Главная
Регистрация
Вход
Вторник
21.05.2019
16:04
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1030]
Суздаль [325]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [76]
Юрьев [180]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [104]
Гусь [115]
Вязники [223]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [85]
Александров [205]
Переславль [98]
Кольчугино [59]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [42]
Селиваново [24]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [35]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [27]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Киржач

Деревня Скоморохово Киржачского района

Деревня Скоморохово

Скоморохово — деревня в Киржачском районе Владимирской области России, входит в состав Кипревского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Шорна (бассейн Клязьмы) в 18 км на северо-восток от центра поселения деревни Кипрево и в 25 км на северо-восток от райцентра города Киржач. «Село Скоморохово расположено в Александровском уезде, в первом благочинническом округе; отстоит от губернского города в 100 верст. и от уездного в 20 верст.». [2]

Село Скоморохово, Никольское тож, принадлежало в древности Нагим, которые завещали его затем в Троице-Сергиев монастырь. Во владении монастыря село и оставалось до упразднения монастырских вотчин в 1764 году.
«Ткацкий станок состоит из следующих частей: основание ткацкого стана составляют становины, которые делаются обыкновенно из ели и обходятся в 2 руб. - 2 руб. 25 коп. Становины соединены между собой вершниками или сколотинами. К вершникам и передним становинам приделаны «плечики» или «глаголики» (в Андреевско-Годуновской волости плечики обыкновенно называются «зубцами» и «подлокотками») на которых покоится другая важная часть ткацкого стана – батан. Он также делается преимущественно из ели и стоит 1 руб. 25 коп. Батан состоит: из двух лопастей, слиза, двух верхних верхоушек и одной нижней, в которую входят берда и наконец – двух ящиков по бокам, где движется гонок для челнока между двумя щечками. Гонок состоит из деревянных пластинок с кошельком. От него идут веревочки, «помочи» и «погонялочки», которые прикреплены в батане и которыми приводится в действие сам «гонок». В батане – берда, состоящая из зубьев, которые упираются в планки – «литвиночки» или «скулки», плотно перевитые пряжей и скрепленные варом. Число зубьев, равно как и пространство занимаемое ими, различно, смотря по ширине и плотности материи. Так например в селе Новоселках Андреевской волости употребляются берда в 700, 900 и 11 ½ сотен зубьев – последние пишутся в 12 сотен (16 вер.). В селе Скоморохове ширина сарпинки 14 ½ - 21 вер. Вышина берд различна, обыкновенно – 1 ½ верш. «Попашистее» бердо удобнее для ткача – в особенности еще не опытного – так как зев в этом случае можно делать больше, основа не задевает вара скулка и потому не рвется. Прежде употреблялись медные берда; поэтому они скоро мялись и портились; теперь пошли в ход стальные берда более прочные. Впрочем для сарпинки и теперь часто употребляются медные берда; для карусета почти всегда стальные. У медных берд боковые зубья от 3-4 делают из стали. Берда ткач получает от мастерка» (Бумаго-ткацкий промысел в Александровском уезде, 1882 г.).

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Андреевской волости Александровского уезда.
В феврале 1930 г. организован колхоз в д. Скоморохово.
В годы Советской Власти и вплоть до 2005 года входило в состав Афанасовского сельсовета (с 1998 года — сельского округа).

Численность населения: в 1859 г. – 322 чел., в 1905 г. – 416 чел., в 1926 г. – 489 чел., в 2002 г. – 4 чел., в 2010 г. – 4 чел.
Крестьянское Хозяйство "Омич" действует с 29 мая 1991 г. Глава крестьянского хозяйства Лыкин Александр Николаевич. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "ОМИЧ" ликвидирована 9 апреля 2012 г.

Скомороховский приход

Сведений о первоначальном устройстве церкви в Скоморохове не сохранилось; известно только, что вместо обветшавшей деревянной церкви в 1776 году построена прихожанами новая, освященная затем во имя св. Николая Чудотворца, отчего село и называется Никольским. Из этого факта можно заключить, что церковь здесь существует несомненно с начала XVIII века.
Священник Алексий Иванович Флоринский, родом из с. Флорищ Покровского уезда (ныне в Кольчугинском районе), сын диакона, по увольнении из «словесности» бывшей Суздальской Духовной семинарии в 1779 г. был определён во диакона к церкви с. Скоморохово, в 1791 г. к той же церкви определён во священника, здесь и служил до 1820 г. С 1795 по 1798 г. был депутатом, с 1798 по 1805 г. - благочинным.
К достопамятностям села Скоморохова относится и то, что оно замечательно посещениями его графа Михаила Михайловича Сперанского. Так в «Воспоминаниях о графе М.М. Сперанском» — свящ. Н. Флоринского, села Скоморохова священник Павел Флоринский рассказывал, что, когда в детстве своем Михаил Михайлович, в вакациальныс дни приезжал на праздник из с. Черкутина, Владимирского уезда, к Скомороховским сродникам — приходя в церковь, всегда становился на клиросе и своим мелодическим голосом читал и пел священные гимны церковные. [2]
Священник Павел Алексеевич Флоринский, сын о. Алексия Флоринского, по увольнении из низшего отделения Владимирской Духовной семинарии в 1817 г. произведён во диакона к Богословской г. Владимира церкви. В 1820 г. произведён во священника к церкви с. Скоморохово взамен отца. Отец Павел служил 37 лет (до 1857 г.), а когда поступил за штат, жил при зяте, священнике Иоанне Дмитриевиче Новосельском.
В 1830 году вместо деревянной церкви здесь построен каменный храм; в 1863 году этот храм расширен. Колокольня построена одновременно с церковью. На каменной колокольне было 5 колоколов. Самый большой, в 134 пуда, вылит в 1844 г. На нём надпись: «Сей колокол сооружен усердием прихожан села Скоморохова Николаевской церкви, попечением оного села священника Павла Алексеева Флоринского и старосты церковного Василья Кондратова с помоществованием Екатерины Егоровой».
Кладбище в селе устроено в 1834 г. за рекой вместо кладбища при церкви.
С 1857 г. настоятелем храма был священник Иоанн Дмитриевич Новосельский. Он обучался во Владимирской Духовной семинарии, из которой по окончании полного курса со званием студента был уволен в 1854 г. Рукоположен во священника в 1862 г. Награждён набедренником в 1864, в 1871 г. определён в должность ведомственного депутата. В 1872 г. награждён скуфьей, в 1878 г. камилавкой. В 1880 г. скончался на 47-м году жизни. Его жена к тому времени только что оправилась от тяжёлой двухлетней болезни.
С 1866 г. церковным старостой Никольского храма с. Скоморохово был Пётр Тихонов.

1885 г. «Кладбище находится на особо-отведенном месте.
В состав прихода, кроме с. Скоморохова, в коем 46 дворов, входят следующие селения: д. Савельево (Покровского уезда), д. Пеньки (Хвостово тож) и д. Афонасово; последняя деревня отстоит от церкви в 3 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 700 м. и 783 ж. пола душ. Прихожане — все крестьянского сословия и занимаются хлебопашеством и фабричной промышленностью; раскольников в приходе нет.
Причта при сей церкви по штату положено: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Иоанн Новосельский, студент, который священствует с 1857 года и награжден камилавкой.
При сей церкви земли: усадебной 1 ½ д., на которую плана нет. Пахотной 39 дес. 2399 кв. с., сенокосной — удобной 1 д. 2109 кв. с., неудобной под полуречьем 473 кв. с. Вся земля удобна и на нее имеются два плана и две межевые книги, которые хранятся в церковной ризнице. Землею причт владеет сам, лесных дач не имеется, а равно и арендных статей нет. Дома у причта собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта получается денежного дохода всего в год до 620 рублей». [2]
Престолов в церкви три: в холодной в честь св. Николая Чудотворца, в приделах теплых в честь Казанской иконы Божией Матери и св. пророка Илии. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Св. икон особенно чтима в приходе Смоленская икона Божией Матери — древнего письма. [1]
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1800 года, исповедные росписи с 1829 года. [1]
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание его получалось: а) от служб и требоисправлений до 650 р.; б) от хлебного сбора до 50 р.; в) от земли пахотной и сенокосной до 100 р.; г) процентов с причтового капитала (300 р.) — 12 руб., а всего до 812 р. в год. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви 1 ½ дес.; пахотной 39 дес. 2399 саж., сенокосной 1 дес. 2109 саж.
Приход состоял из села Скоморохова и деревень Покровского уезда: Савельева (2 вер. от церкви), Афанасова (3 вер.) и Пеньков (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 709 душ муж. пола и 830 женского. [1]

В селе Скоморохове о. Иоанном Новосельским в собственном доме и на собственные средства открыта церковно-приходская школа 4 февраля 1862 года. Помещалась в церковной сторожке. В 1885 г. в школе мальчиков обучалось 9 и девочек 1. [2] Учащихся в 1892—93 учебн. году было 31. [1]
В деревне Афанасове — земская народная школа; учащихся в 1892—93 учебн. году — 50. [1]

Николай Ксенофонтович Лепорский, р. 18.07.1876 г., сын священника с. Мергусова Переслав. у. Окончил Переслав. ДУ в 1890 г., Вифанскую ДС. В 1925 г. переведен в с. Скоморохово. Лишен избирательных прав как служитель религ. культа.
Владимир Алексеевич Богословский родился 2.02.1877 г. в с. Даратники Переславского у. Владимирской губ. Окончил Переслав. ДУ (1894 г.), ВДС (1894 — 1901 гг.). 1933 – 1936 гг. – священник церкви с. Скоморохова Киржачского р-на. В марте 1936 г. принят из обновленчества епископом Юрьев-Польским Хрисогоном (Ивановским).
В советское время церковь закрыта. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. колокольня взорвана (уцелел лишь юго-восточный угол), трапезная полностью разобрана. Храм заброшен. В нём сохранился кусочек росписи.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Киржач | Добавил: Николай (21.04.2019)
Просмотров: 47 | Теги: Киржачский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика