Афинеево – село в Юрьев-Польском районе Владимирской области. Входит в состав Красносельского сельского поселения.
Село расположено в 7 км на запад от райцентра города Юрьев-Польский на автодороге 17Н-756 Юрьев-Польский – Горки. «Афинеево находится от Юрьева в 7-ми верстах (Юрьевский уезд), а от Владимира в 70-ти верстах, при пруде». [1]
Село Афинеево
Афинеево упоминается в грамоте великого князя Василия Васильевича (1425 - 1462 гг.). "Се яз князь великий Василей Васильевич пожаловал есмь отца своего митрополичьих сельчан Ильинского села, и Пьяницинского, и Афинеева, и Андреевского, и Богоявленского, и Федоровского…»
В патриарших окладных книгах 1628 г. Афинеево значится вотчиной патриарха Московского.
«По ходатайству крестьян села Афинеева о выдаче им безвозвратного пособия и ссуду по 1500 руб. на устройство школы. Крестьяне села Афинеева, Ильинской волости, подали в уездную управу приговор, коим ходатайствуют о выдаче им безвозвратного пособия 1500 руб. и в ссуду 1500 руб. на постройку школы. При этом обязуются построить школу на 70 человек по плану, утвержденному губернским земством и вновь устроенное здание школы страховать в полной стоимости на свой счет, ссуду же выплачивать равными частями в течение десяти лет. Докладывая о вышеизложенном, уездная управа имеет честь покорнейше просить земское собрание, если последнему угодно будет выразить в своем постановлении гарантию на своевременную уплату крестьянами села Афинеева ссуды, удовлетворить ходатайство вышеозначенных крестьян о выдаче им безвозвратного пособия из губернских сумм 1500 р. и в ссуду также 1500 р., так как губернских сумм 1500 р. и в ссуду также 1500 р., так как село Афинеево входит в число нормальных пунктов для школ и поблизости от него нет училищ» (Журналы экстренного и очередного Юрьевских Уездных Земских Собраний 1909 года).
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Ильинской волости Юрьевского уезда.
В 1919 г. произошел пожар в селе Афинееве, Ильинской волости; сгорели постройки, домашний инвентарь и скот гр. Заботина и Петрова.
С 1929 года село входило в состав Красносельского сельсовета Юрьев-Польского района.
ДНП "Юрьев-Новь" зарегистрирована 25 мая 2011 г. Председатель правления Костин Антон Владимирович. Основным видом деятельности является «Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе». Организация ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО "ЮРЬЕВ-НОВЬ" ликвидирована 25 сентября 2017 г.
Численность населения: в 1859 г. – 327 чел., в 1905 г. – 467 чел., в 2002 г. – 15 чел., в 2010 г. – 11 чел. (7 муж. и 4 жен.).
Церковь Троицы Живоначальной
Церковь села в окладных книгах 1628 г. записана так: «церковь Покров Пречистые Богородицы в патриарше отчине в селе Офинееве дани восемь алтын десятильнича гривна». Более подробные сведения о церкви находим в отказных патриаршего приказа книгах 1645—1647 годов; в них показано, что в церкви Покрова Пресвятой Богородицы «образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение патриарше, a на церковной земле во дв. поп Семион Кузьмин, во дв. дьячек Исачко Герасимов, во дв. пономарь Ивашко Степанов, просвирница Авдотьица, да церковных бобылей 4 двора питаются от церкви Божии»; церковной земли в книгах значится: «пахотныя земли добрыя 20 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по речке по Колокше 15 копен; дворов в сел — 18 крестьянских и 9 бобыльских». В книгах Дворцового приказа 1669 года значится: «177 г. апреля в день в приселке Афинееве церковь во имя Покрова Пресвят, Богородицы во дв. поп Симион у него сын Афонасий да Иван да Тимка да Левка, у Офонасия сын Максимко, у Ивашко сын Нефедко у него ж сын в попех в государеве селе Спасском Иван да сын Игнашко живет в Юрьеве на посаде, да крестьянских тяглых 34 дв. бобыльских 2 двора». В течение XVII и ХVIII столетий церковь в Афинееве была зданием деревянная.
«По жалобе причта Покровской церкви Суздальской епархии, на отрешение их от церкви епископом. 20 октября 1731 г. Суздальской епархии Юрьева-Польского уезда синодальной Ильинской волости села Афинеева Покровской церкви поп Мефодий Иванов и дети его диакон Тит и льячек Егор Мефодиевы за многие ссоры с крестьянами перемещены в село Адамово к пустой и безприходной церкви, а из села Адамова поп Григорий Васильев назначен в село Афинеево, где и завладел поповым домом и всею причтовою землею; отрешенные же с женами и детьми, 18 человек, не имели ни пристанищ, ни пропитания. Того-же 20 октября Св. Синод велел отослать их просьбу управителям Суздальской епархии для доклада имеющему быть к ним новому епископу» (Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906).
В 1803 году, вместо деревянной церкви, прихожане на свои средства построили каменную церковь, с каменной колокольней и оградой.
Убийство священника в селе Георгиевском
В ночь с 28 февраля на 1-е марта 1886 г. (с пятницы ни субботу 1-й недели Великого поста) в селе Георгиевском, Александровского уезда, совершилось страшное преступление. Заштатный священник села Афинеева, Юрьевского уезда, о. Дмитрий Кузьмич Лавров 79-ти лет с женою своей Прасковьей Семеновой 73-х лет мирно доживал свои последние годы жизни в селе Георгиевском, Александровского уезда, — где он исправлял священническую должность по найму от Жилинского причта. Живя всю жизнь свою в бедности и хлопотах об устройстве своего немалочисленного семейства, о. Дмитрий вместе с своей матушкой привык сам трудиться и обходиться в доме без всякой прислуги. В последнее время старики жили совершенно одни в церковном доме, в селе Георгиевском, который стоял отдельно от обывательских домов и от церковной сторожки. В январе и феврале месяце 1886 года старики два раза подвергались нападениям злоумышленников: раз злоумышленники пытались ворваться в дом, но были прогнаны криком хозяина о помощи; в другой раз похитили из холодной комнаты чрез выставленные рамы в окне чай, сахар н еще кое-что. Это обстоятельство заставило стариков подумать оставить место жительства и переселиться к своим родным в скором времени, к которым уже писали о высылке лошадей на второй неделе поста. Но вот, в ночь, на 1-е марта злоумышленники, ворвавшись чрез окно в жилую комнату, покончили жизнь стариков и, взявши денежную шкатулку и еще кое-какие вещи, скрылись. В 5 часу утра причетник приходит к дому о. Дмитрия будить к утрени, так как на первой неделе немало было говельщиков; увидав окно в комнате разломанным и не получив на свой оклик ответа из дому, тревожным звоном в колокол собрал обывателей к дому священника. Прибежавшим на звон представилась страшная картина: старичок-священник и его жена лежалина полу; туг-же валялись два топора и кухонный ухват. Старушка была в шубе и повязана платком, из чего можно заключить, что она в последние минуты своей жизни была на ногах и защищалась своим ухватом; а равно не без борьбы, вероятно, распрощался с своею жизнью и сам старик, так как на голове его оказалось множество ран. На основании некоторых данных предполагают, что убийц было двое, и один из них пойман на другой же день верст за 20 от места своего злодеяния. Так рука злодеев не пощадила ни священнического сана, ни старческих годов. Отпевание убитой четы происходило 4-го марта в церкви села Георгиевского, к какому времени собрались все дети и родственники убитых. Литургию совершал о. благочинный — протоиерей села Жилина П. Скворцов в сослужении ведомственного духовника, священника села Лаврова о. Н. Никольского и священника села Нового, Юрьевского уезда, о. В. Добронравова — зятя убитых, с о. диаконом с. Ильинского—Стромиловых - родным братом убитого о. Димитрия; а в отпевании приняли участие: другой зять усопших — священник села Титовского о. А. Соколов и еще трое соседних священников. Просторная церковь села Георгиевского была переполнена на этот раз народом, собравшимся даже из окрестных приходов. При отпевании сказана была священником села Багримова о. В. Ландышевым приличная случаю речь. Самое же погребение совершено при церкви села Афинеева, Юрьевского уезда, куда подлежащим Начальством дозволено было родственникам перевезти тела убитых. Мир праху вашему, добрые н благочестивые старички. Да наградит вас Господь за вашу добрую, трудовую жизнь и мученическую кончину мученическим венцом в царствии небесном! Находясь под тяжелым впечатлением описанного cлучая, я позволяю себе поделиться мыслями, какие мне пришли в голову по сему случаю, с своими собратьями. До последнего времени мы. священники, заняты были изысканием средств к охране церквей, а теперь в виду не редких случаев покушения на дома священников приходится подумать не много и о себе и о своих домах. В настоящее время, когда страсть к праздной и разгульной жизни развивается в сильной мере и многих толкает на тяжкие преступления, дома священников в сельских приходах более всего могут останавливать на себе внимание злонамеренных людей как по сравнительному достатку между бедными — крестьянскими хатами, так и по своей нередко изолированности от последних и семейной беззащитности. Известно, что в большинстве священнических домов держится только женская прислуга и то в ограниченном числе; из мужчин в доме бывает часто только один хозяин - священник, да малые дети. При отсутствии хозяина из дому по делам службы, священнический дом остается самым удобным для нападении злоумышленников и бессильным в борьбе с злодеями. Рассчитывать на постороннюю помощь при несчастных случаях часто не приходится в силу изолированного положения - священнического дома; а поэтому, пишущему эти строки, невольно приходит мысли о самозащите и принятии каких-либо предосторожностей к тому, чтобы всем можно было жить спокойно ...Священник Иоанн Преображенский» (Владимирские епархиальные ведомости. 1886, № 6).
Церковь Троицы Живоначальной
Престолов в церкви два: в холодной — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в теплом приделе — во имя св. Дмитрия Солунского.
Из старинных священных церковно-богослужебных принадлежностей в церкви сохраняются: два евангелия, из коих одно печати 1677 г., а другое —1779 г., и дискос 1708 г.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1802 года (кроме 1828 года) и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1880 году. [1]
Земли при церкви 36 десятин, из коих 30 ½ десятин пахотной, 4 десятины сенокосной и 1 ½ десятины усадебной. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал годового дохода до 633 рублей. Дома для причта церковно-общественные, на церковной земле. [1]
Приход состоял из одного села, в котором числилось 68 дворов, душ мужского пола 217, а женского пола 236 душ. [1]
Священник с. Афинеево, Евфимий Тихонравов 25 октября 1916 г. умер.
Диакон с. Песочного, Меленковского у. Николай Кантов 8 декабря 1916 г. определен во священника в с. Афинеево.
Псаломщик с. Маркова, Покровск. у., Павел Кипарисов 6 февр. 1917 г. оставлен на прежнем месте, в с. Афинееве.
Церковь Троицы Живоначальной
В годы Советской Власти церковь была полностью разрушена.
Покровская церковь-часовня
Покровская церковь-часовня
Церковь-часовня вновь построена в 2009 г. на руинах старой постройки, которая не числилась в списке охраняемых памятников архитектуры. Сооружение представляет собой небольшой четверик основного объема, квадратный в плане, и полукруглую апсиду. Вход один, с западной стороны, с крылечка.
Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919).
Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Город Юрьев-Польский. Село Ильинское