Главная
Регистрация
Вход
Вторник
23.04.2024
22:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Москва

Село Иудино Сергиево-Посадского района Московской области

Село Иудино

Иудино — село в Сергиево-Посадском районе Московской области России, входит в состав сельского поселения Реммаш.
Село Иудино расположено на севере Московской области, в центральной части Сергиево-Посадского района, примерно в 67 км к северу от Московской кольцевой автодороги и 17 км к северу от станции Сергиев Посад Ярославского направления Московской железной дороги, по левому берегу реки Куньи. Ближайшие населённые пункты — посёлок Реммаш, село Парфёново и деревня Шубино. «Село Иудино находится в Александровском уезде, в четвертом благочинническом округе; отстоит от губернского города в 150 верст. и от уездного в 30 верст». [2]

В «Списке населённых мест» 1862 года Юдино (Кочерги) — казённое село 2-го стана Александровского уезда Владимирской губернии на Угличском просёлочном тракте от границы Дмитровского уезда к Переяславскому, в 40 верстах от уездного города и 15 верстах от становой квартиры, при речке Кочерге, с 26 дворами, православной церковью и 180 жителями (87 мужчин, 93 женщины).
По данным на 1895 год — село Рогачёвской волости Александровского уезда с 136 жителями (56 мужчин, 80 женщин). Основным промыслом населения являлось хлебопашество, в зимнее время женщины и подростки занимались размоткой шёлка и клеением гильз, 29 человек уезжало в качестве прислуги и фабричных рабочих на отхожий промысел в Сергиевский посад и по Александровскому уезду.
По материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года — центр Иудинского сельсовета Рогачёвской волости Сергиевского уезда Московской губернии в 10,7 км от Ярославского шоссе и 19,2 км от станции Сергиево Северной железной дороги; проживало 218 человек (100 мужчины, 118 женщин), насчитывалось 41 хозяйство (36 крестьянских).
С 1929 года — населённый пункт Московской области в составе: Иудинского сельсовета Сергиевского района (1929—1930), Иудинского сельсовета Загорского района (1930—1954), Мишутинского сельсовета Загорского района (1954—1963, 1965—1991), Мишутинского сельсовета Мытищинского укрупнённого сельского района (1963—1965), Мишутинского сельсовета Сергиево-Посадского района (1991—1994), Мишутинского сельского округа Сергиево-Посадского района (1994—2006), сельского поселения Реммаш Сергиево-Посадского района (2006 — н. в.).

Иудинский приход

Иудинский приход, состоящий из села Иудина и деревень: Шубина, Козлова, Лискина и Мехова до 1764 года составлял вотчину Троице-Сергиева монастыря.
Об этой вотчине и доходах, с нее получаемых, в ведомости 1761 года имеются следующие сведения: «в селе Юдине по ревизии 1744 года — 81 душа муж. пола, земли 25 четвертей в поле, сева 30 копен, лесу пашенного 10 дес. и непашенного 15 десят.; крестьяне пашут на Лавру земли при селе Копнине 10 дес., сена вместе с другими деревнями косят 1119 копен; работников отправляют в лавру 1 конного и 2 пеших; они же возили при лавре навоз и сено, содержась на крестьянском коште. 1761 году с тех крестьян поступило: оброку за разныя звания 9 руб. 69 коп., за землю 1 руб. 60 коп., скани неводной 2 фун., яиц 291, бревен и подвязей 45, лавок 19, моху 1 воз, лучины 16 полен; плот сошных в борон 3, подушек тележных 9, дров 11 сажен кубических; за отданные крестьянам пустоши и земли 38 руб. 57 ½ коп., на покупку яблонь и груш 28 коп., черемоховых 23 прута, мягкого лесу 6 возов, жердей 18 и из дальних лесов вывезено 11 саж. кубич. дров.
Деревня Шубине — 60 душ, земли 35 четвертей в поле; окладного сбору в 1761 году: оброку 15 руб. 45 коп., к кожевенному делу корья 36 пучков, яиц 495.
