интересную статью, изучить нужную книгу, просмотреть последний выпуск журнала приглашает читальный зал; - сектор фольклора, расположенный в комнате сказок, ждет малышей, бабушек, дедушек на встречу со сказкой; - консультационно-педагогический центр обслуживает детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста родителей и специалистов, интересующихся проблемами семьи и семейного воспитания; - решению проблем семейных взаимоотношений, налаживанию быта и досуга семьи способствует Центр социально-психологической помощи семье. Соединению библиотек в единое звено предшествовала большая предварительная работа по объединению основного богатства библиотеки - книжных фондов, созданию новых фактографических картотек, выделению функциональных зон тематического характера. Параллельно велась работа и с каталогами. Ориентация на семью потребовала по-новому подойти к расстановке фонда библиотеки с обязательным учетом его направленности. Сформированный книжный фонд ориентирован на разновозрастные читательские группы - от самых маленьких до взрослых пользователей: - полноценный универсальный фонд взрослой литературы; - полноценный универсальный фонд детской литературы; - специализированный фонд психолого-педагогической литературы для родителей и руководителей детского чтения; - специализированный фонд литературы в помощь организации быта и досуга семьи. Этот фонд расположен в уютном зеленом уголке - оазисе абонемента, привлекающем внимание необычно красивой растительностью и комфортными креслами. Здесь читателю приятно отдохнуть и ознакомиться с литературой, выбрать понравившееся издание да и просто обсудить литературные новости с другими ценителями книги и чтения. Интересна пользователям этого отдела функциональная зона «Семья. Дом. Быт. Досуг», сформированная по тематическому принципу и отличающаяся большой информационной насыщенностью. Это различные библиографические источники, книги, помогающие обустроить квартиру, план - схемы приусадебного участка, одежды, образцы моделей одежды и вязания, кулинарные рецепты, справки по организации живого домашнего уголка. Зона состоит из разделов: - «Вашему дому красоту и уют»; - «Овощи на грядке - семья в достатке»; - «Мир красоты и здоровья»; - «Мой ласковый и нежный зверь» (о домашних питомцах); - «Райский сад у вас дома» (комнатные растения в интерьере); - «Рукам работа - душе радость» (рукоделие). Интерьер абонемента украшают привлекательные и разнообразные внутриполочные тематические выставки художественной литературы с обязательной аннотацией предлагаемых материалов и рекомендательным списком дополнительной литературы: - «Семейная хроника в мировой литературе»; - «Семья в произведениях русских писателей»; - «История, одетая в романы»; - «Детектив глазами женщины»; - «Из истории знаменитых семейств»; - «Школа семейного бизнеса». Подходит время и читатели приглашаются на очередную ежегодную выставку - экспозицию: «У августа всего в достатке», «Витамины про запас для гостей и для вас». Продуманная программа - секреты выращивания, обмен опытом участников выставки, консультации специалистов по садоводству и цветоводству, кулинарные рецепты, заготовки, советы по искусству составления икебаны - собирает большую слушательскую аудиторию. Заглянем в соседний отдел, где книжки для малышей: сказки, стихи, песенки, прибаутки. Персонажи любимых сказок: Колобок, Три медведя, Буратино, Дюймовочка, Кот в сапогах - тоже здесь. Но это уже консультационно-педагогический центр, приобщающий детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста к книжной культуре. Это отдел для самых маленьких, начинающих читать свои первые книжки самостоятельно. Не забыты и родители. Для них подготовлены рекомендательные списки литературы «Прочитайте вместе с детьми», содержащие советы по работе с книгой и перечень детских авторов. Не менее значима для малышей и мам информация о новинках «Книжкины смотрины». Около нее всегда теснятся самые благодарные читатели - малыши. Выдержка из текста, вопрос о прочитанном дополняют выставленную и рекомендуемую к чтению книгу. У ребят младшего школьного возраста важно поддерживать интерес к чтению и формированию у них положительного отношения к книге и библиотеке. В среде школьников популярны выставки - кроссворды, выставки - викторины: «Все на свете узнаем», «Открываем в сказку дверь». Все они, каждая по - своему, помогают маленьким читателям выбрать интересную книгу для домашнего чтения. Дополняют интерес к книге литературные экскурсии, встречи у книжных полок с обязательным представлением книги и зачитыванием самого интересного момента из нее. Такие формы, сочетающие в себе элементы наглядности и устной рекомендации, раскрывают перед детьми окно в огромный книжный мир. Не менее вдумчиво раскрыт и насыщен рекомендательной информацией фонд для ребят среднего школьного возраста. Этих активных читателей интересует приключенческая литература, фантастика, историческая книга. Привлечь внимание детей этого возраста к чтению лучших образцов мировой литературы помогают раскрытые рубрики фонда: «Исторгся Отечества в романах для детей», «По страницам мудрых книг», «Сто тысяч почему?» Веселый почтальон Печкин приносит «Вести со всего света». На специальном стеллаже он оставляет для читателей журналы и газеты: «А почему?», «Левша», «Муравейник», «Детская роман-газета», «Свирель» с вопросами, кроссвордами по самым интересным публикациям из них, а также советами «Много интересного расскажут». Положительный фактор практической деятельности библиотеки заключается в том, что детский фонд не только насыщен информацией, но с ним активно работают. Библиотекарь знакомит читателей с литературными новинками на библиографических уроках, пресс - минутках: «Что новенького?», «У сороки на хвосте». Эти мероприятия популярны в детской аудитории, порой они выливаются в своеобразные детские обсуждения - споры. Родителей, имеющих маленьких детей, привлекает тематический блок литературы «Наши дети», отвечающий на вопросы семейного воспитания и укрепления здоровья детей: «От двух до пяти», «История детства: возраст за возрастом», «Выдающиеся педагоги о семейном воспитании». Каждая рубрика дополнена информационными списками, справками и книжным сундучком рекомендаций. Не оставлены без внимания и молодые родители. Им адресованы другие литературные циклы: «С любовью в детский мир», «Здесь сердцу детскому тепло». Книжные и журнальные новинки, рекомендательные списки литературы помогают родителям больше узнать о закономерностях развития ребенка и правильно строить свои взаимоотношения с детьми. Попытка создания в библиотеке среды, которая была бы увлекательна, развивала творческие способности читателей - сегодняшняя забота коллектива универсального читального зала, открытого как для взрослых, так и для детей. Читальный зал - это масса открытых витрин и разнообразных форм наглядного раскрытия фонда от тематической полки «Новые книги для всей семьи» до информационного стеллажа «Калейдоскоп досуга». Активно посещаем читателями сектор фольклора. Привить у детей интерес к легендам и былинам, к литературе о народных промыслах, декоративно-прикладному искусству - его основная задача. Этому способствует большой выбор сказок, пословиц, загадок, книг о народных умельцах. В отделе собрана коллекция аудиовизуальных материалов: пластинок, слайдов, видео- и аудиокассет. К общению, отдыху и совместному рукоделию бабушек и внуков располагает уютная обстановка: расписные столики и стульчики, мягкие ковры, удобные диванчики, телевизор, живой уголок, игры, персонажи любимых сказок. Ласковыми глазами смотрят на малышей игрушки - герои выставки - кроссворда «Идем за синей птицей», выставки-викторины «Сказочная азбука», выставки-загадки «Из каких мы сказок». Все они побуждают к чтению, учат проводить свободное время с пользой для ума и сердца, развивают литературную речь и хороший художественный вкус. Вся литература БСЧ создает основы и условия для решения основных задач, стоящих перед обществом и семьей. Библиотекари стремятся к максимально полному удовлетворению читательских потребностей в информации. Ее полнота обеспечивается информационными стендами. Вызывает интерес горожан стенд социальной рекламы: - об услугах и социальных службах города; - об условиях записи в библиотеку; - перечень сервисных услуг; - литературно-образовательные программы.
Образец: «Квалифицированную помощь специалистов города по социальным и психологическим проблемам семьи Вы можете получить в службах: - Отдел социальной защиты населения по Фрунзенскому району г. Владимира (ул. Никольская, 2; тел. 32-36-03); - Центр социального обслуживания населения (ул. Юбилейная, 44, тел. 21-00-21); - Центр социальной адаптации и развития молодежи (ул. Безыменского, 9в, тел. 21-98-70); - Центр планирования семьи (ул. Каманина, 23а; тел. 23-15-36) и т.д. За десятилетний период социальной ориентации филиалом были апробированы различные формы работы, создан фонд библиографических источников, отшлифована реклама, разработаны фактографические картотеки. Полезную для себя информацию могут извлечь читатели - родители из фактографической картотеки «Для вашего ребенка», которая помогает выбрать детский сад с комплексными программами, подобрать группу круглосуточного пребывания, найти дошкольное образовательное учреждение для часто и длительно болеющих детей или детей со специальными потребностями и т.д. В картотеке широко представлены адреса общеобразовательных школ, подростковых клубов, их профиль работы, а также физкультурно-спортивные учреждения города. Тематическая картотека родительских интересов предлагает наиболее важные и полезные публикации для родителей, заботящихся о здоровье, учебе и отдыхе детей, о. создании душевного тепла и уюта в своем доме. Работа с семьей в библиотеке разнообразна и многогранна: от индивидуального контакта до массового общения с пользователями. Персональному знакомству с семьей на абонементе БСЧ способствует «Банк читательских идей». В нем зарождается и накапливается спрос, благодаря ему удовлетворяется интерес к чтению или выбранному мероприятию. БЧИ - это информационная шкатулка с вопросами, читательскими предложениями, советами, критическими замечаниями и просто элементарной благодарностью за содействие. Каждый из запросов в письменном виде собирается в шкатулке. Библиотекарь анализирует накопленный «банк» и составляет по результатам спроса конкретные мероприятия с обязательным приглашением автора идеи. Пользователи абонемента обслуживаются по семейным формулярам на основании положения о семейном формуляре. Согласно ему, читатель заполняет вкладыши в своем формуляре на всех членов семьи, читающих в библиотеке, с обязательной подписью на каждом из них. На обороте вкладышей указывается: «Поручаю брать книги в мое отсутствие (ф.и.о)». Подпись. Абонемент предлагает горожанам объявление - перечень мероприятий, проводимых в БСЧ ежемесячно. Продуманно построена работа отдела. Здесь собираются истинные ценители книги на свои мини-встречи. На часах полезных советов: «В доме пахнет пирогами», «Секреты кулинарного царства», «Маленькие домашние чудеса» они делятся между собой своими секретами и маленькими семейными хитростями. Цель полезных советов - активизировать любознательность читателей, заставить обратиться их к источнику информации. Любят горожане и домашний калейдоскоп«У каждого дня свои заботы». На его встречах рачительные хозяйки быта раскрывают секреты умелого ведения домашнего хозяйства. Популярен воскресный абонемент, когда в гости к читателям приходит семейный доктор. Профессиональные консультации врача: «Гомеопатия и здоровье», «Секреты траволечения», медицинская оценка журнальных публикаций, рекомендация полезных статей - обязательное условие таких занятий. Как показывает практика, читателей привлекают злободневные публикации, как художественные, так и публицистические, в основном, в периодических изданиях. В библиотеке всегда найдутся любители еженедельников «Семья» и «Моя семья». К их услугам литературно-публицистическая панорама «Весь мир в моей семье», знакомящая с громкими статьями и рубриками названных газет. Не один год продолжается поиск такой формы работы, которая отвечала бы интересам и ожиданиям пользователей и несла в себе информацию. Именно с такой высокой меркой подошли библиотекари к разработке программы клуба «Всегда вместе», ориентированной на совместное знакомство с книгой детей младшего школьного возраста и взрослых. Занятия проводятся ежемесячно. Одна встреча с книгой - фольклорный праздник «На златом крыльце сидели», другая - фольклорные посиделки «Бабушка, расскажи сказку» или «Мы за чаем не скучаем». Располагает к общению праздник народных промыслов «Красным девицам красны подарочки», а семейная игра «Забавы русской старины» охотно повествует о знаменитых играх - потехах. Мероприятия обязательно познакомят с книгой, где можно о них прочитать и стать активным участником действа. Яркие иллюстративные панорамы, аудио - и видеоматериалы - обязательный атрибут клуба. Занятия в нем, как правило, вызывают у детей желание выразить свои впечатления через рисунок, вышивку, поделку. Результат творчества доступен всем детям: поделки - самостоятельная работа маленьких авторов – выставляются на всеобщее обозрение с рекомендацией книги, по которой они составлены. Развить творческие способности детей младшего и среднего школьного возраста, их эстетический вкус, умение работать с различными материалами - задача кружка «Домовенок». Занятия его проходят в форме практических уроков. Итог усвоенного - фантазия и мастерство кружковца - умельца раскрывается на выставках - экспозициях: «Добрым людям на загляденье», «В каждой избушке - свои игрушки». По ним проводятся конкурсы и викторины «Из каких мы сказок». Существовала некогда на Руси прекрасная традиция семейного чтения, происходило великое обучение не только грамоте, речи и письму, но и искусству сопереживания. Основную роль в этом играла атмосфера коллективного сочувствия и хорошая книга. Много делается библиотекой для возрождения этой традиции. Целенаправленная консультационная помощь семье, осуществляемая БСЧ с социальными службами города, позволила разработать образовательные программы, ориентированные на оказание помощи родителям: - В знакомстве детей с лучшими образцами мировой детской литературы - кружок семейного чтения «Почитай-ка»;
- В подготовке детей к школе - факультатив «У школьного порога»; Каждый месяц в Консультационно-педагогическом центре собираются вместе родители с детьми 4-5-летнего возраста, чтобы познакомиться с произведениями лучших детских писателей: Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, К. Ушинского, Е. Чарушина, Н. Носова. Члены кружка активные участники игр, викторин: «Золотые россыпи», «Это что за звери», «Поиграем - угадаем». Консультант - специалист обязательно поможет родителям подобрать книгу для семейного чтения. Именно книга и библиотека становятся связующим звеном в душевном единении ребенка и его семьи, в приобщении к чтению с раннего возраста. Открыл свои двери факультатив «У школьного порога» для родителей, чьи дети готовятся к школе. Тесный контакт с методистами и учителями помог разработать его программу. Врачи и психологи знакомят родителей с закономерностями физического и психического развития ребенка. В плане занятий встречи с авторитетными родителями, опытными педагогами. На лекциях, консультациях, практикумах: «Развивающее обучение», «Веселый счет», «Сочиняем сказку» родители обучаются практически, как, сочетая приятное с полезным, научить ребенка читать, считать, максимально развить его интеллектуальный уровень. Хорошим дополнением к консультациям служат обзоры новинок педагогической литературы, публикаций в журналах, а также тесты: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Хорошие ли вы родители». В наши дни остро стоит проблема воздействия на читательский спрос. Эта тема злободневна сегодня. Библиотекарей, педагогов, родителей волнует бурное развитие массовой культуры, появление в чтении художественной литературы низкого качества. Как переломить читательский спрос на «чтиво». Один из путей - работа библиотекарей по развитию литературного вкуса читателей. Поэтому и намечаются комплексные мероприятия, адресованные детям, родителям, учителям с целью подготовки детей к вхождению в литературную культуру. Формированию юного читателя как человека мыслящего и нравственного предназначена программа литературного всеобуча «К добру — через книгу». Она руководит чтением детей младшего и среднего школьного возраста, влияет на процесс усвоения знаний, приобщает к лучшим образцам отечественной детской литературы. Это и литературные встречи: «Книги, написанные любовью» (Д.Н. Мамин-Сибиряк), «Не уставайте делать добро» (В. Осеева), и литературные часы и путешествия: «Истории бывалого человека» (Б. Житков), «Тропою мира в мир животных» (С. Баруздин). Приложив творческие усилия, запустив «двигатель фантазии и выдумки» библиотекари превращают каждое занятие в незабываемый праздник. «Звездный час» (конкурсное задание с выбором правильных ответов из трех предложенных), «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Литературный концерт по заявкам», «Клубок загадок», «Игра - викторина «Проще простого» - составные элементы таких дружеских встреч. БСЧ, являясь индикатором информации, чутко улавливает изменение запросов пользователей, их возросший интеллектуальный уровень, новые требования к качеству социального информирования. Практика все больше убеждает нас в том, что библиотека выбрала правильный путь своей деятельности. Глубоко заинтересованы в темах, составленных с учетом их запросов, воспитатели и учителя города. Наблюдая все возрастающую потребность учебных заведений в новой информации, заинтересованность отдельных преподавателей в новых формах подачи материала, филиал № 4 принимает участие в повышении профессионального уровня учителей региона. Один из путей методического обеспечения воспитателей дошкольных образовательных учреждений - ежеквартальные тематико-информационные списки литературы и участие библиотеки в совместных методобъединениях. Такие методические объединения по организации художественно-речевого, эстетического и познавательного развития детей стали традиционными. Дополняют и углубляют знания учителей и родителей о литературе в помощь учебному процессу, знакомят с библиографическими источниками для расширения кругозора детей выходы библиотекарей в школы. Вдумчиво, с позиций максимально широкого информирования родителей и учителей по психолого-педагогической литературе подходят библиотекари к проведению Родительских дней на школьных собраниях. Итогом поиска путей общения библиотекарей с родителями и учителями явились литературно - методические минисеминары. Они способствуют отбору необходимой информации и закреплению ее в сознании слушателей. Здесь, на этих семинарах, родители узнают ответ на вопросы: как влиять на формирование внутреннего мира детей, на развитие их интеллектуальных способностей, эмоциональную сферу. Темы разнообразны: - «Современная семья: воспитательные возможности»; - «Грамматика семейного общения»; - «Столкнулись интересы: как быть?»; - «Семейное воспитание: традиции и современность»; - «Искусство быть человеком». Обязательным является знакомство слушателей с книгой для соответствующего школьного возраста, которую нужно прочесть детям, анализ чтения выбранного класса (без указания конкретных фамилий). Библиотека не остается в стороне от общественных проблем, активно откликаясь на все процессы, происходящие в стране и в своем городе. Накопив определенный запас социальной информации, развивая и постоянно совершенствуя это направление, библиотеке удалось создать новый центр - Центр социальной психологической помощи семье. Информация для семьи приобрела строго социальную окраску. Центр занимается информационной поддержкой населения. Его основная особенность - сотрудничество с социальными службами города: - Центром социальной адаптации и развития молодежи (школа этического воспитания «Общение»); - Комитетом по делам молодежи (салон молодой семьи «Гармония»); - Администрацией Фрунзенского района, обществом инвалидов (семейная гостиная «Наши встречи»). Его основу составляет консультационный сектор, где врачи, психологи отвечают на самые трудные и насущные вопросы, помогают разобраться в сложных жизненных ситуациях. Одной из самых востребованных социальных услуг сегодня становится правовое консультирование горожан. На базе Центра открыта экспериментальная общественная приемная. По средам и четвергам специалисты Владимирского регионального отделения молодежного союза юристов бесплатно консультируют население по вопросам гражданского и семейного законодательства. Немаловажным фактором является обучение подростков основам нравственной культуры, навыкам межличностного общения. Не первый год апробировала себя на практике школа этического воспитания учитывает желание подростков познать себя, свои возможности и определить свое место в мире, среди людей. Это и поиски друга, и утверждение своего внутреннего «я», и выбор будущей профессии. Замечено, что популярностью пользуются занятия в форме диалогов, дискуссий, игровых моментов. Часы общения, уроки - размышления и благородства, этические дискуссии, часы откровенного разговора, вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением специалистов-профессионалов: психологов, врачей, юристов. Закрепляют полученные знания коммуникативные игры, тесты, тренинги. Занятия школы протекают в дружной и непринужденной обстановке. Здесь царит атмосфера взаимопонимания, добра и уюта. Популярность и авторитет школы подтверждаются большим и регулярным потоком желающих стать ее участниками. Не оставлены библиотекой без внимания злободневные проблемы современной молодежи. Прежде всего это проблемы правонарушений и пристрастия к алкоголю и наркотикам в молодежной среде. Не одна, а коллегиально с комиссией по делам несовершеннолетних, сотрудниками РОВД, специалистами Центра социальной адаптации и развития молодежи, наркологами, юристами проводит библиотека ежегодные, ставшие традиционными «круглые столы»: «У опасной черты», «Наркотики: мифы и реальность». На таких солидных мероприятиях молодым людям предоставляется возможность получить ответы на волнующие их вопросы из «первых рук». Помогают проведению «круглого стола», усиливают эффект восприятия книги и видеоматериалы. Каждому молодому участнику встречи вручаются памятки с адресами консультационных пунктов, психологических, юридических и медицинских служб помощи молодежи. Важное место в деятельности Центра социально-психологической помощи семье отведено работе с молодой семьей. Планированию семьи, правам и обязанностям супругов адресован салон молодой семьи «Гармония». Специалисты - профессионалы оказывают индивидуальную помощь каждому пришедшему в «консультационный пунк». Кроме того, по результатам собеседований врач или психолог ежемесячно собирает всех интересующихся супружескими взаимоотношениями на вечер возникших вопросов. Как правило, это ответ - анализ благополучного выхода из конфликтных ситуаций. К каждому занятию обязательно подбирается литература и составляются информационные списки. Занятиям салона помогает фактографическая картотека «Семья. Ваши вопросы - наши ответы» и тематическая картотека «Мир семьи». Поле досуговой деятельности библиотеки огромное. Сделать семейный отдых активным, интересным, помочь формированию культуры досуга - цель семейной гостиной «Наши встречи». Сотрудничество с читателями приобрело характер постоянной и доброй традиции. Библиотека отмечает у себя все праздники, неизменно собирающие большую аудиторию. Сюда можно прийти всей семьей. Игры, конкурсы, викторины, выступления вокальных и танцевальных групп, театрализованные сценки являются неотъемлемой частью таких мероприятий. На них приглашаются представители средств массовой информации. С хорошим настроением, за чашкой чая, чтением стихов протекают литературные огоньки: «От сердца к сердцу», «Какие наши годы», «Мелодии старого патефона». Главным сюрпризом и удовольствием для присутствующих «гостиной» становится «игровой десерт», та неожиданная часть праздничного досуга, которая вызывает улыбки, смех, приятные минуты общения. В дружеском кругу читатели с удовольствием откликаются на предложенные игровые варианты досуга. Безусловно, основной досуг отдыхающих - это свободное общение. Как показывает наш опыт контакта с детьми, маленькие гости мероприятий не умеют общаться. Такую потребность и умение библиотека стремится развивать, для этого составляется программа забав и развлечений. Главное при этом - предложить модель мероприятия, рассчитанного на объединение читателей самого разного возраста. Поэтому и программа «семейной гостиной» носит вневозрастной характер, не предполагающий особых способностей участников. Не менее яркие и запоминающиеся встречи с творческими людьми города: владимирскими писателями, поэтами, художниками. Они проходят в теплой, непринужденной обстановке. Такая практика себя оправдывает - и дети и их родители постоянные гости литературно - образовательных программ, которые увлекательны, где можно и отдохнуть, и получить новые знания, да и просто пообщаться. Сознательно расширяет сегодня свои функции библиотека семейного чтения. В действительности это уже не столько культурное и информационное учреждение, центр досуга и межличностного общения, в значительной степени, это социальный институт со всеми необходимыми элементами организационной структуры. Не отказываясь от традиционных форм работы с книгой, библиотекари находят новые, способные оказать влияние на сложнейший процесс формирования читателей, и прежде всего, заинтересовать книгой, увлечь чтением. Коллектив БСЧ уверенно смотрят в завтрашний день; ведь найден отклик в сердце читателя, ставшего не только участником литературно-образовательных программ, но и спешащего за книгой, читающего очередную журнальную публикацию. Накопленный опыт позволяет извлечь из проделанного выводы, найти наиболее действенный и привлекательный метод общения с пользователем, способствующий авторитетному имиджу библиотеки. 2003 г. Директор Центральной городской библиотеки Ступина Н.Г.
Консультация для родителей «Семейный портрет без розовых тонов»
Процессы, долгое время происходившие в нашем обществе, изменившие нашу психологию, нашу веру, наши взаимоотношения, весь стиль нашей жизни, изменили, естественно, и нас самих, и наших детей тоже. Сместились оценки и критерии, но, к сожалению, не в лучшую сторону. Вместе с рыночными отношениями вступили в жизнь и волчьи законы, пойди разберись в них. Подростки, не поделив доходы, едва не убивают друг друга. А у скольких детей отбирают заработанное? - А как эксплуатируют их доверчивость? А какая злобность, зависть и трусость рождается в детях в жестоких схватках с нравами взрослых?! Эти рыночные отношения, надвигающиеся экономические беды и нищета народа, конечно же, привели к нравственному упадку общества, к утрате им духовных ценностей. И все это ужасным образом отразилось на наших детях: они стали безжалостными, грубыми, злобными и эгоистичными. И в этих жестоких условиях семье важно наполнится истинно новым духовным содержанием: необходимо ГОВОРИТЬ о книгах, об истории нашего и других народов, о культуре и искусстве. Почему именно с семьи нужно начинать повышение культуры общества, повышение нравственности, наверно потому, что семья закладывает фундамент в формирование личности ребенка. Ведь самый действенный и яркий пример для детей - родители. От семьи в огромной степени зависит нравственный облик будущего человека. Ведь следование убеждениям - не врожденное качество, оно вырабатывается воспитанием. Любое малодушие родителей, малейшая фальшь в их отношениях с людьми, нечистоплотность в мыслях или поступках непременно находят отражение в поведении детей. Человек, не воспитанный в родном доме на любви к труду, преданности долгу, честности, не подготовлен к борьбе с жизненными трудностями. Не случайно наши предки руководствовались правилом: люди сильны правдой своих отцов. Тем более, что воздействие семьи на ребенка длительно и постоянно. А ведь Формирование нравственных качеств начинается в дошкольном и младшем школьном возрасте, то есть в то время, когда ребенок так близок с родителями. Дети этого возраста уже ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. В.А. Сухомлинский - великий русский педагог так говорил по этому поводу: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова, в детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». Поэтому усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно веден себя с близкими людьми и за пределами семьи. Таким образом, необходимо начинать в семье нравственное воспитание. Что мы понимаем под нравственным воспитанием? И вообще, что значит слово – «нравственность»? "Нравственность - это нормы, правила отношений между людьми и отношения к обществу". А формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Родительский пример - великая сила в формировании нравственности у детей и подростков. Недаром народная мудрость гласит: "Во всем поступай так, как вы хотите, чтобы поступали ваши дети". Но эта сила возрастает, когда пример семьи сочетается со специальными усилиями родителей, направленными на глубокое усвоение детьми общественного значения нравственных норм и правил, на выработку у них потребности всегда и во всем следовать этим нормам. Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о людях, о самом себе. Овладевая этим знанием, ребенок опирается на мнения и суждения родителей, на их авторитет. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагируют на различные поступки, насколько они объективны в своих нравственных оценках. Это особое родительское чутье должно усиливаться по мере взросления ребенка. А вместе с ним - и воспитательное мастерство родителей: умение убеждать, направлять сына или дочь на справедливый моральный выбор. Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных открытиях. Фразой: "Подумай, что было бы, если бы..." - желательно начинать или заканчивать каждый разговор с ребенком. Но любые, даже самые проникновенные слова могут оставаться только словами, если не будут подкрепляться делом и взрослых и детей. Но и это не самое важное. Допустим, ребенок совершил добрый поступок: кому-то помог, отказался от какого-то удовольствия ради товарища, у которого больна мама "Хорошо это? Безусловно!" Но самое важное - что чувствует ребенок при этом? Счастлив ли он, что сделал доброе? Находит ли он радость в самом делании добра или нуждается в том, чтоб его поступок заметили, отметили, похвалили? Важно вызвать волнение, переживание, связанное с собственным добрым поступком. Иначе воспитание становится формальным, т.е. абсолютно лишенным силы, никаким. Строго говоря, воспитание формальным быть не может - оно просто превращается в ничто. Итак, необходимость нравственного воспитания в семье признана всеми. Но какие же наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? Это наверно такие, как вежливость, деликатность, чувство такта, предупредительность, скромность, общительность, дисциплинированность и др. Воспитывая в детях вежливость, необходимо помнить, что она должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестанет быть признаком нравственного поведения. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит "спасибо" при выходе из-за стола или подает стул вошедшему взрослому, а обращаясь к нему, произносит обязательно "пожалуйста". В любых условиях так поступают дети? Или только в. знакомых и заученных ситуациях? Как ведут себя с родителями? Вне стен дома? в неожиданных для них случаях? Попробуйте уронить какой-нибудь предмет - носовой платок, записную книжку, карандаш - и посмотрите, как прореагирует ваш ребенок, поднимет и подаст вам или "не заметит". И даже к обычным проявлениям вежливости детьми (умению здороваться, прощаться, благодарить) не следует подходить формально. Благодарить можно по-разному: угрюмо, сухо, по обязанности, небрежно, а можно тепло, приветливо, с чувством признательности. Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребенка хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца. В семье важно воспитывать в детях чуткость по отношению к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении ПРИЙТИ им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах ("Помоги бабушке"; "Поделись с братом"), развивать умение сочувствовать, сопереживать. Они учат ребят всегда видеть не только себя, а себя среди других людей. Всякая бестактность существует как умение и желание считаться только с собой, своими интересами, потребностями. В результате, такие молодые люди, уткнувшись в газету или книгу, не хотят видеть стоящую рядом женщину, спокойно курят в присутствии других людей, которым становятся от этого дурно и т. д. Поэтому с самого раннего детства нужно воспитывать у детей понимание интересов и состояния другого человека, умение измерять состояние других людей собственными переживаниями. Воспитание этого начинается с умения сочувствовать родителям. Как часто можно слышать такую фразу: - Неужели ты не понимаешь, что я устала? - раздраженно говорит мама, вернувшись с работы. Две ошибки: нужно, чтобы ребенок не понял, а почувствовал ее усталость - это, во-первых, упреком сочувствие не вызовешь - это во-вторых. Лучше посидеть тихонько, не сердясь, но и не сразу отвечая на просьбу ребенка - может быть, в нем проснется сочувствие и он увидит маму усталой. Важно приучить понимать и чувствовать другого человека, ставить себя на его место. Тогда он никогда не останется равнодушным созерцателем страданий другого человека и почтет за благо разделить их. Воспитанию чуткости немало способствует чувствование и переживание красоты, стремление к прекрасному, нетерпимость к уродливому. Поэтому очень важно учить маленького человека видеть красоту и в то же время думать о красоте и человеческом благородстве. Чтобы учить детей красоте, нужно быть самому искренним. Идя с ребенком по улице, нелишне обратить его внимание на окружающую природу, вместе с ним пережить искреннюю радость от появления первого цветка и тогда, возможно, красота откроет глаза на удивительный мир. Плохое, уродливое, незаметное в течение длительного времени в свете красоты станет для малыша нетерпимым. Таким образом, чувствование красоты природы будет упражнением юной души, необходимым для того, чтобы человек стремился видеть красоту человека и его души, стремился утвердить прекрасное в самом себе, презирал тщедушие, малодушие, слабоволие. В отношении предупредительности необходимо добиваться от детей того, чтобы внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений. Вы идете с сыном и несете покупки. Догадается ли он предложить вам свою помощь? Если в подобных случаях дети не догадываются, что от них требуется, значит, их надо учить проявлять предупредительность. Воспитание предупредительности у детей будет начинаться с любви к родителям. Дети должны научиться понимать, что каждый человек имеет право на радость, счастье, неприкосновенность своего мира. Забота о родителях должна начинаться с умения того, что ребенок должен понять, что отбирать радости у других людей - бесчестно, строить свои радости на чужом горе - предательство. По своей природе ребенок обладает безграничной способностью отдавать свое сердце другому человеку. Поэтому надо только подтолкнуть его к сочувствию, переживанию, жалости к людям. Родителям нужно также помнить, что нет ничего важнее в семейной жизни, как духовное соучастие ребенка во всех делах, которые совершаются, человеком для человека.
Небольшой пример: Мама ежедневно просит своего 7-летнего сына: "Идем, Юра, перестелим постель дедушке". Сын радостно откликнется на призыв матери - мудрый, дальновидный призыв. Идя с сыном к дедушкиной кровати, мать творит настоящего человека и вместе с тем заботится о своей старости... Вот что значит учить жалеть, сопереживать, сочувствовать. Поэтому важно помнить, чтобы ни одно благородное движение детского сердца не оставалось бездеятельным. Это движение порой бывает очень слабым, незаметным. И задача родителей утвердить его, помочь детям выразить себя в хорошем отношении к человеку. Если ребенок не научился чувствовать окружающих, прощать и радоваться по этому поводу, если привык злорадствовать, когда другому плохо, если боль другого живого существа не вызывает в нем ничего, кроме разве что любопытства, тогда страшная язва равнодушия и жестокости разъедает детскую душу. Жестокость детей - явление особое. Попробуем разобраться, в чем его своеобразие и каковы его последствия для растущего человека. Неизбежно ли перерастание детской жестокости во взрослую? Маленький ребенок легко может совершить жестокий поступок по незнанию, оттого, что не осознает: крик терзаемого животного или плач ушибленного им товарища-это свидетельство боли и страдания. Не научившись пониманию и сопереживанию, ребенок не способен правильно оценить и прочувствовать чужие страдания. Впрочем, это не оправдание. Ведь этому можно не научиться никогда. Пробудить в неокрепшей душе сочувствие-задача взрослого, и лишь от самого взрослого зависит, сможет ли он с этой задачей справиться. Если жестокий поступок совершен по неведению, необходимо это неведение рассеять, объяснив ребенку, что он наделал. Легче это осознать тогда, когда вся воспитательная атмосфера семьи пронизана духом участия ко всему живому. Надо не ждать, пока случится беда, а с самых первых шагов наставлением и примером учить детей доброте. Большинство детей благодарно впитывают эту науку, и тогда эта проблема в будущем вряд ли возникнет. Таким образом, истоки жестокости уходят корнями в детство.
Небольшой пример: На снежной горке возится группа ребятишек разных возрастов. В пылу игрового сражения мальчик, который был постарше, не рассчитал и слишком сильно толкнул пытавшегося укрепиться на горке малыша. Обида оказалась настолько велика, что малыш заревел. Игорь, тот что постарше, стал успокаивать Сашу. - Ну хорошо, - говорил он. - Если хочешь, ударь меня. Саша, успокаиваясь и всхлипывая, побежал к Игорю и зло, с гримасой удовлетворенной мести на лице, ударил его. Удар был не сильный и боли не причинил. Ребята продолжали играть. Часто такие случаи происходят и в семье, когда родители успокаивают маленьких детей, позволяя им "сорвать зло", бить себя чем попало и куда попало. Дело здесь, конечно, не в боли. Страшен тот нравственный опыт, вернее, безнравственный, ничем не оправданной жестокости, который приобретает ребенок. Его задели случайно, ему не хотели причинить зла, а он немилосерден, он жаждет отмщения. Нельзя считать подобные случаи пустяком и проходить мимо. Наоборот. Надо использовать их для развития у ребенка милосердия. Пусть тебе больно, неприятно, но тебе никто не хотел причинить боль, так и ты не будь жесток, помилосердствуй, прости, встань выше личной боли и неприятности. И когда ты простишь другого, в душе возникнет радость, будет расти чувство уважения к себе и людям. Иногда жестокость перерастает в агрессивность. Чем различаются эти понятия? Попробуем разобраться. "АГРЕССИЯ" - происходит от латинского - "нападение". Сегодня агрессивным называют человека, стремящегося морально и физически подавить других людей, добиться своих целей средствами насилия, а порой и просто проявляющего насилие по отношению к окружающим. Каковы же истоки человеческой агрессивности? Специалисты заметили, что агрессивными чаще бывают дети тех родителей, которые сами не стремятся сдерживать свои враждебные проявления. Дети просто усваивают на ближайшем примере соответствующий стиль поведения. He вызывает сомнения, что агрессивности можно научиться. Если ребенок растет в такой среде, где жесткие столкновения обычны, он легко может усвоить наглядные образцы поведения. Тем более, что образцы современной массовой культуры, к которым ребенок очень восприимчив, также в большинстве своем навязывают стереотипы агрессивного поведения. Отсюда, кстати, вытекает простая и естественная рекомендация для родителей: "Универсальный солдат" и "Кровь ниньзя" - не самые лучшие образцы искусства для детей, особенно младших. Позаботьтесь о круге интересов ребенка, причем желательно, чтобы просмотр боевиков в этот круг не попал. Нужно помнить, что агрессия - простейшее средство, которое вполне доступно ребенку. Плохо то, что, опробовав однажды агрессивный способ разрешения конфликта и добившись таким образом успеха, ребенок отдает предпочтение именно этому способу и отказывается искать другие. Поэтому родители должны постоянно подсказывать и показывать ребенку рациональные, допустимые способы решения встающих перед ними проблем. Дело в том, чтобы наказать ребенка за проявленную агрессивность, а в том, чтобы предоставить ему более приемлемый способ реакции на затруднение. Научиться можно только на основе опыта. Понятно, чему может научить богатый опыт враждебных столкновений. От родителей зависит, чтобы опыт ребенка был иным. Не менее суровым нравственным пороком, наряду с жестокостью, является жадность. Жадность чаще развивается у детей в тех семьях, особенно с единственным ребенком, где нет элементарного понимания меры потребления, где ребенку никогда и ни с кем не приходится делиться. Наоборот. Нередко можно слышать, как родители приговаривают: "Ешь, ешь, а то друзья придут". Надо помнить, чтобы ребенок был добр не тогда, когда делится тем, чего у него самого много. Пирожных целая тарелка, и одно из них он предлагает приятелю. Игрушек целый угол, и девочка позволяет подруге поиграть одной куклой. В таких условиях может развиться показная щедрость, похвальба мнимой добротой. Настоящая доброта проявляется тогда, когда у ребенка самого мало и он решается поделиться этим немногим. Доброта - в умении отказаться от собственного покоя и удовольствия ради того, чтобы доставить удовольствие другому. Дети более искренни, чем мы, взрослые. Вернее, более открыты. Они еще не научились бороться со своими чувствами, скрывать их. Поэтому часто бросаются в глаза проявления детской зависти. Возникает невольный ВОПРОС: неужели эта черта свойственна детям и не перерастет ли она со временем во взрослую недоброжелательность? Детская зависть существенно отличается от зависти взрослых. В основе ее лежит сосредоточенность на собственной персоне (что во взрослом человеке мы определяем как себялюбие). В связи с разным достатком в семьях одни родители не могут позволить себе того, что с легкостью позволяют другие по отношению к своим детям. А детям трудно объяснить все это, и Маша так и не поймет, почему она не может иметь такой же красивый портфель, как у Светы. Как же предотвратить накопление ребячьих обид на «несправедливое» распределение благ? Ответ кажется очень простым. Надо постараться предотвратить такие ситуации, когда ребенок чувствует себя обойденным. Этот простой ответ верен, но лишь отчасти. Действительно, задумаемся: достаточно ли сил и средств прилагаем мы к тому, чтобы наш ребенок радовался жизни и ее благам? Но даже если мы будем дарить ребенку красивые игрушки, это не станет решением проблемы. Все желания ребенка невозможно предугадать и удовлетворить. Рано или поздно его растущие запросы наткнутся на предел материальных возможностей родителей. Особенно плохо, когда ребенок, завидуя чему-то, в действительности сам не нуждается в этом, на то она и зависть. Это мелкое и опасное чувство развивается у детей и тогда, когда в семье ведутся бесконечные разговоры, имеющие завистливый характер и злобный тон, когда подвергаются поношению успехи и заслуги других детей и будто незаслуженное обладание другими людьми машиной, квартирой или мебелью, где переоцениваются собственные таланты и возможности. Ребенок, включаясь в общий тон семьи, также начинает завидовать всем и вся. Как же преодолеть зависть? Давно замечено: "Тоскуя о том, чего у нас нет, мы не пользуемся тем, что имеем". Пожалуй, именно в этом древнем афоризме заложено зерно той воспитательной стратегии, которой предотвращается и изживается зависть. Главное - научить ребенка ценить то, что ему доступно. Ведь наверняка и ему кто-то завидует! Постарайтесь помочь ему организовать свою игру так, чтобы он радовался тем вещам, с которыми реально имеет дело. Если пытаться просто на словах объяснить ему ценность его собственных книжек, игрушек и т.п., то он может и не принять такого объяснения, возбужденный новым впечатлением. А вот если не пожалеть времени и вовлечь ребенка в реальную игру, играть вместе с ним, ценность знакомых предметов выступит для него явно и ощутимо. Жадность и зависть, развивающиеся в ребенке, лишающие его доброты, значительно обкрадывают его в нравственно-эстетическом отношении, создают конфликтные ситуации в отношениях общения и развития чувств. Не менее важной бедой сегодняшнего дня является детское сквернословие. Причем все из вас прекрасно понимают, что нецензурные слова - это "взрослая" лексика, и ребенку употреблять их непозволительно ни в коем случае. Если же из детских уст вылетает запретное слово, немедленно следует резкая отрицательная реакция: взрослые стремятся пресечь и наказать подобную распущенность. Попытаемся разобраться, насколько это справедливо. Можно, конечно, попробовать поставить перед собой задачу оградить ребенка от нежелательного словесного фона. Однако едва ли эта задача практически выполнима. Невозможно же посадить ребенка под стеклянный колпак, не проницаемый для бацилл сквернословия: Так или иначе ребенок столкнется с дурными словами, которые, увы, нынче просто витают в воздухе. Ребенка невозможно оградить от общения со сверстниками. Безусловно, желательно, чтобы в круг его друзей входили воспитанные ребята. Но ведь не все дети такие! У кого-то папа вчера "расслабился” так, что громко выкрикивал маме разные не очень понятные слова. "Обогатив” ими лексикон, сынишка торопится поделиться новым, приобретением с товарищами. Таким образом, добиться того, чтобы ребенок не узнал, а тем более - узнав, забыл неприличное выражение,- задача невыполнимая. Впрочем, признаемся: каждому из нас нецензурные слова знакомы. Суть в том, чтобы их не употреблять, не произносить вслух. Этого и только этого можно требовать от ребенка. Как этого добиться? Если вы услышали из детских уст неприличное слово или узнали о таком его поступке от заслуживающих доверия людей, не надо впадать в гнев. Ситуация неприятная, что и говорить! Но постарайтесь, чтобы она не приобрела для ребенка сильной эмоциональной окраски. Нельзя оставлять словесный сор без внимания. Реакция родителей должна быть однозначно негативной, но не бурной. Надо ясно дать понять ребенку, что услышанное вам неприятно. Следует объяснить почему. Объяснение, доступное пониманию ребенка примерно таково. Слово, которое случайно (!) произнес ребенок, придумали грубые, невоспитанные люди, и они обычно так говорят, когда хотят кого-то обидеть. Ни один воспитанный человек таких слов не произносит. Ни мама, ни папа так никогда не говорят, ведь правда? Порядочный человек, слыша такие слова, очень огорчается и обижается. Поэтому так говорить не надо, чтобы тебя не считали грубияном. Однако по мере взросления проблема становится все более серьезной. Нецензурная лексика приобретает роль символа зрелости и независимости. Подросток быстро усваивает: если мат - лексика старших, запретная для ребенка, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, нарушив это табу. Тем более, что дело то-нехитрое! Срабатывает механизм, аналогичный тому, который порождает подростковое курение: с привлекательного образа "слизывается" самый доступный поверхностный слой. Выход из этой ситуации лишь один: нужно, чтобы взрослеющий человек с удовольствием ощущал свой рост и встречал со стороны близких одобрение и поддержу. Если во взаимоотношениях с взрослеющим сыном или дочерью удалось избежать подросткового бунта, то родителям проще объяснить свое отношение к брани как неприличному словоблудию никчемных людей. Если же за все годы родительства добрых отношений сформировать не удалось, то сквернословие накатится в подростковом возрасте вместе с рядом других проблем. Поэтому, не лучше ли, чтобы избежать злых пороков, при детях стараться почаще хвалить людей: "Прекрасный человек! Какие красивые люди!" Пусть мальчик подшучивает: "Мама, у тебя все добрые и красивые". Завтра он сам увидит людей красивыми, добрыми, интересными. Парадоксально, но родители начинают "бить тревогу", когда ребенок сделал что-то плохое. А ведь многие ребята делают плохое не всегда потому, что их учат этому, а чаще всего потому, что их не учат делать хорошее. Поэтому давайте не ждать "нарушений", а будем воспитывать в детях хорошие поступки. Поможем ребенку с детства стремиться делать добро.