Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
18:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

О заповедях детям. 1-5 Заповеди

О заповедях детям

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ ЗАКОНА БОЖИЯ

1. Молишься ли ты утром и вечером, перед принятием пищи и после нее, перед началом и окончанием всякого дела?
Помни, что без Божьей помощи ты ни в чем не можешь успеть; без Бога не будет тебе никакого счастья. Поэтому всегда надейся на Бога и проси у Него на молитве всех необходимых для тебя благ; благодари и славословь Господа непрестанно, ибо все от Него, все дары Его благодати и милосердия. Но твердо помни, что, молясь Богу, ты с благоговением и любовью как бы беседуешь с Ним лицом к лицу.
Молясь Богу, беседуешь с Ним лицом к лицу; беседуй же с Ним как с царем с глазу на глаз и с Матерью, Царицею Небесной, беседуй, как с живою, с ангелами и святыми так же с глазу на глаз, и отнюдь ничем посторонним сердце да не занимается в это время и ни к чему не прилепляется, ибо скажи: станешь ли ты, разговаривая с царем или с царицей, заниматься в это время чем-либо посторонним или маловажным, например, смотреть в окно на проезжающих, или рассматривать вещи, находящиеся в комнатах и т. д.? И не было ли бы это крайней обидой для царского величия? Как же мы, при беседе с Господом, делаем подобное и гораздо хуже этого?»
2. Ходишь ли ты всегда пред Богом, т. е. сознаешь ли ты постоянно везде присутствие Божие, ту истину, что Бог видит и знает не только все твои дела, но и все твои мысли и тайные желания, видит тебя и днем и ночью, и дома и вне дома, словом, всегда и на всяком месте?
Да стремится каждый из нас чувствовать и знать, что грех, который мы совершаем, делается в присутствии Господа; что глаз Его всегда над нами, никогда не спит и не дремлет: и во время хлопотливого дня и во время безмолвного бдения ночи.
Кто мог, сын мой, со смелостью или в страхе, в счастье или несчастье, когда-либо скрыться от Бога? Адам в позоре и наготе своей старался скрыться между деревьями рая. Но воззвал Господь Бог к Адаму (Быт., 3, 8 и 9). Каин хотел скрыться от Него в землю ссылки, но и там чувствовал на челе своем клеймящий перст (Быт., 4, 15). Пророк Иона хотел бежать от лица Господня на Фарсийских кораблях, но встретил Господа в бушующем море на расшатанном корабле. (Ион., гл. 1).
«Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,— и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс., СХХХѴІІІ, 7—10).
Как же действует на нас эта великая истина? Внушает ли она нам любовь или ненависть? угнетение или отчаяние?
Дорогой сын, настоящая истина учит нас предостережению.
Предостережение, таящееся в мысли, что не только наша жизнь со всеми подробностями, но и наше сердце со всеми тайнами открыты перед Ним,— это предостережение, несомненно, для забывчивого — поражающее, для виновного — ужасно, а для доброго человека — драгоценно.
Псалмопевец говорит: «Он знает тайны сердца». (Пс., XLIII, 22). Это же подтверждается и святыми Евангелистами. (Мк., 2, 8; Лк., 5, 22). Евангелист Матфей, например, говорит: «Иисус, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф., 9, 4). В книге же Деяний Апостольских Господь Иисус называется Сердцеведцем. (Деян., 1, 24).
Когда мы вспомним, что Тот, в чьих очах небеса не чисты (Иов., XV, 15), всегда с нами, что ни стены, ни потайные комнаты не скроют нас от Него, что самые непроницаемые завесы для Него прозрачны, то мы должны задать себе вопрос, действительно ли мы настолько чисты и невинны и действительно ли белое платье нашего крещения настолько незапятнанно, чтобы в этих мыслях мы не нашли предостережения.
3. Сознаешь ли ты все благодеяния Божии к тебе и ко всем людям?
Не будем, сын мой, никогда забывать оказанных нам благодеяний Божиих, но всегда содержать их в уме нашем, дабы памятование о них побуждало нас к постоянной благодарности, хотя они так многочисленны, что ум наш не в состоянии и исчислить Божьих щедрот к нам. В самом деле, кто может и представить себе все, что уже нам даровано, что обещано, что подается каждый день?
Он привел нас из небытия в бытие, даровал нам и тело и душу, сотворил нас разумными, дал нам этот воздух для дыхания, устроил всю тварь для рода человеческого и восхотел сначала, чтобы человек наслаждался пребыванием в раю, проводил жизнь без печали и без тягостного труда, и, будучи в теле, ни в чем не уступал ангелам и бесплотным силам, но был выше нужд телесных.
Потом, когда, по беспечности, человек был уловлен лестью дьявола посредством змея, и тогда Бог не перестал благодетельствовать преступному грешнику, но в самых наказаниях явил избыток Своего человеколюбия и оказал ему многоразличные и бесчисленные благодеяния.
Наконец, когда, по умножении в последующее время рода человеческого и уклонении его к нечестию, Бог увидел, что раны неизлечимы, то истребил творящих зло потопом, как бы некую вредную закваску, оставив праведника Ноя с тем, чтобы он стал корнем и начатком рода человеческого.
Наконец, когда Бог увидел, что и после такого промышления естество человеческое имеет еще нужду в великом и неизреченном человеколюбии, и тогда, как бы сжалившись над нашим родом, послал к нам Врача душ и телес, Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба и родиться от Девы, жить вместе с нами и потерпеть все наши немощи, дабы наше естество, лежащее долу от множества грехов, возвести от земли на небо. Сему-то удивляясь и представляя чрезмерность любви Божьей к роду человеческому, святой Евангелист Иоанн восклицал: «тако бо возлюби Бог мир» (Иоан., 3, 16). Смотри, какое удивление выражается в этом изречении! «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруй в Он не погибнет, но имать живот вечный».
Видишь, причина Пришествия Сына Божия та, чтобы люди, которым угрожала погибель, получили спасение чрез веру в Него. Кто может обнять мыслию великое, дивное и непостижимое для ума благоволение, которое Бог явил нашему естеству в дар крещения, даровав нам отпущение всех наших грехов? Но что и говорить? Ни мысль, ни слово не в состоянии исчислить прочих благодеяний. Ибо, сколько бы я ни сказал, остальное все еще будет таково, что своею чрезмерностью превзойдет то, что уже сказано. Так, кто может постигнуть умом тот путь покаяния, который Бог, по неизреченному Своему человеколюбию, открыл роду нашему, а, после дара крещения, и те чудные заповеди, посредством которых мы, если захотим, можем снискать Его благоволение? Видишь, возлюбленный, бездну благодеяний? Видишь, сколько их мы перечислили, и однако ж не могли пересказать и малой части их? Ибо как может человеческий язык изобразить словом то, что сделано для нас Богом? И между тем как ни многочисленны и ни велики эти благодеяния, еще гораздо больше и неизъяснимее те блага, которые Он обещал, после здешней жизни, в будущем веке идущим по пути добродетели.
Блаженный апостол Павел, желая в немногих словах представить нам чрезмерное их величие, говорит: «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготоѳа Бог любящим Его» (1 Кор., 2, 9). Видишь чрезмерность даров? Видишь, что Его благодеяния превышают всякое понятие человеческое? «И на сердце, говорит, человеку не взыдоша». Итак, если мы захотим размышлять о них и воздавать по силам нашим благодарность Богу, то можем снискать и еще большее Его благоволение, и возбудить в себе сильнейшее расположение к добродетели. В самом деле, памятование о благодеяниях сильно возбуждает к подвигам добродетели и располагает человека презирать все настоящее, прилепляться к столь великому Благодетелю и ежедневно выказывать живую любовь к Нему. (Из 27 беседы святого Иоанна Злат, на кн. Бытия).
4. Любишь ли ты Бога всем сердцем и всею душою твоею?
«Кто истинно любит Господа Бога своего, тот любит Его от всего сердца своего», не разделяя его между миром и Богом, не делая своего самолюбия кумиром своим, ибо не может человек двум господам работать, не может Богу работать и маммону (т. е. богатству, удовольствиям плоти),— тот никого и ничего в мире не предпочитает Богу. «Аще кто любит отца или матерь паче\ Мене»,— говорит Господь,— «несть Мене достоин; и\ иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Меня достоин; и иже не отвержется себе и не возьмет креста своего, не может быти Мой ученик».
«Кто истинно любит Господа Бога своего, тот любит Его от всей души своей», тот старается все силы души своей направить по воле Его, всю жизнь и всю деятельность свою располагать по святым заповедям Его, во всем и всегда подражать примеру святейшей жизни Самого Господа Иисуса Христа, уподобляясь ему в помышлениях и желаниях, намерениях и поступках своих: «аще кто любит Мя»,— говорит Господь,— «слово Мое соблюдет; аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей».
«Кто истинно любит Господа Бога своего, тот любит Его всем помышлением своим»,— тот любит размышлять непрестанно о Боге и Его неисчетных благодеяниях, явленных нам в сотворении и промышлении о нашей жизни, в искуплении и избавлении нас от греха, проклятия и смерти,— тот любит быть всегда умом и сердцем своим с любимым Господом, всегда поставлять себя в Его святом вездеприсутствии, непрестанно иметь любовь в сердце своем, «предзреть Господа пред собою выну», по примеру боголюбивого Давида,— тот любит все, что напоминает ему о любимом Господе, любить поучаться в законе Господни день и ночь, ибо «словеса Господня для него «слаще меда и сота, драгоценнее злата и камения честна многа»; услаждается более всего Евангелием Христовым, как драгоценнейшим Заветом своего сладчайшего Искупителя; любить паче всего пребывать в доме Божьем и посещать храм святой Его, где приносится святейшая жертва спасения нашего; жаждать общения с Господом в молитве и святых Таинствах.
«Кто истинно любит Господа Бога своего, тот любит Его всею крепостию своею», тот ради славы имени Божия с радостью готов лишиться всех благ временных, претерпеть все поношения и гонения от мира, готов положить самую душу за веру Христову, за соблюдение святых и животворных Его заповедей, за честь и славу Евангелия и Креста Его. «Кто ны разлучит от любве Божия»,— говорит святой апостол,— «скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч; Известихся бо, яко ни смерть, ни живот... ни настоящая, ни грядущая... ни ина тварь кая возможет нас разлучит от любве Божия, яже о Христе Иисусе» (Рим., 8, 35, 38, 39).
Словом, кто истинно любит Господа Бога своего, тот и душою, и телом, и сердцем, и мыслью, и словами, и делами, всей жизнью и существом своим являет свою любовь и благодарение Господу. «Аще кто любит Мя»,— говорит Господь,— «слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему прийдема, и обитель у него сотворим» (Иоан., 14,23). Вот высочайшая награда истинно любящему Господа.

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

1. Не тратишь ли ты, сын мой, деньги на лакомства? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности, необходимой для сохранения здоровья? Не нарушаешь ли ты когда по прихоти святых постов?
Помни, что христианин всегда должен быть воздержан в пище и питье и никогда не должен пресыщаться, что весьма вредно для здоровья и делает человека ленивым ко всякому доброму делу.
Святые подвижники питались пищей самой скудной, а во время поста одним хлебом и водою, чтобы подкреплять их в самых трудных подвигах. Несмотря на это, они большей частью достигали самой глубокой старости,— так, например, Антоний Великий жил 105 лет, Павел Фивейский — 113, Сергий Радонежский — 78, Кирилл Белозерский — 90, Макарий Желтоводский - 95 лет. И таких подвижников-долгожителей было много. Значит, строгие посты и умерщвление плоти не сокращают жизни.
«Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное,— говорит святой Ефрем Сирин; пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу; пост — оружие доблестным, училище подвижников; пост отражает искушение, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия; пост — доблесть во бранях; пост угашает силу огненную; пост заграждает уста львов; пост возводит молитву на небо; пост — матерь здравия; пост — наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам; у постящихся тело честно и душа драгоценна; пост упокоил Лазаря в недрах Авраамовых». Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно.
2. Не гордишься ли ты, сын мой, твоими успехами в науках, твоими богатыми родителями?
Как гибельна гордость, можно судить прежде всего по тому, что она есть первый грех дьявольский. Дьявол первоначально был первым ангелом перед Богом. Гордость сделала первого ангела врагом Бога и низринула с неба. Гордость есть грех антихристов, который по слову апостола, «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме Божием сядет он... выдавая себя за Бога» (2 Сол., 2,4).
Гордость отнимает цену у самого подвижничества. «Когда не будет основания — смирения, говорит святой Иоанн Златоуст, то хотя бы кто до небес возвышался жизнью, все это легко разрушится и будет иметь худой конец. Хотя бы отличался ты постом, молитвой, милостыней, целомудрием или другой какой добродетелью, все это без смирения разрушится и погибнет» (Беседы на Матф., 25).
От гордости происходят споры, противление начальству, мятежи. По всем этим причинам гордость — самый богопротивный грех: «Бог гордым противится» (Иак., 4, 6). Из шести пороков, которые особенно ненавидит Господь, по словам
Соломона, гордость занимает первое место (Прит., 6, 17). В числе семи главнейших смертных грехов гордость стоит также на первом месте. В лице антихриста и нечестивых служителей гордость будет наказана Страшным судом Божьим (2 Сол., 2, 12). Но и в настоящей жизни Господь часто посрамляет и унижает гордость, как видно из примеров фараона, погибшего в Чермном море за гордое противление воле Господа, или Навуходоносора, впадшего в скотское состояние за то, что величался могуществом своим и позабыл о зависимости своей от Вышнего, владеющего царством человеческим (Дан., гл. 4),— или Антиоха Епифана, который в наказание за то, что превознесся пред Богом Израилевым и всеми мерами старался истребить истинное богопочтение, поражен был отвратительной предсмертной болезнью, так что сам признал эту болезнь за действие гнева Божия на его гордыню (2 Мак., 9, 5—28). Пророк Божий, очевидный и верный свидетель истины говорит: «видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанские и мимоидох, и се не бе: и взысках его, и не обретеся, место его» (Пс., XXXVI, 35—36). Напротив того, о богобоящемся говорится: «яко в век не подвижется. В память вечную будет праведник: от слуха зла не убоится. Готово сердце его уповати на Господа; утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззритъ на врази своя» (Пс. СХІ, 5—6), о чем и в псалме 36 свидетельствуется.
Этот случай и рассуждение научат тебя не следовать примеру бесстрашных и гордящихся богатством, славой и честью мира сего, да не с ними погибнешь; но смириться под крепкую руку Божью и бояться имени Его, да со смиренными и богобоящимися от Него «вознесешися» (Пт., 5, 6), «яко всяк ѳозносяйся смирится; смиряяй же себе вознесется» (Лк., 18, 14), по учению вечные истины —Христа.
3. Не домогаешься ли ты первенства среди сверстников твоих? Не желаешь ли того, чтобы они считали тебя самым умным и добрым, самым богатым и знатным? Не любишь ли ты всеми твоими товарищами повелевать?
Ищем мы первенства, превосходства перед другими. Но подумаем: в духе ли учения Иисуса Христа такое домогательство? Противно Ему эго искание первенства в христианине потому, что оно обнаруживает гордость, а гордость, как мы знаем, самый нетерпимый в очах Божьих порок. Поэтому видим, что все великие люди в христианском мире были смиренные.
Матерь Божья много ли мнила о себе при жизни Иисуса Христа? Думала ли Она когда, что Она — Матерь такого великого Чудотворца и что поэтому Ей должны все оказывать почет и уважение? Но о Матери Божьей всего менее упоминается в Евангелии. Только и видим Ее на браке в Кане Галилейской, и у Креста. Так ни Сама Матерь Божья не искала превосходства, известности, ни Сын Ее не желал сего для Матери Своей.
Преподобный Павел Фивейский сокровенно — один подвизался в пустыне девяносто лет. Если бы Сам Бог не открыл о нем, так бы и остался этот светильник под спудом, никому неведомый.
Господь наш Иисус Христос указал нам иной путь к возвышению. «Он велит каждому считать себя последним — ничего не думать о себе, или думать, как о наималейшем из всех». Он велит служить всем, быть рабом для всех. И скажите, кто же не возлюбит подобных смиренных и любвеобильных? Кто не воздаст почтения и уважения тому, кто сам всех считает высшими себя, сам всем служит, о всех заботится, для всех готов сделать все, что только в силе сделать? Такие люди невольно преклоняют к себе сердца всех.
«А вот на кого Я призрю, говорит Господь, на смиренного и сокрушенного духом и трепещущего пред словом Моим!» (Исайя, 5, VI, 2).

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

1. Не произносил ли имени Божия напрасно, небрежно, в шутках, особенно не подтверждал ли лжи своей божбой?
Знай же, что это великий грех; отныне исправься. «Имя Божие,— учит великий угодник Божий святитель Тихон Задонский,— произноси, поминай со всяким почтением и благоговением, и то — там и тогда, где и когда это нужно: ибо имя Божие свято и страшно, и поминающий Его с непочтением тяжко грешит. Итак, отдавай почтение имени Божию, как Самому Богу. Имя царя земного ты с почтением поминаешь, как и следует, тем более имя Бога, Царя Небесного, пред Которым благоговеют сами ангелы и души святых, с великим почтением поминать должно.
Правильно поминается или произносится имя Божие в молитве, в славословии, в благодарении, в хвалебных песнях духовных и в беседах и разговорах, христианам приличных, т. е. когда разговор бывает о святом Божием слове, о законе и Евангелии, о пришествии Христовом в мир, о Его страданиях и смерти, нас ради подъятой, о смерти, о вечной муке и вечной жизни и проч.; в других же разговорах без крайней нужды не поминай, и если нужно будет помянуть, со всяким опасением и благоговейным почтением поминай.
Во лжи и шутках крайне берегись поминать имя Божие, чтобы тотчас же не постигло тебя наказание Божие, ибо Бог наш есть «о н поядаяй».
Вошли в обычай божбы, крайне непристойные христианам, как-то: «ей Богу, на то Бог, свидетель Бог, видит Бог, на то Христос» и проч.; и поминаются людьми часто и почти во всяких словах. Такая божба не иное, как сатанинский вымысел, на бесчестие имени Божия и гибель человеческую изобретенный. Берегись божиться!
Когда нужно будет тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово: «ей, ей; ни, ни» (Мф., 5, 37). Прочее все от неприязненного духа». (Из «Творений святого Тихона Задонского».)
2. Не ропщешь ли ты на бедность свою или своих родителей? Не завидуешь ли, сын мой (или дочь моя), богатым?
Помни, что при бедности легче спастись, нежели при богатстве. Трудно войти богатому в Царствие Небесное, сказал Господь. По мни, что мы здесь живем только одну минуту, а после смерти будем жить вечно. Если мы здесь в поте лица своего добывали себе честный хлеб, если были воздержаны в пище и питье и тем избегли многих гибельных пороков, если несли крест бедности без ропота, то Господь сторицею наградит нас в будущей жизни. Знай, что Господь, управляющий всем миром и располагающий судьбой каждого человека, послал бедность твоим родителям потому, что для них бедность, как и для тебя бедность есть самое лучшее средство проводить благочестивую жизнь и избегнуть вечных мук. Иначе Он мог бы осыпать вас грудами золота.
Припомни, сын мой, что Сам Иисус Христос и , все Его апостолы и почти все мученики за Него, а также почти что все Его святые были бедны.
Если ты беден, то приветствуй бедность, как голос Божий, говорящий тебе милостивые слова и повелевающий тебе полезной деятельностью и честным трудом облегчить бремя любимых тобою людей.
Если ты станешь бедным, то знай, что бедность, которая презирает роскошь, которая может обходиться без излишества, богаче всех несметных ценностей земных.
Не думай также, что бедность может послужить помехой в служении Господу. Только презренные фарисеи могли усмехнуться, когда бедная вдова положила две лепты (Мк., 12, 42) в их великолепную сокровищницу; но в глазах Того, Которому они приносились в дар, эта бедная вдова дала больше, чем все они, «ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк., J2, 44).
Многие бедняки в глазах Господа своей скромной милостыней совершают больше, чем иные богачи своими миллионами. Сам Христос говорит, что кто напоит вас чашей холодной воды, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей; это доступно самым бедным, и богатые не могут дать большего.
3. Благодаришь ли ты Бога в болезнях и скорбях?
Знай, чадо мое, что всякая болезнь и всякая скорбь допускается Богом для твоего счастья, для твоего истинного блага. После болезни ты будешь больше беречь здоровье и больше благодарить Бога за дар жизни и здоровья, чего ты раньше, быть может, никогда не делал. После испытанной скорби ты будешь не так горд и самонадеян и в Боге будешь искать единой помощи. Посему не роптать на Бога в скорбях, а благодарить ты должен Бога.
«Слава Богу за все!» — любимые слова святого Иоанна Златоуста, которые часто повторял он в жизни, и о которых, во время страданий своих, говорил: «Слова эти — убийственный удар для сатаны, а для того, кто произносит их во всякой беде, во всяком несчастий, служат обильнейшим источником надежды и утешения. Как только произнесет их, тотчас рассеивается всякое облако печали».

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

1. Не ленишься ли ты в воскресные и праздничные дни ходить в церковь?
Всемерно старайся не пропускать ни одной службы церковной в праздники — и благословение Божие почиет на тебя; ты будешь делаться с каждым днем лучше и лучше и будешь любим Богом и людьми.
Храм — училище веры и святой жизни, здесь за тебя все молятся,— здесь за тебя священник приносит бескровную жертву — Тело и Кровь Христову,— здесь ты слышишь слово Божие, которое может наставить тебя на святую истину и покажет тебе путь спасения, что для всякого христианина должно быть дороже всего мира.
Божье слово называется в Писании светом, при том таким, который выше всякого видимого света. Видимый свет озаряет плотские очи, а тот душевные. «Если бы раздавали вам в храме каждый день или мед или другое сладкое питье — не стали бы вы ходить даже без зова? Вы перегоняли бы друг друга. Но в храме преподаются слова Божьи, лучше золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь!» (Слова Кирилла, епископа Туровского).
2. С верой ли, благоговением Божьим стоишь ты всегда в храме и не позволял ли ты себе когда-либо по неразумию смех, шутки и разговоры с товарищами твоими?
Помни, что храм есть земное небо, ибо где престол Божий, где страшные тайны совершаются, где ангелы служат с людьми, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небесное. «Итак, да входим в храм Божий с чистым сердцем, отложив страсти и все житейское попечение, и да стоим в нем с верой, благоговением разумно, внимательно, с любовью и миром в сердце, да исходим обновленными, как бы небесными, да живем во святыни, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и сластями», учит праведный Иоанн Кронштадтский.
Не забывай, что храм Божий, по слову Самого Спасителя, есть место особого присутствия Его: «иде же еста два или три собрани во имя Мое, ту есмь посреди их». Эту святую истину высказывал и царь — псалмопевец: «Сам Господь во храме святом (Пс., V, 3). Благоговейное присутствие при богослужении не только награждается всеобщей церковной молитвой, но и спасительно душам христиан. Вот пример этого: в великую субботу вечером, пред праздником светлого воскресения Христова, святитель Нифонт, стоя во храме с народом, удостоился видеть Саму Царицу Небесную со святыми апостолами и угодниками, пришедшую в церковь. Кто из предстоящих стоял с усердием и благоговением, на тех Божья Матерь взирала с любовью, а кто стоял небрежно, о тех она скорбела и молилась.
3. Любишь ли ты читать святое Евангелие, что особенно нужно делать в праздники?
Святой Иоанн Златоуст говорит: «что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение (Писания) для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив, еще облегчая полет ее и вознося ее, так сказать, на самое небо» (На кн. Бытия, «беседа 29», стр. 133, Спб. 1852 г.).
«Видишь, что земля во время бездождия, иссохши, не дает плода: разумей, что так душа, не напоенная росой Божия слова и благодати, иссыхает и бесплодна бывает. Тело наше изнемогает от алчбы и жажды, а далее, когда не подкрепится пищей, умирает; так и душа, когда не питается и не напояется словом Божьим изнемогает, а потом и умирает. Это увещевает тебя: как телу на всякий день ищешь пищи и питания, так и душе нужно непрестанно искать от слова Божьего пищи, питья и утешения, чтоб изнемогши от глада и жажды, она не умерла навеки». (Из «Творений святого Тихона Задонского», изд. 3, т. II).
4. Не любишь ли ты, чадо мое, праздно проводить время?
«Праздность или леность есть сама собою грех, ибо противна заповеди Божьей,— учит святой Тихон Задонский.— Еще праотцу нашему Адаму сказано от Бога: «в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят ecu» (Быт., III, 19).
Это повеление и нас, сынов Адамовых, касается. И апостол святой и есть тому запрещает, кто не хочет трудиться. Посему живущие в праздности и чужими трудами питающиеся непрестанно грешат, и дотоле грешить не перестанут, доколе в благословенные труды не отдадут себя. От сего исключаются немощные и престарелые, которые и хотели бы трудиться, да не могут.— Сердце человеческое никогда праздно быть не может, но всегда какими-нибудь мыслями занято бывает.
А посему к праздному сердцу, которое никакими полезными трудами не занято, как к дому праздному, удобно приступает душевный враг дьявол и наполняет его мыслями злыми, как вредными плевелами, и призывает к бесчинным действиям. Посему праздность много беззаконий рождает: отсюда пьянство; отсюда злые беседы, пересуды, насмешки; отсюда частые пиршества, хищения, грабежи, клятвопреступления; отсюда картежные игры и неразлучные с ними обманы, бесчиния, ссоры, драки и прочие беззакония. Праздность научает воровать, лгать, льстить, обманывать, ибо праздный, не имея пищи, устремляется на похищение чужих трудов, или явно, или тайно, или обманом. Так «праздность научает многой злобе», по словам премудрого Сираха (Сир., 33, 28).
Остерегайся, чадо мое, праздности во всех ее видах, медлительности, болтовни, дурных привычек, дурных мыслей; все это разрушительно действует на душу. Червь — грех глубоко вкореняется в праздном сердце. Только в день Страшного суда видно будет, сколько вследствие праздности погибло душ.
Поселите в вашем сердце добро, займитесь полезной деятельностью, будьте искренни, благородны, справедливы, снисходительны, чисты, добры — и вы будете спасены. «Когда сосуд полон священного масла, то он уже не может содержать горькой воды». Когда сияют солнечные лучи, то они не благоприятствуют темным делам. Когда душа попробовала хлеба жизни, то она не стремится уже более к камням пустыни. Когда Господь для нас все,— то мир для нас ничто.
Израиль поборол свирепых змей не своей силой, но благодаря пристальному верующему взгляду, устремленному на медного змея; этот полный веры взгляд был их освобождением; а нашим освобождением может быть следующее: жить, стараясь подражать апостолам и другим святым людям с верой в Иисуса Христа, нашего Спасителя.
Будем молиться, чтобы нам не быть нерадивыми в делах, но последуем словам святого апостола Павла, который говорит: «отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру... в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим., 12, 9 и 11). Молитесь, чтобы нами руководили в жизни: честность, смирение и истинное исполнение нашего долга. Молитесь, чтобы любовь Господня освещала нашу жизнь, подобно огненному столбу, освещавшему Израилю пустыню; молитесь, чтобы Господь послал нам силы побороть в себе зло и посеять добро.
5. Стараешься ли ты о приобретении познаний? Успеваешь ли ты во всех предметах учебного курса и в особенности в законе Божьем, в котором сообщается тебе спасительная воля Божья? Сознаешь ли ты, как полезно учение? Молишься ли ты Богу о том, чтобы Сам Господь просветил твой разум и помог тебе в учении?
Послушай, как восхваляет премудрость царь Соломон, мудрейший из людей.
«Я молился,— говорит премудрый Соломон,— и дарован мне разум, я взывал и сошел на меня дух премудрости. Я предпочел его скипетрам и престолам, и богатство почитал за ничто в сравнении с нею: драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что пред нею все золото — ничтожный песок, а серебро — грязь в сравнении с нею. Я полюбил ее более здоровья и красоты, и избрал ее предпочтительно пред светом, ибо свет ее неугасим... Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба. Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу... Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни, то что богаче премудрости, которая все делает? Если же благоразумие делает многое, то какой художник лучше ее? Если кто любит праведность,— плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни. Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее; знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен» (Премудр, Соломон, VII, 7—10, 29—30; VIII, 1, 5—9).
Старайся, чадо мое, искать истины и ведения.
а) Они делают человека мудрым: «лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Послушайте наставления и будьте мудры и не отступайте от него» (Притч., VIII, 10—11,33).
б) Они содействуют спасению человека: «исследуйте Писания» (Иоанн, V, 39),— сказал Спаситель и Сам отверз ученикам Своим ум к уразумению Писаний (Лк., 24, 45).
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя»,— пишет святой апостол Павел Тимофею (1 Тим., 4, 16).
в) Нерадение в изучении истины грозит печальными последствиями: «уклоняющийся от учения впадает в беды»,— говорит Премудрый (Притч., XVII, 16).
г) Нерадение детей о приобретении познаний и вообще о своем умственном развитии причиняет родителям истинное горе, великие скорби: «сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери» (Притч., X, 1).
д) Образование необходимо для службы государственной и вообще для деятельности частной и общественной: «благоволение царя — к слуге разумному, а гнев его против того, кто позорит его»,— говорит Премудрый (Притч., XIV, 35) — «Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми» (Екклез, IX, 17).— «Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении» (Притч., XII, 8).
е) Знание представляет собою такое достояние, которое не отнимется у человека ни в здешней жизни, ни в будущей: «плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен»,— учит Премудрый (Премудр. Солом., III, 15). «Знание мудрого увеличивается подобно наводнению, и совет его как источник жизни» (Сирах., XXI, 16).
ж) Просвещение ума имеет благотворные последствия для благочестия и вечного спасения человека: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь любовь Господа и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы» (Притч., II, 1 —13). Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу (XV, 24). «Ты из детства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса», пишет святой апостол Павел Тимофею (2 Тим., 3, 15).
з) Мудрость и знание истины имеют своим источником Самого Бога и потому ниспосылаются от Него, как высшие и драгоценнейшие дары тем, которые достойны их: «У Него премудрость и сила; Его совет и разум»,— читаем в книге Иова (XII, 13). «Он есть руководитель в мудрости и исправитель мудрых. Ибо в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания»,— говорит Премудрый (Премудр. Солом., VII, 15—16).
и) Желающие достигнуть истинного видения должны просить его себе у Бога, по примеру Соломона, который читал следующую молитву о даровании ему премудрости: «Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим и премудростью Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд! Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих; ибо я раб Твой и сын рабы Твоей, человек немощный и кратковременный, и слабый в разумении суда и законов. Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими, без Твоей премудрости он будет признан за ничто. С Тобою премудрость, которая знает дела Твои, и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим. Ниспошли ее от святых небес, и от престола славы Твоей ниспошли ее, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих, и чтоб я знал что благоугодно пред Тобою. Ибо она все знает и разумеет, и мудро будет руководить мной в делах моих и сохранит меня в своей славе. Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? Помышления смертных нетверды и мысли наши ошибочны; ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал? Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа? И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе» (Премудр. Солом., IX, 1—6, 9—11, 13—18).
к) Для того, чтобы можно было человеку надеяться на дарование ему божественной помощи в деле приобретения истинного видения он должен стараться быть достойным того по своей благочестивой жизни.
В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований (Премудр. Соломон, I, 3, 5). Посылая учеников Своих на проповедь, Иисус Христос сказал им: «вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф., 10, 16). И святой апостол Павел пишет римлянам: «желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» (Рим., 16, 19).
6. С вниманием ли и прилежанием ты учишь задаваемые тебе уроки?
Вспомни, что Господь говорит: всякий, кто, взявшись за соху, станет оглядываться назад, не управнт в Царствие Божие, т. е. всякий, отрывающий свое внимание от предположенной цели, не может достигнуть ее.
Если ты взялся за что, о том и думай, и тогда только успеешь, а делание с рассеянием не приведет к цели.Хочешь ты выучить скоро свой урок? Когда примешься учить его, не думай ни о чем больше, не пускай никакой другой мысли себе в голову, приложи сердце, и ты выучишь его вдвое, втрое скорее и тверже, нежели уча в рассеянии, зевая по сторонам. Попробуй так раза два-три, и ты увидишь, как для тебя облегчится труд, а вместе с тем будет образовываться сама по себе привычка делать так всякое дело, привычка, которая в продолжение всей жизни будет приносить бесконечную пользу. Вот как важно в молодые ваши годы запастись хорошими правилами.
Друг мои! слушайся твоих наставников, они учат тебя добру,— и войдя в лета, ты почувствуешь всю пользу их наставлений и будешь благодарить их, хотя теперь приходится иногда скучно, иногда досадно, иногда трудно. Вспомни, что написано у вас в прописях: «корень учения горек, а плоды его сладки». Внимание, терпение, постоянство — такие качества, которые надо возделывать и изощрять всеми силами, и они вознаградят сторицею все усилия, им посвященные.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

1. Почитаешь ли твоих родителей, т. е. почтительно ли обходишься с ними, не дозволяешь ли себе когда огорчать их грубыми словами, повинуешься ли им и помогаешь ли им всем, чем можешь?
«Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них: ибо благословение отца утверждает дома детей, а клятва матери разрушает до основания. Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей. Ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе; как лед от теплоты растают грехи твои» (Сир., III, 8—15).
«Проклят всяк бесчестя отца своего или матерь свою» (Втор., XXVII, 16), говорит Господь через Моисея.
«Оставляющий отца то же, что богохульник, и проклят от Господа, раздражающий мать свою» (Сир., III, 16). «Око, ругающееся отцу и досаждающее старости, матери, выклюют вороны дольний и сожрут птенцы орлиные» (Прит., XXX, 17). Господь наш Иисус Христос, Царь неба и земли, сошедший с небес нас ради людей и нашего ради спасения, «бе повинуяся» (Лк., 2, 51) Матери Своей и мнимому отцу Иосифу древоделу. Он из повиновения к пресвятой Матери Своей благоволил совершить первое чудо в Кане галилейской, претворив воду в вино, хотя еще не настал час Его.
Исаак, из послушания к отцу своему Аврааму, охотно позволил ему связать себя и возложить на жертвенник, соглашаясь лучше умереть от руки отца, чем ослушаться его воли.
Знаменитый мудрец, могучий царь Соломон, когда вошла к нему мать его Вирсавия, просить об одном деле, встал пред нею и поклонился ей, и поставили престол для матери царя и она села по правую сторону его.
Господь строго наказывает непочтительных детей весьма часто еще в этой жизни.
У Иуды, сына Иакова, был сын Ир, злой сердцем и непокорный, и за это, как говорит святое Писание, «уби его Бог» (Быт., XXXVIII, 1).
У первосвященника израилева Илии были два сына, но так как они были непослушны отцу, злы, непокорны и не богобоязненны, то Господь и поразил их еще в крепости сил и здоровья: они были убиты на войне, о чем Илии было предсказано заранее.
Погиб на войне непочтительный и непослушный сын Давида Авессалом.
Итак, всеми силами избегай, сын мой, страшного греха непочтительности родителей, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле.
2. Почитаешь ли пастырей духовных — священников?
«Знаете ли вы,— спрашивает святой Иоанн Златоуст,— кто есть священник?» и отвечает: «ангел Господень» (2 нрав, на 2 поел, к Тим.), а «посему и почитать пастырей, говорит он, должно больше, чем родителей (О свящ. кн. 3), ибо они служители Христовы на земле, и кто почитает их, тот почитает Христа» (Беседа 7 на Евангелие Матфея).
Будем, возлюбленные, оказывать всякое уважение тем, кому дарована сила Святого Духа. Сан священнический имеет великую важность: «им же отпустите грехи», сказано, «отпустятся», почему и святой апостол Павел говорит: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр., 13, 17).
3. Почитаешь ли ты своих наставников в учебном заведении?
Всегда, сын мой, оказывай им полное послушание и почтение; они вполне того заслуживают за свои труды; они просвещают твой разум и делают тебя истинным человеком; без них ты был бы неграмотный, слепой и жалкий человек и не понимал бы самых главных твоих обязанностей к Богу, ближним твоим и самому себе. Вот послушай, что я тебе скажу.
Римский император Феодосий Великий, знавший, как мало имеют достоинства знатный род и богатство без хорошего воспитания, послал отыскать во всей империи ученейшего человека. Посланные после долгих поисков нашли такого мужа; имя было ему Арсений, которому Феодосий и доверил своего сына, чтобы тот воспитал его и обучил. Мальчик, гордившийся тем, что он был царский сын, во время учения заставлял наставника стоять перед собою, между тем, как сам сидел» Когда же Феодосий увидел это, то сказал сыну голосом, полным упрека: «встань и уступи место своему учителю; честь, достоинство и богатство — случайные вещи, и ты их не заслужил.
Бог может не сегодня, так завтра отнять все это у тебя, но ученость есть собственность этого мужа, и ты должен его всегда уважать и почитать. Встань же, пусть учитель твой сидит».
4. Верен ли ты всем твоим обязанностям в школе и дома, хотя бы и самым малым? Не исполняешь ли ты нерадиво свои обязанности потому только, что они кажутся тебе ничтожными, не заслуживающими внимания?
Припомни, сын мой, слова Господа: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк., 16, 10). Какое предостережение таится в этих словах?
Маленькие лисицы портят виноградники, маленькие черви губят дуб; от маленькой течи тонет корабль; из маленькой расселины низвергается лава; маленькая трещина в скрипке, постоянно увеличивающаяся, заставляет замолкнуть ее. Все это показывает, что бывают ужасные последствия от самых ничтожных причин. И малый грех не менее пагубен большого.
Да, сын мой, маленькая несправедливость это наклонная плоскость к великой лжи. Тот, кто нечестен в одной копейке, нечестен потом и в тысячах. Кто не совсем честен относительно пустяков, тот может сделаться бесчестным и в крупных делах, и превратиться в совершенно негодного человека. Поэтому, сын мой, будем во всех делах своих чисты, как кристалл; да поможем мы друг другу остерегаться и презирать во всех своих деяниях малейший бесчестный или подозрительный поступок.
Нам более всего необходимо остановиться на «верности в малом», потому что люди обыкновенно не только не почитают ее, но и не обращают внимания на нее. Мы восхваляем все высокое, чудесное, героическое, мы останавливаемся на великих делах, на торжественных жертвах, и весьма часто оставляем без внимания малые дела.
Если ты хочешь совершать великие подвиги, то приготовься к ним, и веди себя достойно им. «Верный в малом и во многом верен» (Лк., 16, 10). Но помни, что тебе, может быть, никогда в жизни не представится случая совершить великое дело; между тем как малые добрые дела ты имеешь возможность совершать каждый день.
Мы должны стремиться, сын мой, к добродетели, а не к славе.
5. Почитаешь ли старших возрастом, особенно старцев и стариц? Оказываешь ли им должное уважение? Не дозволял ли ты когда смеяться над ними?
Припомни, что говорится в святой Библии:
Однажды, пророк Елисей входил в город Вефиль, жители которого утопали в нечестии. Нечестие их дошло до того, что отцы не учили детей своих благочестию. Почтенного старца встретила толпа детей и начала смеяться над внешними его недостатками и над тем, что он не имел волос на голове. Дети кричали вслед его: «ступай, плешивый!». С грустью посмотрел на них пророк Елисей и увидел, что в сердце их нет ничего доброго; он осудил их поступок, и Бог подтвердил суд Своего пророка. Две медведицы вышли из леса и растерзали детей. Их погибло 42 человека.
Всегда, сын мой, нужно оказывать почтенней уважение старцам и вообще людям, старшим нас возрастом.
Глубокая старость весьма часто бывает наградой за благочестие и послушание воле Божией (Быт., XV, 15. Исаии, LXV, 20, Зах., VIII, 4).Уже за одно то, что над старцами почило благословение Божие, выразившееся в их долголетней жизни, они заслуживают нашего глубокого почтения. Грубость, непочтительность и безжалостность к старцам в священном Писании — горькие признаки нравственного невежества, какие свойственны только варварским народам и наглым и безбожным ругателям (Втор., XXVIII, 50. Исаии, ХХХХѴІІ, 6. Плач. Иерем., V, 12. Прем. Сол., II, 10).
Старцы заслуживают нашего глубокого уважения и потому, что им Бог дал долгую жизнь для выполнения каких-либо важных целей при служении Богу, Церкви или Отечеству. Так пророк ИЛИЯ уже просил было себе смерти, но Бог указал ему новое служение для блага народа израильского (3 цар., XIX).
Долголетняя жизнь богобоязненных людей заслуживает уважения и потому, что она в высшей степени полезна для их детей и вообще для потомства (Прем., II, 10); их строгое благочестие служит живым примером для подражания внукам и правнукам.
Затем есть прямое повеление уважать старца, кто бы он ни был. Господь через Моисея заповедует Израилю, как нужно вести себя в отношении к старцам: «пред лицем седого восстани и почти лице старче, и да убоишися Господа Бога твоего» (Лев., XIX, 12), т. е., кто бы и каков бы ни был старец, будь к нему вежлив и почтителен.
Наконец, здравый разум говорит нам, что так как младшие поколения обязаны всеми и духовными и материальными благами жизни старшим, то в силу одного этого младшие должны уважать и благодарить старших. Святой апостол Павел говорит: «не хѳалися на ветви; аще же хвалишися, не ты корень носиши, но корень тебе. Не высокомудрствуй, но бойся» (Рим., II, 18, 20). «Вы листья, вы — юные побеги на ветви, ветвь — на суке, сук — на стволе, ствол на корне великого древа общества и церкви. Не хвались, слабый лист! Не высокомудрствуй, юный побег!.. Живешь пока вполне чужою жизнью, сосешь пока вполне чужие жизненные соки. Перечти вот все твои добрые дела, какие удалось тебе учинить со дня твоего рождения до сегодняшнего дня. Ничего, или ничтожная какая-либо случайность, да и та обращена была вернее к кругу твоих сверстников, а не к пользе старшего поколения. Посмотри же наоборот: это старшее поколение до днесь питало, берегло, одевало и воспитывало тебя своим трудом. Не хвались же на ветви, легкий листок, что ты будешь лучше нас, или ты уже теперь лучше нас. Проживи с наше, и тогда кинь в нас камень осуждения. Если же хвалишься, помни,— что не ты корень носишь, но корень тебя. Если же оторвешься от корня, то сгниешь, и только... Не высокомудрствуй, но бойся. (Из Полного годичного круга кратких поучений, Ісвящ. Гр. Дьяченко, т. 1).
6. Приносишь ли ты, сын мой, добрые плоды твоего образования и воспитания, т. е. стараешься ли отстать от дурных привычек — божбы, лжи, ссоры, гордости, лености ит. п. к утешению твоих родителей? Не похож ли ты на бесплодную смоковницу, о которой говорит святое Евангелие?
У хозяина была в саду смоковница, которая не приносила плодов. Сруби ее, сказал он садовнику, вот я третий год прихожу искать плода на ней и не нахожу: на что она и землю занимает? Садовник отвечал ему: оставь ее еще на год, пока я окопаю ее и удобрю землю под нею: может быть она и принесет плод, а если нет, то в следующем году ты срубишь ее.
Эта притча должна быть для вас очень понятна, и вместе должна служить вам великим предостережением. Господь долготерпелив и многомилостив, он ждет исправления грешников и употребляет всякие средства, чтоб их образумить и навести на путь истинный. Все ваше воспитание имеет цель, чтоб вы дали плод, плод добрый в вашей жизни, в вашей будущей службе Отечеству и человечеству. Вспомните попечения о вас неустанные. Сколько детей на свете лишены того, чем вы обладаете! Умейте ценить ваше счастье и старайтесь быть его достойными. А если доброго плода не будет, страшно и подумать о последствиях.

ПРАВОСЛАВИЕ ДЕТЯМ
1. Детская исповедь.
2. О заповедях детям. 1-5 Заповедь.
3. О заповедях детям. 6-10 Заповедь

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (29.05.2018)
Просмотров: 1428 | Теги: православие, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru