Нарма — село в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав Демидовского сельского поселения.
Село расположено в 31 км на юг от Гусь-Хрустального.
Нарма (Нарты). Стоянка, неолит. По данным кон. 19 в., расположена на расстоянии ок. 4 км. к востоку от села, в междуречье рр. Гусь и Бужа, впадающей в оз. Святое. Исследовалась А.А. Спицыным в 1895 г. Керамика лепная, отнесенная к волосовской к-ре, кремневые орудия и отщепы.
Нарма (Нарты). Курганный могильник (X-XIII вв.). По данным кон. XIX в., расположен на расстоянии ок. 4 км. восточнее от села, в междуречье рр. Гусь и Бужа, впадающей в оз. Святое. 12 невысоких, сильно расплывшихся насыпей.
Мещерские леса тесным образом связаны с борьбой русского народа против татаро-монгольского нашествия. Согласно повестям и былинам Хаджи Рахима именно здесь проходили многочисленные кровавые битвы между русскими дружинниками и татарскими отрядами. О частых стычках между ними свидетельствуют большое количество захоронений на территории Мещеры, так называемых урочищах и гривах. Рязанский князь Евпатий Коловрат со своей дружиной тоже сражались в этих краях. По преданию богатырь захоронен у мещерских дорог в районе погоста Нарма.
В 19 веке это было бойкое торговое место, рядом с перекрестьем старых торговых путей и железной дороги.
В 1905 году село входило в состав Бутыльской волости Касимовского уезда и имело 8 дворов при численности населения 45 человек.
В 1926 г. во вновь образуемый Гусевский уезд Владимирской губернии из состава Рязанской были переданы Палищенская волость и 24 селения Тумской волости со стеклозаводом им. Рабочего А.А. Зудова.
Село Нарма
Численность населения: в 1859 г. – 31 чел., в 1905 г. – 45 чел., в 1926 г. – 46 чел., в 2002 г. - 0 чел., в 2010 г. – 0 чел.
От села осталось несколько полуразобранных деревянных домов (может, даже правильнее будет сказать «срубов»), на одном из которых еще каким-то чудом держится вывеска, извещающая, что когда-то здесь был ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), да церковь с кладбищем, поглощённым лесом.
Нармский приход
Никольский храм в Нарме был построен в 1600 году. В 1637-48 годах здесь существовала деревянная церковь Николая Чудотворца с теплым приделом Георгия Победоносца, в 1731 году заменённая новым зданием.
В 1804 году возведен новый Никольский храм с приделом Воздвижения Креста Господня, но освятить его не успели, он сгорел вместе со старой церковью.
В 1806 году сооружена холодная Никольская церковь (ремонтировалась в 1822), а в 1856 году - теплый Богоявленский храм.
В 1880 году началось строительство каменного храма. 13 сентября 1988 года освящен главный престол во честь Воздвижения, а 15 сентября - Никольский придел.
Приделы: Богоявленский, Никольский и Воздвиженский.
Колокольня сооружена в 1888-1902 годах.
Интерьер расписан в 1912 году иконописцами Иваном и Василием Матвеевичами Люлихиными из с. Солотча Рязанской губернии. Масляная живопись академического направления сохранилась на сводах алтаря и четверика, на западной и частично на других стенах и столбах. Иконографический состав сюжетов традиционен и построен на широко распространенных в конце 19 - начале 20 веков образцах, таких, как росписи храма Христа Спасителя в Москве - "Рождество Богородицы" на северной стене четверика; гравюры Ю. Шнорра фон Карольсфельда - "Сон Иосифа", там же, и Г. Доре - "Христос и самаритянка" на северо-западном столбе.
Своды алтаря отделены от стен рисованным карнизом, повторяющим рисунок лепного карниза с позолоченными сухариками в основном объёме. Здесь располагаются композиции христологического цикла. В простенках между окнами центральной апсиды - три сцены страстного цикла - "Тайная вечеря" в центре, "Моление о чаше" с юга, "Снятие с креста". На стенах алтаря северного придела - три сюжета богородичного цикла - "Благовещение" в центре, "Встреча Марии и Елизаветы" справа, "Сошествие Святого духа" слева. На своде северного придела продолжен богородичный цикл - "Вознесение Божией Матери", "Покров". В южном ему соответствуют сцены из жития Николая Чудотворца - "Святитель Николай получает омофор".
Лучшей сохранностью отличается центральная композиция южного придела "Поклонение Христу" ("Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные"), помещенная на нежно-розовом фоне стены; её рисованная профилированная прямоугольная рама подражает резным обрамлениям алтаря, но имеет трёхлопастное завершение. Пространство не отличается глубиной, фигуры в статичных позах изображены на плоском и достаточно условном светлом фоне облаков. Особое внимание уделено свободно написанным тканям с множеством складок. Ясный, но приглушенный колорит построен на мягком сочетании разбеленных тонов.
Каждому из девяти компартиментов свода основного объема соответствовали сюжетные композиции, из которых сохранилось две - "Поклонение Троице" (в центре) и "Оплакивание" (восточная часть главного нефа). Круглая центральная композиция обрамлена лепным золоченым карнизом с сухариками; тонкий крестообразный орнамент отмечает место крепления цепи паникадила, он заключен в лепную квадратную раму, обработанную золоченым меандром. Лепные тяги от углов разделяют поверхность свода на четыре равные части, в восточной из которых помещено изображение Новозаветной Троицы с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей. Остальные сегменты, из которых лучше сохранился южный, заняты изображением разных чинов святых, прославляющих Троицу. В парусах фрагментарно сохранились фигуры сидящих евангелистов.
Тематика росписей на стенах вторит иконографической программе сводов. По сторонам от входного проёма на западной стене располагаются сюжеты евангельских притч "Возвращение блудного сына", "Милосердный самаритянин", последняя - по Ю. Шнорру фон Карольсфельду. Композиции на боковых стенах помещаются в четыре яруса, из которых сохранлись три нижних; их рисованные рамы переплетаются, объединяя регистры живописи. В верхнем - в люнетах - были написаны фигуры парящих ангелов, поддерживающих иконы. Основное место в первом и третьем ярусах занимают сюжетные композиции, только по краям и по сторонам входов изображены отдельно стоящие фигуры святых. В малом втором ярусе чередуются орнаменты и полуфигуры святых в медальонах. В верхней части столбов - святые в рост, под ними - сюжеты христологического и страстного циклов.
Любопытна одна плитка на полу в притворе с надписью «Общество Бергенгеймъ Харьковъ» - издалека возили материал.
Крестовоздвиженский храм в селе Нарма
30 октября 1929 г. был арестован священник Нармской церкви Иссононов Петр Васильевич, родившийся в 1868 г. в с. Дурное Рязанской области, и осужден на 3 года ссылки.
8 мая 1933 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК приказывает председателю Гусевского райисполкома пересмотреть налогообложение Крестовоздвиженской церкви с. Нарма. 14 сентября 1934 г. выходит постановление Ивановского облисполкома о расторжении за долги договора с верующими с. Нарма Курловского района. 4 ноября 1934 г. верующие с. Нарма Гусевского района шлют ходатайство во ВЦИК с просьбой не закрывать храм, в котором прямо заявляют, что закрытие церкви «не ведет к полному уничтожению религиозных наших настроений» и будет только причиной увеличения расходов времени и денег при отправлении обрядов в другом приходе. 20 сентября 1935 г. Президиум ВЦИК утверждает постановление Ивановского облисполкома о расторжении за долги договора с верующими. [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 692. Л. 207; Д. 712. Л. 7]. Видимо, тогда верующие все-таки нашли средства для уплаты налогов за пользование зданием храма, потому что в последующие годы храм действовал (Из кн.: Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011; С. 66, 70-71.).
Храм был закрыт в 1935 г. за долги по оплате налогов.
Крестовоздвиженский храм в селе Нарма
В апреле 1936 г. после освобождения Петр Алексеевич Чельцов (Великодворский) определен священником в Казанскую церковь с. Нарма Курловского (ныне Гусь-Хрустального) района Владимирской области. В 1941 г. храм был закрыт. В апреле 1941 г. отца Петра арестовали за неуплату налогов и приговорили к году заключения в исправительно-трудовом лагере. Освободившись 15 мая 1942 г., он вернулся в с. Нарма. 16 апреля 1943 г. архиепископ Ярославский и Ростовский Иоанн (Соколов), управлявший Владимирской епархией, назначил протоиерея Петра священником Христо-Рождественского храма с. Заколпье – первого храма, открывшегося в Гусь-Хрустальном районе. При жизни отец Пётр не терял связи с Нармой. Здесь, в Нарме, на кладбище при Крестовоздвиженской церкви, похоронена его мать, раба Божия Ольга.
В 1955 г. храм открылся.
До 1958 г., до своей смерти, в храме служил Аркадий Павлович Владыкин.
Из книги «Земля Приокская-былинная», иерея Аркадия Гоглова читаем, «За Гусь-Хрустальным двигаемся к югу и здесь уже настоящее царство Мещёры. Проезжаем болотистые торфяные леса и поля, еловые чащи. Но асфальтовая дорога весьма неплоха, и километров через 40 мы уже на месте. Хоть село Нарма и не сохранилось, дорожка подошла прямо к храму, когда-то построенному в честь иконы Казанской Божией Матери. Вероятно, она проведена по просьбе жителей, которые пользуются местным кладбищем, действующим до сих пор. Меня охватывают чувства сходные с теми, что испытал при посещении Погоста-Куземского. Храм не менее величав, такого же красного кирпича, двухэтажный, очень большой. Построен в начале XX века незадолго до революционных потрясений. Внутри храма такое же запустение, как и во всех храмах, в которых не возобновлено богослужение: пустота, выщербленные стены, высоко под куполом остатки росписей. В последние годы храм, вероятно, изредка посещается верующими людьми, заметны следы уборки. Могилку о. Аркадия отыскали сразу. Он похоронен вблизи алтаря по старинной практике. Вот где окончен твой скорбный путь, мой смиренный предок! Тебе пришлось пройти через все потрясения безбожного лихолетья первой половины XX века, претерпеть гонения вместе с собратьями-священнослужителями. Тебя не единожды лишали земли и всего имущества, лишали крова, выбрасывали на улицу вместе с малолетними чадами. Ты испытал давление обновленцев, пережил репрессии 20-30 годов, сталинские лагеря, в которых провёл семь долгих беспросветных лет, холод и голод. Но с тобою была вера в Того, Который и наказует, и милует! С такой верой никакие потрясения не страшны. Родственники и прихожане вспоминали, как ты, устав от постоянных гонений, говорил, что этот приход в селе Нарма - твой последний приход. Здесь было покойно тебе, среди безбрежных мещерских лесов и болот. Вдали от взбесившегося «мира сего» и властей его. Вспоминают, как ходил ты до ближайшего приходского села Курлово, находящегося за 20 километров, всегда в старенькой изношенной одежде, постоянно прихрамывая. И никогда не жалуясь. Одного только ты просил у Бога — хорошего голоса, что бы как можно торжественнее славить Его. А больше ничего! Царствие Небесное всем новомученикам и исповедникам Российским! Отслужили с братом панихиду и возложили на могилку ветви сирени. Затем походили по округе и сделали снимки. Ни одного строения не сохранилось от бывшего села, только храм и вечность. Вспоминаю, что в храме села Нарма, за 10 лет до моего деда, служил великий подвижник земли Владимирской, исповедник, прозорливец и целитель — Пётр Великодворский (Чельцов)…».
В 1961 году храм закрыт вновь. Во Владимирском областном архиве сохранились документы, отразившие некоторые подробности борьбы прихожан за храм. В марте 1967 г. было ходатайство прихожан в Гусь-Хрустальный райисполком об открытии церкви. Среди подписавшихся Терентьева, Строгина и другие - всего 11 человек. Представителями власти «при выезде на место было им дано подробное разъяснение, что исполком райсовета не может удовлетворить их просьбу, т.к. церковь закрыта по просьбе граждан в связи с утуханием прихода». Верующие не теряли надежду: в конце октября следует новое заявление, но и на этот раз безуспешное. Сохранился документ от 30 ноября 1967 г., поставивший точку в этой истории. «Заместителю председателя Гусь-Хрустального райисполкома трудящихся т. Антипову Ивану Васильевичу. Нармский сельский Совет сообщает Вам, что полученная (получена) жалоба по сообщению исполкома райсовета от гражданок, проживающих в Нармском с/совете на открытие или реставрации церкви, находящейся в с. Нарма. При опросе гражданок из 10 человек, которые были Вами упомянутые, подписали жалобу 5 человек, 2-е категорически отказались от подписи. Оставшиеся 3 человека неграмотные и по просьбе их посторонних лиц в росписи не было. Подписи подписаны в жалобе ранее состоявшими в двадцатке, в настоящее время пенсионеры колхоза по старости т. Фомичева С.И. ранее была старостой, Терентьева П.И., Заморова П.Д., Блаженнова и Климова членами двадцатки, которые пишут от безделья. Много им было разъяснено, что церковь в с. Нарма открываться не будет и реставрации никакой не будет. Церковь с. Нарма закрыта по решению областного Совета депутатов трудящихся. Председатель сельского Совета Куликов».
С начала 60-х храм ревностно обороняли от набегов вандалов местные бабули. Однако время шло, бабули старели уходили в мир иной. В лихие 90-е годы их оставалось всего двое - баба Марья и баба Евдокия.
Алтарь храма пережил все революционные катаклизмы и был перевезен, по решению духовенства в Подмосковный г. Ногинск уже в послеперестроичные годы.
Крестовоздвиженский храм в селе Нарма
В 1990-е годы ходили слухи о возможности создания здесь скита, но этим планам не было суждено сбыться. Храм медленно, но неуклонно разрушался. Иконостаса в храме уже не было. В некоторых местах пол провалился. Самым же большим несчастьем для храма являлось пришедшая в негодность кровля - дождевая вода делала своё дело, нанося, пожалуй, самый большой урон зданию. 27 июня 2018 г. Департаментом имущественных и земельных отношений Владимирской области было принято Решение № 754 о передаче Свято-Воздвиженской церкви в с. Нарма в собственность Владимирской Епархии. 28 июля 2018 года в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в с. Нарма, по благословению митрополита Евлогия, прошёл первый в 21-м столетии Крестный ход и богослужение. Обедницу (краткую литургию) с таинством причастия служил настоятель храма Святого Илии Пророка в д. Палищи отец Дмитрий, сослужил ему отец Александр (г. Москва). Храм восстанавливается.