Рудольф Штайнер с ранних лет увлекался философией, так, например, в 14 он прочитал Канта "Критику чистого разума". Ему очень нравился Гете. Вскоре он сам стал писать книги и статьи, издав за свою плодотворную жизнь свыше 60 тысяч статей. На ключевую идею Вальдорфской педагогики повлияла гуманистическая философия. Кратко ее можно выразить так: не для школы, а для жизни учимся. Штайнер проповедовал так называемый холистический подход. Для философа, духовное, филическое и интеллектуальное измерения ребенка были одинаково важны, гармоничное развитие должно ориентироваться на ребенка в целом, а не на его отдельные "стороны". Штайнер считал, что в каждом человеке заложен духовный, интеллектуальный и физический потенциал, который раскрывается при прохождении через три основные стадии жизни: раннее детство, отрочество и юность.
"У каждого периода жизни свои потребности, и понимание этих потребностей является основой образовательных программ и планов" - писал австрийский мыслитель. На каждой стадии развития ребенка его интересы, возможности, пути познания мира отличаются. Соответственно, различаться должны и программы (то, чему учим) и методы (как учим). Например, в раннем детстве превалирует физическое тело. Дети впитывают мир и познают его через органы чувств. Их главный способ обучения - имитация. Обеспечить малыша обилием звуков, света, цвета, возможностей для движения, красивыми вещами и поведением, достойным подражания, - вот в чем миссия воспитателя на данном этапе.
Каждый этап развития, в свою очередь закладывает фундамент для следующей фазы. Несоответствующее возрасту обучение может, таким образом, по мнению Штайнера, повредить ребенку. "Отвлекая ребенка от его фундаментальной задачи - постижения мира через взаимодействие с ним, через органы чувств и нагружая его интеллектуальными задачами, мы кладем у ребенка здоровье и жизненную энергию, необходимую для дальнейшего развития" - верил философ.
Многие другие теоретики - Мария Монтессори, Дьюи, Аштон Ворнер также видели в ребенке потенциал и заложенные способности к обучению, однако Штайнера выделяет стройность системы философских взглядов и согласованность идей. Вальдорфской педагогике дети ищут взаимозависимости между планетами и землей, телом и духом, прошлым и настоящим, жизнью и смертью. Надо отметить, что практическая педагогика тесно связана с духовными идеями Рудольфа Штайнера. Что является для одних родителей приятной новостью, других же, напротив, отталкивает. Учитель "пестует" душу ребенка через истории, искусство, музыку, движения, танец. Дети находятся под опекой одного и того же учителя с первого по восьмой класс, и это делает возможным прочные, почти "родственные" отношения.
Принципы Вальдорфской педагогической системы
Вальдорфские педагоги считают, что ребёнок должен познавать мир естественным путём, без внутреннего сопротивления, через чувственный опыт. Главные принципы: - широкий, комплексный подход к изучению среды, - максимальная близость к природе (огород, ферма) и удаленность от плодов цивилизации (запрет ТВ, компьютера), - большое внимание к эстетическим и трудовым дисциплинам (лепка, рисование, музыка, ткачество, вязание) и второстепенная роль традиционных предметов (чтение, математика со второго класса), - уважение к личности ребенка, к его индивидуальности, подражание, как принцип обучения. Воспитатель-мама занимается домашними делами или творчеством, а дети пробуют повторять ее действия, - отсутствие принуждения, оценок, эталонов правильности, - природный интерьер: не признаются искусственные материалы. Игрушки и мебель - все натуральное. - детей обучают искусству эвритмии. Штайнер описывал "эвритмию" как форму языка жестов и движений.
Методика
В течении дня детям подаются три блока информации: трудовой, творческий (шитье, вырезание из дерева и т.д.), душевный (музыка, ритмика) и духовный, развивающий мышление.
Группы в вальдофской системе являются разновозрастными, то есть малыши и старшие дошкольники проводят день вместе. На мой взгляд, это очень важная отличительная черта, способствующая "смягчению" атмосферы детского сада. К малышам относятся чутко, стараясь не сбить, не уронить, не обидеть. А сами карапузы - учатся намного быстрее, имитируя старших. Начинать ходить в вальдорфский детский сад советуют с 3.5 - 4 лет. Очень важная роль у педагога: не руководящая, а координирующая. Дети должны организовывать досуг сами, им только показывают в каком направлении двигаться.
В группах часто рассказывают сказки, много поют, учат наизусть, показывают кукольные представления. Материалы и оборудование в Вальдофских детских садах словно "приглашают" ребёнка поиграть. Используются в основном природные материалы, приглушенные цвета, ткань. Праздники - обязательная часть процесса обучения. Очень пышно празднуют дни рождения, много праздников, связанных с природой (праздник урожая), мистических (праздник фонариков) По окончанию очередного учебного периода - обязательный концерт.
Режим дня: занятия требуют от детей концентрации и поэтому их планируют на начало дня. Ритм и ритуалы очень важны в программе Вальдорфского детского сада: работа в группе каждый день в определенное время, привязанная к времени года, с ритуальными песенками, пальчиковыми играми. Активные игры сменяются спокойными, что тоже развивает уравновешенность.
Результат
Личность, с хорошо развитым воображением, широким взглядом на жизненные явления и понятия. Ребёнок, который любит окружающую природу, умелый, свободный в творческой самореализации, дисциплинированный и ответственный.
Недостатки системы
Основа педагогики - антропософия. Её мистические постулаты будут оказывать определённое влияние на ребёнка. Родителям надо внимательно ознакомиться с основными тезисами учения. В детском саду полностью отсутствуют занятия по чтению, счёту, что надо учесть, если ребёнок после вальдорфского садика пойдёт в обычную школу. Не приветствуются занятия в других кружках и секциях. Большая зависимость успеха обучения от личностных качеств воспитателя и его педагогического таланта. Сложно соответствовать стандартам Штайнер-педагогики дома и в привычном социуме.
Вальдорфская педагогика. Взгляд в будущее - часть 1