Есть тонкая грань между просто надеждой и надеждой на Бога. Многие люди просто надеются. Но надеяться на Бога – это не то же самое. Библия учит нас, чтобы мы не просто надеялись, а надеялись на Бога. Как надеяться на Бога? Помните, как надеялась на Бога Анна? Проходили годы, а у нее все не было детей. Из года в год она приходила в храм и молилась, не будучи уверенной в том, что у нее родятся дети. Она просто приходила и молилась.
“Три апостола — Петр, Иаков и Иоанн, — говорил Амвросий Оптинский, — изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь — был ближе всех к Спасителю и на Тайной вечери возлежал на груди у Спасителя. Петру, хотя и был он за дверьми со служанками, потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово: он изображает веру. Об Иакове вообще говорится очень мало. Его даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию — он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится для других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит”.
«Не испытав явственного покровительства Божия, сердце не в состоянии надеяться на Бога» (прп. Исаак Сирин).
«...Надежда... рождается от твердой веры, от того, что человек вовсе не заботится о своей жизни или смерти, но все попечение возлагает на Бога...» (сщмч. Петр Дамаскин).
«Сначала от плача по Богу рождается смирение; потом от него приходят неизреченные радость и веселие; вокруг же смирения по Богу вырастает надежда спасения. Ибо чем более грешным от всей души считает себя кто-нибудь, тем больше вместе со смирением разрастается в нем надежда, как цветок внутри сердца его, и он достоверно узнает, что будет спасен» (Преподобный Симеон Новый Богослов).
«...Насколько человек... возлагает надежду на Бога, во всем касающемся души его и тела, настолько находит Его Божие промышление о себе, так что считает себя ниже всей твари, от многих даров Божиих: явных и неявных, душевных и телесных, и, от стыда, как великий должник, отнюдь не может превозноситься в каком-либо деле, ввиду благодеяний Божиих» (сщмч. Петр Дамаскин).
«Все имеющие твердую надежду на Бога возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света. Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, то таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек сам печется о своих делах и обращается с молитвою к Богу тогда только, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию — такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно, будет дано. Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали Достопокланяемые и Святейшие Уста: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11, 28), то есть надейся на Меня и утешишься от труда и страха» (Серафим Саровский).
«Надежда на Бога – рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха, и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нём святой оптимизм» (Преподобный Паисий Святогорец). «Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» (Притч. 28,26).
«– Геронда, как растёт выносливость души?
– Через надежду и доверие к Богу. Они наделяют человека большой силой. Нужно полностью довериться Богу и на каждое испытание смотреть как на дар, посланный любовью Божией. Человек, имеющий великое доверие к Богу, радуется всему. Будь он болен, или голоден, или несправедливо обижен, или... или... он всегда верит, что это попущено Богом, надеется на Бога и всегда пребывает в безопасности, находясь в пристани надежды на Бога» (Преподобный Паисий Святогорец).
«Который за скорби благодарит Бога, у того они малы бывают, потому что душа предалась воле Божией и Дух Божий веселит душу упованием на Бога. Все люди, которые возложили упование на Бога, они покойны в Боге на всяком месте, потому что внутри души веселит их Благодать. Но если кто потерял Ее, то опять ее ищет покаянием, и Господь опять дает» (Преподобный Силуан Афонский).
«Нужно еще водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную уверенность в Нем, то есть нужно полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного. Только от Него мы можем ожидать всякого добра, помощи и победы» (Преподобный Никодим Святогорец).
«Утвердиться в надежде и ради нее получить всякую помощь нам помогут следующие размышления: 1. Мы ищем помощи у Всемогущего Бога, который может сделать все, что захочет... 2. Ищем ее у Всеведущего и Премудрого Бога, который знает все совершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что нужнее для спасения каждого из нас. 3. Ищем помощи у бесконечно Благого Бога, который предстоит нам с неизреченной любовью, всегда готовый... подать всякую помощь... как только мы притечем в Его объятия с твердым упованием. 4. Четвертый, наконец, способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть воспоминание обо всех случаях скорой помощи от Бога, изображенных в Божественном Писании. Опыты эти, столь многочисленные, безусловно убеждают нас, что никогда не был постыжен... никто из уповавших на Бога» (Преподобный Никодим Святогорец).
«Нет ничего слабее... надежды <на человека>, она слабее паутины; и не только она слаба, но и опасна, – это знают все те, которые надеялись на людей и погибли вместе с ними. Напротив, надежда на Бога не только тверда, но и безопасна, не подвержена никакой перемене (свт. Иоанн Златоуст).
«Возложи свои надежды на Того, Кто сказал: не оставлю тебя и не покину тебя. Он не попустит нам впасть в искушение, превосходящее наши силы» (Архимандрит Ефрем Филофейский).
«Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение» (Прем.17,12).
«Упоенные и согретые надеждою не знают ни скорби, ни чего-либо мирского» (прп. Исаак Сирин).
«А если … и при малейшей опасности ты теряешься и отчаиваешься, знай, что тебе еще недостает веры и, следовательно, ты еще не возлагаешь на Бога всю свою надежду, что Он может тебя спасти от всякого зла» (Старец Иосиф Исихаст).
«Где бы ни находился человек, пусть не теряет надежды, не унывает, не смущается. Господь знает и по известным Ему причинам испытывает тебя» (Старец Ефрем Катунакский).
«Испытания не должны нас ужасать, мы всегда должны иметь надежду на Бога» (Старец Иосиф Ватопедский).
Будем надеяться на Бога, брат, будем надеяться, хотя видим, что не вдруг и не легко получаем просимое, даже не знаем, что еще воспоследует с нами (прп. Ефрем Сирин).
«...Когда кто имеет непрестанную надежду на Бога, – зло как бы истончавается и воденеет в нем» (прп. Макарий Египетский).
«...Сокровищница человеческого ума... есть надежда, в ней хранится всякий запас для нашей жизни» (свт. Григорий Нисский).
«...Надежда будущих благ всегда уменьшает трудности настоящей жизни» (свт. Иоанн Златоуст).
«...Когда видишь наступающие бедствия, не падай духом; это собственно и есть надежда – стоять твердо среди опасностей» (свт. Иоанн Златоуст).
«Ничто так не делает душу мужественною и на все готовою, как добрая надежда» (свт. Иоанн Златоуст).
«Блаженна душа, чрез жаждание Бога истинно уготовившая себя к принятию даров Его, потому что Он ни в чем не оставляет такой души...» (прп. Зосима).
«Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждою связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги; ее милость Божия окружает» (прп. Иоанн Лествичник).
«Надежда есть упокоение в трудах, она – дверь любви; она убивает отчаяние, она – залог будущих благ» (прп. Иоанн Лествичник).
«Надежда есть крепость стоящих по краям ее, справа и слева, – любви и веры...» (прп. Максим Исповедник).
«Надежду и веру нельзя иметь крепкими без дел и трудов, по делу спасения. Извольте приложить сии деятельные труды, и вера с надеждою тотчас начнут оживать» (свт. Феофан, Затв. Вышенский).
Якорь – символ Надежды. Ключевым символом христианства якорь стал во времена римских гонений. Первые христиане изображали якорь вместо креста на стенах катакомб, рядом со словом «мир» и рыбами – символом Христа.
Что значит надежда на Бога? Это значит уповать на Него, не искать жизни полегче, а видеть в духе лицо Спасителя, Который никогда не сводит с тебя Своих святых глаз и видит в твоем сердце надежду. Бог хочет видеть надежду в вашем сердце. Такую надежду, которая поможет вам полностью полагаться на Него. Не подводит лишь такая надежда, которую имеет человек, полностью полагающийся на Господа. Бог видит надежду на Него.
Знай, твое будущее в руках Господа. Держись за него, надейся на Него всем сердцем – и ты увидишь, что эта надежда никогда не постыдит тебя.
Нам не стоит особо напрягаться в отношении нужд и проблем, которые не решаются. Важно суметь переключиться со своей личности и своих проблем на нужды других людей. В этом проявляется любовь Божья через нас. Когда вы будете больше думать о других, вы увидите, как в процессе все ваши нужды решатся.