Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Петропавловский монастырь Юрьев-Польского

Петропавловский монастырь

Петропавловский монастырь «близ города Юрьева» существовал с XVI в. как мужская обитель. Во время «литовского разорения» он был разрушен и сожжен.
По другим сведениям, он был основан в XVII в. митрополитом Суздальским и Юрьевским Иларионом, а позднее пришел в упадок.

Петропавловский монастырь существовал до Литовского разорения, а в Литовское разорение город Юрьев и этот монастырь были разорены, в XVII в. на месте монастыря, за городом была построена деревянная церковь во имя св. апп. Петра и Павла. Деревянная церковь Петра и Павла освящена была в 1689 году. Она была холодная и служба в ней совершалась только в храмовый праздник и в следующую за ним неделю; для этого присылались из города, из Архангельского монастыря «черные священники», которые привозили с собой всю необходимую для богослужения утварь.
В старинных документах упоминается Покровская церковь в «прошении Свят. Синоду повытчика Юрьевской провинции Григория Меньшикова о дозволении перенести изъ города Юрьева упразднившуюся Покровскую церковь съ колокольнею, утварью и находящимися при ней келлиями, за городъ къ церкви св. апп. Петра и Павла, построенной на месте бывшаго Петропавловскаго монастыря, и о переделке ея, по перенесении, въ теплую, 1722 года». Но это ходатайство Меньшикова не было уважено Свят. Синодом и Покровская церковь осталась на прежнем месте.
В 1764 году монастырь был упразднен.
В 1772 году Преосвященным Геннадием велено было при Петропавловской церкви хоронить тела умерших монахов и монахинь Архангельского и женского Введенского монастырей.
Еще в нач. XX в. сохранялись на кладбище «памятник-плита под которым похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и в церковном саду «старинный памятник, крестообразный камень» - «Абрамиев гроб», с чуть заметной надписью, под ним, по преданию, схоронен схимонах Авраамий, вероятно,тоже из братии того же монастыря.
В 1794 г. Дмитрий Михайлович Курбатов испросил у Преосвященного благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь святых Апостолов Петра и Павла. В 1794 году дозволено было Преосвященным Виктором юрьевскому купцу Дмитрию Михайлову Курбатову с прочими гражданами возобновить Петропавловскую церковь без нарушения престола.
Курбатов нашел щедрых вкладчиков из купцов московских и «по советам неизвестных людей и по собранным рисункам» выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом». Ещё во время строительства церкви губернатор Преосвященному Виктору писал, что Курбатов «тунеядец и обманщик и его деятельности надо положить преграду». Городничий Юрьева старался внушить Курбатову и его отцу, «что не должен он под видом благочестия приучать к себе людей и тем славиться, врачевание лучше предоставить людям, в том сведущим, а ещё лучше жениться и обратить попечение на дела, купцу приличные».
В мае 1796 г. Преосвященный Виктор освятил возобновленную церковь.
В декабре 1800 г. блудный купеческий сын был взят под стражу, а Петропавловская церковь вновь осиротела.

Богадельня

Отношением от 19 февраля 1797 г. генерал-прокурор кн. А.Б. Куракин уведомил Владимирского губернатора, что Его Императорское Величество, снисходя на прошение купца Дмитрия Курбатова о построении им в г. Юрьеве-Польском при церкви Св. Апостолов Петра и Павла богадельни и содержании оной на своем коште, Высочайше повелеть соизволил дозволить. Вследствие чего у церкви Петра и Павла на месте, принадлежавшем Юрьевскому Архангельскому монастырь, были построены две богадельни, мужская и женская, при чем была возобновлена и церковь.
В богадельни принимались разного звания и обоего пола люди, по их желанию, за старостью, болезнями и по бедности. Мужчины содержались на счет Курбатова, а женщины с его же помощью и «посредством своего рукоделья». Так продолжалось около 2-х лет.
В марте 1799 г. Владимирская Духовная Консистория сообщила до преосвященного Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, сведениям, при состоящей в гор. Юрьеве кладбищенской Петропавловской церкви, приписанной к тамошнему Архангельскому монастырю, в кельях у купеческого сына Дмитрия Михайлова сына Курбатова имеют жительство многие из разных мест женского пола лица, но кто они таковы и имеют ли у себя на пребывание в тех кельях письменные от начальства виды – неизвестно, почему было поручено Юрьевскому протопопу Ивану Соловьеву и двум священникам исследовать, какие именно женщины и девки у послушника Михайлова в тех кельях живут, сколько им лет, по какому дозволению они допущены, на чьем содержании находятся в пр. Протопоп и священники представили в Консисторию список всех живущих в кельях женщин и девок, почему Консистория, принимая во внимание, что означенная церковь находится приписанной к Юрьевскому Архангельскому мужскому монастырю, в которой священнослужение исправляется монашествующими, по правилам же Святых Апостол и отец, как равно и по государственным узаконениям, женскому полу при мужских монастырях жить строго запрещается, определила просить Губернское Правление, в отвращение соблазна, дабы оно благоволило воспретить Курбатову принимать и содержать при показанном мужском монастыре женский пол; если же он из набожности своей желает при монастыре больницу, то он может с надлежащего дозволения принимать «из престарелых монашествующих или из отставных военнослужащих или из увечных мужского пола людей».
Губернское Правление предписало Юрьевскому городничему сделать по сему предмету при члене с духовной стороны изыскание. По произведенному расследованию оказалось, что Курбатовым было построено две богадельни, мужская и женская; каждая состоит из пяти покоев. В мужской богадельне содержится 4 человека, в том числе один казенный крестьянин 35 лет с данным ему «годовым плакатным паспортом»; в женской богадельне 38 человек, в том числе две дворянских девицы Аксинья Михайлова и Марья Ярышкина, вдова помещица Калужской губ. Тарусской округи Вера Шарапова, имеющая за собой движимое и недвижимое имущество, и 26 девок разного состояния, при чем из них большая часть в возрасте от 18 до 30 лет. Все они приняты Курбатовым частью по плакатным паспортам, частью по отпускным и прочим письменным видам или увольнительным письмам.
Губернское Правление нашло, что по силе узаконения богадельни устанавливаются исключительно для лиц, которые по старости лет, увечью и др. причинам, не будучи в силах прокормить себя работой, не имеют пропитания, а потому Курбатов, испрося Высочайшее соизволение на построение в г. Юрьеве богадельни, должен был в приеме в богадельню желающих сообразоваться с указанными правилами, между тем он построенные им богадельни наполнил одними почти женщинами и девками, как видно из списка, по которому мужского пола показано 4, а женского 38, из числа же сих последних многие совершенно в молодом возрасте, имея не более 18, 19 и 20 лет, затем есть дворянки, из коих одна вдова, имеющая за собой движимое и недвижимое имение. Такое положение дела не только противно установленному порядку, но «и наводит не малое сомнение, что под сим предлогом не сокрыт ли собственный его, Курбатова, интерес, не упоминая о том, что через сие подается повод другим к соблазнам», а потому Губернское Правление предписало Юрьевскому городничему указом, «отправив оной с нарочным на счет ево, так как таковой беспорядок произошел большею частью от несоблюдения им предписанного Высочайших учреждений в ХIX главе о должности ево»,- с получения указа тотчас же всех находящихся у Курбатова в богадельнях женского пола лиц, а также крестьянина Михайлова, как имеющего только 35 лет, разослать для отдачи их с расписками куда надлежит, дворянкам же объявить с подпиской, чтобы они немедленно отправились в места их постоянного жительства, и для сего, отобрав от них данные им свидетельства, дать им паспорта. Кроме того предписывалось городничему произвести исследование как о личности самого Курбатова, который именуется купцом, купеческим сыном и послушником, так и относительно причин допущенных им неправильных действий, обязав его подпиской. Чтобы впредь он никого в заведенную им богадельню из женского пола не принимал, из лиц же мужского пола допускал бы только тех, кои по старости лет, убожеству, болезни или другим причинам не могут работой доставить себе пропитание, чтобы по пространству богадельни принималось не более 40 человек и чтобы всем им доставляема была пристойная одежда и прокормление.
/Владимирская ученая архивная комиссия. Труды : Кн. 1-18 / Владимирская ученая архивная комиссия. - Владимир, 1899-1918. - 18 т./

В 1805 г., по прошению Юрьевских граждан и по внесении титулярной советницей Анной Михайловной Комендантовой, урожденной княжной Голицыной, в сохранную казну Московского Опекунского Совета 6000 руб. ассигнациями на содержание особого при той церкви причта, — Епархиальным Начальством, согласно указу Святейшего Синода от 24 июля 1805 года, определен был к ней особый причт. С этого времени Петропавловская церковь показывалась в ведомостях ружной безприходной.
В 1811 году к ней причислена была инвалидная команда.
В 1825 году Губернское Правление, вследствие ходатайства Юрьевской Думы, просило Консисторию разрешить построить Петропавловскую церковь вновь из камня на пожертвования граждан, так как прежняя деревянная церковь пришла в совершенную ветхость; в тоже время казначей Архангельского монастыря с братией просили Епархиальное Начальство, если дозволено будет устройство вновь каменной Петропавловской церкви, приписать ее к их монастырю для совершения Богослужения, как было прежде. По поводу сих прошений Епархиальным Начальством постановлено: Петропавловскую церковь — за ветхостью и как ненужную для города - упразднить и отдать в заведывание Архангельского монастыря вместе с капиталом, внесенным г-жой Комендантовой. с наличной суммой и имуществом; каковое постановление, согласно указу Святейшего Синода от 23 января 1830 года приведено было в исполнение и церковь была разрушена.
В 1841 году поверенный от граждан гор. Юрьева купец Петр Бородулин вновь обратился к Епархиальному Начальству с прошением о дозволении, вместо упраздненной за ветхостью деревянной Петропавловской церкви, построить новую каменную; указом Святейшего Синода от 16 мая 1843 года за № 6304-м разрешено было построение таковой церкви.
«Пустошь Петропавловскую» Юрьевский купец Петр Бородулин (строитель храма) приобрел от крестьян села Федосьина в свою собственность, отдавши им свою землю в количестве 16 десят. 1100 кв. саж. под названием «пустошь овощево», на каковой обмен последовало 22 июля 1847 года Высочайшее соизволение. Эту же землю Юрьевский купец Алексей Михайлов Курбатов в 1872 году приобрел у наследницы умершего владельца и пожертвовал с Высочайшего соизволения под настояний женский Петропавловский монастырь, устроенный в 1874 году вместо сгоревшаго в 1871 году Введенского женского монастыря.

Храм во имя Петра и Павла

По проекту Высочайше утвержденному начат, при Преосвященном Парфении, постройкой в 1843 году, а окончен в 1853 году отличной архитектуры холодный пятиглавый трехпрестольный храм.


Проект Петропавловского собора

Здание получилось поистине великолепным, таким, какого в Юрьеве-Польском еще не было. Однако огромный новый пятиглавый храм Петра и Павла, с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами (тоже на световых барабанах) по углам, с огромными, высокими порталами, в византийском стиле, с тремя престолами оказался еще почти на двадцать лет без прихода.


Петропавловский собор, Успенская церковь, ограда монастыря со святыми воротами

Игуменье Введенского монастыря Пульхерии, еще в 1869 г. просившей епархиальное начальство о переведении монастыря «к загородной Петропавловской церкви на состоящую при ней землю», было отказано на том основании, что не нашлось «документов на принадлежность церкви Петропавловской 6-ти десятин показанной земли». Игуменье было поручено отыскать необходимые документы, но вскоре огонь уничтожил Введенский монастырь. И если бы не A.M. Курбатов, монастырь, возможно, вообще никогда не был бы возобновлен. Алексей Михайлович устранил главное препятствие - просто передал землю в собственность Петропавловской церкви. Последовавшее очередное прошение игуменьи, жертвовавшей, кстати, на устройство на новом месте вверенной ей обители 5000 рублей серебром из собственных средств, не могло не встретить поддержки и в епархии, и в Святейшем Синоде.
Упрочить положение не имевшей прихода Петропавловской церкви помог, как ни прискорбно, пожар 1871 г. Пройдет около трех лет, и настойчивые граждане Юрьева вдохнут новую жизнь и в погибший в пламени Введенский монастырь, и в сиротливо стоявшую Петропавловскую церковь.
В судьбе Петропавловской церкви принял участие еще один юрьевский купец по фамилии Курбатов, на этот раз Алексей Михайлович. В 1872 г. он выкупил «пустошь» и пожертвовал ее женскому монастырю. Именовался храм до 1874 года ружным. В июле 1874 г. Введенский женский монастырь был официально переведен к Петропавловской церкви и переименован в Петропавловский.
С 1874 г. обосновавшаяся на новом месте обитель официально стала называться Петропавловской.
20 июля 1874 г. «устроявшаяся обитель торжественно освящена была Высокопреосвященнейшим Антонием».

Слово сказанное Высокопреосвященным Антонием Архиепископом Владимирским но совершении Литургии 1874 г. июля 20 дня в Петропавловской церкви г. Юрьева, по случаю перемещения к ней Юрьевского Введенского девичьего монастыря

Благословен Господь Бог указавший сие святое место для устроения на нем обители иночествующих. Благодарение Вам, благочестивые обитатели Града сего, за то, что Вы не пожалели для нее самого лучшего места и своего достояния. Благодарение и Вам, иереи Божии, за то, что Вы выразили свое сочувствие к благому делу! Так слава и благодарение Господу и всем Вам.
Кто из Вас, Братия, мог думать, что на этом месте опять устроена будет иноческая обитель после того, как она уже давно упразднена? Здесь некогда был монастырь, основанный приснопамятным Митрополитом Иларионом, в честь нерве верховных Апостолов Петра и Павла, в т время, когда он управлял Епархией Суздальской и Юрьевской. С того времени начали здесь воз носиться теплые молитвы к Господу Богу и совершалась бескровная жертва. Но потом, в половине истекшего столетия, осталась одна только церковь, в которой не часто совершалось и боге служение. В 1-й четверти настоящего столетия эта церковь обветшала и была разрушена. Правда вскоре после того нашлись благочестивые христиане, любящие благолепие храмов Божиих, которые на свое иждивение создали, вместо деревянного этот величественный, каменный храм и снабдил его всем нужным, так что опять начало в нем совершаться Богослужение. Но существование сего храма за чертой града не достигало своей цели, и потому было не прочно. В нем не могло совершаться Богослужение торжественное; него не было своего прихода; даже и кладбищенской церковью он не мог быть, потому что для этой цели была и теперь имеется другая, ближе к городу стоящая церковь. Но вот Господу угодно, чтобы место сие опять было прославлено, чтобы здесь опять была обитель иночествующих, чтобы здесь было и торжественное служение и стройное пение: тогда несомненно будут здесь и молящиеся. И так по истине дивны и учительны судьбы Божии относительно места сего.
К перенесению на сие место обители, не мало шло препятствий, много было недоразумений. Да, это так впрочем и должно быть, потому что добрые дела никогда не совершаются без препятствий и затруднений. Но слава Господу Богу! Все препятствия преодолены, все недоразумения устранены. Святейший Всероссийский Синод благословил быть на месте сем обители иночествующих. Остается только призвать Божие благословение и постепенно благоустроять Св. обитель сию, к чему уже и приступлено, как это мы сами видели.
Мир всегда неприязненно смотрел на жизнь иноческую потому, что она шла прямо против него, она всегда напоминала ему о высшем нравственном совершенстве, к какому призван человеческий мир. Но еще более стал вооружаться против нее ныне, еще более неприязненно стал смотреть на нее, когда ум человеческий сделал много открытий и изобретений в области наук и искусств и, готовый взиматься на разум Божий, пошел по стихиям мира, а не по Христе,— когда удобства жизни и удовольствия чувственные сделались доступнее для всех его поклонников, а для некоторых даже целью всей их жизни. С тех пор он силится поколебать самые основания иночества и помрачить светлый лик его. Да это иначе и быть не может, потому что мир весь давно лежит во зле, по слову Писания. После сего как отрадно нам знать, что и в это неблагоприятное для обителей иноческих время есть люди, которые, неуклонно следуя по заповедям Христовым, коим сердечным сочувствием, для которого не дорога ни какая жертву, ободряют и других к христианским подвигам на скорбном пути иноческой жизни.
Сестры о Господе! На Вас вместе с вашей Настоятельницей лежит обязанность не только заботиться о благоустройстве обители, но и быть примером подражания вашим совершенствам. Чем же Вы можете достигнуть этого? - Своим трудолюбием, чтобы не только не быть Вам в тягости миру, но и иметь возможность благотворить другим своим чистым и святым житием, своим послушанием Начальству, особенно же своими молитвами, при чтении слова Божия и святых отеческих писаний. Молитесь же за властей, особенно за Отца отечества, нашего возлюбленного Монарха, весь Его Августейший Дом. Молитесь за тех кои сочувствовали вашему делу, приняли в нем живое участие и даже пожертвовали своею собственностью для того, чтобы дать Вам возможность в тиши уединения соделовать спасение ваше coбственное и послужить нравственным пользам близки их.
Будем молиться о Вас и мы, чтобы сам Бог своею благодатью совершил Вас во всяком дел благе, сотворити волю Его, творя в Вас благоугодное пред Господом нашим Иисусом Христом. Ему же слава во веки веков. Аминь» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 16 15 августа 1874).

Игуменья Пульхерия управляла Введенским монастырем с 1847 г. (с 1874 г. на новом месте) и умерла 14 октября 1881 г. Соратницей игуменьи Пульхерии была сестра Клавдия.
Клавдия происходила из крестьян села Кубаево, Юрьевского уезда; в 1843 году поступила в бывший Введенский Юрьевский монастырь, где в 1864 году пострижена в монашество; в 1871 году определена Казначеей того же Введенского монастыря. Будучи игуменьей, Клавдия в 1886 г. при содействии крестьянина с. Петровское Юрьевского уезда Григория Лаврентьевича Карзова устроила внутри монастыря, с восточной стороны, предназначавшийся для общежития деревянный корпус. В 1891 году определена Настоятельницей уже Петропавловского монастыря с саном Игумении, в каковом сане, прослужив 13 лет, и скончалась, состоя на службе. Неоднократно получая за ревностное прохождение должностей Благословение Святейшего Синода, игумения в 1896 году награждена наперсным крестом. Игумения Клавдия, при своем примерном смирении, отличалась особенной ревностию о благоустройстве вверенной ее управлению обители. Ее заботами исключительно — устроены в 1892—1902 годах: новая отдельная колокольня, около 30 саж. высоты,— церковно-приходская женская школа и двух-этажный корпус для общежития.
В 2 часа по-полуночи 16-го декабря 1904 года, после продолжительной тяжкой болезни, скончалась 80-ти лет от роду Настоятельница Юрьевского Петропавловского женского монастыря Игумения Клавдия.
Отпевание и погребение почившей Игумении Клавдии совершено 19-го декабря всем духовенством города Юрьева с протоиереем А. Знаменским во главе, при громадном, по случаю воскресного дня, стечении народа. Пред отпеванием местным священником Д. Сахаровым сказало было надгробное слово, посвященное памяти почившей, с характеристикой — личности и трудов. Погребена Игумения Клавдия у алтаря холодной церкви с юго-западной стороны. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 15-го января 1905).
«Открытие Петропавловской женской церковно-приходской школы в городе Юрьеве. Благодарение Господу Богу, — и в нашем городе появилась женская церковно-приходская школа при Петропавловском женском монастыре. Хотя в Юрьеве существует, с 1874 года начальное женское училище и очень благоустроенное; но для семитысячного населения города, раскинутого на значительном пространстве, одного женского учебного заведения крайне недостаточно. В виду этого обстоятельства и по вниманию к заботам Высокопреосвященнейшего Архипастыря нашего о религиозном направлении начального образования в народе, настоятельница Петропавловского монастыря, игумения Клавдия, с первых же дней своего, еще недавнего, настоятельства занята была мыслью устроить, во вверенном ее управлению монастыре, женскую церковно-приходскую школу с отдельными классами рукоделий. Эта благая мысль, с благословения Его Высокопреосвященства, и приведена теперь в исполнение. В 1886 году игумения Клавдия, будучи тогда еще казначеей монастыря, при содействии крестьянина села Петровского, Юрьевского уезда, Григория Лаврентиева Карзова, устроила внутри монастыря, у восточной стороны ограды, деревянный, под железной крышей, корпус в 25 арш. длиной и 10 арш. шириной, стоимостью около 4000 рублей. Первоначально этот корпус предназначен был для общежития, но вследствие особых обстоятельств предприятие это не сбылось. И вот, сделавшись уже настоятельницей монастыря, игумения Клавдия позаботилась открыть в этом корпусе церковно-приходскую школу. Для этой цели отделена половина корпуса с южной стороны; в этой половине, согласно с правилами гигиены, устроена школа размером 12 арш. в длину, 10 арш. в ширину и 4 арш. в вышину. Четыре окна по отношению к сидящим ученицам приходятся с левой стороны, а пред глазами их капитальная стена, разделяющая пополам корпус и предохраняющая зрение от сильного напора света. Все, необходимое для школы, устроено в примерном виде: прекрасная изразцовая печь, находящаяся около средины классного помещения, рядом с прихожей, — одиннадцать, новейшего образца, парт, шкаф для библиотеки и проч. Затем при школе отлично устроены все необходимые службы: двенадцати аршин длиной коридор, чулан, парадное крыльцо и т. п. Вообще с внешней стороны школа благоустроена вполне.
Когда все приспособления к помещению школы были окончены и все было приведено в порядок, местный священник Димитрий Сахаров донес об этом Его Высокопреосвященству репортом, в котором просил о разрешении открыть в указанном здании церковно-приходскую школу. Разрешение последовало в сентябре 1892 г. при особом отношении Совета Братства св. Александра Невского. По распоряжению Совета Братства, настоятельница монастыря игумения Клавдия назначена заведующей, местный священник Димитрий Сахаров — законоучителем и окончившая курс в 1891 году в Епархиальном женском училище Анна Назарьевская — учительницей школы. Кроме того, по предложению настоятельницы, изъявили желание давать уроки: по классам рукоделия — известная в нашей местности мастерица, рясофорная послушница Петропавловского монастыря, Лариса Иванова Кокушкина, и по классам пения — послушница Анна Алексеева Пенская, дочь диакона, обладающая достаточным уменьем обучать пению при посредстве скрипки.
Из Братства св. Александра Невского присланы в школу необходимые учебники и учебные принадлежности.
Из пожертвованных крестьянином Карзовым 150 арш. сарпинки сшиты всем девочкам, коих принято в школу 24, одинаковые форменные платья, что придает школе особенно красивый и приятный вид. Все принятые девочки освобождены от далекой ходьбы в школу, так как они большей частью поместились на учебное время у некоторых из сестер монастыря.
25-го сентября 1892 года было скромное торжество открытия школы. В этот день, после Божественной литургии, с крестным ходом пошли из храма в школу: настоятель Юрьевского Архангельского монастыря архимандрит Афанасий, председатель Юрьевского отделения Епархиального Училищного Совета протоиерей Александр Знаменский, наблюдатель местных школ священник Василий Святухин, священник Димитрий Сахаров с диаконом, настоятельница монастыря с сестрами, инспектор Юрьевского городского 3-х классного училища Сахарников, и несколько посторонней публики с родителями принятых учениц. В школе был отслужен молебен «пред началом учения». По окончании молебна здание училища окроплено было св. водой, а также и все ученицы. В конце молебна местный священник Димитрий Сахаров произнес речь «об основных началах истинного воспитания», главной мыслью которой были слова: «воспитывай душу по-христиански, под руководством святой православной Церкви». Затем протоиерей А. Знаменский сказал несколько слов о преимущественном, особенном значении женской школы в воспитательном отношении. Наконец архимандрит Афанасий обратился с несколькими словами к девочкам- ученицам о необходимости и силе молитвы пред учением, представив из жизни преподобного Сергия, в этот день прославляемого Церковью, назидательный пример молитвы об успешном учении.
По окончании всего настоятельница монастыря пригласила служившее духовенство и почетнейших посетителей в свои келлии, где всем был предложен чай и скромная трапеза, а ново-принятым девочкам роздано было по белому хлебу. Свящ. Дмитрий Сахаров» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 21-й. 1892).
В 1899 г. Попечительница – игумения Клавдия, Законоучитель – свящ. Александр Николаевич Лихарев, Учительница – Мария Ивановна Юдицкая.
В школе преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, грамоту, шитье и рукоделие.


В 1889 г. крестьянка села Петровского пожертвовала значительные средства на строительство богадельни при женском Петропавловском монастыре.
В 1898 г. при Петропавловском женском монастыре была открыта богадельня, в которой получили приют 7 женщин.

Заслуги игуменьи Клавдии неоднократно отмечались Святейшим Синодом, с уважением относились к деятельной настоятельнице и юрьевцы. В скорбный день 19 декабря 1904 г. весь город пришел проститься с игуменьей. Погребена она была у алтаря холодной церкви.

Спустя три года в Петропавловском монастыре на 71-м году жизни скончалась Прасковья Сергеевна Карзова. Известная «ревнительница по благоустройству храмов», Карзова имела серебряную и золотую медали от Святейшего Синода. Как писали «Владимирские епархиальные ведомости», «благотворительность покойной выразилась во многих тысячах рублей».

С 1905 г. настоятельницей монастыря стала игуменья Евлампия.




Храм во имя Петра и Павла

Успенская теплая церковь


Проект Успенской церкви

В 1861 г. рядом с Петропавловским храмом построили теплую каменную Успенскую церковь.
Сейчас ее трудно распознать в оставшихся руинах, заросших деревьями и кустарником, а тогда это была довольно просторная красивая церковь в неорусском стиле, увенчанная одной главкой на шатровом завершении.



Руины Успенской теплой церкви

Пятиярусная колокольня




Пятиярусная колокольня

В мае 1898 г. состоялась закладка колокольни в Петропавловском девичьем монастыре.
Церковное торжество в Юрьевском Петропавловском женском монастыре.
С разрешения епархиального начальства в 1898 — 1902 гг. на благотворительные средства, при неустанных заботах игумении Клавдии, устроена в монастыре новая отдельная колокольня, прекрасной архитектуры, пяти-ярусная, около 30 саж. высоты. Постройка колокольни обошлась 82500 руб. Настоятельная нужда в устройстве при монастыре отдельной колокольни чувствовалась давно, еще со времени основания монастыря в 1874 году при бесприходной загородной ружной Петропавловской церкви, после бывшего летом 1871 г. пожара, во время которого сгорела лучшая часть города, сгорел и женский монастырь, находившийся в то время внутри города при приходской Введенской церкви. С тех пор в Петропавловском монастыре не было особой колокольни, и небольшие колокола, в силу необходимости, находились в куполе главы холодной церкви, при всем неудобстве совершения церковного звона.
Вместе с устройством колокольни являлась необходимость приобрести и соответствующий церковный колокол. Сергий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, вняв усерднейшей просьбе игумении Клавдии, милостивейше разрешил в 1897 — 1901 гг. выдавать из Владимирской духовной консистории книги для сбора подаяний в городах России на благоустройство обители. Благодаря этому, полились обильные жертвы. Особые благодеяния оказали: Юрьевская купеческая дочь девица Екатерина Алексеевна Пашкова, пожертвовавшая на колокол 8000 руб., и Юрьевский купец Николаи Алексеевич Ганшин, который был деятельным руководителем и споспешником игумении Клавдии во все время постройки колокольни, а особенно в деле заказа нового колокола.
16-го августа 1902 года заказан новый колокол в гор. Ярославле на колокольном заводе наследников Оловянишникова. Колокол слит 24 сентября 1902 года из чистой демидовской меди, весом 520 пуд. 12 фун.. и 25 ноября того же года привезен на место. 23 января 1903 г. нарочито приехавшими из Ярославля мастерами приготовлены были все снасти, необходимые при поднятии колоколов и, по положенном чинопоследовании и окроплении св. водой, были подняты девять средних и малых колоколов, весом во всех 210 п. 17 ф.; а 26-го числа, в неделю о Мытаре и Фарисее, происходило самое торжество. Божественная литургия в этот день совершена была архимандритом Юрьевского Архангельского монастыря Афанасием в сослужении протоиерея Александра Знаменского и местного священника Дмитрия Сахарова. В конце литургии о. Сахаров сказал слово на тему о неожиданном изыскании средств на приобретение колокола, о благолепии и изяществе современных храмов и чрезвычайной бедности и скудости храмов Божиих за двести слишком лет до нашего времени и, в заключение, — о необходимости посещения храмов Божиих каждым христианином. Наглядным доказательством скудости храма, бывшего более двух сот лет назад от наших дней на месте монастырского храма, служит, между прочим, имеющийся в настоящее время в келлиях настоятельницы точный снимок с старинного деревянного — срубом и покосившегося храма во имя Св. Первоверховных Ап. Петра и Павла с следующей подписью: «при державе Благочестивейших Государей великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича при Святейшем Иоакиме Патриархе Московском и всея России и при Преосвященнейшем Иларионе Митрополите Суздальском и Юрьевском в лето 1689». На рисунке изображен единственный небольшой колокол, подвешенный около входных папертей — в роде крыльца самой обыкновенной избы в старину. — После божественной литургии, при громадном стечении народа со всего города и окрестных селений, по положенному чинопоследованию совершено было освящение большого колокола, а но окроплении его святой водой и но окончании многолетий, колокол вполне благополучно был поднят на новую колокольню. По окончании всей церемонии в келлиях настоятельницы всем участникам торжества предложили скромную трапезу. Перед началом трапезы настоятельницей монастыря, в благословение от обители, поднесены были иконы благодетелям, вышеозначенным Е.А. Пашковой и Н.А. Ганшину, при соответствующих кратких речах, произнесенных свящ. Дмитрием Сахаровым.
Свящ. Дмитрий Сахаров. (В. Е. В. № 3-й. 1903).
Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в том же, что и весь монастырь, неорусском (византийском) стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. О строительстве колокольни позаботилась очень много сделавшая для монастыря игуменья Клавдия.

С благословения Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Владимирского, 31 марта 1913 года, старанием игумении Евлампии – настоятельницы монастыря, при помощи ревнителей святых обителей, открыта общая трапеза, в единение духа и поддержание иноческой жизни во вверенной ее управлению святой обители. После Божественной воскресной литургии 31-го марта из храма был совершен крестный ход в здание вновь устроенного трапезного помещения в монастырском корпусе, где в служении соответствующего молебна, кроме местного причта, приняли участие: соседний кладбищенский священник о. С. Извольский и наблюдатель церковно-приходских школ о. А. Троицкий. При прекрасном, умилительно-трогательном пении иноческого хора, совершено было водоосвящение и кропление св. водой открытого помещения. Настоятелем местного причта была сказана приличная случаю речь на тему «се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе». При чтении речи у всех почти насельниц обители невольно навертывались слезы умиления при мысли, что они навсегда и все будут иметь готовый насущный кусок хлеба, получая его без нареканий со стороны мира.

В монастыре были три старинные иконы с частицами святых мощей привлекавшие богомольцев и список с образа Козельщанской иконы Божией Матери.
«В настоящее время трудно, пожалуй и невозможно, было ожидать того, что произошло накануне нового 1918 года в нашем монастырском храме. Во время всенощного бдения в 7 ½ часов вечера 31-го декабря истекшего 1917 года ко мне в алтарь придельный вошел солдат Гавриил Васильев Сосин, 39 л., секретарь совета солдатских депутатов в г. Александрове, конторщик фабрики Барановых в Карабанове, что около гор. Александрова. Оказавшись один на один в глухом закрытом алтаре, я первоначально очень смутился, но скоро потом рассеялись мои подозрения. Сосин, отрекомендовавшись, вдруг заявляет мне, что он желает, в предверии нового года, очистить свою совесть таинствами покаяния и причащения. После продолжительной сравнительно беседы со мной (я был на этот раз не служащим чередным иереем, а служил другой при обители свящ. А. Л — в), солдат искренно, откровенно и чистосердечно раскаялся положительно во всем. После всенощной Сосин отслушал положенный у нас молебен накануне нового года и пошел вместе со мной ко мне ночевать. В самый новый год я разбудил его для молитвы в 3 часа утра и на ранней литургии причастил его Св. Таин, при всех молящихся сестрах обители. А на денном в 2 ч. поезде он уехал в Карабаново, оставив мне свой адрес. Вот первый и пока редкий случай из жизни теперешнего общественного движения; много дум наводит он; я, по крайней мере, счастием почитаю такую встречу нового года и убеждаюсь, что не угасла и не угаснет среди русских людей вера, она спасет святую Русь, как спасла ее 300 л. тому назад.
Юрьевского Петропавловского женского монастыря Священник Димитрий Сахаров» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. Март 1918 г.).

В 1920-х гг. монастырь был упразднен.
«В стенах Юрьевского монастыря.
За ликвидацией женского монастыря, понабралось много церковной утвари,— риз, ряс и пр. предметов,— которой ныне торгует ЕПО, Монашки разбрелись «на все четыре стороны». В стенах монастыря нашли угол бездомные татары переселенцы (до 70 чел.) из Симбирской губ., Буинского уезда. Все они убрались в три комнаты, живут довольно бедно и скучно. Работы почти нет. Существуют маленьким пособием и нищенством. Обращают на себя внимание дети со вздутыми животами. Надо заметить, что все переселенцы из не урожайной местности, благодаря Советской власти, на родине имеют посевы и теперь страшно рвутся домой, но не имеют средств на дорогу.
Разве нельзя кредитовать их?» («Призыв», 29 июня 1923).
В августе 1925 года в городе Юрьеве-Польском уездный исполком решил произвести продажу колоколов с колоколен бывшего Петропавловского монастыря «в целях благоустройства города». Деньги от продажи колоколов предполагалось истратить на дооборудование электростанции и водопровода, но получил отказ губисполкома по причине продажи этих колоколов Центром Госпромцветмету.

Сейчас в некогда благоустроенном и красивом монастырском дворе стоят коробки гаражей, собор и трапезная церковь лишены кровли и разрушаются.

Возрождение монастыря

Возрождение монастыря началось в мае 2010 г. с кладбищенской церкви Вознесения Господня.
МОНАСТЫРИ Владимирской области
Город Юрьев-Польский.
Юрьевское княжество.
Михайло-Архангельский монастырь.
Категория: Юрьев | Добавил: Николай (03.06.2015)
Просмотров: 4453 | Теги: Юрьев-Польский, монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru