Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:45
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Курбатов Дмитрий Михайлович, купец

Дмитрий Михайлович Курбатов

В 1794 году дозволено было Преосвященным Виктором юрьевскому купцу Дмитрию Михайлову Курбатову с прочими гражданами возобновить в гор. Юрьев-Польском Петропавловскую церковь без нарушения престола.
Дмитрию Михайловичу Курбатову к 1795 году не было и 30 лет, был он холост, грамоту знал «худо», имел «кроткий наружный вид, длинное простое одеяние и попущенные на лицо волосы». По свидетельству юрьевского городничего, он «упражнялся в живописном и резном художестве» да имел небольшую торговую лавку, в которой продавал получаемые из Москвы «печатные картины, отчего и с помощью родственников имел себе пропитание…» Был он «образа тих, безответен противу насмешек, ругательств и угроз, трезв и воздержен во всём, много молился, подавал милостыню и выпускал из-под стражи по долгам находящихся». Это привлекало к нему людей, особенно «пожилых деревенских барынь», которые начали почитать его за пророка, а он «при больших сборищах» читал и пояснял молитвы, говорил «нечто глупое и невразумительное, из чего приверженные к нему сами уже выводили гадательные заключения». В секретном письме Владимирского и Костромского генерал-губернатора Заборовского юрьевскому городничему от 13 октября 1795 года по этому поводу говорится вот что: «…в Юрьеве находится некто купеческий сын, который под личиною святости привлекает суеверный народ и, не будучи ни врач, ни Пророк, исцеляет будто бы немощи и предсказывает будущее, а между тем сам, хотя впрочем молодой и здоровый человек, находится в совершенной праздности во вред обществу».
В 1794 г. Курбатов испросил у Преосвященного благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь святых Апостолов Петра и Павла. Нашел щедрых вкладчиков из купцов московских и «по советам неизвестных людей и по собранным рисункам» выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом».
Ещё во время строительства церкви губернатор Преосвященному Виктору писал, что Курбатов «тунеядец и обманщик и его деятельности надо положить преграду». Городничий Юрьева старался внушить Курбатову и его отцу, «что не должен он под видом благочестия приучать к себе людей и тем славиться, врачевание лучше предоставить людям, в том сведущим, а ещё лучше жениться и обратить попечение на дела, купцу приличные».
В мае 1796 г. сам Преосвященный Виктор освятил возобновленную церковь.
Дмитрий Михайлович продолжил свою "пророческую» деятельность. Для этого он удачно использовал возможности территории Петропавловского монастыря, частью которых у него появилась возможность распоряжаться. Он сделал над «Абрамиевым гробом» «плотничей работой вышиною в аршин на столбиках небольшую крышку», названную им «голбчик», и покрыл последний «кумачною пеленою с крестом, нашитым из лент, …чтоб привлечь простой народ». Однако культ новой «святыни» в народе не прижился, а в 1798 году пелену с «голбчика» и вовсе украли.
Но суеверные люди в надежде на исцеление всё же брали землю с «Абрамиевой могилы». Оборотистый купеческий сын попытался обратить это на пользу своему начинанию. В ходе следствия купеческий сын Иван Кукушкин сообщил, что ещё в 1795 году во время возобновления Курбатовым загородной церкви приказал он «близь той церкви вырыть колодец… и велел жившему тогда при нём юрьевскому купцу Шевёлкину положить… духов вокруг сруба на дно, …чтобы от воды произвести приятный запах». Кукушкин Шевёлкина «от колодца прогнал», но вскоре обнаружил, что духи «высыпаны были под алтарь строящейся той церкви, откуда и происходил запах, и некоторые из простых людей, почитая сие чудом, брали из-под алтаря землю в свои домы». Многие по-прежнему почитали Курбатова за святого и целителя. Так, например, помещица Марья Ярышкина, жившая в Петропавловской богадельне, писала о нём так: «поставляем был в виде святого и единым ходатаем к Богу».
«Отношением от 19 февраля 1797 г. генерал-прокурор кн. А.Б. Куракин уведомил Владимирского губернатора, что Его Императорское Величество, снисходя на прошение купца Дмитрия Курбатова о построении им в г. Юрьеве-Польском при церкви Св. Апостолов Петра и Павла богадельни и содержании оной на своем коште, Высочайше повелеть соизволил дозволить. Вследствие чего у церкви Петра и Павла на месте, принадлежавшем Юрьевскому Архангельскому монастырь, были построены две богадельни, мужская и женская, при чем была возобновлена и церковь.
В богадельни принимались разного звания и обоего пола люди, по их желанию, за старостью, болезнями и по бедности. Мужчины содержались на счет Курбатова, а женщины с его же помощью и «посредством своего рукоделья». Так продолжалось около 2-х лет.
В марте 1799 г. Владимирская Духовная Консистория сообщила до преосвященного Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, сведениям, при состоящей в гор. Юрьеве кладбищенской Петропавловской церкви, приписанной к тамошнему Архангельскому монастырю, в кельях у купеческого сына Дмитрия Михайлова сына Курбатова имеют жительство многие из разных мест женского пола лица, но кто они таковы и имеют ли у себя на пребывание в тех кельях письменные от начальства виды – неизвестно, почему было поручено Юрьевскому протопопу Ивану Соловьеву и двум священникам исследовать, какие именно женщины и девки у послушника Михайлова в тех кельях живут, сколько им лет, по какому дозволению они допущены, на чьем содержании находятся в пр. Протопоп и священники представили в Консисторию список всех живущих в кельях женщин и девок, почему Консистория, принимая во внимание, что означенная церковь находится приписанной к Юрьевскому Архангельскому мужскому монастырю, в которой священнослужение исправляется монашествующими, по правилам же Святых Апостол и отец, как равно и по государственным узаконениям, женскому полу при мужских монастырях жить строго запрещается, определила просить Губернское Правление, в отвращение соблазна, дабы оно благоволило воспретить Курбатову принимать и содержать при показанном мужском монастыре женский пол; если же он из набожности своей желает при монастыре больницу, то он может с надлежащего дозволения принимать «из престарелых монашествующих или из отставных военнослужащих или из увечных мужского пола людей».
Губернское Правление предписало Юрьевскому городничему сделать по сему предмету при члене с духовной стороны изыскание. По произведенному расследованию оказалось, что Курбатовым было построено две богадельни, мужская и женская; каждая состоит из пяти покоев. В мужской богадельне содержится 4 человека, в том числе один казенный крестьянин 35 лет с данным ему «годовым плакатным паспортом»; в женской богадельне 38 человек, в том числе две дворянских девицы Аксинья Михайлова и Марья Ярышкина, вдова помещица Калужской губ. Тарусской округи Вера Шарапова, имеющая за собой движимое и недвижимое имущество, и 26 девок разного состояния, при чем из них большая часть в возрасте от 18 до 30 лет. Все они приняты Курбатовым частью по плакатным паспортам, частью по отпускным и прочим письменным видам или увольнительным письмам.
Губернское Правление нашло, что по силе узаконения богадельни устанавливаются исключительно для лиц, которые по старости лет, увечью и др. причинам, не будучи в силах прокормить себя работой, не имеют пропитания, а потому Курбатов, испрося Высочайшее соизволение на построение в г. Юрьеве богадельни, должен был в приеме в богадельню желающих сообразоваться с указанными правилами, между тем он построенные им богадельни наполнил одними почти женщинами и девками, как видно из списка, по которому мужского пола показано 4, а женского 38, из числа же сих последних многие совершенно в молодом возрасте, имея не более 18, 19 и 20 лет, затем есть дворянки, из коих одна вдова, имеющая за собой движимое и недвижимое имение. Такое положение дела не только противно установленному порядку, но «и наводит не малое сомнение, что под сим предлогом не сокрыт ли собственный его, Курбатова, интерес, не упоминая о том, что через сие подается повод другим к соблазнам», а потому Губернское Правление предписало Юрьевскому городничему указом, «отправив оной с нарочным на счет ево, так как таковой беспорядок произошел большею частью от несоблюдения им предписанного Высочайших учреждений в ХIX главе о должности ево»,- с получения указа тотчас же всех находящихся у Курбатова в богадельнях женского пола лиц, а также крестьянина Михайлова, как имеющего только 35 лет, разослать для отдачи их с расписками куда надлежит, дворянкам же объявить с подпиской, чтобы они немедленно отправились в места их постоянного жительства, и для сего, отобрав от них данные им свидетельства, дать им паспорта. Кроме того предписывалось городничему произвести исследование как о личности самого Курбатова, который именуется купцом, купеческим сыном и послушником, так и относительно причин допущенных им неправильных действий, обязав его подпиской. Чтобы впредь он никого в заведенную им богадельню из женского пола не принимал, из лиц же мужского пола допускал бы только тех, кои по старости лет, убожеству, болезни или другим причинам не могут работой доставить себе пропитание, чтобы по пространству богадельни принималось не более 40 человек и чтобы всем им доставляема была пристойная одежда и прокормление» (Владимирская ученая архивная комиссия. Труды : Кн. 1-18 / Владимирская ученая архивная комиссия. - Владимир, 1899-1918. - 18 т.).
Власти же всё-таки решили положить конец деятельности новоявленного целителя и объявили успевшего скрыться Дмитрия Курбатова в розыск. В декабре 1800 г. блудный купеческий сын был взят под стражу, а Петропавловская церковь вновь осиротела.

Еще в нач. XX в. сохранялись на кладбище Петропавловского монастыря «памятник-плита под которым похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень», в народе получивший название «Абрамиев гроб». Вот что об этой могиле говорится в справке губернского правления губернатору П. С. Руничу от 7 февраля 1800 года: «Деревянная часовня, т. н. Абрамиев гроб, построена в 20 саженях от богаделен, пространством на 4-х аршинах, осьмиугольная. Место сие по объявлению жителей называлось в старину убогим домом, где погребались убиенные или утопленники. На оном или близ оного с давних лет надгробный небольшой камень, в него утверждён каменный же крест, на котором видны неявственно остатки надписи, означающей одно только имя – Абраамий, а кто именно был сей Абрамий, никто из тамошних жителей не запомнил и не знает…»
Секта «Новое православие» и Григорий Босой
Отчет о противосектантской и противостарообрядческой деятельности Братства Св. Благ. Великого Князя Александра Невского за 1912-1913 г.
Отчет о противосектантской деятельности Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского за первую половину 1913-1914 года.
Противораскольническая деятельность духовенства Владимирской губернии за 1914 г.
Скопчество во Владимирской епархии
Скопчество в селе Нушполе Александровского уезда Владимирской епархии
Из истории молоканства во Владимирской епархии
Деятельность Братства Александра Невского против раскола
Владимирская епархия.
Категория: Юрьев | Добавил: Николай (28.11.2018)
Просмотров: 1252 | Теги: Юрьев-Польский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru