Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
18:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

Детская исповедь

Детская исповедь

О Таинстве покаяния

Покаяние — это Таинство, в котором исповедующий свои грехи при видимом прощении от священника невидимо прощается Самим Иисусом Христом.
Еще во времена Ветхого Завета людям было открыто, что Таинство Покаяния отводит гнев Божий.
Так, пророк Иона призвал невитян к Покаянию, и они раскаялись, и Господь помиловал их. Так же поступали и другие пророки. Последним пророком, возвестившим Покаяние в Ветхом Завете, был Иоанн Креститель. О нем Евангелист Марк повествует: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк., 1,4-5).
Но Покаяние, проповеданное в Ветхом Завете, только отклоняло гнев Божий от кающихся, но не могло полностью примирить их с Богом, ибо не могло полностью уничтожить грех. Значит, оно не было Таинством Покаяния, а служило только приготовлением к этому Таинству.
Только Господь Иисус Христос установил Таинство Покаяния и даровал нам в нем благодатное средство очищаться от всех грехов.
Еще во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос обещал апостолам даровать власть прощать грехи. Вспомним, например, слова, сказанные Иисусом Христом апостолу Петру, когда апостол назвал Его Сыном Божиим: «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф., 16, 19).
Но собственно Господь даровал эту власть апостолам и установил Таинство Покаяния после Своего воскресения, когда, явившись ученикам Своим, сказал: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан., 20, 22—23). Слова эти ясно показывают, что апостолы, и в лице их и все их преемники, получили от Иисуса Христа власть прощать грехи именно Духом Святым, то есть невидимою силою Духа Святаго, причем, без сомнения, они должны были производить при этом и видимое действие.
Итак, Таинство Покаяния установлено Богом.
Что касается видимой, наружной стороны этого Таинства, то она состоит в следующем: кающийся исповедует священнику свои грехи, а тот, выслушав исповедь, разрешает, т. е. прощает, его от грехов, говоря: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо, вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
В этих разрешительных словах священника проявляется и невидимое благодатное действие таинства покаяния, состоящее в том, что кающийся прощается Иисусом Христом во всех своих грехах. С ним происходит то же, что с упоминаемым в Евангелии мытарем, который вышел из храма оправданным. Именно о кающемся бывает, по слову Спасителя, великая радость на небе у ангелов Божиих и он становится любезным Богу, подобно блудному сыну, возвратившемуся к отцу, о котором говорится: «увидел его отец его, и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк., 15, 20).
Велико благодатное действие Таинства Покаяния! Оно совершенно примиряет нас с Богом и очищает нас от всех грехов, как бы ни были сильны они, если только мы приносим истинное раскаяние в них.
В чем же состоит истинное раскаяние и что требуется от кающегося?
Чтобы понять это, присмотримся к примерам истинного, угодного Богу раскаяния.
Мы знаем, что раскаяние мытаря было именно таким. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику» (Лк., 18, 13),— так повествуется об этом раскаянии в Евангелии. Мытарь, войдя в храм, стал позади всех, ибо считал себя греховнее всех. В этом выразилось его смирснне перед людьми. Он не смел даже поднять глаза на небо, ибо стыдился пред Богом своих грехов. В этом выразилось его смирение пред Богом. Наконец, он бил себя в грудь и взывал: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Так он выражал свое великое сокрушение о своих грехах и умолял Бога о прощении.
Таково же было н раскаяние апостола Петра после того, как он отрекся от Господа. «И вишедши вон горько заплакал»,— так говорится об этом раскаянии в Евангелии.
Это раскаяние было именно тем раскаянием, к которому призывал Сам Бог через пророка Иоиля: «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему».

1. Итак, истинное раскаяние — это раскаяние, соединимое с сокрушением о грехах. На именно такое раскаяние указывает и апостол Павел: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению». Апостол учит, что покаяние, угодное Богу и ведущее ко спасению, возникает из сердечного сокрушения, что своими грехами прогневляем Бога.
В третьей главе, ст. 7—8 Евангелия от Матфея говорится: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния».
Здесь примечательно то, что саддукеи и фарисеи шли креститься от Иоанна, а Иоанн не только не одобряет этого, но напротив, порицает их и грозит будущим гневом. Причина этого указывается в словах: «сотворите же достойный плод покаяния». Значит, фарисеи и саддукеи, хотя и приносили покаяние, но не изъявили намерения исправить свою жизнь, не приносили плоды достойные покаяния, потому их покаяние н было отвергнуто.

2. Этот пример учит нас, что истинное раскаяние должно соединяться с намерением исправить свою греховную жизнь. Только тогда грешник умилостивит Бога своим раскаянием, когда отвернется от своего греха, от беззакония, и начнет жить праведно и благочестиво, как говорит об этом Сам Бог устами пророка Иезикиля: «когда беззакониик обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив».

3. Наконец, есть еще одна черта, служащая необходимым условием истинного спасительного раскаяния — это вера во Христа и надежда на Его милосердие.
Как важно это, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе предательства Господа, но это раскаяние привело его к вечной гибели, ибо ои пошел и удавился. Иуда не имел веры во Христа и надежды на Его милосердие, а раскаяние без надежды на Господа всегда приводит к отчаянию.
Апостол говорит об Иисусе Христе: «о Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». Иисус Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своею крестною смертью. Для того, чтобы получить прощение грехов, нужно верить в Иисуса Христа и надеяться на Его милосердие.
Итак, сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие — вот те условия, которые требуются от кающегося, чтобы раскаяние его было истинным и угодным Богу.
Но каждый из нас знает, как трудно осознать свою греховность и возбудить в себе искреннее сокрушение о своих грехах. Вот почему Святая Церковь предлагает нам особые средства, помогающие в покаяний.
Эти средства — пост и молитва. Великую силу имеют пост и молитва. Вспомним исцеление бесноватого отрока. Сами апостолы не могли изгнать беса из отрока и когда спросили об этом Господа, то Господь сказал им: «сей же род изгоняется только молитвою и постом».
Бесы — вот главные виновники всех наших грехов. Однако и этих врагов может победить пост и молитва.
Кроме этих средств к покаянию есть еще в Церкви особое средство к очищению и умиротворению совести — это епитимия, т. е. запрещение. Епитимия предписывает кающемуся некоторые особые благочестивые упражнения и даже лишения, служащие к заглаживанию греха.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ИСПОВЕДЬ

1. ИСКРЕННЯЯ, то есть исходить из глубины души, сознающей свою виновность пред Богом. Этого требует истинное сокрушение сердца, даже само понятие о покаянии есть печаль о соделанных грехах. Поэтому Григорий Двоеслов говорит: «знак истинной исповеди состоит не в исповедании уст, но в скорби покаяния».
2. ЧИСТОСЕРДЕЧНАЯ. Кающийся должен помнить, что он предстоит не суду человеческому, но истинному суду Божию на земле, а потому должен избавиться от всякого ложного стыда или страха, которые внушают ему желание показать священнику состояние своей души в лучшем виде, чем оно на самом деле, и уменьшить свою вину. Как бы ни старался человек скрыть свои грехи или преуменьшить вину, Бог видит все в истинном свете, и потому, как говорит блаженный Августин, «скрывающий грехи свои и стыдящийся спасительной исповеди, в Боге, в Которого будет иметь судью, будет иметь и мстителя».
Таким образом, кающийся должен быть подобен младенцу, сердце которого со всей простотой и невинностью открыто его родителям.
3. ПОЛНАЯ И ПОДРОБНАЯ. Цель покаяния состоит не в очищении от некоторых грехов, но всех, какими только осквернена душа человека, очищение же даруется только через исповедь.
Невозможно представить половинного или частичного очищения грехов. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иаков, 2, 10) — то же следует сказать и о тех, кто, стараясь покаяться в одном грехе, скрывают намеренно на исповеди другой.

