Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
17:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

О заповедях детям. 6-10 Заповеди

О заповедях детям

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

1. Не имеешь ли ты привычки браниться дурными словами?
Употребляющий сквернословие оскорбляет Бога, сотворившего нас по образу и по подобию Своему, Которого мы должны славить чистым, неоскверненным языком. Слово Божие резко осуждает сквернословие: отложите все, говорит оно: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие от уст ваших. Если кто думает, что он благочестив и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
О том, как сквернословие пагубно, приведем один случай из житий святых: некто житель города Рима имел маленького сына, которого он любил и очень баловал. Чрезмерное баловство его довело до того, что мальчик не стал сдерживаться в употреблении слов.
Как только что-нибудь ему не нравилось, он начинал ругаться. Он дерзал иногда оскорблять скверными словами даже священные вещи.
Случился в то время мор на людей, и мальчик тяжко занемог. Однажды, когда он находился на руках отца, вдруг приступили к нему бесы взять его грешную душу. Увидев их, малютка затрепетал от ужаса и закричал: «батюшка! отыми меня от них!» Отец спросил сына: «что ты видишь, дитя мое?» Ребенок отвечал: «вот пришли бесы и хотят взять меня». Затем он начал ругаться мерзкими словами и тотчас умер. (Из рассказов св. Григория Двоеслова).
Употреблять с ближними своими, украшенными образом и подобием Божиим и призванными к Царствию Небесному, оскорбительные бранные слова — грех более преступный, нежели непочтение, более унизительный, чем ложь, более вредный, нежели клевета. Этот грех унижает один из самых великих даров Господа, заставляя человека исполнять низкую службу Его врагам.
Тот, который в уши другого вливает прокаженные брожения своих грешных мыслей, совершает дело дьявола. Влияние подобных слов поистине пагубно. Они оскверняют самые глубокие тайники души, они нарушают самые святые воспоминания сатанинскими песнями. О таких людях пророк Исаия говорит: «нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь» (Ис., LVII, 20).
Да охранит вас милосердный Господь от подобных грешников, от их слов, от заразительного их присутствия, от их оскверняющих взглядов, да охранит вас Господь от всего этого.
Сын мой, следи всегда за каждым своим словом. Воскликнем вместе с Псалмопевцем: «положи, Господи, охрану устам моим и ограду уст моих» (Пс., CXL, 3). Пусть ни одно ругательное слово, никакое тайное поношение, никакое лживое слово, пусть ничто из этого не осквернит более наших уст. Пусть будут они навсегда закрыты для мерзости, низости, кощунства и развращенности. Да будем все мы искренно и последовательно стремиться строго наблюдать за нашей речью. Если же в этом мы не можем доверять себе, то от всякого болезненного самохвальства, от всякого невеликодушного суждения, будем спасаться молчанием, которое в подобном случае лучше, чем слова, так как молчание невинно, как детство. Лучше всего молчать, чем говорить лицемерные и нечестивые слова.
Есть люди, которые не говорят ни одного лживого, недоброго, неблагородного слова потому, что их души парят к небесам, подобно ангелам, а не на земле, а их взгляд есть взгляд праведных, чистых, любящих христиан.
Да научимся мы, сын мой, походить на Того, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеком и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной», (Филипп, 2, 7 и 8), но Который сказал людям: «говорю вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф., 12, 36).
2. Не таил ли ты долго в своем сердце на кого- либо злобы или ненависти?
«Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его; а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя,— тот глупее всех глупцов». (См. кн.: «Моя жизнь во Христе» Т. 1, святого праведного Иоанна Кронштадтского).
Как всех добродетелей выше любовь, говорил святой Ефрем Сирин, так и всех грехов тяжелее — ненависть брата; «ибо ненавидя брата своего человекоубийца есть», как сказал апостол (1 Иоан., 3, 15). Кто ненавидит брата своего (т. е. всякого человека, всякого ближнего своего), тот ненавидит Самого Бога. «Ненавидяй брата своего, во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма ослепи очи ему» (1 Иоан., 2, И). Вот сколь многих зол причиною ненависть. «А любовь покрывает множество грехов» (1 Петр, 4, 8). Бойся, сын мой, подвергаться ненависти: она лишит тебя благодатной помощи Божией и Божьего благословения; старайся немедленно прекращать вражду и мириться с врагом; да не зайдет солнце во гневе твоем.
3. Любишь ли ты утешать печальных твоих товарищей и знакомых, которые иногда бывают несчастны от болезни ли, бедности, или какого- либо иного горя?
Слова любви и сочувствия в утешение несчастных ближних твоих весьма бывают угодны в очах Божиих и доставляют великую пользу им. Они воодушевляют впавшего в уныние, придают силы дрожащей руке; они падают подобно небесной росе на изнемогающую душу.
