Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
20:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » художники

Кирсанова Наталья Васильевна

Кирсанова Наталья Васильевна

Кирсанова Наталья Васильевна (12(25)02.1912, Владимир - 1986) - Советский художник-декоратор, прикладник. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР (1976).

Кирсанова Наталья Васильевна родилась 12(25) февраля 1912 года во Владимире.
С 1930 г. живёт в Москве. Приехав в Москву, она поступила в Московский архитектурный институт, а затем в 1935 году на только что открытый художественный факультет при Московском текстильном институте.
Этот институт стал первым в Советском Союзе учебным заведением, где начали готовить кадры художников-профессионалов для бурно развивающейся в 20–30-х годах текстильной промышленности. На факультете изучали основы живописи, историю декоративно-прикладного искусства. Практику студенты проходили на московских предприятиях, создавая для них эскизы тканей. Окончила Московский текстильный институт в 1940 году.
В 1940-41 гг. работала художником по набивным тканям на фабрике им. Я.М. Свердлова.
Для советского текстиля первой пятилетки было характерно обращение к тематическому рисунку. В тканях появились изображения заводов и фабрик, дымящихся труб и сельскохозяйственных машин. Однако этот стиль «дымящихся труб» вскоре совершенно исчезает. На его место приходят орнаменты, основывающиеся на народных традициях.
В 1942-44 гг. работала художником-декоратором в Центральном театре кукол.
В 1945 году Н. Кирсанова пришла на Московский шелковый комбинат «Красная Роза», где проработала двадцать лет. Послевоенные годы стали временем появления художественных индивидуальностей в промышленном текстиле. Среди таких художников ткани, как Н. Жовтис, М.В. Хвостенко, С.А. Заславская, С.М. Агаян, Кирсанова, будучи яркой индивидуальностью, занимает почетное место.
После войны предприятия выпускали в основном хлопчатобумажные и искусственные ткани. Комбинат «Красная Роза» работал с искусственным шелком, орнаментированный растительным узором. В те годы среди целого ряда художников бытовало мнение, что чем дороже ткань, тем она должна быть цветистее. Поэтому появилось множество тканей, на которых в обилии были изображены цветы, листья, гирлянды, выполненные в натуралистической манере. Кирсанова же в те годы работала над несложными цветочными узорами, повторявшимися в небольшом раппорте. В одной из первых своих работ на комбинате «Красная Роза» она обращается к ставшему тогда редкостью тематическому рисунку и создает в 1947 году эскиз для крепдешина «30 лет СССР». Подход художницы был смел и нов. При первом беглом взгляде декор выглядел как обычный цветовой орнамент. Но при более внимательном рассмотрении он оказывался условно трактованным хороводом девушек, в местах скрещивания которого в виде орнамента был помещен текст «30 лет СССР».
За эти годы в основном сложился творческий метод Кирсановой, построенный на обобщенном решении изобразительного мотива. Это касается как трактовки отдельных цветов, так и подробностей пространственного решения, когда цвет передает объем. По такому принципу построены рисунки «Космеи» (1949), «Цветочные гирлянды» (1951), «Ромашки, красные и желтые тюльпаны» (1954). Работая над купонными тканями для юбок, популярными в молодежной моде начала 50-х годов, Кирсанова включает в них мотив цветочной гирлянды, создавая большое разнообразие подобных композиций.
В 50-е годы Кирсанова использует в цветочном орнаменте геометрические линии, что позволяет говорить о новых чертах в промышленном текстиле тех лет. В дальнейшем цветочный орнамент был потеснен геометрическим и абстрактным. Это в свою очередь способствовало отходу от традиционных композиций в тканях. Новаторство заключалось в соединении конкретного и условного начал в решении изобразительных мотивов и композиционных построений. Фон записывается так, что его почти не видно. Таковы эскизы Кирсановой «Белые цветы на черной сетке» (1954), «Зеленые листья» (1957), «Оптика» и «Павлиний глаз» (оба –1958). В 60-х годах в орнаментах художницы превалируют абстрактные композиции, как, например, в эскизах «Мазки», «Голубые цветы», «Волны». В это же время Кирсанова все больше обращается к декоративным тканям, ткет гобелены. Свои ткани-репсы «Ковровый» (1963), «Солнышко» (1965) и другие она разрабатывает с учетом особенностей пространства жилого помещения, они становятся точкой отсчета в поиске орнамента.
С 1965 г. работала на комбинате декоративно-прикладного искусства Московского отделения Художественного фонда РСФСР.
Первые гобелены Кирсановой были созданы с расчетом на пространство интерьера, где они помещались. Позднее они приобрели характер самостоятельного, выставочного произведения, как, например, гобелен «Вечер на окраине» (1966). В последующие годы были созданы гобелены «Волга», «Электрификация» и «Геометрический» (все –1967), «Московская кольцевая» (1968) и другие. Все они отличаются высоким мастерством исполнения, выразительным композиционным решением.
Сложной, но интересной, потребовавшей большого такта, стала для Кирсановой работа над проектом занавеса для сцены нового здания МХАТ. Среди огромного количества эскизов художница выбрала тот, который в своем образном решении перекликался с занавесом старого здания. Так же в центре композиции парит чайка – символ МХАТ, так же пространство занавеса членят горизонтальные полосы-волны.


Книга «Кирсанова Наталья Васильевна – Стриженова», 1976 год издания

В целом творчество Кирсановой прочно вошло в историю советского декоративно-прикладного искусства. Оно служит образцом активного творческого отношения к серийной продукции в текстиле, в гобелене же достигает высот подлинного искусства.
Заслуженный художник России (1976).
Умерла в 1986 году.

Источники:
- Алпатова И., Поэзия ткани. Творчество Н. В. Кирсановой, Декоративное искусство СССР, 1962, 7.
- Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012
Владимирский Союз художников
Владимирская энциклопедия

Категория: художники | Добавил: Николай (31.01.2022)
Просмотров: 472 | Теги: художник, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru