Главная
Регистрация
Вход
Среда
07.12.2016
19:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [397]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [36]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Петропавловский монастырь Юрьев-Польского

Петропавловский монастырь

Петропавловский монастырь «близ города Юрьева» существовал с XVI в. как мужская обитель. Во время «литовского разорения» он был разрушен и сожжен.
По другим сведениям, он был основан в XVII в. митрополитом Суздальским и Юрьевским Иларионом, а позднее пришел в упадок.

Петропавловский монастырь существовал до Литовского разорения, а в Литовское разорение город Юрьев и этот монастырь были разорены, в XVII в. на месте монастыря, за городом была построена деревянная церковь во имя св. апп. Петра и Павла. Она была холодная и служба в ней совершалась только в храмовый праздник и в следующую за ним неделю; для этого присылались из города, из Архангельского монастыря «черные священники», которые привозили с собой всю необходимую для богослужения утварь.
В старинных документах упоминается Покровская церковь в «прошении Свят. Синоду повытчика Юрьевской провинции Григория Меньшикова о дозволении перенести изъ города Юрьева упразднившуюся Покровскую церковь съ колокольнею, утварью и находящимися при ней келлиями, за городъ къ церкви св. апп. Петра и Павла, построенной на месте бывшаго Петропавловскаго монастыря, и о переделке ея, по перенесении, въ теплую, 1722 года». Но это ходатайство Меньшикова не было уважено Свят. Синодом и Покровская церковь осталась на прежнем месте.
В 1772 г. дозволено было при Петропавловской церкви хоронить умерших монахов Архангельского монастыря и монахинь Введенского монастырей.
Еще в нач. XX в. сохранялись на кладбище «памятник-плита под которым похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень» - «Абрамиев гроб».
«В 1794 году дозволено было Преосвященным Виктором юрьевскому купцу Дмитрию Михайлову Курбатову с прочими гражданами возобновить Петропавловскую церковь без нарушения престола».
К 1795 г. Д.М. Курбатову не было и 30 лет. был он холост, грамоту «худо», имел «кроткий наружный вид. длинное простое одеяние и ценные налицо волосы». «Упражнялся», по свидетельству юрьевс-городничего, «в живописном и резном художестве» да имел небольшую торговую лавку, в которой продавал получаемые из Москвы «печатные картины, отчего и с помощью родственников имел себе пропитание...» Был он «образа тих, безответен противу насмешек, ругательств и эз, трезв и воздержен во всем, много молился, подавал милостыню и выпускал из-под стражи по долгам находящихся». Это привлекало к нему людей, особенно «пожилых деревенских барынь», которые начали почитать его за пророка, а он «при больших сборищах» читал и пояснял молитвы, говорил «нечто глупое и невразумительное, из чего приверженце к нему сами уже выводили гадательные заключения». В 1794 г. Курбатов испросил у Преосвященного благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь святых Апостолов Петра и Павла. Нашел щедрых вкладчиков из купцов московских и то советам неизвестных людей и по собранным рисункам» выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом».
В мае 1796 г. сам Преосвященный Виктор освятил возобновленную церковь. На предостережение писавшего ему еще в ноябре 1795 г. губернатора, сделавшего из колодца прогнал», но вскоре обнаружил, что духи «высыпаны были под алтарь той строящейся церкви, откуда и происходил запах, и некоторые из простых людей, почитая сие чудом, брали из-под алтаря землю в свои домы». В дальнейшем Шевелкин выдал следствию «Петропавловских богаделен многие бумаги» и среди них письма к «содержателю богаделен» поклонниц, «открывающие подлинное его поведение». Так, в письме помещицы Марьи Ярышкиной Курбатов «поставляем был в виде святого и единым ходатаем к Богу». Власти объявили успевшего скрыться Курбатова в розыск. В декабре 1800 г. блудный купеческий сын был взят под стражу, а Петропавловская церковь вновь осиротела.

Богадельня

Отношением от 19 февраля 1797 г. генерал-прокурор кн. А.Б. Куракин уведомил Владимирского губернатора, что Его Императорское Величество, снисходя на прошение купца Дмитрия Курбатова о построении им в г. Юрьеве-Польском при церкви Св. Апостолов Петра и Павла богадельни и содержании оной на своем коште, Высочайше повелеть соизволил дозволить. Вследствие чего у церкви Петра и Павла на месте, принадлежавшем Юрьевскому Архангельскому монастырь, были построены две богадельни, мужская и женская, при чем была возобновлена и церковь.
В богадельни принимались разного звания и обоего пола люди, по их желанию, за старостью, болезнями и по бедности. Мужчины содержались на счет Курбатова, а женщины с его же помощью и «посредством своего рукоделья». Так продолжалось около 2-х лет.
В марте 1799 г. Владимирская Духовная Консистория сообщила до преосвященного Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, сведениям, при состоящей в гор. Юрьеве кладбищенской Петропавловской церкви, приписанной к тамошнему Архангельскому монастырю, в кельях у купеческого сына Дмитрия Михайлова сына Курбатова имеют жительство многие из разных мест женского пола лица, но кто они таковы и имеют ли у себя на пребывание в тех кельях письменные от начальства виды – неизвестно, почему было поручено Юрьевскому протопопу Ивану Соловьеву и двум священникам исследовать, какие именно женщины и девки у послушника Михайлова в тех кельях живут, сколько им лет, по какому дозволению они допущены, на чьем содержании находятся в пр. Протопоп и священники представили в Консисторию список всех живущих в кельях женщин и девок, почему Консистория, принимая во внимание, что означенная церковь находится приписанной к Юрьевскому Архангельскому мужскому монастырю, в которой священнослужение исправляется монашествующими, по правилам же Святых Апостол и отец, как равно и по государственным узаконениям, женскому полу при мужских монастырях жить строго запрещается, определила просить Губернское Правление, в отвращение соблазна, дабы оно благоволило воспретить Курбатову принимать и содержать при показанном мужском монастыре женский пол; если же он из набожности своей желает при монастыре больницу, то он может с надлежащего дозволения принимать «из престарелых монашествующих или из отставных военнослужащих или из увечных мужского пола людей».
Губернское Правление предписало Юрьевскому городничему сделать по сему предмету при члене с духовной стороны изыскание. По произведенному расследованию оказалось, что Курбатовым было построено две богадельни, мужская и женская; каждая состоит из пяти покоев. В мужской богадельне содержится 4 человека, в том числе один казенный крестьянин 35 лет с данным ему «годовым плакатным паспортом»; в женской богадельне 38 человек, в том числе две дворянских девицы Аксинья Михайлова и Марья Ярышкина, вдова помещица Калужской губ. Тарусской округи Вера Шарапова, имеющая за собой движимое и недвижимое имущество, и 26 девок разного состояния, при чем из них большая часть в возрасте от 18 до 30 лет. Все они приняты Курбатовым частью по плакатным паспортам, частью по отпускным и прочим письменным видам или увольнительным письмам.
Губернское Правление нашло, что по силе узаконения богадельни устанавливаются исключительно для лиц, которые по старости лет, увечью и др. причинам, не будучи в силах прокормить себя работой, не имеют пропитания, а потому Курбатов, испрося Высочайшее соизволение на построение в г. Юрьеве богадельни, должен был в приеме в богадельню желающих сообразоваться с указанными правилами, между тем он построенные им богадельни наполнил одними почти женщинами и девками, как видно из списка, по которому мужского пола показано 4, а женского 38, из числа же сих последних многие совершенно в молодом возрасте, имея не более 18, 19 и 20 лет, затем есть дворянки, из коих одна вдова, имеющая за собой движимое и недвижимое имение. Такое положение дела не только противно установленному порядку, но «и наводит не малое сомнение, что под сим предлогом не сокрыт ли собственный его, Курбатова, интерес, не упоминая о том, что через сие подается повод другим к соблазнам», а потому Губернское Правление предписало Юрьевскому городничему указом, «отправив оной с нарочным на счет ево, так как таковой беспорядок произошел большею частью от несоблюдения им предписанного Высочайших учреждений в ХIX главе о должности ево»,- с получения указа тотчас же всех находящихся у Курбатова в богадельнях женского пола лиц, а также крестьянина Михайлова, как имеющего только 35 лет, разослать для отдачи их с расписками куда надлежит, дворянкам же объявить с подпиской, чтобы они немедленно отправились в места их постоянного жительства, и для сего, отобрав от них данные им свидетельства, дать им паспорта. Кроме того предписывалось городничему произвести исследование как о личности самого Курбатова, который именуется купцом, купеческим сыном и послушником, так и относительно причин допущенных им неправильных действий, обязав его подпиской. Чтобы впредь он никого в заведенную им богадельню из женского пола не принимал, из лиц же мужского пола допускал бы только тех, кои по старости лет, убожеству, болезни или другим причинам не могут работой доставить себе пропитание, чтобы по пространству богадельни принималось не более 40 человек и чтобы всем им доставляема была пристойная одежда и прокормление.
/Владимирская ученая архивная комиссия. Труды : Кн. 1-18 / Владимирская ученая архивная комиссия. - Владимир, 1899-1918. - 18 т./