Солнечные лучи касаются гор, и от их прикосновения тают и скользят вниз тяжелые снежные лавины, которые не поддались даже урагану. И там, где вчера еще расстилался снег, сегодня растет зеленая трава. Такое же действие производят сочувственные слова, которые, к сожалению, очень редко произносятся: они могут ободрить и осчастливить.
4. Не мучил ты когда животных? Не обращался ли ты с ними жестоко? Не забыл ли ты когда дать им корму и питья? Не убивал ли ты птичек для забавы?
Беспощадная жестокость и варварство против животных, находящие свое удовольствие в том, чтобы причинять им мучения, это от дьявола. Помни это, сын мой! Истязание животных, принуждение домашних животных работать сверх сил ради большой корысти заслуживает названия несправедливости и глубокого насилия. В противоположность истязанию животных, в наше время можно указать на закон святого пророка Божьего Моисея, положения которого об обращении с животными дышат состраданием и кротостью. Праведник милует души скотов своих, говорится в притчах Соломона (XII. 10). Он доставляет им не только нужный уход, но дает им и необходимый покой. Не забудем слова Господа: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которое не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой и множество скота?»
Пользоваться животными как средством для наших удовольствий, конечно, позволительно, если удовольствия не жестоки и не бесчеловечны. Например, охота безусловно допустима, поскольку она имеет целью уничтожение вредных животных или удовлетворение человеческих потребностей. Но спросим себя — можно ли охоту, устраиваемую ради охоты, оправдать как достойное человека удовольствие, что особенно относится к так называемым охотам через собак (травле собаками)?
Один великий писатель в свои более поздние годы сказал о себе самом: «теперь я уже не хожу на охоту; хотя я прежде был хорошим стрелком, но в некотором отношении я чувствовал себя при этом удовольствии не совсем хорошо. У меня было всегда неприятно на душе, когда я убивал какую-нибудь бедную птицу, которая, когда я поднимал ее, устремляла на меня свой умирающий глаз, как будто желая упрекнуть меня в убийстве ее. Не хочу изображать себя жалостливее, чем другие люди; но никакая привычка не могла изгладить во мне этого сострадательного к животным чувства. Теперь же, когда я могу уступить своему чувству, теперь я скажу совершенно свободно, что мне доставляет гораздо больше радости видеть, как птицы весело порхают надо мною на вольном воздухе, чем убивать их».
5. Любишь ли ты других людей, как Господь нам заповедал?
Помни, что если мы не любим других, то не можем назваться и учениками Иисуса Христа. Никогда не забывай, что все люди происходят от одного человека. «Много дождевых капель, а все из одной тучи; много лучей, а все от одного солнца; много листочков на дереве, а все от одного дерева; много песку на земле, а весь от одной земли. Так много людей, а все от одного Адама и прежде всех от Бога» (См. кн.: «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского). «Если любишь Бога, то надобно любить и того, кого Бог любит; потому что когда мы любим кого, то любим и того, кого любимый нами любит» (Св. Тихон Задон.).
«Господь любит всех нас, и мы должны любить всех». «Видя груду золотоносной земли, незнающий презрит ее, а знающий не презрит, ради крупиц золота, в ней заключенных: подобно сему смотря на человека, представляющего неприятный вид необразованности, грубости, беспорядка, порока, невнимательный презрит его, а внимательный пожалеет, но не презрит, потому что и в сей неблагообразной глыбе есть золото — существо человека, и особенно его душа» (Филарет, митрополит московский). «Кто не помогает другому, потому что он еврей, турок или лютеранин, тот не христианин».
«Тяжело тебе, когда никто не хочет разделить с тобою горя твоего: спеши же делить горе ближнего твоего» (Филарет, архиеп. черниговский).
«Хочешь, чтобы тебя любили люди? Люби людей. Хочешь, чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем без изъятия. Приятно было бы тебе, если бы с тобою все обращались кротко и смиренно? Будь сам кроток и смирен пред всеми» (Филарет, митрополит московский).
«Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит к тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение, ибо в нем Господь, Который чрез него часто выражает волю Свою. Бог бо есть действуяй в нас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении (по благой воле Божией) (Филип., 2—13). Не жалей для брата ничего как для Господа, тем более, что ты не знаешь, в ком Господь приходит посетить тебя; ко всем будь нелицеприятен, для всех добр, искренен, радушен. Помни, что и чрез неверных Господь иногда говорит, или располагает их сердца к нам, как это случилось в Египте с темничным стражем, коего сердце Господь расположил к Иосифу» (См. кн.: «Моя жизнь во Христе», святого праведного Иоанна Кронштадтского).
6. Подаешь ли, сын мой, что можешь, бедному, голодному?
Помни, дитя мое, что любовь к ближним, сострадание к несчастным требуется от каждого христианина, и тот не войдет в Царствие Небесное, кто не был милостив здесь. Вот что говорится в слове Божием:
«Когда же прийдет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет па престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы: и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: прийдите, благословенные Отца Моего! наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: поелику вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его! Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня, болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: поелику вы не сделали сего одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Голодный, больной, нагой, заключенный,— это как бы Сам Христос, Спаситель наш: накормите же голодного, оденьте нагого, посетите больного, заключенного в темнице. Мысль человеческая останавливается с трепетом пред этою бездною любви. И мы не спешим часто с помощью к нашему ближнему! Мы остаемся холодными к его воплям! Вот как мы загрубели, ожесточились, вот как притупели наши чувства! Друг мой! Ты находишься в таком возрасте, который способен принимать живо впечатления, старайся так сохранить и изощрить твои человеческие чувства, чтоб они готовы были на все доброе в продолжение всей твоей жизни.
Один из старых наших князей, рассказывает Суздальская летопись, не отпускал от себя ни одного нищего без подаяния, говоря: а может быть Сам Христос приходил ко мне под видом этого нищего. Подражай, сын мой, и ты этому примеру, если можешь и когда можешь.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

1. Не допустил ли ты, сын мой, когда-либо в твоем сердце нечистых плотских пожеланий? Не согрешил ли когда-либо даже еще более, нежели одними пожеланиями и нечистыми помыслами, которые есть мерзость пред Богом?
Береги, сын мой, свою душу и храни всячески в чистоте твое тело.
Когда император Феодосий узнал, что жители Антиохии влачили по грязи статую его супруги, то он приказал разрушить город. Что сделает Бог нам, если мы грехом оскверняем душу — Его образ (Быт., I, 26) и храм (1 Кор., 3, 16)? Хотите ли знать цену вашей души? Посмотрите на цену искупления: не золото целого мира, не мир, весь со всем, что в нем есть, но Сам Бог был ценою нашего выкупа (Св. Златоуст).
«Бегайте блудодеяния», увещевает святой апостол Павел. Не сказал воздерживайтесь, но — «бегайте», всячески старайтесь удаляться от нечистой распутной жизни. Помните, что наши «телеса ваша храм живущего» в нас «Духа Божия» (I Кор., 6, 19); как же можно храм Божий обращать в жилище бесов!.. «Несте свои», говорит апостол Христов далее: вы теперь не себе принадлежите, вы куплены дорогою ценою — ценою крови Сына Божия. Вы храм Божий и Дух Божий живет в вас. Знайте же: аще кто храм Божий растлит: — осквернит, разорит, того самого растлит и строго покарает Бог!
Может быть и сам ты видел или хотя слыхал, как точно сбывается на людях преданных этой нечистоте грозный приговор суда Божия еще в сей жизни: одни из них преждевременно умирают от ужасных болезней, другие умирают в ужасных мучениях. Но это не избавляет несчастных нераскаянных нарушителей седьмой Божией заповеди от суда в будущей жизни: и там «блудников будет судить Бог» (Евр., 13, 4). «Не льстите себе, говорит апостол Христов, не обманывайте себя: ни блудники, ни сквернители царствия Божия не наследят» (1 Кор., 6, 9).
«Не могу отстать, говоришь ты, силы воли не достает, не слажу с собою».— Охотно верю, друг мой, что ты стал рабом греховной привычки, и сам не сладишь с собою; но кто же и говорит, что можно вырваться из плена греховного одними своими усилиями? Тут нужна, конечно, помощь Божия, а Бог ведь всегда готов помочь нам в деле спасения. Проси у Него сей помощи, проси со слезами — и Он подаст тебе руку помощи и освободит тебя от этой страсти. Твердо запомни: чем раньше начнешь бороться со своей страстью, тем легче и скорее отстанешь от своего порока. Маленькое деревце всякий вырвет легко, но когда оно пробудет в земле несколько лет и сделается большим, тогда трудно его вырвать.
2. Не любишь ли ты дружиться с дурными товарищами, которые научают тебя разным дурным шалостям и нечистым удовольствиям?
«Как касаяйся смоле очернится, так приобщаяйся гордому точен ему будет», свидетельствует древний мудрец Иисус Сирахов. Как смола прилипчива, черна и, когда горит, дымна и смрадна, так и худые дела порочного чернят его душу, пристают к его товарищу и другу, заражая сердце и распуская, как дым и смрад, дурную славу и зловредный пример.
Вот что было в III-м веке в Риме с молодым Нифонтом, сыном знатного и богатого гражданина. С отроческих лет Нифонт был добр, тих, кроток и набожен. А когда стал юношею и познакомился, в период учения в Греции, с дурными товарищами совершенно изменился: он предался всяким порокам, свойственным юношам; и не было дурного дела, какого бы он не совершал. Однажды погибающий нравственно Нифонт пришел к другу своему Никодиму. Тот с удивлением пристально посмотрел ему в лицо и потом сказал: «веришь ли, брат, я никогда не видал у тебя такого лица, как сегодня: оно черно и страшно, как у мурина». Так порок исказил дотоле красивое лицо Нифонта. Худо и рассеянно прожитая жизнь кладет неизгладимый отпечаток и на всю наружность человека; нравственное, душевное безобразие передается лицу невоздержанного человека.
Если хочешь приобрести друга, то приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему, предостерегает нас древний мудрец (Сирах., VI, 7).

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

1. Не брал ли без спроса, тайком у кого-либо чужую вещь?
Помни, что это тяжкий грех, запрещаемый восьмою заповедью: «Не укради!». Самой малой вещи не бери без дозволения, чтобы потом не перейти к более тяжким нарушениям закона Божия. Препод. Исаак Сирин говорит: «я знаю брата, который, когда жал на поле и хотел съесть пшеничный колос, спрашивал хозяина: позволишь ли мне съесть пшеничный колос? Так был осторожен брат от неправедного стяжания, которое обыкновенно начинается с малого и незаметно доводит человека до великого злоприобретения...».
Существует много видов кражи. И восьмая заповедь направлена не только против отъявленного вора, но против всякого, кто грабит другого, даже под видом права, хотя и с нарушением всякой правды и любви христианской,— она направлена против обманщиков, лихоимцев, бесчестных в переговорах и условиях; она направлена против всех тех, кто обманом, лукавством и плутовством погрешает против прав своего ближнего: «не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга... Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемника не должна оставаться у тебя до утра» (Лев., XIX, II и 13). Пред людьми, не исполняющими этой заповеди, Христос и Его апостолы закрыли врата Царствия Божия. Они не могут быть гражданами какого бы то ни было земного государства, как же могут они, пока совершенно не очистятся от этих ужасных грехов, стать гражданами того Небесного Царства, строитель и создатель которого Бог!
Запомни следующие слова Священного Писания:
«Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою, но после рот его наполнится дресвою» (Притч., XX, 17). Строящий дом свой на чужие деньги — то же, что собирающий камни для своей могилы (Сирах., XXI, 9).
Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют (1 Кор., 6., 9—10).
«Похищенное чужое добро»,— говорит святитель Тихон Задонский, «как огонь, в дом вшедшее, все прочее имение поядает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему воду решетом: из рук их вытекает все, что они похищают и собирают, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человече, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же знай, что все из рук твоих вытечет и твое собственное неправда, как огонь, потребит» (Твор. святого Тихона Задонск., т. IV, стр. 70).
2. Не присваивал ли себе найденные деньги или какой-либо предмет, кем-либо потерянный, вместо того, чтобы объявить о своей находке и отдать найденное потерявшему?
Никогда не решайся на это, чтобы не навлечь на себя гнева Божия.
Слуга святителя Ионы, митрополита московского, утаил часть денег, данных ему для раздачи бедным: и за то, по слову святителя, наказан от Господа болезнью и смертью. В пустынной келье преподобного Луки елладского, корабельщики тайно похитили раз жерновый камень и не хотели в своей вине сознаться пред преподобным: что же случилось? Когда поплыли они по морю, вдруг тот, кто взял камень, пал мертвым.
Но если в этой жизни не накажет нас Господь за похищение чужой собственности, то в этом случае особенно страшиться надобно нам, чтобы наказание за это похищение не последовало для нас вечное, после нашей смерти. А оно несомненно последует, если в разных хищениях своих мы не раскаемся и не исправимся. В житиях святых рассказывается, что один инок, по имени Григорий, нашел в гостинице нож стоимостью в 2 златницы, и знал, чей он, но утаил. На пути потерял он пояс свой,— который стоил не две, а четыре златницы,— и мешец свой... Преподобный Василий Новый, явившись ему во сне, и показав разбитый горшок, сказал: «кто его украдет, тот потеряет вчетверо или в сей, или в будущей жизни. Если будет богат, то богатство вчетверо у него отнимется? а если беден, то вчетверо мучиться будет». Воры и хищники царства Божия не наследуют (1 Кор., 6, 10), говорит слово Божие. «Ежели» — говорит святитель Тихон Задонский,— ежели праведным судом Божиим осуждены будут во тьму кромешную все те, которые ближнему своему от своего имения не уделяют: то какой уже страшный суд в день оный постигнет тех беззаконников, которые собственное ближнего своего добро похищают, грабят, отнимают и разоряют: сами вы, слушатели, рассуждайте» (т. 1, стр. 81).