ИСТИННАЯ ИСПОВЕДЬ ТРЕБУЕТ:
а) исповеди всех тяжких грехов, какие, например, перечисляются в Послании апостола Павла к Галатам в 5-й главе, ст. 19—22: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют»;
б) исповеди грехов так называемых простительных, или, по выражению апостола Иоанна, «грехов не ко смерти» — грехов слабости, легкомыслия, неведения и вообще всех тех падений и недостатков, которые составляют нечистоту нашей души и будут предъявлены на праведном суде Божием;
в) исповедь требует раскрытия и самих обстоятельств, сопровождающих грех, которые увеличивают или уменьшают виновность;
г) исповедь требует признания греховного расположения в душе, которое, часто и не воплощаясь в самом грехе, тем не менее, требует раскаяния.
Кающийся должен подробно и раздельно со всей ясностью раскрыть перед служителем Божиим все это, чтобы священник смог дать отпущение грехов и советы, исправляющие нравственную жизнь грешника.

ПОРЯДОК самоиспытания

Перед тем, как идти в храм, родители должны ознакомить детей с порядком исповеди, подготовить их к сознательному анализу своей духовной жизни.
Как это сделать? Лучшее к тому средство — сопоставить свою жизнь с требованиями закона Божия. Для этого надо обратиться к заповедям Божиим ветхо- и новозаветным и заповедям церковным.
1. При этом, приступая к десяти заповедям закона Божия, каждую заповедь, каждый грех старайся разобрать подробно.
Так читаешь первую заповедь: «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене». И размышляй: иных богов ты не знаешь, кроме Бога истинного; но действительно ли ты и не любишь никого и ничего так, как Бога, никого более Бога не чтишь и не слушаешь, относишься к Богу с полным доверием, не роптал никогда на Бога?..

Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам. Ты не кланяешься идолам. Но не служишь ли ты более своему чреву, своему самолюбию, своей гордости, любостяжанию, объедению, сильным мира сего до забвения Бога и т. д.?

Третья заповедь гласит: не приемли имени Господа Бога твоего всуе, т. е. напрасно. А ты не употребляешь ли имя Божие то и дело в шуточных разговорах и вообще безо всякого благоговения? Не осеняешь ли себя крестным знамением безо всякой мысли о распятом за нас Господе, кое-как и иногда шутя? Не молишься ли Богу одними устами — холодно, рассеянно, а не сердцем и всею душою?

Четвертая заповедь повелевает чтить праздничные дни. Их как ты проводишь? Не имеешь привычки работать по праздникам,— хорошо. Но в праздники мало того, что не надо работать, а и проводить их в святости следует, в Богомыслии, в чтении слова Божия и духовных книг, в молитве, в творении милостыни, в посещениях больных и облегчении их участи и т. п. Наблюдаешь ли ты за этим?

Пятая заповедь: «чти отца твоего и матерь твою...» Вспомни, как ведешь ты себя в семье. С родителями, братьями, детьми, как ты обращался и обращаешься? Затем к общественной и церковной жизни перейди: насколько ты начальству благопокорен, духовным отцам предан, в отношении к крестным отцу и матери и крестникам своим исполняешь ли свои обязанности?

Шестую заповедь: «не убий, ты готов пройти не задумавшись». «Не виновен я против нее»,— говоришь ты себе. Да, ты не убил никого. Но разве только делом можно убить человека? Бывает и слово клеветы, осуждения, ненависти и презрения хуже ножа. Можно сделаться убийцей другого и таким образом: человек пребывает в нужде, мучится, рвется изо всех сил, и больной даже идет на работу; ты бы мог помочь ему, но не помог, и он, бедный, вдруг умирает. Кто его убийца? По закону совести ты виновен в его смерти. Ты должен был если не сам, то попросить твоих родных и знакомых помочь ему — и он жил бы еще. Итак, если ты не оказал сострадания несчастному, не утешил печальных, не помог ближнему, не наставил на путь истины и добра заблуждающихся, не отвратил от соблазна, а может быть и сам погубил чью-либо душу грехом соблазна, то ты без сомнения, к великому несчастию, виновен и против шестой заповеди закона Божия, запрещающей убийство.

Седьмая заповедь запрещает вообще всякую плотскую нечистоту. Сюда же относятся: разные игры и шутки нескромные, песни непристойные, чтение душевредное, страсть к нарядам и театральным зрелищам и пр. Не виновен ли ты против этих грехов?

Восьмая заповедь: «не укради». Ты не вор: это так. Но и всякий обман, подлог, утайка найденной вещи тоже воровство. Знаешь ли ты это? Скажу более: к разряду воров должны быть причислены и все, кто так или иначе живет на чужой счет: нищие по ремеслу, тунеядцы, люди промышляющие разной легкой наживой, немилосердные, спекулянты и перекупщики всех родов и видов и т. д.

А против девятой заповеди кто из нас не безответен? Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна, говорит Господь. А из нас кто не сказал ни разу лишнего слова про другого? А двоедушие? сплетни? пересуды? Кто чист от этих пороков?

И против десятой заповеди кто из нас чист? Кто чужд зависти? Кто чужд нечистых, сребролюбивых и корыстолюбивых помышлений и желаний?

II. Но положим, вы и воздерживались от грехов, запрещенных десятью заповедями закона ветхозаветного.
А исполняете ли вы Евангельские заповеди? Заботитесь ли украсить себя Евангельскими добродетелями?
1) Стараетесь ли воспитать в себе чувство смирения, сознание собственного недостоинства?
2) Скорбите ли слезно о своих грехах и слабостях?
3) В обращении с ближними всегда ли были и стараетесь быть кроткими?
4) Жаждете ли святости и высшей праведности?
5) К нуждам своих ближних внимательны ли? Считаете ли себя обязанными нуждающимся помогать, печальных утешать, больных посещать, неразумных вразумлять и вообще быть ко всем милосердными?
6) О чистоте сердца прилагаете ли старание? Не питаете ли в сердце зависти, ненависти и дурных пожеланий?
7) Об умиротворении враждующих стараетесь ли?
8) Готовы ли за правду претерпеть хотя бы легкие скорби?
9) И настолько ли вы любите Господа Иисуса Христа, чтобы за Него даже на смерть быть готовым идти?

III. Теперь посмотри на церковные заповеди, которых, как и евангельских, девять, и спроси себя — исполняешь ли ты их так, как того желает от тебя Святая Церковь, твоя любвеобильная мать, неустанно пекущаяся о твоем вечном спасении?
1) Молишься ли ты Богу утром и вечером с сокрушением и умилением сердца — без холодности, без равнодушия, без рассеяния, но как бы стоя лицом к лицу пред престолом Божиим? Ходишь ли ты для молитвы в воскресные и праздничные дни в храм Божий — место особенного благодатного присутствия Божия?
2) Постишься ли по уставу Церкви? Соединяешь ли пост телесный с духовным, т. е. с обузданием страстей, с воздержанием от дурных привычек?
3) Уважаешь ли пастырей Церкви как слуг Христовых? Просишь ли их советов относительно направления твоей жизни на путь спасения?
4) Часто ли приступаешь к святым Таинствам Покаяния и Причащения? С достойным ли приготовлением приступаешь к этим спасительным средствам? Полагаешь ли начало исправления жизни после этих Таинств?
5) Не читал ли сочинений, враждебных слову Божию и учению Церкви? Не был ли в дружеских отношениях с еретиками по вопросам религиозным?
6) Молишься ли за родителей, сродников, за гражданское начальство и воинство? Молишься ли за всех православных христиан как живых, так и умерших?
7) Принимаешь ли сердечное участие в молитвах Церкви, назначаемых по случаю губительных войн, стихийных и общественных бедствий?
8) Не согрешил ли мыслию, словом или делом против восьмой заповеди церковной, запрещающей удерживать, утаивать или похищать что-либо, принадлежащее Церкви?
9) Не посещал ли нескромных увеселительных обществ, которые пробуждают нецеломудренные мысли и чувства? Особенно же не был ли в этих увеселительных местах накануне воскресных и праздничных дней, каковые (кануны) должно освящать молитвою и делами благотворения?

Так, други мои, надо рассмотреть каждому из нас жизнь свою, чтобы уразуметь: что ты? насколько здоров или болен душою? Дело понятное, что вдруг сделать такого самоисследования нельзя, а нужно внимательно приглядеться к своему внутреннему человеку. Оттого Святою Церковью и назначено на подготовку к исповеди по крайней мере три дня.

Руководство и правила, какие нужно соблюдать приступающим к святым Великим Таинствам покаяния и причащения

1) Каждый православный христианин, начиная с семилетнего возраста, ежемесячно должен очищать свои грехи Таинством Святого Покаяния, т. е. приходить на исповедь к духовному отцу: и в его присутствии, после обычных молитв, пред святым крестом и Евангелием, исповедовать свои грехи Самому Христу Спасителю, Который здесь «невидимо стоит, приемля наше исповедание».
2) Исповедоваться и затем, если будет то дозволено духовником, святых Тайн приобщаться следует как можно чаще; по крайней мере во все четыре поста, которые с этой целью и установлены Святой Церковью. А тем более в Великий пост непременно каждый православный христианин должен очистить свою совесть покаянием для того, чтобы в духовной радости встретить величайший, светлый праздник Божественной Пасхи.
3) Больные могут исповедоваться и святых Христовых Тайн приобщаться не только через шесть недель, как это принято иными, по какому-то произвольному правилу, но и каждую неделю, тяжкобольные даже каждый день.
4) Младенцы, после их крещения, до семилетнего возраста, также могут приобщаться не только каждую неделю, но и каждый день, и притом без исповеди, которую они могут приносить лет с семи.
5) Но те и другие, как взрослые больные, так и младенцы, за исключением внезапной, опасной болезни, должны быть причащаемы, всего лучше, натощак, т. е. раньше вкушения ими пищи и питья. Младенцев всего лучше причащать за ранними обеднями.
6) Никто и ни в каком случае, в один и тот же день, не должен дважды причащаться. Это тяжкий грех!
7) Никто из еретиков, т. е. лиц не принадлежащих к Православной Церкви, взрослый или младенец, а также никто из раскольников, без предварительного присоединения к Православию, а тем более никто из некрещеных, хотя бы то и младенец, причащаться в нашей Православной Церкви да не дерзает: это было бы величайшее оскорбление для Таинства святого Причащения, к которому и крещеные должны «приступать со страхом Божиим и истинною верою и совершенною любовию».
8) Взрослые христиане православные приступают к святым Тайнам, с семилетнего их возраста, не иначе, как после предварительной исповеди и с разрешения духовного отца. Кому запретил, до известного времени приступить ко принятию святых Тайн один духовник, тот не должен идти, для святого Причащения, в другую церковь. Это было бы то же, что и клятвопреступление, или явное поругание Таинства Покаяния, а с тем вместе и Причащения. Такое Причащение было бы для такого обманщика, то же, что Христу «лобзание Иудино», т. е. предательское.
9) Запрещается исповедовать свои грехи по частям, т. е. половину или больше незначительных грехов передают на исповеди сначала одному знакомому духовнику, а другую, более тяжкую по степени грехов другому, который и не знает их. Это было бы недобросовестно и лукаво. Так делают иные от того, что своего знакомого духовника стыдятся. И потому, как фарисеи, своему духовному отцу передают лукаво и бессовестно только мелкие и обыденные грехи; а с теми, которые более тяжки, идут к другому, незнакомому, или, по их понятию, более снисходительному духовнику. Таковые забывают, что они таким действием обманывают не духовника, а Самого Спасителя и Бога, и чрез то уничижают Таинство святого Покаяния и становятся недостойными и святого Причащения.
10) Вообще: неприлично, без крайней нужды и причины, по одной только прихоти, менять духовников, как это делают иные, ища такого духовного отца, который бы поменьше спрашивал, нестрого обличал и почаще разрешал принимать святые Тайны, даже и тому, кто сам чувствует, что их недостоин. Разве мы только духовнику одному исповедуем свои грехи, а не вместе с ним и Самому Христу Спасителю, Который для истинно кающихся одинаково милостив, а для нераскаянных и упорных во грехе одинаково грозен? Кого мы тут обманываем таким-то лукавством, кроме самих себя? Впрочем, никому не запрещается, по уважительным причинам, избрать себе духовного отца из каких угодно пастырей церкви, потому что власть священства у всех их одинакова.
11) Затем, желающие достойно совершить святую исповедь и после приступить к святому Причащению должны, по уставу православной Церкви, соблюдать следующее:
а) В течение той седмицы, которую они избрали для приготовления к исповеди, необходимо: каждый день являться в Божий храм, к самому началу каждого богослужения и молиться в храме с сокрушением пред Богом и теплыми слезами.
Только в случае особенных препятствий или уважительной причины и болезни можно на два-три дня сократить это приготовление к исповеди.
б) В это время, какое мы избрали для говения (Говение обыкновенно продолжается семь дней, но, в случае крайней нужды, может быть сокращено от трех до одного дней.), нужно усугубить строгий пост, усилить молитву, а кому доступно это, и дела милосердия; Никакой христианин, за исключением тяжкой болезни, не позволит себе в это время употребления даже и рыбной пищи, а тем более, даже и в болезни, не станет он вкушать ни мясной, ни молочной пищи; а также ни вина, ни елея, когда нет на то разрешения церковного.
Впрочем, кто говеет в мясоед, тому строгого поста не полагается, разве по собственному его на то желанию.
в) Во время говения в пост, особенно в Великий, нужно пищу употреблять только растительную, и притом самую простую, неизысканную, и в малом количестве.
г) Исповедь всего лучше принести не только накануне причащения, как это делают иные в Великом посту, только по пятницам, когда нет возможности долго и подробно исповедовать свои грехи, при множестве других исповедников, но дня за два, даже за три до святого Причащения. Особенно старым и малым, равно как и больным, советуется, всего лучше, принести святое Покаяние в среду, или четверг, чем только в пятницу в ужасной тесноте.
После исповеди они немного согрешат,— да и то такими грехами, которые святому Причащению не препятствуют, потому что они снова в них покаются пред Богом во время чтения молитв пред Причащением. А если у иного после этой, ранней исповеди и случился тяжкий грех (чего трудно и допустить), то что мешает снова прийти на исповедь, хоть в самую субботу, пред обеднею, и покаяться духовнику только в этом тяжком грехе, не повторяя других?
д) Надо воздержаться от пищи и питья перед причастием после полуночи (после 12 часов ночи). Но тот тяжко согрешит, кто по непростительной дерзости и после полуночи, до обедни, в день святого Причащения, себе дозволит хоть что-нибудь выпить или закусить. Таковые не должны причащаться в этот день, а отложить Причащение до другого дня; им снова следует прийти к духовному отцу на исповедь и объявить ему этот грех невоздержания. Пред причастием, кроме тяжко больных, не позволяется никому даже и просфору кушать, или пить святую воду. Даже и младенцев нужно приучать к тому, чтоб причащались натощак.
е) Идя на исповедь, тем более ко святому Причащению, непременна нужно примириться, если нельзя лично, то заочно, с теми, с кем были ссоры или неприятности,— и непременно попросить у всех прощения, без чего и Сам Господь нас не простит. Он не любит злых и их молитв, даров и даже покаяния не принимает (Мф., 6, 14—15).
ж) Для того, чтобы точнее и подробнее припомнить и исчислить свои тяжкие грехи, в которых мы еще не каялись, или которые после покаяния снова повторяли, нужно их заранее обдумать по порядку, например, десяти заповедей закона Божия. А лучше их написать для памяти на бумагу, конечно, тайно от всех; и прочитать духовному отцу, который вместе с прощением грехов уничтожит и эту нашу рукопись греховную. Для облегчения припоминания говеющими своих грехов, родители должны предварительно растолковать детям все десять заповедей Божиих и, наводя кающихся на вопросы о том, поступали ли они по этим заповедям или нет, указать им и на губительные для них плоды неисполнения ими воли Божией, выраженной в десятисловии: на лишение благословения Божия, гнев Божий, на разного рода несчастна в здешней жизни и страшные муки в будущей жизни.
з) Кающиеся приносят с собой незажженную (как бы потухшую) свечу, в знак того, что у них, как некогда у дев нерадивых, светильник веры остался без елея, т. е. без добрых дел. Впрочем, можно являться и без свечки, равно — как и без всякой лепты за исповедь, которая, как таинство, должна быть совершаема безвозмездно. И если люди добрые делают приношения своему духовному отцу за его труды, то это зависит от их доброй воли.
и) Придя на исповедь, не спеша и не толкая других, первое что нужно — правильно перекреститься. Затем нужно до земли поклониться пред аналоем, где крест и Евангелие; стать чинно, со смирением, и слушать внимательно все, о чем спрашивает духовник или, что еще лучше, исповедать ему все свои грехи, в которых упрекает наша совесть. Почти на каждый его вопрос о грехах, приходится отвечать одно: «грешен или грешна»! Исповедь не любит пустословия; «не нужно повторять в ней те грехи, в которых мы давно покаялись, и от которых, по милости Божией, мы уже исправились». Сначала пастыри, обыкновенно, спрашивают только общие грехи, руководствуясь или десятью заповедями-закона Божия, или девятью заповедями евангельскими, или девятью церковными, или по порядку наших обязанностей к Богу, ближним и к самим себе, а потом предлагают вопросы об особенно тяжких грехах. Здесь ты и покажи свою добрую исповедь, во всем признайся откровенно, и по чистой совести, как дело было; но в словах коротких, ясных, безо всякого пустословия, или извинения; и непременно, после откровенной исповеди, «дай святое обещание всячески отстать от смертных грехов». А главное: никто, никогда и ни в чем не спорь с духовником! Это — великая дерзость, за которую иной духовник может и удалить такого вопросника от самой исповеди, за его лукавое, гордое покаяние. Какого греха не творил, в том и каяться не нужно. Зачем лгать самому на себя? Просто скажи: «Нет, Бог миловал меня от этого»! Не пускайтесь никогда в мелочи и подробности, если об них не спрашивают. И не скорби, что он тебя не подробно исповедовал. Тайна твоего прощения над тобой совершилась в общем разрешении, какое он даст тебе от имени Христа и во имя Святой Троицы.
к) Но гораздо лучше, если ты чрез размышление о своих грехах во дни говения, чрез оплакивание их и сокрушение сердца, чрез чтение духовно-назидательных статей и книжек об исповеди и самоиспытании готовящихся ко святому Таинству Покаяния, лучше получишь навык сам, без подробных вопросов духовника, исповедовать свои грехи, которые, особенно тяжелые, как камень, лежат на твоем сердце. Помни, что духовник не может знать, что таится в глубине твоей души; сам спеши открыть ее отцу духовному и обнажи все греховные язвы твоей души.
л) Исповедуя грехи свои, непременно нужно дать обещание не делать их впредь и жить после исповеди благочестиво. Нужно твердо запомнить, что после каждой исповеди христианин должен нравственно улучшаться.
м) После исповедания тобою того или другого особенно тяжкого греха, духовник, как пас-' тырь церкви, поставленный на дело своего служения Самим Иисусом Христом, сделает тебе наставление и укажет тебе врачебные средства от грехов: слушай его слова со вниманием и старайся все, что он скажет, исполнять. Только тогда ты будешь послушным сыном святой матери своей Церкви, которая приведет тебя к вечному блаженству за гробом.
н) После исповеди пастырь даст тебе общее наставление с убеждением отстать от прежних грехов и к новым не приставать,— и всячески стараться, призвав помощь Божию, жить свято, как прилично истинному христианину. Дай твердое намерение следовать его душеспасительным советам, которые вполне согласны с волею Божией. «Се здрав ecu: ктому не согрешай» (Иоан., 5, 14).
о) Потом ты должен стать на колени, преклонить главу свою, приложить в знак смирения руки к груди и молиться Господу прилежно о прощении грехов и помощи начать новую лучшую жизнь. Духовник читает над тобою молитву: «Господи Боже спасение рабов Твоих»...
п) После этой молитвы, не восставая от земли, читай сам следующее прошение или повторяй за духовником: «Прости мя, отче святый, и благослови: согреших душою и телом, словом, делом и помышлением, и всеми моими чувствы, душевными и телесными».
р) После сего духовник читает разрешительную молитву, налагая на голову кающегося епатрахиль: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо, вся согрешения твоя...» В конце разрешительной молитвы духовник крестообразно знаменует десницею кающегося.
с) Затем бывает отпустительная молитва и целование креста, после чего исповедь окончена, и покаявшийся может отойти от духовника.
т) После исповеди приложись ко святым иконам Спасителя, Божией Матери и Святых Угодников Божиих.
у) Выслушай в церкви, или дома прочитай, вечернее правило. И, придя домой, прочитай молитвы ко святому Причащению.
ф) А в день святого Причащения, после утренних молитв и нового примирения со всеми, оденься чисто и прилично, без роскоши. Каждый приходи к самому началу службы в Божий храм.
х) До начала службы приложись ко святым иконам.
ц) Если угодно, подай записки о здравии своих родных и за упокой твоих православных сродников, свечу поставь, лепту вложи на пользу храма, подай нищим. Но это — дело твоей доброй воли.

Предварительные вопросы при исповеди детей по порядку десяти заповедей закона Божия

1. Знаешь ли, сын мой (или дочь моя), что твою исповедь слушает Сам Господь наш Иисус Христос, здесь невидимо стоящий?
Я только служитель Его и буду свидетельствовать пред Ним все, что ты скажешь мне. Посему ничего не скрывай от меня, но исповедай все твои согрешения пред всевидящим Богом, Который так тебя любит, как не любит отец и мать твои, и ждет твоего чистосердечного признания в грехах, совершенных тобой мыслию, словом и делом; исповедайся же с крайним сожалением во всех твоих согрешениях и дай обещание впредь не огорчать твоего Небесного любвеобильного Отца. Помни, что Господь после этого простит тебя и Своим милосердием покроет все грехи твои; Он поможет тебе во всяком добром деле, охранит тебя во всех путях твоей жизни и дарует тебе после смерти Царствие Небесное, где будешь ты вечно блаженствовать со всеми святыми.
2. Теперь скажи мне: жалеешь ли ты о том, что согрешил пред Богом, нарушив Его святые заповеди?
«Когда согрешаешь ты,— говорит святой Златоуст,— плачь и стенай не о том, что будешь наказан,— это еще не важно; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столько благ, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать п стенать и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание» (Злат., на 2 Кор. бесед. IV, М. 1843 г., стр. 120).
3. Скажи мне, дитя мое, со всеми ли ты примирился, идя на исповедь, как требует того твоя святая матерь Церковь?
Помни, возлюбленный мой, что если ты не простил от всей души твоим врагам, и Отец Небесный не простит тебя. Не забывай слов Господа: «аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отеи ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф., 6, 14, 15). «Будите убо милосерди... тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам» (Лук., 6, 36, 38).
Всегдашнее прощение всем всего есть свойство христианской любви, которая, по апостолу, «долготерпит, милосердствует, не раздражается, вся покрывает» (1 Кор., 13, 4—7). Оно же есть самое верное ручательство за прощение и на последнем суде; ибо если мы отпустим,— отпустит и нам Отец наш Небесный (Мф., 6, 14). Таким образом, «если хочешь в рай,— прощай всем, искренно, от души, чтоб и тени не оставалось неприязненности».

«Детская исповедь» книга для детей и родителей. Протоиерей Григорий Дьяченко.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
ПРАВОСЛАВИЕ ДЕТЯМ
1. Детская исповедь.
2. О заповедях детям. 1-5 Заповедь.
3. О заповедях детям. 6-10 Заповедь
Покаяние - исповедь
Причащение

Календарь православных праздников и дней памяти

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (29.05.2018)
Просмотров: 1477 | Теги: дети, православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru