Приближается неделя православия, и потому вполне благовременно выяснить смысл того священного чина, который в эту неделю совершается в кафедральных соборах — смысл анафематствования. У многих современных православных христиан и не только простых, необразованных, но и у образованных встречаются воззрения на этот чин совершенно неправильные. Многие думают, что анафематствование есть несвойственное Церкви проявление нетерпимости и даже жестокости в отношении к колеблющимся ее членам. На самом деле это не так. Достаточно прочитать чин анафематствования или прослушать, чтобы увидеть, что он представляет собою не акт нетерпимости и тем более жестокости, а напротив, акт материнской любви Церкви к своим членам. Обратимся к самому чину.
После обычного начала и 74 псалма диакон произносит великую эктению, которую заканчивает следующими прошениями: «Помолимся Господу, чтобы Он милостивым оком призрел на святую свою Церковь и сохранил ее непобедимой и невредимой от ересей и суеверий, чтобы силою Святого Духа обратил всех, отступивших от нея, к познанию истины и причислил к избранному Своему стаду, чтобы мысли помраченных неверием просветил светом Своего Боговедения, а верных Своих укрепил и сохранил непоколебимыми в православной вере». Ясно без объяснений, что приведенные прошения великой эктении выражают любовь матери Церкви как к твердым в вере, так и к колеблющимся ее членам.
Затем после эктении великой лик поет «Бог Господь и явися нам» и тропари, содержащие благодарение Господу Богу за великие и незаслуженные благодеяния Господа к нам, рабам Своим. После тропарей Церковь предлагает вниманию чад своих чтение из Апостола и Евангелия. В чтении из Апостола (Рим. зач. 121) св. Церковь словами великого Апостола Христова Павла умоляет чад своих остерегаться разных лжеучителей, производящих лишь распри и раздоры, и держаться того учения, которому Церковь научила. В Евангельском же чтении (Матф. 18, зач. 75) св. Церковь, напоминая о долготерпеливой любви Господа к заблуждающимся и согрешающим, тем научает, что никогда не поздно вернуться в ограду Церкви, что Сам Господь ищет заблудших, чтобы приобщить их к Своему стаду. В том же Евангельском чтении св. Церковь открывает взору верующих и печальные последствия преслушания голоса Церкви.
Если, читаем мы в Евангелии том, согрешит против тебя брат твой, обличи его наедине, и если он послушает тебя, приобрел ты брата своего. Если же не послушает тебя брат твой, возьми одного или двух свидетелей и при них обличи. Если же и Церковь не послушает, то да будет он, как язычник и мытарь.
Церковь в установленных ею чтениях из Апостола и Евангелия говорит как бы так: все члены Церкви дороги ей; об обращении и спасении каждого из них она усердно молит Господа. Она долго терпит в ожидании исправления каждого согрешающего своего члена. Лишь в одном случае церковь снимает с себя заботу о своем члене: это тогда, когда он открыто не хочет внимать ее голосу. В сем случае член Церкви перестает быть им и становится для Церкви, как язычники мытарь. Отпадение от Церкви т. обр. совершается в акте непослушания Церкви. Не Церковь во гневе исторгает из своей среды не внимающего ее голосу члена, а этот последний сам отсекает себя от тела церковного своим непослушанием ей.
После чтения из Апостола и Евангелия следует сугубая эктения с тремя особенными прошениями. В этих прошениях Церковь опять молит Господа, чтобы Он, «не хотяй смерти грешника», но ожидающий его покаяния и обращения, возвратил всех отступников в ограду Церкви, чтобы все противящиеся слову Господню вместе с верными прославили Бога, и чтобы Господь, давший заповедь о любви к Богу и ближнему, устроил так, чтобы ненависть, вражда, обиды, мздоимства, клятвопреступление и прочие преступления прекратились, и чтобы искренняя любовь воцарилась в сердцах людей. За сугубой эктенией читается молитва, содержащая в более распространенном виде прошения эктений великой и сугубой. Где же нетерпимость Церкви к колеблющимся ее членам? Мы видим только непрестанную заботу и молитву о них.
После вышеупомянутой молитвы возглашается прокимен: «Кто Бог великий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса» и совершается переход к анафематствованию. Анафематствование предваряется чтением символа веры, которое завершается словами: сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди. Еще же соборы св. Отец и их предания и писания, с Божественным Откровением согласная, принимаем и утверждаем. Для чего Церковь предлагает вниманию верующих символ веры «Верую во единого Бога Отца Вседержителя» с приведенными выше заключительными словами?
Церковь Евангельским чтением разъяснила, что послушание Церкви — -непременное условие пребывания каждого члена в ее ограде, что кто не слушает ее голоса, тот тем самым отторгается от церковной лозы. Возглашая во всеуслышание символ веры, содержащий в себе главнейшие истины православной веры, Церковь свидетельствует, что эти истины составляют основу ее бытия, что исповедание их должно быть неотъемлемо, должно быть выражением послушания голосу Церкви каждого отдельного ее члена, что истины эти суть основа, на которой Церковь распознает своих верных чад и отошедших от нее.
Сколько любви проявляется здесь Церковью в отношении к ее чадам! Приклони ухо свое к голосу матери Церкви, православный христианин! Церковь испытывает твою веру; испытывает, не ушел ли ты душою из дома матери твоей, на соделался ли ты в хаосе суеты мирской чужим для нее человеком по своим верованиям, не стал ли ты для нее мытарем и язычником. Выслушайте, какую веру объявляет своею Мать — Церковь святая. Если ты дорожишь пребыванием в ее ограде, поспеши вслед за нею повторить «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли»...
Следующее за чтением символа веры анафематствование отступников от веры есть ничто иное, как исповедание, кого в частности Церковь не считает своим членом. Анафема возглашается главным образом, тем, которые отрицают истины символа веры. Церковь сим говорит как бы так: Тех, кто содержит истины символа веры, я признаю своими членами, а тех, кто их не признает, я не считаю своими членами и предоставляю их собственной их воле, ибо они отвергли послушание голосу Церкви и тем сами себя отторгли от Церкви.
Кого же Церковь исключает из ограды своей? На этот вопрос ответим переводом на русский язык с церковно-славянского текста анафематствований.
Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен, что нет Божия Промысла и что в мире господствует случай, анафема.
Говорящим, что Бог не Дух, а плоть, что Он не есть праведен, милосерд, премудр, всеведущ, и подобные хулы произносящим, анафема.
Дерзающим говорить, что Сын Божий, а также Дух Святой не единосущны и не равночестны Отцу, и исповедающим, что Отец, Сын и Св. Дух не есть един Бог, анафема.
Безумно говорящим, что для нашего спасения и очищения грехов не нужно было пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, анафема.
Не принимающим благодати искупления, возвещенного Евангелием, как единственного нашего к оправданию пред Богом средства, анафема.
Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была до рождества, в рождестве и по рождестве Дева, анафема.
Не верующим, что Дух Святой умудрил Апостолов и пророков и чрез них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами и теперь в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину, анафема.
Отвергающим бессмертие души, конец мира, суд Божий, воздаяние вечное за добродетели на небе, а за грехи осуждение, анафема.
Отвергающим все таинства церковные — анафема.
Отвергающим соборы св. Отец и их предания, согласные с Божественным откровением и православною Церковью с благоговением сохраняемые, анафема.
Помышляющим, что Православные Государи возводятся на Престол не по особенному о них Божию благоволению и что при помазании дарования Св. Духа к прохождению великого царского служения на них не изливаются, и вследствие сего дерзающим на бунт и измену, анафема.
Ругающим и хулящим св. иконы, которые св. Церковь в воспоминание дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения во взирающих на них благочестия и подражания, принимает, и называющим иконы идолами — анафема.
Вот какие причины выводят члена Церкви из ограды ее. Достопримечательно, что в перечисленных выше отступлениях от веры православной нет ни одного слова, которое свидетельствовало бы о гневе или раздражении против отступивших от ее веры чад. Церковь, многократно испросив помощи у Господа для обращения к истинной вере заблудших, указав на долготерпящую и всепрощающую любовь Господа к заблуждающим, исповедав во всеуслышание ряд истин, составляющих основу ее бытия, далее анафематствованием лишь указывает, что именно лишает члена Церкви благоволения Божия и отторгает его от лозы церковной. Остерегайся перейти предел, как бы так говорит Церковь, ибо дальше бездна; пусть истины символа веры и предания св. отец, согласные с Божественным откровением, будут для тебя маяком в блужданиях твоего духа по распутиям мысли и жизни. Пока видишь огонь маяка, он тобою руководит, ты устрояешь свое спасение в ограде Церкви православной. Растерял по распутиям мира истины, составляющие предмет веры всей Церкви, заменил их другими, часто противоположными, знай, ты вышел из ограды святой Церкви православной.
Вот чему научает нас чин анафематствования в неделю православия.
Чин заканчивается провозглашением «вечной памяти» всем скончавшимся ревнителям веры православной и «многолетия» здравствующим. Причем, после многолетствований, произносится следующая трогательная молитва: «Святая Троице, сих (ревнителей православной веры и всех право ее содержащих) прослави и утверди даже до конца в правоверии: развратников же и хулителей православной веры и Христовой Церкви и не повинующихся ей обрати к ней и устрой, да приидут в познание вечной Твоей истины молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых».
И после анафематствования Мать св. Церковь с любовью вспоминает своих хулителей.
Потщимся же на призыв Церкви православной держаться веры отеческой, веры апостольской, ответить не упреками, обличающими наше непонимание намерений Церкви, а готовностью слушаться ее попечительного голоса. Убоимся преслушать Церковь в чем либо и отпасть от нее. Кто же чувствует вину пред Церковью, иди поскорее с искренним покаянием к ее дверям, стучись, и двери отворятся для тебя. Не оттолкнет мать своего раскаявшегося сына, но примет с любовью. Ныне время поста, для покаяния время благоприятное.
/«Архангельские Епарх. Ведом.», № 3. 1912 г./