Перед началом каждого дела осеняй себя крестным знамением, и тогда все дела твои будут к спасению.
Молитва Ангелу-хранителю
Не замечал ли ты в себе, что когда ты исполняешь какой-нибудь прямой твоей обязанности, например, в воскресный день не идешь в церковь Богу молиться, а в простой не идешь учиться в школу, или когда не помогаешь, в чем можешь, близким тебе людям, или когда кого обидишь, то тебя за это будто кто-то упрекает, напоминая тебе, что ты не сделал того, что должен был сделать, что ты сделал дурной поступок. Кто, как ты думаешь, этим внушением предостерегает и предохраняет тебя от дурных дел? Это Ангел Хранитель, тот добрый невидимый дух, который дается Богом человеку для защиты его от бед. Ангелы, — духи бестелесные и гораздо выше человека по своим силам: Бог посылает их в мир для того, чтобы они помогали людям в трудном деле спасения. А добродетельная жизнь на земле, которая только и может спасти человека от вечной гибели, — очень трудное дело. Ведь человек слаб и во всем может ошибиться; вместо хорошего, полезного для себя очень легко может выбрать и сделать что-нибудь вредное; вместо доброго человека подружиться с дурным и привязаться к нему. И тем легче все это каждому из нас сделать, что есть невидимый дух злобы, диавол, который только и знает, что человека обманывать, поселять в его душе греховные мысли, соблазнять его на всякие дурные дела и таким образом заглушать добрые внушения Ангела Хранителя. И чтобы не поддаться искушениям духа злобы, нужно молиться Ангелу Хранителю «прилежно» и утром и вечером, просить его, чтобы он нас «просветил», научил распознавать, что в мире хорошо и что плохо, кто добрый человек и кто злой, и от дурного дела, равно как и от дурных людей, особенно от соблазнов духа злобы, удержал и сохранил бы нас. Небесный Отец для того и дал каждому из нас Ангела Хранителя, этого чистейшего и добрейшего духа, чтобы своим внушением он наставлял нас на добрые дела, в трудных случаях помогал и удерживал нас от падения, вел бы во время земной жизни, так сказать, за руку по дороге спасения, не давая нам блуждать по разным опасным местам, куда манит людей дух злобы, чтобы легче было их погубить. Все это мы высказываем в коротенькой молитве Ангелу Хранителю, с которой нужно непременно каждый день обращаться к нему и утром и вечером. Перекрестись и скажи на понятном нам разговорном наречии: «Ангел Божий, хранителъ мой святой, данный Богом с неба для сохранения меня, прилежно молю тебя, научи меня в этот день отличатъ полезное от вредного и в то же время удержи меня от худого, а в добром деле помоги и таким образом, поставъ меня на дорогу спасения. Истинно так» (Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.).
Молитва соименному святому
Рад ли ты бываешь, когда наступает день твоих именин? Да, это радостный день в жизни каждого христианина. В день именин родители стараются прийти с детьми в церковь и причастить их Святых Христовых Таин. Они просят священника отслужить молебен тому святому или той святой, именем которого или которой назван их ребенок. За молебном слышно, как священник много раз говорит: «Святый или святая, моли Бога о нас» и вместе с детьми и родителями усердно молится Богу. После молебна священник даст ребенку просфору и поздравит его с днем Ангела; также поздравят их родители и знакомые. Что же все это значит? Почему день именин проводится нами не так, как обычные дни, а как радостный и веселый праздник? Потому что именины — редкий и дорогой день для каждого из нас. Святая Церковь установила, чтобы каждый христианин именовался в честь какого-нибудь святого и, живя на земле, мог подражать его богоугодной жизни; идти, так сказать, той жизненной дорогой, которой шел соименный святой и достиг вечного спасения. Земная жизнь полна разных трудностей и обольщений, которые делают пусть к Небесному Царству тяжелым и опасным на всех этапах человеческой жизни. Чтобы прожить земную жизнь благополучно, каждому из нас нужен надежный, опытный руководитель. Этот руководитель и есть тот святой угодник Божий или та святая, в честь которых мы названы, то есть «соименный» нам святой, имеющий с нами одно имя. Нам обязательно надо постараться узнать, как он жил на земле, как преодолевал невзгоды, противился соблазнам, чтобы по его примеру и нам устоять против мирских соблазнов и искушений. Святой, покровительству которого вверили нас родители, есть наш скорый помощник и в то же время молитвенник за нас перед Богом. Видя наше старание подражать его благочестивой жизни, он невидимо помогает нам во всех наших добрых желаниях и делах, а в дни именин как бы приближается к нам, невидимо становится рядом, чтобы выслушать наши молитвы и вместе с нами помолиться Богу. Вот отчего в день Ангела нам бывает так приятно в церкви молиться Богу: тогда с нами и за нас молится Богу тот святой, имя которого мы носим. Постараемся же непременно узнать житие соименного святого и каждый день в молитве просить его помощи и заступления за нас, грешных, так как он есть скорый помощник нам в житейских бедах и верный молитвенник перед Господом Богом о спасении наших душ. На разговорном наречии можно сказать молитву святому так: «Молись за меня Богу, святой угодник Божий (имярек), потому что я усердно прошу тебя, всегда готового помочь мне и помолиться о душе моей». Святые называются угодниками Божиими, потому что, живя на земле, старались поступать по учению Иисуса Христа и во всем угождать Богу. Переселившись после смерти на небо для блаженства и прославления Бога, все они имеют одно занятие: помогать людям, живущим на земле, побеждать греховные соблазны и делать добрые, благочестивые дела. Святые угодники — скорые помощники всем, усердно просящим у них помощи и молитв, потому что они близки к Богу, источнику всякого добра. При всем этом они помогают не сами собой, а только своими святыми молитвами, испрашивают нам у Бога все, необходимое для спасения. Кроме краткой молитвы, с которой мы можем обращаться ко всем без различия угодникам Божиим, есть еще и отдельные молитвы каждому из них. Они называются «тропарями» и кратко описывают жизнь святых. Тропарь святому, в честь которого мы названы, непременно нужно узнать каждому из нас.
Молитва пред вкушением пищи
Люди готовят себе пищу из того, что по милости Божией вырастает на полях. Если Бог не даст в свое время тепла и дождя, то на полях не уродится зернового хлеба разных плодов и трав; людям не из чего будет печь хлеб и готовить пищу, нечем будет кормить скот; значит, не будет ни мяса, ни молока, ни яиц. Так вот, нужно помнить, что употребляемая нами пища есть «дар Божий». А Божий дар надо и принимать, и употреблять всегда с молитвой и Божиим благословением. Поэтому Святая Церковь и установила православным христианам перед принятием пищи и после принятия обязательно молиться Богу. Перекрестись и скажи молитву перед принятием пищи, понятной тебе разговорной речью: «Господи, глаза всех на Тебя смотрят с надеждой, и Ты своевременно даешь им. пищу, Ты открываешь Свою щедрую руку и наполняешь Своей милостью всякое живое существо». В этой молитве мы высказываем Богу, что надеемся на Него в получении всего необходимого для существования, и приготовленную пищу как бы получаем из рук Самого Бога, Который своевременно и щедрой рукой подает не одним людям, а и любому живому существу столько даров, сколько оно может принять. По-церковному эта молитва звучит так: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения».
Молитва после вкушения пищи
Что может сделать несомненной нашу надежду на получение от Бога земных благ, необходимых нам в жизни? Когда Бог не перестанет щедрой рукой давать нам все в свое время? Тогда, когда мы будем благодарить Его за все, получаемое от Него. Благодарностью мы показываем Богу: мы чувствуем и ценим то, что все нужное получаем от Бога без всякой нашей заслуги, только по любви к нам Господа нашего Иисуса Христа. Но только ли земных благ мы должны просить у Бога? — Нет, кроме земных благ есть небесные, и все мы должны заботиться о том, чтобы еще здесь, на земле, стать наследниками этих небесных благ, чтобы не лишиться вечного Царства Христова. Господь Иисус Христос повелел нам заботиться о небесных благах больше, чем о земных. Во Святом Евангелии Он сказал нам: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это все [необходимое вам в жизни] приложится вам» (Мф. 6, 33). А чтобы после насыщения земными благами не забыть нам о небесных, вечных благах, то мы, принося благодарность за земные, тотчас же просим Спасителя нашего Господа Иисуса Христа удостоить нас еще великой милости — не лишить Его Небесного Царства. Это мы и высказываем в коротенькой молитве, которую установлено христианам говорить после еды. Перекрестись и скажи эту молитву: «Благодарим Тя, Христе Боже Наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия, но яко просреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».
Молитва пред учением
Преблагий Господи ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.
Молитва после учения
Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.
Молитва перед выходом на улицу
Отрицаюсь тебе сатана, гордыне твоей и служению тебе, и сочетаюсь тебе Христе во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Молитва за Отечество
Для того, чтобы не постигла какая-нибудь беда нашу Русскую землю, чтобы Бог не лишил бы ее Своего благословения и не предал бы нас в руки врагов, и нужно нам молиться Богу. И вот какая молитва за Отечество дана нам Святой Церковью. Перекрестись и скажи эту молитву разговорной речью: Спаси, Господи, людей Твоих, и благослови Твое владение, подавая победы на врагов, и сохраняя Твое жилище Крестом Твоим. В этой молитве мы говорим Господу: «спаси людей Твоих и благослови Твое владение» потому что Господь невидимо владеет и управляет православными русскими людьми на земле. Когда Он благословит Свое владение, то есть наградит людей земными благами и здоровым воздухом, тогда всем будет жить хорошо. Но если Бог лишит людей Своего благословения, тогда будут на земле моровые язвы, засухи, наводнения, голод и другие несчастья с людьми, отчего многие из нас могут преждевременно погибнуть. Поэтому мы и просим Бога благословить нас изобилием плодов земных и спасти от погибели. Но если у людей будет много всякого добра, а сами они будут больны, или не будет между ними согласия и порядка, будут обижать один другого, или, что хуже всего, враги одолеют их, разве тогда они могут быть счастливы? Конечно, нет. Вот мы дальше в молитве и просим у Бога дать силу и крепость нашему православному народу для усмирения врагов, то есть всех злых людей, которые, завидуя счастью и благополучию, осмеливаются вредить нам и явным, а особенно тайным образом. Говорим: «Спаси... подавая победы на врагов». Но люди тогда только могут жить между собой в согласии, когда они твердо будут веровать в Божественное учение Христа и во всем поступать так, как учит Святая Православная Церковь. Поэтому дальше в молитве мы еще просим Господа так: «Спаси, сохраняя Твое жилище Крестом Твоим». Под словом жилище понимается православная Россия и Святая Церковь Христова, то есть все христиане, в которых обитает и невидимо живет Сам Бог. (Припомни, мы молились Святому Духу: «приди и поселись в нас».) Святую Церковь Бог хранит от видимых и невидимых врагов ради Крестных страданий; ради того, что за людей Спаситель пролил на Кресте Свою Пречистую Кровь, Бог прощает людям грехи и подает все для благополучной жизни на земле.
По-церковному эта молитва читается так: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Молитва о живых и умерших
Спаситель наш Иисус Христос научил нас молиться за всех людей — как потому, что мы все дети Небесного Отца и братья между собой, так и потому, что чем больше будет Бог за общие молитвы посылать людям Своих милостей на землю, тем лучше нам будет жить. Но Бог так милостив к нам, грешным, что позволил нам молиться еще и каждому особо, — как за себя, так и за самых близких людей и благодетелей. Такие люди есть у каждого из нас.
Словом, обо всех, кто оказывает нам особую услугу или помощь, мы и должны помолиться Богу следующей краткой молитвой: Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного, моих родителей, сродников, начальников, благодетелей и всех православных христиан. По-церковному: «Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), родителей моих (имена их), сродников, наставников и благодетелей и всех православных христиан».
Хорошо жить с родителями, близкими родственниками и с добрыми друзьями, пользоваться их помощью, лаской и любовью, но не всегда приходится нам долго жить с ними. Бывает, что они умирают, не дожив до старости, и таким образом разлучаются с нами. Горько бывает провожать в могилу любимых родителей, искренних друзей и благодетелей, а потом переносить неизбежные в сиротстве лишения и со скорбью в сердце вспоминать, как мы были счастливы, живя все вместе. Небесный Отец дал нам утешение молиться Ему об упокоении душ умерших родных и благодетелей, о том, чтобы Бог простил грехи, совершенные ими на земле. Ведь душа человека — эта невидимая жизненная сила, которая управляет человеческим телом, мыслит, чувствует и стремится к Богу, — никогда не перестает жить, не умирает подобно телу, а тотчас же после разлучения с телом возносится на небо и там, по определению Божию, начинает новую жизнь вместе с бесплотными духами, радостную и блаженную или скорбную и мучительную, смотря по тому, чего здесь человек больше сделал — добра или зла. Грехи и здесь на земле мучают человека и лишают его душевного спокойствия, а там, на небе, они еще сильнее будут мучить его, потому что за грехи душа человека будет лишена Царства Небесного и заключена в место мучения к злым духам. Милосердный Бог заповедал нам так молиться об умерших: «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (можно назвать по имени) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное. Слово «помяни» значит вспомни; «усопшие» — значит умершие; умершие названы усопшими или уснувшими, потому что они встанут, воскреснут, когда это будет угодно Богу; «согрешения», — грехи, дурные дела.
Ангельское приветствие Богородице
Бог знал, что на земле есть двое праведных супругов: Иоаким и Анна, которые хоть и жили среди грешных и беззаконных людей, никогда не забывали истинного Бога, а всегда исполняли Его святой Закон и жили в любви и во взаимном согласии. Дожили они до глубокой старости бездетными и очень печалились об этом, думая, что Бог, наверно, прогневался на них за грехи и не дает им детей. Они не переставали молиться Богу и просить, чтобы Он послал им дитя, и при этом обещали, что если родится у них ребенок, то они отдадут его на воспитание в Божий храм, чтобы дитя, не видя людских соблазнов, могло научиться всем сердцем любить и почитать Бога и стать добрым и благочестивым. Господь открыл Иоакиму и Анне, что у них будет дочь, от которой родится Спаситель всего мира. Супруги назвали дочь Марией и в возрасте трех лет отдали на воспитание в Божий храм. В храме Пресвятая Дева Мария жила под особым Божиим покровительством, и Ангелы питали Ее небесным хлебом. Когда же Ей исполнилось четырнадцать лет, тогда Она по обычаю оставила храм и переселилась в свой родной город Назарет, в дом Иосифа, благочестивого старца, происходившего от царя Давида. Здесь Она занималась рукоделием и домашним хозяйством, а в свободное время всегда читала Священное Писание. Однажды, когда Пресвятая Дева Мария читала Священное Писание, явился к ней Ангел и сказал: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Дух Святой найдет на Тебя и Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом». Святая Дева, выслушав благодатную весть Ангела, со смирением сказала ему: «Я раба Господня, да будет мне по слову твоему». В скором времени Пресвятая Дева Мария отправилась к своей родственнице — жене священника Захария праведной Елизавете — рассказать ей о явлении Ангела. Как только праведная Елизавета увидела Пресвятую Деву Марию, то по особому Божию внушению, здороваясь с Ней, сказала громким голосом: «Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, и откуда это, что пришла ко мне матерь Самого Бога». И действительно, в скором времени, Пресвятая Дева родила Сына, Которого назвала Иисусом, что значит Спаситель. В память ангельского благовестил Пресвятой Деве Марии и свидания Ее с праведной Елизаветой и составлена священная песнь. Перекрестись и скажи: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие. Господь с Тобою, благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших. «Богородице Дево, радуйся», — это слова Ангела, который был послан Богом возвестить Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя всему миру. Для всех погибавших грешников, как и для нас с вами, пришествие Спасителя было великой радостью. Но больше всех была радость Пресвятой Девы Марии, через Которую Сын Божий благоволил явиться в мир, Которая родила Его, как Своего Сына, питала Его Своей грудью, носила Его на Своих руках, словом, вырастила Спасителя всему миру. И на земле Богородица радовалась о Своем Сыне Спасителе, и на небе Она радуется о Нем. И мы, повторяя от чистого сердца ангельское приветствие Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», как бы разделяем с Богородицей Ее радость, радуемся вместе с Ней, что, конечно же, Ей приятнее всего. Слово «благодатная» значит получившая от Бога особую силу, особую милость, которая состояла в том, что Пресвятая Богородица родила Господа Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого. Слова молитвы: «благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего» Праведной Елизаветы. «Благословенная» значит прославленная или достойная прославления. По внушению Святого Духа, а не сама праведная Елизавета назвала Божию Матерь «благословенной» из всех жен, и плод Ее, то есть имеющего родиться от Нее Спасителя, — тоже «благословенным». Этими словами праведная Елизавета высказала Божией Матери, что никто и никогда на земле не был удостоен от Бога таких милостей, как Пресвятая Дева Мария, избранная быть Матерью Самого Бога, и никто никогда не давал и не даст миру таких милостей, как зачатый Ею Божественный Сын, Спаситель мира, Который вскоре родится от Нее. Повторяя Божией Матери слова Ангела и праведной Елизаветы, мы прибавляем к ним еще:» яко Спаса родила ecu душ наших» и этим высказываем Ей нашу веру в Ее Божественного Сына, Которого от всего сердца признаем, как Спасителя наших душ.
Похвальная песнь Богородице
Великой чести удостоилась Пресвятая Дева Мария через рождение Спасителя всему миру; неисчислимое множество людей получило спасение через Нее. Никакой человек и даже ни один из Ангелов не послужил столько спасению людей, как Святейшая из всех святых Дева Мария. Почему же Пресвятая Дева Мария удостоена высокой чести родить Спасителя мира? — Потому что на земле не было никого святее, чище и смиреннее и послушнее воле Божией, чем Дева Мария. Живя на земле, Она не позволяла Себе не только делать что-нибудь дурное, греховное, но и думать о дурном всегда остерегалась. При Своей святости и чистоте Она имела глубокое смирение. Никто никогда на земле не стремился так сильно к Богу; никто так всецело не был предан Ему, как Пресвятая Дева Мария. Она всегда размышляла о Боге, все старалась делать, как Бог велел, всю Себя отдала в Божие распоряжение и любила всегда называть себя рабой Господней. За такую благочестивую жизнь Господь Бог удостоил Ее высокой чести быть Матерью Спасителя всему миру. Теперь Божия Матерь на небесах со своим Божественным Сыном; за свое глубочайшее смирение на земле Она так возвеличена на небе, что имеет несравненно больше чести и достоинства, чем самые высшие и ближайшие к Богу Ангелы: Херувимы и Серафимы. Иначе, дети, и быть не может, потому что Пресвятая Дева Мария родила Божественного Сына не так, как рождают другие матери, при посредстве мужа. Она родила Иисуса Христа по действию Духа Святого, без нарушения девства, и поэтому Она истинная, настоящая Богородица. Вот это мы и высказываем Божией Матери в молитве, которая называется похвальной песнью. Перекрестись и скажи эту священную песнь сперва понятной нам разговорной речью: «По справедливости достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную, и Пресвятую, и Матерь нашего Бога. И мы прославляем Тебя, как честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения с Серафимами, как сохранившую девство в рождении Сына Божия, как истинную Богородицу» («Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Господи, помилуй! (трижды)») В первой половине этой священной песни мы высказываем Богородице, что по справедливости почитаем и прославляем Ее, потому что Своей святой жизнью на земле Она заслужила высокую честь родить Спасителя мира и сделаться вечно блаженной на небе. Никто на земле не был так чужд пороков и свят, как Божия Матерь, поэтому Ее одну из всех людей и установлено называть Пренепорочною, или «Пресвятою». Во второй половине мы высказываем, что почитаем Божию Матерь выше Херувимов и Серафимов, окружающих престол Небесного Царя славы, так как, родив Своего Сына по действию Святого Духа, Она безболезненно, без нарушения девства, родила Господа Иисуса Христа, и потому именуется Богородицей.
О чудотворных иконах Божией Матери
Ты слышал, наверно, когда кто-то говорил примерно так: сегодня праздник Казанской Божией Матери, мы живем в приходе Владимирской Божией Матери; молились Тихвинской Божией Матери; «Всех скорбящих Радости» и прочее. Как же так? Разве Божия Матерь не одна, почему у Нее разные названия? На святых иконах Она ведь изображается по-разному; то у Нее Божественный Сын на правой руке, то на левой, то Она написана одна, без Предвечного Младенца — Христа. Так как же ты думаешь: одна ли Божия Матерь, если Она и называется, и изображается по-разному? Божия Матерь, Пресвятая Дева Мария одна. Когда Божия Матерь еще жила на земле, то один из учеников Иисуса Христа, евангелист Лука написал с Нее три иконы. Когда эти иконы показали Божией Матери, то Она, взглянув на них, сказала: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сими иконами да будет». И действительно, с тех пор с иконами Божией Матери стали происходить чудеса. Случится, например, какая-то неотвратимая беда с христианами, и никто не в силах помочь им; убитые горем, они начинают молиться о помощи перед образом Божией Матери, и беда, грозившая сделать их несчастными, вдруг минует. Многие из христиан стали получать исцеления от неизлечимых болезней. Когда на нашу землю нападали враги, гораздо сильнее русских, и все видели, что нам не избавиться от неприятеля, тогда наши предки начинали молиться перед образом Божией Матери, брали его с собой на войну и побеждали, казалось бы, непобедимого противника. Случалось, что в каком-нибудь месте: в лесу, на озере, в пустом здании, даже на воздухе, — явится вдруг образ Божией Матери, сияющий необыкновенным светом. Словом, от икон Божией Матери бывало бесчисленное множество чудес. В память о них иконы Божией Матери и стали называться разными именами. Произошло чудо в городе Владимире от иконы Божией Матери, и стали ее называть Владимирской иконой Божией Матери, в Смоленске, — Смоленской, в Казани — Казанской, в Тихвине — Тихвинской; люди в разных болезнях, скорбях и напастях многократно получали облегчение после молитвы перед иконой Божией Матери, вот и назвали ее «Всех скорбящих Радостью». Все названия икон Божией Матери относятся к Пресвятой Деве Марии, поэтому во все праздники в честь этих икон христиане одинаково молятся перед ними, поют и говорят: «Пресвятая Богородице, спаси нас — Спаси от бед рабы Твоя, Богородице!» Мы должны глубоко почитать чудотворные иконы Божией Матери.
КАНОН КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ
Песнь 1
Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.
Припев: <Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей.
Хле́б живота́ ве́чнующаго да бу́дет ми́ Те́ло Твое́ Свято́е, благоутро́бне Го́споди, и Честна́я Кро́вь, и неду́г многообра́зных исцеле́ние.
Припев: Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.
Оскверне́н де́лы безме́стными окая́нный, Твоего́ Пречи́стаго Те́ла и Боже́ственныя Кро́ве недосто́ин е́смь, Христе́, причаще́ния, его́же мя́ сподо́би.
Припев: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.
Богоро́дичен: Земле́ блага́я, благослове́нная Богоневе́сто, кла́с прозя́бшая неора́нный и спаси́тельный ми́ру, сподо́би мя́ се́й яду́ща спасти́ся.
Песнь 3
На ка́мени мя́ ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́. Возвесели́ бо ся́ ду́х мо́й, внегда́ пе́ти: не́сть свя́т, я́коже Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден па́че Тебе́, Го́споди.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей.
Сле́зныя ми́ пода́ждь, Христе́, ка́пли, скве́рну се́рдца моего́ очища́ющия: я́ко да благо́ю со́вестию очище́н, ве́рою прихожду́ и стра́хом, Влады́ко, ко причаще́нию Боже́ственных Даро́в Твои́х.
Припев: Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.
Во оставле́ние да бу́дет ми́ прегреше́ний Пречи́стое Те́ло Твое́, и Боже́ственная Кро́вь, Ду́ха же Свята́го обще́ние, и в жи́знь ве́чную, Человеколю́бче, и страсте́й и скорбе́й отчужде́ние.
Припе́в: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.
Богоро́дичен: Хле́ба живо́тнаго Tрапеза Пресвята́я, свы́ше ми́лости ра́ди сше́дшаго, и ми́рови но́вый живо́т даю́щаго, и мене́ ны́не сподо́би недосто́йнаго, со стра́хом вкуси́ти сего́, и жи́ву бы́ти.
Песнь 4
Прише́л еси́ от Де́вы, не хода́тай, ни А́нгел, но Са́м, Го́споди, вопло́щься, и спа́сл еси́ всего́ мя́ челове́ка. Те́м зову́ Ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей.
Восхоте́л еси́, на́с ра́ди вопло́щься, Многоми́лостиве, закла́н бы́ти я́ко овча́, гре́х ра́ди челове́ческих: те́мже молю́ Тя́, и моя́ очи́сти согреше́ния.
Припев: Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.
Исцели́ души́ моея́ я́звы, Го́споди, и всего́ освяти́: и сподо́би, Влады́ко, я́ко да причащу́ся та́йныя Твоея́ Боже́ственныя ве́чери, окая́нный.
Припе́в: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.
Богоро́дичен: Уми́лостиви и мне́ су́щаго от утро́бы Твоея́, Влады́чице, и соблюди́ мя́ нескве́рна раба́ Твоего́ и непоро́чна, я́ко да прие́м у́мнаго би́сера, освящу́ся.
Песнь 5
Све́та Пода́телю и веко́в Тво́рче, Го́споди, во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви на́с; ра́зве бо Тебе́ ино́го бо́га не зна́ем. Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей.
Я́коже предре́кл еси́, Христе́, да бу́дет у́бо худо́му рабу́ Твоему́, и во мне́ пребу́ди, я́коже обеща́лся еси́: се́ бо Те́ло Твое́ я́м Боже́ственное, и пию́ Кро́вь Твою́. Припев: Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.
Сло́ве Бо́жий и Бо́же, у́гль Те́ла Твоего́ да бу́дет мне́ помраче́нному в просвеще́ние, и очище́ние оскверне́нной души́ мое́й Кро́вь Твоя́. Припе́в: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.
Богоро́дичен: Мари́е, Ма́ти Бо́жия, благоуха́ния честно́е селе́ние, Твои́ми моли́твами сосу́д мя́ избра́нный соде́лай, я́ко да освяще́ний причащу́ся Сы́на Твоего́.
Песнь 6
В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же, мя́ возведи́. Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей.
У́м, ду́шу и се́рдце освяти́, Спа́се, и те́ло мое́, и сподо́би неосужде́нно, Влады́ко, к стра́шным Та́йнам приступи́ти.
Припев: Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Да бы́х устрани́лся от страсте́й, и Твоея́ благода́ти име́л бы приложе́ние, живота́ же утвержде́ние, причаще́нием Святы́х, Христе́, Та́ин Твои́х. Припе́в: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.
Богоро́дичен: Бо́жие, Бо́же, Сло́во Свято́е, всего́ мя́ освяти́, ны́не приходя́щаго к Боже́ственным Твои́м Та́йнам, Святы́я Ма́тере Твоея́ мольба́ми.
Конда́к
Хле́б, Христе́, взя́ти не пре́зри мя́, Те́ло Твое́, и Боже́ственную Твою́ ны́не Кро́вь, пречи́стых, Влады́ко, и стра́шных Твои́х Та́ин причасти́тися окая́ннаго, да не бу́дет ми́ в су́д, да бу́дет же ми́ в живо́т ве́чный и безсме́ртный.
Пе́снь 7
Те́лу злато́му прему́дрыя де́ти не послужи́ша, и в пла́мень са́ми поидо́ша, и бо́ги и́х обруга́ша, среди́ пла́мене возопи́ша, и ороси́ я А́нгел: услы́шася уже́ у́ст ва́ших моли́тва.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей.
Исто́чник благи́х, причаще́ние, Христе́, безсме́ртных Твои́х ны́не Та́инств да бу́дет ми́ све́т, и живо́т, и безстра́стие, и к преспе́янию же и умноже́нию доброде́тели Боже́ственнейшия хода́тайственно, еди́не Бла́же, я́ко да сла́влю Тя́.
Припев: Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Да изба́влюся от страсте́й, и враго́в, и ну́жды, и вся́кия ско́рби, тре́петом и любо́вию со благогове́нием, Человеколю́бче, приступа́яй ны́не к Твои́м безсме́ртным и Боже́ственным Та́йнам, и пе́ти Тебе́ сподо́би: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших. Припе́в: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с.
Богоро́дичен: Спа́са Христа́ ро́ждшая па́че ума́, Богоблагода́тная, молю́ Тя́ ны́не, ра́б Тво́й, Чи́стую нечи́стый: хотя́щаго мя́ ны́не к пречи́стым Та́йнам приступи́ти, очи́сти всего́ от скве́рны пло́ти и ду́ха.
Пе́снь 8
В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго, и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте дела́ я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки. Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей.
Небе́сных, и стра́шных, и святы́х Твои́х, Христе́, ны́не Та́ин, и Боже́ственныя Твоея́ и та́йныя ве́чери о́бщника бы́ти и мене́ сподо́би отча́яннаго, Бо́же, Спа́се мо́й. Припев: Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.
Под Твое́ прибе́г благоутро́бие, Бла́же, со стра́хом зову́ Ти́: во мне́ пребу́ди, Спа́се, и а́з, я́коже ре́кл еси́, в Тебе́; се́ бо дерза́я на ми́лость Твою́, я́м Те́ло Твое́, и пию́ Кро́вь Твою́.
Припе́в: Пресвята́я Тро́ице, Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Тро́ичен: Трепе́щу, прие́мля о́гнь, да не опалю́ся я́ко во́ск и я́ко трава́; о́ле стра́шнаго та́инства! о́ле благоутро́бия Бо́жия! Ка́ко Боже́ственнаго Те́ла и Кро́ве бре́ние причаща́юся, и нетле́нен сотворя́юся?
Песнь 9
Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щся от Де́вы на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная: те́м всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.
Припе́в: Се́рдце чи́сто сози́жди во мне́, Бо́же, и ду́х пра́в обнови́ во утро́бе мое́й.
Христо́с е́сть, вкуси́те и ви́дите: Госпо́дь на́с ра́ди, по на́м бо дре́вле бы́вый, еди́ною Себе́ прине́с, я́ко приноше́ние Отцу́ Своему́, при́сно закала́ется, освяща́яй причаща́ющияся.
Припе́в: Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.
Душе́ю и те́лом да освящу́ся, Влады́ко, да просвещу́ся, да спасу́ся, да бу́ду до́м Тво́й причаще́нием свяще́нных Та́ин, живу́щаго Тя́ име́я в себе́ со Отце́м и Ду́хом, Благоде́телю Многоми́лостиве.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху: Я́коже о́гнь да бу́дет ми́, и я́ко све́т, Те́ло Твое́ и Кро́вь, Спа́се мо́й, пречестна́я, опаля́я грехо́вное вещество́, сжига́я же страсте́й те́рние, и всего́ мя́ просвеща́я, покланя́тися Божеству́ Твоему́. И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Бог воплотися от чистых кровей Твоих; темже всякий род поет Тя, Владычице, умная же множества славят, яко Тобою яве узреша, всеми Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.
Молитва перед причащением
Верую, Господи, и исповедую, яко ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь.
Тело Твое святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя честная во оставление грехов: буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие; в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя грешнаго стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех святых.
Господи, помилуй! (трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподовных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
Таинство причащения
Причащение есть таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.
Таинство святаго причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти.
К таинству святаго причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем - исповедью, т.е. очищением своей совести в таинстве покаяния.