Нушполы — деревня в Талдомском районе Московской области Российской Федерации, в составе сельского поселения Гуслевское. Наряду с деревней Вотря является старейшим известным поселением Талдомского района. «Село Нушпола находится в Александровском уезде, в четвертом благочинническом округе; отстоит от губернского города в 200 верст. и от уездного в 80 верст». [2]
Название деревни имеет мерянские корни («нуша» — «крапивная» или «нужбол» — «щука»).
Впервые Нушполы упоминаются в грамоте 1504 года как «деревня Нушполь, на берегу реки Дубны, принадлежащая Кашинскому уезду с рекой Нушполькой» (в настоящее время русло реки находится в километре от центра деревни). По другим музейным источникам, основание поселения связывается с освоением пограничной полосы после присоединения Тверского княжества к Московскому княжеству в 1485 году. По преданию, местных жителей исстари характеризовали вялость и неторопливость, речь их отличалась тягучестью и напевностью. Языковой особенностью жителей волости было и то, что они картофель называли «яблоками», а картофельное пюре — «яблочником».
В 1775 году Екатерина II произвела новое деление Российской империи. В те годы Нушполы перешли из состава Тверской губернии во Владимирскую. До упразднения монастырских вотчин это село принадлежало Московскому Спасо-Андрониеву монастырю.
В 1862 году отмечается как казённое село на речке Нушполке. 734 жителя, 95 дворов, церковь.
В XIX – нач. ХХ вв. - административный центр Нушпольской волости Александровского уезда Владимирской губернии.
До 1881 года на территории нынешнего Талдомского района были две волости Владимирской губернии — Павловическая и Куниловская, а потом они были объединены в одну — с центром в Нушполах.
«Нушпольское Волостное Правление (почт. адр. с. Константиновское). Волостной старшина – Иван Семенович Королев. Писарь – Степан Семенович Королев. Волостной Суд. Председатель – кр. Павел Алексеевич Серов. Судьи: кр. Василий Илларионов; Петр Алексеевич Смородин; Федор Петров» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
Волость была весьма небогатой и малонаселённой. Солидную территорию волости занимало обширное болото, именуемое местными жителями «Поймо». Оно начиналось между деревнями Петрино, Шатилово и Солонишники и тянулось почти до Переславля-Залесского. В повести Михаила Пришвина «Журавлиная родина» болото описывается подробно. Вся волость страдала от ужасного состояния дорог. Единственным путём, связывающим Нушполы с цивилизованным миром, была дорога на деревню Припущаево, проложенная поперек болота, в самой его трясине. В наиболее топком месте был устроен мост, длиною в полторы версты. Но для жителей шестнадцати деревень волости это был единственный путь в Нушполы.
Население волости исстари занималось кустарными промыслами. Сапожное ремесло было развито очень слабо, а главным было ремесло башмачное. Кустарей-башмачников в волости до 90 %. Крестьяне занимались валянием валенок. Валяльным промыслом было занято до 30 % жителей.
Благодаря близости бывшей фабрики Кузнецова жители то работали на фабрике, то шили башмаки. Отмечалось, что типы местных жителей больше похожи на фабричных рабочих, нежели на кустарей или крестьян. Ленинские (Талдомские) кооперативные организации не могли в этом районе развить свою деятельность, благодаря ужасному состоянию путей сообщения, а соседний Дмитровский уезд объединял главным образом потребительскую кооперацию (Дмитровский союз кооперативов). Население считало кустарничество второстепенным, а главный заработок давали фабрики.
В 1895 году — 804 жителя, фельдшерский пункт.
В 1922 году открылась начальная школа. Первым её учителем был известный в районе педагог Дмитрий Прокофьевич Антонов, который с семьей и жил в здании школы.
1 октября 1924 года, после укрупнения волостей, Нушпольская волость прекратила своё существование. Южная её часть вошла в Гарскую волость, северная — в Ленинскую. С тех пор Нушполы стали «заштатным» селом, постепенно уступив лидирующее положение в крае Павловичам.
В 1929 году создан колхоз «Красные всходы». Председателем колхоза выбрали Василия Бутатова.
В 1950-х годах, уже после реорганизации МТС, нушпольский колхоз вошел в состав совхоза «Комсомольский» как отделение.
3 марта 1969 года колхоз «Дубна» был преобразован в совхоз «Красные всходы». В его состав вошло бывшее Нушпольское отделение совхоза «Комсомольский». Новое хозяйство тогда имело 5735 гектаров земельных угодий, в том числе 2124 гектара пашни, 1025 гектаров сенокосов, 1234 гектара пастбищ. В совхозе было 1300 голов крупного рогатого скота, в том числе 612 коров. Машинный парк насчитывал 30 тракторов, 17 автомашин, другую технику.
Численность населения: в 1859 г. – 734 чел.; в 1905 г. – 1055 чел. (141 двор.); в 1926 г. – 818 чел.; в 2002 г. -153 чел.; в 2006 г. 151 чел.; в 2010 г. - 152 чел.
Церковь Воскресения Словущего
До упразднения монастырских вотчин это село принадлежало Московскому Спасо-Андрониеву монастырю.
Исторические сведения о церкви в селе Нушполе восходят к половине XVII века; в Переславских писцовых книгах Семена Хлопова в Нушполе значится церковь Воскресения Христова, при ней двор попов, в приходе 12 дворов, пашни церковные 12 чети в поле, сена 15 копен. Дани в патриарших окладных книгах написано — 17 алтын с деньгою, десятильничьих гривна.
По переписным книгам 1703 года у той же церкви написано: «поп Михайло Харитонов, дьячёк Андрей, в приходе 33 двора».
В 1705 году церковь была перестроена и освящена в то же наименование.
В 1727 году Нушпольская церковь за дальним расстоянием от Переславля переписана в административном отношении в Троицкую десятину патриаршей области.
В 1784 году церковь была вновь перестроена и освящена в честь обновления храма Воскресения Христова (Церковь Воскресения Словущего). В 1806 году, в селе Нушполе, Александровского уезда, открыто было существование скопческой ереси; за участие в этой ереси привлечен был к суду дьячок онаго села Иван Степанов, что он якобы имеет со скопцами дружбу и согласие. Началось по этому поводу следствие; хотя принадлежность дьячка к скопческой ереси с точностью и не доказана, но факт существования скопчества в этом селе доказан. Дьячок, оставленный в сильном подозрении, отослан в Никитский монастырь под начал — в работу на месяц.
В 1829 году вместо деревянной церкви в Нушполе устроена кирпичная церковь с колокольней, существовавший до середины ХХ века.
1885 г. «Богослужебныя книги имеются в полном составе; есть книги и для назидательного чтения. Кладбище находится при церкви. В состав прихода, кроме с. Нушполы, в коем 89 дворов, входят следующие селения: д. Солонишники и д. Припущаево, которые отстоят от церкви в 6 верстах. Прихожан за 1885 г. числилось 547 м. и 636 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию, но есть военные и мещане; прихожане, кроме земледелия, занимаются на заводах и фабриках; в приходе раскольников нет. Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время состоит священником Иоанн Воскресенский, который священствует с 1853 г. и награжден скуфьей. При церкви земли: усадебной 1 д , пахотной 30 д. и сенокосной 3 д.; вся земля удобная; план на сию землю хранится в ризнице, а межевой книги не имеется; дела о земле не производится; владеет землею причт сам. Дома у причта собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 600 рублей». [2]
Престолов в ней было три: в холодном приделе в честь Обновления храма Воскресения Христова, а в приделах теплых — во имя Успения Пресвятой Богородицы (главный престол) и в честь Владимирской иконы Божией Матери. [1]
Утварью, ризницей святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. В церковной библиотеке были назидательные книги, перенесенные из прежней деревянной церкви, также и иконы в иконостасе из прежней церкви. Хранились церковные документы: копии с метрических книг с 1800 года, исповедные росписи с 1819 года. [1] Посвящение же церкви относится к празднику Воскресения Словущего, посвящённому восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением. [1]
Причта по штату положено священник и псаломщик, содержание его получалось: а) от служб и требоисправлений до 600 руб.; б) от земли пахотной и сенокосной 100 руб., а всего 700 руб. в год. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви на 1895 год: усадебной 1 десятина, пахотной 30 десятин и сенокосной 3 десятины. Приход состоял из села Нушполы и деревень: Солонишников (в 6 верстах от церкви) и Припущаево (6 верст), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 547 душ мужского пола и 634 женского. [1]
Скопчество в селе Нушполе Александровского уезда Владимирской епархии.
Нушпольское училище, Нушпольской волости, в селе Нушполе основано обществом в 1881 г., благодаря старанию священника И. Воскресенского. Ближайшие училища: Никольское в 8 вер. и Кучковское — 12 вер. Помещение собственное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 11, шириной 10, вышиной 4 арш. Учебных пособий недостаточно — на 118 руб. Библиотеки нет, кроме 10 книг. Земли нет. Законоучитель - священник Иоанн Воскресенский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1881г.; учитель - Семен Бушуев, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии, преподает с 17-го ноября 1882 г., а в настоящем училище с 20-го сентября 1883 г. Попечитель - Александровский купец Александр Алексеевич Будилов; пожертвовал прежде 300 руб. и каждогодно жертвует по нескольку учебных пособий. Учащихся к 1-му января 1883 г. 33 м. и 9 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 3 м. и 2 д. Окончивших курс со свидетельствам не было. Вновь поступило 3 м. и 3 д. К 1-му января 1884 г. состояло 33 м. и 10 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 1, 8 — 9 л. 8, 9 — 10 л.12, 10-11 л. 13, 11 — 12 Л. 6, 12 — 13 л. 3. Из учащихся: 40 из с. Нушполы, 2 — д. Солонишник — 6 вер и 1 — д. Фролова — 3 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 3 уч., за незначительную плату. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 308 р., от общества 28 р. 50 к., от частных лиц 100 р., платы за учение 1 р. 50 к. (по 50 к. с постор.). Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 130 р.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 8 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебные год с 25-го сентября по 20-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6—8 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 6, по Русскому и Славянскому языкам 14, по арифметике 4, по пению 1. Получивших награды не было. Не окончившие курса учились до 2 лет. Обозревал училище 2 раза член училищного совета Коробов. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). Земская школа помещается в собственном доме, в коей обучалось в 1884 г. мальчиков 32, и девочек 10. [2]
Летом 1950 года начаты демонтажные работы по разбору церкви. При этих работах обрушился свод, после чего церковь была окончательно снесена.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.