Кирсанов Михаил Иванович, Герой Социалистического Труда
Михаил Иванович Кирсанов
Кирсанов Михаил Иванович (1 сентября 1929 — 23 января 2008) — шлифовщик завода автотракторной осветительной арматуры «Красный Октябрь» (г. Киржач), Герой Социалистического Труда (1974).
В трудовой книжке Михаила Ивановича Кирсанова значится лишь одно место работы - ремонтно-механический цех завода, который сначала назывался "Красный Октябрь", затем «Завод „Автосвет“».
Михаил Иванович Кирсанов
Кирсанов Михаил Иванович родился в д. Польна Думиничского района (ныне Калужской области) 1 сентября 1929 года.
В 1949 году устроился на должность шлифовщика в ремонтно-механический цех завода автотракторной осветительной арматуры «Красный Октябрь» в гор. Киржач, где и проработал более полувека.
Цех не основной, небольшой, рабочее место - скромный уголок. Здесь более полувека изо дня в день Михаил Иванович выполнял заказы, поступающие из основных цехов, порой весьма сложные заказы, требующие профессионального подхода, умения увидеть в необычных очертаниях запчасти знакомые закономерности. Не зря гласит народная мудрость, что не место красит человека, а человек - место; широту или узость кругозора, творческую активность или заскорузлость в рамках стареющих догм определяет вовсе не просторность цеха или персонального кабинета, а отношение к своему делу, ко всему, что вокруг.
Михаил Иванович говорил, что всегда ощущал свою нужность, и, будучи от природы человеком наблюдательным, переимчивым и энергичным, всегда оказывался в круговерти заводских событий, в их эпицентре. Ему всегда было мало просто выполнить заказ, он постоянно стремился дойти до основания, познать технологию во всю глубину, навыки приобрести во всей тонкости мастерства.
Он много и основательно учился и в школе работающей молодежи, и у лучших шлифовщиков и фрезеровщиков, и в машиностроительном техникуме, и у талантливых организаторов общественной работы, Учился основательно, но при этом вовсе не стремился получить высокую должность и кабинет. Отвечая на вопросы корреспондента районной газеты, он однажды обстоятельно рассказал о своем миропонимании.
- "Зачем рабочему учиться? - такой вопрос не раз мне задавали товарищи, не раз задавался им и я сам. В самом деле, зачем? - Чтобы выдвинуться в мастера или технологи? Чтобы сделать карьеру? - Ну, насчет карьеры - это перехлест, однако надо иметь в виду, что при социализме путь к инженерной работе лежал только через учебу в специальных средних и высших учебных заведениях. Социалистическое общество никому дорогу к знаниям, к интеллигентному труду не закрывало, наоборот, всеми мерами способствовало развитию и проявлению талантов. Примеров могу привести много. Несколько лет тому назад я взял шефство над молодым фрезеровщиком Иваном Васькиным. Старательность в парне явно проглядывала, а умения, навыков не хватало. Всем, что знал и умел, делился с ним без остатка, одновременно помогал ему осваивать и азы общественной работы. По моей и постарше товарищей рекомендации поступил учиться в техникум. Сейчас работает мастером, и мне радостно, что он умело, толково ведет дело. Так перечислять можно долго. У нас в цехе добрая половина рабочих без отрыва от производства закончили вечернюю школу и техникум. Однако не все перешли на инженерные должности. На тех же станках, что и до учебы, работаю и я. Так вот можно подумать, зачем человек уже в возрасте - мне шел четвертый десяток, когда решился продолжить образование - мучался над учебниками столько лет? Сразу скажу, не каюсь, что в вечернюю школу три года ходил, затем в техникум. Жалею, что в институт не решился поступить. Что я получил от образования? - Многое, очень многое. Во-первых, я увереннее стал себя чувствовать как в производственном процессе, так и в общественных делах. Теперь у меня высший разряд по специальности шлифовка и фрезеровка, я самостоятельно разбираюсь в чертежах. Знать в совершенстве сложное дело - в этом, на мой взгляд, основа неувядающего интереса к делу. Приятно посмотреть, как работают на своих станках такие окончившие техникум рабочие, как A.M. Печников, В.С, Никонов, В.Н. Шалдин. Это настоящие мастера своего дела, виртуозы, люди с высокой эрудицией, с ними интересно общаться... Чтобы жить полнокровно, обязательно надо знать свою работу досконально, толково участвовать в общественной жизни. Без этих элементов, по-моему, не может быть человек счастлив. Вот почему я постоянно говорю молодым рабочим: "Учитесь!"
На протяжении всей трудовой деятельности Михаил Иванович активно участвовал в общественной деятельности. В годы, когда коллектив завода с большим напряжением осваивал выпуск светотехники для новых тогда моделей автомобиля Волжского автозавода, Михаил Иванович работал, словно любимую песню пел, и товарищей своих и личным примером, и зажигательным словом мобилизовывал.
За самоотверженный труд и активную общественную деятельность ему в числе первых на заводе было присвоено звание "Ударник коммунистического труда", в 1966 году он награжден высшим орденом страны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1974 года за выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых социалистических обязательств Кирсанову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Став знатным рабочим, депутатом поселкового и районного Советов, делегатом XXIV (1971) и XXVII (1986) съездов КПСС, он остался все тем же старательным работником, отзывчивым товарищем, активным общественником. Только заботу него прибавилось: чаще стали приглашать в школы, в профессиональные училища, в родной колледж для проведения бесед на темы профориентации с подростками. Надеясь на авторитет и недюжинные организаторские способности, товарищи по микрорайону избрали Михаила Ивановича председателем коллективного сада-огорода. И он оправдал их надежды: сумел пробить строительство дороги, водопровода, договаривался о доставке удобрительного торфа и навоза. Много сил и времени он отдавал налаживанию дружественных связей между коллективом своего завода и чешского завода "Ферокс".
С 2000 года – на заслуженном отдыхе. Выйдя на заслуженный отдых, оставив постоянную работу в цехе, он, несмотря на ухудшение здоровья, по-прежнему в круговерти заводских и поселковых дел. К нему с уважением относились и соседи, и малознакомые люди; молодые заводчане спрашивали у него совета не только по производственным, но и по житейским делам.
Ему присвоено звание Почётный гражданин г. Киржача и района.
Скончался 23 января 2008 года.
Источник:
Сергей Кротов. О М.И. Кирсанове, шлифовщике завода "Автосвет", Герое Социалистического Труда. [Электронный ресурс] // Киржачский информационный портал: [сайт]. – 2012. – URLГерои Социалистического Труда Сизов Федор Яковлевич (20 ноября 1911, д. Бабурино — 18 марта 1977, Москва) — советский военачальник, адмирал (20.05.1971), депутат Верховного Совета РСФСР 8-го созыва, начальник политуправления Северного флота (1961 — 1973).