Семёновское — село в Киржачском районе Владимирской области России, входит в состав Горкинского сельского поселения.
Село расположено на берегу реки Шерна в 1,5 км на запад от центра поселения посёлка Горка и в 14 км на север от райцентра города Киржач, в 4 км от железнодорожной станции Бельково большого кольца Московской железной дороги. «Село Семеновское-Шуйское, при р. Шорне, находится в Александровском уезде; отстоит от губернского города в 110 верст. и от своего уездного в 20 верст». [2]
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
В середине XVI - начале XVII в. село принадлежало роду князей Шуйских.
В 1556 г. с. Семёновским владел Фёдор Иванович Скопин Шуйский (ум. 1557, погребён в Рождественском соборе в Суздале). В 1533 г. он был воеводой в Вязьме, в 1537 и 1540 гг. - воеводой в сторожевом полку в Коломне, а затем на Плёсе. В 1541-1544 гг.- воевода в Костроме. В 1544 г. возведён в бояре. В 1543 г. Фёдор Иванович вместе с князьями Иваном и Андреем Михайловичами Шуйскими, в малолетство царя Иоанна Васильевича, будущего Грозного, свергнув близкого царю боярина И.Ф. Вельского и митрополита Иосафа, фактически управлял Московским государством. В «Истории России с древнейших времён» известный историк СМ. Соловьёв писал: «В ночь со 2 на 3 января Иван Вельский был схвачен на своём дворе и утром на другой день отослан на Белоозеро в заточение; но живой он был страшен и на Белоозере, и потому в мае трое преданных Шуйским людей отправились на Белоозеро и умертвили Вельского в тюрьме. Двоих главных советников Вельского разослали по городам: князя Петра Щенятева в Ярославль, Ивана Хабарова в Тверь; Щенятева взяли у государя из комнаты задними дверями. Митрополит Иоасаф был разбужен камнями, которые заговорщики бросали к нему в келью; он кинулся во дворец; заговорщики ворвались за ним с шумом в спальню великого князя, разбудили последнего за три часа до свету; не найдя безопасности во дворце подле великого князя, приведённого в ужас, Иоасаф уехал на Троицкое подворье, но туда за ним прислали детей боярских, новгородцев с неподобными речами; новгородцы не удовольствовались одними ругательствами, но чуть-чуть не убили митрополита, только троицкий игумен Алексей именем св. Сергия да боярин князь Димитрий Палецкий успели удержать их от убийства; Иоасафа взяли наконец и сослали в Кириллов Белозерский монастырь, на его место возведён был в митрополиты новгородский архиепископ Макарий; мы видели, что новгородцы всем городом участвовали в низвержении Вельского и Иоасафа; видно также, что Макарий и прежде имел связь с Шуйским.
Иван Шуйский недолго жил после этого; власть перешла в руки троих его родственников - князя Ивана и Андрея Михайловичей Шуйских и князя Федора Ивановича Скопина-Шуйского; между ними первенствовал князь Андрей, уже известный нам по своим сношениям с удельным князем Юрием. По свержении и смерти Вельского у Шуйских не могло быть соперника, сильного по собственным средствам; но опасность являлась с другой стороны: великий князь вырастал и могли выступить на сцену люди, страшные не собственными силами, но доверенностию государя, теперь уже не младенца; и вот Шуйские сведали, что расположением Иоанна успел овладеть Фёдор Семёнович Воронцов, брат известного Михаила Семёновича - приближённого отца Иоанна Грозного, Василия III. 9 сентября 1543 г. трое Шуйских и советники их - князь Шкурлятев, князья Пронские, Кубенские, Палецкий и Алексей Басманов - взволновались в присутствии великого князя и митрополита в столовой избе у государя на совете, схватили Воронцова, били его по щекам, оборвали платье и хотели убить до смерти; Иоанн послал митрополита и бояр Морозовых уговорить их, чтоб не убивали Воронцова, и они не убили, но повели с дворцовых сеней с позором, били, толкали и отдали под стражу. Государь прислал опять митрополита и бояр к Шуйским сказать им, что если уже Воронцову и сыну его нельзя оставаться в Москве, то пусть пошлют их на службу в Коломну. Но Шуйским показалось это очень близко и опасно; они сослали Воронцовых в Кострому... и сами Шуйские обходились теперь с Иоанном не так, как прежде их старшие, с их ведома пестуны Иоанновы позволяли себе те поблажки, о которых говорит Курбский. Новое положение Иоанна в тринадцатилетнем возрасте видно уже из того, что при описании свержения князя Вельского и митрополита Иоасафа об Иоанне сказано только, что он сильно испугался; при описании же происшествия с Воронцовым говорится, что Иоанн уже ходатайствовал у Шуйских за своего любимца. Поступок Шуйских с Воронцовым был последним боярским самовольством; неизвестно, как, вследствие особенно чьих внушений и ободрений, вследствие каких приготовлений тринадцатилетний Иоанн решился напасть на Шуйского - иначе нельзя выразить тогдашних отношений. Молодой великий князь должен был начать свою деятельность нападением на первого вельможу, и это нападение будет такое, к каким приучили его Шуйские: 29 декабря 1543 г. Иоанн велел схватить первого советника боярского, князя Андрея Шуйского, и отдать его псарям; псари убили его, волоча к тюрьмам; советников его - князя Федора Шуйского, князя Юрия Темкина, Фому Головина, который позволил себе известный нам поступок с митрополитом, и других - разослали». Фёдор Иванович Скопин-Шуйский скоро возвратился ко двору.
В 1546 г. князь Фёдор был воеводой в правой руке у князя Юрия Васильевича (брата Иоанна Грозного). В 1547 г. после страшного московского пожара князь Фёдор Иванович Скопин-Шуйский и некоторые другие лица не только уверяли царя в виновности Глинских (родственники матери царя Иоанна), но и возбудили против них народ до такой степени, что один из Глинских сделался жертвой разъярённой черни. Молодой Иоанн Грозный пощадил князя Фёдора Ивановича Скопина и его единомышленников, быть может потому, что в их числе были духовник Иоанна Грозного, протоиерей Феодор Бармин, и дядя царицы Анастасии Романовны Григорий Юрьевич Захарьин... Но власть Глинских к ним не перешла. В 1547-1551 гг. Ф. И. Скопин-Шуйский - воевода сторожевого полка в Коломне. В 1548,1553 и 1555 гг. оставался в отсутствие государя «ведать Москву» с ближайшим родственником царя, князем Василием Андреевичем. В 1557 г. князь Фёдор Иванович перед смертью принял схиму с именем Феодосия».
Сын его Василий Фёдорович Скопин-Шуйский в 1577 г. был воеводой Большого полка в Ливонском походе, в том же году пожалован в бояре. В 1582 г. В.Ф. Скопин Шуйский наравне с Иваном Петровичем Шуйским был главным воеводой и защитником Пскова от войск польского короля Стефана Батория. В 1587 г. назначен наместником в Каргополь. В царствование сына Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, когда усилилась вражда между Шуйскими и Борисом Годуновым, Шуйских обвинили в измене государю, взяли под стражу и разослали в отдалённые места, но Василию Фёдоровичу дозволили жить в Москве. В 1591 г. он снова был наместником Каргопольским, в 1593 г. управлял Владимирским судным приказом, в 1595 г. скончался, приняв схиму с именем Ионы.
В 1623 г. в с. Семёновском уже стояла деревянная трёхпрестольная церковь «Успения Пречистой Богородицы с приделами Святителя Николая Мирликийского, Симеона Иерусалимского, да святой великомученицы Екатерины».
По духовному завещанию князя Ивана Ивановича Шуйского, утвержденному в 7146 (1638) году царем Михаилом Феодоровичем, сельцо Семеновское поступило во владение Троице-Сергиева монастыря; вместе с селом завещаны и деревни: Рязанка, Климова, Перегудова (Перегудово еще называли Пересудово, иногда Перечудово), Карпова, Васильева, Курбатова, Елизарова и Дубровка. При передаче села Семеновского составлена была опись села и деревень. По этой описи в селе был двор боярский – горница с комнатою на подклетях, повалуша да сени, но за повалушей другая горница с сеньми на подклетях, а около хором конюшенный двор, конюшни заборчатые, на дворе 3 житницы, поварня, ворота большие покрыты тесом, скотный двор, а на дворе изба дворникова… близ села мельница о двух поставах; в селе 3 двора бобыльских пустых и 2 – нежилых. В деревне Рязанове – 3 двора крестьянских и 1 – пустой, в деревне Климове – 4 крестьянских двора и 4 – пустых, Белкове – 2 двора крестьянских и 5 – пустых, 3 бобыльских жилых и 4 – пустых, в Карпове – 1 двор жилой и 6 – пустых, Василеве – 1 жилой и 1 – пустой, Курбатове – 2 крестьянских жилых и 5 – пустых, Елизаркине – 1 бобыльский жилой и 1 – пустой, в Дуброве – 1 крестьянский жилой и 3 – пустых. Через сорок лет население этой вотчины значительно возросло. По переписным книгам 1678 года в селе Семеновском значится 2 двора бобыльских, в деревне Рязановой – 13 дворов крестьянских, Климове – 12 дворов, Белкове – 16 дворов, Перегудове – 13 дворов, Карпове – 9 дворов, Щербатове – 12 дворов, Василеве – 10 дворов (это уже новые деревни, образовавшиеся после 1638 года), Дуброве – 8 дворов; население мужского пола в этих деревнях 358 душ.
По ведомости о вотчинах Троицкой Лавры за 1761 год в селе Семеновском с деревнями числится 446 душ мужеского пола, земли – 660 четвертей, сена – 1340 копен, лесу непашенного – 28 десятин, лесу-рощи – 16 кв. верст; крестьяне пашут на Лавру 66 десятин, сена косят 80 копен; посылают в Лавру работников конных – 2, пеших – 1, косцов – 2, на сноповую и сенную возку – 10 подвод, к молотьбе хлеба рабочих конных – 2, пеших – 2; при селе казенного хлеба: ржи – 161 четв., гречи – 12 четв., пыжу гречневого – 4 четв., семя конопляного – 1 четв. 2 четверика; получается оброку за разные звания – 128 руб. 68 1/2 коп., на покупку монашествующим на свитки холста – 11 руб. 12 коп., за землю – 2 руб. 47 1/2 коп.; оброчного хлеба: ржи – 26 четв. 5 четверик 6 1/2 гарн., овса – 24 четверти, конопли – 6 четвериков, ярицы – 7 четв. 2 четверика, ячменя – 7 четв. 2 четверика, пшеницы – 2 четверти, крупы – 2 четверти; прикащикова хлеба: ржи – 2 четверти 1 четверик, овса – 2 четверика, пшеницы – 3 четверика. Неокладных сборов: приплодного с пашни хлеба ржи – 64 четверти 1 четверик, конопель – 1 четверик, гречи – 39 четвертей, собранного с крестьян с имеющихся у них со пчелами наличных ульев меду 3 пуда 20 фунтов. При том селе мельница и скотский завод, на котором корова 1, телица – 1, подтелок – 1, овец – 28, ягнят – 29; с завода поставляют в лавру: подхомутников 1, потник – 1, сукна сермяжного – 33 аршина, кож жеребковых – 6».
По упразднении монастырских вотчин в 1764 году Семеновское с деревнями перешло в ведение государственных имуществ.
В 1838 г. открыта оберточно-бумажная фабрика «Троицко-Сергиевской Лавры», в с. Шуйском-Семеновском. Перестроена вновь арендатором купцом Герас. Фомич. Лезиным. См. Бельковская фабрика «Свобода»
В XIX — начале XX века село входило в состав Махринской волости Александровского уезда.
С 1929 года село входило в состав Бельковского сельсовета Киржачского района, позднее — в составе Горкинского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 43 чел., в 1905 г. – 117 чел., в 1926 г. – 116 чел., в 2002 г. – 13 чел., в 2010 г. – 13 чел.
Приход села Семеновского-Шуйского
Когда в Семеновском построена в первый раз церковь, с точностью неизвестно. Хранившийся старинный антиминс, освященный в 1623 году патриархом Филаретом в церковь Успения Божией Матери, свидетельствует, что в то время в Семеновском была уже церковь. В 1638 году составлена была опись этой церкви: «церковь Успенiе Пречистые Богородицы да предел Николая Чудотворца да предел Симеона, Епископа Iерусалимскаго, да предел свят. вел.-муч. Екатерины, а в церкви Божiя Милосердiя образов – деисус с праздники и пророки да двери царскiя и северныя, Пречистая запрестольная, крест запрестольный – писаны на золоте; да местных образов в кiотех – образ Пречистыя Богородицы Владимiрскiе, у нея пелена камка на золоте, опушка камка кизылбашская, образ Успенiя Пречистыя Богородицы, у нея пелена бархат на золоте обложена камкой голубой, образ Николая Чудотворца с деянiями, венец-скань с финифтом, 5 каменей: 3 лазоревых и 2 червцы, 350 жемчужин да гривна серебряная чеканная позолочена да 9 крестов да 6 панагей, а в гривне 4 камени голубых, 2 копейки серебряных вызолоченных, а приклад на чепи на серебряной, пелена бархат на золоте, опушена камкою голубою. Против леваго клироса образ местный Троицы Живоначальныя, пелена бархат на золоте обложена камкою голубою, образ Преподобнаго Сергiя – пелена камка на золоте, образ Покрова Пречистыя Богородицы; образы местные писаны все на красках, пелена камка червчата чешуйчатая на золоте; крест серебряный с мощьми, блюдо оловянное, чаша медная, двои сосуды, воздухи – камка алая; пелена на престоле – атлас червчатый. Покровец на Пречистой запрестольной – тафта алая с двух концов сажено жемчугом. Риза – камка белая чешуйчатая, оплечье бархат – рыт червчат. Уларь (орарь) бархат золотной… Завеса дороги полосатыя. Свеча восковая поставная, 4 свечи с подсвечниками белыми, 2 подсвечника деревянных крашеных… Колоколиница деревянная брусяная, а на ней 2 колокола малых, 2 побольше. Евангелiе напрестольное печатное, другое – письменное апракос; книги богослужебныя печатныя и письменныя». По переписным книгам 1678 года при этой церкви значится поп Петр Петров, дьячка нет, просвирница Федосьица. В ведомости о церквах Переславской Епархии за 1799 год сказано: «в селе Семеновском деревянная церковь во имя Успенiя Пресвятыя Богородицы с приделами Святаго священномученика Симеона Iерусальмскаго и Святыя великомученицы Екатерины». Таким образом, в течение почти двух столетий в Семеновском существовала деревянная церковь. В 1816 году вместо деревянной построена каменная церковь с такой же колокольней, но колокольня в 1874 году перестроена.
В с. Семёновском-Шуйском в семье священника родился Николай Максимович Меморский (1820-1869) - будущий священник. Он описал историю родного села во «Владимирских губернских ведомостях», в №№ 6 и 7 за 1850 г. напечатаны его статьи «Село Семёновское-Шуйское» и «Писчебумажная фабрика при с. Семёновское-Шуйское». В 1840 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию, в 1842 г. рукоположен во священника, служил в храмах Переславля (см. Вознесенский храм). Здесь провёл почти всю жизнь, в Переславле и умер. Отец Николай Меморский был одним из первых краеведов в г. Переславле-Залесском. В 1848-1852 гг. о. Николай Максимович Меморский сотрудничал во «Владимирских губернских ведомостях», публикуя статьи по истории переславских храмов («Горицкий кафедральный Успенский собор в Переславле-Залесском» (1849), «Борисоглебская церковь в Переславле-Залесском» (1851) и т.д.
1885 г. «В этом селе существует писчебумажная фабрика и пчельный пасек, принадлежащий Махрищскому монастырю, состоящему в ведении Троице-Сергиевой Лавры. В состав прихода, кроме с. Семеновского, в коем 4 двора, входят следующие селения: д. Рязанки, д. Климово, д. Бельково, д. Перечудово, д. Карпово, д. Курбатово, д. Василево и д. Дубровки; последние две деревни отстоят от церкви в 4 верст. и составляют самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 774 м. и 807 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию, но есть и военные; прихожане занимаются хлебопашеством и фабричной промышленностью; раскольников в приходе нет. Причта по штату назначено: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Константин Соловьев, студент, который священствует с 1863 г. и награжден скуфьей. При сей церкви земли: усадебной 3 д. 80 кв. с., пахотной 19 д. 1576 кв. с., сенокосной 11 д. 1069 кв. с. На оную землю имеются особые планы и межевые книги, кроме 5 д. пахотной земли, на которую особого плана и межевой книги не имеется, а оная значится в обще межевом плане смежных крестьянских земель. Дома у причта собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада и жалованья не получается, а получается им всего в год до 870 рублей». [2]
Престолов в церкви три: в холодной – в честь Успения Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой – во имя Святого священномученика Симеона Иерусалимского и Святой великомученицы Екатерины. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из Св. икон замечательны: 1) небольшая икона священномученика Симеона в ризе басемного серебра; по преданию, этот образ пожертвован в церковь князьями Шуйскими; 2) икона Святого Николая Чудотворца в житии; края иконы обложены басемным серебром, венец серебряный, по краям унизан жемчугом, две цаты – одна жемчужная, а другая – серебряная, в венце и цатах – драгоценные камни; на этот образ князем Шуйским приложена серебряная вызолоченная цепочка с 9 крестами (2 серебряных, шесть каменных с Распятием серебряным, один роговой, обложенный в серебро) и 6 образками различной формы. Сохранилась постная Триодь печати 1656 года с надписью: «приложил в 1765 году старец Пахомiй по себе и по своих родителях». Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1800 года, исповедные росписи с 1824 года. [1]
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (700 руб.) – 28 руб.; б) от служб и требоисправлений - до 909 руб.; в) от земли – до 150 руб., а всего до 1080 рублей в год. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной – 3 десятины 80 кв. сажень, пахотной – 19 десятин 1576 кв. сажень, сенокосной – 11 десятин 1096 кв. сажень; план и межевая книга на землю имеются, кроме 5 десятин пахотной земли. [1] Приход состоял из села Семеновского и деревень: Рязанок (2 версты от церкви), Климова (2 версты), Белькова (2 версты), Перегудова (1 верста), Карпова (1 верста), Курбатова (4 версты), Василева (4 версты) и Дубровки (4 версты), в коих по клировым ведомостям числилось 794 души мужского пола и 889 женского; все православные. [1]
Семеновско-Шуйское училище, Махринской волости, в селе Семеновско-Шуйском. Основано в 1883 г. стараниями местного священника на церковно-приходские средства. Ближайшие училища: Махринское в 5 вер. и Романовское — 6 вер. В 1884 г. «Помещение собственное, деревянное, вместе с церковной сторожкой; по свету и теплоте очень удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длиной 11, шириной 9, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий недостаточно — на 69 руб. 70 коп. Библиотеки нет, кроме 16 книг. Земли нет. Законоучитель священник Константин Соловьев, студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 1883 г.; учительница Анна Покровская, окончившая курс в Александровском начальном училище, преподает с 1876 г., а в настоящем училище с 1883 г. Попечители: священник Константин Соловьев и крестьянин Матвей Егорович Мухин; пожертвовали — 1-й 2 портрета Государя Императора и Государыни Императрицы, а 2-й — 6 саж. дров. При открытии училища поступило 39 м. и 9 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 2 м. и 1 д. К 1-му января 1884 г. состояло 37 м. а 8 д. Учатся все вместе. Возраст: 7—8 л. 15, 8—9 л. 14, 9—10 л. 7, 10—11 л. 6, 11—12 л. 3. Из учащихся: 2 из с. Семеновско-Шуйского, 5—д. Рязанова—1 вер., 9—д. Климова—1 вер., 7—д. Белькова—1 вер., 16—д. Перегудова—3/4 вер. и 6—д. Василева—3 вер. Ночлежный приют есть, в котором иногда остаются в дурную погоду. Живущ. на квартирах нет. Вероисповедания православного. По сословиям: мещ. 2 м., крест. 35 м. и 8 д. Средства: от земства 144 р. 70 к.; платы за учение нет. Расходы: жалованье — законоучителю 15 р., учительнице 60 руб.; на книги и учебные пособия 69 р. 70 к. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили 8 грам., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 20-го сентября. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 2. Уроков в неделю: по Закону Божию 3, по Русскому языку 8, по Славянскому языку 3, по арифметике 3, по пению 1. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Учащихся в 1892 – 93 учебном году было 56. [1]
„Чудесное спасение от смерти. В приходе моем произошел недавно следующий знаменательный случай. 26-го января текущего года в 2 часа дня приехал ко мне прихожанин — крестьянин деревни Дубровок Димитрий Архиппов Онуфриев с просьбой приобщить женщину деревни Курбатова (моего же прихода), пропавшую без вести во время вьюги, 22-го января, и найденную 26-го числа в 1 ч. дня в поле. Я тотчас же отправился. По приезде на место в деревню Дубровки я узнал, что найденная женщина была крестьянка деревни Курбатова Ирина Андреева Шмонова, которая очень обрадовалась моему приезду и заплакала от радости, что Господь сподобляет ее принять Св. Тайны. На мой вопрос: „Как ты оказалась в поле?“ — она мне рассказала следующее. „В воскресенье я пошла из дома побывать к мужу, который проживает в работниках в соседней деревне, и хотела в этот же день вернуться обратно, так как дома оставила малолетних детей. Муж, оказалось, был в отлучке, и я, не дожидаясь его возвращения, поспешила обратно домой, тем более, что в этот день была вьюга. В деревне давали мне лошадь доехать до дома, но я отказалась, надеясь дойти. Между тем метель к вечеру усилилась и я, не дойдя даже до деревни Дубровок (деревня, лежащая на пути к дому), сбилась с дороги и ночью бродила по полю, надеясь попасть в деревню. Наконец, выбившись из сил, начала ползать на руках. А вьюга не переставала бушевать и заносить меня. Глаза залепляло снегом, в сапогах и варежках был снег. Я стала зябнуть и тут, видя, что я погибаю, начала молиться: „Господи, не дай мне погибнуть без покаяния! Пресвятая Богородица, угодник Христов Николай, спасите меня, ради моих малолетних детей! И вдруг мне показалось, что подходит ко мне Параскева Заглавнова (Девица — дочь крестьянина, у которого работает ее муж, хотя на самом деле ее тут не было.) и начинает покрывать меня одеялом. Мне сделалось тепло и я заснула. Проснулась я, когда уже было светло и снова начала ползать — искать деревню, не соображая, где я нахожусь. Между тем шуба на мне, сапоги и варежки намерзали и сделались жесткими ледышами. Весь день я искала какого-либо жилья, но не нашла. Вижу, начинает темнеть и, выбившись из сил, решила опять лечь. Помолилась Богу и снова стала чувствовать тепло. От сильного жара сколько я, батюшка, по ночам переела снегу! Наконец заснула. Первые две ночи спала до утра. Встану, уже светло и думаю: вероятно, в деревне давно встали, и опять начинаю ползать — искать деревню. И так все время вставала и ложилась до нынешнего дня. Сегодня я стала чувствовать, что силы меня начинают оставлять. Ну, думаю, часа два больше не проживу. Только подумала и слышу голос: «вот она». Смотрю, наш Курбатовский крестьянин Матфий Симеонов Красновский. Уложил он меня на лыжи и привез сюда. Замечательно, что ни один член ее тела не отморожен. Я заметил правую руку опухшей и спросил: «почему у тебя опухла правая рука»? — «А я, отвечает Ирина, ею больше разгребала снег, когда ползала», при этом добавила, что у нее и ноги снизу до колен опухли, потому что они были в обледенелых сапогах. Ирина жаловалась, что сильно сорвала кожу на коленах и на сгибах пальцев. После сего она была исповедана мною и приобщена Св. Таин. Чрез три дня ссадины на руках и ногах подсохли, опухоль пропала и Ирина чувствует себя совершенно здоровой. По выходе из дома мне указали на ее варежки, лежавшие в санях, которые были найдены в поле. Поистине достойно удивления! Это — две льдины с небольшими дырочками для пальцев, в которых заметна кровь. Сапоги уже обтаяли до моего приезда. В шубе до 3 п. веса. Очевидцы говорят, что на том месте, где Ирина ползала, столько наделано дорог (следов), что, если бы протянуть их в одну линию, то получилась бы длина до 20 верст. Как известно, после этой ночи получено было много известий из разных концов России о найденных мертвых телах, о полузамерзших людях... Означенная крестьянка (женщина слабого телосложения) через 4 суток найдена живой и невредимой, и в настоящее время уже совершенно здорова. Поистине Господь явил над ней чудо милости Своей по молитвам Пречистой Матери Своей и угодника Божия Святителя Николая, которых она все время призывала на помощь. Александровского уезда, села Семеновского-Шуйского священник Константин Заболотский (В. Е. В. № 12-й. 1912 г.). «Диакон села Семеновско-Шуйского, Александр, у, А Н. Кудрявцев прислал в редакцию письмо, в котором пишет: — Как сына духовного отца, меня готовили тоже и духовные. Но я не хотел быть таковым и все время просился у отца учиться в школе, но только не в духовной. Отец на это всегда говаривал:- «Полно, друг мой, ведь царь Николаша немного учился, а на свет пробился – был царем». И вот, как мне стукнуло 19 лет, менч женили, а архиерей благословил со словами:- «Служи, голубчик, в нашей братии!» Дальше Кудрявцев описывает как он «служил в братии» и заявляет: — Вот я и дул в братии 23 года. А сейчас я больше не хочу заниматься одурачиванием крестьянских масс и порываю свое служение в церкви—этой святой лавочке» (Газета «Призыв», 6 января 1925 г.).
В 1930-х гг. в с. Семёновское на р. Шерне разрушена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
На окраине пос. Горка была воссоздана по старым чертежам церковь села Семёновского-Шуйского.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c. 2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Пос. Горка Село Романовское