Старец Сергий (Кирилл Георгиевич Шевич (1903-1987) — один из наиболее ярких православных священнослужителей русского зарубежья. Он родился в Нидерландах в семье русского военного, детство провел в России и Финляндии. В 1920 году семья Шевичей была вынуждена эмигрировать, жила в Константинополе, Швейцарии, Берлине и наконец осела в Париже. Духовником Кирилла был иеромонах Афанасий (Нечаев; 1 1943). Читая духовную литературу, стараясь применять в жизни советы святых отцов, Кирилл Шевич, будущий отец Сергий, почувствовал тягу к монашеству. Своей мечтой стать монахом он поделился с преподобным старцем Силуаном, который в последнем перед кончиной письме (1938) благословил его, написав: «Иди и изо всех сил взывай к людям: “Покайтесь!”».
Война в Европе принесла ему множество испытаний — лагерями. В 1940-1941 годах он дважды был арестован: сначала французскими, а затем германскими властями. Освободившись, Кирилл, не откладывая, осуществил свое намерение: в ноябре 1941 года он принял монашеский постриг. В 1945 году по благословению митрополита Крутицкого Николая отец Сергий был рукоположен в диакона и на следующий день в иерея, с назначением на должность настоятеля Троицкого храма в Ванве. Вскоре отец Сергий стал игуменом Святодуховского скита, основанного протоиереем Андреем Сергеенко. Отцу Сергию приходилось служить и в Ванве, и в скиту. В это время он переписывался с известным духовником Валаамского монастыря игуменом Харитоном, автором антологии «Умное делание. О молитве Иисусовой», опубликованной в 1936 году. В ходе этой переписки отец Сергий получил множество ценных советов для своей духовной жизни. Всю свою жизнь отец Сергий хранил верность матери Церкви, не уклоняясь ни в какие расколы и иные юрисдикции.
Отцу Сергию благодаря его любви, смирению и деликатности всегда удавалось поддерживать на своем приходе атмосферу единства и братства, несмотря на то, что его прихожане были очень разными людьми. При этом он безоговорочно принимал и верующих из других юрисдикций, которые приходили к нему исповедоваться или просить духовного совета. Он обладал поистине вселенским видением Церкви Христовой и свободно принимал монахов разных национальностей, которые искали его духовного руководства, а также православных французов, которые в конце 1960-х годов стали пополнять ряды прихожан храма в Ванве.
Дважды отец Сергий смог побывать в России: в 1947 году и на интронизации Святейшего Патриарха Пимена в 1971-м. В 1985 году архимандрит Сергий тяжело заболел и в 1987-м скончался.
***
«Молитва должна, как лампада, постоянно гореть в сердце. Мы должны бдительно следить за тем, чтобы в ней всегда было масло, питающее огонь».
«Молитва не должна зависеть от нашего вдохновения, от нашей прихоти. Просто неприлично говорить “у меня нет желания молиться”. Это оскорбительно для Бога, это настоящее кощунство».
«Помыслы, которые нас беспокоят во время молитвы, исходят от бесов, которые хотят помешать нам молиться. Мы должны сопротивляться им и продолжать молиться. Если мы проявим упорство, молитва через какое-то время станет для нас более легкой».
«Нет молитвы без усилия».
«Нашей целью должна быть жизнь в единстве с Богом».
«Нужно, чтобы разум всегда действовал в единстве с сердцем».
«Возрастание в духовной жизни проявляется скорее не в блестящих приобретениях, а в неуклонном отказе от мирских попечений. Отец Софроний сказал об этом очень сильно: “Наше обогащение состоит в нашем обнищании”».
«Мы не можем позволять нашим эмоциям, нашему воображению, нашим впечатлениям вести нас, надо быть хозяевами самим себе: ведь когда мы ведем машину, мы не отпускаем ее, а держим в руках руль и ведем ее сами».
«Каждый день нужно проживать так, как если бы он был последним. Но, тем не менее, нельзя говорить себе на этом основании, что один день не имеет значения».
«Нельзя говорить себе, что все неважно. Напротив, осмысленно все. Малейшее действие, которое мы совершаем в нашей жизни, имеет значение для нашего спасения».
«Чтобы получить от Бога то, что мы у Него просим, нужно, чтобы мы просили это у Него со смирением и не осуждали других».
«Когда дурные помыслы окружают нас, как рой мух, нужно не отчаиваться, а упорствовать в молитве и стойко держаться».
«Нужно постоянно стараться думать меньше о себе и больше — о Боге».
«Внешние обстоятельства никогда не могут служить оправданием недостатков нашей внутренней жизни».
«Мы думаем, что можем молиться, лишь [тогда], когда нам позволяют обстоятельства, но это — бесовская уловка. Мы должны молиться все время».
«Говорить, что не имеешь желания молиться,— это безумие, это как если сказать, что не хочешь дышать. Это тяжкий грех. В этом нужно каяться. Если диавол мешает этому, нужно попросить у Бога прощения за то, что мы не хотим каяться».
«Прежде всего следует искать смирения. Без смирения мы не можем ничего».
«Смирение — это самый краткий путь к спасению».
«Жить нужно в Боге, а не в самом себе. Очень большая опасность — быть довольным самим собой».
«Есть вещь, которой нужно бояться как чумы,— это осуждение ближних».
«Нужно каяться в том, что мы недостаточно любим людей и что мы недостаточно чутки к чужим горестям».
«Великая тайна духовной жизни состоит в том, что мы действуем силой Божией, а не своей собственной».
«Бог предпочитает того, кто грешит и кается, тому, кто думает, что не грешит, и не раскаивается».
«Сокрушение — это состояние сердца, при котором мы понимаем свое место, в котором мы видим, что мы пред Богом — ничто. В таком состоянии наш ум опускается в сердце и там становится неуязвимым».
«Нужно молиться Богу о том, чтобы обрести гармонию всех своих сил».
«Рассуждая, нам не следует забывать о той опасности, которую представляет собой рассудок».
«Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы не осуждать других. Осуждение ближнего связано с гордостью, а гордость — это наш главный враг. От нее — все наши несчастья».
«У людей много разных даров, но в земной жизни, такой суетной, они очень мало развиваются».
«... Дурная сторона вещей — наиболее очевидная и впечатляющая. Но если мы замечаем только ее, это означает, что в глубине души нам это гораздо интереснее, чем хорошее».
«Важно не внешнее обстоятельство: монах ли ты или живешь в миру. Важно быть единым со Христом. Некоторые, будучи монахами, живут вне мира, но при этом остаются его пленниками и рассеиваются духом. Другие, телесно живя среди людей, в самой гуще мирской суеты, внутренне остаются свободными от нее».
«Когда находит состояние отвращения, духовной спячки, когда трудно молиться, то нужно сделать усилие. Если мы в таком состоянии, что не понимаем даже слов собственной молитвы, все равно нужно молиться, ибо, как говорил один святой, если мы не слышим слов своей молитвы, то диавол их все равно слышит».
«Когда нам трудно молиться, тут-то мы и должны доказать свою привязанность к Богу; вот оно — испытание того, чего мы на самом деле стоим».
«Вне Церкви и без борьбы против страстей Иисусова молитва не дает ничего».
«Нужно организовать свою молитвенную жизнь; следует установить себе правило на каждый день, которое мы будем исполнять безусловно. Это должно быть непререкаемо. Выполнять его мы должны благодаря усилиям своей воли. И если мы не хотим, мы должны покаяться в этом, попросить у Бога прощения за то, что мы не хотим молиться».
«Если мы не можем молиться во время работы, нужно молиться по крайней мере перед ней и после, а также в промежутках свободного времени».
«Молитва подразумевает взращивание добродетелей — в особенности смирения. Она должна совершаться в духе сокрушения. Еще она подразумевает чистоту; без чистоты она не может приносить плод, она становится “нервозной”».
«Когда мы молимся, мы не должны искать в молитве приятного состояния, радости. Если их нет, когда мы молимся, не нужно тосковать по ним; об этом не нужно беспокоиться, следует упорно продолжать молитву, даже если этих состояний и не будет никогда. Мы должны искать Бога, а не собственного удовольствия».
«Молитва — это как свет, который освещает все и который позволяет нам лучше разглядеть глубины своей души».
«Молитва — это что-то сокровенное, в ней должно быть место некоей личной свободе. Каждый должен располагать свободой молиться Богу так, как он хочет».
«Православный подвиг очень незаметный».
«Нужно думать о своей собственной загробной участи, а не о судьбе целого мира, думать о собственном конце, а не о конце света, думать о своей судьбе, а не о судьбе общества».
«Если мы дошли до греха, нужно покаяться и попросить у Бога прощения. Главное: нельзя оставаться в состоянии греха и пускать все на самотек».
«Прежде всего нужно опасаться гордости, как чумы. Это наш первый враг. Ведь это из-за нее пали ангелы и люди».
«Нельзя ничего делать без Бога. Невозможно ничего делать без Бога. Нужно просить у Бога благословение на любое дело. А после того, как мы его сделаем, нужно поблагодарить Бога или попроситъ у Него прощения, в зависимости от того, хорошо [ли] это мы сделали или плохо».
«Нужно подвергать духовной критике все, что мы делаем».
«Совершая все, что мы делаем, мы должны внутренне осенять себя крестным знамением».
«Всякий грех, который не исповедан и не оплакан [в сокрушении], отсекает нас от Церкви».
«Если приходит дурной помысел, но мы в нем каемся, искренне желая думать и поступать иначе, [то] этот грех изглаживается тут же».
«Если мы возгордимся, то наши действия станут никчемными».
«В грехе нет предопределенности. Бог сильнее греха».
«Молиться нужно прежде всего о покаянии, о сокрушении, о смирении».
«Главное: когда молитва не идет, нельзя бросать ее, нужно упорствовать».
«Нужно заставлять себя каяться. Если нам этого не хочется, мы должны попросить у Бога прощения за то, что мы не хотим каяться».
«Как только мы приходим в дурное расположение духа, нужно тут же каяться».
«Когда искушение разгорается в нас, как пламя, нужно как можно быстрее схватить “огнетушитель” молитвы и погасить его, пока оно не разрослось в пожар, против которого мы будем уже бессильны».
«Прежде чем предпринимать что бы то ни было, даже самое простое действие, нужно призвать Бога. Нужно делать всякое дело в присутствии Бога. Как говорит Христос, «кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11,23)».
«Нельзя пассивно принимать помыслы, которые к нам приходят, так как они являются источником греха».
«Что очень важно для духовной жизни, так это — постоянство, верность и регулярность в молитве».
«Мы не должны лениться молиться, так как прекращение молитвы — это духовная смерть».
«Истинное знание приобретается смирением».
«Естественным состоянием для христианина должно быть состояние покаяния. Покаяние означает не только просьбу о прощении грехов, но и признание собственной немощи, собственного ничтожества пред Богом».
«Мы никогда не должны думать, что наше грешное состояние неисправимо. Мы должны быть уверены в том, что прощение всегда может быть нам даровано. Чтобы получить его, нужно просто попросить об этом Бога».
«Что для молитвы является первостепенным, так это — духовный настрой. Молитва должна сопровождаться покаянием. Христос пришел для того, чтобы научить нас не технике, а покаянию».
«Нельзя допускать и мысли о том, что грех неизбежен: этот помысел приходит от диавола. Нельзя давать греху завладеть собой, нужно прикладывать усилия, “шевелиться”. Нужно верить, что Бог сильнее греха и что с Божией помощью мы победим грех. Следует молиться, бороться, сопротивляться, даже если нам это трудно делать. И если мы будем стойко держаться, в итоге мы победим и эта борьба увенчается великой радостью и немалой духовной пользой. Но при этом нельзя будет впадать в самодовольство и тщеславие, так как диавол не преминет внушить нам такие помыслы».
«Человек, который хотел бы творить молитву, продолжая жить во грехе, в особенности в гордости и в нечистоте, бежит навстречу катастрофе. Это может очень скоро довести его даже до сумасшествия».
«Если мы живем поверхностно по отношению к миру, людям и самим себе, значит, мы недостаточно молимся. Проникнуть в глубь себя мы можем благодаря молитве: именно она помогает нам обратиться к глубинам нашего существа».
«Сосредоточиться на богослужении и лучше воспринимать службу мы можем благодаря Иисусу совой молитве».
«Необходимо вести внимательную жизнь, всегда хранить совесть бодрствующей, бдительно отслеживать каждое действие и каждую мысль. Нужно приучаться оценивать свои поступки и различать помыслы. Нужно видеть, какие приходят от диавола, и отсекать их, пока они не нашли в нас отклика».
«Если мы пребываем во грехе и привыкли к нему, то теряем способность различать помыслы и видеть собственные грехи; страсти кажутся нам естественными, врожденными чертами характера, свойственными всем людям и оттого неизбежными для нас».
«Искать нужно смирения, а не святости, так как святость без смирения — лишь тщеславие».
«В отношениях с людьми нам прежде всего нужно проявлять доброту, чтобы они чувствовали, что мы желаем им добра, стремимся им помочь и, прежде всего,— что мы их не осуждаем. Мы должны стараться им помочь, но не влезать в душу, навязывая себя. Советы можно давать, только если нас об этом просят».
«Нельзя говорить или думать: '‘Я духовен, а вы — нет”, так как это всегда оборачивается против нас».
«Чтобы наши отношения с другими людьми стали более глубокими, нужно молиться о них. Молиться нужно и прежде, чем сказать им что бы то ни было. И именно благодаря молитве мы поймем, что им нужно говорить, а что — не нужно».
«Когда мы находимся в состоянии духовной холодности, нужно каяться пред Богом, так как это — греховное состояние».
«Терпение — это активная добродетель, состояние активности, борьбы».
«Вся сила для борьбы с грехом приходит от Бога, и получаем мы эту силу по молитве».
«Нужно присоединять молитву ко всему, что делаем».
«Любить ближнего нужно во имя Божие и в Боге, а не для самого себя и в себе. Любовь без Бога эгоистична. Только благодаря молитве она становится не эгоистичной, а любовью в Боге».
«Нужно жить в настоящем, а в отношении будущего положиться на Бога».
«Если мы пребываем в смирении, никакое зло не сможет нас коснуться».
«Вера — это состояние, а не представление о Боге. Нужно укреплять нашу душу, и делать это мы можем только при помощи молитвы».
«Любовь — это в первую очередь внимание к ближнему. По отношению к другим нужно быть начеку, находиться в состоянии постоянного духовного внимания. Когда нужно действовать, мы почувствуем необходимость этого внутренне. Научиться быть внимательным к ближнему помогает молитва. Именно в молитве нам будет указано, нужно ли действовать, когда и как».
«Нельзя посвящать молитве лишь один или два момента в течение дня. Молитва должна быть движущей силой всей нашей жизни. Мы должны приучиться к тому, чтобы без молитвы не делать ничего».
«Злоба и осуждение ближнего проистекают из нашей падшей природы, из первородного греха. Еще нас без конца подстрекает к этому диавол, а еще — забвение о Боге и недостаточная молитва. Тогда нужно напомнить себе, что весь закон сводится к двум заповедям: любви к Богу и любви к ближнему».
«Если трудно сосредоточиться в молитве, единственный выход — бороться, и бороться упорно».
«Духовная жизнь — это длительный труд. Нужно быть готовым всю жизнь бороться с “ветхим человеком”».
«Никогда нельзя досадовать, но нужно говорить всегда: “Господи, прости меня!”».
«Правило жизни: больше молиться и меньше рассуждать».
«Безмолвную молитву следует предпочитать молитве вслух: первая является более глубокой».
«Нужно непрестанно следить за тем, чтобы заботиться о Божием, а не о своем».
«Единственное, чего следует искать,— чтобы Бог призрел на нас Своим милосердием и принял нас».