«Приидите предварим лице Его, Бога Спасителя нашего, во исповедании» (Пс. 94, 1 — 2).
Такими словами св. пророк и царь Давид, получивший покаянием прощение тяжких прегрешений, призывает всех к покаянию и исповеданию грехов. Его гласом и св. церковь вопиет нам: множества содеянных мною лютых, помышляя, окаянный, трепещу страшного дне судного; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: «помилуй мя, Боже. по велицей Твоей милости».
В ныне чтенном Евангелии вы слышали, как благ и милосерд Отец Небесный к кающимся. Он принимает блудного сына и прощает ему вину его, — и не только прощает, но и ущедряет его своими благами.
Великощедр Господь наш! Он не хощет смерти грешника, но еже обратитися ему. Как же и нам грешным не воспользоваться щедротами и человеколюбием Божиим? Предварим лице Его во исповедании.
Мы знаем, что неправедного Закхея и грешного мытаря покаяние спасло и поставило на путь спасения. Ныне же слышим, что то же покаяние приводит блудного сына к сознанию своего недостоинства. Он, говорит Евангельская притча, «в себе пришед», подумал, сколько наемников у отца моего живут в довольстве и счастии, «аз же гладом гиблю», скоро возвращусь к Ному и исповедаюсь пред Ним: «Отче, согреших на небо и пред Тобою» (Лук. 15, 18 — 19). И вставши пошел и исповедался и был с любовию принят. Не то же ли следует сделать и каждому из нас, братие, опомниться, придти в себя и сознаться в своей вине пред Царем Небесным, пока еще нас не постигла лютая смерть и еще не настал час суда: «предварим лице Его во исповедании».
Святитель Христов Иоанн Златоуст говорит о покаянии: «восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании; оправдись пред Судиею прежде, чем предстанешь пред судилищем».
Из слова Божия и из творений святых отцов мы усматриваем, что нет человека без греха и его иначе нельзя загладить, как покаянием и исповеданием. Никто па свете не любит своего родного сына так, как любит Отец Небесный покаявшегося грешника. Увидев еще издали, что блудный сын — грешник идет к Нему с раскаянием, Господь спешит к нему навстречу, обнимает с любовью, лобызает его, приводит грешника в дом свой — в Святую Церковь, велит слугам — ангелам Своим — принесть ему лучшую одежду добродетелей, одевает его в хитон Христов, надевает перстень на руку его — дарует ему благодать Духа Святого — залог воскресения и бессмертия, опоясует его одеждою веселия и радости, надевает на ноги его обувь, чтобы он твердо ступал по путям заповедей Божиих, учреждает ради его возвращения великий пир: радуется Сам Бог и с Ним ангелы о покаявшемся грешнике, ибо он был мертв, но ожил, погиб было, но нашелся, возвратился к Богу и покаялся. Вот как радуется Бог, когда грешник кается и перестает грешить.
Видя и чувствуя такое милосердие Божие к кающемуся грешнику и слыша призыв матери нашей — Св. Церкви к покаянию, одумаемся, братие, поспешим исправиться и Господь придет к нам на помощь и пошлет слуг Своих — пастырей церковных — омыть нас от нечистоты в таинстве покаяния и облечь нас в одежду Христову в таинстве Св. причащения. Бог благ ко всем людям, но преимущественно являет Свое долготерпение согрешающим, говорит святой Иоанн Златоуст. К праведникам Он везде является строгим, а к грешникам благим, и будучи скор на помилование, Он восставляет падшего грешника и говорит ему: «еда падаяй не востанет, или отвращаяйся не возвратится» (Иер. 8, 4). И еще: для чего отвратилась «отвращением безстудным несмысленная дщерь Иудова» (ст. 5). И опять: «обратитеся ко Мне и обращуся к вам» (Зах. 1, 3). И в другом месте, по великому Своему человеколюбию и милосердию, клятвою подтверждает, что спасение дается покаянием: «живу Аз, глаголет Господ, не хоту смерти грешника но еже обратитися и живу быти ему» (Иезек. 33, 11). (Твор. св. Иоанна Зл. Бес. 3-я о покаян.). «Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, не ожесточите сердец ваших» (Пс. 94). Бог ждет от нас только малого повода — покаяния, чтобы даровать нам отпущение многих грехов. Апостол Петр трижды отрекся от Господа, но покаянием загладил все. Павел был гонитель, богохульник и обидчик, но раскаялся, и стал апостолом. И блудный сын, по Евангелию, за покаяние принят в дом Отца Небесного. Примет Господь и наше слезное покаяние. Обратимся к Нему и речем: «Согрешили мы, Отец наш небесный, на небо и пред Тобою. Помилуй, прости и очисти, яко от Тебе очищение есть». Аминь.
Свящ. А. Аменицкий.
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 7 (16 февраля 1913 года)./