Самодостаточная личность - это человек самоактуализирующийся, то есть реализующий свои потенциалы и дарящий людям результаты своего творчества. Тот же, кто первый начинает конфликтовать,поступает так от слабости. Он защищается мыслью о своём праве «взять не давая» от мысли о своей творческой несостоятельности, неполноценности. Это есть его психологическая защита, то есть некий успокаивающий эффект.
Что такое вор? Это творчески несостоятельный человек. Что такое сексуальный насильник? Часто это "мужчина", которого отвергают женщины. Что такое человек, который высокомерно высмеивает «козла отпущения»? Это нередко в чем-то "неудачник", который самоутверждается, унижая более «слабого». Это защита его психики. Но эта защита не спасает, она загоняет переживание своей слабости вглубь, вместо того чтобы преодолеть её... Если всё это каким-либо способом осознается личностью, то открывается путь к сопротивлению этим психозащитным механизмам, а затем и к формированию другого, более совершенного стиля отношений и общения.
Одной из наиболее напрягаемых, ранимых, в процессе общения потребностей является потребность в превосходстве. Потребность в превосходстве обусловлена, скорее всего, важностью её для выживания индивида (выживет превосходящий). И может быть, большее значение здесь имеет биологически необходимая функция лидера в стаде животных одного и того же вида, внутри которого и проходит соревнование за право быть лидером. Подчинение лидеру обеспечивает оптимальное в этом плане поведение всех. Можно согласиться с американским психологом Эриком Берном, который подчеркнул значение родительского доминирования и обратил внимание на то, что подчинение ребенка родителю лежит в основе подчинения взрослого (в котором как бы живет и ребенок - ведь каждый взрослый был ребенком) другому взрослому.
Многие люди стремятся занять положение «выше». Если это трудно, они соглашаются с положением равных, но сопротивляются положению «ниже».
ЛЮДИ, У КОТОРЫХ РАЗВИТЫ НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ И БЛАГОРОДСТВО, НЕ ПРЕТЕНДУЮТ НА ПОЗИЦИЮ «ВЫШЕ», ЕСЛИ ЭТО НЕ ОБУСЛОВЛЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ПРИНЯТЬ НА СЕБЯ РУКОВОДСТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СУДЬБЫ ДРУГИХ.
А у тех, кто не разделяет идеи равенства, часто прорывается установка на превосходство. И вот если этот человек вместо желанных знаков своего превосходства над вами воспринимает ваше поведение, как знаки превосходства над ним, что вызывает чувство унижения. Он в свою очередь начнёт унижать вас, чтобы самому возвыситься. И это бессмысленно. Ведь демонстрирование превосходства происходит в расчете на большее уважение окружающих, в результате чего должно повыситься и самоуважение. Но разве повысится уважение и разве есть основания для самоуважения и высокой самооценки, если самовозвышение происходит за счет унижения других людей? Человек, самоутверждающийся таким путем, не выбрался из пут биологической стихии, где нравственность еще отсутствует. Реальное (а не иллюзорное) основание для самоуважения обеспечивается самосовершенствованием, возвышением над самим собой (я сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня), в том числе благодаря преодолению импульсов к доминированию. Демонстрирование превосходства к тому же часто обусловливается, как отмечают психологи, низкой (в глубине души) самооценкой, тогда и возникает защита психики «я выше». Человек с адекватно высокой самооценкой не будет для поддержания духа постоянно выкрикивать такие «лозунги».
Проявления превосходства могут быть грубыми и оскорбительными. Не так уж редко приходится слышать, как люди говорят друг другу: «хватит молоть чушь», «глупости всё это». Но чаще превосходство проявляется в смягченной форме, преподносится в соответствии с правилами этикета и становится «допустимым» в общении. Например: «ты не понимаешь, что...», «ну ладно, ладно, ладно...», «ты же умный человек, а говоришь такие вещи», «не нервничай», «не обижайся».
В приведенных примерах позиция превосходства занимает видимое главное место, то есть здесь «я ставлю целью показать своё превосходство». Но она часто прослеживается и в таких явлениях, которые имеют вроде бы другую с виду мотивацию. Например, в отрицательных оценках, обвинениях, высмеивании...
Проявления превосходства с вашей стороны могут не играть конфликтной роли, если вы объективно выше и партнёр это признаёт. С другой стороны, если партнёр ведёт себя с позиции «выше», имея, однако, к этому основания, не следует это расценивать как желание возвыситься. Скажем, руководитель вызывает подчинённого к себе в кабинет, а не идёт к нему на рабочее место. Это естественное отношение сверху вниз. Аналогичные примеры можно взять и из семейных отношений. Старшие по возрасту члены семьи из искренних побуждений дают советы, которые должны рассматриваться, скорее всего, как пристройка сверху. Это нормально. И не стоит «пылить», а стоит понять.
Если я в соответствии с принципами справедливости и благородства, а не из лести - в целях манипулирования - активно показываю партнеру, что искренне признаю его превосходство над собой в каком-либо отношении и искренне восхищаюсь им, то это не унижает мою личность в целом: ведь я могу превосходить человека в чём-нибудь другом (а если и нет, то я равен ему в социально-политическом отношении); речь, следовательно, не о социально-политическом неравенстве, а о неодинаковом развитии тех или иных качеств у разных людей. Итак, восхищайтесь! Но восхищайтесь искренне!
Садизм
Садизм - это эротическое проявление желания властвовать над другим человеком путем причинения ему физических и эмоциональных страданий. Основное удовольствие садист получает не от секса, а когда заставляет свою жертву мучиться.
Сексологи считают, что садистские наклонности не являются препятствием к построению отношений или семьи, особенно если второй человек в паре склонен к мазохизму. Главное, чтобы ситуация не выходила из-под контроля. В мире существуют сообщества садо-мазо (БДСМ), для которых ролевые игры в во время секса, основанные на подчинении, являются главной составляющей сексуального наслаждения. В отличие от откровенных садистов, БДСМ-пары руководствуются принципами безопасности секса и здравого смысла. У них существует условный сигнал, после которого партнер прекращает какие-либо действия, причиняющие дискомфорт другому.
С Андреем Лариса познакомилась в кафе. Девушке этот молодой человек нравился всем. Привлекательный, интересный. Пожалуй, секс с ним был иногда скучноват, но над этим она надеялась поработать, когда они узнают друг друга получше. Заговорить на щекотливую тему девушка решилась только спустя полгода, когда Андрей предложил ей переехать к нему. Он согласился, что их сексуальной жизни не хватает «огонька» и признался, что давно уже увлекается практиками садо-мазо, которые превращают секс в нечто особенное. Лариса согласилась попробовать.
«Сначала все действительно было здорово. Андрей не спеша вводил меня в курс дела. Единственное, на чем он настаивал, - это на главной роли. Что бы ни происходило, он был хозяин, я рабыня. Затем в нашу жизнь вошли разнообразные интимные аксессуары, мы экспериментировали с кляпами, вибраторами, связыванием, плетками, наручниками и т. д. И вот тогда я впервые стала замечать, что мой любимый заигрывается. Он стал причинять мне реальную боль во время секса, которую уже не могло сгладить возбуждение. Однажды туго связал меня и оставил лежать на несколько часов, хотя я умоляла отпустить меня хотя бы в туалет. Пару раз отхлестал так, что на теле остались следы. Легкие игры, которые раньше сводили Андрея с ума, его уже не возбуждали. Он хотел все большего и большего. Отношения закончились спустя два года, когда садизм из постели стал проникать в повседневную жизнь. Я сбежала».