Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
23:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Иваново

Село Спас-Шелутино, Палехского района Ивановской области

Село Спас-Шелутино

Спас-Шелутино — село в Палехском районе Ивановской области. Входит в Пеньковском сельском поселении.
Село расположено в 25 км к востоку от Палеха, на берегу реки Лух. «Село Спас Шелутино на р. Лухе находится в 70 верстах от уездного города (Вязниковский уезд) и в 150 от губернского». [1]
Численность населения: в 1859 г. – 112 чел., в 1905 г. - 146 чел., в 2010 г. – 0 чел.
Сохранилось почти два десятка домов, которые составляют целую улицу, однако все строения брошенные.

Храм Троицы Живоначальной

Исторических сведений о церкви в Спас-Шелутине никаких не сохранилось. Каменный храм построен в 1797 году. [1]
Престолов в этом храме три: главный — во имя Живоначальной Троицы, в трапезе теплой во имя преп. Сергия Радонежского и трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по древности или ценности в церкви не имелось. [1]
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось от служб и требоисправлений до 850 руб. в год и процентов с причтового капитала (748 руб. 51 коп.) — 28 руб. 95 коп. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 4 дес. 900 саж., пахотной 44 десят. 1,618 саж., сенокосной 18 десят. 782 саж.; план и межевые книги на землю имелись. Сенокосная земля дохода не приносила, ибо с прорывом плотины на р. Лухе она превратилась в болото. [1]
Приход состоял из села Спас-Шелутина, хутора Давыдовского и деревень: Рыбина (4 вер. от церкви), Барской (2 вер.), Юркина (5 верст), Добрячихи (5 вер.), Бражнова (5 вер.), Шихарей (4 вер.), Пеньков (4 вер.), Ратова (4 вер.), Петрова (5 вер.), Окульцева (6 вер.), Привалья (7 вер.), Починки (9 вер.), Константинцева (8 вер.), Саймицы (8 вер.), Городилова (10 вер.) и Ульянихи (9 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1063 души муж. пола и 1202 женского. [1]

В с. Спас-Шелутине с 1889 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 24. [1]

1906 г. Скромное приходское торжество. В наше время, когда крупные, огромной важности общественные события мчатся с головокружительной быстротой, закрывая от глаз наблюдателя все остальное, — менее значительные, хотя и достойные внимания и симпатии явления, почти не замечаются. Они остаются в тени; о них забывают. К таким негромким, скромным эпизодам церковно-приходской жизни, на которых отрадно отдохнуть среди хаоса разыгравшихся политических и общественных страстей, — можно отнести недавно бывшее в с. Спас-Шелутине, с разрешения епархиальной власти, освящение иконостаса и стенописи в местном теплом храме, а также поднесение св. икон от сельчан священнику о. Николаю Ушакову и о. диакону Владимиру Успенскому, за их многолетние труды по ведению школьного дела в приходе.
Давно желали прихожане украсить получше свой родной храм. Их стараниями была поновлена раньше холодная церковь, а вслед за этим их-же усилиями стал реставрироваться и теплый храм. Давно велись среди них сборы на это общее, святое дело и скоплялись церковью необходимые суммы. Наконец, старания прихода увенчались успехом. Иконостас заблестел поновленной позолотой, а с него кротко и любовно глянули на богомольцев лики святых на поновленных св. иконах. Стены украсились обновленной живописью в приятно ласкающих взор тонах.
Назначено было на 23-е июля 1906 г. торжество малого освящения. На него был приглашен местный о. Благочинный, протоиерей Николай Чихачев (Протоиерей Чихачев первый в своем округе и уезде еще в 1869 г. устроил в с. Палехе женское училище, открыв его в своем доме и занимаясь безвозмездно сам по всем предметам с девочками.). Утром, в день освящения была отслужена утреня, а спустя часа два или три мерные удары большого колокола возвестили прихожанам приближение главного момента торжества. С первым-же звуком благовеста, из с. Спас-Шелутина и окрестных деревень собралось в храм очень большое количество богомольцев. Сначала было совершено молебствие с водоосвящением и окроплением всего храма св. водой, а вслед за этим началась Божественная литургия. Совершал ее о. Благочинный, в сослужении священников местного причта: о. Н. Ушакова и о. С. Казакова. Много торжественности, красоты и умилительности службе придавал певший на клиросе довольно стройный смешанный хор, составленный из мужских и женских голосов. Инициатива и труды в этом отношении принадлежат всецело о. диакону Успенскому. Составив хор, он много старанья, терпенья и любви вложил в это дело. После литургии было отслужено торжественное, благодарственное молебствие с возглашением многолетия „благоустроителям и благоукрасителям св. храма". „Многая лета!" — дружно и воодушевленно воскликнул хор. „Многая лета!" — шепотом пронеслось по толпе прихожан. И закорузлые, трудовые, крестьянские руки усердно поднимались за благодетелей, за всех тех, чьи жертвы и старания помогли скромному приходу обновить и украсить родной храм. Вслед за этим о. Благочинным, протоиереем Н. Чихачевым было сказано импровизированное слово на тему о значении для христианина храма и общественной молитвы. Так закончилась первая часть приходского праздника.
Спустя немного времени, в церковно-приходской шкоде с. Спас-Шелутина собрались ученики и ученицы школы со своими родителями, а также значительное количество посторонних. Туда-же отправились вместе с о. Благочинным и виновники торжества, — о. Н. Ушаков и о. диакон В. Успенский. Совершен был молебен Спасителю с возглашением многолетия „учащим и учащимся". Хор из мальчиков и девочек — учеников школы, дружно и стройно пропел: „многая лета" — своим воспитателям и наставникам. Вслед за этим крестьянин Д.Л. Козлов, от имени жителей с. Спас-Шелутина, обращаясь к о. Н. Ушакову и о. диакону В. Успенскому, сказали сердечную небольшую речь такого содержания:
„Досточтимые — Ваше Высокоблагословение о. Николай и о. диакон!
Движимые горячей благодарностью и уважением к Вам, собрались мы, крестьяне с. Спас-Шелутина, сказать Вам несколько слов. Вот уже много лет в нашем селе существует ц.-приходская школа, заведующим и законоучителем коей состоите Вы, многоуважаемый батюшка, о. Николай, а учителем, — Вы, многоуважаемый о. диакон. Успехи учеников Ваших, а наших детей год от года улучшаются. Понимая крайнюю необходимость народного образования для общественного благосостояния и принимая во внимание Ваши неусыпные труды и заботы в деле образования во вверенной Вам школе учеников Ваших, а наших детей, и Ваше, о. Николай, горячее старание о расширении и ремонтировке школьного здания, — мы все здесь стоящие сознали необходимым от простых сердец наших принести Вам искреннюю и горячую благодарность, и, в свидетельство сего, просим Вас принять от нас в дар сии св. иконы Спасителя и тех святых, имена которых Вы носите, а именно: Святителя Николая и равноапостольного князя Владимира. И как некогда св. князь Владимир просветил предков наших светом правды Божией через св. крещение, так и Вы, подобно ему, просвещаете словом Божиим и науками детей наших. Еще раз приносим Вам благодарность и от всего сердца желаем и просим, да продлит Господь Бог, молитвами изображенных святых на сих иконах, на многая лета годы Ваши для просвещения детей наших. Примите-же от нас сии иконы, украшенные не драгоценностями, но чувством сердечной благодарности крестьян с. Спас-Шелутина, от имени которых я к Вам обращаюсь".
Затем были вручены Д.Л. Козловым и П.М. Кочергиным виновникам торжества св. иконы, в знак искренней признательности им от местных обывателей за все то „разумное, доброе, вечное", что они посеяли через школу в сердцах приходского населения. Глубоко тронутый таким вниманием и оценкой своих педагогических трудов со стороны крестьян, о. Н. Ушаков за своего товарища-сослуживца, о. диакона, благодарил прихожан за то, что те оценили труды их по обучению и воспитанию детей в духе веры и церкви.
Конец торжества принял безыскусственный, так сказать, чисто семейный характер. Начались поздравления, задушевные разговоры. Присутствующие окружили и батюшку, и о. диакона. Каждый старался от себя сказать какое-либо ласковое слово, привет честным труженикам на поприще многолетней, тяжелой школьной работы. Желая, чтоб и для бывших в школе детей такой торжественный день прошел не бесследно, а как действительный праздник, о. Николай Ушаков дал им на гостинцы. О. благочинный принимал во всем торжестве самое сердечное, искреннее участие. Заботясь, по мере сил, о более широкой постановке народного образования в своем Округе и, главным образом, о привлечении в школы женского элемента, он и здесь от души приласкал детвору, особенно девочек. Большой охотник побаловать ребятишек, он также подарил девочкам — певчим на гостинцы. Детские личики стали веселее, и не одни шустрые глазенки несравненно благосклоннее взглянули на седого, чужого батюшку.
Скромное торжество кончилось. Но впечатление, оставленное им, не заглохло, не улетучилось у присутствовавших. Каждый, если не вполне сознательно понимал, то во всяком случае чувствовал, что пережитые сейчас приходом минуты являются залогом действительного, а не показного единения между пастырями и местной паствой. Ясно, что в данный момент обнаружились и вскрылись те тайные нити братской, семейной связи, которая объединяет приход в одно органически стройное целое с единым телом и единым духом, связует в то, о чем теперь ревнуют все искренние сторонники возрождения приходской жизни. А такое объединение в настоящее время очень редкое явление!
Вот потому-то и следует отметить скромный приходский праздник Спас-Шелутина. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1906 г.).

Церковь закрыта властями в 1961 году.
Иконостас 2-й пол. XIX в., выполненный в духе классицизма, сохранился фрагментарно.

Источник:
1. Березин, Добронравов, 1898, с. 405-407

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Иваново | Добавил: Николай (11.08.2020)
Просмотров: 742 | Теги: Храм, Вязниковский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru