Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2019
11:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1024]
Суздаль [325]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [66]
Юрьев [154]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [104]
Гусь [115]
Вязники [223]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [85]
Александров [190]
Переславль [97]
Кольчугино [55]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [41]
Селиваново [24]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [35]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Киржач

Село Семеновское Киржачского района

Село Семеновское

Семёновское — село в Киржачском районе Владимирской области России, входит в состав Горкинского сельского поселения.
Село расположено на берегу реки Шерна в 1,5 км на запад от центра поселения посёлка Горка и в 14 км на север от райцентра города Киржач, в 4 км от железнодорожной станции Бельково большого кольца Московской железной дороги. «Село Семеновское-Шуйское, при реке Шерне, находится в 110-ти верстах от губернского города и в 20-ти от уездного». [1]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В 1838 г. открыта оберточно-бумажная фабрика «Троицко-Сергиевской Лавры», в с. Шуйском-Семеновском. Перестроена вновь арендатором купцом Герас. Фомич. Лезиным. См. Бельковская фабрика «Свобода»

В XIX — начале XX века село входило в состав Махринской волости Александровского уезда.
С 1929 года село входило в состав Бельковского сельсовета Киржачского района, позднее — в составе Горкинского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 43 чел., в 1905 г. – 117 чел., в 1926 г. – 116 чел., в 2002 г. – 13 чел., в 2010 г. – 13 чел.

В середине XVI - начале XVII в. село принадлежало роду князей Шуйских.
В 1556 г. с. Семёновским владел Фёдор Иванович Скопин Шуйский (ум. 1557, погребён в Рождественском соборе в Суздале). В 1533 г. он был воеводой в Вязьме, в 1537 и 1540 гг. - воеводой в сторожевом полку в Коломне, а затем на Плёсе. В 1541-1544 гг.- воевода в Костроме. В 1544 г. возведён в бояре. В 1543 г. Фёдор Иванович вместе с князьями Иваном и Андреем Михайловичами Шуйскими, в малолетство царя Иоанна Васильевича, будущего Грозного, свергнув близкого царю боярина И.Ф. Вельского и митрополита Иосафа, фактически управлял Московским государством. В «Истории России с древнейших времён» известный историк СМ. Соловьёв писал: «В ночь со 2 на 3 января Иван Вельский был схвачен на своём дворе и утром на другой день отослан на Белоозеро в заточение; но живой он был страшен и на Белоозере, и потому в мае трое преданных Шуйским людей отправились на Белоозеро и умертвили Вельского в тюрьме. Двоих главных советников Вельского разослали по городам: князя Петра Щенятева в Ярославль, Ивана Хабарова в Тверь; Щенятева взяли у государя из комнаты задними дверями. Митрополит Иоасаф был разбужен камнями, которые заговорщики бросали к нему в келью; он кинулся во дворец; заговорщики ворвались за ним с шумом в спальню великого князя, разбудили последнего за три часа до свету; не найдя безопасности во дворце подле великого князя, приведённого в ужас, Иоасаф уехал на Троицкое подворье, но туда за ним прислали детей боярских, новгородцев с неподобными речами; новгородцы не удовольствовались одними ругательствами, но чуть-чуть не убили митрополита, только троицкий игумен Алексей именем св. Сергия да боярин князь Димитрий Палецкий успели удержать их от убийства; Иоасафа взяли наконец и сослали в Кириллов Белозерский монастырь, на его место возведён был в митрополиты новгородский архиепископ Макарий; мы видели, что новгородцы всем городом участвовали в низвержении Вельского и Иоасафа; видно также, что Макарий и прежде имел связь с Шуйским.
Иван Шуйский недолго жил после этого; власть перешла в руки троих его родственников - князя Ивана и Андрея Михайловичей Шуйских и князя Федора Ивановича Скопина-Шуйского; между ними первенствовал князь Андрей, уже известный нам по своим сношениям с удельным князем Юрием. По свержении и смерти Вельского у Шуйских не могло быть соперника, сильного по собственным средствам; но опасность являлась с другой стороны: великий князь вырастал и могли выступить на сцену люди, страшные не собственными силами, но доверенностию государя, теперь уже не младенца; и вот Шуйские сведали, что расположением Иоанна успел овладеть Фёдор Семёнович Воронцов, брат известного Михаила Семёновича - приближённого отца Иоанна Грозного, Василия III. 9 сентября 1543 г. трое Шуйских и советники их - князь Шкурлятев, князья Пронские, Кубенские, Палецкий и Алексей Басманов - взволновались в присутствии великого князя и митрополита в столовой избе у государя на совете, схватили Воронцова, били его по щекам, оборвали платье и хотели убить до смерти; Иоанн послал митрополита и бояр Морозовых уговорить их, чтоб не убивали Воронцова, и они не убили, но повели с дворцовых сеней с позором, били, толкали и отдали под стражу. Государь прислал опять митрополита и бояр к Шуйским сказать им, что если уже Воронцову и сыну его нельзя оставаться в Москве, то пусть пошлют их на службу в Коломну. Но Шуйским показалось это очень близко и опасно; они сослали Воронцовых в Кострому... и сами Шуйские обходились теперь с Иоанном не так, как прежде их старшие, с их ведома пестуны Иоанновы позволяли себе те поблажки, о которых говорит Курбский. Новое положение Иоанна в тринадцатилетнем возрасте видно уже из того, что при описании свержения князя Вельского и митрополита Иоасафа об Иоанне сказано только, что он сильно испугался; при описании же происшествия с Воронцовым говорится, что Иоанн уже ходатайствовал у Шуйских за своего любимца. Поступок Шуйских с Воронцовым был последним боярским самовольством; неизвестно, как, вследствие особенно чьих внушений и ободрений, вследствие каких приготовлений тринадцатилетний Иоанн решился напасть на Шуйского - иначе нельзя выразить тогдашних отношений. Молодой великий князь должен был начать свою деятельность нападением на первого вельможу, и это нападение будет такое, к каким приучили его Шуйские: 29 декабря 1543 г. Иоанн велел схватить первого советника боярского, князя Андрея Шуйского, и отдать его псарям; псари убили его, волоча к тюрьмам; советников его - князя Федора Шуйского, князя Юрия Темкина, Фому Головина, который позволил себе известный нам поступок с митрополитом, и других - разослали». Фёдор Иванович Скопин-Шуйский скоро возвратился ко двору.
В 1546 г. князь Фёдор был воеводой в правой руке у князя Юрия Васильевича (брата Иоанна Грозного). В 1547 г. после страшного московского пожара князь Фёдор Иванович Скопин-Шуйский и некоторые другие лица не только уверяли царя в виновности Глинских (родственники матери царя Иоанна), но и возбудили против них народ до такой степени, что один из Глинских сделался жертвой разъярённой черни. Молодой Иоанн Грозный пощадил князя Фёдора Ивановича Скопина и его единомышленников, быть может потому, что в их числе были духовник Иоанна Грозного, протоиерей Феодор Бармин, и дядя царицы Анастасии Романовны Григорий Юрьевич Захарьин... Но власть Глинских к ним не перешла. В 1547-1551 гг. Ф. И. Скопин-Шуйский - воевода сторожевого полка в Коломне. В 1548,1553 и 1555 гг. оставался в отсутствие государя «ведать Москву» с ближайшим родственником царя, князем Василием Андреевичем. В 1557 г. князь Фёдор Иванович перед смертью принял схиму с именем Феодосия».
Сын его Василий Фёдорович Скопин-Шуйский в 1577 г. был воеводой Большого полка в Ливонском походе, в том же году пожалован в бояре. В 1582 г. В.Ф. Скопин Шуйский наравне с Иваном Петровичем Шуйским был главным воеводой и защитником Пскова от войск польского короля Стефана Батория. В 1587 г. назначен наместником в Каргополь. В царствование сына Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, когда усилилась вражда между Шуйскими и Борисом Годуновым, Шуйских обвинили в измене государю, взяли под стражу и разослали в отдалённые места, но Василию Фёдоровичу дозволили жить в Москве. В 1591 г. он снова был наместником Каргопольским, в 1593 г. управлял Владимирским судным приказом, в 1595 г. скончался, приняв схиму с именем Ионы.

В 1623 г. в с. Семёновском уже стояла деревянная трёхпрестольная церковь «Успения Пречистой Богородицы с приделами Святителя Николая Мирликийского, Симеона Иерусалимского, да святой великомученицы Екатерины».
По духовному завещанию князя Ивана Ивановича Шуйского, утвержденному в 7146 (1638) году царем Михаилом Феодоровичем, сельцо Семеновское поступило во владение Троице-Сергиева монастыря; вместе с селом завещаны и деревни: Рязанка, Климова, Перегудова (Перегудово еще называли Пересудово, иногда Перечудово), Карпова, Васильева, Курбатова, Елизарова и Дубровка. При передаче села Семеновского составлена была опись села и деревень. По этой описи в селе был двор боярский – горница с комнатою на подклетях, повалуша да сени, но за повалушей другая горница с сеньми на подклетях, а около хором конюшенный двор, конюшни заборчатые, на дворе 3 житницы, поварня, ворота большие покрыты тесом, скотный двор, а на дворе изба дворникова… близ села мельница о двух поставах; в селе 3 двора бобыльских пустых и 2 – нежилых. В деревне Рязанове – 3 двора крестьянских и 1 – пустой, в деревне Климове – 4 крестьянских двора и 4 – пустых, Белкове – 2 двора крестьянских и 5 – пустых, 3 бобыльских жилых и 4 – пустых, в Карпове – 1 двор жилой и 6 – пустых, Василеве – 1 жилой и 1 – пустой, Курбатове – 2 крестьянских жилых и 5 – пустых, Елизаркине – 1 бобыльский жилой и 1 – пустой, в Дуброве – 1 крестьянский жилой и 3 – пустых.
Через сорок лет население этой вотчины значительно возросло. По переписным книгам 1678 года в селе Семеновском значится 2 двора бобыльских, в деревне Рязановой – 13 дворов крестьянских, Климове – 12 дворов, Белкове – 16 дворов, Перегудове – 13 дворов, Карпове – 9 дворов, Щербатове – 12 дворов, Василеве – 10 дворов (это уже новые деревни, образовавшиеся после 1638 года), Дуброве – 8 дворов; население мужского пола в этих деревнях 358 душ.
По ведомости о вотчинах Троицкой Лавры за 1761 год в селе Семеновском с деревнями числится 446 душ мужеского пола, земли – 660 четвертей, сена – 1340 копен, лесу непашенного – 28 десятин, лесу-рощи – 16 кв. верст; крестьяне пашут на Лавру 66 десятин, сена косят 80 копен; посылают в Лавру работников конных – 2, пеших – 1, косцов – 2, на сноповую и сенную возку – 10 подвод, к молотьбе хлеба рабочих конных – 2, пеших – 2; при селе казенного хлеба: ржи – 161 четв., гречи – 12 четв., пыжу гречневого – 4 четв., семя конопляного – 1 четв. 2 четверика; получается оброку за разные звания – 128 руб. 68 1/2 коп., на покупку монашествующим на свитки холста – 11 руб. 12 коп., за землю – 2 руб. 47 1/2 коп.; оброчного хлеба: ржи – 26 четв. 5 четверик 6 1/2 гарн., овса – 24 четверти, конопли – 6 четвериков, ярицы – 7 четв. 2 четверика, ячменя – 7 четв. 2 четверика, пшеницы – 2 четверти, крупы – 2 четверти; прикащикова хлеба: ржи – 2 четверти 1 четверик, овса – 2 четверика, пшеницы – 3 четверика. Неокладных сборов: приплодного с пашни хлеба ржи – 64 четверти 1 четверик, конопель – 1 четверик, гречи – 39 четвертей, собранного с крестьян с имеющихся у них со пчелами наличных ульев меду 3 пуда 20 фунтов. При том селе мельница и скотский завод, на котором корова 1, телица – 1, подтелок – 1, овец – 28, ягнят – 29; с завода поставляют в лавру: подхомутников 1, потник – 1, сукна сермяжного – 33 аршина, кож жеребковых – 6».
По упразднении монастырских вотчин в 1764 году Семеновское с деревнями перешло в ведение государственных имуществ.

Когда в Семеновском построена в первый раз церковь, с точностью неизвестно. Хранившийся старинный антиминс, освященный в 1623 году патриархом Филаретом в церковь Успения Божией Матери, свидетельствует, что в то время в Семеновском была уже церковь.
В 1638 году составлена была опись этой церкви: «церковь Успенiе Пречистые Богородицы да предел Николая Чудотворца да предел Симеона, Епископа Iерусалимскаго, да предел свят. вел.-муч. Екатерины, а в церкви Божiя Милосердiя образов – деисус с праздники и пророки да двери царскiя и северныя, Пречистая запрестольная, крест запрестольный – писаны на золоте; да местных образов в кiотех – образ Пречистыя Богородицы Владимiрскiе, у нея пелена камка на золоте, опушка камка кизылбашская, образ Успенiя Пречистыя Богородицы, у нея пелена бархат на золоте обложена камкой голубой, образ Николая Чудотворца с деянiями, венец-скань с финифтом, 5 каменей: 3 лазоревых и 2 червцы, 350 жемчужин да гривна серебряная чеканная позолочена да 9 крестов да 6 панагей, а в гривне 4 камени голубых, 2 копейки серебряных вызолоченных, а приклад на чепи на серебряной, пелена бархат на золоте, опушена камкою голубою. Против леваго клироса образ местный Троицы Живоначальныя, пелена бархат на золоте обложена камкою голубою, образ Преподобнаго Сергiя – пелена камка на золоте, образ Покрова Пречистыя Богородицы; образы местные писаны все на красках, пелена камка червчата чешуйчатая на золоте; крест серебряный с мощьми, блюдо оловянное, чаша медная, двои сосуды, воздухи – камка алая; пелена на престоле – атлас червчатый. Покровец на Пречистой запрестольной – тафта алая с двух концов сажено жемчугом. Риза – камка белая чешуйчатая, оплечье бархат – рыт червчат. Уларь (орарь) бархат золотной… Завеса дороги полосатыя. Свеча восковая поставная, 4 свечи с подсвечниками белыми, 2 подсвечника деревянных крашеных… Колоколиница деревянная брусяная, а на ней 2 колокола малых, 2 побольше. Евангелiе напрестольное печатное, другое – письменное апракос; книги богослужебныя печатныя и письменныя».
По переписным книгам 1678 года при этой церкви значится поп Петр Петров, дьячка нет, просвирница Федосьица.
В ведомости о церквах Переславской Епархии за 1799 год сказано: «в селе Семеновском деревянная церковь во имя Успенiя Пресвятыя Богородицы с приделами Святаго священномученика Симеона Iерусальмскаго и Святыя великомученицы Екатерины».
Таким образом, в течение почти двух столетий в Семеновском существовала деревянная церковь. В 1816 году вместо деревянной построена каменная церковь с такой же колокольней, но колокольня в 1874 году перестроена.

В с. Семёновском-Шуйском в семье священника родился Николай Максимович Меморский (1820-1869) - будущий священник. Он описал историю родного села во «Владимирских губернских ведомостях», в №№ 6 и 7 за 1850 г. напечатаны его статьи «Село Семёновское-Шуйское» и «Писчебумажная фабрика при с. Семёновское-Шуйское». В 1840 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию, в 1842 г. рукоположен во священника, служил в храмах Переславля (см. Вознесенский храм). Здесь провёл почти всю жизнь, в Переславле и умер. Отец Николай Меморский был одним из первых краеведов в г. Переславле-Залесском. В 1848-1852 гг. о. Николай Максимович Меморский сотрудничал во «Владимирских губернских ведомостях», публикуя статьи по истории переславских храмов («Горицкий кафедральный Успенский собор в Переславле-Залесском» (1849), «Борисоглебская церковь в Переславле-Залесском» (1851) и т.д.

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Успения Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой – во имя Святого священномученика Симеона Иерусалимского и Святой великомученицы Екатерины. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из Св. икон замечательны: 1) небольшая икона священномученика Симеона в ризе басемного серебра; по преданию, этот образ пожертвован в церковь князьями Шуйскими; 2) икона Святого Николая Чудотворца в житии; края иконы обложены басемным серебром, венец серебряный, по краям унизан жемчугом, две цаты – одна жемчужная, а другая – серебряная, в венце и цатах – драгоценные камни; на этот образ князем Шуйским приложена серебряная вызолоченная цепочка с 9 крестами (2 серебряных, шесть каменных с Распятием серебряным, один роговой, обложенный в серебро) и 6 образками различной формы. Сохранилась постная Триодь печати 1656 года с надписью: «приложил в 1765 году старец Пахомiй по себе и по своих родителях».
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1800 года, исповедные росписи с 1824 года. [1]
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (700 руб.) – 28 руб.; б) от служб и требоисправлений - до 909 руб.; в) от земли – до 150 руб., а всего до 1080 рублей в год. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной – 3 десятины 80 кв. сажень, пахотной – 19 десятин 1576 кв. сажень, сенокосной – 11 десятин 1096 кв. сажень; план и межевая книга на землю имеются, кроме 5 десятин пахотной земли. [1]
Приход состоял из села Семеновского и деревень: Рязанок (2 версты от церкви), Климова (2 версты), Белькова (2 версты), Перегудова (1 верста), Карпова (1 верста), Курбатова (4 версты), Василева (4 версты) и Дубровки (4 версты), в коих по клировым ведомостям числилось 794 души мужского пола и 889 женского; все православные. [1]

Семеновско-Шуйское училище, Махринской волости, в селе Семеновско-Шуйском. Основано в 1883 г. стараниями местного священника на церковно-приходские средства. Ближайшие училища: Махринское в 5 вер. и Романовское — 6 вер.
В 1884 г. «Помещение собственное, деревянное, вместе с церковной сторожкой; по свету и теплоте очень удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длиной 11, шириной 9, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий недостаточно — на 69 руб. 70 коп. Библиотеки нет, кроме 16 книг. Земли нет. Законоучитель священник Константин Соловьев, студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 1883 г.; учительница Анна Покровская, окончившая курс в Александровском начальном училище, преподает с 1876 г., а в настоящем училище с 1883 г. Попечители: священник Константин Соловьев и крестьянин Матвей Егорович Мухин; пожертвовали — 1-й 2 портрета Государя Императора и Государыни Императрицы, а 2-й — 6 саж. дров. При открытии училища поступило 39 м. и 9 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 2 м. и 1 д. К 1-му января 1884 г. состояло 37 м. а 8 д. Учатся все вместе. Возраст: 7—8 л. 15, 8—9 л. 14, 9—10 л. 7, 10—11 л. 6, 11—12 л. 3. Из учащихся: 2 из с. Семеновско-Шуйского, 5—д. Рязанова—1 вер., 9—д. Климова—1 вер., 7—д. Белькова—1 вер., 16—д. Перегудова—3/4 вер. и 6—д. Василева—3 вер. Ночлежный приют есть, в котором иногда остаются в дурную погоду. Живущ. на квартирах нет. Вероисповедания православного. По сословиям: мещ. 2 м., крест. 35 м. и 8 д. Средства: от земства 144 р. 70 к.; платы за учение нет. Расходы: жалованье — законоучителю 15 р., учительнице 60 руб.; на книги и учебные пособия 69 р. 70 к. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили 8 грам., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 20-го сентября. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 2. Уроков в неделю: по Закону Божию 3, по Русскому языку 8, по Славянскому языку 3, по арифметике 3, по пению 1. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Учащихся в 1892 – 93 учебном году было 56. [1]

В 1930-х гг. в с. Семёновское на р. Шерне разрушена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

На окраине пос. Горка была воссоздана по старым чертежам церковь села Семёновского-Шуйского.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Пос. Горка
Село Романовское

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Киржач | Добавил: Николай (30.03.2019)
Просмотров: 28 | Теги: Киржачский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика