Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
07:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Село Новое Юрьев-Польского района. Свято-Никольский женский монастырь

Село Новое

Новое — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Красносельского сельского поселения.
Село расположено в 13 км на северо-запад от райцентра города Юрьев-Польский. «Новое расположено при речке Селекше и находится от Юрьева (Юрьевский уезд) в 12-ти верстах, от Владимира же в 73 верстах». [1]
Название Новое, по преданию, село получило после страшной эпидемии холеры, уничтожившей население почти полностью, и село обновилось – вновь застроилось и заселилось.


Река Селекша

В старинных документах XVII в. Новое значится госуревой дворцовой вотчиной; в кон. XVII в. оно было пожаловано боярину Петру и окольничему Василию Абрамовичам Лопухиным.
Пётр Абрамович Меньшой (ум. 1698) начал службу в 1658 г. стольником, потом он стрелецкий полковник. С 1678 по 1680 г. – начальник Рейтарского приказа. С 1688 г. – окольничий, ведает Ямским приказом, потом приказом Каменных дел. С 1690 г. боярин, начальник приказа Большого дворца и дворцового Судного приказа. В 1698 г. царю Петру была подана челобитная от священников Архангельского собора Московского Кремля с прошением защиты от боярина Петра Лопухина, чей управляющий «убивает до смерти её (Архангельской церкви) крестьян, а суда на него нет». Пётр Абрамович был подвергнут пытке, при которой скончался.
Василий Абрамович (1646-1698) начал службу в 1668 г. стряпчим, в 1676 г. пожалован в стольники. Во время стрелецкого бунта (1682) он стрелецкий полковник «за верную службу в Москве безотлучно» пожалован поместьями. В 1689 г. – окольничий, глава приказа Казанского дворца, с 1691 г. боярин. В 1697 г. после открытия заговора Соковнина подозрение пало на родственников царицы Евдокии (первой жены Петра I), обвинение не было доказано, но многие Лопухины высланы из Москвы на воеводства.
«Возвращаясь к Юрьеву по Стромынке, мы видели на краю его и на возвышенности рощу женского монастыря, в 1850 г. переведенного из смежного Николаевского, тогда же упраздненного. Сохранились в последнем только стены, с приходскою, ныне церковью Св. Николая Чудотворца. Случайно встреченный старожил глухо говорил о нем, о пребывании в этом монастыре когда-то «особ царской фамилии». С этим монастырем действительно связана память о «дщери Петровой», о красавице «Цесаревне» Елизавете Петровне. Не раз бывала она в привольных местах Юрьевских, ей близких по родовым преданиям и по собственному хозяйству. Правнучка Царя Михаила, была у себя дома, среди близких ей селений и поместий. Между последними было и «гнездо друга ея сердца», Семеновского гренадера, сержанта Алексея Яковлевича Шубина. Вот рассказ о том местного жителя Стромилова:
«Любила Елизавета полевать по Юрьевской дороге, в местности называемой Ивановским «Хлуденевым», где урочища сохранили наименования Царских.
Здесь проводила она время, для нее самое счастливое, беззаботное. Сохранились предания об ее охотах, о приездах, о ее богомолье. С нею неразлучен Алексей Яковлевич Шубин».
Живо и своеобразно описывает Стромилов охоты Цесаревны и Шубина. Тут же по соседству жили Бутурлины, в Крутцах, Ромодановские в Рюменском, на большой исконной дороге на Переяславль, тянувшейся из Москвы через слободу. Если Елизавету тянуло в эту сторону, то и помимо сближения с Шубиным, она находилась в местах, столь близких дому Романовых.
Если же, как мы знаем, Цесаревна Елизавета Петровна любила «полевать» по Юрьевской дороге, то это было в пределах, не столь отдаленных от Романовского Клина, или даже около него, как и в Андреевском близ Смердова. У Шубина, по близости, была родовая вотчина Грязновых-Шубиных, а потому взятое направление получает особый смысл, как сближающий Цесаревну не только с местами, близкими Шубину, но и с родным гнездом ее предков.
Тяжелые годы наступили для Елизаветы с воцарением Императрицы Анны. Если по неволе мирились ее сторонники с воцарением Анны Иоанновны, то все-же продолжали добиваться признания Елизаветы ее преемницей, за что и поплатились новыми ссылками и гонениями. Сохранилось известие, что Бирон отстоял Елизавету от грозящего ей пострижения. За то Шубин сослан был в Камчатку и вернулся лишь после воцарения ее, но не пожелал остаться при Дворе и почти одновременно с решением брачного вопроса для Петра Феодоровича он навсегда удалился в пожалованную ему Ярославскую деревню.
Личность его, при ближайшем рассмотрении, представляется несколько иною, чем принято почитать: в нем были те благородные душевные свойства, которые, кто знает, привели бы к сближению, подобному венчанию дружбы с Разумовским — благословением церковным... У Шубина была дочь, которой не случайно придано было имя «Таракановой», по близкому родству Шубина с Генералом Алексеем Яковлевичем Таракановым, его двоюродным братом. Это сближение опровергает все, что говорилось и писалось о Таракановской фамилии, ею носимой... Ее нельзя смешивать с позднейшей авантюристкой, злоупотребившей тем же названием.
Дочь Шубина своею наличностью заставила колебаться Елизавету в выборе невесты для своего племянника Петра Феодоровича. Только настоянием Фридриха II, весы наклонились в сторону Принцессы Софии Ангальтской, в которой он не мог предвидеть будущую Великую Екатерину! (Графом Сергей Дмитриевич Шереметев. Юрьев-Польской и Романовския вотчины Смердово и Клины. 1910).
В XVIII в. село принадлежало графам Фёдору и Ивану Андреевичам Остерманам. Их отец Андрей Иванович Остерман определял внешнюю политику России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой. После переворота, совершённого дочерью Петра I, Елизаветой Петровной, он был сослан в Сибирь, где и умер. Его сыновья Фёдор (1727-1804), генерал-поручик, действительный тайный советник, сенатор, и Иван (1725-1811), вице-канцлер и президент Коллегии иностранных дел, не имели детей.
В XIX в. последней помещицей села была графиня Тютчева.
Плодородные почвы Юрьевского ополья давали высокие урожаи. Река Селекша изобиловала рыбой, на ней стояли мельницы. Луга обеспечивали скот кормом. Жили в селе зажиточно и храм поддерживали в должном благолепии.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Новосельское училище, Горкинской волости, в селе Новом основано фрейлиной двора Ее Императорского Величества Екатериной Федоровной Тютчевой в 1879 году. Ближайшие училища: Березниковское, Симское 2-х кл. и Ильинское в 10 в.
В 1884 г. «Помещение собственное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длин. 13, ширин. 8, вышин. 3 ¾ арш. Учебных пособий достаточно — на 146 р. 88 к. Библиотеки нет, кроме 233 книг. Земли нет. Законоучитель - священник Василий Добронравов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1879 г.; учительница Вера Минервина, окончившая курс во Владимирском женском епархиальном училище, преподает с 1878 г., а в настоящем училище с 1879 г. Попечительница жена надворного советника Анна Федоровна Аксакова; содержит училище на свой счет, исключая жалованья преподавателей. Учащихся к 1-му января 1883 года 32 м. и 2 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 9 м. Окончило курс со свидетельствами 4 м. Вновь поступило 9 м. и 3 д. К 1-му января 1884 года состояло 28 м. и 5 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 1, 8 — 9 л. 2, 9 — 10 л. 6, 10 — 11 л. 18, 11 — 12 л. 1, 12 — 13 л. 5. Из учащихся: 24 из с. Нового, 2 - с. Краскова — в 2 в., 1 — д. Афинеева — 4 в., 1 — д. Тенькова — 5 в., 3 – д. Каблукова — 6 в., 1 — д. Рябинина — 8 в. и 1 — с. Красного 15 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 9 уч., с платой по 90 к. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 2 д., крест. 28 м. и 3 д. Средства: от земства 290 р., от попечительницы 197 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 160 руб.; жалованье — законоучителю 50 р., учительнице 240 руб.; на книги и учебные пособия 30 руб.; на награды 7 руб. Посещали классы исправно. Прием в августе; поступили 5 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 2-го сентября по 2-е мая. Учатся в день 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 3, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 3, по арифметике 6. Получили награды 16. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились 1 — 2 г. Обозревал училище — 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).

В нач. XX в. в Новом селе насчитывалось около 80 дворов.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Горкинской волости Юрьевского уезда.
С 1929 года село входило в состав Красносельского сельсовета Юрьев-Польского района.
В послереволюционные годы село разделило участь сотен тысяч других сёл и деревень: был организован колхоз, затем преобразован в совхоз, люди разъезжались, дома продавались, огороды зарастали, и в 1980-х гг. осталось с десяток домов и 1-2 постоянных жителя (не считая церковных). В начале 1990-х годов понаехали дачники, разобрали все участки, вновь стали обстраиваться и обрабатывать землю.

Крестьянско-Фермерское Хозяйство "ЛУЧ" действует с 27 июля 1992 г. Глава Гаврилов Игорь Федорович. Организация КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "ЛУЧ" ликвидирована 17 августа 2006 г.
Численность населения: в 1859 г. – 504 чел., в 1905 г. – 476 чел., в 2002 г. – 20 чел., в 2010 г. – 16 чел.

Церковь Николая Чудотворца




Церковь Николая Чудотворца в селе Новом

Церковь в селе издавна существовала в честь Святителя и Чудотворца Николая. В окладных книгах патриаршего приказа 1628 г. она записана так: «церковь Николы чюдотворца в государеве селе в Новом Некомарскаго приселка дани тринадцать алтын две денги десятильнича гривна»; а «по новому дозору 162 (1654) г. положено дани рубль 30 алтын 4 деньги, заезда гривна». Церковь была деревянная до 1826 года.
В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан была построена однокупольная каменная церковь с такой же колокольней.
В церкви первоначально были устроены два престола: в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой трапезе в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. В 1883 году трапеза была расширена и в ней устроен был другой придел в честь свят. ап. и евангел. Иоанна Богослова.


Церковь Николая Чудотворца. Притвор. Свод. Роспись.

Церковь Николая Чудотворца. Роспись.

Церковь Николая Чудотворца. Притвор.

В 1871 г. в семье священника с. Новое Василия Добронравова родился сын Вячеслав, в 1888 г. он окончил Переславское Духовное училище, и в 1895 г. - Вифанскую Духовную семинарию. В 1874 г. в семье о. Василия родился младший сын Александр, получивший образование в том же, что и старший брат, Переславском училище (окончил в 1892), и той же семинарии (1901).

В кон. XIX века из старинных богослужебных принадлежностей в церкви имелись: напрестольный сребропозлащенный крест 1796 г.; дарохранительница, украшенная священными изображениями, 1802 г. и сребропозлащенная дароносица 1807 года.
Копии с метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1820 года. Опись церковного имущества составлена в 1880 г., хранилась в церкви.
Земли при церкви: усадебной около одной десятины, сенокосной семь десятин 1090 квадр. сажен и пахотной 50 десятин 80 квадр. сажен. План и межевая книга на землю имелись от 1771 года и хранились в ризнице. [1]
Причта по штату: священник и псаломщик. Годовой доход причта: за требоисправления до 250 р., от земли 200 р. и от сбора хлебом до 60 руб., а всего около 510 рублей. Дома для причта церковные, построены на церковной усадебной земле. [1]
Приход составляли: село и деревня Новоникольская, в 3 верстах от церкви. Всех дворов в приходе 89, душ мужского пола 250, а женского пола 296 душ. [1]
Священник села Нового, Иоанн Зотиков, согласно прошению, уволен за штат 17 ноября 1917 г.

В Юрьев-Польском районе не закрывали во времена гонений только два храма – в с. Новое и в с. Лыково. Отстоять храм удалось лишь чудом милости Божией и самоотверженным подвигом священника о. Сергия, церковных старост и прихожан.
В начале 1920-х годов из неё вывезли 2 воза драгоценной церковной утвари и все документы и летописи.
В конце 1920-х гг. старостой храма был Иван Тарасович Матвеев. Когда власти стали закрывать храмы, он, поняв, что ему не удастся отстоять храм, положил на сходе ключи. Взял их Григорий Ильич Семёнов (отец Антонины, которая впоследствии, при о. Гедеоне, стала старостой). Многое ему пришлось претерпеть: заставляли выплачивать огромные налоги, грозили высылкой в Сибирь, отняли зерно и корову, отняли всё (а у него было 9 детей). Но он мужественно всё терпел. На одном из вызовов сказал: «Хоть режьте, а ключи не отдам» Гонения усиливались. Тогда он на общем собрании прихода положил ключи на стол и сказал, что отстоять храм не сможет, и если ключи никто не возьмёт, то он бросит их в пруд и оставит храм на волю Божию. После ухода из старост Григорий Ильич стал пастухом, затем лесничим; скончался в 1949 г.

Ключи взяла девица Татьяна Семёновна Мочалова. Ей было около 80 лет, и приехала она из Сергиева Посада, где один старец предсказал ей, что она нужна в этом месте и спасётся здесь лучше. Вскоре и ей пришла повестка явиться с ключами от храма в Юрьев-Польский райисполком для из сдачи и закрытия храма. В скорби пошла старица за 12 вёрст в город. Примерно на полпути, на спуске от села Пьянцино к реке Колокше, догоняет её некий седенький благообразный старичок:
- Далеко ли ты идёшь? – спрашивает он.
- Вот, прислали повестку явиться в райисполком с ключами от храма.
- Ты сама не подходи к столу, а жди, когда пригласят.
Она так и сделала. Старосты других храмов с повестками подходили к столу, клали ключи и уходили, а она сидела и ждала. Когда кончился рабочий день, её спросили:
- Бабушка, а ты чего сидишь?
- А я не знаю.
- Иди домой, ты нам не нужна.
Она ушла, и больше насчет храма её не беспокоили. Кто был сей старец – сам ли святитель Николай пришел защитить свой храм или кто-то другой, - осталось тайной.
В 1935-1936 гг. сбросили колокола.
Были и вымогатели в местной власти. Назначат налог: не уплатите – закрываем храм. Приходилось прихожанам, которые в колхозе стали жить нищенски, продавать последнюю скотину и вещи, чтобы собрать деньги на уплату налога. Но народ жертвовал всем, и богослужение в храме не прекращалось. Народ содержал и храм и священников.
В эти тяжёлые годы недалеко от Нового Села, в с. Алексино (Кольчугинский район) жил и служил великий старец – иеродиакон Израиль, долгое время подвизавшийся на Афоне и впоследствии ведший весьма строгую подвижническую жизнь, имевший дар прозорливости. Когда в Алексине закрыли храм, он ездил молиться в Новое, но не служил здесь. После открытия Троице-Сергиевой Лавры перешёл туда, принял схиму с именем Варнава и пребывал там до кончины. Приезжая в Новое, он останавливался у старосты храма Марии Кузьминичны Мочаловой, сменившей на этой должности свою родственницу Татьяну Семёновну после её смерти.
Однажды ночью (это было в годы войны) Мария Кузьминична проснулась от звона разбившейся оконной рамы. В избу ворвались два вооружённых бандита и стали требовать у нее церковные деньги. Денег у нее не было, тогда они начали издеваться над ней и над двумя ночевавшими у неё детьми (3-5 лет). Ничего не найдя, они заперли всех в подполе и ушли. После пережитого ужаса Мария Кузьминишна хотела переехать к своим детям в г. Кольчугино, но приехал о. Израиль и сказал: «Из этого дома и из Нового Села никуда не уезжай. Если суждено тебе быть убитой, то тебя и там убьют, а здесь ты пострадаешь за Господа. А мне хочется тебя здесь подержать до монастырика». Это предсказание старца сбылось в точности. Мария Кузьминична прожила до прихода о. Максима (в схиме Гедеона) и два года жила при нём, когда жизнь действительно стала походить на монастырскую – все стали ходить в черном и быть в послушании.
Из ближайших предшественников о. Гедеона по служению наиболее известными были иерей Сергий, игумен Досифей и протоиерей Михаил. Отец Сергий Николаевич Колоколов (1892-1944) был из церковной семьи, окончил семинарию, имел 8 детей, жил крайне бедно. От него требовали сдать ключи от храма, многократно сажали в тюрьму на две недели и более, детям не давали учиться, грозили ссылкой и расстрелом. «Стреляйте, ключи не отдам», - мужественно отвечал он. Служил примерно с 1936 г. до самой своей кончины. Похоронен о. Сергий в ограде храма за алтарём, рядом находятся могилы его дочери, девицы Нины, умершей через несколько месяцев после его смерти, и о. Гедеона.
Игумен Досифей (Смирнов) сначала очень ревностно служил в сане иеромонаха в с. Ивачёво (в 3-х километрах на северо-запад от с. Новое, в настоящее время полностью уничтожено). В годы гонений смалодушничал, сложил с себя сан и стал вести соблазнительный образ жизни. Но по милости Божией скоро опомнился и искренно и чистосердечно раскаялся. После войны его восстановили в сане, и в 1950-х гг. он стал служить в Новом Селе в сане игумена. В конце 1950-х вышел за штат и жил в г. Юрьеве-Польском. В 1963 г. принял схиму с именем Емелиан. Перед смертью тяжко страдал болезнью – водянкой, которую переносил безропотно. «Перед смертью надо помучаться за свои грехи», - были его слова. Скончался в 1966 г. и похоронен в городе.
В 1957-1962 гг. в храме служил протоиерей Михаил Вознесенский (ок. 1910 – ок. 1984), очень хороший батюшка. Он пострадал за веру, в тюрьме сидел 10 или 15 лет. Имел 9 детей. Был большой труженик, мастер на все руки, начал капитальный ремонт и реставрацию храма. К сожалению, прослужил в Новом Селе недолго, около трёх лет. Пошёл причащать больную старушку на дому, а к ней пришли ещё трое. Он причастил всех (а можно было только одного человека, по распоряжению властей). Сосед, живший через стенку, донёс, сразу приехали из горисполкома, и о. Михаила сослали в Сыктывкар. В 1960-х гг. о. Михаил выехал в Латвию, в г. Лиепая, принял постриг с именем Митрофан и скончался в сане архимандрита. Ссылку в Сыктывкаре отбывал с такими духовно выдающимися людьми, как архимандрит Таврион (из Глинской пустыни), епископ Владимирский Афанасий (Сахаров), о. Пётр (Великодворский). После о. Михаила около года служил о. Борис. Он был кроток, служил благоговейно.
Иеромонах Максим начал своё служение в Никольском храме с. Новое в июне 1963 г., в возрасте около 50 лет, и пробыл здесь до самой кончины, последовавшей 13 марта 1993 г. Его самоотверженное служение во славу Божию и на пользу прихожан было отмечено почти всеми церковными наградами: он был возведён в сан архимандрита, имел право ношения набедренника, палицы, митры, двух крестов с украшениями, служения литургии с открытыми царскими вратами, был награждён архиерейскими грамотами. Батюшка пользовался благосклонным отношением и уважением всех епархиальных архиереев, при которых служил: архиепископа Онисима (которым 15 мая 1970 г. был возведён в сан игумена), архиепископа Владимира (в 1980 г. в связи с 30-летием служения возведён в сан архимандрита с пожалованием митры), архиепископа Серапиона (пострижен в 1986 г. в схиму с именем Гедеон в честь ветхозаветного праотца).
В 1980 г. определением архиепископа Владимира о. Гедеон был назначен духовником благочиния Владимирского округа Владимирской епархии и нёс это нелёгкое послушание со всей ревностью почти до самой кончины. Всё знавшее его духовенство епархии, прихожане и приезжавшие к старцу паломники отзывались о нём с неизменной теплотой и любовью. У батюшки была какая-то особая, глубокая, ревностная и нежная любовь к богослужению, к храму, к иконам. В будничные дни, когда не было службы, он всё равно приходил в храм в 4-5 часов утра, несмотря ни на какую погоду. Подходя к храму, всё крестил кругом. Входя в храм, клал поклоны и начинал обходить иконы. У каждой стоял подолгу, творя внутреннюю молитву, затем по нескольку раз лобызал её и притрагивался рукой к священным изображениям. И так обходил иконы все иконы в храме. «Иконы – они ведь живые, - любил повторять батюшка, - говорите с ними, и Господь и Матерь Божия через них вам на всё ответят». Обойдя иконы, он уходил молиться в алтарь или садился у печки. К 7 часам утра собирались паломники и церковнослужители. Батюшка всех благословлял и раздавал послушания. Просившие совета или лечения оставались с ним в храме. Домой он возвращался в два часа дня. Дома он так же утро и вечером обходил с молитвой все келейные иконы. Молился и ночами. Одна из духовных чад старца рассказывала, что однажды среди ночи она проснулась от сильного благоухания и увидела старца, молящимся на коленях перед иконами в её келье. Но сам он скрывал свои подвиги.
Богослужение о. Гедеона не было обыкновенным. Всенощная начиналась с полдвенадцатого дня. Прочитывались акафисты Иверской иконе Божией Матери и Святителю Николаю. Дальше шла всенощная по полному чину (батюшка вообще никогда и ни в чем не сокращал никаких служб), после которой читались «Молитвы на сон грядущим». Умилённо пели «Царице моя преблагая..», подходили под благословение и шли ужинать и отдыхать (или на послушания). В половине второго ночи все снова собирались в храм. Подходили к батюшке под благословение. Читались утренние молитвы, затем акафисты Иисусу Сладчайшему и Матери Божией. Во время чтения акафистов прочитывались синодики и помянники.
После часов совершалась исповедь. Батюшка по разным книжкам и тетрадкам около часа давал душеполезные наставления для кающихся, чередуя их с пением тропарей. Читалось «Наследование ко святому причащению» и акафисты до самого начала литургии. Перед началом любой службы, прежде чем дать возглас, батюшка благоговейным шёпотом произносил: «Господи, благослови нас! Матерь Божия, благослови нас! Святые ангелы-хранители, благословите нас! Святителю отче Николае, великий чудотворче, и вси святии, благословите нас!».
Благодарственные молитвы для причастников прочитывались вместо 33-го псалма. После литургии служился водосвятный молебен, во время которого около часа батюшка читал Евангелие. После молебна – панихида или отпевание.
Таким образом, служба шла 12-14 часов. Старец возвращался домой к 5-6 часам вечера, часто в полном изнеможении, а если в следующую ночь опять должна быть служба, то в 10 вечера он снова уходил в храм. Но и при такой перегрузке службы не сокращались и не ускорялись. И всех приезжающих он старался ублажить. Ему говорили: «Батюшка, пожалей себя, отдохни». А он отвечал: «Меня Господь для того и держит, чтобы я молился и помогал людям, меня Господь для того и поставил, а иначе для чего я нужен?».
Служение людям о. Гедеона, как и служение Богу, было самоотверженным. В какое время к нему не приезжали, он всегда принимал, жертвуя и сном, и отдыхом. А людей приходило ежедневно много. Шли со всей округи и с требами (ведь храмов почти не было), и для совета, и для лечения (в основном от порчи). Иногда приезжали целыми автобусами. В праздники храм не мог вместить всех прихожан. И для каждого находилось у него мудрое и тёплое слово.
Многие приезжали к старцу для монашеского пострига. В основном это были женщины. Мужчин он постриг немного. «И за всех них молюсь, - говорил он, - мне ведь за них отвечать».
На требы батюшка ходил почти всегда пешком, не пользуясь транспортом, не переодеваясь в гражданскую одежду (несмотря на запреты тогдашних властей носить священнические одежды вне храма) и обязательно с сопровождающими, так как однажды на него бросился мужчина с ножом. Требы на дому совершал так же истово, благоговейно и чинно, как в храме.
В конце ноября 1992 г. батюшка заболел. В храме он больше не бывал и очень скорбел об этом. Несмотря на крайнюю немощь, старец не оставлял келейного правила. В Прощёное воскресенье 13 марта 1993 г. схиархимандрит Гедеон отошел к Господу. Он похоронен в ограде храма за алтарём.

Свято-Никольский женский монастырь


Свято-Никольский женский монастырь

Свято-Никольский женский монастырь основан в 1350 г., неоднократно по разным причинам прекращал существование.
Поначалу здесь в 1970-1980-х гг. существовала тайная женская монашеская община, образованная старцем схиархимандритом (Абрамовым).
Женская монашеская община 28 сентября 1995 г. получила статус женского монастыря. Религиозная Организация "Свято-Никольский Женский Монастырь села Новое Юрьев-Польского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 29 декабря 1999 г.
Игумения Акафьева Валентина Алексеевна.


Калитка Юрьев-Польского Свято-Никольского монастыря

Святые врата

Фрагмент святых врат и звонница Юрьев-Польского Свято-Никольского монастыря

Звонница Юрьев-Польского Свято-Никольского монастыря

В обители - пять чудотворных икон Божией Матери, которые были перенесены в храм с. Новое после закрытия окрестных храмов. Из них одна, «Иверская», - местная, остальные (два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская») были принесены из других храмов при их закрытии во времена гонений.
Под Иверской иконой Божией Матери установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этой иконой и молебна на окрестных полях:
"В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 года. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери 13 октября каждогоднее и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром".

Икона "Всех Скорбящих Радость", на которой Богородица изображена стоящей в полный рост, со скорбно-задумчивым ликом, обращенным влево, как при Кресте Господнем, принесена из с. Некоморно. Оно было в 2-х километрах на юго-восток от с. Новое и теперь уничтожено, земля распахана (сохранились лишь фундамент храма и несколько могил с кладбища).
С появлением этой иконы в с. Некоморно связано чудо: слепой девочке было трёхкратное явление Богородицы с обещанием исцеления, повелевающей найти Её икону, обмыть и этой водой вымыть глаза. Девочка рассказала сон матери и священнику. Стали искать и с большим трудом нашли в мастерской доску, с виду напоминающую икону. Изображение почти пропало, доску использовали как скамейку, на ней курили, ямка, прожжённая пеплом, до сих пор видна на шее образа Богоматери. Когда икону обмыли и этой водой умыли слепую девочку, она прозрела, а икона обновилась. Благодарные родители сделали на неё оклад.

Еще одна икона "Всех Скорбящих Радость" - без оклада, в каноническом изображении. О первоначальном её местонахождении нет сведений, но известно, что её, как весьма чтимую в округе, часто возили по деревням. Во время одной из таких поездок лошадь стала. Отпустили вожжи, и лошадь пришла к воротам храма с. Ненашевское. Когда этот храм закрыли, икону перенесли в Новое.
В 1995 г. её с некоторыми другими драгоценностями храма похитили, но милостию Божией воры были задержаны, всё возвращено.

Икона "Скоропослушница" - афонского письма (вероятно, из с. Волствиново, в 3-х километрах на северо-восток от с. Новое).
Икона "Боголюбская" из с. Симы, точная копия с чудотворного первообраза.

Особо почитаются такие иконы "Троеручица" (из с. Семьинское) и местный образ Святителя Николая в иконостасе алтаря летнего храма. По преданию, многие благочестивые люди удостаивались видеть тени, отходящие от образа Святителя и от образа Матери Божией на Иверской иконе, как от стоящих живых людей.

Подворье: церковь Спиридона Тримифунтского в с. Горки.
Приписные приходские и бесприходные церкви:
Троицы Живоначальной в с. Афинеево;
Николая Чудотворца в с. Краски.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Город Юрьев-Польский.
Михайло-Архангельский монастырь.
Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь.
Петропавловский Юрьевский монастырь.
МОНАСТЫРИ Владимирской области
С. Некоморно

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Николай (10.10.2015)
Просмотров: 5562 | Теги: Юрьев-Польский, монастыри | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru