Сострадательные отношения к животным в деле нравственного воспитания детей
Сострадательные отношения к животным в деле нравственного воспитания детей
Без сострадательного сердца, без способности сочувственно откликаться на чужое горе или радости не мыслимы истинно-нравственные отношения к другим существам. Сострадание или жалость есть одно из тех важнейших условий, при которых растут и крепнут таковые отношения. Круг же существ, подлежащих чувству нашего сострадания, не ограничивается человеком; в этот круг входят и животные. Правда, сострадание возбуждается в нас тем сильнее, чем по своей психической и физической организации ближе стоит к нам известное страждущее существо и потому животные никогда не могут возбуждать в нас чувства сострадания в такой же степени, в какой возбуждает человек: но в данном случае имеет для нас важное значение не количество, а качество, не степень силы пробуждаемых в нас животными чувств, а природа этих чувств, их существо. «Чувства же невольного ужаса и отвращения, вызываемые страданием людей, существенно не отличаются от таковых же чувств, вызываемых страданиями животных ». Если же душа нравственно-неиспорченного человека испытывает одинаковые по существу чувства, как при виде страданий человека, так и при виде страданий животных, то ясно, что игнорирование развитием в человеке чувства сострадания к животным будет чрезвычайно вредною и едва ли поправимою ошибкой в нравственно-воспитательном деле. Так как нравственное воспитание тем успешнее совершается, чем в более раннем возрасте оно начинается, то говоря о воспитании в человеке чувства сострадания к животным, мы будем иметь в виду главным образом детский возраст. Известно, что впечатления детства имеют чрезвычайно важное значение в деле нравственного развития человека. Воспринимая огромную массу всякого рода впечатлений из внешнего мира, детская душа, однако, не анализирует их и не разбирается в них. Эти впечатления действуют на нее с неотразимою силою и предопределяют иногда будущее поведение человека в зрелом возрасте. Подчиняясь силе этих впечатлений, дети часто с опасностью для своей жизни или здоровья копируют в своих действиях окружающую их действительность и иногда приобретают такие дурные привычки, с которыми остаются на всю жизнь. Имея в виду это обстоятельство, воспитатели должны заботиться о том, чтобы душа дитяти, как можно чаще, открыта была для восприятия всего лучшего, и закрыта для всего дурного. Посему чем чаще дети будут видеть примеры доброго обращения с животными, тем больше шансов будет на развитие в них жалостливого отношения к последним. Английский писатель 17 века — Локк, имевший в свое время громадное значение в области педагогики, говорит, что детей нужно воспитывать «с самого начала в чувстве ужаса к убийству, далее к истязанию всякого живого существа, и учить их не портить и не уничтожать ничего, разве с целию оказать защиту пли принести пользу другому, более благородному созданию.... Ибо привычка истязать и убивать животных постепенно сделает детей жестокими и относительно людей» и проч. Мишле (1797 — 1874 гг.), горячо вооружаясь во имя гуманности против охотников и спорта, восклицает: «ужасно и отвратительно видеть ребенка, имеющего страсть к «спорту», или мать, поощряющую и восхищающуюся этою страстию к убийству в своем сыне! Эта нежная, «чувствительная» женщина не дала бы ему ножа, но дает ружье. Убивай, если хочешь, издали, чтобы не видеть страданий. Такая мать должна была бы похвалить сына, если бы он стал даже обрывать от скуки крылья у мух, или мучить птицу или собаку, когда его запрут в его комнате. Дальновидная мать! Узнает она, но слишком поздно, что значит воспитать в ребенке злое сердце. Состаревшись и одряхлев, покинутая всеми, она в свою очередь натерпится от грубости и черствости своего сына». Эти слова Мишле, как и Локка, находят для себя красноречивое подтверждение во множестве фактов прошедшей и современной жизни человечества.
Так, известно, что Иоанн Грозный, будучи еще 13-ти летним мальчиком, не только любил убивать диких зверей на охоте, но и мучил домашних животных, бросая их с высокого крыльца на землю. ... О нем же говорится в его биографии, что он имел обыкновение скакать по улицам и давить прохожих, испуская дикие крики. Во Франции после революции 1789 г. оказалось, что отъявленные преступники, безжалостные разбойники были из числа тех, которые обращались с животными без всякого милосердия. Существует в литературе мнение о Карле 9-м, что если бы он менее упражнялся в искусстве пытки и умерщвления животных, то от него труднее было бы добиться приказа о Варфоломеевской резне. История уголовных преступлений показывает, что многие мучители и убийцы людей начали мучением низших животных. Факты, свидетельствующие, что жестокие люди в отношении животных бывают обыкновенно жестоки и в отношении людей, наблюдаются не только в жизни отдельных лиц, но и в жизни целых народов. Так, всем известно, что Римляне, любившие смотреть на бои гладиаторов и зверей, были грубым народом, мало доступным чувству жалости как в отношении животных, так и в отношении людей. Про Англичан историк английской литературы Ритсон (1761 — 1830 гг.) говорит, что их природный характер портится, что соотечественники его постоянно и ежечасно совершают преступления против природы, справедливости и гуманности, и причину этого он указывает в том обстоятельстве, что у них процветают разного рода варварские и безжалостные спорты, травля быков и медведей, петушиные бои и тому под. Вообще говоря, не подлежит сомнению, что укоренившаяся привычка жестоко обращаться с животными свидетельствует о низком уровне нравственного развития человека. Эта истина выражена еще Соломоном в его книге Притчей. «Только сердце безбожника, говорит он, жестоко, а праведник имеет жалость и к своему скоту» (Прит. 12, 10). Эта же истина, проникнув в английское уголовное право, выразилась там особым постановлением касательно мясников, по которому они в процессах по делам об убийствах не могут присутствовать на суде в качестве присяжных заседателей. Но если жестокость в отношении животных предполагает вообще грубость и черствость души, то гуманное обращение с животными, вошедшее в привычку, свидетельствует о кротости и доброте сердца. Не даром, когда хотят сказать про человека, что он весьма кроток и добр, прибавляют: «он и мухи (назойливой) не обидит». Насколько систематическое внушение человеку жалостливого отношения к животным благотворно отражается на воспитании в нем доброго и кроткого характера, можно видеть из того высокопоучительного факта, что Индусы, по своим религиозным верованиям боящиеся вредить животным, сделались, с течением веков, самым кротким и добрым народом в мире. Безграничное сострадание ко всем живущим существам есть прочнейшее и вернейшее ручательство за нравственное поведение и не нуждается ни в какой казуистике. Кто исполнен сострадания, тот наверное никому не повредит, никого не обидит, никому не причинит страдания, будет скорее к каждому снисходителен, каждому простит, каждому по мере сил поможет; и все его дела будут носить отпечаток справедливости и человеколюбия.
Итак, несомненно, что развитие в человеке сочувствия к животным имеет существенно важное значение в деле нравственного воспитания человека и потому родители, воспитатели и все люди, коим дороги интересы истинного воспитания, должны всячески внушать детям сочувственное, любовное отношение не только к людям, но и ко всем чувствующим существам, особенно же в безвредным животным, употребляя для этой цели соответствующие меры и средства. Локк приводит прекрасный, достойный подражания для всех родителей и воспитателей пример одной, известной ему лично матери, которая искусным образом обращала забаву своих детей с животными в орудие для воспитания у них добросердечия и заботливости. А именно эта мать «никогда не запрещала своим дочерям иметь собак, белок, птиц и т. под.; но с дозволением иметь животное на них возлагалась непременная обязанность содержать его хорошо и тщательно наблюдать, чтобы оно ни в чем не нуждалось и чтобы с ним не обращались дурно. Когда они оказывались небрежными в этом уходе, то это ставилось им в большую вину, которая влекла за собою лишение вещи или по крайней мере неизбежный выговор». ... Вообще для образования в детях сочувственного отношения к животным наиболее действительными мерами следует признать меры практического свойства и, главным образом, добрые примеры окружающих людей. Равнодушие же к участи страждущих животных, проявляемое взрослыми людьми на глазах детей, а тем более примеры жестокости в обращении с животными, оставшиеся безнаказанными, должны весьма вредно отразиться на характере детей и без того большею частью склонных дурно обращаться с животными, как об этом говорит, между прочим, и Локк. Признавая практические меры, в смысле добрых примеров, наиболее действительными для воспитания в детях нравственно доброго характера и сострадательного сердца, мы не можем не признать важными для данной цели и мер теоретического свойства, т. е. сообщения детям необходимых для данной цели сведений о животных и об их правах в природе. Если родители, воспитатели и учителя будут, при удобных случаях, разъяснять детям, при помощи, например, сочинения Брама: «Жизнь животных», — что животные не самодвижущиеся машины, а существа чувствующие, что некоторые из них обладают памятью, отличаются благодарностью, питают любовь к детям, друзьям и благодетелям, иногда ухаживают за больными, помогают слабым, даже приносят себя в жертву на общую пользу и т. под., то сердце детей будет располагаться к животным и у них будет воспитываться жалостливое к ним отношение. Но еще более сильное влияние на развитие в детях чувства сострадания и любви к животным должны оказать разъяснения родителей и учителей, что животные имеют свои права в мире по воле Самого Бога, Который любит не одного только человека, но и животных, и повелевает человеку заботиться о полевых зверях и уделять остатки из разных произведений для их пищи (Исход 23, 11); что животные, как наделенные в известной степени разумением, являлись в истории домостроительства Божия исполнителями воли Божией, а именно: вороны носили пищу пророку Илии, лев умертвил пророка Иудейского, явившего, по легкомыслию, ослушание Иегове, не тронув, однако, осла, на котором он сидел, и охранял труп его, доколе не пришел Вефильский старец, обманувший пророка Иудейского; кит проглотил Иону и продержал его в своем чреве трое суток; что животные проявляли иногда способность видеть более человека, ослепленного страстями, какова, например, ослица корыстолюбца Валаама, что Бог любит и милует не только человека и животных, но и все существующее (Премудр. Сол. II, 24 — 25), а Св. Евангелие повелевает нам быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный (Мф. 5 гл. 48) и т. под. Весьма целесообразно было бы, если бы воспитатели, учителя и законоучители предлагали подобные сообщения и рассказы о животных в возможно живом и ярком изложении, действуя таким образом чрез воображение на сердце воспитанников. Известно, что всякий человек тем чувствительнее к страданиям, чем они ближе к нему; его невольно трогают те страдания, которые он видит своими глазами. А так как воображение есть, так сказать, умственное зрение, то очевидно, на развитие его в детях воспитатели должны обращать серьезное внимание. Когда дети узнают таким образом, что животные, подобно человеку, испытывают страдания, то их живое и надлежащим образом развиваемое воображение не только будет удерживать их от жестокого обращения с низшими чувствующими существами, но и станет побуждать к помощи страждущим из них.
Вообще благовременные разъяснения детям прав животных на наше к ним внимание и сострадание, заимствованные из Библии и науки, окажут несомненно свою долю влияния на развитие в детях жалостливого отношения к низшим тварям, а добрые примеры окружающих взрослых людей, всегда благотворные, еще более окажут при этом свое действие, дополняя и закрепляя в душе детей влияние вышеозначенных теоретических наставлений, и таким образом дело воспитания в детях нравственно доброго, благородного характера поставлено будет на твердую почву и пойдет по настоящему, истинному пути.
Ф.П.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-й. 15-го июля 1898 года).
Любовь к ЖИВОТНЫМ Царство Животных. Отношение к Животному Царству. Сознание Животного Царства.