Слово «простота» происходит от древнерусского «прост» — прямой, открытый, свободный, простой. Простота пряма, чужда лукавства. Лукавый означает — кривой, изогнутый похожий на лук. Преподобный Иоанн Лествичник называет простоту блаженной простотой и броней против всех ухищрений лукавых бесов. Человек, стяжавший простоту, живет по правде (правда и прямота опять же соединены в нашем сознании), он свободен от выбора между добром и злом, потому что утвержден в добре. «Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству».
Простота - это одно из качеств характера на пути к смирению, одного из качеств святой личности. Мы часто шутим, что "простота это хуже воровства", но недопонимаем, что простой человек может быть очень мудрым. Мудрый человек всегда прост в общении и в жизни. Простота – это когда человек не выставляет напоказ свою мудрость. Он ведёт себя очень смиренно, скромно и доступен для всех. Простота – это открытость для любого человека. Когда человек открыт для любого, у него появляется сила – способность видеть свои слабости. Если в человеке нет простоты, то он не способен видеть свои слабости. Если человек получил много знаний, но не стал простым в жизни, значит все его знания равны нулю. Потому что простота означает уменьшение силы ложного эго. Если человек, приобретя много знаний, стал гордым и к нему не подойдёшь, не подступишься, не поговоришь; если он ведёт себя очень напыщенно и надменно по отношению к другим людям, то грош цена его знаниям. Потому что подлинное знание приводит к очищению разума. Если разум очищается, эгоизм снижается.
Простой человек очень чётко и ясно видит качества характера других людей и при необходимости может закрыться от человека. Но делает он это не так, как двуличные люди. Он просто от него отстраняется и желает ему счастья.
Простота – это определённое свойство разума. Надо понимать, как воспринимать этот мир. Счастье – внутреннее состояние, а не внешнее, потому что когда человек стремится к внешнему счастью, он никогда не будет простым. Ему всегда надо будет играть какую-то роль. Путь к простоте лежит через смирение, отказа от насилия, обретения терпимости по отношению к другим людям. Молитва, раскаяние, открытие сердца увеличивает простоту.
Благодатная простота жизни святых была связана с подчинением всех внутренних сил единственной цели — служению Богу, спасению, обретению Царства Небесного. Всё второстепенное, суетное (что обычно притягивает грешников, служит причиной рассевания помыслов и душевных движений) не имело для них ни сколь-нибудь значимой привлекательности.
«Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота — величайшее благо и достоинство человека» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
«Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет». «Живи проще, и Господь будет ближе». «Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства, которых чужд мир светский, хотя и считает себя, будто бы он происходит от другого Адама, а не от общего» (Амвросий, старец Оптинский).
С простотой рождаются, осложненность приходит к нам с грехами. И мир из простого превращается в сложный. Как-то незаметно для себя большинство из нас привыкает казаться, а не быть, привыкает «играть» себя, а не быть собой. Желание выглядеть перед другими и перед собой так велико, «что человек в жертву ему приносит, искажая свою природу, даже самого себя — единственное и неповторимое, чем является каждая человеческая личность» (священник Александр Ельчанинов). Много ли в нашем окружении людей, с которыми у нас простые искренние отношения? Чаще всего — один, два. Перед остальными мы предстаем в «блестках» и «обертке». В образе. Кажется, фраза «мир — театр, а люди в нем — актеры» никогда не потеряется в истории. Даже в семьях не часто встретишь простоту, искренность и доверие без «подкладки». Да и с самими собой всегда ли мы бываем честны и просты? Разве не лукавим мы перед своей совестью, оправдывая свои не лучшие поступки и желания? Мы искажаем свое личное представление о себе. Мы представляем себя благороднее, благочестивее, честнее, самоотверженнее. Вместо того чтобы прекраснейший цветок своей души питать живой водой Слова Божия и таинств Церкви, мы пытаемся «украсить» его блестками тщеславия, губительного для его тонкой и простой природы Простота — одна из самых привлекательных черт характера человека. На простоту, непосредственность, естественность особенно откликается наше сердце. Соприкосновение с ними радует нас более, чем соприкосновение с талантом, интеллектом или иными достоинствами. В простоте виден отсвет образа Божия в человеке. Ведь Сам «Бог прост и несложен», и поэтому подвижник обретает эту простоту, цельность всего своего естества, как дар Божий. Прп. Амвросий Оптинский любил повторять: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – ни одного». Или: «Где нет простоты, там одна пустота».
Жить просто — значит жить в согласии с совестью, без всяких сложных с ней переговоров и объяснений. В согласии с совестью вообще проще жить. И здоровее. Изначально, в детстве, мы правдивы и только со временем научаемся лгать и лукавить. Любая ложь — насилие над собой. На этом основан принцип работы полиграфа или детектора лжи. Он улавливает это сопротивление лжи по реакции нашего организма. Она такая же, как если бы мы испытывали страх или стыд. Точно так же противится наш организм и другим грехам. И чтобы не чувствовать себя некомфортно, мы чаще всего ищем себе оправдания. Простой пример. Идет человек по подземному переходу. Там часто просят милостыню. Первая реакция — подать, тут и слова Спасителя вспомнятся: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42). Всё просто. А денег жалко или лень доставать кошелек. Но и не подать с легким сердцем не получается. И тогда на помощь приходит лукавое оправдание: «Лучше бы работать шел», «Небось, пенсию получаешь, как и все», «Пил бы меньше», «Знаю я вас, врете всё, на жалость давите, а сами неплохо тут зарабатываете».
Пушкинский Моцарт прост, и мир его прост и светел, а Сальери сложен, и мир его сложен, полон врагов, обид и несправедливости. Он в постоянном анализе, и в результате лукавых размышлений талантливый друг видится врагом, причем не только личным, но врагом искусства. Он и убивает его не из тривиальной зависти, а как избранник, спаситель искусства. Именно так осложненно порой видятся нам наши грехи. Муж бросает жену и ребенка, не потому что он прелюбодей, а потому что «она стерва», и он считает нечестным продолжать жить в браке без любви. Жена разводится с мужем не потому что просто устала от него (от его характера или даже какого-то порока), а потому что ребенку вреден пример такого отца. Почти все разводы (по мнению их инициаторов) совершаются из лучших побуждений. Уйти от этой осложненности к правде и простоте можно и необходимо. Научиться правдиво видеть себя редко получается сразу. Но если человек этого действительно хочет, он получает желаемое.
Чадо смирения
Первое чадо смирения — простота. Когда в человеке есть простота, тогда есть и любовь, и жертвенность, и любочестие, и благочестие. В простом человеке есть душевная чистота и несомненное доверие к Богу, без испытания. Простота была состоянием Адама до грехопадения, когда он всех видел чистыми и беззлобными, так как был облечен Благодатью Божией. Простой и нелукавый человек, обладая смирением, получает благодать от Бога, который по природе Прост и Благ.
Простота и наглость — разные вещи. Наглость позволяет человеку чувствовать себя комфортно в смысле мирском. Человек ведет себя нагло и тем питает собственный эгоизм.
Говорит: я поставил его на место и при этом ощущает удовлетворение в мирском смысле, но это не приносит ему покой. В то время как простота услаждает духовно — оставляет в сердце некую легкость.
«Действовать в простоте — не значит вести себя глупо. Простой человек незлобив и бесхитростен. Плохое и безобразное он обращает в хорошее. У него всегда о других добрые помыслы» (прп. Паисий Святогорец).
Старцы в разные времена говорили о пагубности мирского идеала «мудреных людей», «сложных людей», мучающихся постоянно «проклятыми вопросами» о переустройстве всего мира… Прп. Варсонофий пришел в монастырь зрелым человеком, любящим изящную словестность, музыку и философию. И ему, как он сам признавался, долго пришлось освобождаться от своей сложности. А чадам своим духовным он напоминал постоянно о том, как вредно поддаваться «духу вопрошания», умствовать, отвлеченно философствовать. «Живи проще»,- любили повторять старцы. Сербский св. Николай (Велимирович) после того, как были в разных западных университетах получены научные степени доктора богословия и «гонорис кауза», понял, что теперь ему необходимо срочно возвращаться к своим родителям – простым людям старой Сербии – и учиться у них глубокой сердечной вере в Бога и любви к Богу и ближним. И потом он стал воистину Апостолом Православия в ХХ веке.
Естественная простота - это простота, которой обладает маленький ребенок. Когда ребенок хулиганит, ты его ругаешь, и он плачет. Если потом ты ему дашь машинку, он все забывает. Не рассуждает, почему сначала его ругали, а потом дали машинку, так как ребенок все воспринимает сердцем, а человек взрослый – рассудком. «Похвальна и блаженна и та простота, которая бывает в некоторых от природы, но не так, как претворенная из лукавства чрез многие поты и труды; ибо первая покрывает нас от многоразличия и страстей, а вторая бывает причиною высочайшего смиренномудрия и кротости; почему и награда первой не велика, а последней преславна» (Иоанн Лествичник).
Есть люди взрослые, простые от природы. Да, но естественная простота, как и все другие естественные добродетели, нуждается в очищении. Прп. Нектарий Оптинский, придя в монастырь простецом из своего бедного и одинокого детства и юности, потом в затворе в скиту изучил множество книг по разным областям знаний, мог разговаривать на иностранных языках, в подлиннике цитировать Шекспира и Данте, а все равно оставался простым.
Простота есть свойство детских и святых душ. Но у первых она — природная, а у вторых «претворенная из лукавства, через многие поты и труды».
Как-то ученики спросили у Иисуса: Кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18,1-4). Спаситель связывает святость и детскость. Какие же особенности у детского возраста? Первое — это то, что душа ребенка, не знающая греха, не знает и различия: грех — не грех. По слову преподобного Иоанна Лествичника: «Первое свойство детского возраста есть безразличная простота; и доколе Адам имел ее, дотоле не видел наготы души своей, и ничего постыдного в наготе плоти своей». В этом возрасте нет знания добра и зла. Ребенок на всё смотрит просто, без суда и анализа, и сам он прост, искренен и непосредственен. Таким был Адам до грехопадения. А еще детскому возрасту присущи простота суждений и действий, умение жить в настоящем времени, данным часом и делом. Ребенок не злобив, не завистлив, не знает амбиций. Он совершенно зависим, но не тяготится этой зависимостью от родителей, а наслаждается ею, потому что любит их и верит им. Он не тяготится своей зависимостью и «малостью» и не претендует на большее. И, как записал русский священник Александр Ельчанинов в своем дневнике, «всё это мы имеем от рождения, как дар, который мы легкомысленно растериваем в пути и потом с муками и трудами собираем по крошкам растерянное богатство... Детскость утрачивается в жизни и восстанавливается в святости».
Мирская вежливость. В наше время, чем больше у людей становится мирской вежливости, тем меньше остается в них простоты, тем меньше встречается подлинной радости и естественности улыбок.
Простой человек незлобив и бесхитростен. Плохое и безобразное он обращает к хорошему.
Очень утомляет, когда в отношениях между людьми нет простоты и доверия. Тогда, чтобы что-то сказать человеку, необходим пролог, эпилог, пояснения. Такая жизнь превращается в муку. Когда есть простота, чувствуется легкость, когда нет – тяжесть.
Стяжи простоту в общении с другими. Чтобы тебя не обуревали помыслы и в голове не возникала путаница. Когда человек просто высказывает то, что чувствует, тогда он сам чувствует себя свободно и облегчает жизнь другим. Просто советы
Тебя замыкает потому, что в тебе нет простоты. Постарайся приобрести простоту сердца, чтобы иметь духовное преуспеяние. Просто принимай замечания, которые тебе делают, и старайся исправиться, прося Божией помощи.
Простота в соединении с подвигом любочестия и надеждой на Бога приносят внутренний мир и радость, и душа исполняется надеждой и утешением.
Стяжавшие внутреннюю простоту и чистоту и на сверхъестественные вещи смотрят очень просто, как на естественные, потому что в Боге все просто. Сам он прост и явил нам это на земле в своем Сыне.
Чтобы Благодать Божия почивала на человеке, в нем должна быть искренность и простота. Бог открывается людям, освятившим свою простоту. Когда в человеке есть простота и чистота в соединении с теплой верой и благочестием, то он имеет Божественные посещения и познает тайны Божии, не зная никаких наук. Потому что тогда в нем обитает Святая Троица. Божественным просвещением он легко находит ключи Божественных смыслов и объясняет действием Духа Божия очень просто, естественно, без рассудочной путаницы.
Когда мы очистим наше луковое сердце, из которого исходит все злое, то сделаемся чистыми и смиренными сосудами Божественной Благодати, и тогда в нас будет почивать Пресвятая Троица.
«Все, хотящие привлечь к себе Господа, приступим к Нему, как ученики к Учителю, с простотою, без притворства, без двоедушия и лукавства, без пытливости. Он, будучи прост и незлобен, хочет, чтобы и души, приходящие к Нему, были просты и незлобивы; ибо кто не имеет простоты, тот не может когда-либо увидеть смирение» (Иоанн Лествичник).
«Бывает смирение по страху Божию, и бывает смирение из любви к Богу. Иной смирен по страху Божию, другой смирен по радости, а смиренного по радости сопровождают великая простота, сердце возрастающее и неудержимое» (Преподобный Исаак Сирин).