Религиозная Организация "Свято-Введенский Никоновский Мужской Монастырь Города Юрьев-Польский Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" зарегистрирована 6 декабря 2006 г.
Игумен Машнин Эдуард Алексеевич.
Адрес: город Юрьев-Польский, Каланчевский переулок, д. 5.
Введенский девичий монастырь
Еще до появления Введенского женского монастыря на его месте стояла приходская деревянная церковь во имя Алексия, Митрополита Московского. Время основания монастыря неизвестно, но деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая упоминается в окладных патриарших книгах 1628 г. так: «церковь Николая Чюдотворца на посаде въ девичье монастыре… дани четырнадцать алтынъ три денги десятильничья гривна». В период 1659-1662 гг. в монастыре была игуменией Матрона. Упразднили деревянную церковь Николая Чудотворца в 1666 г., когда возвели первую каменную церковь монастыря во имя преподобного Никона Радонежского чудотворца (освящена 14 ноября), с придельным престолом Святителя и Чудотворца Николая. Так как в трапезе этой церкви был «особый иконостас Святителя Николая Чудотворца», то она и в бумагах именовалась то «Никоновской», то «Николаевской». Название Никоновской церковь получила не случайно. По преданию, эта церковь построена на том месте, где жил препод. Никон, сподвижник преподобного Сергия Радонежского, до поступления его в обитель препод. Сергия.
Базарная площадь Юрьев-Польского. Правее видна сломанная колокольня монастыря
Вид с колокольни Георгиевского собора
Никоновский мужской монастырь
Церковь Николая Чудотворца
В 1685 году была снова построена отдельная деревянная церковь во имя Николая Чудотворца (освящена 27 января) и стояла она до 1710 года, а в этом году, во время бывшего в Юрьеве пожара, сгорела. В этом же пожаре сгорела и соборная деревянная монастырская церковь Введения Пресвятой Богородицы. От этого пожара в монастыре сохранилась только одна Никоновская каменная церковь.
В 1722 г. в Николо-Введенский монастырь переведены монахини из Покровского монастыря.
В 1725 г. к Никоновской церкви был пристроен, вместо сгоревшей Введенской церкви, каменный придел в честь Введения Пресв. Богородицы, на средства «христолюбивых дателей».
В 1756 г. в семье диакона Введенского девичьего монастыря родился сын Евлампий (Введенский) (1756-1813) – будущий епископ Калужский и Боровский.
В 1763 г. усердием игумении монастыря Агафии и прихожан, дозволено было указом из «Казенного Приказа», по благословению Преосвященного Геннадия, Епископа Суздальского и Юрьевского, построить соборную каменную пятиглавую церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Эта новая церковь строилась в 1763—1770 годах «подаянием христолюбивых дателей и приходских людей». На устройство в ней иконостаса с образами, дверей, «затворов» в окна, на штукатурку внутри, за неимением местных средств, по ходатайству Преосвященного Геннадия, вследствие просьбы игумении Агафии, доставлено было из Государственной Коллегии Экономии, при указе от 5 июли 1771 года, 499 руб. ассигн. В 1775 году 6 июня она была освящена, по совету Преосвященного Тихона, Епископа Суздальского и Юрьевского и по указному предписанию, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а не во имя Святителя Николая, такт, как монастырь именуется Введенским, а Введенский храм — придел при Никоновской церкви, был переименован во имя Святителя Николая.
Колокольня прежде стояла отдельно от церквей: за ветхостью она была разобрана и вместо ее в 1811 —1826 годах построена другая каменная же в 4 яруса, в линии ограды с западной стороны.
Монастырь первоначально обнесен был деревянной оградой, но в 1785 году с трех сторон — восточной, южной и западной,— усердием Юрьевского купца Петра Карцева, сложена была каменная ограда с пятью небольшими башнями, а в 1856 году и с северной стороны, вместо «деревянного заборника», сложена каменная ограда с двумя небольшими башнями, старанием игумении Пульхерии, на собранные деньги (Означенные каменные церкви — холодная Введенская и теплая Никоно-Никольская, с каменными — колокольней и оградой,— после монастыря остались приходскими: первая Введенская без существенных изменений, а вторая — теплая в 1887—88 гг. переделана и украшена внутри при местном священнике Александре Минервине и церковном старосте Александре Дмитриевиче Овсянникове.).
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Вотчин у монастыря не было, а были во владении его только «четырнадцать дворишков бобыьских», находившихся около монастыря, да и те бобыли в 1670 году взяты были от монастыря и приписаны в посад города Юрьева. На содержание монастыря по 1670 год отпускалось каждогодно ружное жалованье хлебом из «Приказа Большой Казны из Юрьевской Таможенной избы», а именно: игумении с сестрами ржи 47 четвертей и столько же овса; священнику ржи 6 четвертей и столько же овса, диакону ржи 4 четверги полтора четверика и столько же овса, да на просфоры пшеницы четверть с полуосминою и полтора четверика. В 1670—1704 годах ружное жалованье, взамен ржи, овса и пшеницы и за бобылей,— отпускалось на монастырь и причт из «той же Избы» деньгами по 84 руб., 20 алтын и 1 деньге в год. В последующих годах это ружное жалованье давалось в меньшем количестве по случаю Русско-Шведской войны, а именно: в 1705 году— 42 руб. и 15 алтын, в других годах—по 21 рублю 7 алтын и 3 деньги в год, а в некоторых годах ничего не отпускалось, и тогда игумения и монахини «пропитание имели oт мирского подаяния».
Монахинь в Введенском монастыре было: в 1705 г. с игуменьей 30 человек; в 1723 году с игуменьей 30 человек ружных и 42 безружных.
В 1725 году в Введенский монастырь переведены были монахини Покровского женского монастыря (Покровский монастырь иначе именовался Никитским, в память чего ныне при Покровской приходской церкви есть другая — Никитская церковь.), находившегося в конце города Юрьева, на юго-западной стороне за рекой Колокшей, где осталась приходская Покровская церковь.
Келлий в монастыре по ведомости за 1727 год показано было 50 деревянных. Количество населениц в 1727 году с игуменьей 62 человека и 35 белиц, да начальница Ирина с 3-мя монахинями, переведенные из Покровского монастыря; в 1732 г. с игуменьей 74 человека, кроме белиц.
В 1860—1870 годах были: настоятельские покои каменные с деревянным наверху мезонином и 18 деревянных келлий.
О причте в монастырских ведомостях показано: за 1723 год «попов 2, диакон 1, дьячок 1»;— за 1727 год — «поп Игнатий, поп Андрей, диакон Василий, дьячек Иаков, итого четыре человека».
По штату Высочайше утвержденному в 1764 году Введенский монастырь положен в 3 классе, с игуменьей, казначеей, 15-ю монахинями, 2 священниками, и 2 церковниками и со штатным жалованьем по 840 руб. 63 к. ассигнациями. При переложении ассигнации на серебро, в 1839 году, штат монастырский утвержден тот же. Кроме штатного жалованья монастырю даны угодья: пахотная и покосная казенные земли, водяная мукомольная мельница и рыбные ловли (Эти земли перешли к Петропавловскому монастырю по перенесении туда Введенского монастыря.), а причту в 1771 и 1772 годах отведена, при генеральном межевании, пахотная земля в смежности с городом Юрьевом, в количестве 11 ½ десятин (Эта земля, по перенесении монастыря к загородной Петропавловской церкви, осталась, по особому распоряжению Епархиального Начальства, при приходской Введенско-Никольской церкви в пользовании причта.). В 1870 году в монастыре состояло: игуменья, казначея, 13 монахинь, 2 штатные послушницы, 29 указных послушниц, 40 человек на испытании, 2 священника, диакон, дьячок и пономарь.
Из игумений Введенского монастыря упоминаются:
Матрена в 1659 г., Марина—1679 г., Феодосия 1701—1711 гг., Наталия 1711—1732 гг., Феодосия 1732—1738 гг., Ираида 1739—1760 гг., Агафия 1760—1779 гг., Евпраксия 1779—1802 гг., Александра 1802—1811 гг., Измарагда 1812—13 г., Серафима 1813—1829 гг., Македония 1829—1836 гг., Максимилла 1836—1837 гг., Мария 1837—1847 и Пульхерия с 1847 г., померла настоятельницей уже Петропавловского монастыря 1881 г. 14-го октября. Кроме Пульхерии в Петропавловском монастыре игумениями были: Евгения † 16 июня 1897 г. и Клавдия † 16 дек. 1904 года.
От всех деревянных его келлий остался один пепел, а от келлий настоятельницы остались одни каменные стены (Стены эти с разрешения Епархиального Начальства разобраны и кирпич употреблен на ограду Петропавловского женского монастыря.). На теплом и холодном храмах стропила и решетник в некоторых местах выгорели, а в теплом храме закоптела вся внутренность с иконами и иконостасом. От колокольни остались одни стены: крест с нее упал, три колокола — в 198 пудов, 60 п. 37 ф. и в 2 пуда — упали на землю и разбились, 4 небольших колокола упали на стены пролетов и остались целы, а 4 малые, висевшие при часах на колокольне, растопились и от них остался малый слиток меди, найденный на стене верхнего пролета. Дома у обоих священников и у пономаря, находившиеся близ монастыря, также сгорели. После такого сильного пожара, по распоряжению Епархиального Начальства, монахини и штатные послушницы размещены были по некоторым женским монастырям епархии на временное жительство, а из остальных послушниц — иные приютились тоже в монастырях, а иные — у родственников. Монастырские деньги, документы и вещи отправлены были для хранения в ризницу Архангельского монастыря, а все церковное имущество Введенской и Никоно-Никольской церквей передано в заведывание причта и избранного церковного старосты; да поступила еще — из монастырского капитала, через консисторию, на исправление означенных поврежденных пожаром церквей и колокольни — расчетная книжка в 3000 рублей с процентами по ней 231 руб. 30 коп.
В 1874 году Святейший Синод благословил устройство Введенского монастыря на новом месте, при загородной ружной Петропавловской церкви.
История перенесения бывшего Введенского монастыря на новое означенное место следующая. Еще в 1869 году настоятельница Введенского монастыря игумения Пульхерия обратилась к Епархиальному Начальству с просьбой, в которой изъяснив, что монастырь этот находится в центре города, в местности самой тесной (всего 1718 кв. саж.) и неудобной, окруженной со всех сторон деревянными строениями градских обывателей, и что монастырская церковь есть вместе и приходская, чем стесняются и хозяйственные собственно-монастырские распоряжения и самое совершение богослужения,— просила перевести этот монастырь к бесприходной загородной Петропавловской церкви на состоящую при ней землю около 6 десятин; к этому она присоединила, что на такое перенесение все сестры обители согласны и на этот предмет имеется капитал до 7000 рублей. Епархиальное Начальство, признавшее перенесение монастыря на другое место необходимым, встретило к сему, по собрании сведений, одно препятствие — отсутствие документов на принадлежность церкви Петропавловской 6-ти десятин показанной земли, и потому поручило игумении Пульхерии отыскать эти документы. В 1871 году, как выше помянуто, монастырь весь сгорел. В 1872 году Юрьевский купец Алексей Михайлович Курбатов изъявил Епархиальному Начальству, через докладную записку, свое намерение подарить в крепостную собственность Петропавловской церкви приобретенную им, Курбатовым, пустопорожнюю пахотную, сенокосную и огородную землю с садом, находящуюся в смежности с городским кладбищем, под названием «отхожа пустошь Петропавловская», в количестве 6 десятин, 83 квад. саж., для устройства на ней Введенского женского монастыря, при чем представил все необходимые документы. В том же году игумения Пульхерия письменно заявила Архиепископу Владимирскому Антонию, что она обещается пожертвовать из своих средств 5000 руб. сер. на устройство вверенной ей обители на новом месте, если последует на это разрешение Святейшего Синода. За неимением в виду препятствий к принятию жертвуемой купцом Курбатовым земли и к перенесению на оную Введенского монастыря, Высокопреосвященный Антоний в том же 1872 году от 23 мая вошел в Святейший Синод с ходатайством об испрошении Высочайшего соизволения на укрепление жертвуемой земли за находившейся на оной церковью во имя св. Апостолов Петра и Павла и о разрешении устроить при той церкви женскую обитель вместо сгоревшего Введенского монастыря. Вследствие этого ходатайства Святейший Синод благословил перенесение Введенского монастыри к Петропавловской церкви. Другим указом Святейшего Синода от 24-го октября 1874 года дано было знать о воспоследовавшем в 31 день августа Высочайшем соизволении на укрепление за Петропавловской церковью пожертвованной земли. Обрадованные такой милостью сестры Введенского монастыри с примерной энергией и поспешностью приступили к устройству обители на новом месте, и в два лета обитель обнесена была кругом каменном оградой, а теплая церковь была распространена; в тоже время построено было десять новых келлий.
К довершению радости сестер устроившаяся обитель торжественно освящена была самим Высокопреосвященнейшим Антонием 20 июля 1774 года.
5 мая 1884 г. состоялась закладка церкви Введенско-Никольской в городе Юрьеве, при архимандрите Модесте протоиереем Успенским и приходском священнике Александре Миневрине. 27 октября 1885 г. освящен Никольский придел в храме Николо-Никоновском при громадном стечении народа. «27-го октября 1885 г. года в гор. Юрьеве совершилось обновление храма посвященного имени св. Николая Чудотворца. Храм этот — самый древний в городе оказался до того ветхим, что прихожане оного сочли нужным не только ремонтировать его, но и вовсе перестроить, и стали хлопотать о сем пред Епархиальным Начальством, которое, без сомнении, и разрешило. Строителем означенной церкви прихожанами избран был староста оной А. Д. Овсяников, который, отличаясь любовию и ревностию к устроению и украшению храмов Божиих, взялся за это дело с обычной ему энергией и уменьем и, спустя несколько времени, храм был готов к освящению. Построенный по плану Епархиального архитектора, храм оказался очень великим, просторным и величественным, так что теперь Никольский храм может считаться первым храмом в городе Юрьеве и по своей вместительности и по отделке. Самое освещение храма и, после оного, литургию совершали: о. архимандрит здешнего Архангельского монастыря Модест, о. протоиерей Георгиевского собора А.И. Успенский и священники: А. Минервин, А. Беляев и И. Косаткин. Народу на освящение собралось до 2-х тысяч человек. По окончании литургии и молебна, все прихожане Введенско-Никольской церкви собрались в квартире своего старосты, где и поднесли ему адрес следующего содержания: «Многоуважаемый, Александр Дмитриевич! Сегодня совершилось освящение нашего приходского храма во имя св. Николая Чудотворца, вновь отстроенного под Вашим руководством. Проникнутые глубоким душевным чувством признательности, мы, прихожане, считаем своим святым долгом выразить Вам свою сердечную благодарность в такой памятный для всех нас день, как сегодня. Много лет желали мы перестроить и обновить нашу древнюю церковь, но наши желания оставались только желаниями, лишь со вступлением Вас на должность старосты нашим долгим мечтам суждено было сбыться. Вы всецело отдались этому святому делу; Вы вложили в него всю свою душу. Сколько забот, сколько трудов положили Вы для осуществления общего желания прихожан; сколько встретили при этом, как в материальном, так и в нравственном отношениях преград, но с энергией достойной подражания и к чести Вашей преодолели их. Теперь, с помощью Божией, дело доведено до конца. На месте древней старинной церкви красуется великолепный храм. Он будет навсегда служить нам лучшим воспоминанием о Ваших трудах, заботах и стараниях. Будьте же добры, многоуважаемый Александр Дмитриевич, примите от нас подносимый Вам адрес, как выражение нашей глубокой благодарности и сердечной признательности за все Ваши труды, за все Ваши заботы, по приведению к концу такого святого и богоугодного дела». На подлинном адресе, на котором красуется надпись «от признательных прихожан церковному старосте Александру Дмитриевичу Овсяникову 1885 года октября 27 дня», следуют подписи 54-х человек прихожан разного сословия, звания и состояния. По прочтении сего адреса старейший прихожанином Введенско-Никольской церкви — статским советником М.А. Авдулиным, Александр Дмитриевич обратился к собравшимся с следующими приблизительно словами: «многоуважаемые прихожане! не нахожу слов, которыми бы я отблагодарил вас за поднесенный мне вами адрес; он глубоко тронул меня, может быть и не заслуживавшего сего. При сем не могу скрыть от вас того, что действительно на долю мою не мало выпало и материальных и нравственных преград при постройке оного храма. Но, благодарение Богу, все эти преграды препобеждены. Благодарю и вас, почтенные прихожане, сердечно, что при моих заботах о благоукрашении оного храма все вы относились ко мне сочувственно. Благодарю всех, кто утешал меня или добрым советом, или материальными средствами, или задушевным словом; во всем этом я почерпал и буду почерпать новые силы для оправдания общественного ко мне доверия, которым я дорожил и буду дорожить паче всяких почестей». После этих слов, по предложению Городского Головы М.Д. Овсяникова, прихожане сочли священным долгом уведомить Высокопреосвнященннейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского о совершившемся освящении своего храма, — почему тотчас же и была отправлена ими телеграмма на имя Его Высокопреосвященства. — Так кончилось торжество освящения и так прихожане почтили достопочтеннейшего ктитора своего древнего и величественного Никольского храма! Один из очевидцев» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 15-го ноября 1885). «Имею честь довести до сведения гг. церковных старост, что печной мастер, юрьевский мещанин Алексей Анисимов Смирнов, очень хорошо сделал в гор. Юрьеве при Введенско-Никольской церкви духовую печь под полом, так что она по величине церкви берет дров очень немного; величина же церкви мерою: длиною 27 арш., 22 арш. шириною и вышиною 9 ¼ арш., и в течение нынешней зимы сожжено дров 33 саж.; сырости в церкви нет; вентиляция как печная, так и стенная устроена очень хорошо; воздух прекрасный. Церковный староста А. Д. Овсяников» (Владимирские епархиальные ведомости. 1886, № 8).