Имея всегда в виду заповедь Божию: не кради и наказания Божии за нарушение ея, как заботливо старались сохранять эту заповедь люди, всею душою желавшие угождать Богу! Вот что рассказывается, например, о святом Филагрии. Живя в пустыне иерусалимской, прилежно занимался он работою, и тем получал себе пропитание. Однажды, когда он стоял на рынке и продавал свое рукоделье, кто-то уронил кошелек с тысячью монет. Старец нашел его. И как же поступил он с ним? Не так, как поступили бы на его месте многие из нас, а по доброй совести, по правде. Нашедши кошелек с деньгами, старец не ушел, а остался на том же месте, говоря: конечно, потерявший воротится. И вот потерявший идет и плачет. Старец отвел его в сторону и отдал ему кошелек. Тот ухватил старца и хотел дать ему что-нибудь из денег, но старец не принял даже и должного и поспешил скрыться (Достопам. сказ. стр. 396—397)... О преподобном Зеноне рассказывается, что он однажды проходил Палестину и, утомившись, сел для принятия пищи у огуречного огорода. Помысел говорил ему: возьми один огурец и съешь, ибо что в этом важного? Но он отвечал своему помыслу: воры подвергаются наказанию: так испытай себя, можешь ли ты перенесть наказание. Вставши, он пять дней простоял на жаре и, изнуренный жарой, сказал сам себе: не могу снести наказания; потом говорит своему помыслу: если не можешь, то не воруй и не ешь (Достопам. сказ., стр. 117).
Так же заботливо и нам, сын мой, надо оберегать себя от нечестного присвоения чужой собственности, хотя бы и малоценной.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

1. Не лгал ли ты когда-либо? Не обманывал ли родителей, братьев, сестер и товарищей? Не подсказывал ли ответы на уроках, обманывая своих наставников?
Берегись, сын мой, лжи как огня. Слушай, как слово Божие осуждает пагубную привычку лгать. «Злой порок в человеке — ложь; в устах невежд она всегда» (Сир., XX, 24). «Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч., XII, 22).
«Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдою» (Римл., 2,18).
«(Итак) хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка; ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу» (Прем. Солом., 1,11).
«Так и язык небольшой член, но много делает. Посмотри: небольшой огонь как много вещества зажигает. И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак., 3,5—6).
«Поведение лживого человека — бесчестно, и позор его всегда с ним». (Сир., XX, 26).
«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены Друг другу» (Ефес., IV, 25). (Из кн. свящ. Гр. Дьяченко: «Духовные посевы»).
Помни, что часто ложь строго наказывается в здешней жизни. Псалмопевец взывает к Богу: «погубиши вся глаголющия лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь» (Пс., V, 7.). Авессалом, обманом искавший царства, повис между небом и землею (2 Царств., XVIII, 9) и Ахитофел, подававший ему коварные советы против Давида, окончил жизнь самоубийством (XVII, 23). Анания и жена его Сапфира утаили часть своего же имения и один за другим пали мертвыми у ног апостола Петра, которого хотели обмануть, и погибли (Деян., 5, 5—10). Сам «антихрист, человек беззакония, сын погибели, придет», как открывает апостол, «в знамениих и чудесах ложных, и во всякой льсти неправды; и Господь Иисус убиет его Духом уст Своих» (2 Сол., 2—4, 8—10). И это — еще в настоящей жизни.
А что грозит лжецам в будущей жизни,— послушайте вот слово Самого Господа, сидящего на Престоле: «неверным и скверным, и убийцам, и блуд и чары творящим, идоложерцем, и всем лживым (слышите: лживых Он полагает так сказать на одних весах с неверными и другими без- законниками, и присуждает им одно и то же наказание) — часть им в озере горящем огнем и жупелом!» (Апок., 21, 8).
Итак, ложь и обман, по учению Христову, происходят от дьявола, и он то, овладев устами и сердцем людей, сплетает в них ложь; поэтому лжецы — дети дьявола, который есть отец лжи: ложь не меньше других тяжких грехов, потому что большей частью произносится без нужды, добровольно и с намерением; а за это и наказывается наравне с другими тяжкими беззакониями.
Ужели после всего этого мы осмелимся еще играть этим адским огнем, то есть языком лживым, опаляющимся, по слову апостола, от самой геенны? Ужели не будем в сокрушении сердца взывать с Давидом: «положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устах моих! Не уклони сердце мое в словеса лукавствия!» (Пс., СХХХХ, 3—4). За одно слово лживое Анания и Сапфира были поражены судом Божиим. А наши лжи и обманы разве простительнее? разве не подлежат тому же суду Божию?.. Ах, как мы обманываемся, если так думаем! Мы также, как они, лжем пред Духом Божиим, Который и обличает нас в нашей совести; и если не погибаем, как они, то потому только, что долготерпение Божие ждет нашего покаяния (Лк., 13, 3).
Итак, отвергнув ложь, будем говорить истину каждый ближнему своему, прогоним из сердца нашего и от уст наших духа лжи, и дадим место Духу истины, чтобы не быть нам чадами дьявола, но чадами Божиими и наследниками того града пресветлого, Иерусалима Небесного, в который не войдет ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи! (Апок., 21, 27.)
2. Не нарушал ли ты когда-либо данного обещания и тем обманул доверие к тебе?
Берегись этого греха,— это тоже один из видов гибельной лжи. Иначе ты потеряешь доверие людей и прослывешь человеком легкомысленным и бесчестным. Если ты когда-либо дал обещание отцу, матери, брату, учителю, то считай это обещание за клятву, которую услышал Бог; и пусть слово твое будет для тебя обязательством, а обязательство клятвой, произнесенной на неприкосновенном алтаре твоего сердца. Пусть это обещание будет сильной цепью, связывающей тебя с честностью; пусть оно будет для тебя высокой преградой, защищающей тебя от искушения.
Всякий мальчик, имеющий совесть и впавший в ложь, непременно почувствует стыд и искреннее глубокое раскаяние. Достаточно и того, что подобные необузданные привычки могут навсегда погубить жизнь каждого из вас и довести до того, что вас будет презирать всякий человек.
3. Не осуждал ли ты кого? Не пересказывал ли о недостатках родителей твоих? Не любишь ли ты смеяться над недостатками товарищей?
Судья и Царь Небесный благоволил изречь ясную заповедь: не судите! Значит, виновные в том суть сознательные и намеренные ослушники воли Божией. Они самовольно и дерзко отнимают у Небесного Судьи право судить всех людей. «У нас един Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого?» — спрашивает апостол Иаков (4, 12). Зачем предвосхищаешь, как фарисей, суд Божий и судишь другого?
Будем беречься, чтобы не случилось с нами за осуждение других чего худого и страшного. Вот что было с одним монахом — аввою Исааком фивским. «Быв в соседнем монастыре,— рассказывал сам о себе Исаак,— я заметил в нем одного монаха нерадивой жизни и мысленно осудил его; а когда возвращался к своей келии, то в самых дверях предстал пред мною ангел и строго сказал: «Спаситель повелел мне узнать твое мнение: что должно сделать с монахом, осужденным тобою?» Исаак почувствовал вину и, повергшись пред ангелом, каялся и просил молитв. «Встань,— сказал ангел,— на этот раз Господь прощает тебя, но впредь страшись осуждать твоего брата, прежде нежели Господь осудит его, иначе и в сию келию впущен не будешь» («Учил, благоч.», т. 1-й, стр. 128.).
Итак, да внимаем себе самим и о своих грехах будем более заботиться, чтобы от них освободиться. Один благочестивый старец, видя, что брат его согрешил, со вздохом сказал: «горе мне! как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Подобным образом и всякому из нас надлежит памятью о собственном недостоинстве и бессилии отражать от ума своего горделивые помыслы осуждения ближнего.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

1. Не таил ли в своем сердце когда-либо нечистых грешных желаний и в своем уме нечистых мыслей?
Помни, что всякий помысел нечистый, всякая греховная мысль мерзость пред Господом. Если будешь иметь в сердце нечистые желания и не будешь изгонять их, то они рано или поздно перейдут в слова и потом в дела.
Что воздух для тела, то — помыслы, желания и чувства для нашей души. Воздух бывает чистый, прохладный, благорастворенный, и — нечистый, душный, зловредный: так и помыслы, желания и чувства бывают или чисты, светлы, святы и боголюбезны, или же нечисты, мрачны, грешны и Богу противны.
Чистый и прохладный воздух освежает наше тело, укрепляет его, потому мы с наслаждением вдыхаем его живительные струи: так и святые мысли, желания и чувства укрепляют нашу душу и дают ей силы к совершению добрых дел. Напротив: нечистый и зловредный воздух изнуряет и ослабляет тело, заражает его болезнями и прежде времени сводит человека в могилу: так и нечистые, грешные мысли, чувства и желания сквернят душу, заражают ее грехом и отгоняют от нее благодать Божию, без которой душа умирает смертью вечною и погибает.
В прохладном чистом воздухе, под открытым небом носится благоухание цветов: в добрых мыслях, чувствах и желаниях, в молитвенной беседе с Богом душа ощущает тихое веяние благодати всесвятого Духа, утешающее и услаждающее смиренное боголюбивое сердце небесной радостью.
Напротив, зараженный воздух бывает наполнен зловонием, все спешат выйти из него и только нечистые гады любят оставаться в нем: так и о г души грешной, обуреваемой нечистыми помыслами и пожеланиями, удаляются светлые ангелы Божии, и только нечистые демоны утешаются ею...
Если вы хотите жить хорошо, то не только должны изгонять всякое появление преступных мыслей, но не должны даже допускать праздных мыслей. Вы должны допускать только чистые, честные, благородные мысли. Каким путем лучше достигнуть этого? — Следующим: живо представлять, что Бог видит все твои сокровенные мысли и желания и от Него не утаится ни одно движение твоего сердца.
Один учитель сказал: «запомни следующие три условия, и ты избежишь греха: 1) всевидящее Око, 2) всеслышащее Ухо, и 3) что все твои деяния записаны в книге». Сколько жизней поддерживается в смирении, счастии и чистоте, благодаря живому сознанию одной истины: «Ты, Господи, видишь меня?!»
Вы знаете, как на вас влияет и делает ваши сердца лучшими только присутствие такого человека, на которого вы можете добро и честно взирать. Но, к сожалению, таких людей мало на свете, да и не всегда можно быть с ними; и они не могут ни спасти ваших душ, ни заплатить вашего долга Богу.
Но есть присутствие Кого-то, которое не только может быть всегда вблизи вас, но которого вы не можете избегнуть; также есть Чья-то любовь, которую вы не можете отвергнуть; есть всегда с вами Друг, Который вас не покидает ни на один момент. Он живой и верный друг. Он силен и знает все сокровенные мысли вашего сердца. Эта Любовь, этот Друг есть Господь Иисус Христос. Слушайтесь всегда Его голоса.
2. Не завидовал ли ты кому-либо? Не был ли ты недоволен. когда кого-либо при тебе хвалили?
Если да, то знай, твое сердце заражено завистью. Всегда радуйся, когда других хвалят. Зависть— весьма тяжкий грех. «Завистью дьявола смерть вниде в мир»,— говорит Святое Писание (Прем. Сол., 2, 24). Зависть не сродни людям, а сродни дьяволу: она и происходит от дьявола.
Людям свойственно по немощи погрешать, но только одному дьяволу свойственно по зависти делать зло. Зависть есть дочь дьявола, и кто с нею сочетается, тому она ничего не принесет кроме злобы, а злоба рождает смерть. Подружился с завистью Каин и воспитал в себе злобу, которая и принесла смерть двоим: Авелю временную, а самому Каину вечную.
Зависть есть меч обоюдоострый, наносящий вред обоим: как самому завистнику, так и тому, кому он завидует. Она есть ржавчина, которая съедает сердце завистью.
Святой Василий Великий увещевает: «будем, братье, избегать несносного зла — зависти; она есть заповедь змия-искусителя, изобретение дьявола, вражье семя, залог казни Божией, препятствие к богоугождению, путь к геенне, лишение Царства Небесного».
А святой Иоанн Златоуст говорит, что если бы кто был и очень добродетельным человеком, и даже чудотворцем, но побеждается еще завистью, тот никакой пользы не получит от своих дел,— мало того, он судом Божиим причитается к великим грешникам.

Заключение

1. Стараешься ли ты с каждым днем, с каждою неделею и месяцем нравственно улучшаться?
«Ходя в лесу, в саду, или по лугу и видя молодые побеги растений, плоды на деревьях и разнообразие полевых цветов, возьми для себя урок от всей этой Божией растительности, именно такой урок: всякое деревце в лето дает непременно значительный побег, непременно возрастает в объеме и в вышину,— всякое дерево с каждым годом как бы усиливается подвинуться вперед богодарованною ему силою; так скажи себе: и я должен непременно с каждым днем, с каждым годом становиться нравственно выше и выше, лучше и лучше, совершеннее и совершеннее, должен подвигаться вперед на пути к Царству Heбесному, или к Отцу Небесному, силою Господа Иисуса Христа и Духа Его, во мне живущего/ действующего. Как луг украшается множеством цветов, так луг души моей должен благоукрашаться всеми цветами добродетелей; как деревья приносят цветы и потом плоды, так душа моя должна приносить плоды веры и добрых дел» (См. кн. «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского).
2. Борешься ли, сын мой, с твоими дурными привычками?
Помни, сын мой, что во всякой дурной привычке таится ужасная сила разрастаться, так что каждый грех, которому вы поддались вчера, имеет на вас еще большее влияние сегодня. Всякий грех, которому вы сегодня не будете сопротивляться, непременно возвратится завтра с большей смелостью, чтобы овладеть вами и сделать своим рабом.
Если вы будете противиться Божией благодати и говорить: завтра и завтра, то это «завтра» составит повесть грешной, пустой, униженной жизни и поставит вас осужденными на безмолвном торжественном судилище, где каждый человек увидит все совершенные им дела, хорошие и дурные. Если физически, нравственно и умственно вы не исполняли своего долга, если, вместо того, чтобы делаться лучше и лучше, вы сознательно становились хуже и хуже, если уж вы дошли до того, что вашу душу охватившая лень довела до жалкого отчаяния, то, применяя к себе слова Иисуса Христа: «соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Иоан., 4, 12), т. е., что если и мало в вас осталось хорошего, то хотя бы и это малое не все пропало.
Если, например, каждое поучительное слово, которое вы слышали здесь, было для вас как бесполезный шелест от ветра; если каждое воскресенье, или какой другой день, после того, как вы услышали истину, так близко касающуюся благосостояния вашей души, легкомысленное слово, нечестивая усмешка, самонадеянное суждение, повторяющееся искушение, беззаботная привычка, были для вас как эти птицы, которые в притчах Спасителя съедали хорошие зерна Божьего слова на каменистой дороге твердого закоренелого сердца — если слышанные вами истины Господа, сказанные по Его указу и во имя Его, не подействовали на вас и вы вернулись к пустякам, к шуткам, к самоудовлетворению собой, не вспомнив ни об одном грехе, не решившись посвятить себя какому-нибудь долгу, без всякой мысли о своей собственной слабости и о могуществе Иисуса Христа, сделавшись после этого еще более непроницаемыми, чем прежде, и с сердцем более отвердевшим, чем раньше; если все это прошло бесследно, то сегодня для вас представляется еще возможность исправиться. Не будут ли и эти «куски» тоже потеряны! Отвергнете ли вы сегодня еще одно обращение Господа к грешной нераскаявшейся душе? не возвратится ли кто-нибудь к своему Отцу? не исповедуется ли кто-нибудь Ему в своей развращенной юности? не даст ли кто-нибудь перед Ним, в тайне и молчании, обет стараться исправиться?
Океан жизни велик, а твоя маленькая лодка-скорлупа, и на суровых волнах океана было много ужасных кораблекрушений. Но хотя дует сильный ветер и катятся сердитые волны, однако Господь будет крепко держать твою слабую руку на путеводительном руле и тогда ты невредимо достигнешь намеченной тобою гавани, а из паутинных ниток твоей слабой колеблющейся воли Он выкует железные канаты, которыми прикрепит тебя к вечной надежде — якорю души.
Да ниспошлет нам Господь Свою благодать!

3. Дорожишь ли ты временем? Употребляешь ли ты каждую минуту жизни на добрые дела и в особенности на свое нравственное исправление?
Призадумайтесь над ужасной тайной времсни. Будущее невозможно предвидеть, прошлое невозможно вернуть, только настоящее наше; а настоящее, какое оно? Остров, всегда окруженный темными бушующими волнами, сыпучий песок, который всегда заровнивает след наш. Даже те минуты, в которые мы говорим, уже прошли, и их нам не вернуть никогда. Время драгоценно и уходит с каждым ударом маятника, с каждым биением сердца. Это время приобретения будущей блаженной вечности.
Мы тратим,— даже слово трата слишком мягко,— мы злоупотребляем настоящим временем, растрачиваем, убиваем его теперь, но настанет для нас час, когда мы воскликнем, как одна умиравшая королева на своем смертном ложе: «миллиарды денег готова отдать за одну минуту жизни».
Впрочем, хотя мы злоупотребляем им, хотя мы растрачиваем его, но Бог дарует его нам, до тех пор, пока внезапно оно не отнимется от нас.
А тогда! Тогда, за грех растраты — растраты денег, минут, привязанностей, здоровья,— мы должны будем отдать отчет. Тогда Голос скажет: «дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять (Лк., 16, 2). Я дал тебе тело, полное силы и здоровья,— и как оно ослабло от злоупотреблений. Я дал тебе ум, способный сделать тебя разумнее и благороднее,— отчего же он, как запущенный сад, полон сорной травы? Я дал тебе жизнь, которая могла бы быть благословением для твоих собратьев,— отчего же силы ее были в пренебрежении или преступно растрачены? Отчего же она «как трава на кровлях... которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы — горсти своей» (Пс., СХХѴІІІ, 6 и 7).
О, сын мой, какой является ужас, когда мы представим себе картину: книги наши открыты, умершие осуждены, дела наши взвешиваются на весах, а мы без слов стоим перед всевидящим оком Бога, Которого «милосердие, закончив свою роль, для правосудия уж место уступило», тогда множество сияющих лиц святых и праведных взглянут на наше падение.
Но дай Бог, чтобы это великое и страшное мгновение никогда бы не настало ни для кого из нас. Дай Бог, чтобы в этот день мы, кающиеся, очищенные, обновленные, освященные в белом одеянии праведности Господа нашего Иисуса Христа, могли бесстрашно стоять перед судилищем.
Давая нам время, Бог нам дает все. Бог дает нам день за днем. Он и сегодня дарит нам день — день незапятнанный, из Его вечности.

ПРАВОСЛАВИЕ ДЕТЯМ
1. Детская исповедь.
2. О заповедях детям. 1-5 Заповедь.
3. О заповедях детям. 6-10 Заповедь.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (29.05.2018)
Просмотров: 2417 | Теги: православие, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru