Преподобный АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ:
«Пишите, что не можете оставить табак курить. Невозможное от человек - возможно при помощи Божией: только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела; так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью.
Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Тайн, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе, или более, а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет - и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».
Архиепископ ИОАНН (ШАХОВСКОЙ):
«...Маленькая травка беззакония столь же окаянна перед Господом, сколь большое дерево преступления.
...Конечно, курение - очень небольшая похоть, как и спичка - небольшой огонь. Но и эта похоть - духопротивна, и невозможно себе даже представить кого-либо из ближайших Господних учеников - курящими папиросы.
Духовный смысл курения и всех мелких “оправдываемых” противозаконий духа есть распущенность. Не только тела, но и души. Это есть ложное успокаивание себя (своих “нервов”, как говорят иногда, не вполне сознавая, что нервы - плотское зеркало души). “Успокаивание” это ведет ко все большему удалению от истинного покоя, от истинного утешения духа. Это успокоение - мираж. Сейчас - пока есть тело - его надо возобновлять постоянно. После - это наркотическое успокоение будет источником мучительной плененности души.
Молиться духом, куря папиросу, невозможно. Невозможно проповедывать, куря папиросу. Перед входом в храм Божий откидывается папироса... Но храм Божий, ведь это - мы. Кто хочет каждую минуту быть храмом Божиим, откинет папиросу, как всякую ложную мысль, всякое нечистое чувство.
...Останется вне Царствия Божия и его законов тот, кто сам, по тем или иным соображениям, “разрешит” себе мелкие грехи. Такой человек, “усыпляющий” свою совесть, делается неспособен переступить грань подлинной жизни духа. Он остается всегда подобен юноше, подходящему ко Христу, и сейчас же отходящему от Него с печалью, или даже иногда без печали, а просто чтобы ... “покурить”...».
Преподобный СИЛУАН АФОНСКИЙ:
В 1905 году отец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде, он занял место напротив одного купца. Последний с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету. Отец Силуан поблагодарил за предложение, но взять сигарету отказался. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу, и вообще, в ходе жизни...». И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету,
он продолжал говорить в пользу курения. Тогда все- таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, прочтите “Отче наш”». На это купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». Преподобный Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».
Святой преподобный НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ:
«Если же некоторые и считают курение табака не нарушающим норм приличия и благовоспитанности, то пусть послушают хотя бы современных этических философов, которые очень сильно порицают подобные мнения, справедливо спрашивая, в чем же здесь проявляется вежливость и благовоспитанность? Видел ли кто-нибудь разумное живое существо, которое курило бы трубку, наполненную дымящейся и дурно пахнущей травой, и испускало бы целые облака зловонного табачного дыма, как если бы это была горящая печь? В таком виде человек уподобляется дракону, а этот мифический зверь аллегорически изображает диавола» <...>.
Курение - страсть духовная: по природе курить человеку несвойственно так, как, скажем, есть, пить. Наверное можно сказать, что курение - некий антипод молитвы. Молитва называется у святых отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца, ощущение духовной силы и бодрости. Курение, связанное с дыханием тела, вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы - курение благовонного фимиама, весьма наглядно выражает противоположность благоухания ладана - употреблению зловонного диавольского зелья».
Святой праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ:
«Вместо благоухания кадила в храмах мир изобрел свое благоухание табачное, и усердно окуривает себя им с жадностью, почти ест и глотает его, и дышит им, и коптит им свои внутренности и жилища свои, производит отвращение к благоуханию кадила, отчего многие даже в храм боятся приходить».
«Человек воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым - принося это, как бы постоянное кадило, демону, живущему во плоти, - заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний и пропитывается этим зловонием сам <...> Поглощаемый постоянно дым сообщает «сердечному чувству» плотяность, грубость, чувственность. <...> Все помыслы, заботы <...> и даже учения направлены к земле. Человек стал весь земля, прах».
Священник АЛЕКСАНДР ЕЛЬЧАНИНОВ:
«Низость и пошлость мотивов у начинающих курить - быть как все, боязнь насмешек, желание придать себе веса. Курение и всякий наркоз затмевают наше чувство чистоты, целомудрия. Первая папироса - первое падение, потеря чистоты.
Не ложное пуританство, а непосредственное чувство и глубокое убеждение в этом побуждают меня это вам сказать. Спросите всякого курящего - несомненно, начало курения было для него, в каком-то смысле, падением».
Правила избавления от табачной зависимости
Предлагаем несколько правил, основанных на опыте борьбы кающихся курильщиков со своим недугом и согласных с общим опытом христианского подвижничества.
Первое правило: без Христа - вся затея пуста! Бросать курить надо только ради Христа, осознавая табакокурение как грех, отдаляющий нас от любви Самого Господа. В противном случае, когда примешивается иная мотивация, например, «для экономии», или чтобы «произвести впечатление», тогда отказ от курения бывает очень ненадежным.
Бесы, эти опытнейшие совратители, могут легко опровергнуть любую эгоистическую мотивацию, и, выбрав удобный момент, непременно начнут убеждать курильщика в необоснованности его решения оставить сигареты: «Ты был неправ - на эти вещи можно взглянуть совсем по-другому, так что не смущайся, закуривай!» Несчастный, сбитый с толку, закуривает - и снова он оказывается во власти своей страсти. Поэтому, сколько бы не было побудительных причин отказаться от табачной отравы, бросать надо - ради Христа.
Второе правило: бросайте сразу эту заразу! Бросать надо сразу. Такое покаяние приемлется Богом и привлекает благодатную помощь Божию. А идея о том, что можно бросить, уменьшая понемногу количество употребляемого курева, - не что иное как бесовское лукавство, прикрывающее самонадеянность и неверие в силу Божией помощи. Человек, вроде бы осознавший греховность табакокурения, но позволяющий себе изредка «побаловаться» табаком, совершает уже сознательный грех, так что эта редкая сигаретка вменяется ему в большее осуждение, нежели «запойное» курение до осознания греха. Демоны могут отстать от такого прельщенного, имитируя действенность лукавой «эволюционной» методики, но нераскаянность его крепко держит душу на привязи, так что бесы легко могут вновь заставить его закурить после сколь угодно длительного воздержания. Господь требует бескомпромиссного покаяния, и грозно предупреждает:
«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. И далее: Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное», - то есть только на помощь Божию возложить твердое упование и приготовиться терпеть все скорби и болезни покаяния, очищающие душу, как огонь. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3, 15-19).
Третье правило: не достали до головы - рубите гаду лапы! Если не хватает решимости бросить сразу, то ни в коем случае нельзя отчаиваться. Наоборот, следует помышлять, что Подвигоположник Христос побуждает человека на подвиг. Посильный подвиг, совершаемый с верой, несомненно привлечет помощь Божию. Что же в силах предпринять курильщик против своего порока?
Во-первых, установить себе правило ежедневно, утром и вечером, молиться о избавлении от страсти табакокурения. Это может быть самая краткая, простая молитва своими словами, но от сердца. Во-вторых, воздержаться от курева в установленные Церковью постные дни, среду и пятницу (а по силе - и в большие посты). Обязательно воздержание от курева в течение нескольких дней перед Святым Причащением. Такой пост, посвященный Богу, имеет великую силу, по сказанному: «Сей род (бесовский) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). В-третьих, искренне, без самооправдания, каяться в каждой выкуренной) сигарете (причем сразу же). Затем следует исповедать курение как грех в Таинстве покаяния, также исповедать свое нерадение в борьбе с курением. В-четвертых, продумать здравую тактику уклонения от лиц, мест, обстоятельств, которые соблазняют на курево. От чего-то придется отказаться, но духовная свобода того стоит.
Четвертое правило: не бойтесь умереть - бойтесь погибнуть! Не стоит смущаться восстанием страстей и различными искушениями, которые последуют вслед за отказом от курения. Правильнее считать это положительным опытом, попускаемым Господом для укрепления решимости противостоять греху.
Во всех происходящих событиях нужно искать промысл Божий, рассматривать их не с точки зрения житейского смысла, но как некоторые знамения, которые посылает нам Господь. То есть воспринимать окружающий мир как духовное училище, в котором одна ситуация учит хорошему, другая показывает, как делать не стоит, а третья является экзаменом на выученный урок.
Любое искушение, с которым вы не справились, любое грехопадение не должно приводить к тому, что вы опустите руки, перестанете работать над собой, над спасением своей души. Помните: падение - еще не гибель, смерть - это нераскаянный грех.
Пятое правило: не болезнь болит, а больной болеет. Следует ясно осознавать, что мучения бросившего курить вызываются не столько абстиненцией или психическим дискомфортом, сколько непосредственным прессингом (давлением) бесовской энергии на душу. Это распознается по характерным признакам: например, уму представляются картины, прельстительно изображающие курение табака, причем их яркость и «грамотность» с точки зрения режиссуры таковы, что приписать собственной фантазии человека их невозможно. Или натиск очень отчетливых словесных (вплоть до «голосов») помыслов, побуждающих закурить, причем даже совсем неопытная душа ощущает их как вторжение извне. Или «самостоятельные» движения тела в направлении предметов табачного культа. Или, тоже характерный признак, восстание страстей, непосредственно вроде бы никак не связанных с табакокурением, например внезапная и беспричинная вражда со стороны кого-то из близких. Естественно, что бесы страшно тревожатся, озлобляются, видя человека освобождающимся из пут табачной зависимости, и поэтому, пользуясь остатками своей власти, они прилагают чрезвычайные усилия удержать душу; и среди прочего, внушают мнение о невыносимой болезненности отказа от табачной отравы.
Если начались внутренние искушения, старайтесь не давать врагу «завладеть территорией». Стремитесь уничтожить его еще на подступах, то есть пресечь помысел в тот момент, когда он только зародился.
Надо отвергать мысли, оправдывающие страсть. Главное, ни в коем случае не склоняться в мыслях своих на сторону врага и не поддаваться его увещеваниям. Следует в молитве обратиться за помощью к Господу и уповать уже только на Его милость. Нужно установить постоянный внутренний контроль за своими чувствами (зрением, слухом, вкусом и т. д.), а также за языком. Именно эти чувства являются самыми верными проводниками греха из окружающего мира в сердце.
От помыслов, ведущих ко греху, лучше всего избавляться Иисусовой молитвой (призыванием Господа Иисуса Христа): «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)». Повторим: поначалу вовсе не обязательно «уметь молиться». Мы знаем много случаев, когда страждущим от алкоголизма и никотинизма людям помогала даже такая «несовершенная» молитва слабых верой: «Господи, если Ты есть, помоги мне!» Молитва - это не «последнее средство», когда все другие способы не помогают, а краеугольный камень всех действий по избавлению от страстей.
Молитва обязательно должна сочетаться со смиренным мнением о себе и добрыми помыслами. Старец Паисий Святогорец поясняет: «Один добрый помысел равен по силе многочасовому всенощному бдению! Он обладает великой силой. Сейчас есть такие противоракетные системы, которые лазерными лучами поражают ракету противника еще на стартовой площадке и не дают ей взлететь. Так и добрые помыслы: они предупреждают взлет злых помыслов с дьявольских “аэродромов”, на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух. Поэтому, насколько можете, постарайтесь не дать диаволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца».
Желательно ежедневно читать хотя бы одну главу (а лучше, две) из Евангелия, одну-две главы из посланий апостольских и одну кафизму из Псалтыри. Старайтесь обдумать прочитанное и настроить свою душу так, чтобы прочитанное возводило вас к Богу. Пусть будут слова Евангелия вам напутствием на следующий день. Опыт такой работы над собой даст вам необходимые для спасения души качества: рассудительность, терпение, воздержание, смирение.
Метод глубинной коррекции патологических программ
Метод глубинной коррекции патологических программ (метод ГКПП) основан на выявлении и коррекции подсознательных (бессознательных) программ, препятствующих выздоровлению от табачной зависимости (Цыганков В.А., 2010). Подсознание - это неотъемлемая часть психики человека. В подсознании хранится информация, следы эмоций и чувств, о которых человек даже не подозревает. Подсознание регулирует множество поступков, реализация которых осуществляется помимо воли человека, а иногда - и против воли. В подсознании имеются определенные психологические программы, изменить которые с помощью одного лишь сознания почти невозможно. Логика в таких случаях помогает мало. Необходимо внести соответствующие коррективы в подсознании.
Метод глубинной коррекции патологических программ включает необходимые воздействия на подсознание. Для этого в арсенале профессионального психолога имеется целый ряд приемов. Некоторые из них также напрямую связаны с современными компьютерными психотехнологиями, с использованием лечебного звука. К достоинствам метода ГКПП относятся:
- быстрый лечебный эффект;
- малую продолжительность сеанса (сеанс длится 1 час, а его терапевтический компонент занимает 15-25 минут);
- отсутствие каких-либо осложнений.
Метод ГКПП реализуется в два этапа. Целью первого этапа является диагностика устойчивости патологических программ и определение способности к формированию здоровых программ. Одновременно проводится работа по разрушению патологических программ и формированию новых. На втором этапе оценивается интенсивность положительных сдвигов, прогнозирование процесса выздоровления.
При личном желании пациента жить здоровой, трезвой жизнью и при его активном содействии процессу психокоррекции на одном-двух сеансах значительно снижаются психологическая и физическая зависимость, снимаются подсознательные барьеры на пути выздоровления. На третьем-пятом сеансе у пациента, как правило, полностью исчезает желание травить себя табачным дымом. Для обеспечения нормальной жизни без сигарет в среднем необходимо проведение трех сеансов по методу ГКПП (длительность каждого сеанса составляет один час).
Бросить курить «усилием воли» - это процесс трудный и долгий (недели, месяцы, годы). Это знает любой никотинозависимый человек. Отсюда возникает убеждение, что преодолеть табачную зависимость чрезвычайно сложно. Нет, это не так, если используются современные психотерапевтические методы, снимающие подсознательные барьеры на пути к выздоровлению.