О величайшем чуде на земле Святое Евангелие свидетельствует так: женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21). Родился человек. Произошло важнейшее в мире событие. И в семье — тоже. Человека называют славою Церкви, храмом Божиим, образом Божиим. И любимым Его чадом. В Священном Писании сказано о великой любви Бога к человеку: «не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41, 10). Как необходима сегодня нам эта помощь! Ведь чтобы вырастить ребенка, сколько потребуется сил и терпения от родителей! Сколько им предстоит волнений и переживаний! Священник Дионисий Тацис отмечает, что родители утомлены теориями философов мира сего, пресыщены пустыми системами и методами воспитания мирских педагогов, поэтому все чаще они обращаются за помощью к Церкви. Матерям, носящим во чреве ребенка, батюшки рекомендуют почаще приобщаться Святых Христовых Тайн, стараться молиться от всего сердца за себя и своего ребеночка, по возможности соблюдать посты. Когда дитя родится, кормить его с молитвой, укладывать спать с молитвой, все делать с молитвой. И Бог не оставит. Святые отцы учат всегда благословлять своих детей. Схиигумен Савва говорит, что верующий человек из глубины благости сердечной изрекает слово, и оно творит благо. Благословлять — значит простирать действие Божия Слова на творение Божие. Благословляющий есть благою волею посредствующий между словом Божиим и творением Божиим. Родители — это естественные посредники между Богом и своими детьми, так как произвели их на свет, поэтому родительское благословение и важно. Сохрани, Господи, жизнь наших детей, как Царь Давид во Псалтири свидетельствует: «Ты, Господи, хранишь младенцев» (см. Пс. 114, 5).
Нынешние дети
От духовного и физического состояния детей зависит будущее. Какое качество жизни может ожидать вскоре Россию, наглядно показывают результаты научных исследований. Сотрудники Тверской государственной медицинской академии приводят такие неутешительные данные: «В последние годы хронические заболевания диагностируются у 50% детей школьного возраста (3-я группа здоровья); у 40% выявлены функциональные отклонения (2-я группа здоровья); и лишь 10% детей практически здоровы». Ученые все той же Тверской государственной медицинской академии обследовали детей 12-15—летнего возраста. В результате выявлено, что у подростков, страдающих гипокинезией (малоподвижным образом жизни), были жалобы на головные боли — 96,8%, снижение аппетита — 82,2%, ощущение слабости и вялости — 83,9%, быстрой утомляемости— 69,3%, нарушение сна— 46,8%, головокружение — 35,5%, мышечная слабость — 75,8%. У двух третей испытуемых отмечалась раздражительность. Педиатры отмечают у школьников слабое физическое развитие мышц, избыточный вес, а также увеличение числа неврозов. По данным московских ученых, у 45% детей к окончанию школы снижается зрение. Подростки употребляют алкоголь и наркотики. Новокузнецкие ученые на основании исследования показали, что дети неправильно питаются. Проведенное анкетирование в институте усовершенствования врачей этого города выявило, что 69% педагогов и родителей получают информацию о питании из рекламы и СМИ; 24% — от коллег по работе и только 7% — из научных источников. Примерно 5% детей любят питаться по рекламе. Многие родители имеют самое превратное понятие о питании — было бы мясо и другие продукты покалорийнее, а уж как их есть, на это большой науки не нужно. Нужно! Ведь фундамент здоровья закладывается с детства. Каков строительный материал, такова и добротность дома. Организм — тот же дом. И самое главное — он храм нашей вечной души, о котором Господь велел тоже заботиться. Наши сегодняшние дети настолько отличаются от нас, что вполне сойдут за инопланетян. Они по-другому воспринимают мир, по-другому думают, и только годы работы по приобщению к общечеловеческому опыту
и непрестанная материнская молитва сделают их людьми. Истории известны случаи, когда дети надолго оказывались предоставлены сами себе: терялись, например, в лесу. Когда их шипящих, рычащих, кусающихся и передвигающихся на четвереньках, обнаруживали, то шансы на полноценное возвращение в человеческое общество были обратно пропорциональны их возрасту и напрямую зависели от того, как долго они не виделись с родителями. Сегодня детей бросают перед телевизором. И можно предположить, какими они к нам возвратятся. Митрополит Филарет (Вознесенский) говорил, что дети в тепличной, оторванной от жизни обстановке вырастают изнеженными, избалованными, эгоистами, привыкшими только требовать и получать и не умеющими уступать, служить, быть полезными другим. Но жизнь жестоко ломает и невыносимо больно наказывает таких людей, и иногда — уже с юных лет, со школьного возраста. Потому-то, любя детей, надо уже с детства закалять их души. Надо ставить перед детьми картины людской нужды и горя — давать им возможность помочь. Тогда они сами потянутся к добру и правде, ибо все чистое, доброе и светлое близко и родственно неиспорченному детскому сердцу. «Дети, избалованные материальным благополучием, вырастая, становятся, чаще других разрушителями и хулиганами. Ведь преступления оттого и делают, что спешат насладиться до того, как придет смерть: там, мол, ничего нет. В таком случае блаженство одного бывает горем многих других». (Священник Дмитрий Дудко). Старец Паисий Афонский поучал: «Дети должны быть очень внимательны в деле уважения родителей. Когда дети возражают и не уважают, бывает, что, во-первых, уходит благодать от них, во-вторых, становятся преемниками демонских влияний и энергий». Схиархимандрит Иоанн (Маслов) детей наставлял так: «Послушание матери должно быть безукоризненное. Слово матери для вас — святыня, как икона. Права мать или нет, ваше дело: «Прости, мама», — и слушаться. Благословение у нее брать обязательно на все дела: в школу ли идете, просто на улицу — обязательно брать благословение. Тогда все вам Господь подаст, и все будет хорошо». Протоиерей Дмитрий Смирнов в своих проповедях говорит о том, что родители часто жалуются: «Батюшка, я молюсь — и ничего». А ведь мы своим детям не дали воспитания ни светского, ни церковного. Неудивительно, что они или в тюрьме, или пьют. Но мы хотим немедленно получить какую-то особую молитву, или чтобы батюшка помолился и, прямо тут же, сын исправился: пить перестал, или из тюрьмы выпустили. Чтобы мгновенно наладилось. Как же это возможно? Вот сколько ты не домолился, воспитывая его, сколько ты не вложил сил в него, эти силы тебе теперь придется потратить на молитву за него, чтобы он встал на добрый путь. Может быть он в 60 — 70 лет встанет на добрый путь, но все-таки встанет. Не надо отчаиваться. Ударяй молитвой в небеса. Не только грехи перечисляй. Обязательно проси у Бога, чтобы Господь нас исправил, очистил, надо все время стараться, чтобы наша жизнь исправлялась. Схиигумен Савва из Псково-Печерского монастыря писал: «Часто дети страдают за грехи родителей, особенно одержимостью. Как только мать раскается в грехах, ребенок поправляется». К старцу Паисию Афонскому пришел отец девочки, которая была больна раком. Врачи дали срок жизни несколько месяцев. Он попросил молитв о своей дочери. — Я буду молиться, но и ты, как отец, должен сделать какую-нибудь жертву, так как сильно «подвигается» Бог от жертвенной любви, — сказал старец. — Что пожертвовать, Геронта? — Какие у тебя страсти? Пожертвуй одну, — попросил старец Паисий. — Сигареты куришь? — Да, — ответил отец. — Брось по любви к дочери, и Бог сделает ее здоровой. Отец бросил курить. Девочка стала постепенно поправляться, а затем выздоровела. Врачи подтвердили полное восстановление ее здоровья. Отец опять стал курить. Одновременно у дочери начал обнаруживаться рак. И тогда отец снова приехал на Святую гору. Но старец сказал ему: — Если ты, будучи отцом, не имеешь любочестия и не жертвуешь страстью, разрушающею твое тело, ради жизни ребенка, то и я не могу тебе помочь ни в чем. Родители несут большую ответственность за своих детей. Афонский старец Иероним поучал: «Я знаю одну женщину, у которой сын непослушный. День и ночь она молится за него. Я ей сказал: “Богу ты покажешь либо спасенное дитя, либо раны на своих коленях”». По наставлению преп. Нектария Оптинского, чтобы дети не болели, их надо часто причащать Святых Христовых Тайн.
Бездуховность и болезни детей
Сегодня уже многие знают, что в основе болезни лежит грех. И первый наш грех заключается в том, что мы не приобщаем детей к Богу. Человек духовно-телесен, и его нормальная жизнь невозможна без гармонии этих двух начал. Разрыв их взаимосвязи приводит к разрушению личности. Нравственные пороки сказываются в человеке физическими болезнями, ослаблением ума, воли и чувств. У него развиваются непомерные требования к жизни безо всяких требований к себе. Материальное богатство, формальное образование без веры не способствуют развитию высоких нравственных качеств человека и зачастую портят его. Роскошь, бездуховная образованность позволяет еще изощреннее грешить. Неудивительно, что преступность проникла во все области жизни, и лицо ее в последние годы сильно помолодело. Заокеанские «просветители» навязывают нам идеалы похотливые и разнузданные. Врачи бьют тревогу. Так, детский психотерапевт Тверского психоневрологического диспансера В. Е. Данилова пишет, что дети сегодня играют в наркоманов, в пап и мам, похожих на героев эротических фильмов. На предложение врача видоизменить сюжет сказки «Красная Шапочка» дети придумали такую вариацию: Красная Шапочка несет в подарок бабушке ящик водки и пирожки с героином, а традиционное начало звучало так: жили-были два бомжа. В общении детей между собой звучит постоянно тема денег. Человек инстинкта часто не ведает ни совести, ни жалости, ни чести. Если он низводит свою жизнь до животных процессов, разрушается не только душа, но тело. Даже обычная ложь ведет к нервным заболеваниям. А если обман становится нормой жизни, то вслед за расшатанной нервной системой развивается множество других болезней. В системе человеческих ценностей нет нуля, так как нуль — это точка небытия. Нужно каждому дать себе отчет, где он — на плюсе или минусе. Наше конъюнктурное время эти знаки часто путает, чем губит человека как духовную личность. Многие родители воспитывают детей на основе атеистического гуманизма: это надо делать, поскольку это хорошо, а так нельзя поступать, потому что это плохо. Дети слышат такие запреты, но, как правило, им не следуют. Во-первых, жизнь показывает им совсем другое, и, во-вторых, им нужно четко знать: почему это нельзя. Воспитание без Бога приводит к увеличению числа детей с задержкой психического развития. Врач-психотерапевт Н. А. Дробышевская, изучающая подростков 8—15 лет, классифицировала признаки такого недоразвития: безволие, своеволие, агрессивность, грубость, сквернословие, раздражительность, неуступчивость; неусидчивость, неумение концентрировать внимание; лживость, воровство, жестокость; бродяжничество, побеги из дома, из школы, из интерната; распутство, жажда мести животным и людям. Такие дети расторможены физически, психически и сексуально. Они несут в себе разрушительные способности — стремление разбить, сжечь, сломать, и делают это нарочно, назло. Понятия доброты, сострадания, радости дети с задержкой психического развития не имеют. Зато ими твердо усвоено: «делать все, что хочу, или ничего не делать». Врач особо подчеркивает, что при всем этом их интеллект может находиться в норме. У детей, не знающих Бога, предпочтения смещены, им нравится смотреть фильмы ужасов. Мальчик рассказывает врачу: «Показывают их, чтобы пугались, но мне не страшно. Там головы отрубают, глаза выкалывают, мозги вытекают. Когда был маленький, все это мне снилось, а потом прошло. Только что-то стал с уроков удирать, никого не любить в школе, стал воровать». «После таких фильмов, — отмечает врач Н. А. Дробышевская, — два брата начинают душить друг друга, а потом своего любимого кота. Девочка с ножом бросалась на свою мать. Мальчик окурком сигареты выжигал глаза голубям». Вот примеры бесед о жизни доктора Н. А. Дробышевской с такими детьми. Девочка, 13 лет, в больнице второй раз. Мама у нее — инженер, дедушка —военнослужащий, бабушка — юрист. Девочка пьет, курит, распутничает. На вопрос врача: «Почему она так живет?» — ответила: — А что? Мне всегда все потакали. А сейчас они меня не понимают дома, в школе меня не любят. А раньше жила на свободе. — А что такое свобода? — Это когда делаю, что хочу. Я пью у своей подруги. Ей 13 лет, она — алкоголичка. Ее мама, чтобы прожить, накупила много ящиков водки подешевле, а теперь ею торгует. А мы с подругой эту водку пьем. — У тебя жизнь рай или ад? — Ад, конечно. Мальчик, 14 лет, на лечении второй раз. Живет с мамой и братом. Мама — инженер, брат — сотрудник милиции. Отец занимается бизнесом, живет в семье непостоянно. Мальчик с детства любит телевизор, фильмы ужасов. Рисует демонов. Говорит: — Во мне кто-то сидит и диктует, может, и не хочу делать, акто-то говорит: «Делай». Деньги украл на дело, надо было. — Это же не твое. — Надо было. — Через паузу продолжает. — Скажите лучше, кто мне скажет, как отца выпереть из дому? Из других разговоров с нравственно отсталыми детьми: — Что такое совесть? — Это что-то внутри. — Что такое счастье? — Когда есть все, что мне хочется. Когда делаешь все, что хочется. Это, чтобы я на острове один — и телевизор. — Что такое сила воли? — Это сила на воле. — Что такое жизненные трудности? — Когда все время надо трудиться. — Что такое семья? — Не знаю (отвечает большинство). — Что ты сделаешь, если у тебя будет такой ребенок, как ты? — Убью сразу! — Зачем человек живет? Многие отвечают, что жить не хотят, такие дети (довольно большой процент) склонны к суициду
Мы сами в этом виноваты. Что стараемся мы дать детям? Хорошее образование, физическое развитие (приучаем к спорту), развлечения. Вот, пожалуй, и все. Многие родители считают: были бы деньги, а остальное все приложится. Не приложится! Сколько их, умных, богатых, физически сильных, красиво развлекавшихся, сидят сегодня за тюремной решеткой! Так почему же они там сидят? Философ В. С. Соловьев писал: «Всех животных Бог подчинил определенным законам. Один человек ничем не стеснен и может стать тем, кем пожелает. Ничто не мешает ему опуститься до самой низшей ступени животного мира, но он может подняться и до высших степеней добра. Если человек будет лелеять чувственные наклонности, то он одичает и станет зверем. Если он разовьет свои интеллектуальные силы, то он станет подобен Ангелам и сынам Божиим». Наше общество, к сожалению, формирует не ангелов. Однако для своего спасения человек просто обязан подчиняться Божиим заповедям. Ведь подчиняемся мы законам природы, по которым, например, если войдешь в огонь — сгоришь. Если прыгнешь с девятого этажа — разобьешься. Духовные законы не столь очевидны, но при нарушении Божиих заповедей человеческая душа также может сгореть или разбиться. Это произойдет не сразу и невидимо, но тем не менее произойдет. Определенная доля безнравственности есть в современной моде, которая приходит к нам из теплой Европы. Более того, у девочек, которые щеголяют в любую погоду в мини-юбках и коротких курточках, могут развиться серьезные заболевания. Руководитель отделения детской гинекологии и перинатологии Российской академии медицинских наук, профессор Е. А. Богданова пишет о небывалом наплыве больных подростков: «Если прежде девочек, попадающих к нам в отделение с воспалением придатков, можно было буквально по пальцам пересчитать, то теперь их — половина отделения». Демонстрация в холодные месяцы года коленок может привести к переохлаждению области малого таза. Там расположены тонкие и ранимые органы, которые при простуде быстро воспаляются. На первых порах воспаление никак себя не проявляет, протекая чаще всего бессимптомно, поэтому врачи редко видят острую стадию заболевания. В больницу девочку ведут уже с запущенным хроническим процессом. Чем это грозит? Довольно часто — бесплодием, лечение которого стоит огромных денег. Да и не всегда оно приводит к желаемому результату. Кроме того, больные могут годами мучиться от боли.
Научим детей работать
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (ум. 2008) говорил: «Сегодня человека воспитывают так, что он воспринимает самого себя как некое чувствилище, услаждением которого должен служить весь окружающий мир». Наши деды считали несчастным того, кого учили всему, но не научили работать. Сегодня телевидение нередко проводит опрос на тему: «Что такое счастье?» Многие подростки отвечают: «Счастье — это кайф». Мы воспитываем поколение, мало расположенное к труду. Но, по словам Святых Отцов, ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. У Евгения Пермяка есть на эту тему хороший рассказ. Одна вдова растила сына. Рукой-ногой она пошевелить ему не давала, все сама делала. Вырос сын. Красавец. Жених. А невеста ни одна замуж за него не идет. Что за чудеса? А дело простое. Вырос сын с руками — безрукий, с ногами — безногий, делать ничего не умел. Малые ребятишки и те смеялись. А красавец сын плакал: «Зачем ты меня, матушка, так любила, зачем меня в безделье холила?» Поняла мать, что ее слепая любовь для сына злосчастьем обернулась. Пошел сын по белу свету бездельные годы наверстывать — заново расти. Нелегко ему было. Но мастером домой вернулся. На красавице-мастерице женился. Дети пошли пригожие. Без ума любила их бабушка, но только с умом пестовала, не как сына. Кровью, бывало, жалостливое старухино сердце обливается, когда старшенький внук в трескучий мороз дрова пилить собирается. Но она ему говорит: «Иди, милый внук — богатырь». У внучки глазенки слипаются, ручонки едва веретено крутят, а бабушка ей: «Ах, какая у нас тонкопряха растет проворная да неустанная, да дреме-сну неподатливая!» Замиловать бы девчоночку, все бы пальчики ее перецеловать, а старуха изъян в пряже ищет. Недочеты укажет и хорошее заметит. А после не просто так, а дорогой бабушкиной лаской приголубит. И самого любимого младшего внука попусту не приласкает. За работу жалует. Не велик труд чашку подать или лукошко с угольями к самовару поднести, а для четырехгодовалого и это за работу меряется. Как про такого не сказать за столом при всей семье: «Меньшой-то у нас трудовым человеком растет. Веник подает. Угли подносит. Самовар караулит. Кошку кормит». А внучек от радости красный сидит да на ус мотает, думает, какое бы дело еще сделать, чтобы у бабушки в чести быть? Сам себе работу ищет, дела придумывает. И выросли у бабушки внуки. Трудовой завязи. Умельники. Наши же бабушки с внуками у телевизоров сидят, у «крутых» людей жить учатся. Известный русский педагог С. Т. Шацкий в статье «Деревенские дети и работа с ними» приводит список работ, которые выполняли подростки в начале XX века. Мальчик пишет о том, что он делает зимой: «Сапоги чиню, картошку набираю, самовар ставлю, печку затопляю, лошадь запрягаю, поросятам стелю, гнезда курам плету, сено скидываю, картошку тру, лампу зажигаю, дрова таскаю, жеребенку картошку режу, лоханки корове выношу, снег со двора скидываю, рожь с печи ссыпаю, картошку чищу, полы мету, к ухвату ручку делаю, салазки, лыжи делаю, дрова пилю, ножи точу, солому рублю, лошадь пою, закуту делаю, кур на двор сгоняю, за водой хожу, с окон стираю, окна протираю, кровать делаю, толкач делаю, лопатку делаю, сапоги мажу, полку делаю, цветы поливаю, нитки сматываю, колодки делаю, к молотку ручку делаю, гвозди вытаскиваю, дратву сучу, стуло делаю, окна замазываю, на кадку обруч делаю, вешалки прибиваю, к двери петли прибиваю, от двери снег откидываю, навоз скидываю, морковь режу, лампады зажигаю, соли насыпаю, к самопрялке струну делаю, нашест курам устраиваю, стол чищу». Конечно, такие дети вырастали умелыми, крепкими и самостоятельными. Нынешние подростки перекормлены радостями потребления и не постигают радости послужить ближнему. Когда же ребенок становится грубым и безжалостным, родители удивляются: мы же для него все сделали — откуда такое неуважение? Две тысячи лет назад нам сказали откуда это. Человек так создан Богом, что невозможно быть хорошим без служения
людям, без сострадания к ним. Без этого он может опуститься до состояния зверя. Мы стараемся уберечь своих детей от трудностей, но, может быть, напрасно. Немецкий философ Шопенгауэр писал: «Как наше тело лопнуло бы, если бы прекратилось давление на него атмосферы, так, если бы прекратилось действие на жизнь человека всякого рода трудностей, — надменность людей выросла бы, хотя и не до опасности лопнуть, но все же до явлений необузданнейшей дури и даже помешательства».
Хорошее воспитание невозможно без Бога
Иеромонах Серафим Роуз с сожалением отмечал, что детей больше не воспитывают: «Сама идея, что их нужно воспитывать, нужно взращивать в определенном духе и принципах — сама эта идея отсутствует. Они сами собой выращиваются, проходят через влияние окружающего мира, и в результате получается нечто очень несерьезное. Это главная причина, почему, когда дети вырастают, многие из них приобщаются к различным диким и ужасным религиям, становятся наркоманами и совершают множество безумных поступков. Другой причиной являются современные бытовые удобства, которые, несомненно, ведут к обезличиванию, обесчеловечиванию и побуждают людей беспокоиться не друг о друге, но более о вещах, машинах и приспособлениях для комфорта. Попытка сделать все в мире более удобным лишает мир элемента борьбы, которая является тканью жизни». Церковь учит, что воспитывать — это создавать нравственность, навыки к добру. Епископ Никольско-Уссурийский Павел писал: «О воспитании характера и склонности своих детей необходимо заботиться с того времени, когда они находятся в утробе матери». Настроение и поведение будущей мамы во время плодоношения, особенно во второй период беременности, влияет на склонности ребенка. Если мать находится в тихой мирной обстановке, часто видит свет лампады, читает Святое Слово и молитвы, регулярно причащается Святых Тайн, то это тихое светлое настроение ложится в основу характера будущего ребенка. До двух — трех лет, особенно в первый год, ребенок живет впечатлениями, которые пластами ложатся на душу и подготавливают будущий характер. Пусть ребенок не видит гневных лиц, не слышит сердитых возгласов. Его нужно подносить к иконам, причащать Святых Тайн, и по вере родителей Святые Тайны дадут душе ребенка благодатные силы. Первыми заученными словами должны быть не стишки, побасенки и прибаутки, а краткие молитовки, которые не только не помешают, а, наоборот, помогут изучению наук и мудрости человеческой в свое время. Наш современник, академик Д. С. Лихачев, сравнивал бездуховность с радиацией. Он писал: «В Ленинграде еще пока не родился восьминогий жеребенок. Но дети с уродливыми душами непременно и в массовом порядке родятся у нас». А это одна из причин физических болезней. В своей книге «Здоровье подростков: социологический анализ» В. Журавлев приводит такие данные: с 1990 по 2000 г. смертность детей и молодежи в возрасте от 10 до 19 лет в России, по сравнению с предыдущим десятилетием, возросла на треть. Самоубийство у юношей стало первой причиной смертности. Общая заболеваемость увеличилась в 1,7 раза. В том числе заболевание сифилисом у мальчиков до 14 лет возросло в 79 и у девочек — в 115 раз. Последние пять лет тенденция ухудшения здоровья детей сохраняется.
Питание детей
В детском возрасте питание играет особенно важную роль потому, что в отличие от взрослых, у них формируются системы органов. Кроме того, физическая активность детей несравнимо выше. Развивается мозг и интеллект ребенка, идет становление нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма. При неправильном и недостаточном питании может произойти задержка физического и психологического развития. У детей грудного возраста основное питание — материнское молоко. Оно содержит гормоны и ферменты, которые стимулируют рост ребенка и защищают его от инфекций. Коровье молоко не может полноценно заменить женское, поскольку жиры его с большим трудом перевариваются и усваиваются организмом ребенка. Известно: чем дольше малыш находится на грудном вскармливании, тем меньше он потом болеет. Но для правильного питания одного молока недостаточно. Ценный комплекс пищевых веществ представляют собой естественные витаминоносители — овощи и фрукты. Они нормализуют кишечную микрофлору, уменьшают гнилостные процессы, обезвреживают токсины, поддерживают кислотнощелочное равновесие. Уже с третьей недели жизни ребенку для питья вместо воды ученые медики рекомендуют давать отвары моркови, капусты, яблок, начиная с нескольких капель и доводя к месячному возрасту до 5—10 ч. л. в сутки. С месячного возраста детям дают фруктовые, ягодные и овощные соки. Дозы их увеличивают также постепенно, доводя до 5—10 ч. л. в сутки, принятых за два приема, во время еды или после нее. Первыми из соков рекомендуются — яблочный, черносмородиновый, вишневый; с двухмесячного возраста — сливовый, абрикосовый, морковный, свекольный, гранатовый; трехмесячным деткам дают томатный, клубничный и сок цитрусовых. При повышенной чувствительности к какому-либо из соков у ребенка может образоваться сыпь. В таком случае этот сок нужно заменить другим. С восьми месяцев в меню ребенка включают пюре из свежих яблок, начиная с 1 ч. л. и постепенно доводя до 10 ч. л. в сутки. Такого количества придерживаются в течение, четырех месяцев, т. е. до года. Для соков и пюре лучше использовать фрукты и овощи, выращенные на своем участке. Питание детей в возрасте от одного до трех лет приближается к рациону взрослого человека. К одному году у ребенка имеются 8 и к двум — 20 молочных зубов, он может уже хорошо жевать пищу. В этом промежутке возраста детям необходимо в сутки 100—120 г картофеля, 150—200 г овощей, 100—120 г фруктов и 10—20 г ягод. Но главная роль принадлежит молоку. Можно давать творог — до 50 г, сливки или сметану — до 10 г. В пищу добавляют и нежирное мясо — лучше телятину, кролика, баранину — до 60 г. А также нежирную рыбу — до 30 г в сутки. Через день можно давать 0,5—1 яйцо. В рацион включают крупы, не более 4—5 ч. л. каши. Особенно полезны овсяная и гречневая, богатые минеральными солями, витаминами группы В и полноценными белками. Из овощей предпочтительнее морковь, капуста, свекла, тыква, томаты. Можно добавлять огородную зелень: укроп, петрушку, салат, зеленый лук, редис и даже немного чеснока. Детям с трех до восьми лет рекомендуются те же продукты, но в больших объемах. Интенсивный процесс роста, значительное умственное напряжение школьника требуют усиленного питания. К десяти годам ребенку необходимо в сутки около 2000 килокалорий, а в 14—17 лет — порядка 3000, как взрослому человеку (Данные по питанию взяты из рекомендаций НИИ педиатрии Академии медицинских наук.)
1. Когда болеют дети (Советы врача священника).
2. Молитвы об исцелении болящих
3. Бездуховность и болезни детей
4. Детские болезни и их лечение