Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
10:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Иваново

Единоверческая Благовещенская церковь в г. Иваново-Вознесенске

Единоверческая Благовещенская церковь в г. Иваново-Вознесенске

В 1834 году перешёл со своей семьей в единоверие фабрикант Диодор А. Бурылин. Через три года он купил участок земли у графа Шереметева. Каменная пятиглавая Благовещенская церковь построена в 1839 году средствами купца Диодора Бурылина при помощи прихожан. Несколько позднее церкви, построена величественная каменная колокольня, имеющая 40 саж. высоты.
Из истории построения и украшения церкви известно следующее. В 1839 г. первоначально устроены были и освящены два теплые придела: в честь Архангела Михаила и во имя Святителя и Чудотворца Николая; в 1842 году появилась высокая двухъярусная колокольня; главный же холодный престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы освящен значительно позднее — в 1845 г.; в том же 1845 г. стены в холодном храме украшены были священными картинами греческого письма; а в 1847 и 1848 гг. расписаны были священными изображениями в том же греческом стиле стены и в теплых приделах, в это же время все три иконостаса вызолочены; около 1850 года главы и кресты на церкви были вызолочены купцом Степаном Борисовым, а около 1862 г. дети купца Борисова вызолотили главу и крест на колокольне; в 1873 году в теплых приделах поправлено стенное письмо; в 1878 году здесь иконостасы и киоты были вновь окрашены и перезолочены. В таком виде церковь существовала до 1890 г.
В 1890 году церковный староста купец Никон Фокин на свои средства значительно расширил теплый храм и для его отопления сделал духовую печь.
«Адрес, врученный причтом и прихожанами единоверческой Благовещенской церкви гор. Иваново-Вознесенска церковному старосте, купцу Никону Николаевичу Фокину, при поднесении ему св. иконы.
«Милостивый Государь Никон Николаевич!
Двадцать два года службы Вашей в должности старосты единоверческой Благовещенской церкви в г. Иваново-Вознесенске, соединенные с постоянными трудами и заботливостию о благолепии храма, вызывают в нас, прихожанах, чувство искренней благодарности к Вам за то редкое усердие, с которым проходится Вами эта должность. В настоящее время, благодаря Вашим стараниям и пожертвованиям, окончена новая пристройка к храму и тем достигнута возможность присутствовать на богослужении большему числу молящихся.
Имея в Вас, многоуважаемые Никон Николаевич, достойного представителя и высоко ценя Ваши труды и значительные жертвы на нужды храма, мы нижеподписавшиеся приятною своею обязанностию считаем выразить Вам, за Вашу службу, глубокую благодарность и просим Вас принять в знак глубокого уважения к Вашей почтенной деятельности складень с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила и Святителя и Чудотворца Николая, во имя коих сооружены приделы в храме, и вместе с этим выражаем искреннейшее желание и надежду на продолжение службы Вашей на многие годы.
Января 6-го дня 1891 года».

Пятидесятилетний юбилей диакона Единоверческой, г. Иваново-Вознесенска, церкви Феодора Семеновича Виноградова

15-го декабря 1891 года в приходе при Единоверческой церкви гор. Иваново-Вознесенска, с разрешения Высокопреосвященнейшего Феогноста, происходило чествование 50-летнего служения Феодора Семеновича Виноградова в сане диакона.
Юбиляр, родом из Васильевского погоста, Муромского уезда, сын бедного пономаря. Обучался первоначально в Муромском духовном училище, а потом во Владимирской духовной семинарии. Крайняя скудость в средствах содержания не позволила Феодору Семеновичу окончить полный семинарский курс; по выходе из (называвшегося тогда) философского класса, он 9-го декабря 1841 года поступил на открывшееся при Единоверческой церкви вакантное диаконское место, которое занимает и до сего времени. Прихожане, ценя честное полувековое служение его при одном и том же храме, единогласно решили почтить старца-диакона поднесением ему иконы во имя Благовещения Пр. Богородицы, испросив наперед разрешение Высокопреосвященнейшего Феогноста.
Днем чествования Юбиляра избран был день воскресный (15 ч.), как день более удобный для общей церковной молитвы. Литургия в этот день, при участии Юбиляра, совершена была соборне: местным благочинным, протоиереем И.В. Александровским, священником Единоверческого женского, в гор. Шуе монастыря В.П. Ризположенским и священником С.И. Александровским. По окончании литургии, протоиерей Александровский произнес речь, в которой кратко очертил радостные и печальные явления в жизни Юбиляра. Вот приблизительно содержание речи.
«Сегодня мы, братия храма сего, собрались принести благодарственное Господу Богу молебствие по случаю исполнившегося 50-летнего служения в сане диакона при здешней Единоверческой Благовещенской церкви сослужителя нашего Ф.С. Виноградова.
На долю весьма не многих достается в жизни счастливый жребий такого долголетия, каким Господь почтил нашего отца диакона. Но долголетняя жизнь достопочтенного Юбиляра, доставившая ему не мало радостей и утех семейных, в тоже время не была чужда забот, а под конец и тяжких скорбей. Господь, как всем нам известно, наградил Юбиляра большим семейством в числе 8 человек (6 сыновей и 2 дочери.), которые по состоянию все хорошо воспитаны и были устроены, исключая последнего сына, еще обучающегося в Московском Императорском техническом училище. Оставалось старикам только ими утешаться и благодарить Бога. Но пути Провидения неисповедимы: часто случается, что спокойные и счастливые дни в семействе заменяются беспокойством и скорбью. Так случилось и с семейством нашего Юбиляра. Перед наступлением пятого десятилетия и в течение оного пошли несчастия одно за другим: четыре сына его (двое холостых и двое женатых), одна замужняя дочь и две снохи последовательно, один за другим, во цвете лет оставили земное поприще и перешли в загробный мир. По смерти последних остались круглые сироты на попечении стариков деда и бабушки. Такие душевные удары сильно потрясли организм Юбиляра. Обладая от природы физической силой, он за последнее время стал постепенно ослабевать, изнемогать, — и теперь только лишь по временам у него проявляется энергия в голосе во время служения, как временная вспышка потухающего огня.
Достопочтенные наши прихожане, ценя полувековое служение Феодора Семеновича в сем св. храме от самого основания его, положили ныне ознаменовать такое редкое событие, поднесением Юбиляру святой иконы храмового праздника в изящной ризе, украшенной золоченым серебром, жемчугом и эмалью. Вот этот священный дар признательных прихожан: Царица Небесная, изображенная на сей иконе, да будет для тебя, наш сослужитель, утешительницей в скорбях, жезлом в старости и надежной руководительницей в последние лета твоего земного странствования!»
Как только окончилась речь, достопочтенный церковный староста Н.Н. Фокин поднес Юбиляру икону Благовещения Пр. Богородицы, при чем от имени прихожан благодарил Юбиляра за усердное его служение и пожелал ему продолжать священное служение на многие годы. — Затем соборне совершено было благодарственное молебствие пред иконою Благовещения с провозглашением многолетия по уставу и особого многолетия Юбиляру. Так окончилось юбилейное торжество в приходском храме.
Из храма церковного Юбиляр, в сопровождении почитателей-прихожан и родственников, возвратился в свою квартиру, где сыном Юбиляра, прибывшим из Москвы, было прочитано по поручению, следующее приветствие Высокопреосвященнейшего Саввы, Архиепископа Тверского:
«Возлюбленный о Господе честнейший о. Диакон Феодор Семенович!
Приветствую Тебя с совершившимся пятидесятилетием твоего усердного, честного и доброго служения в священно-диаконском сане.
Тем искреннее и сердечнее мое приветствие, чем памятнее для меня начало твоего служения в священном сане. Вступление твое на настоящую службу совершилось, как и сам ведаешь, не без моего участия.
Возблагодарим же, возлюбленный, и прославим вкупе Господа, даровавшего Тебе, по своей неизреченной благости, пройти полувековое поприще служения Церкви Божией беспреткновенно, хотя и не безболезненно, и не без скорбей и печалей семейных.
Не имея возможности лично приветствовать Тебя и твою верную и добрую спутницу в жизни с знаменательным и достопамятным для обоих Вас юбилейным торжеством, препровождаю при сем, в благословение Вам и потомству вашему, древнее изображение Божией Матери Тихвинской (Надпись вверху иконы Божией Матери: «Явися Пресвятая Богородица со святителем Николою, за три поприща от Тихвины, в пустыни, человеку некоему нарицаемому юрышу и повеле ему Пресвятая Богородица на своей церкви, иже на Тихвине, поставити крест древян, за неже Сын ее и Бог всех на кресте древяне распятся, а не на железне».), именуемой Беседной (Явление Божией Матери со святителем Николаем пономарю Георгию (Юрию) последовало в 1383 году.). Да хранит Она, всеблагая, всех вас под своим благодатным покровом и осенением.
Искренно любящий Вас и молящийся о Вас Савва, Архиепископ Тверской и Кашинский».
Со слезами на глазах выслушал Юбиляр приветствие от Преосвященнейшего Саввы и с молитвой принял присланный ему священный дар.
За приветствием Архиепископа Тверского приветствовал Юбиляра один из сыновей его следующими словами:
«От лица всех близких твоему сердцу родных приветствую Тебя, любезнейший родитель, с исполнившимся пятидесятилетием служения твоего в священном сане диакона. Не без воли Божией, конечно, совершилось твое сие продолжительное служение. Если, по учению слова Божия, и жизнь самых малых птиц совершается в зависимости от воли Отца Небесного: то тем более жизнь человека, этого венца всех тварей в мире, находится в руках всемогущего Бога.
Подобно древним патриархам, жизнь которых Господь хранил на благо и счастие их рода, и Тебя Господь хранил на благо и счастие твоих родных. На долю твою, как отца семьи, выпал особый жребий питать и воспитывать не только детей своих, но и детей своих — сирот-внучат. Много было твоих забот и трудов в деле воспитания детей своих; но то была пора крепости твоих сил телесных и душевных, при которой и более трудное дело не могло быть для Тебя обременительным. Теперь же, в пору упадка сил телесных, когда человек в праве рассчитывать на успокоение от трудов своих, воспитание сирот-внучат есть дело не легкое, дело трудное, обременительное. Но это бремя несешь Ты, любезнейший родитель, вместе с своею спутницею в жизни, с христианскою кротостью, с глубокою преданностью воле божией. «Так, значит. Богу угодно, — говоришь Ты, — когда на старости лет приходится воспитывать внучат-сирот; ради их, этих сирот, быть может, и хранит нас Господь так долго».
Благоговея пред всемогущим и всеблагим Промыслом Божиим, незримо хранившим жизнь твою, мы близкие твоему сердцу родные, из разных градов и весей собравшись ныне в день юбилея твоего, от искреннего сердца благодарим Промыслителя за сохранение твоей жизни и молим Господа Бога, да хранит Он твою жизнь на многие, многие годы.
Воззри, любезнейший родитель, на икону пред Тобою находящуюся: здесь усмотришь Ты изображение св. мученика Феодора Стратилата, твоего небесного Покровителя, имя которого носишь Ты со дня крещения своего. По сторонам находятся изображения архидиакона Стефана и диакона Филиппа — первых диаконов Церкви Христовой: подобные обязанности несешь Ты в течение 50-летнего своего служения. Вверху иконы изображение Спасителя, как Главы Церкви, которой Ты служишь столь продолжительное время.
Приими же, любезнейший родитель, икону сию от детей твоих, иерея Геннадия и Феодора, зятя твоего иерея Виталия и внука твоего иерея Александра в знак глубокого уважения к Тебе и сердечной преданности!»
За приветствием родных прочитано было приветствие, присланное достопочтенным протоиереем В. И. Соловьевым.
По выслушании всех приветствий предложены были гостям чай и закуска. При этом сказано было многолетие Высокопреосвященнейшему Феогносту, Высокопреосвященнейшему Савве, протоиерею Александровскому, церковному старосте с прихожанами, Юбиляру и всем гостям.
N. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 1892 г.).

В 1892 году в храме на правой стороне усердием братьев купцов Николая и Дмитрия Бурылиных устроен третий придел в честь Всех Святых; в нем поставлен строителями прекрасной работы иконостас, с резьбой, вызолоченный двойным золотом; местные иконы в нем старинного письма, а остальные иконы нового письма, работы известного художника Сафонова; в устроенный придел братья Бурылины пожертвовали много дорогих вещей из утвари и ризницы; в 1893 г. в том же теплом храме усердием церковного старосты Никона Фокина на левой стороне устроен четвертый придел — во имя препод. мученика Никона и великомученицы Параскевы; иконостас в этом приделе сделан по образцу Всесвятского иконостаса; все иконы нисаны на кипарисных досках.
В 1894 году в холодной Благовещенской церкви и в теплых приделах — Архангела Михаила и Святителя и Чудотворца Николая поставлены новые иконостасы, вместо бывших старинных, а в 1896 г. эти иконостасы были вызолочены. [1]
Престолов в церкви пять: в холодной — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в теплых приделах — в честь Архангела Михаила, Святителя Чудотворца Николая, Всех Святых и во имя преподобно-мученика Никона и великомученицы Параскевы.
Святыми иконами, утварью и ризницей церковь усердием купцов Бурылиных и Фокина снабжена очень богато. [1]
Земли при церкви: усадебной, под кладбищем и церковными строениями 4 десятины и под церковным дровяным лесом владения причта в пустоши Березниках 13 дес. 740 кв. саж.
Причта по штату при Благовещенской церкви положено: священник, диакон и два псаломщика. На содержание причт получал годового дохода до 2350 руб. Дома причт имел церковные. [1]
Приход состоял из 55 дворов в гор. Иваново-Вознесенске, 4 дв. в дер. Курьянове (в 3 верстах от церкви), 22 дв. в дер. Беляницах (в 4 вер.), 3 дв. в дер. Говядове (в 4 вер.), 1 дв. в дер. Песошнове (в 6 вер.), 2 дв. в дер. Мильцове (в 6 вер.), 4 дв. в дер. Марьицыне (в 10 вер.), 1 двор в дер. Юрикове (в 10 вер.), 1 двор в дер. Залесье и 1 двор в дер. Пелгусове; всех же дворов в приходе 94; душ мужского пола 318, а женского пола 353 души; сверх сего раскольников 1 мужского пола и 4 женского пола. [1]

При Благовещенской церкви имелись две каменные богадельни: одна построена в 1847 г. строителем церкви купцом А. Бурылиным, а другая построена в 1857 г. усердием купца И. А. Бабурина; в обеих богадельнях по 4 комнаты, в них жили бедные и престарелые женщины.
В 1908 году новый "Дом призрения для бедных прихожан Благовещенской церкви" выстроили Н. Г. и Д. Г. Бурылины в память о своих родителях, деде и бабке. Это двухэтажное здание из красного кирпича сохранилось и поныне (улица Ярославская, 20). На содержание богадельни Бурылины выделили 15 тысяч рублей.
Жизнь Дмитрия Геннадьевича Бурылина складывалась трагично. В 1884 году в возрасте 28 лет умерла его жена Мария Степановна, оставив четверых детей: Александру, Ивана, Елизавету и Елену. Спустя два года, 12 января 1886 года, Дмитрий Геннадьевич женился вторично, на дочери небогатого ярославского торговца сукном Анне Александровне Носковой. Ей тогда едва исполнилось 19 лет, она была на 14 лет моложе мужа. Брак оказался счастливым, родились ещё пятеро детей: Ксения, Сергей, Милица, Софья, Диодор. Благодаря мужеству и сердечности Анны Александровны и доброте Дмитрия Геннадьевича их семья оказалась на удивление дружной. Детей воспитывали гувернантки, одна из которых, Мария Павловна Бернгардт, служила в семье очень долго и пользовалась полным доверием. Девочки учились в женской гимназии, мальчики – в реальном училище. Но главным воспитателем был отец. Он был человеком передовых взглядов, не препятствовал высшему образованию дочерей, хотя тогда это не очень поощрялось. Дмитрий Геннадьевич не выдавал дочерей замуж без их согласия.
Особое внимание Дмитрий Геннадьевич уделял сыну Ивану – своему первому наследнику и главной надежде. С детских лет он готовил его к самостоятельной жизни, с 12-летнего возраста Иван выезжал с товаром на ярмарки, принимал участие в фабричных делах. Своё дело Дмитрий Геннадьевич собирался оставить Ивану Дмитриевичу.
У Дмитрия Геннадьевича было ещё два сына: Сергей и Диодор. Сергей рос очень болезненным мальчиком, страдал нервным заболеванием. Его много лечили, показывали специалистам в Москве, Петербурге, Берлине, возили на курорты. Но трагический конец был неизбежен: в апреле 1914 года двадцатилетний Сергей умер.
К этому времени уже почти все дети вылетели из отцовского гнезда. Самая старшая дочь, Александра Дмитриевна, ещё в 1897 году вышла замуж за купца Ивана Митрофановича Жаворонкова и жила с семьёй в городе Ельце Орловской губернии. Дочь Елизавета Дмитриевна вышла за дворянина, офицера русской армии Алексея Кузьмича Семёнова, Ксения Дмитриевна – за кандидата экономических наук Льва Германовича Пебалка. Семёнов и Пебалк помогали тестю в делах. Милица Дмитриевна стала женой офицера В.К. Сарандинаки, а Софья вышла за врача Д.Н. Кузьмина. К 1917 году в семье Дмитрия Геннадьевича из сыновей остался лишь младший – Диодор. Зато появились внуки.
Однако новая власть в 1919 году национализировала фабрику и музей Бурылина, описала и личное имущество семьи. В том же году Бурылиных постигло большое горе – внезапно умерла молодой жена Ивана Дмитриевича, Анна Николаевна, урождённая Зубкова, оставив троих малолетних детей. Иван уехал в Москву, работал там инженером, дети остались у дедушки. В 1921 году в Ельце умерла Александра Дмитриевна, тоже оставив троих детей. Приходилось Дмитрию Геннадьевичу помогать и больной дочери Елене, подолгу лечившейся в Ялте. По семейным обстоятельствам жила у родителей и Милица Дмитриевна с двумя детьми.
Вся семья вынуждена была ютиться в полуподвале бывшего родового дома. Другие дети Дмитрия Геннадьевича обосновались в Москве. Младший сын, Диодор Дмитриевич, мечтавший поступить в политехнический институт в Иванове, из-за происхождения был вынужден отказаться от этой мечты и пошёл рабочим на один из московских заводов. Впоследствии Диодор Дмитриевич Бурылин погиб на фронте в Великую Отечественную войну.


Дмитрий Геннадьевич Бурылин

В 1923 году Д.Г. Бурылина ложно обвинили в сокрытии и расхищении музейных ценностей, и в 1924 году отстранили от должности главного хранителя когда-то созданного им музея. Этот жестокий удар окончательно подорвал здоровье Дмитрия Геннадьевича, и 13 сентября 1924 года его не стало.


Иваново-Вознесенская Благовещенская церковь

В конце 1930 года в Благовещенскую церковь перевезли культовое имущество Казанской старообрядческой общины. Сваленные в беспорядке в подвале, старинные иконы и парчовые облачения вскоре от сырости пришли в негодность.
Только через два года старообрядцы приспособили для богослужений небольшое помещение под колокольней храма. Тогда же часть церкви заняла община верующих из разрушенной на площади Революции Крестовоздвиженской церкви. В 1932 году архиепископ Иваново-Вознесенский Павел (Гальковский) перенёс сюда епископскую кафедру.
Решением облисполкома 24 января 1940 года Благовещенская церковь была закрыта. Вначале в здании решили открыть клуб "национальных меньшинств", однако ни средств, ни большой необходимости в этом не было, поэтому, "учитывая крайне недостаточную сеть мастерских по бытовому обслуживанию населения города", горисполком счел необходимым передать здание Благовещенской церкви промысловой артели "Объединенный труд".
Некоторое время спустя, 9 мая того же года, было ликвидировано и старообрядческое молитвенное помещение. В 1942 году община верующих обращалась в облисполком с просьбой об открытии храма, но безрезультатно.
В 1971 году церковь, сохранявшуюся без куполов и колокольни, снесли. На её месте возведён новый корпус Авторемонтного завода.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Город Иваново

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Иваново | Добавил: Николай (06.03.2020)
Просмотров: 1133 | Теги: иваново | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru