Масленица завершается Прощёным воскресеньем, после которого и начинается Великий пост.
Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения.
В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.
Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
Вечером в Прощеное воскресенье совершается вседневная вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница.
Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс. 68). Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого поста.
Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (чиатется сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву, а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.
После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.
После отпуста вечерни совершается Чин прощения:
На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом. На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим».
Почему Прощёное воскресенье называется Прощёным?
Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на время поста перед Пасхой) (Четыредесятницей) иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе.
Однако прежде чем покидать стены обителей, братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день братия примирялись во Христе, испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились.
Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (Мф.18:21-22), хранении мира, любви (Мк.12:31).
Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже — вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?
Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.
Чин прощения в Церкви соединяется с вечерней и совершается после отпуста. Общие его черты таковы.
Настоятель совершает земные поклоны перед предварительно вынесенным на солею напрестольным крестом, иконами Искупителя и Божьей Матери, затем благоговейно целует крест и иконы. После этого он обращается к собравшимся с пастырским увещанием. Потом искренне испрашивает у всех прощения за грехи, кланяется со смирением. Присутствующие отвечают ему ответным поклоном, произносят: «Бог простит тя, отче святый».
Наконец, настоятель берет напрестольный крест. Прочие священнослужители начинают (в соответствии со старшинством) прикладываться к расположенным на аналое иконам, подходят к настоятелю и прикладываются ко кресту. Затем они лобызаются в плечи (рамена) с настоятелем и друг с другом; при этом просят друг у друга прощения.
Потом подходят поочередно миряне, целуют Крест, иконы, испрашивают прощения у церковного причта и один у другого.
Помимо участия в чине прощения, верующие просят прощения дома, на работе и вообще везде, где уместно.
Тропарь, глас 4-й Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.
Кондак, глас 5-й Пламенем любве распали к Тебе сердца наша, Христе Боже, да тою разжигаеми, сердцем, мыслию же и душею, и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего яко себе, и повеления Твоя храняще славим Тя, всех благ Дателя.
О ненавидящих и обидящих нас.Тропарь, глас 4-й О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.
Кондак, глас 5-й Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим, ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже всещедрый.
Прощение обид
Преп. Даниил, впоследствии архимандрит Сергиевой Лавры, пришел однажды на московский рынок, где продавались книги. Кто-то при этом дерзко сказал ему: «Зачем ты здесь, монах?». Инок ответил: «Да, брат, я точно такой грешник, как ты обо мне думаешь. Если бы я был настоящим иноком, не бродил бы я на рынке. Прости меня, грешного». Бывшие на рынке стали негодовать на обидчика, и он хотел просить прощения, но инок незаметно скрылся в толпе. Прощение обид, подобное тому, какое показал св. Даниил, есть проявление смирения. И жизнь человеческая вообще и в частности путь подвижнический предоставляют больше всего случаев к обнаружению именно этой добродетели, ибо невежество, злоба, зависть, алчность встречают праведного на каждом шагу его тернистого пути. Следуя примеру Самого Спасителя, подвижники русские всегда прощали обиды врагам своим и воздавали им за зло добром. Преп. Савва, игумен Сретенского Тверского монастыря, сделал однажды строгое вразумление одному бесчинному иноку; провинившийся не только не раскаялся, но в гневе схватил игумена за бороду. Когда братия спросила, как наказать этого инока, преп. Савва сказал: «Я бью жезлом и сажаю в затвор за бесчинства и оскорбления братии, но за свою обиду не могу наказывать, а должен все терпеть».
Некоторые из братии Комельского монастыря хотели убить своего игумена преп. Корнилия, но в последнюю минуту им показалось, что игумен идет к тому месту, где они поджидали его, не один, а с народом. Устрашенные злоумышленники раскаялись пред Корнилием, и он простил им. Сколько раз пустынножители терпели нападения, грабежи, побои от разбойников, грубых соседей: крестьян и бояр, и никогда не искали они случая чем-нибудь наказать обидчиков, напротив, молились за них.
Однажды пойманы были разбойники, ограбившие преп. Даниила Переяславского и пытавшиеся сжечь хижину, в которой он молился; судьи предложили ему искать убытки, какие потерпела его обитель; но преподобный кротко отвечал: «Не могу мстить».
Князь Ярослав встретил в своих лесах преп. Тихона Медынского. С гневом приказал он ему оставить его владения и уже поднял руку, чтобы избить отшельника, но вдруг рука оцепенела. Св. Тихон, не помня обиды, помолился об исцелении князя, и рука его стала здорова. Много таких примеров из жизни святых стало известно на поучение нам, но еще больше было случаев такого рода, о которых знала лесная глушь да сердце тех людей, которые за свое зло получили от подвижников прощение, молитву и благословение.
«Есть три состояния души... Человек или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. Но эти три состояния имеют великую обширность... Возьмем, например, раздражительность, – эту весьма вкрадчивую болезнь. Иной, когда услышит одно слово, смущается или отвечает пять слов или десять на одно слово или враждует и огорчается, и после помнит зло и жалеет, что он не сказал более того, что сказал... Вот одно состояние. Это значит, что зло обратилось в навык... и оно непременно подлежит муке... и преодолеть его не можно, если не будет помощи от некоторых святых.
Другой, когда услышит слово, хотя и смущается и также отвечает пять слов или и десять на одно... и скорбит, и помнит зло; но по истечении нескольких дней изменяется; иной – через неделю, а иной – через день или час. Все сии люди, пока исполняют страсть, подлежат аду.
Иной, когда услышит слово, печалится, но не о том, что его оскорбили, а о том, что он не перенес оскорбления; таковой находится в состоянии подвизающихся... Иной подвизается и трудится; но, наконец, побеждается понуждением; иной старается не сказать отнюдь ничего обидного, но скорбит о том, что его оскорбляют; однако осуждает себя за то, что скорбит, и раскаивается в Сем. Иной не огорчается оскорблением, но и не радуется... Другой не только радуется, когда его оскорбляют, и почитает виновным себя самого, но и сожалеет о смущении оскорбившего его... Видите ли, сколь обширны состояния души! Каждый пусть рассматривает, в каком из них он находится. По сему примеру рассуждай о разных степенях и состояниях каждой душевной болезни, т.е. страсти».
Обида - это чувство, которое возникает у человека тогда когда как он считает, к нему относятся несправедливо. Оно возникает в ответ на причиненное огорчение, оскорбление, дурной отзыв, насмешку, причиненную боль, побои, убыток.
Слово "обида" берёт исток от слова "вить". Обидеться – это обидеть себя, обвить негативными энергиями.
Что такое любовь? Бог! А как мы видим Бога, в какой форме? Во многих формах. Но самая красивая форма Бога - это Его Божественное прощение. Прощение является неотъемлемой частью Божественной Любви. Прощение - это дар, полученный нами навечно. Это не то, что может прийти к нам или что можно у нас отобрать. Он всегда при нас, и это единственный дар, который нам понадобится, чтобы выйти за пределы жизни, наполненной болью и страданием. Прощение действует в этом мире, но оно не от мира сего. Прощение - от Бога. Не имеет значения, сколько раз этот дар был принят или дан, - он неистощим. Ведь прощение готово открыться каждому греху или чувству греха. Мы не можем понять беспредельности этого подарка, потому что не принимаем его во всех областях своей жизни. Мы не принимаем его во всех ситуациях. Когда мы это сделаем, то поймём, что нет места, куда бы он не мог проникнуть. Нет ситуации, в которой этот дар нельзя было бы дать и получить. Прощение - дар, на который не нужно ничем отвечать. И поэтому оно дар, который можно преподносить и получать, не испытывая чувства вины. Бог наделил нас даром прощения. Этот дар всегда с нами, куда бы мы ни направились.
Возможно, вы сейчас думаете: "Прости других: легко сказать! Я и рад бы, да не получается". У нас есть сотни причин и оправданий тому, что мы не в силах простить. Но это неправда. Правда заключается в том, что вы не умеете прощать, потому что привыкли не прощать. Вы уже много лет осваивали только мастерство непрощения. Дело даже не в том, что нужно учиться прощать - мы обладаем врождённой способностью делать это. Но что происходит? Какую бы обиду ни нанёс нам человек - не простим ни за что, навсегда вычеркнем его из своей жизни. Начинается война самолюбий. Почему? Потому что, когда мы не прощаем, укрепляется наше чувство собственной важности. Наше мнение звучит как бы более веско, если мы заявляем: "Как бы там ни было, а я её никогда не прощу! Такое не прощают!" Но подлинная проблема - в гордыне. Гордость, самолюбие заставляют нас подливать масла в огонь нанесённой обиды, постоянно напоминать себе, что простить это невозможно! Но давайте подумаем, кто при этом страдает, у кого накапливается всё больше эмоционального яда? Мы терзаем себя тем, что совершили другие, хотя сами не сделали ничего предосудительного. Больше того, мы привыкаем страдать лишь для того, чтобы наказать обидчика. Мы ведём себя, как маленькие дети, которые закатывают истерики, хотя на самом деле просто хотят привлечь к себе внимание. Мы причиняем боль себе же, заявляя: "Смотри, что я вытворяю! А всё из-за тебя!" Шутки шутками, но именно так всё и происходит. Во многих случаях мы даже не понимаем, почему так раздраженно реагируем на родителей, друзей, спутника жизни. Мы расстроены, но, если другой человек просит простить его, мы тут же кидаемся в слёзы и повторяем: "О нет, это ты меня прости". Истинное прощение является закономерным итогом напряжённой борьбы, состоящей в том, чтобы научиться принимать жизнь такой какая она дается нам Богом. Прощение является даруемой нам возможностью проявить безусловную любовь и сострадание.
Душа преисполнена Любви. Её просто не может задеть то, что происходит во внешнем мире. Душа принимает жизнь и людей такими, какие они есть. Она позволяет происходить всему, что происходит, и не интерпретирует это как что-то вредное для себя, потому что на всё смотрит любящими глазами. Душе нет необходимости контролировать внешний мир, так как ничто не может принести ей вреда.
Таким образом, стоит посмотреть на обиду глазами Души — и вы поймёте, о чём она сообщает. Ведь она хочет, чтобы вы поскорее научились любить и верить в Промысел Божий. Тогда вы не будете страдать от чьего-то «неправильного» поведения и стрелы обиды не коснутся вас, пролетят мимо.
Что делать чтобы избавиться от обиды?
Начинайте прощать!
Человеку тяжело простить тогда, когда он считает другого виноватым. Но если вы поймёте и прочувствуете, что автором обиды являетесь вы сами и что обидчик - это только инструмент в руках неведомых божественных сил, инструмент для вашего очищения, для вашего обучения, для вашего блага - только тогда вы искренне простите и даже будете благодарны Богу, себе и этому человеку за ценный урок.
Вспоминайте каждую ситуацию, в которой у вас были обиды, и меняйте к ним своё отношение. Прощайте! Проживайте все эти ситуации заново, с чувством любви. Принимайте их, как созданные вами, прощайте, благодарите Бога и проживайте с новыми чувствами: любви и благодарности.
Избавившись от обиды, вы поймёте, насколько легче стало жить. Вы освободитесь от жалости к себе. Перестанете трактовать происходящие события как обидные или унизительные. Почувствуете: как бы ни вели себя окружающие, вас обидеть они не в состоянии, потому что их поведение имеет отношение к ним самим, но никак не к вам.
ПРОЩЕНИЕ Борис Пастернак Умей прощать, молись за обижающих, Зло побеждай святым лучом добра, Иди без колебанья в стан прощающих, Пока горит Голгофова заря.
Учись прощать, когда душа обижена, И сердце, словно чаша горьких слез, И кажется, что доброта вся выжжена, Ты вспоми, как прощал людей Христос.
Умей прощать. Прощенье - это сила. А месть бессилья признак роковой. И камни непрощения в могилу, Мой друг и брат, не уноси с собой!
Учись прощать, естественно, как дышишь, Как воду пьешь и ешь насущный хлеб, Ведь Бог тогда твои молитвы слышит, Когда в тебе горит прощенья свет.
Умей прощать. Прощать не только словом Но всей душой, всей сущностью своей. Прощение рождается любовью, В борениях молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощенье радость скрыта, Великодушье лечит, как бальзам. Кровь на Кресте за всех была пролита, Умей прощать, чтоб ты прощен был сам.
«Тебя ударили по щеке? Почему же допускаешь, чтобы другая твоя щека оставалась без приобретения? Если первая потерпела это непроизвольно – невелика заслуга, и тебе, если хочешь, остается сделать нечто большее, а именно: произвольно подставить другую щеку, чтобы сделаться достойным награды. С тебя сняли хитон? Отдай и другую одежду, если она есть у тебя; пусть снимут даже и третью: ты не останешься без приобретения, если предоставишь это дело Богу. Нас злословят? Будем благословлять злых. Мы оплеваны? Поспешим приобрести почесть у Бога. Мы гонимы? Но никто не разлучит нас с Богом; Он – единственное, неотъемлемое наше сокровище. Проклинает тебя кто-нибудь? Молись за проклинающего. Грозит сделать тебе зло? И ты угрожай, что будешь терпеть. Приступает к исполнению угроз? А твой долг – делать добро. Таким образом приобретешь две важные выгоды: сам будешь совершенным хранителем закона, да и оскорбляющего тебя твоя кротость обратит к кротости, и из врага он сделается учеником» (Святитель Григорий Богослов).
«Оскорбил ли тебя кто? Молчи, благословляй, если можешь; таким образом ты возвестишь слово Божие, научишь кротости, внушишь смирение».
На вопрос, в чем заключается смирение, старец отвечал: «В том, чтобы простить брату, согрешившему против тебя, прежде чем он попросит прощения».
«Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним» (Святитель Василий Великий).
«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя» (Преподобный Ефрем Сирин).
«Когда вспомнишь об оскорблениях и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ» (Преподобный авва Исаия).
«Не будем же думать, будто мы, прощая ближнего, оказываем ему благодеяние или великую милость; нет, мы сами получаем благодеяние, извлекаем для себя великую пользу».
«Крайне берегись оскорбить любого человека словом или делом, ибо это тяжкий грех. Когда оскорбляют человека, то и Бог оскорбляется. Который любит человека. Не может оскорбление человека не быть оскорблением Богу. Кто против человека согрешит, тот и против Бога согрешит. Тяжко это, как сам видишь, поэтому как только оскорбишь ближнего, тотчас смирись перед ним, и со смирением испроси у него прощения» (Святитель Тихон Задонский).
«Если оскорбляемый раздражается, то этим самым доказывает, что он сознает за собою то, что про него говорят. Если же он переносит спокойно, то освобождается в глазах присутствующих от всякого подозрения» (Святитель Иоанн Златоуст).
«… особенно надо оставлять гнев на обидчика, что его ранил диавол. Не укоряй же его еще и ты, и не повергай вместе с ним и самого себя. В самом деле, пока ты стоишь, ты можешь спасти и его; если же ты и себя повергаешь через ответное оскорбление, то кто после этого поднимет вас? Тот ли, раненый? Но он не в состоянии будет сделать этого. Или ты, упавший вместе с ним? Но как же ты, оказавшись не в силах помочь себе, протягиваешь руку другому? Того ранил диавол, не наноси раны еще и ты, а, напротив, извлеки и прежнюю стрелу. Если мы будем так обращаться друг с другом, то вскоре все будем здоровы, а если мы станем вооружаться друг против друга, то не нужно и диавола для нашей гибели».
«Кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя. Кто молится за врага, тот молится за себя».
«Ничто так не уподобляет нас Богу, как прощение людей злых, которые обижают нас».