Спустя пять лет с просьбой об «оставлении состоящей на старом кладбище Петропавловской церкви» обратилась титулярная советница Анна Михайловна Комендантова, урожденная княжна Голицына, и в январе 1806 г. богослужение в Петропавловской церкви было открыто.
Так продолжалось до 1825 г., когда церковь пришла в совершенную ветхость и Юрьевское городское общество возбудило перед Губернским правлением ходатайство о постройке новой каменной церкви, но епархиальное начальство решило: «Петропавловскую церковь - за ветхостью и ненужную для города - упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю вместе с капиталом, внесенным г-жею Комендантовой, с наличной суммой и имуществом». Согласно указу Святейшего Синода от 23 января 1830 г. церковь была разрушена.

Восстановителем храма стал купец Петр Бородулин, который пожертвовал собственной землей и выменял у крестьян с. Федосьино отошедшую к ним «пустошь Петропавловскую». 16 мая 1843 г Святейшим Синодом был издан указ, разрешавший строительство каменной церкви.

Храм во имя Петра и Павла

В 1843 г. неподалеку от городской заставы началось грандиозное строительство. Купец Бородулин получил разрешение построить здесь новый большой храм во имя Петра и Павла.
С 1843 по 1853 гг. был выстроен холодный пятиглавый трехпрестольный храм Апостолов Петра и Павла.
Здание получилось поистине великолепным, таким, какого в Юрьеве-Польском еще не было. Однако огромный новый пятиглавый храм Петра и Павла, с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами (тоже на световых барабанах) по углам, с огромными, высокими порталами, в византийском стиле, с тремя престолами оказался еще почти на двадцать лет без прихода.
В сер. XIX в. построена и теплая Успенская церковь монастыря.

Игуменье Введенского монастыря Пульхерии, еще в 1869 г. просившей епархиальное начальство о переведении монастыря «к загородной Петропавловской церкви на состоящую при ней землю», было отказано на том основании, что не нашлось «документов на принадлежность церкви Петропавловской 6-ти десятин показанной земли». Игуменье было поручено отыскать необходимые документы, но вскоре огонь уничтожил Введенский монастырь. И если бы не A.M. Курбатов, монастырь, возможно, вообще никогда не был бы возобновлен. Алексей Михайлович устранил главное препятствие - просто передал землю в собственность Петропавловской церкви. Последовавшее очередное прошение игуменьи, жертвовавшей, кстати, на устройство на новом месте вверенной ей обители 5000 рублей серебром из собственных средств, не могло не встретить поддержки и в епархии, и в Святейшем Синоде.
Упрочить положение не имевшей прихода Петропавловской церкви помог, как ни прискорбно, пожар 1871 г. Пройдет около трех лет, и настойчивые граждане Юрьева вдохнут новую жизнь и в погибший в пламени Введенский монастырь, и в сиротливо стоявшую Петропавловскую церковь.
В судьбе Петропавловской церкви принял участие еще один юрьевский купец по фамилии Курбатов, на этот раз Алексей Михайлович. В 1872 г. он выкупил «пустошь» и пожертвовал ее женскому монастырю. В июле 1874 г. Введенский женский монастырь был официально переведен к Петропавловской церкви и переименован в Петропавловский.
С 1874 г. обосновавшаяся на новом месте обитель официально стала называться Петропавловской.
20 июля 1874 г. «устроявшаяся обитель торжественно освящена была Высокопреосвященнейшим Антонием».

Слово сказанное Высокопреосвященным Антонием Архиепископом Владимирским но совершении Литургии 1874 г. июля 20 дня в Петропавловской церкви г. Юрьева, но случаю перемещения к ней Юрьевского Введенского девичьего монастыря

Благословен Господь Бог указавший сие святое место для устроения на нем обители иночествующих. Благодарение Вам, благочестивые обитатели Града сего, за то, что Вы не пожалели для нее самого лучшего места и своего достояния. Благодарение и Вам, иереи Божии, за то, что Вы выразили свое сочувствие к благому делу! Так слава и благодарение Господу и всем Вам.
Кто из Вас, Братия, мог думать, что на этом месте опять устроена будет иноческая обитель после того, как она уже давно упразднена? Здесь некогда был монастырь, основанный приснопамятным Митрополитом Иларионом, в честь нерве верховных Апостолов Петра и Павла, в т время, когда он управлял Епархией Суздальской и Юрьевской. С того времени начали здесь воз носиться теплые молитвы к Господу Богу и совершалась бескровная жертва. Но потом, в половине истекшего столетия, осталась одна только церковь, в которой не часто совершалось и боге служение. В 1-й четверти настоящего столетия эта церковь обветшала и была разрушена. Правда вскоре после того нашлись благочестивые христиане, любящие благолепие храмов Божиих, которые на свое иждивение создали, вместо деревянного этот величественный, каменный храм и снабдил его всем нужным, так что опять начало в нем совершаться Богослужение. Но существование сего храма за чертой града не достигало своей цели, и потому было не прочно. В нем не могло совершаться Богослужение торжественное; него не было своего прихода; даже и кладбищенской церковью он не мог быть, потому что для этой цели была и теперь имеется другая, ближе к городу стоящая церковь. Но вот Господу угодно, чтобы место сие опять было прославлено, чтобы здесь опять была обитель иночествующих, чтобы здесь было и торжественное служение и стройное пение: тогда несомненно будут здесь и молящиеся. И так по истине дивны и учительны судьбы Божии относительно места сего.
К перенесению на сие место обители, не мало шло препятствий, много было недоразумений. Да, это так впрочем и должно быть, потому что добрые дела никогда не совершаются без препятствий и затруднений. Но слава Господу Богу! Все препятствия преодолены, все недоразумения устранены. Святейший Всероссийский Синод благословил быть на месте сем обители иночествующих. Остается только призвать Божие благословение и постепенно благоустроять Св. обитель сию, к чему уже и приступлено, как это мы сами видели.
Мир всегда неприязненно смотрел на жизнь иноческую потому, что она шла прямо против него, она всегда напоминала ему о высшем нравственном совершенстве, к какому призван человеческий мир. Но еще более стал вооружаться против нее ныне, еще более неприязненно стал смотреть на нее, когда ум человеческий сделал много открытий и изобретений в области наук и искусств и, готовый взиматься на разум Божий, пошел по стихиям мира, а не по Христе,— когда удобства жизни и удовольствия чувственные сделались доступнее для всех его поклонников, а для некоторых даже целью всей их жизни. С тех пор он силится поколебать самые основания иночества и помрачить светлый лик его. Да это иначе и быть не может, потому что мир весь давно лежит во зле, по слову Писания. После сего как отрадно нам знать, что и в это неблагоприятное для обителей иноческих время есть люди, которые, неуклонно следуя по заповедям Христовым, коим сердечным сочувствием, для которого не дорога ни какая жертву, ободряют и других к христианским подвигам на скорбном пути иноческой жизни.
Сестры о Господе! На Вас вместе с вашей Настоятельницей лежит обязанность не только заботиться о благоустройстве обители, но и быть примером подражания вашим совершенствам. Чем же Вы можете достигнуть этого? - Своим трудолюбием, чтобы не только не быть Вам в тягости миру, но и иметь возможность благотворить другим своим чистым и святым житием, своим послушанием Начальству, особенно же своими молитвами, при чтении слова Божия и святых отеческих писаний. Молитесь же за властей, особенно за Отца отечества, нашего возлюбленного Монарха, весь Его Августейший Дом. Молитесь за тех кои сочувствовали вашему делу, приняли в нем живое участие и даже пожертвовали своею собственностью для того, чтобы дать Вам возможность в тиши уединения соделовать спасение ваше coбственное и послужить нравственным пользам близки их.
Будем молиться о Вас и мы, чтобы сам Бог своею благодатью совершил Вас во всяком дел благе, сотворити волю Его, творя в Вас благоугодное пред Господом нашим Иисусом Христом. Ему же слава во веки веков. Аминь.

«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 16 (15 августа 1874 года)

Игуменья Пульхерия управляла Введенским монастырем с 1847 г. и умерла 14 октября 1881 г. Еще одной старейшей насельницей юрьевского женского монастыря оступила в монастырь в 1843 г., пострижена в монашество в 1864 г.) соратницей игуменьи Пульхерии была сестра Клавдия. С 1871 г. она казначея, а в 1891 г. - настоятельница Петропавловского монастыря. Несмотря на возраст (родилась в 1824 г.), игуменья Клавдия была очень энергична. Ее заботами в 1892 -1902 гг. была построена очень красивая колокольня в русском.

Еще не будучи игуменьей, Клавдия в 1886 г. при содействии крестьянина с. Петровское Юрьевского уезда Григория Лаврентьевича Карзова устроила внутри монастыря, с восточной стороны, предназначавшийся для общежития деревянный корпус.
В 1889 г. настоятельницей Петропавловского женского монастыря была открыта женская церковно-приходская школа на 37 девочек на деньги, пожертвованные крестьянкой села Петровского Параскевой Карзовой. Школа отличалась благоустроенными службами и приличным оборудованием: 11 новейшего образца парт, шкаф для библиотеки, присланные Братством святого Александра Невского учебники и принадлежности. Из подаренной Карзовым сарпинки 24 ученикам были сшиты форменные платья, что придало школе «особенно красивый и опрятный вид». Разместив у себя девочек на учебное время, сестры избавили их от необходимости ежедневно ходить в школу издалека.
По распоряжению Совета Братства святого Александра Невского заведующей школой стала игуменья Клавдия, законоучителем - священник Д.Ф. Сахаров. Давать уроки рукоделия изъявила желание известная мастерица, послушница монастыря Л.И. Кокушкина, по классу пения - послушница А.А. Пенская, дочь дьякона, обладавшая «достаточным умением обучать пению при посредстве скрипки». Скромное торжество открытия школы состоялось 25 сентября 1892 г.
В 1899 г. Попечительница – игумения Клавдия, Законоучитель – свящ. Александр Николаевич Лихарев, Учительница – Мария Ивановна Юдицкая.
В школе преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, грамоту, шитье и рукоделие.


В 1889 г. крестьянка села Петровского пожертвовала значительные средства на строительство богадельни при женском Петропавловском монастыре.
В 1898 г. при Петропавловском женском монастыре была открыта богадельня, в которой получили приют 7 женщин.

Заслуги игуменьи Клавдии неоднократно отмечались Святейшим Синодом, с уважением относились к деятельной настоятельнице и юрьевцы. В скорбный день 19 декабря 1904 г. весь город пришел проститься с игуменьей. Погребена она была у алтаря холодной церкви.

Спустя три года в Петропавловском монастыре на 71-м году жизни скончалась Прасковья Сергеевна Карзова. Известная «ревнительница по благоустройству храмов», Карзова имела серебряную и золотую медали от Святейшего Синода. Как писали «Владимирские епархиальные ведомости», «благотворительность покойной выразилась во многих тысячах рублей».

С 1905 г. настоятельницей монастыря стала игуменья Евлампия.


Храм во имя Петра и Павла

Успенская теплая церковь

Успенская теплая церковь монастыря была построена примерно в то же время, что и Петропавловская. Сейчас ее трудно распознать в оставшихся руинах, заросших деревьями и кустарником, а тогда это была довольно просторная красивая церковь в неорусском стиле, увенчанная одной главкой на шатровом завершении.


Руины Успенской теплой церкви

Пятиярусная колокольня


Пятиярусная колокольня

Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в кон. XIX в. в том же, что и весь монастырь, неорусском (византийском) стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. О строительстве колокольни позаботилась очень много сделавшая для монастыря игуменья Клавдия.

С благословения Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Владимирского, 31 марта 1913 года, старанием игумении Евлампии – настоятельницы монастыря, при помощи ревнителей святых обителей, открыта общая трапеза, в единение духа и поддержание иноческой жизни во вверенной ее управлению святой обители. После Божественной воскресной литургии 31-го марта из храма был совершен крестный ход в здание вновь устроенного трапезного помещения в монастырском корпусе, где в служении соответствующего молебна, кроме местного причта, приняли участие: соседний кладбищенский священник о. С. Извольский и наблюдатель церковно-приходских школ о. А. Троицкий. При прекрасном, умилительно-трогательном пении иноческого хора, совершено было водоосвящение и кропление св. водой открытого помещения. Настоятелем местного причта была сказана приличная случаю речь на тему «се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе». При чтении речи у всех почти насельниц обители невольно навертывались слезы умиления при мысли, что они навсегда и все будут иметь готовый насущный кусок хлеба, получая его без нареканий со стороны мира.

В монастыре были три старинные иконы с частицами святых мощей привлекавшие богомольцев и список с образа Козельщанской иконы Божией Матери.

В 1920-х гг. монастырь был упразднен, а в 1925 г. продали на цветной металл все колокола.
В августе 1925 года в городе Юрьеве-Польском уездный исполком решил произвести продажу колоколов с колоколен бывшего Петропавловского монастыря «в целях благоустройства города». Деньги от продажи колоколов предполагалось истратить на дооборудование электростанции и водопровода, но получил отказ губисполкома по причине продажи этих колоколов Центром Госпромцветмету.

Сейчас в некогда благоустроенном и красивом монастырском дворе стоят коробки гаражей, собор и трапезная церковь лишены кровли и разрушаются.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

МОНАСТЫРИ Владимирской области
Город Юрьев-Польский.
Юрьевское княжество.
Михайло-Архангельский монастырь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Jupiter (03.06.2015)
Просмотров: 876 | Теги: Юрьев-Польский, монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика