Село Непотягово Гаврилово-Посадского района Ивановской области
Село Непотягово
Непотягово — село в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области России, входит в состав Шекшовского сельского поселения.
Село расположено в 8 км на юг от центра поселения села Шекшово и в 9 км на юг от райцентра города Гаврилов Посад. «Непотягово от Владимира в 50-ти верстах, а от Суздаля (Суздальский уезд) в 20-ти верстах, при колодцах». [1]
Непотягово было вотчиной Великих Князей и Царей Московских, как видно из Меновой грамоты Вел. Князя Ивана Васильевича, относящейся к нач. XVI века: «се язъ князь Иванъ Васильевичъ менялъ есмь великея Троици Сергеева монастыря съ старцемъ съ Прокофьемъ, съ посельскимъ съ Шухобальскимъ, свою землю Непотяговьскую на Микульскую, далъ есмь ему своее земли Непотяговьские полъ-семы нивы, коя вошла къ нему въ его землю Микульскую, а онъ мне далъ своее земли полъ-семы нивы, коя его земля Микульская вошла въ мою землю Непотяговьскую».
В 1521 году сёла Непотягово, Дубёнки, Лычёво упоминаются в «Разъезжей Грамоте». В ней говорится, что «при размежевании земель Дубёнки и с. Лычёво (оба Юрьевского уезда), в качестве свидетелей были крестьяне Великого Князя из Кистоши... Козлова... из Непотягова Заблин”.
По переписи 1897 года в с. Непотягово проживало 780 чел.
В декабре 1929 года была организована Сельскохозяйственная артель “Боевик” Козловского сельсовета Гаврилово-Посадского района Александровского округа Ивановской промышленной области с центром в селе Непотягово (Из материалов, подготовленных Л.А. Михеевой, нач. архивного отдела г. Гаврилов Посад).
В марте 1930 года сельскохозяйственная артель “Боевик” Козловского сельсовета Гаврилово-Посадского района Александровского округа Ивановской промышленной области с центром в селе Непотягово, была переименована в “Новый путь” (Из материалов, подготовленных Л.А. Михеевой, нач. архивного отдела г. Гаврилов Посад).
Церковь Димитрия Солунского
О времени основания церкви в селе ничего не известно, но, несомненно, она существовала еще в XV веке, ибо в указанных выше документах Непотягово называется селом.
В 1816 г. в селе Непотягово тщанием прихожан была выстроена церковь Димитрия Солунского. Престолов в ней три: в настоящей холодной – в честь Св. великомученика Дмитрия Солунского, в теплой – в честь иконы Казанской Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. [1] Из икон, имеющихся в церкви, заслуживала особенного внимания икона Св. великомуч. Дмитрия, сделанная прихожанином крестьянином Шумовым. На иконе Св. Дмитрий изображен во весь рост, а по сторонам его написан текст акафиста, составленного тем же крестьянином. Акафист сей, хотя и не напечатан, но, с разрешения бывшего Епископа Владимирского Феофана, читался в церкви. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1806 года, а исповедных росписей с 1824 года; опись церковного имущества составлена в 1851 году. К церкви села Непотягова приписана церковь села Козлова. Земли при церкви: усадебной 3 дес., сенокосной и пахотной 33 дес. [1] Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание церковно-служители получали дохода: от земли 250 руб. сер. и за требоисправления до 150 руб. сер., а всего до 400 руб. сер. в год. Годового дохода от Козлова причт с. Непотягова получал: от земли 220 руб. сер. и за требоисправления до 180 руб. сер., а всего около 400 руб. сер. [1] Дома причт имел собственные, на церковной земле. [1] В селе числилось 84 двора, 339 душ мужского пола и 372 души женского пола. [1]
Воспитанник семинарии Александр Смирнов 17 дек. 1916 г. допущен к исп. обяз. псаломщика в с. Непотягово Сузд. у. до 20 февр. 1917 г.
В 1917 году Его Высокопреосвященством преподано архипастырское благословение старосте церкви села Непотягова, Суздальского уезда, крестьянину Алексею Дмитриеву Ермакову за пожертвование 300 рублей на производство стенописи и окраски стен в трапезном храме при селе; крестьянину того же села Непотягова Адриану Кобелеву за пожертвование 250 рублей на тот же предмет.
Замечательная крестьянская
школа
Крестьянин Суздальского уезда Гавриловской волости с. Непотягова Иов Иванович Шумов в 1862 году, с дозволения начальства Владимирской удельной конторы, открыл школу для крестьянских детей. Он и до настоящего времени (1867 год) употребляет все старание, чтобы быть полезным на сем поприще, и с любовью занимается обучением крестьянских детей. Иов Иванович, конечно, не имеет особенных, научных знаний, по всей вероятности не читывал ни одной строки из педагогики, но тем не менее история его школы, способы обучения в ней достойны особенного внимания. Мы, знакомясь с его школой, ясно видим, что и простой, малообразованный человек, но честно преданный делу, может весьма много сделать доброго. Иов Иванович, в деле обучения и воспитания своих учеников, руководится единственно внушениями своего здравого рассудка и теплого, вполне преданного доброму делу сердца. Заинтересовавшись по слухам его школой, мы просили Непотяговского учителя – крестьянина написать несколько слов о том, что и как делается в его школе. С полным добродушием и чистосердечием, Иов Иванович изложил сведения о своей школе, которые мы и передаем, удерживая по возможности и сам образ выражений почтенного учителя.
В начале 1862 года в Непотяговское училище собралось 22 мальчика. Волостное правление препроводило в школу несколько книг, два букваря, две псалтири, две священные истории, детский мир и др., числом 11-ть,- которыми, говорит учитель, худо еще ученики занимались, так как почти все они не знали аза в глаза. Но в непродолжительном времени, с помощью Божией, они хорошо и свободно могли читать, понимать и передавать один другому содержание всех имеющихся книг. На школу обращено было внимание как начальства удельной конторы, так, в последствии, и благочинного о. протоиерея Кроткова, и в том и другом случае школа получила одобрение. О. протоиерей Кротов советывал священнику принять обязанность законоучителя в сей школе; и добрый совет был принят с радушием. Несмотря на то, что плата за обучение крестьянских детей в селе Непотягове весьма скудная, в год с лица по 2 руб. 20 коп., из которых нужно уделить на отопление, освещение, бумагу, перья и чернила, но деятельность как основателя школы, так и законоучителя нисколько не уменьшались. Заметим, что и библиотека сего училища, значительно увеличилась; она состоит в настоящее время (1867 год) из 75 книг, из числа которых 11 пожертвованы преосвященным. Порядок в училище, говорит учитель, во все 5 лет, следующий. Поутру, кто как пришел, рано ли поздно ли – всех охотно принимают,- ранних хвалю, поздних не одобряю. Наказаний в училище, кроме словесных убеждений, нет никаких, а то ученики не будут ходить. Не сочувствуя наказаниям, и объясняя почему они не нужны и невозможны, Иов Иванович, приводит такой факт: «Одна женщина отдавая в школу, своего сына сказала: «будешь бить,- приду и всю твою школу по бревну растаскаю»». Утром занимаются изучением азбуки, а которые умеют разбирать – читают, и я им объясняю, если не поймут, что прочитают. Вечернее время, особенно зимой, посвящается преимущественно устным упражнениям: изучают с моих слов молитвы, свящ. историю, катихизис. А если остается время, или ученики утомятся устным заучиванием, я читаю им жития святых. Все это для меня особенно утешительно. Я удивляюсь такому моему и их благополучию: моему,- ибо мне привел Господь быть орудием их просвещения и вразумления,- благополучию учеников, ибо они знают то, чего не знали их отцы, деды и прадеды. Сами ученики мне сказывали, что когда они передавали слышанное в школе своим бабушкам и дедушкам, то те от радости плакали. Занятый целый день и утро и вечер своими учениками, Иов Иванович не оставлял их своим добрым влиянием и в домашней их жизни,- он и дома убеждал их читать утренние и вечерние молитвы, а которые умели читать тем поставлял в обязанность и для себя и для родителей читать акафисты и канон ангелу хранителю. Мало того, ученики во все воскресные и праздничные дни зимнего времени, после заутрени прямо приходили в училище, и здесь занимались чтением молитв, акафиста и пением стихир. Если по прочтении акафиста оставалось довольно времени до благовеста, то оно посвящалось чтению Четий-Миней. На сии воскресные чтения и пения собирались не одни ученики, но и прочие поселяне. Таким образом благодетельное, религиозное влияние школы было на все село. Но все новое и в диковину, замечает откровенно Иов Иванович, бывает любезнее и желательнее, и потом сердца помалу охлаждаются: в первые две зимы ходили многие из поселян для чтения акафиста, а особенно в Великий Пост, а теперь ходят только не многие старушки. Таким образом мы видим, что Иов Иванович постоянно и будни и праздник занимался своими учениками, чтобы дать им возможные средства быть истинными христианами. Но и тогда, когда ученики, и научившись и намолившись, оставляли школу, он много трудился для них же. Чтобы более расположить к себе родителей учеников, чтобы они охотнее и во всякое время отпускали своих детей в школу, а в учениках развить охоту к учению и своего рода честолюбие, и чтобы наконец распространить в селе полезные сведения, он весьма много трудился над составлением различных «разговоров». Дело в том, что к более замечательным праздникам им сочиняются разговоры, где участвуют от 2 до 6 лиц, в числе которых одно представляет хозяина, а прочие гостей, которые рассказывают или историю праздника, или то, как должно проводить его. В заключение один из учеников, представляющий собой гостя, предлагает хозяину что-либо пожертвовать на доброе дело: Надеемся, что вы (т.е. хозяин) щедро поблагодарите нас. А мы обещались новорожденному (т.е. И. Христу) молебен отслужить. И Родшей Его свещу купить. О чем и даем нарочно знать вам. Все что пожертвуете – Богу, а не нам. И действительно мальчики, собравши таким образом 2 руб., отслужили на эти деньги молебен и купили местную свечу к иконе Боголюбивой Божией Матери. Таких разговоров Иов Иванович составил весьма много: разговор на Рождество Христово, на Св. Пасху, на храмовые праздники, на день Николая Чудотворца и др. Все они более или менее замечательны, как по своему внешнему простому, и по местам наивному изложению, так и по внутреннему содержанию. Например возьмем несколько строк из разговора на св. Пасху. Хозяин (к гостям): благодарю вас, что вы пожаловали ко мне, любезные друзья. Очень рад делить радость праздника с вами и я. О сколь радостно с Светлым Воскресеньем поздравлять. И с словом: Христос Воскресе, в уста друг друга целовать! Гости (все к хозяину): Слава Воскресшему, что он сподобил нас сего дождаться, И столь неизреченною радостию наслаждаться. Хозяин (целуя): Христос Воскресе! 1-й гость. Во истину воскресе! И мы теперь, о радость! Стали братие Воскресшему. 2-й гость. С крепким ли и непоколебимым основанием вы это, друзья, позволи ли себе сказать, назваться братьями Воскресшему? 3-й гость. Сей Воскресший Господь Сам утвердил сию истину, глаголя Марии Магдалине: иди и рцы братии Моей: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему. 1-й гость. Это чудо удивительно и радостно. И святая церквоь оный праздник начинает сими словами: воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси. Далее в сем разговоре развиваются постепенно следующие мысли: что сделавшись по благодати Христа ему братиями, мы должны быть добродетельными, а так как мы слабы и склонны ко греху, то, не надеясь на свои силы, всегда должны прибегать к помощи Воскресшего. В заключение решается вопрос – каким образом мы можем благодарить Воскресшего: «не остается других средств благодарить Виновника нашего, спасения, как только с благоговением держать св. имя Его в уме своем; делами и жизнью прославлять Его между человеками, о чем просить у Господа помощи. Затем гости вставши перед иконами поют: «Воскресение твое Христе Спасе», и стихиры Пасхи. Повторим опять, что достоуважаемый Иов Иванович употребляет все силы и средства к процветанию своего училища, но к сожалению он не достигает тех успехов, на которые он рассчитывал. Он жалуется, что почти все крестьяне берут из школы своих детей, как скоро они выучиваются читать Псалтирь, «и видишь, что дети и достаточных родителей, по выходе из школы, гуляют без толку. Не во многих родителях видится, что они желают обучать детей своих для преуспевания в них христианства, а только потому, что плохо жить нынче не грамотному. Не понимают они того, что грешно и стыдно не знать христианину учения христианского, хоть по крайней мере настолько, чтобы понимать св. таинства и символ веры. А обучать дочерей грамоте и вовсе не считают нужным. Что толку, если будет учена – барин что ли ее возьмет? Такая же крестьянка будет. Станешь внушать, что первая и главнейшая обязанность родителей вселять страх Божий в сердца детей, а потому необходимо их учить Закону Божию, чем и занимаются в школе. Но все подобные убеждения мало действуют, и родители большей частью не дают доучиваться детям своим. Вот и больно!» Не унывай почтенный труженик и не ослабляй свои труды на столь доброе дело! Хоть не многих научишь, а великая награда ожидает тебя от Бога. «Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 20 (15 октября 1867 г.).
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.