В Введенской церкви было три престола: в холодной – в честь Введения Пресвятой Богородицы, в теплой церкви: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя преподобного Никона. Обе церкви и колокольня были обнесены каменной оградой. Из старинных священных предметов в церкви хранились: 1) Напрестольный сребропозлащенный крест, с частицами св. мощей, с надписью: «сооружися сеи крест сположением святых мощей тщанием Юрьевскаго купца Дмитрея Иванова сына Карцева 1754 года декабря 1 дня». Весу в кресте 80 ½ зол. 2) Напрестольный сребропозлащенный крест с частицами св. мощей, с надписью: «сеи святы крест сооружен с положением святых мощеи в веденский девич монастырь что в городе Юрьеве Польском при игумении Евпраксии и при священнике Петре Иванове 1794 году месеца сентября перваго дня весу 3 фун. 33 зол.». 3) Сребропозлащенный напрестольный крест, с частицами св. мощей; весу в нем 46 зол. 4) Кипарисная доска с частицами св. мощей разных угодников Божиих, мерою 4 ½ вершка высоты и 4 вершка ширины. Церкви принадлежала каменная сторожка. Причт: священник, диакон и псаломщик. Годовое содержание причта: процентов с церковного капитала, от земли, за требоисправления и другие церковные службы, получается до 1385 рублей. В приходе значилось в кон. XIX века 65 дв, душ мужеского пола 332, а женского пола 387 душ.
Скромный юбилей
Не широковещательное, не с громкими и обильными речами и восхвалениями, но самое скромное торжество происходило в Юрьевском Введенско-Никольском храме 13-го декабря 1915 года. В этот день, с разрешения Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, происходило чествование о. диакона означенной церкви Николая Евфимиевича Лаврова, по случаю исполнившегося пятидесятилетнего служения его Церкви Божией, сначала в низшем чине клира церковного, а потом в сане диакона. В воскресный день 13-го декабря, при многочисленном стечении богомольцев-прихожан, торжественно совершена была Божественная Литургия благочинным о. протоиереем А. Знаменским в сослужении местного священника о. М. Чижова и зятя юбиляра священника Левкоева, при участии всех о.о. диаконов гор. Юрьева. По окончании благодарственного молебна и соответствующих многолетий, о. протоиерей А. Знаменский сказал приличествующее слово, а сослужащие священники произнесли приветствия юбиляру, один — как сослужитель, а другой — как зять юбиляра. О. диакон Н.Е. Лавров, виновник торжества, с старческим сердечным волнением выслушавши приветствия, со слезами умиления принял Св. икону, поднесенную ему от прихожан в лице ктитора церкви и вместе с тем Юрьевского городского головы Д.М. Овсянникова. Затем юбиляр вспомнил весь свой тяжелый пройденный путь трудовой жизни, жизни одного только труда с первого года службы и «до сего дне». Исключительно только благодаря своему замечательному и редкому трудолюбию, при скудных средствах, он сумел воспитать, обучить и устроить детей своих так, как далеко не всякому приходится, так что на склоне лет своих он, как «пахарь добрый», с легкой душой мог-бы сказать про себя, что он «с поля убрался», — если-бы обстоятельства войны временно не остановили этого душевного его покоя. В настоящее время на театре военных действий все три сына его: военный доктор и два офицера. Дочь его в замужестве за священником. Честь и хвала юбиляру, воспитавшему детей на пользу и благо отечества и послужившему безукоризненно полвека Церкви Божией. Пожелаем ему послужить еще многия лета!... Диакон Николай Добронравов.(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1916 г.).
В советское время храмы были закрыты, и в них разместился склад с мастерскими, а потом долгое время здания занимал хлебозавод.
Мужской Свято-Введенский Никоновский монастырь
Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь
24 декабря 2000 года определением Священного Синода монастырь был открыт как мужской, его новое название − Свято-Введенский Никоновский. На территории возрожденной обители начаты восстановительные работы.