Малыгино — урочище (бывшее село) в Сергиево-Посадском районе Московской области России.
«На границе Александровском уезде, в третьем благочинническом округе, верстах в шести от знаменитейшей Троице Сергиевой Лавры, среди лесов и оврагов, стоит при р. Кунье маленькое село Малыгино. Отстоит оно от губернского города в 165 верст. и от уездного в 45 верст». [2]
В 1846 г. открыт химический завод потомств. почетного гражданина Василия Ивановича Корнилова, при сельце Малыгине. «2 паровых котла; освещение керосином и свечами; 6 рабочих» (Свирский В.Ф. Фабрики, заводы и прочие промышленные заведения Владимирской губернии. 1890 г.). «В этом селе имеется на церковной земле химический завод купца Корнилова». [2] В 1892 году бывший на церковной земле химический завод Кириллова уничтожен. [1]
В «Списке населённых мест» 1862 года — село 2-го стана Александровского уезда Владимирской губернии по правую сторону Угличского просёлочного тракта от границы Дмитровского уезда к Переяславскому.
По данным на 1895 год — село Рогачёвской волости Александровского уезда.
С 1929 года центр Малыгинского сельсовета Сергиевского района.
1930—1936 гг. – центр Малыгинского сельсовета Загорского района.
Малыгинский приход
В 1710 году владелец Малыгина князь Григорий Несвицкий построил здесь деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери; к церкви были определены священник, дьячок, пономарь и просвирница; в пользу причта отдано было земли по 10 четвертей в поле и сена – 10 копен; дани положено было на церковь 27 алтын 4 деньги. В то время в Малыгине находился «двор помещиков и 10 дворов людских». [1]
Вместо деревянной церкви в 1775 году с благословения Преосвященного Антония, Епископа Переславского и Дмитровского, построена была на средства подпоручика Остафьева каменная церковь. При церкви каменная колокольня, построена одновременно с ней. [1]
На границе Александровского уезда, верстах в шести от знаменитейшей Троице Сергиевой Лавры, среди лесов и оврагов, стоит маленькое село Малыгино. Рядом с церковью в этом безызвестном селе устроен небольшой, крытый соломой, домик священника о. Георгия Троицкого. Мирно и тихо совершая служение Богу, в поте лица добывая себе пропитание, жил в Малыгинском приходе о. Георгий 23 года и за свою простоту и искреннюю покорность воле Божией, пользовался редкой любовью и уважением прихожан. Семейство о. Георгия состоит из 9 человек малолетних детей, отказывает о. Георгий себе во всем, лишь бы дать возможность подрасти и выучиться деткам. Дети растут, не умирают с голоду, — и это уже радость неизреченная для о. Георгия и его супруги Маргариты Николаевны, но и в эту мирную семью по неисповедимому Божию произволению вкралось горе невыразимое, разразилось несчастье страшное! 13-го августа 1884 г. в селе Мишутино, отстоящем от села Малыгина в 3-х верстах, празднуется престольный праздник. Мишутинский священник о. Стефан Розанов к своему тихому праздничному торжеству пригласил Малыгинского священника о. Георгия с супругою. Помолился о. Георгий в Мишутинском храме, пообедал у о. Стефана, но далее оставаться не мог, и пешком пошел в село Иудино к и. д. псаломщика Василию Лебедеву попросить его, чтобы он взял сына о. Георгия в гор. Переславль в духовное Училище. Лебедев согласился на просьбу о. Георгия, и тогда о. Георгий зашел в дом Иудинского священника о. Иоанна Смирнова, престарелого больного иерея, желая навестить его в болезни. Между тем холодный день склонялся к вечеру, дождевые облака грозили разразиться ливнем. Отец Георгий поспешил домой, путь его лежал густым лесом, из которого бедному батюшке не суждено было выйти, о. Георгий заблудился в лесу, проходил по оному целую ночь, выбился из сил, упал вниз лицом на землю и от холодного дождя и потери сил отдал Богу душу. Искали по лесу отца Георгия дети, искали прихожане, искали крестьяне других соседних деревень, и только 18-го августа труп отца Георгия найден был среди леса крестьянином Ляпуновым. Одет о. Георгий в холодный серый подрясник, на груди навязан ватный нагрудник, а под оным, близ сердца, спрятана новенькая фиолетовая скуфья, вероятно взятая о. Георгием по случаю праздничного торжества!.. Отец Георгий теперь покоится в недрах земли, осиротелая мать с девятью малолетними детьми осталась без всяких средств к жизни, и как жена сельского священника, без всяких сильных знакомств, связей, покровителей и протекций, а только с именем Христовым и сумой. Одна надежда на любвеобильное сердце нашего Святителя, одно упование на нашего богомудрого Иерарха!.. Лица, имеющие доброе сердце, тронутые горем сирот, оставшихся после отца Георгия, начали подписку в пользу этого осиротелого семейства, по инициативе местных просвещенных землевладельцев инженер технолога Ивана Андреевича Байковского с его супругой. Н. Соловьев. 20-го августа 1884 г. Село Константиновское (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 17-й. 1-го сентября 1884 года). Окончивший курс Семинарии Алексей Озеров 16 октября 1884 г. определен помощником настоятеля в село Малыгино.
1885 г. «Из напрестольных крестов особенно замечателен св. Крест с частью животворящего Древа и частицами Мощей разных угодников Божиих. Из Евангелий замечательно, по древности, — Евангелие, отпечатанное в 1666 г. благословением православных Архиереев между Патриаршеством. Из св. икон замечательна св. икона Божией Матери Казанской в серебро-позлащенной ризе с короной из жемчуга и разноцветных камней досточтимая издревле не только прихожанами, но и посторонними лицами. — Хранится в церкви грамота, выданная на сооружение каменного храма, вместо ветхого деревянного, бывшего во имя Казанской Божией Матери с приделом св. Николая, архиепископом Переславским и Дмитровским Антонием, поручику Александру Григорьеву сыну Остафьеву 1775 г. Из книг замечательны две богослужебные книги, называемые Осмогласник, пожертвованные в церковь в 1775 г. Троице-Сергиевой Лавры приказным Петром сыном Осиповым за его собственно - ручною подписью. Кладбищ имеется два: одно при церкви, а другое на особо - отведенном месте.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
В состав прихода, кроме с. Малыгина, входят следующие селения: д. Коворово, д. Самойлово большое и дер. Самойлово малое, первая деревня отстоит от церкви в 2 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 154 м. и 196 ж. пола душ; прихожане — все крестьяне; занимаются хлебопашеством и возкой дров из рощей; в приходе раскольников нет. Причта при сей церкви по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Алексей Озеров, который священствует с 1884 года. При сей церкви земли: усадебной 2 д., сенокосной 5 д., пашенной 8 д., лесной 7 д., неудобной 10 д., — а сколько именно всего, и по частям, земли, неизвестно, потому что плана и межевой книги на сию землю при церкви не имеется. Дело о сей земле с 1825 г. производится во Владимирской дух. Консистории, которое еще не окончено. Дома у причта деревянные — собственные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 734 рублей». [2]
В с. Малыгине церковно-приходская школа открыта в 1869 году. К 1 января 1885 г. состояло 13 мальчиков и 1 девочка. [2] Учащихся в 1892 – 93 учебном году было 24. [1]
Престолов в церкви два: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезе теплой – во имя Святого Николая Чудотворца. Над главным престолом устроена сень на четырех деревянных столбах с иконою Господа Саваофа (на холсте).
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Св. икон наиболее замечательна икона Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе с короной из жемчуга и разноцветных камней; икона эта местными прихожанами и жителями окрестных селений почитается рукотворной; на праздник 8 июля стекалось множество богомольцев. Письмо иконы очень древнее. Другая старинная икона Святого Николая Чудотворца в серебряной вызолоченной ризе. [1]
В 1863 году пожертвован в церковь ковчег серебряный вызолоченный, на нем надпись: «пожертвован в Казанскую села Малыгина церковь крестьянином А.И. Смирновым по чудесном исцелении Казанскою сею Божиею Матери от смерти»… Святых сосудов: три серебряные вызолоченные и одни оловянные с резными изображениями Апостолов и креста (найдены местным священником под престолом). Из крестов замечательны: восьмиконечный серебряный вызолоченный. На нем надпись: «Животворящее древо, Иоанна Предтечи, Андрея Первозваннаго, Матфея Евангелиста, Марка, Луки, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Иоанна Милостиваго, Петра Митрополита, Алексия, Ионы и Филиппа, Гурия и Варсонофия Казанских, Архидиакона Стефана, великомучеников Димитрия и Георгия, Феодора Стратилата, великомучеников Никиты, Пантелеймона, царевича Димитрия, великомученицы Варвары, Преподобнаго Ефрема Сирина, Преподобнаго Сергия, Александра Свирского и Прокопия Декаполита». Кем приложен этот крест, неизвестно. С частицами Святых мощей был и другой тельный крест, висел он на Казанской иконе Божией Матери.
Напрестольное Евангелие, печати 1716 года. Из богослужебных книг старинная Осмогласник, приложена в 1775 году приказным Троицкой Лавры П. Архиповым.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1822 года, исповедные росписи с 1825 года. В архиве хранилась храмозданная грамота, данная Епископом Переславским Антонием в 1775 году. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала – 221 руб.; б) за аренду церковной земли – 150 руб. (в 1889 году. в 1892 году бывший на церковной земле химический завод Кириллова уничтожен и арендная плата – 150 рублей – прекратилась.); в) от служб и требоисправлений – 450 руб., а всего – 821 рублей в год. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный на церковной земле. [1]
Земли при церкви значится: под церковью и кладбищем – 400 кв. сажень, под селением – 2 десятины 2000 кв. сажень, пахотной – 26 десятин 770 кв. сажень, сенокосной – 3 десятины 30 кв. сажень, лесу строевого и дровяного – 3 десятины 2000 кв. сажень, под дорогой – 438 кв. сажень, под речками и ручьями – 2168 кв. сажень, а всего – 37 десятин 606 кв. сажень. Часть пахотной земли заросла мелколесьем. Межевой книги на землю не было, а была копия с плана от 1886 года. [1] Приход состоял из села Малыгино и деревень: Коворовой (Ковровой. 2 версты от церкви. В 1865 году село Малыгино по взаимному соглашению помещицы Черкесовой и крестьян переведено к деревне Коворовой и место, где оно было, ныне распахано.), Самойловой Большой и Самойловой Малой, в коих по клировым ведомостям числилось 157 душ мужского пола и 186 женского, все православные. Часть прихожан в деревне Коворовой – переселенцы из Ржевского уезда Тверской губернии, а в деревне Самойловой – из Тамбовской губернии. [1]
Здание церкви сломано после 60-70-х годов ХХ века, фундаменты сохранились.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.