Груздево — село в Южском районе Ивановской области, входит в состав Мугреево-Никольского сельского поселения.
Село находится в северной части Южского района, в 12,9 км к северу от Южи (18,2 км по автодорогам). «Село Груздево при пруде находится в 65 верстах от уездного города (Вязниковский уезд) и в 120 от губернского».
К 1913 году Груздево являлось одним из 15 волостных центров Вязниковского уезда Владимирской губернии. До 2010 года — центр Груздевского сельского поселения.
В 2010 году вошло в состав Мугреево-Никольского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 62 чел.; в 1905 г. – 76 чел.; в 2010 г. – 147 чел.
Первоначальное основание церкви в селе Груздеве нужно относить к глубокой древности. Из надписи на старопечатном Евангелии видно, что в 1578 году в слободе Груздеве существовала уже церковь Покрова Пресв. Богородицы и Николаи Чудотворца; священником при ней тогда был некто Семен Тарасов.
В писцовых книгах 1628 — 30 гг. о Груздеве и его церкви отмечено следующее: «в вотчине за князь Федором да князь Юрьем детьми Борятинскаго село Груздева слобода, в селе церковь Покров Пресв. Богородицы да другая церковь Николая Чудотворца древяны клецки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и сосуды церковные и на колокольнице колокола и всякое церковное строение вотчинииково и приходских людей; у церкви поп Лука Васильев, дьячек, пономарь и проесвирница да две кельи, в них живут нищие, питаются от церкви Божией; в слободке двор вотчинников». Во всей вотчине село да 24 деревни да 6 починков, в них 192 двора крестьянских и 13 бобыльских с населением 346 душ муж. пола. По переписным книгам половины XVIII века в вотчине бригадира кн. Ив. Фед. Борятинского в селе Груздеве слободе показана деревянная церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы да престол внизу Николая Чудотворца; при церкви действительный поп Петр Иванов, дьячок и пономарь и недействительный поп Ларион Иванов. — Из этой отметки видно, что в Груздеве была уже новая церковь, не та, которая упомянута в писцовых книгах XVII века. — Когда она построена, неизвестно.
В 70-х годах XVIII века церковь в Груздеве сгорела. После пожара построена была каменная церковь во имя Покрова Пресвят. Богородицы; церковь была покрыта тесом, имела деревянную главу. Она существовала до 1857 г., когда за ветхостью была разобрана.
Из храмозданной грамоты 1810 г. видно, что в Груздеве была еще деревянная церковь во имя Рождества Пресвят. Богородицы. В это время она оказалась уже ветхой; построена она была, вероятно, одновременно с Покровской церковью. В 1810 — 22 годах построен и освящен в Груздеве существующий в настоящее время храм. Каменная, отдельно от храма стоящая, колокольня построена в 1860 — 65 гг.
«20-го марта 1883 года в селе совершилось редкое празднество: поднимали колокол на колокольню. Колокол этот, весом в 315 пудов, пожертвован Минусинским мещанином Тимофеем Григорьевичем Пискуновым. Он отлит, как значится в надписи, «в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и мученической кончины Царя-Освободителя», и священник с. Груздева о. Иоанн Жуковский не неудачно назвал в речи своей колокол этот «царским», так как в самом деле это — чуть-ли ни единственный колокол, отлитый в память Царя - Освободителя не только во Владимирской Епархии, но и во всей России. Поднятие происходило при многочисленном стечении народа, который, несмотря на «распутицу», по случаю весеннего времени, собрался со всех сторон, чтобы присутствовать при этом торжественном акте. К сожалению, нельзя не признаться, что многими при этом руководила не одна добрая цель — помочь прихожанам села Груздева поднять колокол, но и суеверие, так как здесь существовало среди крестьян поверье, что «кто принимает участие в поднятии колокола, тому сорок сороков грехов простится». Как- бы то ни было, но народу собралось не мало; многие пришли за 20—30, даже за 40 верст. Поднимали колокол после обедни. Пред самым началом работы священник села Груздева о. Иоанн Жуковский произнес следующую хотя простую, но задушевную речь: «Православные! Собрались мы здесь для того, чтобы поднять колокол на нашу колокольню. Колокол этот, как уже известно вам, пожертвовав для нашей церкви Тимофеем Григорьевичем Пискуновым. Скажем-же ему от души свое великое «спасибо» за эту прекрасную жертву и дадим себе слово постоянно поминать его в своих молитвах. Колокол — жертва большая, и отплатить за нее мы ничем иным не можем, как только своей искренней благодарностью почтенному жертвователю и теплой, горячей молитвой за него. Колокол этот «отлит в память освобождения крестьян от крепостной зависимости 1861 г. февраля 19 дня Императором Александром II-м и мученической Его кончины 1-го марта 1881 года». Так значится в надписи на колоколе. Само собой разумеется, мы и без того никогда не забыли бы нашего великого Мученика — Императора, потому что нельзя забыть незабвенное; а теперь и тем более будем помнить о Нем постоянно. И если когда житейские заботы увлекут нас, и мы позабудем на минуту о Нем - то колокол этот снова разбудит в нас былое воспоминание, и опять напомнит нам, что жил недавно на Руси Император, Которому все вы обязаны своей свободой и Который приял мученический венец от рук злодеев. Каждый год, в достопамятный день 19 февраля этот колокол будет призывать вас в церковь на панихиду по умершем Царе-Освободителе и вы обязательно должны являться на этот призыв, чтобы помолиться всем миром за Того, Кто так любил вас и так много пострадал. В нынешнем году, помнится мне, почти никто не пришел на панихиду 19 февраля. Это нехорошо, братия мои, грешно. Кто забывает своих благодетелей, того Бог забывает... За благодетеля — Царя мы должны молиться, как за отцародного... Но теперь, я надеюсь, вперед этого не случится, потому что этот колокол, пожертвованный нам почтенным Тимофеем Григорьевичем, этот, — позволяю себе сказать,— царский колокол будет нам беспрестанно напоминать о великом дне Освобождения. Есть, между прочим на колоколе одна знаменательная надпись: «благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу». И заметьте: первый раз мы начнем благовестить в колокол в день Благовещения, когда поется этот церковный стих. Может быть, это не больше, как счастливое совпадение,— считайте, как угодно, но во всяком случай будем надеяться, будем просить Господа Бога, чтобы надпись была благодетельным предзнаменованием,— чтобы колокол этот благовествовал земле — краю нашему — только «радость велию». Потому желаю я этого, потому призываю вас, братие, помолиться Господу Богу, чтобы колокол возвещал нам радость звоном своим, что бывают случаи, когда колокольный звон печаль возвещает и скорбь великую; так, напр., бывает звон при пожарах и т. п. Вот этих-то случаев и не дай Господи возвещать нашему новому колоколу. Не дай, Господи!.. Пусть оправдается надпись, сделанная на нем: «благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу!». Славное, доброе обыкновение на Руси, как только ударят в колокол к какой бы то ни было службе, положить на себе крестное знамение, перекреститься. Где бы ни был русский человек, каким бы делом он ни запинался,— в лавке ли, на базаре, или в поле за сохой и косой, или дома занятый хлопотами по хозяйству, редкий—редкий не перекрестится, заслышав колокольный звон. Равным образом, когда зазвонят к «Достойно», все бросают свои дела, даже самые спешные, и начинают креститься и молиться вездесущему и всеведущему Господу. Хорошее это обыкновение. Но бывает порою и так, что первый удар колокола и благовест к «Достойно» застает иных в кабаке, с рюмкой в руке. Стыд и позор!.. И что хуже всего, нередко случается, что человек, застигнутый звоном в подобном положении, нимало не смущается этим и продолжает пить и буйствовать, не обращая внимания на церковный звон. Не перекрестится даже, шапки не скинет — ему и горя мало, что церковь, невеста Христова, зовет своих верных чад на молитву... Сами судите, сколько еще в таком человеке осталось христианского? Недавно привелось мне услышать, что у вас существует поверье, будто «колокол вызванивает опойцев» из ада. Поверье неосновательное. Православная церковь хоронит по христианскому обряду и молится за тех, кто умер ненамеренною смертью,— и таким может помочь милостыня и молитва. А намеренных опойцев не «вызвонит» и 12-ти тысячный Московский Царь-колокол! Так и знайте это. В заключение скажем еще раз «спасибо» нашему почтенному жертвователю, Тимофею Григорьевичу, за этот колокол, который будет составлять одно из лучших украшений нашего храма. Скажем также «спасибо» жителям с. Палеха и других окружных селений за их радушное, дружеское содействие, какое они оказали нам при перевозке этого колокола». Прихожане села Груздева, разумеется, радовались, глядя на «свой» колокол, лучше которого «во всей округе, пожалуй, не найдешь»; радовались вместе с ними и все крестьяне, пришедшие из других приходов. Сожалели только об одном, что не было здесь при поднятии самого «благодетеля», Т. Г—ича Пискунова. Все поминали его добрым словом и говорили ему сердечное спасибо... Во всяком случае Груздево не забудет Т. Г—ича никогда. Сойдет в могилу настоящее поколение, вымрут свидетели и участники настоящего празднества, народятся новые люди, которые уже не будут знать нас,— но имя Т. Г—ича не забудется. . Колокол будет вечным, живым свидетелем того, что он сделал для нашего села,— «И звуком весть о нем далеко С высокой башни передаст... И звук пройдет к столетьям дальним!»... И наши дети, внуки и правнуки помянут Т. Г—ича добрым словом и помолятся за него.
Кстати замечу здесь, что упомянутый Т. Г—ич Пискунов является действительно «благодетелем» для нашего прихода. Кроме колокола, в последние два года он пожертвовал в наш Груздевский храм много дорогой церковной утвари, сделал несколько серебряных риз на местные большие Иконы, и внес 1000 рублей в церковь, с тем, чтобы проценты с этих денег шли в пользу местного причта. Всего за последние два года Т. Г—ич пожертвовал на нашу церковь, как слышно, весьма значительную сумму. Благодарные крестьяне Груздевские на днях поднесли Т. Г—ичу адрес, в котором выражают свою «признательность и сердечную благодарность за его усердие и ревность к благоукрашению Груздевского приходского храма». Вместе с тем в своем адресе крестьяне обращают внимание почтенного жертвователя на то грустное обстоятельство, что приход Груздевский с каждым годом уменьшается, вследствие того, что все здешние мало-мальски зажиточные обыватели уезжают «в дорогу», в Сибирь. Не очень давно в Груздевском приходе числилось около полутора тысяч душ, теперь едва осталась половина этого количества. Поэтому легко может статься, что вместо двух священников в нашем селе будет один, а это было бы далеко «не благообразно», как сказано в адресе, для нашего обширного и прекрасного, благоустроенного храма. В виду этого, здешние крестьяне нашли нужным ходатайствовать пред Т. Г—ичем о том, чтобы он «обеспечил содержание второму священнику с причтом каким либо взносом в государственный банк». Согласится-ли Т. Г—ич на это новое пожертвование — не знаем: дай-то Бог! А. Иорданский»
Престолов в этом храме три: главный — во имя Покрова Пресв. Богородицы, в трапезе теплой во имя Рождества Пресв. богородицы и Св. Николая Чудотворца. Над главным престолом устроена сень.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была довольно богата. Из св. икон особенно чтимы прихожанами древние иконы Покрова Пресвят. Богородицы, Николая Чудотворца и св. Алексия, митрополита Московского. Ценностью украшений отличались иконы Покрова Пресв. Богородицы, Иверской Божией Матери, Казанской Божией Матери, 2 иконы Спасителя, икона Божией Матери «Всех скорбящих радости», Нерукотворенного образа; на всех этих иконах ризы серебряные вызолоченные.
Свящ. сосудов 6 экземпляров, одни от 1782 года; имеется большой серебряный вызолоченный крест, употребляющийся при водоосвящении, от 1776 года. Евангелие, печатанное в 1575 году в гор. Вильне при митрополите Киевском Ионе; по листам его подпись: «Лета 7086 положил сию книгу Козмадомьянской поп Семен Васильев сын да Федор Лукин в Груздеве слободе у Покрова Святей Богородицы да у Николы Чудотворца при царе великом князе Иване да при архиепископе митрополите Антоние при священнике Семене Тарасове сыне по своих родителях; и аще хто похощет взяти сию книгу насильством опричь царя великого князя Ивана или его благоверных царевичей или похитит в тай книгу сию да судится со мною в оном веке перед Спасом, иже сердца весть и тайная всех человек, а подписал поп Семен своею рукою».
Причта в приходе по штату положено: два священника, два псаломщика и диакон. На содержание их получалось от служб и требоисправлений — до 650 руб. в год, от хлебного сбора и земли до 75 руб., процентов с причтового капитала (7675 руб.) — 435 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Церкви же принадлежал капитал 7200 р., процентами с коего она и пользовалась. Земли при церкви по уставной грамоте местного вотчинника кн. Долгорукова значилось 47 десят. Кроме сего в пустоши «Стрелица» имелось 6 десят. пожертвованной причту земли.
Приход состоял в 1897 г. из села Груздева и деревень: Кашина (1/4 вер. от церкви), Суханихи (1 вер.), Бусина (3 вер.), Тарасихи (3 вер.), Федурихи (4 вер.), Терехова (4 вер.), Шамова (4 вер.), Починка (3 ½ вер.), Кожевникова (3 вер.), Гарина (2 вер.), Горок (1 вер.), Оладьина (3 вер.), Петушков (2 в.), Пашкова (4 вер.), Чалова (3 вер.), Верзякина (4 вер.), Шоготова (4 ½ вер.), Кокошкина (8 вер.), Сидоровки (8 вер.), Подлеснова (4 ½ вер.), Калинихи (2 ½ вер.) и Кудерева (2 вер.), всего село и 22 деревни, в них по клировым ведомостям в 1897 г. числилось 692 души муж. пола и 769 женского. Груздевское училище, Груздевской волости, в селе Груздеве основано в 1816 году. Ближайшие училища: Помогаловское в 7 в. и Мугреево- Дмитриевское — 12 в. В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, вместе с волостным правлением; по свету и теплоте удобное, квартира учителю есть; классных комнат две: первая — длиной 8 арш. 6 в., шириной 8 арш., вышиной 4 арш.; вторая — длиной 8 арш. 6 в., шириной 5 арш. 5 в., вышиной 4 арш. Учебных пособий достаточно — на 204 р. 16 к. Библиотеки нет, кроме 205 книг. Земли нет. Законоучитель - священник Николай Архангельский, студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 1876 г.; учитель - Андрей Шмелев, имеет звание учителя, преподает с 1879 г., а в настоящем училище с 1880 года; помощница учителя - Екатерина Вигилянская, окончившая курс в Вязниковской женской прогимназии, преподает с 13-го января 1883 года. Попечитель - крестьянин Василий Евстигнеевич Ситанов; пожертвовал на 20 р. Учащихся к 1-му января 1883 года 39 мальч. и 11 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 3 м. и 4 д. Окончило курс со свидетельствами - 8 мал. Вновь поступило 17 м. и 9 д. К 1-му января 1884 года состояло 45 м. и 16 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 7, 8 — 9 л. 13, 9 — 10 л. 12, 10 — 11 л. 11, 11 — 12 л. 9, 12 — 13 л. 4,13 — и выше 5. Из учащихся: 7 из с. Груздева, 5 из д. Кашина в смежности, 2 — д. Горок в 1 в., 1 - д. Суханихи — 1 в., 3 — д. Кудерева — 1 ½ в., 5 — д. Петушков — 5 в., 2 - дер. Оладьина — 2 в., 1 — дер. Гарина — 2 в., 1 — дер. Бусина — 2 ½ в., 1 - д. Тарасихи — 2 ½ в., 2 — д. Кожевникова — 3 в., 1 — д. Чалова — З в., 3 - д. Починок — З ½ в., 1 — д. Шамова — 4 в., 3 — д. Верзякина — 4 в., 1 — д. Федурихи — 4 в., 2 — д. Пашкова 4 ½ в., 11 — д. Терехова — 5 в., 1 - д. Шеготова — 5 в., 2 — д. Подлесова — 6 в., 2 — д. Ламаскина — 7 ½ в., 2 - д. Залесья — 8 в. и 1 — д. Фамошина — 8 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 41 уч., с платой по 40 коп. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 2 м. и 3 д., мещ. 2 м. и 1 д., крест. 41 м. и 12 д. Средства: от земства 672 р., от общества 40 р., от попечителя 20 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 40 р.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 300 р., помощнице 145 р.; на книги и учебные пособия 68 р., на награды и пособия 83 р. Посещали классы не исправно 6 уч.; меры — внушение. Прием в октябре; поступили 3 гр., остальные не грамотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 19-го сентября по 4-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 6 ½ часов и даются уроки на дома. Отделений - 3. Уроков в неделю: в I отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 12, по арифметике 9; во II отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 14, по Славянскому языку 3, по арифметике 8; в III отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 15, по Славянскому языку 3, по арифметике 7. Получили награды 6. Получившие свидетельства учились 3-5 л. Не окончившие курса учились до 4 л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
В 1897 г. время содержалось на средства земства; учащихся в 1897 г. было 90.
Иоанна Пирамидина (Священномученик Иоанн Пирамидин, пресвитер) в 1904 году рукополагают во иереи к храму села Груздеево Вязниковского уезда Владимирской губернии. Священник села Груздева, Вязниковского уезда, Георгий Харламов, 19 июля 1908 г., умер. Священник села Каменок, Александровского уезда, Владимир Рудаков, 25 июля 1908 г., перемещен в село Груздево.
Город Иваново