Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
16:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (20 – 28 июня)

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ
ИЮНЬ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА МЕФОДИЯ, ЕПИСКОПА ПАТАРСКОГО
20 июня (3 июля)

Святой Мефодий более известен своими писаниями, чем обстоятельствами своей жизни. Знают, что во время гонения он увещевал к твердости в вере паству свою и сам совершил подвиг мученичества; но иные говорят; что это было при Декии, другие — во время Диоклитианова гонения, в начале IV века.
Отцы Церкви говорят с великим уважением о писаниях священномученика Мефодия, который с ясностью и силой опровергал ложное учение Порфирия, некоторые заблуждения Оригена, написал обширное сочинение «о Воскресении», объяснения на книгу Бытия, на Песнь песней, и много других книг. Отцы Церкви называют его ревностным поборником истины и богатым мудростью.

ПАМЯТЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ИУЛИАНА ТАРСИЙСКОГО
21 июня (4 июля)

Святой Иулиан родился в Киликии и, осиротев, жил с матерью в городе Тарсе. Она была усердная христианка и рано внушила единственному сыну своему любовь к Господу и к Его святому закону. Когда настало страшное гонение на христиан при Диоклитиане, то ни жестокие истязания, ни угрозы, ни обещания даров и почестей не склонили юношу отречься от веры. Целый год водили его по разным городам Киликии, везде подвергая истязаниям. Однажды в городе Эгее ему насильно вложили в рот пищу и влили вина от жертвоприношения, но он продолжал громогласно исповедовать веру свою. Заключили его в темницу. Тут мать посетила его и умоляла оставаться твердым в вере даже до смерти, ибо временная жизнь любимого сына была для нее не столь дорога, как его вечное спасение. Правитель страны, узнав об этом, велел жестоко замучить вместе и мать и сына. Потом Иулиана утопили в море, мать его впоследствии тоже приняла мученический венец. Тело святого Иулиана было вынесено волнами на берег; одна благочестивая вдова взяла его и перенесла в Александрию, где честно похоронила. Святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед своих ублажает память святого мученика Иулиана Тарсийского.

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕВСЕВИЯ, ЕПИСКОПА САМОСАТСКОГО
22 июня (5 июля)

Этот святой муж был епископом в городе Самосаты, принадлежавшем Антиохийской митрополии, в тяжкое время волнений от арианской ереси. При Констанции, покровителе ариан, он претерпел немало скорби и гонений, но оставался постоянен, мужествен и непоколебим в исповедании православной веры. Когда упразднилась епархия Антиохийская, потому что архиепископ Антиохийский Евдоксий, арианин, был переведен в Константинополь, то Евсевий много способствовал избранию на его место святого Мелетия. Ариане, сильные при дворе, согласились на это, потому что считали Мелетия согласным с ними; но с первых же слов нового архиепископа к антиохийскому народу узнали все, что он будет твердым и ревностным защитником Православия. Тогда ариане начали преследовать его и вскоре убедили царя низложить его и сослать в заточение. У Евсевия же хранился акт избрания Мелетия, подписанный всеми участвовавшими в избрании. Ариане стали требовать, чтобы он отдал им эту бумагу, которая свидетельствовала против них. Евсевий отказал; стали требовать от имени царя, грозя отсечь ему правую руку. Евсевий протянул обе руки, говоря: «Отсеките обе; только общего определения, доказывающего законность избрания Мелетия и беззакония ариан, не отдам вам, разве по приговору Собора». Ариане возвратились ни с чем, и сам царь похвалил твердость духа достойного епископа Самосатского.
В царствование Юлиана, когда Церковь Христова подверглась новым гонениям, святитель Евсевий продолжал твердо и неуклонно служить Господу, укрепляя слабых, стараясь усмирить волнения, всюду производимые и гонением, и еретическим учением. Такая же деятельность предстояла ему и при Валенте, новом покровителе арианства; тогда все правоверные епископы, соединившись дружно, всеми силами старались противодействовать злу, которое быстро распространялось, и имя Евсевия Самосатского упоминается рядом с такими твердыми защитниками истины, как свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский. Как большая часть твердых защитников истинной веры, Евсевий подвергся гонению и был сослан в заточение. На его место назначен был арианин. Новый император Грациан возвратил на кафедры всех епископов правоверных. Тогда и свт. Евсевий возвратился в Самосаты, но вскоре умер от раны на голове, нанесенной ему женщиной-арианкой.

ПАМЯТЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ АГРИППИНЫ
23 июня (6 июля)

Святая дева Агриппина родилась и воспитывалась в Риме, и с самого раннего возраста начала служить Христу. За имя Его претерпела она мучения в царствование Валериана, но Ангел Божий укреплял ее; она вынесла с твердостью страшнейшие истязания и в муках предала Богу душу. Три служительницы Христа — Васса, Павла и Агафоника — тайно взяв тело мученицы, перевезли его в Сицилию. Там святые останки мученицы были благоговейно чтимы христианами, и от них совершались многие чудеса.

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
24 июня (7 июля)

В Евангелии от святого Иоанна Богослова мы читаем: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы-все уверовали чрез него. Не сам он был Свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. I, 6—8).
Этими словами евангелист указывает на Иоанна Предтечу, который родился за шесть месяцев до Спасителя и должен был возвещать людям скорое явление в мир Иисуса Христа и готовить их принять Спасителя. Об Иоанне предсказывали ветхозаветные пророки: «Се Я посылаю вестника Моего пред лицем Моим, который приготовит путь предо Мною» — говорит пророк Малахия (Мал. Ill, 1). Пророк Исаия с великой ясностью указывает на Иоанна как на Предтечу и возвестителя Христа. И вот приблизилось время, когда эти пророчества должны были исполниться. Благочестивому священнику Захарии является в храме Ангел и объявляет ему, что у него родится сын, который будет велик пред Господом, наречется пророком Всевышнего и обратит многих из сынов Израилевых к Господу Богу их, и предыдет пред Ним в духе и силе Илии. Ангел повелевает назвать младенца Иоанном. Этим именем, которое значит «благодать», как бы указывается на то начало жизни и спасения, которое дает нам Иисус, ибо, как говорит святой евангелист: «Закон Моисеем дан, благодать же и истина Иисусом Христом» (Ин. I, 17).
Мы не станем повторять рассказ о чудесных событиях, сопровождавших рождество Иоанна Предтечи. О них упомянуто в житии праведных Захарии и Елисаветы, под числом 5 сентября. Ангел сказал Захарии, что о рождении сына его возрадуются многие. Это было действительно радостное событие для всего мира, ибо рождение Предтечи предвозвещало скорое пришествие Мессии; это была заря, возвещавшая явление Солнца правды, которое есть Христос. Люди, сидящие «во тьме, увидели свет великий, и сидящим во стране тени смертной воссиял свет», — говорит пророк Исаия (Ис. IX, 2). Вот почему Церковь издревле положила праздновать торжественно рождество святого Иоанна Предтечи, между тем как она обыкновенно празднует день кончины прочих святых, считая этот день днем истинного возрождения их для жизни вечной.

ЖИТИЕ И СТРАДАНИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ФЕВРОНИИ
25 июня (8 июля)

Во дни царя Диоклитиана сын римского епарха, молодой Лисимах, был послан с дядей своим Селином в восточные страны для суда над христианами. Это было время самого жестокого гонения, повелено было не щадить христиан, но всеми возможными пытками стараться склонить их к отречению, непокорных же предавать смерти. Селина и Лисимаха сопровождал довольно значительный отряд воинов под начальством одного родственника их, Прима.
Селин принял охотно поручение царя, ибо был нрава злого и жестокого и сверх того ненавидел христиан. Он с радостью предавал их истязаниям. Посланные прибыли в окрестности Пальмиры; там нашлось довольно много верующих, и казни и страшные истязания повторялись каждый день. Не мог этого равнодушно видеть молодой Лисимах; ему было едва двадцать лет. Он был кроток и добр, в детстве еще слышал много хорошего о христианах от матери, которая тайно веровала во Христа, и сердце разрывалось в нем от скорби и сожаления при виде страданий несчастных. Однажды ночью призвал он к себе тайно начальника отряда и сказал ему: «Честнейший Прим, ты знаешь, что мать моя была христианка и всегда желала, чтобы и я принял веру Христову. Я этого не мог сделать, боясь отца и царского гнева, но сколько раз говорила она мне о христианах, умоляла меня никогда не делать им зла и стараться угодить Христу. Я хочу исполнить это завещание. Сердце мое болит при виде ужасных страданий христиан, и я решился делать все возможное, чтобы спасать их. Стану предупреждать их о приближении нашем и давать им все способы к бегству».
Прим, который тоже жалел христиан, обещался содействовать Лисимаху; и между ними было решено предупреждать заранее христиан о приближении Селина, дабы они могли укрыться; и кроме того стараться сколь возможно облегчить участь тех, которые попадутся им в руки.
Приблизились римские воины к городу Сиваполю. В этом городе жило в одном здании, наподобие монастыря, до пятнадцати дев, посвятивших себя службе Божией. Настоятельница обители, благочестивая Вриенна, ученица диакониссы Платониды, правила этим малым христианским обществом, соблюдая в нем строгий устав. Все дни проходили в труде и молитве, а по пятницам все девы собирались в церковь, и от утра до ночи происходило чтение и объяснение слова Божия. Этим поучениям могли внимать и все женщины города; занавесь разделяла их от инокинь, и всякую пятницу огромное множество женщин собиралось слушать чтение и поучение; особенно же в те дни, когда объяснения поручались инокине Февронии, которая сделалась известной всему городу глубокой мудростью своей. Февронии было всего двадцать лет, с самого раннего детства жила она при тетке своей Вриенне, не знала ничего о мире и вся принадлежала Богу чувствами и мыслями. Была она красоты необыкновенной, смиренномудра, кротка, ее горячая вера и глубокая мудрость содействовали много к распространению веры Христовой; некоторые язычницы, слушая ее, оставляли заблуждения свои и обращались к Богу.
Стараниями Лисимаха и Прима сивапольские христиане были извещены заранее о приближении воинов, и многие скрылись. Вриенна, собрав сестер, спросила, что они хотят делать? Феврония была в то время тяжко больна. Почти все девы объявили желание искать безопасного убежища. С негодованием говорила им Вриенна: «Как? Вы еще брани не видали и уже заранее признаете себя побежденными и помышляете о бегстве? Не лучше ли нам всем стоять твердо за веру и, если нужно, умереть за умершего ради нас Христа?» Но, видя боязнь инокинь, Вриенна более не удерживала их. Обитель опустела; остались кроме самой настоятельницы только больная Феврония, которая объявила, что не желает удалиться, и еще престарелая инокиня Фомаида, впоследствии описавшая ее мученическую кончину.
Стали они молитвой готовиться к священному мученичеству. Настоятельница всего более опасалась за Февронию, как слабую и юную деву, но нашла ее готовой мужественно стоять за веру. С глубоким смирением готовилась она к великому подвигу, зная слабость свою, но полагаясь ла силу Господню. «Молись обо мне, мать моя, — говорила она Вриенне, — чтобы Господь нашел меня достойной страдать за имя Его. Тогда бесстрашно пойду стезей мученичества к Тому, Которого возлюбила, Которому обручилась с детства».
На следующий же день после бегства инокинь вошли римские воины; некоторых христиан схватили и заключили в темницы. Селин, услышав о женской обители, послал туда воинов, но они нашли в обители только трех женщин; думая, что настоятельница скрыла остальных, они уже замахнулись мечами на нее. Феврония бросилась к ним в ноги, умоляя их убить ее прежде, дабы не видеть смерти матери. В это время прибыл Прим и, удалив воинов, спросил у Вриенны: «Где же все сестры?» — «Они сбежали и скрылись от вас», — отвечала она. «Зачем же и вы не бежали? Но теперь еще время, удалитесь, я не велю вас преследовать». Однако ни одна из инокинь не согласилась на это.
При свидании с Лисимахом Прим рассказал о случившемся, с удивлением говорил он о дивной красоте одной из инокинь и искал средства, как бы спасти юную деву от ужасной казни. Один воин, подслушав его, донес Селину, что Прим и племянник его желают спасти одну из инокинь. Селин пришел в страшную ярость и повелел, чтобы на следующий же день именно Феврония была приведена к суду как христианка. Напрасно молили Вриенна и Фомаида, чтобы взяли и их вместе с нею; юной деве едва дали время помолиться и повлекли к мучителю.
Множество народа собралось, чтобы видеть суд и казнь; и едва ли кто-нибудь мог удержаться от слез, когда юная дева, в оковах, явилась перед жестоким мучителем. Селин велел Лисимаху допрашивать ее.
— Раба ли ты или свободна? — был первый вопрос.
— Раба Христова, — отвечала девица.
— Имя твое?
— Христианка.
Сам Селин был тронут при виде юной девы и изумлен ее дивною красотою. Он начал ее ласково увещевать отречься от веры, предлагал ей дары, наконец, обещал ей, что выдаст ее замуж за племянника своего, Лисимаха, наследника всех его богатств. Ничем нельзя было ни смутить, ни прельстить юную деву. «Я имею Жениха Небесного, — кротко, но твердо отвечала она, — и хочу остаться верна Ему. Не трудись понапрасну, ни угрозы не устрашат меня, ни обещания не прельстят».
Тогда Селин велел мучить деву. Необыкновенная твердость, с которой она переносила страшнейшие истязания, возбуждала удивление всех и еще более распаляла ярость сурового Селина, который изобретал все новые ужаснейшие терзания. Не раз вопль негодования вырывался из толпы зрителей, народ с криком и слезами умолял пощадить юную деву, которую били жестоко, опаляли огнем, у которой, наконец, отрубили один за другим все члены. Селин был безжалостен; ярость его не знала пределов. Прим же и Лисимах с глубокой скорбью смотрели на казнь, которую отвратить не могли; и чудная перемена делалась в душе юноши. Он вспоминал то, что мать рассказывала ему о христианах, и чувствовал, что девица страданиями своими спасает и его и приводит ко Христу. Когда наконец мученице отрубили голову мечом, он, рыдая, затворился в комнату свою.
Кара не замедлила постигнуть Селина; он пришел домой в каком-то исступлении, долго быстрыми шагами ходил по комнате, не говоря ни с кем. Вдруг какой-то непонятный ужас напал на него, он застонал страшным голосом, ударился головой о мраморный столб и мертвый пал на землю. Общее смятение и шум возвестили Лисимаху, что случилось что-то необыкновенное. Он пришел и, когда увидел дядю своего, лежавшего мертвым, долго не мог выговорить ни одного слова. Наконец он воскликнул: «Велик и благословен Бог христиан, отмстивший за кровь неповинную!» Он велел вынести из города труп умершего и схоронить по эллинскому обычаю, всем же христианам возвестить, что они могут безбоязненно возвратиться в город и присутствовать при погребении мученицы. Сам он с Примом благоговейно собрал останки святой мученицы и перенес их в обитель.
К вечеру толпы народа входили в отверстую дверь обители, и, поклоняясь останкам мученицы, славили Бога, даровавшего ей твердость в вере и терпение в страданиях. Пришли и Лисимах с Примом. «Отныне отвергаю служение кумирам, — говорил Лисимах, — оставляю все богатства мои и хочу быть рабом Божиим!» На то же решился и Прим; и оба на другой же день пошли объявить христианскому священнику о желании своем принять святое крещение. Впоследствии оба сделались иноками и жили богоугодно в трудах и лишениях.
С этих пор в монастыре ежегодно совершалась торжественно память св. Февронии в день ее мученической кончины; и многие во время богослужения видели светлый лик юной мученицы между девами, поющими на клиросе, и чудеса совершались при гробнице ее.

25 июня (8 июля) день памяти святого благоверного князя Петра и святой благоверной княгини Февронии, княживших в Муроме и угодивших Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным. В старости святой князь постригся в иноки, при чем наречен был Давидом, а княгиня приняла в иночестве имя Евфросинии. Святые мощи их покоятся в одном гробе в городе Муроме.

26 июня (9 июля) совершается память преподобного Давида Солунского, великого подвижника, жившего в Фессалониках (Солуни) в VI веке, и празднование Пречистой Богородице по случаю явления Ее чудотворной иконы, нарицаемой Тихвинской.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО САМПСОНА СТРАННОПРИИМЦА
27 июня (10 июля)

Преподобный Сампсон, родом римлянин, был сын очень знатных и богатых родителей, которые дали ему хорошее образование и с ранних лет внушали ему любовь к Богу и желание следовать закону Господнему. Любя ближних, как повелевает Господь, Сампсон выучился врачебному искусству, чтобы помогать страждущим. Господь благословил его доброе намерение и дал ему чудотворную силу исцелять всякий недуг.
По смерти родителей Сампсону досталось богатое имение, которое он употребил для пользы ближних. Всех рабов своих отпустил он на волю, раздавал щедрые милостыни, принимал и кормил нищих и странных. Он очень любил уединение, но, заботясь прежде всего о пользе ближних, он поселился в Константинополе и устроил дом, где принимал нищих, больных и странных. Он сам лечил больных и силою Божиею творил много чудес. Из смирения старался он скрывать эти явления особенной милости Божией к нему, но святая жизнь его сделалась известной, и патриарх посвятил его во священники.
Случилось, что император Юстиниан, царствовавший в то время, сделался опасно болен. Старания самых искусных врачей оставались тщетными, но Сампсон чудесной силой, данной ему от Бога, исцелил царя. «Требуй от меня какой хочешь награды, — сказал ему обрадованный царь, — возьми денег или имение». «Богатства не нужно мне, — ответил Сампсон, — оно было у меня, и я добровольно лишился его, но если хочешь сделать мне великую милость, то вели построить дом для помещения больных и бедных; этим ты угодишь Богу и весьма меня обрадуешь».
Царь исполнил желание Сампсона и выстроил обширную больницу и странноприимный дом, куда назначил Сампсона начальником. Надо заметить, что подобные учреждения были вовсе неизвестны язычникам. Они строили великолепные здания, храмы богам своим, дворцы, театры, цирки (Цирком или гипподромом называлось здание, в котором происходили конские бега и бои гладиаторов.), развалины которых удивляют нас еще и теперь громадностью своей; они тратили огромные деньги на роскошь и удовольствия, но мы нигде не видим, чтобы они старались облегчить участь больных и несчастных. Христос дал нам закон любви к ближнему, Он повелел нам считать всех людей братьями, служить и помогать друг другу. Он сам показал нам Своей жизнью на земле пример того, что мы должны делать; ибо Он беспрестанно творил дела любви и милосердия. Подражать Божественному Учителю нашему должно быть главною заботой нашей, если мы воистину христиане и любим Господа Иисуса Христа. Господь поможет нам; и в делах милосердия, совершаемых не за награду или благодарность, а ради любви к Господу, мы найдем неизреченную радость и покой душевный.
Сампсон трудился до глубокой старости и мирно отошел к Господу в 530 году. Лицо его сияло тихой радостью, когда он кончил богоугодное житие свое. Много чудес совершалось над его могилой и в устроенной им больнице.

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА, ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
28 июня (11 июля)

Очень мало известна жизнь этих уважаемых подвижников. Знают, что они были основателями иноческой жизни на Валаамском острове, и полагают, что это было в начале XIV столетия; тогда как шведский король Магнус, фанатически преданный у Римской церкви, всеми мерами распространял латинскую веру между финнами, даже между теми, которые уже были крещены в веру православную. Обитель Валаамская славилась строгостью своего устава. Мощи святых основателей ее покоятся в соборном храме Преображения Господня.

