Агния Барто, замечательная детская поэтесса, давно получила признание читателей всех возрастов. Первая её книга вышла в 1925-м, когда самой Агнии было всего 19. Своей главной темой Барто считала современность, главными героями – детей, главной задачей – воспитание нравственности. Задача эта решалась весьма своеобразно и свободно. Агния Барто была верна своей позиции и стала одним из любимейших детских авторов благодаря политическому и педагогическому чутью, живой разговорной речи, которую нельзя ни с чем спутать, жизнерадостным ритмам и прекрасному чувствую юмора. Питалась поэзия Барто из источника, имя которому – детский фольклор. Отсюда афористичность её стихов, разобранных на цитаты пословицы и поговорки.
Примечательно то, что Агния Барто почти всегда говорит от лица ребёнка в своих стихотворениях. Читая их, понимаешь, что автор прекрасно понимает детей, их разговоры и их мысли. Барто получала тысячи детских писем, и общение с детьми вносило в её стихи всё новые и новые образы и сюжеты. Стихотворения её – это страницы советского детства, то, что пережито несколькими поколениями детей. В стихах Агнии Барто, злободневных и 50 лет назад, и сейчас, раскрыты актуальные события жизни ребятишек, стадии роста их личностей вместе с первыми шагами во всех смыслах, со всеми огорчениями и радостями, обидами и благодарностями, усилиями и успехами. Не самое известное, но весьма значимое произведение Агнии Барто – «Звенигород», написанное в 1947-м году, что называется, по горячим следам Великой Отечественной. В основу сюжета взят праздник в доме сирот, детей, потерявших родителей на войне. В эти строки вложен опыт страны, личный опыт поэтессы. Дети берут из «Звенигорода» то, что они в состоянии воспринять в силу возраста, а взрослые видят большее – таким и должно быть настоящее произведение для детей. Для Агнии Барто характерно переплетение в её творчестве двух равноправных линий: лирической и сатирической. Эту поэтессу по праву можно считать родоначальником детской сатиры: она ввела в литературу для детей сатирические новеллы, портреты и шаржи. Многие, конечно, могут сомневаться: а нужна ли детям сатира, готовы ли они понимать её? Барто отвечает на эти вопросы со свойственной ей яркостью и точностью. Смех был её главным помощником в воспитании «разумного, доброго, вечного». Сатира Агнии Барто остра, но не зла: автор уверена в том, что ребёнок в состоянии справиться со всеми слабостями с течением времени. Она знает, что ребёнок многое поймёт и почувствует, но чуть позже, поэтому сама шутит, что её стихи – «на вырост». Сатира Агнии Барто также весьма разнообразна – это может быть высмеивание одной определённой черты в характере («Болтунья»), целый сатирический портрет («Наш сосед Иван Петрович»), высмеивание какого-либо бытового явления, ситуации в семье, в школе, например, «Три очка за старичка». Не только детские поступки затрагиваются в этих стихах, но поступки взрослых людей. Это делает сатиру Агнии Барто ещё более действенной.
Творчество Агнии Барто непрерывно развивалось, совершенствовалось. Не только сами стихи, словарь, рифма, размер, смысл – но и характеры героев, их нравственность, интеллект. Всё это незаметно прививает читателю доброту и житейскую мудрость. «Всё равно его не брошу, потому что он хороший», - стихотворение об игрушке; или же в стихотворении о жуке, закрытом зимней рамой, ребёнок требует, чтобы насекомое освободили: «А он живой, он жив пока». Казалось бы, обычные детские стишки. Но нет. Они ведь о сострадании и любви, о развитии личности маленьких героев. В детских стихах Агнии Барто часто раскрывается детское самосознание: ребёнок осмысливает своё «я»: «Я расту», «думают ли звери», «В пустой квартире». Герои совершают неожиданные для самих открытия и размышляют о них. Конечно, по-детски. Стихи Агнии Барто разнообразны по своим интонациям: они ироничны, шутливы, задорны, грустны…
Автор убеждена, что каждое стихотворение – это изобретение для неё самой и новое впечатление для читателя, новое переживание, новые мысль и чувство. Чем стихотворение изобретательней, тем сильней производимое им впечатление. Стихи Агнии Барто разнообразны по своим интонациям: они ироничны, шутливы, задорны, грустны… Автор убеждена, что каждое стихотворение – это изобретение для неё самой и новое впечатление для читателя, новое переживание, новые мысль и чувство. Чем стихотворение изобретательней, тем сильней производимое им впечатление.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Бычок
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Слон
Спать пора!
Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Кораблик
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала —
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Вот так защитник!
Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам её побью.