Деревня Козлова с Меховым и Лискиным — 158 душ, земли 64 1/8 четв. в поле, сена 20 копен; оброку в 1761 г. 24 руб. 70 коп., за землю 2 руб. 55 коп., корья 78 пучков, работников для сушки овинов 3, для починки мельницы 46 человек, для отвоза из лавры в Москву стряпческих запасов 17 подвод; неокладных сборов: черемоховых 66 прутьев, мягкого лесу 17 ¾ воза, жердей 63 и вывезти дров 19 кубических сажен.
Когда в первый раз построена в Иудине церковь, сведений о том не сохранилось, — но по сохранившимся в церкви данным она уже существовала в 1713 году.
В 1763 году она пришла уже в ветхость и прихожане решили построить вместо нее каменную церковь. О времени и обстоятельствах построения этой церкви даны обстоятельные сведения в надписи на чугунной доске, прикрепленной к наружной стене храма: «Молитва Богородицы к Сыну своему и Богу Нашему: царю небесный приими всякого человека славящаго тя и призывающаго имя твое на всяком месте, одеже бывает память имяни моего, освяти место оно и прославн прославляющаго тя именем моим, приемля их всяку молитву и обещание тайну цареву добро хранити и дела Божия проповедати преславно есть. 1763 года начата сия вновь каменная церковь вместо ветхой деревянной в то же имянование Рождества Христова и с приделом Знамения Богородицы, вновь же по благословению Синодального Члена епископа Сильвестра, Переславского и Дмитровского, по прошению тоя церкви священника Петра Васильева с причетники и приходскими людьми, по коему прошению и дана храмозданная грамота и велено строить в то же именование Рождества Христова и Знамения Богородицы на хранящуюся церковную сумму 85 руб. и ко оным в прибавок дана от консистории зборная книга на 3 года, по коей и собрано денег 473 руб. и как началось строение, то услышал Князь Лука Иванович Несвицкой и подал вкладу жженого кирпичу 30000 да белаго камня 400 и просил оного священника, чтоб вместо знамения богородица освятить придельный храм во имя Казанския Богородицы и пожаловал образ в серебряном окладе с ризою кованою и венцом позлащенными, которой в 1767 году по освящении церкви поставлен в храмовом месте, и по прошествии 24 лет и по смерти того священника некоим христолюбцем его родства, чтоб храм Знамения Богородицы не остался бсзпразднования и в забвении такожь и покойнаго священника обещание исполнить того ради сей образ написан па стене шаровными писании и украшен медною позлащенною ризою и прочими украшении на собранную сумму от Московских христолюбивых подателей, за коих св. церковь непрестанно Бога молить доскончания века аминь.
Того ради сия надпись на дске чугунной вылита и поставлена в стене в память будущим родом 1792 года. ... а настоящий храм совершися в 1771 году, случввшуюся в Москве свирепую моровую язву».
Крест на храме четвероконечный с короной вверху и полулунием внизу; алтарный выступ полукруглый; окна с полукруглым верхом, закрывались прежде железными ставнями. Колокольня построена позднее церкви.

К Христорождественской, села Иудина, церкви считалась приписной Богоявленская, села Парфенова, церковь.
1885 г. «В селе имеются: одна деревянная кузница и постоялый двор.
В церкви имеются два креста серебряные вызолоченные, из коих в одном большом напрестольном находится 20 частиц свв. мощей разных святых, а в другом малом — 22 частицы; кроме того 5 частиц — в особом ковчежце. Кладбище находится при церкви.
В состав прихода входят, кроме села Иудина, в коем 22 двора, следующие селения: д. Шубино, д. Козлово, д. Мехово и дер. Лискино, которая отстоит от церкви в 5 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 443 муж. и 427 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию и занимается хлебопашеством и возкой дров из рощей. Раскольников в сем приходе нет.
Причта при сем приходе по штату положено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Иоанн Смирнов, студент; священствует с 1836 г. и награжден наперсным крестом.
При сей церкви земли: усадебной и под кладбищем 3 д., пахотной 15 д., сенокосной 5 д. и заросшей кустарником 7 д., межевой книги на эту землю нет, дела не производится, причт владеет ею сам. Дома у причта собственные — деревянные. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 592 рублей.
В означенном приходе нет никаких благотворительных учреждений». [2]
Престолов в храме два: в холодной в честь Рождества Христова, в приделе теплом в честь Казанской иконы Божией Матери. Иконостас в настоящее время новый, поставлен в 1868 году вместо старого обветшавшего, купленного при постройке каменной церкви в Москве в церкви Владимирской Божией Maтери, что у Никольских ворот, за 80 рублей. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгам церковь была довольно богата. Из Св. икон замечательны: 1) Икона Спасителя; при ней надпись на медной доске: «Вместо того остававшагося Спасителева образа (который был в иконостасе церкви Владимирской Божией Матери) списан сей святый образ с нерукотворенного образа, что в Москве вновоспасском монастыре точная копия дска того образа мерою по сему иконостасу меньше, а принесен по чудесах сего образа, зри ниже сего… в лето 7153 в городе Хлынове при церкви Живоначальныя Троицы, которая ныне применована Всемилостиваго Спаса впаперти пред нерукотворенным образом города Хлынова житель Петр Палкин, который слеп был три года моляся впезапу прозре и от того времени от сего Святого образа производились чюдеса многая и неисчетная по сим чюдесем вцарство благоверного Государя царя и великого Князя Алексия Михаиловича при патриархе Иосифе прислан с Москвы на Вятку царским повелением московского богоявленского монастыря что за ветошным рядом игумен Пафнутий ивзял тот нерукотворенный образ, по принесении его в Москву сперва поставлен был в кремле в соборной церкви Успения Пресв. Богородицы, а потом в скором времени перенесен в монастырь Преображения Господня, что именуется на новом, а в котором году тот образ из Вятки в Москву приинесен, в записках не описано; в лето 7155 повелением предреченных царя и патриарха спомянутаго чюдотворного образа список зделан и в 7156 г. тот список отпущен на вятку, а для провождения его до вятки послан московского крестовоздвиженского монастыря игумен варлаам и на вятку в хлынов принесен того 7156 г. декабря 17, где и ныне находится; жители того града всякого звания люди и протчие окрестных стран случввшися в Москве за каким-либо делом непреминуют безпоклонения и молебствия неиисполневши в домы своя не возвращаются и доднесь. Такожде и Московские народы непрестанно приходят и молебствуют и вдомы своя поднимают и всенощное бдение свершают 1788, а за написание сего образа иконописцу дано 10 руб. и на оной же образ зделан венец серебряной чеканной весу 233 ½ золотника по 22 коп. золотник, каменьев на 5 руб. 11 коп., за укрепление оных в серебре 21 р. 50 к., за золото и за работу 13 руб. 50 коп., итого 91 руб. 48 коп.»
2) Икона Владимирской Божией Матери; на лицевой стороне образа надпись: «1788 г. чудотворного истинное изображение и мера образа Пресв. Богородицы Владимирския обретающагося в царствующем граде Москве в городе китае в углу, что у Никольских ворот в церкви. Списан 1787 года декабря 1, венец на оном образе положен серебряный позлащенный с коровою, убрус и повеском убраньем каменьями. На обороте иконы надпись дополняет: ... Сей список послан от некоего христолюбца переславской епархии переславского уезда Залесского в Економическое село Июдино в новопостроенную каменную церковь Рождества Христова, которая сооружена суммою от христолюбивых дателей, подаемою в 1773 году» ...
3) Икона Рождества Христова, на ней прибита надпись: «писал сей образ по обещанию своему в новопостроенную церковь святейшаго правительствующаго синода главный живописец Алексей Петров сын Антропов, а оклад приложил Московской купец Стефан Иванов сын Белобров». На запрестольном образе Божией Матери надпись: «сия риза построена 1735 года села Иудина запрестольной богородицы рачением попа Василья Иванова», риза серебряная с позолоченными венцами. На образе Феодоровской Божией Матери надпись: «сей святый образ списан с чюдотворного образа Пресв. Богородицы нарицаемою Феодоровския яже во граде Костроме, а явление того цельбоносного образа бысть в лето … месеца августа .. день празднование тому чюдотворному образу и о явлении предложено в прологе марта 14 той Св. образ Пресвятыя Богородицы великому князю Василью Георгиевичу рекомому».
В придельном храме замечателен образ Казанской Божией Матери; риза серебряная, венцы вызолочены, на венце корона и крест из камней, оплечье унизано жемчугом; на ризе надпись: … октября 10 царствующаго великого града Москвы христолюбивый Феодор Алексиев с супругою приложили вкладу сей образ Матере Божия Казанския со украшением... в село Июдино вновостроющуюся каменную церковь на христолюбивую сумму во имя Рождества Спасителя нашего в приделе, изображение и мера с чудотворного ея образа, что в селе Богороцкове за Москвой у Казанския» ... (далее написана та же молитва, что и в начале надписи на церковной стене). При этой иконе серебряная привеска с 5-ю частицами свят. мощей. Другая икона Казанской Божией Матери пожертвована в 1763 году князем А. И. Несвицким. Имеются два серебряных креста с частицами св. мощей; на первом надпись: «1767 г. построен сей крест в село Июдино вновостроющуюся каменную церковь Рождества Христова и придел Богородицы старанием тоя церкви строителя иерея Петра с причетники на собранную сумму от христолюбцев». Сохранилось Евангелие печати 1657 года, другое же Евангелие изд. 1744 г.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1780 года, исповедные росписи с 1808 года. [1]
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (414 р.) — 16 р.: б) от служб и требоисправлений 450 р.; в) от земли 80 руб., а всего около 550 руб. в год. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной около 3 дес., пахотной около 15, сенокосной 5 дес. и заросшей кустарником 7 десят., а всего около 30 дес.; плана и межевой книги на эту землю нет. [1]
Приход состоял из села Иудина и деревень: Шубина (2 вер. от церкви), Козлова (3 вер.), Мехова (4 вер.), и Лискина (5 верст), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 382 души мужского пола и 437 женского. [1]
В селе Иудине имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1892 — 93 учебном году было 15. [1]

Празднование юбилея в селе Иудине

Юбилейное торжество состоялось 11-го декабря 1886 года в селе Иудине, Александровского уезда. «Торжество это в нашей местности оказалось небывалым: еще первому нашему досточтимому о. духовному судил Бог видеть этот радостный день и, по разрешению и благословению Его Высокопреосвященства, праздновать пятидесятилетний юбилей своего священнического служения.
Прежде всего полагаю нелишним познакомить читателя с юбиляром и показать, что не даром протекла пятидесятилетняя служба этого священника, — что умел же он заслужить уважение от местного духовенства и всех лиц, знающих его.
Юбиляр, о. Иоанн Максимович Смирнов, 72 лет, сын священника села Парфенова; по окончании курса в Вифанской дух. семинарии с званием студента, 1836 г. декабря 11 дня Преосвященным Парфением рукоположен во священника в село Иудино, где и прослужил он 50 лет, никогда не помышляя о перемещении в другое лучшее место, хотя должно сказать, что этот приход, в отношении доходности, менее чем посредственный. Конечно, много труда приходилось нести на своих раменах о. Иоанну для содержания своего семейства, состоящего из одной дочери и четверых сыновей; но трудолюбивый о. Иоанн воспитал всех своих детей, и ныне возносит благодарение Богу за счастливое устройство их: дочь выдал за священника, а сыновья все окончили курс в высших учебных заведениях, и в настоящее время занимают видные должности: Александр Иванович Смирнов состоит профессором Варшавского университета, Михаил Иванович — учителем гимназии в Симферополе (по болезни находится при отце); Павел Иванович — помощником судебного следователя; Василий Иванович — инспектором гимназии в г. Ананьеве. Деятельная и трудолюбивая жизнь о. Иоанна не осталась без внимания местного духовенства и Епархиального начальства: с 1852 г. он проходит должность ведомственного духовника, четыре года исправлял должность благочинного.
Ценя достоинства и заслуги о. Иоанна, ближайшее духовенство вполне сочувственно отнеслось к юбилейному торжеству его и сочло нравственною обязанностью явиться к служению в этот день с село Иудино.
Накануне юбилея 10 декабря, в 6 ч. вечера звон колокола собрал ко всенощному богослужению не только прихожан юбиляра, но и многих из соседних приходов; всенощную служили 7 священников и 2 диакона. В самый день юбилея, 11 декабря, звон в большой колокол снова созывал почитателей юбиляра на моление к божественной литургии; во время звона освящена была икона, приготовленная духовенством в дар своему духовному отцу. Вид юбиляра, когда он вступил в церковь, убеленный сединами, при знаках отличия, в камилавке, с наперсным крестом, в белой шелковой рясе, заметно выделял его из ряда сопровождавших и встречавших его священников. При встрече юбиляра в церкви, местный благочинный, свящ. Николай Беляев, в устной речи объяснил цель настоящего собрания духовенства. Юбиляр ответил на эту речь изъявлением благодарности духовенству за сочувственное к нему отношение. В 10 часов началась литургия, которую совершали те же семь священников с двумя диаконами. В конце литургии священник пог. Троицкого о. Николай Кудрявцев сказал речь, в которой вполне охарактеризовал жизнь и деятельность юбиляра. Вот что говорил о. Кудрявцеве:
«Много торжественных празднеств совершено во святом храме сем; но торжество, которого мы теперь свидетели и непосредственные участники, представляет явление новое, исключительное. В ряду пастырей, служивших в нашем округе, до сих пор ни один не достигал того предела общественного служения, который принято чествовать особенным торжеством и за который достойно возносить Господу Богу особенное благодарение. Правда, среди нас были и значительно потрудившиеся пастыри на пользу св. церкви, но не достигали они в священном служении до предела полувекового периода. Досточтимому о. Иоанну первому в здешней местности дано узреть славный день пятидесятилетнего служения в священном сане, — и узреть не на одре болезни, а среди благоуспешной пастырской деятельности. Тем паче должны мы сказать вкупе с ним: слава Тебе Богу, Благодателю нашему!
Не видна, кажется, жизнь сельских пастырей: нет здесь ни знатного в мирском смысле поприща, ни особых отличий, ни громкой славы. Служим, елика сила поучаем, в поте лица зарабатываем хлеб, воспитываем детей, — вот и вся наша деятельность. Но действительно ли так малозначительна жизнь наша, как кажется? Нет. Нам вверено попечение о душах близких к детям, по своей простоте, по своей сердечности; а вот что сказано о таком попечении: «Смотрите, говорил Христос Спаситель, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моею небеснаго» (Матф. 18, 10). Велико, итак, и наше скромное по виду служение! А служение досточтимого отца нашего духовного еще выше и деятельнее. Уже одно то, что мы сами, пастыри и духовные отцы, имеем его нашим духовным отцом, служит достаточным свидетельством его высокой пастырской мудрости. Да, раскрыть душу другого и с мягкостью, исполненною отеческой любви, лечить его душевные язвы, разгнать мрак нажитых пороков и заблуждений, пробудить смиренное сознание греховности, исторгнуть слезу сердечного умиления, и светом истины Христовой увлечь на путь покаяния и правды Божией — дело поистине великое и возможное только для мужа зрелых мыслей и глубокой пастырской опытности. А таким и предносился пред взором нашим досточтимый старец, отец Иоанн. Он не только врачевал наши греховные раны, но словом и примером учил нас тому, как и нам самим должно выполнять сию великую и священную обязанность по отношению к нашим духовным детям.
Но, если и вообще служить и учить имеет свою заслугу, то служить и учить пятьдесят лет — тем более. Он все пятьдесят лет служил при том, одной и той же пастве, а такая долговременная служба не могла не создать самых искренних, самых сердечных отношений между им и паствою. И деревцо, посаженное и взлелеянное своею рукою, мило и дорого нам, не тем ли более дороги ему члены паствы его, возрожденные и просвещенные им в святых таинствах? Не дорог ли, в свою очередь, и он для вас, прихожане св. храма сего, деливший столько лет с вами все радости и печали. Он мог, конечно, по своим заслугам, которые ценило и начальство, перейти на другое, более покойное и удобное для него место; но он не желал этого, и довольствовался скромной долей своей. Нелегко было это ему, особенно при значительной семье и при небольших средствах, получаемых от прихода; но он обратился к другим средствам для восполнения своих недостатков. Чтобы сократить свои расходы, он исключительно сосредоточился в семье своей, не дозволяя себе даже позволительных развлечений; а чтобы восполнить и при всем том недостающее, он возложил руки свои на рало и сам со всей семьей своей исполнял все хозяйственные занятия. С удовольствием взирал на эти труды всякий, кому только приходилось проходить или проезжать по этому проложенному здесь большому тракту. Такая заботливая деятельность лучше всякой проповеди говорила: «трудись, живи от праведных трудов твоих, будь доволен скромной долей своей». Его уже никто не упрекнет, что жил только на средства паствы своей,— нет, он всякому может сказать тоже самое, что сказал некогда апостол Павел пастырям Ефесским: «сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20, 34). И благословил Господь трудовую жизнь его: от начальства он имеет особенное благоволение и редкие для сельского пастыря награды, от вас — прихожан сердечную любовь и уважение, в кровных детях своих сладкое утешение и крепкую подпору при оскудении сил и немощной старости. Все дети получили высшее образование, и по его родительским молитвам все стоят на высоких служебных местах. Да послужит долголетняя трудовая жизнь отца нашего духовного примером для нас!
Возбрагодарим же, братия, Господа, Бога, так благоустроившего жизнь отца нашего духовного, и помолимся милосердому Отцу небесному, да подаст ему, на вечерней заре лет его, мир и здравие, и да продлит жизнь его в непременяемом благополучии еще и еще на многия лета!»

По окончании Литургии, о. благочинный, свящ. Николай Беляев, взял в руки с аналоя образ Преп. Иоанна и Даниила в серебряно-позлащенной ризе, приготовленный духовенством для поднесения Юбиляру, а свящ. села Опарина, о. Николай Ястребцев, произнес речь, которую приводим в сокращении.
«Достоуважаемый наш отец духовный! С разрешения и благословения высокопочитаемого нами Архипастыря, явились мы сюда в настоящий, знаменательный для тебя день воздать тебе должную дань, заявить наше сыновнее чувство преданности и уважения к тебе, и вместе с тобою вознести молитвенное благодарение Господу Богу в сем святом храме, в котором ты священнодействовал по настоящий день ровно 50 лет. Вполне убежденные, что сердце твое исполнено чувства глубокого благоговения к Богу и благодарности за Его к тебе благоволение, мы, как духовныя чада твои, почли нравственною для себя обязанностию почтить и освятить настоящий благознаменитый день общею с тобою молитвою пред престолом Божиим и разделить твою благоговейную радость. Прости, отец духовный, если мы, по чистой совести, во имя правды, невольно побуждаемся высказать несколько слов не столько в похвалу тебе, сколько в назидание себе, — прости, если против воли мы оскорбим твое примерное смирение!
Твое ревностное служение церкви, твоя трудолюбивая жизнь, твоя честность, твой кроткий нрав всегда украшали тебя и дали право быть пастырем пастырей, — и мы считаем себя счастливыми, что много времени находимся под твоим духовным руководительством. Полный веры в Бога, щедро наделенный дарами природы, опытный в жизни, ты всегда был для нас духовным врачом, врачующим не многоречивыми убеждениями, но краткими, искренними наставлениями, преисполненными любовию к немощетвующему, а потому сильно действующими на сердце приемлющаго. Ты был для нас истинным наставником в деле спасения: поминать тебя мы считаем нашею нравственною обязанностию и, взирая на долголетнюю, благоустроенную жизнь твою, будем стараться подражать вере твоей. Не поскорби, добрый пастырь, на нас за то, что не можем вполне должное выразить тебе, но имей уверенность, что сердце наше согрето любовию к тебе и преисполнено чувством сыновней благодарности, во свидетельство чего просим принять от нас сей священный дар — св. икону Преп. Иоанна и Даниила».
В ответ на эту речь о. Иоанн видимо ослабевший, от продолжительного служения и взволнованный тихо сказал: «Я ослабел и не в силах отвечать; но постараюсь в другое время ответить Вам на Ваши чувства».
Затем, сопровождаемый духовенством, о. Юбиляр отправился в свой дом, где встретили его трое детей с хлебом-солью и депутация от прихожан, также с хлебом, на котором была поставлена серебряная солоница. В доме предложено было гостям радушное угощение. Во время обеда почтенный Юбиляр встал с своего места и предложил собранию выслушать его мысли и чувства. Долго и с чувством говорил о. Иоанн, хотя и весьма слабым голосом и с заметным прерывистым дыханием. Речь его была частью ответом на выраженное к нему сочувствие, а главных образом она направлялась к духовенству с желанием подать ему добрый совет в деятельности пастырской, — совет именно в той силе и в том духе, в каком благожелательный отец делает наставления своим детям. Не чувствуя в себе силы передать в точности его живое и действенное слово, я надеюсь, читатель простит мне в том, в чем изменили мне память и дар слова. Вот приблизительное выражение его речи: «Почтенные сослужители и дети мои по духу! Благодаря Бога, я зрю радостный день, радостный потому, что мне судил Бог служить пред престолом Его 50 лет, а также и потому, что я слышу от слов ваших и вижу из дел ваших полную ко мне признательность: утешительно это для мена, но и страшно! Страшно потому, как я думаю, что я этого не заслужил. Я сознаю, что я старался делать только должное; но и за это получал от вас всегдашнее к себе расположение и в домах ваших радушное угощение. Видя вашу признательность, я утешаюсь, главное, тем, что вы не оставите меня грешного без ваших предстательных молитв пред престолом Божиим о прощении моих согрешений, которых не чужд я. Это утешительно тем более, что дни мои сочтены, силы слабы, жизнь гаснет. Прошу вас не оставить меня в своих молитвах! Вам же дай Бог силы и энергии в деле пастырского служения! Вам предстоит новая деятельность и очень не маловажная в деле народного просвещения, в только что почти рождающихся церковных школах, где ожидают вас труд и забота. Постарайтесь в этом исполнить, во первых, волю Божию в деле просвещения юношества светом учения христова, во вторых, оправдайте доверие к вам начальства, и, в третьих, заслужите уважение от прихожан. Сознаю, что много трудов предстоит вам в этом деле, но это бы еще ничего: главное — то, что, как на новое дело, будет обращено всеобщее внимание, без сомнения найдутся и черные, пятнышки, на которые многие, а особенно ненавистные к этому делу, будут указывать и колоть вам глаза. Но вы не унывайте, не теряйте энергии в столь важном деле! Зная заботливость и попечительность о нас нашего Архипастыря, вы смело можете надеяться на его поддержку, защиту и поощрение. Идите смело на путь деятельности, ожидая полной награды от Господа Бога: это мое, быть может, последнее с вами слово. Не забудьте, еще прошу вас, когда дух мой разлучится с этим бренным телом, помолиться о спасении моей грешной души!»
Речь эта так глубоко падала на сердце слушающих, что все находились в сердечном волнении и видимо сдерживали слезы на глазах. Спустя немного времени, как бы в продолжение речи о. Иоанна, высокопочитаемый сын его, профессор Варшавского университета, Александр Иванович Смирнов, сказал, приблизительно, следующее: «побуждаюсь и я сказать несколько слов, из желания выразить мои чувства в настоящую минуту. Справедливо, что современность требует от духовенства именно энергичного труда в деле пастырского служения; но я скажу без лести, что, кажется, Владимирское духовенство давно заявило свою деятельность и плоды своих трудов. Мне привел Бог обращаться в высшей сфере общества и слышать разные мнения о лицах и действиях, которые всегда подводятся под критический разбор, — и вот, между прочим, я как уроженец Владимирской губернии, обратил внимание на следующее обстоятельство, характеризующее отчасти деятельность духовенства Владимирского. У нас в Варшаве обращено внимание на деятельную рабочую силу — крестьян Владимирских, так что все обыватели Варшавские ищут работников Владимирцев, привыкших повиноваться не только за гнев но и за совесть. Это обстоятельство в высшей Сфере общества объясняется тем, что духовенство Владимирское умело влиять на массу народа, умело воспитать в нем уважение к нравственным обязанностям. Остается пожелать в будущем духовенству Владимирскому, чтобы оно поддержало свой авторитет. Благодаря Бога, в прошедшем, чем горжусь и я, духовенство Владимирское довольно ознаменовало себя деятельностью и на поприще литературном и на поприще педагогическом, как в духовных, так и в светских учебных заведениях».
При этом сделано было достаточно указаний на лиц, заявивших себя своей деятельностью.
Все юбилейное торжество велось в самом разумном порядке.
Села Опарина Священник Николай Ястребов.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 18-й. 15-го сентября 1887 года).

В 1936 году церковь была закрыта, в 1992 году возвращена верующим и отреставрирована. Является объектом культурного наследия России как памятник градостроительства и архитектуры федерального значения.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Москва | Добавил: Николай (10.11.2018)
Просмотров: 1808 | Теги: Московская область, Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru