О позитивной карме часто склонны забывать, её не принимают в расчёт. Складывается ощущение, что люди искренне убеждены, будто существует только негативная карма. Они слишком легковесно относятся к тому, что они сделали в прошлом «как надо», не задумываясь о том, какое вознаграждение это им сулит в жизни нынешней, равно как и о том, что в их силах создавать позитивную карму «в зачёт» будущего. В «кредитной карточке» любого типа кармы также есть понятие «запаса», его превышения («кредита») и необходимости пополнения («дефицита»).
Позитивная карма – это тот кредит, который поступает в кармическую копилку и в будущем сослужит добрую службу душе. Бесспорно, глупо было бы думать, что мы проявляем доброту и сострадание ради пополнения «кредита», «запасая» позитивную карму на будущее. Тот, кто движим такими мотивами, позитивной кармы никогда не создаст. Позитивная карма должна быть свободна от эгоистических побуждений, и часто душа сама не подозревает, что сделала запас «доброй кармы».
Вознаграждающая карма
Компенсирующая карма возвращается к человеку в виде позитивных проявлений. Вознаграждаться могут те жертвы, на которые пошла душа, чтобы помочь другим, и все те «успехи» в прошлых жизнях, к которым пришла душа в усвоении трудных уроков. Вознаграждаются также испытанные душой страдания и лишения при условии, что она сохранила позитивный настрой и не скатилась к жалости «к себе, родимой», равно как и к обвинениям кого-то в своих несчастьях.
Если, к примеру, некто самоотверженно, не считаясь со временем, ухаживал за любимым человеком, который тяжело заболел и стал инвалидом, однако ухаживающий не смотрел на это как на обузу и нёс свои заботы с любовью, можно ожидать, что в своей следующей жизни он будет вознаграждён. Если душа в прошлой жизни отказалась от осуществления своей заветной мечты ради другой души, которую постигла беда, например, тяжёлая болезнь, душа, ставшая объектом любовного ухода, сама в нынешнем воплощении часто приходит на помощь, рождаясь родителем или верным другом того, кому она задолжала.
Если человеку пришлось познать жестокую нужду, но он со стоическим спокойствием переносил её, в следующей жизни такого человека ждёт изобилие. Если же, напротив, какое-то временное лишение воспринимается как вселенское бедствие и стенаниям нет конца, никакой вознаграждающей кармы не будет.
Карма компенсации предполагает, что награда исходит от человека, которому «вознаграждаемый» в прошлой жизни оказал помощь, хотя не исключается и другой её источник.
Иногда воздаётся самое незначительное проявление доброты и внимания. Прослеживая свои предыдущие воплощения, один человек вернулся в ту жизнь, в которой он дал напиться людям, страждущим от жажды. Хотя они были ему незнакомы, чувство сострадания двигало им, и он помогал другим при малейшей возможности. В нынешней жизни этому человеку очень не везло. Но вот в один прекрасный день нашёлся человек, который дал ему шанс изменить свою жизнь. Тот с радостью ухватился за эту возможность, и дела его быстро пошли в гору. Но он никогда не забывал о полосе неудач, преследовавших его, и всегда протягивал руку помощи – так же, как когда-то помогли ему самому. К огромному своему удивлению, медитирующий увидел, что человеком, так круто изменившим его жизнь к лучшему, был именно тот прохожий, которому он некогда дал кружку воды. Первой его мыслью было, что та «мелочь», которую он сделал для прохожего, и последовавшее вознаграждение несопоставимы по своему масштабу. Но продолжая медитировать, он понял, какое огромное значение имела для страждущего от жажды эта кружка воды. Тот человек умер, недуг подточил его организм, но он ушёл, согретый проявленной к нему добротой со стороны незнакомого человека, и дал зарок в своей следующей жизни неизменно приходить на помощь другим.
Одна женщина была очень удивлена, что в одной из своих прошлых жизней ей пришлось чрезвычайно много натерпеться. Для неё, рабыни, жизнь была сущим кошмаром. Не имея возможности давать отпор, она была объектом постоянных домогательств и насилия со стороны своего хозяина. Однако она переносила своё положение стоически и не теряла присутствия духа. Никогда не испытывая острой жалости к самой себе, она просто смирилась и плыла по течению жизни. Женщине захотелось выяснить, на чём заждется её неописуемое счастье в сегодняшней личной жизни в данный момент (её нынешний любовник в прежнем воплощении и был её хозяином). Она вернулась назад, в промежуточное состояние души, предшествовавшее тому воплощению. И ей вдруг открылось, что она и её хозяин принадлежали к одной и той же группе душ. Хозяин почувствовал настоятельную потребность пережить опыт насильника, «специализирующегося» на насилии женщин, чтобы понять, что служит мотивацией в таких патологических случаях. Женщина же, в свою очередь, добровольно приняла на себя роль несчастной жертвы с тем, чтобы у мужчины, «родственной души», шедшего на такой эксперимент, не нарастала карма. После смерти она простила своего мучителя, сняла с него бремя вины и осенила своей благодатью. В результате в тот момент, когда она планировала свою нынешнюю жизнь, прощённый ею истязатель предложил ей свою руку и сердце на всю жизнь. У женщины как раз возникла потребность испытать в интимной жизни нежное участие и заботу партнёра, а мужчина питал к ней любовь, основанную на глубинном родстве душ. В данном случае компенсирующая карма вылилась в виде брачного союза, скреплённого чувством бесконечной любви, которой не страшны никакие бури и штормы. Эти люди помогали друг другу во всех делах, способствуя раскрытию лучших сторон своей души и неустанно работая над собою.
Искупительная карма
Искупительная карма выражается в том, что человеком движет страстное, неодолимое желание помочь всему человечеству. Часто такая жгучая потребность приводит к актам самопожертвования, добровольного мученичества. Души идут на смерть ради того, чтобы отстоять свои убеждения, чтобы могли жить другие. Также можно привести немало примеров, когда человек идёт на огромные жертвы, без остатка посвящает себя служению какому-то делу, великой идее. Думает при этом не о своём личном благе или о том, чтобы войти в историю, а стремится к тому, чтобы его пример наставил на путь истинный, изменил в лучшую сторону если не всё человечество, то, по крайней мере, большую его часть. И ничто не в силах заставить таких героев-искупителей свернуть с избранного пути. Их не расхолаживают неудачи и равнодушие окружающих. Ими владеет надежда заронить искру добра хотя бы в одном человеке, а тот понесёт её дальше, делая процесс победы добра необратимым.
Некоторые души воплощаются для того, чтобы помочь другим или оказать миру какую-то неоценимую услугу. Если взять пример Высших тибетских лам, то, как правило, у них была возможность «соскочить с колеса сансары», прервать цикл перерождений уже в одной из своих предшествующих жизней. Но они этого не сделали, а возвратились, чтобы помогать другим достичь аналогичного состояния. То же можно сказать о некоторых детях-инвалидах. Вполне возможно, что их осознанным выбором было воплотиться, чтобы помочь своим родителям усвоить урок сострадания и заботы. Апофеоз искупительной кармы в глазах христиан представляют крестные муки Иисуса Христа, который пришёл, чтобы своей кровью «смыть грехи мира». Но и в наше время подвиг служения людям продолжается: находятся души, которые возлагают на себя ношу, долженствующую очистить коллективную карму. Порою бывает непросто разглядеть, что перед нами именно случай искупительной кармы, ведь намерения души легко истолковать превратно.
Искупительная карма может представлять собой реакцию на прошлое. Так, некоторыми душами, которые посетили мир в «его минуты роковые» и познали войны, эпидемии, голод и прочие бедствия, овладевает острое желание предпринять что-то, дабы подобные вещи больше никогда не повторялись. И, вновь воплощаясь, они одухотворены намерением уменьшить страдания. Если говорить о не столь отдалённом историческом прошлом Европы, реализация подобного намерения для многих часто сопряжена с решением удалиться в монастырь и силою молитв пытаться исправить положение. В наше время такой путь служения связан с выбором профессии врача, с работой в сфере здравоохранения.
Искупительная карма не обязательно восходит к событиям, пережитым в прошлой жизни. Возможно, в поле зрения души, находящейся в промежуточном состоянии, попала ситуация, в которой её помощь представляется крайне необходимой. И душа, руководствуясь мыслью – «лучше меня никто не справится с этим заданием», принимает решение о воплощении со спасительной миссией.
Поощрительная карма
Поощрительная карма – это вознаграждение за «правильное поведение» души в прошлых жизнях, за извлечённые уроки, за следование открывшейся истине, о высшем предназначении души. Это «деньги» в кармической «копилке». Карма заслуг может быть причиной того, что жизнь складывается легко и гладко, а если в чём-то возникает нужда, то помощь приходит немедленно и как раз та, которая необходима. В данной жизни этот вид кармы проявляется как талант. Так музыкант переносит музыкальные способности в свою следующую жизнь, и на свет появляется вундеркинд, «музыкант от Бога». Точно так же душа может овладеть секретами щедрости, процветания и изобилия, вверяясь Божьему промыслу. За это она и вознаграждается тем, что в следующем своём воплощении деньги сами «идут в руки», и чтобы такой человек ни задумал, всё у него выходит как нельзя лучше. Карма заслуг функционирует и на более высоком, духовном уровне, изобретая для воплотившейся души ситуации, которые благоприятствуют её дальнейшему духовному развитию, например, даёт наставника в тот момент, когда она особенно нуждается в нём, и т.д.
Позитивная карма характера
Позитивный настрой, любовь к людям, оптимизм, открытость и доверие по отношению к окружающим как врождённые черты, унаследованные из предыдущей жизни,- это неоценимый капитал в жизни нынешней. Человек, проявлявший щедрость, сочувствие по отношению к ближним в своей прошлой жизни, получает в награду доброе сердце и в следующей своей жизни будет притягивать к себе изобилие и радость. Даже с наступлением трудных времён фортуна не изменит такому человеку. И это понятно: он научился обращать всё происходящее во благо, довольствоваться малым, сполна использовать возможности, которые даёт жизнь, применяясь к тем обстоятельствам, в которых оказался. Карма, как мы знаем, даёт убедительные доказательства того, что люди сами являются творцами своей судьбы. И «добрую» карму можно посеять как семена, которые дадут всходы в следующей жизни.
Изобилие
Многим воплощённым душам ведомы секреты изобилия. Они выработали в себе позитивное отношение к действительности и творчески используют возможности своего сознания, в том числе способность к «визуализации». Они живут в уверенности, что большой мир удовлетворит все их потребности, и возводят эту веру в ранг главного принципа, черпают из неё силы для реализации своей цели, высшего предназначения. В некоторых случаях такая вера является следствием специально преподанного урока. Уже в храмах Египта мы находим запечатлённую мудрость, сформулированную впоследствии Иисусом Христом с помощью образного сравнения:
«Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф.6:28-29). Развивая свою мысль, Иисус внушает верующему, что Отец Небесный позаботился о том, чтобы у него было всего в достатке, если он прекратит тревожиться о грядущем дне.
В других случаях душа обретает благословенное изобилие эволюционным путём: научаясь в продолжении многих жизней создавать предпосылки для процветания. Вне зависимости от того, каким путём усваивается урок, безбедное существование, изобилие является одним из самых благословенных кармических даров.
Карма «в подвешенном состоянии», или дремлющая карма
Поскольку не со всякой кармой можно «разобраться» немедленно, некоторая её часть откладывается на потом, пребывает «в подвешенном состоянии». Это «потом» - понятие растяжимое: оно не обязательно имеет место в нынешней жизни. Всё зависит от того, как складываются обстоятельства, насколько быстро создаются благоприятные условия в результате сложного взаимодействия различных факторов. Пусть не вся, но значительная часть такой отсроченной кармы часто оказывается позитивной. Если душа совершает скачок в своём развитии, очищая накопленную карму или приводя её в состояние равновесия, вполне можно ожидать, что ей будет предоставлена возможность воспользоваться накопленной кармой заслуг или позитивной кармой характера, которые дождались своего часа.
Создание позитивной кармы на будущее
В «Последних днях Сократа» Платон вкладывает в уста великого философа совет относительно того, как обеспечить счастливое будущее для души. Сократ говорит, что «должно отказаться от плотских утех и внешнего украшательства, как от вещей, чуждых реализации высшей цели и приносящих больше вреда, чем пользы. Если человек «посвятил себя другому наслаждению – наслаждению от обогащения знаниями – и таким путём украсил свою душу не земной красотой, а своей собственной, и такими качествами, как самообладание, великодушие, мужество, терпимость, приверженность истине,- он основательно подготовился к предстоящему путешествию в другой мир».
Буддист, и в те времена, и сейчас, истолковал бы это учение однозначно – как приносящее просветление и избавление от круга перерождений. Свобода от тщеты желаний и культивирование положительных качеств единодушно рассматриваются как предпосылка если не размыкания цепи перерождений (остановки колеса сансары), то, по крайней мере, как предпосылка нового рождения, которое несёт радость.
Хотя карму и реинкарнацию нельзя отнести к традиционному набору понятий, фигурирующих в вероучении ислама, можно указать на одно из его течений – Бекташи Суфи – которое принимает идею возрождения. Хаси Бектас Вали жил в тринадцатом веке, оставил ряд духовных завещаний, среди которых несколько обращены к душе, направляя её на истинный путь и созидание позитивного будущего:
Даже если тебя обидели или оскорбили, не обижай и не оскорбляй других.
Сохраняй власть над своими поступками, словами и страстями с тем, чтобы они никому не причинили вреда.
Основание духовного сознания – это уважение к другим.
Красота души человека отражается в его речи.
Никогда не требуй от других того, чего не можешь сделать сам.
Не порочь, не осуждай ни единой души.
Только истинное знание озаряет дорогу, помогающую выбраться из темноты.
Благословенны те, чей свет рассеивает мрак мыслей.
Никогда не забывай, что даже твой враг – человек!
Тибетские буддисты присовокупили бы к этим заповедям деятельное сострадание к окружающим. Отказ от эгоистических помыслов и доброта, порой совершенно неприметная, нарастая, превращается в огромный запас кармы заслуг. Тот, кто щедр, закладывает фундамент будущего собственного изобилия. Говоря: «Поступай с другими, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», Иисус Христос даёт практический совет относительно обеспеченного «золотым запасом заслуг» будущего.