Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.08.2018
18:29
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 502

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [924]
Суздаль [308]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [256]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [96]
Вязники [181]
Камешково [51]
Ковров [203]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [27]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [7]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 18
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Рябинин Николай Александрович

Рябинин Николай Александрович

Николай Александрович Рябинин родился в 1885 году. После окончания кораблестроительного факультета Петербургского политехнического института он в 1909-м поступил юнкером во 2-й Балтийский флотский экипаж и был переведен в Морское Инженерное училище императора Николая I. В 1910-м гардемарин Рябинин получил первый офицерский чин мичмана и направление на Черноморский флот. Получивший отличную подготовку и, имея два диплома о высшем образовании, молодой офицер был зачислен в штаб флота и назначен помощником командующего адмирала А.А. Эбергарда. Рябинин не любил засиживаться на берегу и при каждом удобном случае старался выходить в море. Вскоре он был произведен в лейтенанты, а потом назначен начальником одного из отделений штаба флота, где и проявил свои таланты в охоте за «Гебеном».
Летом 1914 года за считанные дни до начала войны Германия направила на помощь Османской империи, своей верной союзнице, два лучших боевых корабля — линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау». Хотя оба они именовались крейсерами, «Гебен» фактически являлся мощным быстроходным линкором. По скорости он превосходил все броненосцы Черноморского флота Российской империи, а по своему вооружению — 10 орудий калибра 280-мм был способен вести бой сразу с тремя сильнейшими русскими кораблями на Черном море. «Бреслау» же являлся быстроходным разведчиком, который в нашем флоте могли догнать только эсминцы, от которых «немец», пользуясь превосходством в вооружении, всегда мог запросто отбиться.
Мощное вооружение и высокая скорость сделали германский дуэт опаснейшим соперником для черноморской эскадры. В самом начале войны «Гебен» и «Бреслау» обстреляли несколько российских городов, в том числе базу ВМФ Севастополь, потопив несколько кораблей и судов, причем сумели безнаказанно скрыться.
Остановить немецкие крейсера могли только три лучших российских броненосца на Черном море — однотипные «Святой Евстафий», «Святой Иоанн Златоуст» и «Святой Пантелеймон» (бывший «Потемкин», переименованный после восстания матросов), которые вместе взятые несли 12 орудий калибром 305- мм. Однако по скорости хода они уступали «Гебену» почти вдвое и, к тому же, чтобы не быть уничтоженными, должны были действовать исключительно вместе.
Хорошо зная об истинном положении дел, немцы (формально на германских крейсерах были подняты турецкие флаги, но экипажи оставались немецкими, а командовал адмирал кайзеровского флота) чувствовали себя королями Черного моря. Новые русские линкоры-дредноуты еще достраивались, поэтому требовалось срочно придумать, как дать «Гебену» сдачи.
В итоге офицеры штаба Черноморского флота, среди которых видную роль играл начальник распорядительного отделения лейтенант Николай Рябинин, разработали план ловушки в открытом море. Быстроходным эсминцам предстояло засечь вражеские корабли и навести их на идущие единой колонной броненосцы.
Эту идею удалось реализовать лишь в 1915 году. Державшие себя откровенно нагло германские крейсера, обнаружив эсминцы, обстреляли их и ринулись в погоню. Русские миноносцы, в том числе «Капитан Сакен», на борту которого находился Н. Рябинин, обеспечивавший операцию, уворачиваясь от разрывов снарядов, двинулись заранее согласованным курсом — прямо на немецкий броненосный отряд. Но появление броненосцев «Гебен» нисколько не испугало. Немцы знали, что стоит им прибавить скорость, они успеют уйти на недосягаемую для пушек противника дистанцию прежде, чем русские комендоры успеют пристреляться.
Однако команду «Гебена» ждал неприятный сюрприз. Головной «Святой Евстафий» стрелял так быстро и столь метко, что несколько его снарядов главного калибра успели поразить немецкий линейный крейсер. В итоге «Гебену» удалось уйти, но он потерял несколько десятков человек убитыми. Спесь с немцев как рукой сняло, и впредь они действовали с большой осторожностью.
Вскоре в состав Черноморского флота вошли новые линкоры «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», каждый из которых превосходил «Гебен» по вооружению и толщине брони. Правда, немецкий линейный крейсер по-прежнему был быстроходнее, но это преимущество стало не столь явным. В 1916-м «Гебен» опять удалось заманить почти в такую же ловушку, выведя его на «Екатерину Великую». Немцы вновь обратились в бегство, но с удивлением обнаружили, что русский линкор куда быстроходнее, чем они полагали.
Открыв огонь с предельной дистанции, «Екатерина Великая» разогналась больше, чем предполагалось даже по проекту. Русский 305-мм снаряд вновь угодил в «Гебен», который на этот раз уже еле-еле успел скрыться в Босфоре. С тех пор вплоть до конца 1917 года «Гебен» бесславно прятался в турецком порту, а русские корабли полностью господствовали в Черном море. «Бреслау» же и вовсе, в конце концов, подорвался на минах и затонул.


Лейтенант Черноморского флота Николай Рябинин

За отличие в беспрецедентной охоте за «Гебеном» старший лейтенант Николай Рябинин был отмечен орденом св. Владимира IV степени с мечами и бантом — почетной боевой наградой, а потом произведен в капитаны 2-го ранга «за отличие по службе».

Революцию 1917 года, равно как и власть большевиков, Николай Рябинин не принял. В 1918 году он стал командующим транспортной белой флотилией на Каспийском море, а в августе 1919-го — начальником штаба всей Каспийской флотилией.
В начале 1920-го главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России генерал Антон Деникин назначил Николая Рябинина начальником штаба Черноморского флота с производством в капитаны 1-го ранга. Но долго возглавлять белый флот на Черном море герою противостояния с «Гебеном» не довелось. После отставки Деникина Рябинин на заседании Военного Совета в Севастополе выступил против назначения новым командующим генерала барона Врангеля, за что был отстранен от должности и уволен от службы. После этого заслуженный боевой офицер работал помощником капитана на гражданском пароходе «Лазарев». После взятия Крыма красными Рябинин отказался покинуть Россию и стать эмигрантом.
Как ни удивительно, но его не только не расстреляли, но даже позволили выехать в Финляндию, где тогда жили родители Рябинина. Николай Александрович не пожелал наслаждаться сытой и спокойной заграничной жизнью. Он добился получения советского гражданства. После этого финские националисты попытались убить Рябинина. Лишь чудом тот уцелел при покушении и вернулся в Советскую Россию.
Вскоре его определили «военспецом» в Рабоче-Крестьянский Красный флот. В 1923 году он даже стал начальником Мобилизационного отдела Оперативного управления штаба РККФ, но уже через полтора года в 1925-м бывший царский офицер был «вычищен» с военного флота.
Прежний начальник штаба флота поступил мастером на судостроительный завод имени Марти в Николаеве, а потом получил должность в Николаевском облисполкоме. Но ГПУ не оставило его в покое. В декабре 1929-го Рябинин был арестован сотрудниками окружного отдела ГПУ, обвинен в контрреволюционной деятельности и в 1930-м приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Весной 1934-го бывший военный моряк получил свободу, но ему запретили проживание в столице и областных городах. Тогда он и нашел работу в Гороховце. Но и здесь «органы» не оставили его в покое.


Дом ИТР Гороховецкой судоверфи на ул. Кирова, в котором Н. Рябинин прожил свои последние годы на свободе

В мае 1934 года техническим директором Гороховецкой судоверфи был назначен инженер-кораблестроитель и опытный моряк Николай Александрович Рябинин. Под его руководством в Гороховце на Клязьме строились речные баржи, понтоны и буксиры. Начальство не могло нарадоваться на специалиста столь высокого уровня. При Рябинине Гороховецкая судоверфь, позже переименованная в судостроительный завод, стабильно перевыполняла план, спуская за каждый сезон по несколько десятков различных плавсредств.

Однако в местном НКВД не могли забыть офицерского прошлого Рябинина и его службу в Белой армии. Во время массовых репрессий в печально памятном 1937 году Н.А. Рябинина арестовали прямо на рабочем месте. Это произошло 4 сентября 37-го. И мало кто знал, что этот «враг народа» был героем борьбы с немецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау» за господство на Черном море в годы Первой мировой войны…
По данным, которые в годы перестройки обнародовало Владимирское областное управление КГБ, гражданин Рябинин в 1938 году был приговорен к 10 годам лагерей без права переписки. На практике подобная формулировка чаще всего означала расстрел. Так произошло и с бывшим автором операции по охоте за «Гебеном». Как оказалось, 30 сентября 1938 года Рябинин был расстрелян в городе Иваново, областном центре того времени.
В 1958-м Рябинин Николай Александрович был посмертно реабилитирован — «за отсутствием состава преступления».
Опыт боевых действий против «Гебена» и «Бреслау», разработкой которых занимался талантливый морской офицер Н.А. Рябинин, до сих пор изучают в академиях ведущих морских держав…

Николай ФРОЛОВ. «Гороховецкий корабел - охотник за «Гебеном» и «Бреслау»»
Гороховецкий судостроительный завод
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Владимирская губерния.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Jupiter (06.02.2018)
Просмотров: 100 | Теги: люди, Гороховец | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика