Владимир Александрович Степа́нов — русский детский поэт и прозаик, автор более 1500 книг для детей и юношества.
Родился 25 сентября 1949 года.
Один из самых популярных детских писателей, имя которого известно каждому – это Владимир Степанов. И это вполне объективный факт. По данным Государственной книжной палаты, тираж книг Степанова за последние три года превысил 20 млн. экземпляров (по 7 млн. в год), что больше, чем тиражи К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, Э.Успенского и других советских и зарубежных авторов. Стоит добавить, что у В.А.Степанова более 700 названий больших и малых книг за весь период творчества, не считая переизданий. Удивительная работоспособность и изобретательность. Каждое произведение уникально, неповторимо и интересно. Произведения В.А. Степанова наполнены светом и теплом его доброго и щедрого сердца. Веселые, игровые, напевные и познавательные стихи Владимира Степанова - это школа обучения детей грамоте, счету, уважению к старшим, и прежде всего к родителям. Простой, доступный каждому малышу язык произведений делает их легко запоминающимися, читаемыми и любимыми. Стихи Владимира Александровича Степанова знают практически все родители («Куда глядит ворона?», «Муркины сказки») и любят малыши.
Чем отличается поэзия В. Степанова? В чем её примечательность? Наверное, в способности поэта открыть любовь к родным истокам, к детству, к корням предков, к Родине. В. Степанов внес неоценимый вклад в сокровищницу детской литературы. Его творчество – это он сам, ведь даже сквозь детские стихи мы чувствуем его боль за страну, за порушенное прошлое и за неопределенное будущее, и, конечно же, за подрастающее поколение. Поэзия – это словно способ побороть эту боль, изменить действительность, это способ общения с детьми и, соответственно, уникальная возможность сделать их мир светлее, приветливее. Только полюбуйтесь, как поэт описывает снег, ласково сравнивая его с котёнком:
Он заполнил посёлок,
шумно в окна стучась...
А заснул, как котёнок,
наигравшийся всласть.
Можно шёрстку потрогать,
можно лапку пожать,
а под утро с порога
и метёлкой прогнать.
Почему его поэзия так проста, легка и воздушна? Наверное, ответ нужно искать в биографии поэта, в его детстве, что прошло на реке и станции Клязьме. С детских лет поэт был близок к природе, научился понимать и слышать её, и это безграничное уважение и любовь сумел передать в своих стихах, думаю, целым поколениям. Педагогическое образование и работа в школе усилили его тягу к творчеству, к созиданию.
Как, скажи, тебе живется
В конуре, мой рыжий пес?..
...Хочешь - я с тобой полаю?
Хочешь - рядом посижу?
Хочешь - книжку почитаю?
Хочешь - фокус покажу?
Только пес не отвечает
Почему-то ничего.
А уходишь - громко лает,
Знает, я люблю его.
Именно любовь к живой природе стала главной движущей силой его поэзии. Вместе с тем, за кажущейся легкостью пера лежит тяжкий, напряженный труд, труд творца. Классическим можно назвать его солнечное стихотворение «Круглый кот».
Жил на свете
круглый кот,
Круглым был он
круглый год:
Кругло ел
и кругло пил,
Кругло "мяу"
говорил...
Его поэзия, такая музыкальная, дышит легкостью и свежестью беззаботного созерцания солнца или облачка, травинки или цветочка, ветки яблони или березы – всего прекрасного на родной земле. В каждом произведении В. Степанова непременно присутствуют растения, или животные, или явления природы. Вы уже заметили, как прост и доступен язык его поэзии, насколько он правильный. Никакого абсурда, никакой чрезмерной фантастики, только спокойствие, умиротворение, созерцание и познание.
Владимир Степанов разработал целый комплекс учебных занятий, причем в легкой стихотворной форме. Многочисленные азбуки, алфавиты, буквари и другие развивающие книги созданы поэтом. Добрые, с качественными иллюстрациями они расскажут вашему малышу, что осенью можно собирать урожай яблок, какими становятся осы, почему лето «бабье» и кто такой тукан. Они станут верными помощниками родителям почемучек в ненавязчивой, увлекательной форме, так что образовательный процесс непременно будет интересным, совершать вместе с ребенком открытия и познавать этот удивительный мир.
Сам В. Степанов так говорит о детской литературе: «Порой плохие взрослые стихи выдаются за детские. При этом запускается притча: ребёнок всё поймёт. Но ребёнку не нужны ребусы!». Подарите вашему малышу ясную, понятную поэзию В. Степанова, которая научит его добру и любви ко всему живому на этой планете.
Клубок
Ищет, ищет кот-коток,
Ищет бабушкин клубок.
Только нет нигде клубка,
Шерстяного колобка…
А у Кати новые
Варежки лиловые.
Мурочка
Мурка шерстку прилизала,
Новый бантик повязала.
А еще нашлись у кошки
Рукавички и сапожки.
Улыбнулась Мурочка:
- Я теперь – снегурочка.
На кормушке
На кормушке, под окном,
Было тесно зимним днем.
Мимо кошка пробежала -
На кормушке пусто стало…
Где же вы, синички,
Бойкие сестрички?
В гамаке
После вкусного обеда
Спит котенок-непоседа.
Спит - головку на бочок.
Он заснул, и мы молчок...
Тишина
Не шумит трава густая,
Речка плещет, как во сне.
Где ж ты, рыбка золотая?
Покажи хоть хвостик мне.
Няня Ваня
Я щенок по кличке Ваня,
Я - заботливая няня,
Няня у ребенка -
Серого котенка:
Спи, котенок, спи, родной,
Няня рядышком с тобой.
Спать пора
Как найти ко сну дорогу?
Как найти его берлогу?
Может, кубикам известно
Это сказочное место?..
Кот мурлыкает в усы,
Мама смотрит на часы.
Где же прячется она –
Эта сонная страна?
Может быть, об этом Мишке
Разузнать удастся в книжке?
Может быть, в стране зеркальной
Сон живет, покрытой тайной?
Как чужие стали лапы,
Не хотят они идти.
Может быть, спросить у папы,
Где пропавший сон найти?
Тише…Кажется, подушка
Что-то шепчет мне на ушко:
«Мишка, здесь твой сон живет,
Он сейчас к тебе придет».
Пеликанские острова
Пели-пели пеликаны –
Это птицы – великаны.
Я их видел на реке
Рядом, а не вдалеке.
Пели-пели пеликаны,
Пели песню в тростнике.
Мне друзья сказали строго:
- Пеликаны петь не могут!
Я не верю их словам,
Потому что слышал сам:
Пели-пели пеликаны,
Пели песню в тростнике,
Про загадочные страны,
Про далекие лиманы
И про жизнь напели-пели –
Пеликанском островке.
Зарядка для туриста
Мы – туристы. Мы – в дороге,
Веселей шагайте ноги!
Легче выдох, глубже вдох,
Путь не близок, путь далек.
Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей.
У речного плеса
Взяли в руки весла,
Пусть крепят уключины,
Мы грести научены!
Тихо к берегу пристанем
И на цыпочки привстанем.
Вверх потянемся слегка,
Станут ближе облака.
Мы в дремучий лес зашли:
Ветви гнутся до земли.
Ниже, ниже наклонись,
Под ветвями проберись.
На поляне отдохнем
И букет цветов нарвем.
А теперь дрова пора
Приготовить для костра.
Чтобы ярче был костер,
Веселей руби, топор!
У костра в кружок мы сели,
Песню звонкую запели
И под треск веселых дров
Разгоняем комаров.
Новогодний хоровод
Сегодня примерка
Одежды лесной.
Мечтает Катюша
Быть рыжей лисой.
Андрюше понравились
Длинные уши,
Быть зайчиком белым
Охота Андрюше.
А Любочке козочкой
Хочется стать –
Как козочка Любочка
Любит скакать!
Смотрите. Какой
Замечательный нос!
Он к носу Иринке
Как будто прирос!
А ну-ка Иринка,
Запой нам, как птица.
- Тень-тень, - отвечает
Иринка – синица.
На хвост наступили
Красавице-белке.
Мы знаем:
Сережкины это проделки.
А где же Сережка?
Не видно Сережки,
Видны лишь иголки
Да чьи-то сапожки.
Инсценировка «Как живёте?»
Автор. Кони, кони, как живёте?
Кони, кони, что жуёте?
Кони. Хорошо пока живём,
На лугу траву ЖУЁМ.
Автор. Куры, куры, как живёте?
Куры, куры, что жуёте?
Куры. Хорошо пока живём,
Но, простите, не жуём.
Мы КЛЮЁМ проворно
На тропинке зёрна.
Автор. Козы, козы, как живёте?
Козы, козы, что клюёте?
Козы. Хорошо пока живём,
Но, простите, не клюём,
А ДЕРЁМ мы поутру
С молодых осин кору.
Автор. Как вы, кролики, живёте?
Что вы, кролики, дерёте?
Кролики. Хорошо пока живём,
Но, простите, не дерём.
А ГРЫЗЁМ мы ловко
Свежую морковку.
Автор. Вы, котята, как живёте?
Что, котята, вы грызёте?
Котята. Хорошо пока живём,
Но, простите, не грызём.
ПЬЁМ мы понемножечку
Молоко из плошки.
Автор. Птицы, птицы, как живёте?
Птицы, птицы, что вы пьёте?
Птицы. Хорошо пока живём,
Дождевые капли пьём.
И ПОЁМ мы песни вам
По утрам и вечерам.
Автор:
По завалам, по оврагам
Шёл Медведь хозяйским шагом.
Медведь:
Отвечайте, звери, мне –
Вы готовы ли к зиме?
Лисицы:
Да. Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
Заиньки:
А у нас есть валенки.
Что нам вьюга да метель?!
Хочешь, Мишенька, примерь.
Белка (выглядывает из дупла):
Я орешков припасла.
Высоко моё дупло,
В нём и сухо, и тепло.
Крот:
Ну, а я
Под землёй устроил ход.
Там с красавицей – женой
Будем чай мы пить зимой.
Бобр (крикнул с речки):
Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок,
Из трубы пойдёт дымок.
Ёжик (вылез из листвы):
Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка.
А в избе – грибов кадушка.
Автор:
Обошёл Медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Конкурс красоты
Решили конкурс красоты
В лесу устроить птицы.
Щебечут сойки и дрозды,
Кому же быть царицей.
Глаза совы прекрасней звезд
На синем небосклоне.
Как веер глухариный хвост
Кому же быть на троне?
У цапли ноги всех длинней,
Красив журавль в полете.
Попробуй тут решить сумей,
Кому же быть в почете.
Не может строгое жюри:
Медведь, кабан, лисица
Решить до утренней зари,
Кому же быть царицей.
Красив у иволги наряд
И у лесной синицы.
Они поют, они свистят,
Они быть первыми хотят.
Кому же быть царицей?
Ведь всех прекрасней птицы!
Рукавицы для лисицы
Рукавицы для лисицы
По завалам, по оврагам
Шёл медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте, звери, мне
Вы готовы ли к зиме?
- Да, - ответили лисицы,
Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
- А у нас есть валенки,
Отвечали Заиньки.
- Что нам вьюга да метель?..
Хочешь, Мишенька, примерь.
Смотрит Белка из дупла:
- Я орешков припасла.
Высоко моё дупло,
В нём и сухо и тепло.
- На, а я, - ответил Крот,
Под землёй устроил ход.
Там с красавицей-женой
Будем чай мы пить зимой.
Крикнул Бобр Медведю с речки:
- Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок
Из трубы пойдёт дымок.
Вылез Ёжик из листвы:
- Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе - грибов кадушка.
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Владимир Степанов АЗБУКА ИГРУШЕК. Владимир Степанов «Сказочная азбука». Владимир Степанов. Кроссворд «Загадки без подглядки». Владимир Степанов «Угадай-ка, это кто?». Владимир Степанов «Азбука времен года».