ПАМЯТЬ СВЯТЫХ СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
29 июня (12 июля)

Святая Церковь совершает в один день память двух великих апостолов, Петра и Павла, которых она называет первоверховными, первопрестольниками и учителями вселенскими. Они много трудились для распространения слова Божия, много претерпели страданий и гонений и оставили нам в своих посланиях правила христианской веры и жизни. Важнейшие обстоятельства жизни их описаны в Евангелии и Деяниях. Боговдохновенные писатели этих священных книг не скрыли от нас ни прегрешений, ни заблуждений, в которые впасть попущено было от Бога: Павлу — прежде его обращения, а Петру — прежде укрепления его Святым Духом; и потому пример их особенно поучителен для нас. В Петре Церковь видит образ отвергшегося от Господа и покаявшегося; в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося заповедям Господним и потом уверовавшего. Прегрешения и заблуждения свои они старались загладить искренним раскаянием, усердными трудами во славу Господа и на пользу ближних.
Петр, называвшийся сперва Симоном, был сын рыбака из Вифсаиды Галилейской. Отца его звали Ионою. Брат его, Андрей, первый сделался учеником Спасителя. Он поспешил сообщить Симону радостную весть, что он нашел Мессию и привел Симона к Иисусу. Господь назвал его Кифою, или Петром, что значит камень.
Андрей и Петр следовали некоторое время за Иисусом; потом снова занялись ремеслом своим; как отец их, они были рыбаки. Однажды Иисус вошел в дом к Симону- Петру и исцелил тещу его, которая была больна горячкой, и вскоре за тем новым чудом явил Божественную силу Свою.
Находясь близ озера Геннисаретского, Господь увидел лодку, которая принадлежала Петру. Он вошел в нее и стал из лодки учить народ. Потом Он велел Петру закинуть сеть для ловли. «Учитель, — отвечал Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину». И закинув сеть, они поймали столько рыбы, что сеть прорвалась. Петр позвал на помощь товарищей своих, Иакова и Иоанна, и две лодки были доверху наполнены рыбой. Тогда Петр, пораженный этим чудом, пал к ногам Иисуса и воскликнул: «Выйди от меня, Господи! Я человек грешный!» Этим чувством искреннего смирения и сознанием грехов своих начал Петр свое постоянное служение при Господе. То же самое совершается для всякого искренно верующего. Сознание грехов своих и глубокое чувство смирения — вот первое действие благодати Божией в душе уверовавшей. Нельзя сделаться учеником Христа, не возненавидев сперва грехов своих и не сознав немощи своей.
При виде чуда, совершенного Иисусом, страх объял и товарищей Петра; но Господь успокоил их и сказал Петру: «Не бойся, с сего времени ты будешь ловить человеков». Эти слова означали, что Петр проповедью будет обращать людей к Богу. После этого Петр и товарищи его оставили все и пошли за Иисусом. Они слушали учение Его и видели чудеса, которые Он творил. Имя Петра встречается беспрестанно в Евангелии, он был одним из любимейших апостолов Христа и почти неотлучно находился при Нем в важнейших случаях. Так, он видел преображение Господне, воскрешение дочери Иаира, находился в Гефсиманском саду перед страстью Христовой. Он отличался пылкой любовью к Божественному Учителю своему, ревностью и усердием. Его с прочими апостолами Господь посылал проповедовать слово Его, и дал ему силу творить чудеса, именем Его исцелять больных, воскрешать мертвых. Как видно из повествований святых евангелистов, сами апостолы не совсем понимали истинное значение пришествия и особенно предстоявших страданий Господа Иисуса Христа; их смущали иногда мысли о земном величии; они спорили между собой о том, кто из них будет большим Царствии Небесном; их вера иногда колебалась и слабела, и страх объял их, когда Господь был взят и предан суду. Все эти чувства — слабость веры, малодушие и человеческий страх — испытывал и Петр; Господь с благостью и кротостью наставлял его и помогал ему. Слова Господа к Петру обращены и ко всем внимательным слушателям Его святого учения.
Однажды Иисус повелел ученикам Своим сесть в лодку и переправиться к другому берегу моря, а Сам взошел на гору помолиться. Был уже поздний вечер. Ночью, когда ученики далеко отплыли от берега, поднялась страшная буря; волны заливали лодку, и ученики были в великом страхе, как вдруг они увидели Иисуса Христа, шедшего к ним по волнам. Они испугались, думая, что это видение, но Господь сказал им: «Не бойтесь, это Я». Тогда Петр, ободренный голосом Спасителя, воскликнул: «Господи, если это Ты, то вели мне придти к Тебе по волнам». — «Иди», — сказал Иисус; и Петр вышел из лодки и пошел по воде навстречу Христу, но видя сильное волнение, он испугался, начал утопать и в страхе закричал: «Господи, спаси меня!» Господь протянул руку, поддержал Петра и сказал: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» И когда они вошли в лодку, то буря тотчас утихла, и ученики, поклонившись Спасителю, сказали Ему: «Воистину Ты Сын Божий».
Как утешительно для всех нас это повествование святого евангелиста! Хотя прошло то время, когда Спаситель жил на земле с людьми, но как тогда, так и теперь Он близок к каждому искренно верующему и с любовью призывающему имя Его. Когда мы в печали, в опасности, когда мы, как кажется, удалены от всякой помощи, как ученики среди волнующегося моря, тогда Господь особенно близок к нам. Устремим к Нему помышления наши, и, как ученики, мы услышим ободряющий голос Спасителя, говорящего нам в Евангелии Своем: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). И Он поможет нам и поддержит нас. Не страдания и не скорби опасны для нас, ибо нам нечего бояться, когда мы уповаем на Господа, но опасно маловерие, когда мы забываем Бога, когда мы делами и мыслями своими удаляемся от Него, тогда мы становимся бессильны и легко утопаем среди волнений житейских бурь. Только устремив все мысли к Богу, утвердив сердца любовью и верой, можем мы идти твердой стопою, ибо тогда всесильная рука Господня поддерживает нас; и благодатно будет для нас страдание, если мы, испытанные им, с более пламенным чувством любви и веры воскликнем, как апостол: «Воистину Ты Сын Божий, Ты Спаситель мира!»
Петр часто в ответах своих Господу доказывал веру свою, он как бы от имени всех учеников исповедовал Божество Христа.
Однажды Господь, объясняя учение Свое, говорил о хлебе небесном, дающем спасение. «Я есмь хлеб жизни, — говорил Он, — ядущий хлеб сей жив будет вовеки». Некоторые из учеников, не понимая этих слов, смутились и отошли от Него. Тогда Иисус сказал двенадцати апостолам: «Не хотите ли и вы отойти?» Петр отвечал: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого!».
Другой раз Господь спросил у учеников Своих, за кого почитают Его в народе; они отвечали: «Иные за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за кого-нибудь из пророков». — «А вы за кого Меня почитаете?» — спросил Господь Иисус. Симон Петр отвечал: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Тогда Господь сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе то, но Отец Мой, Сущий на небесах. Скажу и Я тебе: ты вси Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Слова эти были впоследствии ложно истолкованы латинянами; они признают апостола Петра главой и основанием Христианской Церкви и полагают, что ему была дана власть над прочими апостолами. Предание западное говорит, что Петр был впоследствии епископом в Риме, и латиняне полагают, что преемники Петра на римском престоле, папы, наследовали и данную ему власть; потому они считают папу главой Церкви, признают его непогрешимым и имеющим власть изменять даже догматы Церкви. Но это совершенно противно учению Христа и апостолов, ибо главой Церкви может быть и есть только Христос, а никак не человек, подверженный, как все, заблуждениям и прегрешениям. Господь часто говорил ученикам Своим, что нет между ними ни большего, ни меньшего, что тот и велик; кто смирится, как дитя, что они все братья и не должны искать величия земного. «Князи господствуют над народами, и вельможи властвуют над ними, — говорил Господь, — но между вами не должно быть так; а кто хочет быть большим, тот будь вам слуга; и кто хочет быть первым, будь всем раб; ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и дать душу Свою для искупления многих». Словами: что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 17,18), повторенными всем апостолам, Господь дал апостолам власть отпускать кающимся грехи во имя Его. Эту власть мы признаем за священниками, которые в таинстве покаяния отпускают нам грехи от имени Господня.
А что касается слов Христовых Петру: «на сем камне Я создам Церковь Мою и проч.» (Мф. 16,18), то здесь разумеется камень истинной веры в Божество Христово, исповеданной Петром.
Как мы сказали, апостолы не вдруг поняли смысл пришествия Спасителя, и они глубоко скорбели и недоумевали, когда он говорил им о близких страданиях Своих. Однажды Петр начал противоречить Господу, но Господь строго укорил его, говоря, что он помышляет не о том, что Божие, но о том, что человеческое.
Приближалось время страданий Спасителя. Желая дать ученикам Своим пример смирения и любви, Он на последней вечери с ними стал умывать им ноги (Умывать ноги гостям своим считалось на Востоке знаком приветствия и глубокого почтения. Эту должность обыкновенно исполняли служители.). Петр, смущенный смирением Господа, сказал ему: «Господи, Тебе ли умывать мои ноги?» Иисус Христос ответил ему: «Что Я делаю, ты не узнаешь теперь, а уразумеешь после». Но Петр повторил: «Не умоешь ног моих вовеки». — «Если не умою, — отвечал Господь Иисус, — то не будешь иметь части со Мною». — «Господи, — сказал тогда Петр, — не только ноги мои, но и руки, и главу».
На последней вечери Господь долго беседовал с учениками Своими, завещал им любить друг друга, соблюдать Его заповеди и установил таинство причащения Его Тела и Крови. Но и после того, когда Господь так ясно объяснил Божественное учение Свое, земные помыслы еще смущали учеников, и они между собой спорили о том, кто больший. Господь, зная помышления их и предстоящее Петру искушение, сказал Петру: «Симон, Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился за тебя, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Но Петр, твердо надеясь на себя, сказал Господу: «Господи, с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти». Иисус отвечал: «Сказываю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты три раза отречешься, что не знаешь Меня». И всем ученикам Господь предсказал, что они в эту ночь соблазнятся о Нем и оставят Его. «Хотя и все соблазнятся, но не я, — говорил Петр, — хотя и умереть мне с Тобою, — не отрекусь от Тебя». То же обещали и другие ученики.
Настало то, о чем предсказывал Господь. Перед страстью Своей Господь пошел с учениками на гору Масличную, близ селения Гефсимания. Взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, Он удалился от прочих и сказал трем ученикам: «Душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бдите». И отошед немного, Он пал на землю и молился со слезами и скорбью. Возвратясь после молитвы к ученикам Своим, Он нашел их спящими и сказал Петру: «Симон, ты спишь! Не ,мог ли ты побдеть одного часа? Бдите и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, но плоть немощна». Эти слова должны бы вразумить Петра, так самонадеянно изъявившего готовность умереть за Христа, но до трех раз Господь, возвращаясь к ученикам после молитвы, заставал их спящими. Наконец пришел предатель Иуда с воинами, чтобы взять Иисуса. Тут Петр, желая защитить Господа, вынул меч и ударил им служителя первосвященника. Господь Иисус исцелил раненного и сказал Петру: «Вложи меч в ножны! Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?».
Повели Христа на суд, и тогда все ученики, оставив Его, бежали. Только Петр и один из учеников следовали за Ним издали. Но, хотя Петр в пылком порыве усердия вынул меч, чтобы защитить Господа, ему не достало твердости духа, чтобы исповедать Его перед Его врагами. Страх и малодушие исполнили его сердце. Так как ночь была холодна, то воины и слуги архиерейские грелись у огня на дворе архиерейском. Петр находился с ними. Одна служанка, увидя его, сказала: «И ты был с Иисусом Назореем». Но Петр отвечал: «Я не знаю Его». Немного спустя, кто-то опять сказал Петру: «И ты из учеников Его». Но Петр сказал: «Нет». В третий раз один служитель указал на него, как на бывшего с Иисусом, и в третий раз Петр отрекся с клятвой, говоря, что не знает Этого Человека. Вдруг петух запел. Тогда Господь взглянул на Петра, и Петр, вспомнив слова Его, вышел вон и горько заплакал.
Раскаяние его было искренно и глубоко; и Господь, милосердный к кающимся, доказал ему после воскресения Своего, что простил ему его малодушие. Когда жены-мироносицы, приведши ко гробу, не нашли тела Иисуса Христа, Ангел объявил им, что Он воскрес, и упомянул особенно о Петре. «Скажите ученикам Его и Петру,— сказал Ангел, — что Он встретит вас в Галилее». Петр, услышав от святых жен, что Христос воскрес, поспешил ко гробу с Иоанном; но они нашли во гробе одни пелены. Господь в тот же день явился апостолам, а кроме того, еще прежде других апостолов явился одному Петру.
Спустя некоторое время после воскресения Христова, Петр и несколько учеников ловили рыбу в море Тивериадском, но напрасно трудились они всю ночь, — они ничего не поймали. Поутру они увидели Иисуса, стоявшего на берегу, но не узнали Его. Он велел им закинуть сеть, и они поймали множество рыбы. Тогда Иоанн сказал Петру: «Это Господь!» Петр поспешно бросился в море и доплыл до берега. Иисус стал обедать с учениками и во время обеда спросил у Петра: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня более, нежели они?» — «Господи, — отвечал Петр, — Ты знаешь, что я люблю Тебя». — «Паси агнцев Моих», — сказал Господь. Потом Господь спросил во второй раз: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?» Петр опять ответил: «Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя». — «Паси овец Моих», — повторил Господь. Для того чтобы дать Петру случай трикратным уверением в любви своей загладить вину трикратного отречения, Иисус спросил в третий раз: «Симон Ионин, любишь ли Меня?» Петр на этот раз огорчился; он подумал, что повторение этого вопроса доказывает сомнения в его любви, по поводу отречения его от Христа, но ответил опять: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя», и Господь в третий раз сказал: «Паси овец Моих».
Таким образом Господь в милосердии Своем Сам указывал Петру, чем он может особенно угодить Ему и загладить вину свою. И Петр исполнил волю Господа. Вся жизнь его была отселе посвящена усердным заботам об обращении неверующих к Господу Богу, Пастырю доброму; он наставлял новообращенных и подавал им пример мужества и твердости, бесстрашно исповедуя Христа перед начальниками и первосвященниками иудейскими, которые за то преследовали и наказывали его. Претерпев много страданий и гонений, он и жизнь свою положил за Христа.
Перед вознесением Своим, Господь повторил апостолам повеление проповедовать слово Его всему миру; обещал, что верующих будут сопровождать чудные знамения, и приказал апостолам оставаться вместе во Иерусалиме, пока не облекутся силою свыше, то есть, пока не сойдет на них Дух Святой. Апостолы исполнили повеление Иисуса Христа. Они оставались вместе, проводили время в молитве и ожидали обещанного им Утешителя, Духа Истины, Который, по словам Господа, должен был вразумить их на всякую правду. С ними были все ученики и Пресвятая Дева, и еще несколько благочестивых жен. Верующих было всех сто двадцать человек.
В день Пятидесятницы (Праздник Пятидесятницы был установлен в воспоминание дарования Богом закона на горе Синай. Он совершался спустя 50 дней после Пасхи.), когда все были единодушно вместе, сделался вдруг шум, как бы от сильного ветра, и Дух Святой в виде огненных языков сошел на верующих. Они исполнились вдруг необычайной мудрости и силы духовной, и стали говорить на разных языках. Этот великий дар Божий, знание языков, должен был облегчить апостолам проповедание Евангелия, которое им было поведено возвещать всем народам. Шум привлек множество народа к дому, где находились апостолы. Тут были люди разных племен, говорившие различными наречиями. Каково же было удивление всех, когда услышали, что апостолы, известные за людей простых и необразованных, проповедуют на разных языках великие дела Божии!
Иные из слышавших это стали смеяться над апостолами, говоря, что они пьяны. Тогда Петр встал и начал говорить собравшемуся народу. Слова его, внушаемые Духом Святым, были полны мудрости и силы. Он объяснил, что теперь случилось то, о чем давно предсказывали пророки, и безбоязненно свидетельствовал, что Христос, распятый иудеями, есть Сын Божий и Спаситель мира, что Он воскрес из мертвых и излил на рабов Своих благодатную и чудодейственную силу. Слова Петра глубоко поразили слушателей, они умилились сердцем и сказали апостолам: «Братья, что нам делать?» Петр отвечал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа, ибо обещание дано вам, и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш».
Около трех тысяч человек приняли крещение в этот день. Все верующие жили в любви и единодушии, молились беспрестанно и имели все общее. Они продавали свою собственность; и из общего достояния давалось каждому, что было нужно. Их добродетельная жизнь, и чудеса, которые апостолы творили силою Божией, удивляли всех; и ежедневно присоединялись к ним новые последователи Евангелия.
Однажды, когда Петр и Иоанн шли во храм на молитву, человек, хромой от рождения, стал просить у них милостыни. Петр, пристально взглянув на него, сказал ему: «Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: именем Иисуса Христа Назорея, встань и ходи!» И апостол, взяв хромого за руку, поднял его, и хромой встал и вошел в храм, хваля и благодаря Бога. Все бывшие в храме изумились, ибо знали, что этот нищий хром от рождения, множество народа собралось около апостолов. Петр стал объяснять, что апостолы не своей силой творят чудеса, но силой и именем Того, Которого иудеи распяли, а Бог воскресил из мертвых. Он старался возбудить раскаяние и веру в сердцах слушателей, но пока он говорил, к нему подошли священники и начальник стражи при храме и схватили апостолов. Иудейские начальники и священники сильно досадовали на апостолов. Они ненавидели учение Христово и, распяв Христа, надеялись, что учение это погибнет. Но когда они увидели, с какой силой апостолы проповедуют слово Божие и какое множество народа присоединяется к ним, то решились препятствовать им всеми мерами. Петра и Иоанна отдали под стражу до следующего утра, но между тем слова их произвели желаемое действие: около пяти тысяч человек уверовали в этот день.
Поутру начальники и первосвященники собрались и, призвав Петра и Иоанна, спросили у них, какой силой и как именно они исцелили хромого. Петр объявил, что чудо совершено именем Христа: «Ибо нет другого имени под небом, — прибавил он, — которым надлежало бы нам спастись». Начальники, видя смелость и уверенность апостолов, не знали, что делать. Чудо было совершено так явно, что скрыть или опровергнуть его было невозможно; они решились запретить апостолам упоминать об имени Иисуса Христа, но Петр и Иоанн сказали, что несправедливо слушать их более, нежели Бога. Однако на этот раз начальники отпустили их, боясь народа, ибо все видевшие чудо прославляли Бога.
Возвратясь к своим, Петр и Иоанн рассказали о всем случившемся, и все стали прославлять Господа и молить Его, чтобы Он дал служителям Своим силу безбоязненно проповедовать слово Его. Вдруг место, где они стояли, поколебалось, и все исполнились Духа Святого и продолжали смело проповедовать Христа.
Великая любовь соединяла всех верующих. Мы сказали, что они продавали имущество свое и приносили цену апостолам, которые давали каждому, что ему было нужно, так что не было между ними ни бедного, ни богатого. Но одному из уверовавших, по имени Анания, и жене его Сапфире, пришла грешная мысль утаить часть цены проданного ими имущества. Петр Духом Святым узнал истину, и обличенные им Анания и Сапфира внезапно пали мертвые к ногам его, сначала Анания, а потом и жена его.
Много чудес совершали апостолы; больных выносили на улицы, чтобы хотя тень проходящего Петра пала на них, и от этого они исцелялись. Все это усиливало злобу врагов их, и они снова взяли апостолов и заключили их в темницу, но злоба их оказалась бессильной против тех, которых охранял Господь. Ангел Божий ночью отворил двери темницы и вывел оттуда апостолов, сказав им: «Пойдите и во храме говорите народу слова жизни». Они повиновались. Поутру начальники послали в темницу за апостолами, но посланные нашли темницу пустой, хотя двери были заперты и стража стояла у входа. Пока удивленные начальники и первосвященники недоумевали, что бы это значило, кто-то пришел и сказал им: «Те, которых вы заключили, стоят во храме и учат народ». Велели привести апостолов в синедрион, или верховный совет, и первосвященники начали укорять их за то, что они не слушаются их приказания — не говорить об Иисусе, но Петр и прочие апостолы опять сказали им, что надо более слушаться Бога, нежели людей. В ярости своей члены синедриона хотели убить апостолов, но их удержал один законоучитель фарисейский по имени Гамалиил. Он сказал им, что если учение Христово есть дело человеческое, то оно падет само собой, но если дело Божие — то никакие усилия не возмогут остановить его успеха. Первосвященники велели бить апостолов и потом отпустили их, повторив запрещение говорить о Христе; но апостолы продолжали проповедовать, не страшась опасности, а, напротив, радуясь, что страдают за Христа, и число верующих возрастало с каждым днем.
Вместе с тем усиливалась злоба врагов Божественного учения. Они побили камнями архидиакона Стефана, мужа, исполненного мудрости и Духа Святого, и начали жестоко преследовать верующих. Тогда все они, кроме апостолов, оставили Иерусалим. Но так как распространение Евангелия было действительно дело Божие, а не человеческое, то все старания врагов не могли остановить успехов его, а, напротив, служили ему в пользу. Верующие, рассеявшись по разным городам и странам, везде проповедовали слово Божие. Апостолы, услышав, что жители Самарии приняли Евангелие, проповедуемое там св. Филиппом, одним из семи диаконов, рассудили послать в Самарию Петра и Иоанна, чтобы утвердить в вере новообращенных. Петр и Иоанн прибыли в Самарию; помолившись с новообращенными, они возложили на них руки, и уверовавшие получили Духа Святого.
Между крестившимися находился один человек по имени Симон, который до прибытия апостолов удивлял самарян волшебством, казавшимся какою-то сверхъестественною силою. Видя, что по молитве и рукоположении апостолов Дух Святой сошел на уверовавших, он задумал, купить у апостолов эту силу и принес им деньги, говоря: «Дайте и мне эту власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Святого Духа». Но Петр строго укорил его за то, что он помыслил за деньги получить дар Божий.
Наставив жителей Самарии, Петр возвратился в Иерусалим и вскоре за тем предпринял новые путешествия для распространения слова Божия. Его проповедь сопровождалась везде чудесами; так в городе Лидце он именем Христа исцелил расслабленного, в городе Иоппии воскресил умершую. Многие, узнав об этом чуде, уверовали, и Петр, чтобы наставлять новообращенных, жил довольного долго в Иоппии, у одного кожевника Симона.
Надо помнить, что закон Моисеев воспрещал иудеям близкие сношения с иноплеменниками для того, чтобы между ними сохранилась в чистоте им одним открытая истина — познание единого Бога. Иудеи чрезвычайно гордились своим преимуществом, и хотя находились под властью язычников, смотрели на них с презрением, считая себя одних народом, избранным Богом. Но пришло время, когда и иноплеменные народы должны были познать истину и войти в наследие Божие. Закон был дан иудеям, но благодать, данная Христом, должна была равно излиться на всех, ибо Христос пришел искупить всех, кто только уверует в Него. Господь в особенном таинственном видении открыл Петру, что и язычники должны получить спасение.
В Кесарии жил римский сотник по имени Корнилий, человек добрый, милосердный к бедным и тем угодный Богу. Господь захотел открыть ему путь спасения чрез веру во Христа. Однажды, когда он молился, ему явился Ангел Божий и сказал ему, чтобы он призвал к себе Симона, который прозывается Петром и живет в Иоппии, у Симона кожевника. «Он скажет тебе слова, по которым спасешься ты и весь дом твой», — прибавил Ангел. Корнилий тотчас же послал двух служителей и воина в Иоппию, чтобы просить Петра прийти к нему.
Петр в это время молился на верху дома, в котором жил. Он почувствовал сильный голод и вдруг увидел отверстое небо и сходящий с неба сосуд, как бы большую скатерть, привязанную за четыре угла, в котором находились разные звери, птицы, гады, и он услышал слова: «Петр, заколи и ешь!» Закон иудейский запрещал употреблять в пищу гадов и некоторых зверей; они считались нечистыми. Поэтому Петр ответил: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого». — «Что Бог признал чистым, того ты не почитай скверным», — сказал тот же голос. Это повторилось до трех раз; и после того сосуд был взят на небо. В это время посланные Корнилия подошли к дому и спросили: «Здесь ли живет Симон, прозванный Петром?» Дух Божий сказал Петру: «Вот три человека ищут тебя; сойди и пойди с ними, нимало не сомневайся, ибо Я послал их».
Петр сошел к посланным, они рассказали ему о видении, бывшем Корнилию, и на следующий день Петр отправился с ними в Кесарию. Корнилий вышел к нему навстречу и пал к его ногам, но Петр, подняв его, сказал: «Встань, я такой же человек, как и ты». Он вошел с Корнилием в дом его, где собралось много друзей и сродников Корнилия, и сказал им: «Вы знаете, что иудеям запрещено вступать в сношение с иноплеменниками, но мне Бог открыл, чтобы я ни одного человека не считал скверным, и поэтому я беспрекословно пришел. Для чего вы призвали меня?» Корнилий рассказал о случившемся с ним, и Петр воскликнул: «Поистине я познаю, что Бог не лицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Вслед за тем Петр стал объяснять учение Христово и возвестил прощение грехов чрез веру в Иисуса Христа. Пока он говорил, Дух Святой сошел на присутствовавших, и они стали на разных языках хвалить и славить Господа. Тогда Петр окрестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда после этого Петр возвратился в Иерусалим, то верующие начали укорять его за то, что он провел столько времени с язычниками, но Петр рассказал им о видении своем, о словах, которые он слышал, и о сошествии Духа Святого на Корнилия и бывших с ним. Тогда все стали славить Господа, говоря: «Так, видно, и язычникам Бог даровал покаяние». С этих пор многие из апостолов стали проповедовать язычникам, в особенности же апостол Павел, который преимущественно и называется апостолом язычников.
Через некоторое время, в 44 году после Р. X., Ирод Агриппа, внук того, который умертвил Вифлеемских младенцев, стал жестоко преследовать Церковь Божию. Он предал смерти Иакова Зеведеева, а потом схватил и Петра. Так как это было время праздника, то он отложил казнь его и велел содержать его в темнице. Четыре воина стерегли апостола днем и ночью. Верующие скорбели и усердно молились о Петре, и Господь чудесным образом спас его.
День казни был уже назначен. В ночь перед этим днем Петр, скованный цепями, спокойно спал между двумя воинами; другие два воина стояли у дверей темницы. Вдруг явился Ангел Божий, и чудесный свет озарил темницу. Ангел, разбудив Петра, сказал: «Встань скорее!» И вдруг цепи упали с рук его. По повелению Ангела Петр оделся и пошел за Ангелом, не понимая сам, наяву ли или во сне происходит все это. Они прошли мимо часовых; железные ворота, которые вели в город, отворились сами собою; они вышли на улицу, и тут Петр увидел, что Ангела уже нет с ним. Тогда только Петр пришел в себя и понял, что Господь чудесным образом избавляет его от смерти. Полный благодарности, он поспешил идти в дом одной женщины, Марии, матери ученика Иоанна Марка; у нее верующие часто собирались для молитвы, и теперь, несмотря на поздний час ночи, многие находились у нее и молились. Петр постучался в дверь; служанка вышла отворить, но услышав голос Петра, так обрадовалась и растерялась, что вместо того чтобы отворить побежала объявить ученикам, что Петр стоит у сеней. «В своем ли ты уме?» — сказали они. Она опять повторила слова свои. «Так это, верно, Ангел его», — сказали ученики. Между тем Петр продолжал стучаться, наконец, ему отворили. Петр вошел, рассказал о чудесном избавлении своем, велел объявить о том Иакову (брату Господню, который был епископом в Иерусалиме) и всем братьям и пошел в другое место.
Ирод вскоре после этого умер мучительной смертью; Церковь же Божия росла и множилась. Апостолы усердно трудились, и в далеких странах проповедовали слово Божие. Св. апостол Лука, писатель книги апостольских Деяний, не сообщает нам, куда пошел Петр после освобождения своего, и имя его встречается в последний раз в повествовании о Соборе, собравшемся в Иерусалиме в 50 году, чтобы разрешить спорный вопрос, который возник между верующими в Антиохии. Иные говорили, что новообращенные из язычников не могут спастись, если не обрежутся по закону Моисееву. Павел и Варнава прибыли из Антиохии в Иерусалим. Апостолы и пресвитеры собрались. После долгих рассуждений, Петр напомнил, что Господь явил благодать Свою язычникам, даровав им Духа Святого и очистив верою сердца их; потому он отвергал необходимость исполнения обряда над ними. Это мнение, поддержанное и Иаковом, епископом Иерусалимским, и Павлом, превозмогло на Соборе. Обряды закона Моисеева, цель которых была предохранить иудеев от общения с язычниками, и быть образцами Христовой благодати, потеряли теперь свое значение. Их должны были заменить христианские таинства; вера в Господа Иисуса Христа должна была соединить всех христиан в единодушии и любви.
Св. Лука уже более не упоминает о Петре; из некоторых посланий мы видим, что он посещал Антиохию и другие города. Полагают, что жена его сопутствовала ему. Некоторые греческие писатели упоминают о Петре; рассказывают, что он сотворил много чудес в Риме, был извещен чудесным образом об успении Пресвятой Богородицы и чудесно прибыл в Иерусалим; посещал разные города Малой Азии, Греции, Египта, был даже в Испании и Британии (нынешней Англии) и везде усердно проповедовал Евангелие и устраивал Церкви. Полагают, что он был епископом в Антиохии, что он поставил епископом в Риме Лина, а перед кончиной своей посвятил туда в епископы ученика своего, св. Климента.
Жестокий император Нерон воздвиг первое гонение против христиан. Он досадовал на Петра, который обратил к Господу двух знатных жен двора его, и велел заключить его в темницу, чтобы потом казнить. Полагают также, что Симон волхв, находившийся тогда в Риме, возбуждал гнев императора против Петра. Предание говорит, что тогда христиане стали убеждать Петра удалиться из города, чтобы спастись. Он уступил их просьбам, но ночью, в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда идешь?» — спросил Петр. Господь ответил: «Иду в Рим, чтобы быть распятым снова». Петр понял, что удаление его не угодно Господу; он возвратился, был заключен в темницу и чрез несколько дней, в 67 году после Р. X., предан казни. Его осудили на крестную смерть. Петр просил, чтобы его распяли головой вниз, не считая себя достойным одной казни с Господом. Ему было, как полагают, 75 лет. Св. Климент похоронил тело его. Часто христиане приходили молиться при гробнице его, над которой, впоследствии, выстроили великолепный храм.
Римляне считают святого апостола Петра своим покровителем и заступником. Верховного епископа своего, папу, они называют наместником Петра и вопреки Христовой истине считают его, как мы сказали, главой Церкви. Этим признанием самозванного главенства папского и некоторыми произвольными изменениями в догматах веры латиняне отделились от Православной Церкви и составили Римско-Католическую церковь; между тем как мы, сохранившие предание святых отцов и определения Вселенских Соборов, принадлежим к Восточной, истинно Кафолической, или Вселенской, Православной Церкви («Кафолическая» значит «Вселенская»). Мы молимся о соединении веры и надеемся, что придет время, когда все христиане будут соединены в единодушии и любви.
Святой апостол Петр оставил нам два послания. Первое обращено к верующим переселенцам, рассеянным по разным областям Малой Азии (вероятно, по поводу гонения). В нем Петр увещевает их к терпению среди скорби, к добрым делам и жизни святой и честной. «Со страхом проводйте время странствования вашего, — пишет он, — зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа» (1 Пет. I, 17—19). «Послушанием истине чрез Духа, очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего ввек» (1 Пет. 1,22—23). Святой апостол убеждает христиан подавать добрый пример жизнью своей, дабы и язычники, видя их праведную жизнь, прославляли Бога. Он подробно изъясняет христианам обязанности их.
«Вы, жены, — говорит он, — повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих... приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. III, 1—4).
«И вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, и оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни...
Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. III, 7—9).
«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. III, 15).
«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа» (1 Пет. IV, 10).
«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. II, 17).
Второе послание написано уже незадолго перед мученическою кончиною святого апостола. Он предвещает ее и убеждает христиан помнить его наставления. Он говорит им о славе Господней, которой он был самовидцем, особенно во время Христова Преображения, предостерегает их против ложных учений и кончает словами: «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный».

Продолжение »»»» ЖИТИЕ СВЯТОГО ПЕРВОВЕРХОВНОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (16.10.2018)
Просмотров: 984 | Теги: дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru