Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2019
10:45
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1024]
Суздаль [325]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [66]
Юрьев [154]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [104]
Гусь [115]
Вязники [223]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [85]
Александров [190]
Переславль [97]
Кольчугино [55]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [41]
Селиваново [24]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [35]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Урочище Дубравы (Дуброва) в Александровском районе

Урочище Дубравы (Дуброва)

Дубравы (Дуброва) — урочище (бывшее село) в Александровском районе Владимирской области.
«Село Дуброво, при речке Сабле, отстоит от губернского города на 135 верст, от уездного – на 15 (Александровский уезд)». [1]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В 1714 г. на средства подполковника Кирилла Карповича Сытина, владельца с. Дуброва, отца погребенной у холодного собора Елизаветы Кирилловны Шубиной (урождённой Сытиной) в Богородице-Рождественской Свято-Лукиановой пустыни построена каменная больничная церковь великомученицы Екатерины.
В 1863 село Дубровы при пруде и речке Сабле, 23 двора. Проживало 66 мужчин и 77 женщин.
В 1891 был конский завод, производивший лошадей рысистой породы. В селе была школа при барском доме.

Дер. Дубравы, Краснопламенского сельсовета, решением № 441 от 21.04. 1977 г. признана, как фактически не существующая. Населенный пункт исключен из списков в 1977 году как фактически не существующий.

Богословский монастырь

Первое упоминание о нем в духовной кн. Ив. Ю. Патрикеева (Собр. Пос. гр. и дог., 1, 335) 1498 года, впоследствии запустел, и в дозорной книге 1685 года о нем замечено: «церковная земля пустоши Богословской, что был монастырь Иоанна Богослова, владеют с. Дубровицкого крестьяне» (Описание документов и бумаг Моск. Арх. Мин. Юст., 11т. ч.3, стр.134).
Пустошь Богословская находилась вблизи д. Соболево.

Дубровский приход

Церковь в селе Дуброве несомненно существует с самого начала XVIII столетия, но сведения о ее начале довольно противоречивы. [1]
По патриаршим окладным книгам 1705 года значится прибылою вновь «церковь Преосвященной Богородицы Казанской в Новосельском стану Переславского уезда Залесского в сельце Дуброве». Церковь эта построена стольником Карпом Евтихиевым Сытиным, к ней были определены священник, дьячок, пономарь и просвирница, приходских дворов числилось 11, земли для причта было отведено 15 четвертей в поле, сена – 15 копен; дани с церкви было положено 19 алтын 4 деньги, заезда гривна.
В 1706 году выданы были антиминсы «тоя ж церкви попу Андрею Кузьмину» на 3 престола – Казанской Божией Матери, Николая Чудотворца и Преподобного Сергия; очевидно, новопостроенная церковь была с двумя приделами.
Эта церковь во имя Казанской иконы Божией Матери значится и в других документах патриаршего и синодального приказа под 1708, 1715 и 1738 годами. В 1746 году дани с нее положено 99 копеек.
Из этих данных видно, что в Дуброве с 1705 года существовала церковь во имя Казанской Божией Матери; неизвестно только, деревянная или каменная. Но в делах синодального приказа 1738 года сохранилось прошение «Катерины Герасимовы дочери Кириловы жены Карповича Сытиной (очевидно, это жена сына упомянутого выше строителя) следующего содержания: «в вотчине моей в Новосельском стану в селе Дуброве имеется каменная церковь во имя Происхождения Честных Древ, в которой на престоле одежда весьма ветха, також и образы от поту отопрели, и ныне я желаю вместо оной ветхой одежды сделать вновь и образа починить, а без указу не смею оного сделать и дабы указом повелено было о перемене одежды и о починке образов»… В синодальном приказе найдена справка и по справке оказалось, что в 1738 году в Дуброве значится церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, «прибылая» в 1705 году. Но тем не менее разрешение было дано, освятить же на новом антиминсе поручено было игумену Лукьяновой пустыни Иессею, который в следующем 1739 году и доносил Святому Синоду о совершенном им освящении. Таким образом, в Дуброве существовал еще каменный храм другого наименования, построенный неизвестно кем и когда. Как же примирить два противоречивых указания? Здесь или действительно были две церкви или церковь Казанская была по какому-нибудь случаю переименована, как это бывало в других случаях. Но последнего предполагать нельзя: 1) во всех документах XVIII века церковь настойчиво именуется Казанскою; 2) едва-ли возможно, чтобы чрез 33 года (от 1706 до 1738 гг.) одежда на престоле оказалась «весьма ветха» и вызывала необходимость перемены; так что естественно предположить, что «каменная церковь во имя Происхождения Честных Древ» другая церковь, древнейшая Казанской. Подобныt постройки небольших каменных церквей при существовании деревянных были и в других селах, например, в Старинском погосте Судогодского уезда. Это последнее предположение до некоторой степени подтверждается местной церковной летописью, в которой сказано, что «местный помещик Воейков на основании документов своего архива сообщил местному священнику, что церковь во имя Происхождения Честных Древ начата постройкой по велению царей Иоанна и Петра Алексеевичей с благословения Святейшего Патриарха Андриана. Храмоздателем был родоначальник Воейкова польский воевода Карл Войтяг, в православии же Карп Кириллович Сытин».
Таким образом, мы останавливаемся на следующем предположении: в конце XVII века в Дуброве была построена небольшая каменная церковь, а в 1705 году – другая деревянная, в честь Казанской Божией Матери. Последняя церковь в конце XVIII уже не существовала, ибо священник села Дубровы показывал в 1799 году, что в Дуброве одна каменная церковь во имя Происхождения Честных Древ, построена неизвестно когда.
Фасад каменного храма, как можно видеть на сохранившемся в церковном архиве плане, напоминал собою польский костел, по бокам его были две башни, в одной помещались колокола, а в другой – ризница. Престол в нем был один. В 1837 году прихожане решили расширить храм, пристроив к нему с западной стороны теплую трапезу с двумя приделами; первый был освящен в 1838 году в честь Казанской иконы Божией Матери, а второй – в 1854 году в честь Святого Николая Чудотворца. Очевидно, эти приделы устроены в память бывших приделов того же имени в деревянной церкви. В 1843 году построена была и новая каменная колокольня.
Над престолом в холодной церкви устроена сень на четырех резных позолоченных колоннах. Самый престол поверх индитии обтянут медными сребряно-злащенными листами с различными священными изображениями на них; также и жертвенник обтянут с трех сторон металлическими отсеребренными листами с изображениями Святого Креста. Иконостас старинный резной художественной работы; над царскими вратами в отдельном прорезном щите утвержден Государственный герб. Иконостас этот возобновлен в 1866 году главным образом на средства помещика Куманина в память избавления Государя Императора Александра II от руки злодея 4 апреля 1866 года; за свое пожертвование Куманин удостоен Высочайшей благодарности.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из Св. икон особенным уважением пользовалась и почиталась за чудотворную Казанская икона Божией Матери в серебро-позлащенной ризе, венец с драгоценными камнями, убрус жемчужный; на оборотной стороне иконы сохранилась надпись, которую впрочем разобрать невозможно. На иконе Покрова Пресвятой Богородицы риза серебряная, на Богоматери риза шита жемчугом, в венце драгоценные камни; в ризу вставлен крест с частицами Святых мощей великомученицы Варвары, Феодора Тирона и др.; письмо иконы весьма древнее. Замечательны кресты: 1) медный вызолоченный, вложен в кипарисную дску, с частицами святых мощей: Святого Николая Чудотворца, Святого Петра, Алексия и Ионы Московских, Святого мученика Власия, Святого Стефана Пермского и царевича Димитрия; 2) Напрестольный крест, изображение Распятия отлито из серебра; внутри креста вложен кипарисный крест с частицами Святых мощей; 3) Напрестольный крест кипарисный обложен серебром; 4) Евангелие в серебряно-вызолоченном окладе с клеймом 1782 года.

Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1839 года. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (838 руб.) – 32 руб. 72 коп.; б) от земли – 35 руб.; в) от помещицы Куманиной в обеспечение причта – 50 руб. и г) от служб и требоисправлений – 454 руб., а всего – около 570 руб. в год. [1]
Дома у причта церковные; приобретены они в собственность церкви помещиком Куманиным и на ремонт внесено две тысячи рублей. [1]
Земли при церкви: усадебной – 1 десятина 104 кв. сажени, пахотной – 27 десятин 1459 кв. сажени, сенокосной – 7 десятин 1326 кв. сажени, выгонной – 810 кв. сажени, неудобной – 176 кв. сажени, а всего – 36 десятин 1730 кв. сажень. Сверх церковной земли причт еще владел пахотной землей, данной в 1862 году помещиком Куманиным. В 1887 году новый помещик стал оспаривать у причта землю, но судом по давности владения земля оставлена за причтом. [1]
Приход состоял из села Дубровы и деревень: Николаева (в 4-х верстах от церкви), Неумойны (в 3-х верстах), Домкина (3 версты) и Говелова (2 версты), в коих по клировым ведомостям числилось 453 души мужского пола и 488 женского, все православные. [1]

С 1885 года открыта в Дуброве церковно-приходская школа, учащихся в 1892 – 93 учебном году было 30. [1]

Арсений Флегонтович Покровский родился 10.06.1889 г. в с. Корелы Александровского у. Владимирской губ. До 28.08.1913 г. – священник с. Иванского Суздальского у.; 28.08.1913 г. — 1927 г. – священник церкви с. Нилы Переславского у.; 25.03.1927 по 1930 г. – священник церкви с. Дубровы Александровского р-на.
Иван Алексеевич Агриков ок. 1870 (1873) г.р., уроженец с. Дубровы Александр. уезда. Отец – псаломщик с. Дубровы. С 17.06.1918 по 1928 г. — псаломщик церкви с. Дубровы Тирибровской вол. Александровского у. до ее закрытия.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Николай (10.04.2019)
Просмотров: 22 | Теги: Александровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика